Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Гендерные особенности эмоционального интеллекта

one_butterfly 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.06.2021
Цель исследования: изучить гендерные особенности эмоционального интеллекта. Объект исследования: эмоциональный интеллект. Предмет исследования: различия эмоциональный интеллекта у мужчин и женщин. Гипотеза исследования: состоит в том, что есть различия эмоционального интеллекта у мужчин и женщин. Задачи исследования: 1. Раскрыть подходы к изучению эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии. 2. Изучить особенности эмоционального интеллекта: гендерный аспект. 3. Выявить психофизиологические предпосылки гендерных различий. 4. Исследовать различия эмоциональный интеллекта у мужчин и женщин. 5. Разработать рекомендации для формирования эмоционального интеллекта для взрослых. Методы исследования: 1.Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез. 2. Эмпирические: 1. Тест на эмоциональный интеллект Холла. 2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В. 3. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность). 3. Методы математической статистики: Критерий ранговой корреляции Спирмена. Теоретико-методологической основой исследования: проблема эмоционального интеллекта исследовалась многими зарубежными (X. Вейсингер, Д. Гоулман, Д. Карузо, П. Сэловей, Г. Орме, Д Слайтер, Р. Стернберг, Дж. Мейер) и отечественными учеными (Т.П. Березовская, О.И. Власова, Г.Г. Гарскова, Н.В. Коврига, А.П. Лобанов, Д.В.Люсин, М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко, А.С. Петровская, Г.В. Юсупова). База исследования: Фитнес клуб 3000 г. Уфы района Республики Башкортостан. Выборка исследования: В исследовании приняло участие 80 испытуемых, из которых 40 мужчин и 40 женщин в возрасте от 40 до 60 лет. Практическая значимость исследования: состоит в том, что изучение различия эмоционального интеллекта у мужчин и женщин позволит понимать, как относиться к разным проявлениям эмоций и позволит уменьшить недопониманий между мужчин и женщин. Апробация и внедрение результатов исследования: Была опубликована статья по данной теме в журнале «Молодой учёный». Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из двадцать шести источников и одного приложения. Общий объем работы составляет девяносто четыре страниц.
Введение

Актуальность исследования: В настоящее время является изучение эмоционального интеллекта у взрослых людей. Эмоциональный интеллект играет важную роль в психосоциальном развитии личности, выполняя функцию регуляции взаимоотношения между людьми. Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Вопрос различия эмоционального интеллекта у мужчин и женщин. Это обусловлено, во-первых, тем, что мужчины и женщины выражают эмоции по-разному. Во вторых, изучения различия проявления эмоционального интеллекта, дает понимание, как относиться к партнеру в семейной жизни и как реагировать на различные эмоции. Впервые проблема эмоционального интеллекта, как самостоятельного предмета научного изучения, была выделена в начале 90-х годов ХХ века американскими психологами Дж. Мейером и П. Сэловейем. Изучение данной проблематики в настоящее время представлено в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Последние годы отмечены возросшим интересом к проблеме эмоционального интеллекта, о чем свидетельствуют увеличивающееся количество научных публикаций и эмпирических исследований (И.Н. Андреева, А.Г. Гладких, Ю.В. Давыдова, С.П. Деревянко, Ю.С. Додонов, М. Зайднер, О. Ибарра, К. Кросс, Д.В. Люсин, О.В. Лунева, Дж. Мэттью, А.А. Панкратова, А.С. Петровская, В.Г. Пичугин, Р. Б. Робертс, М.С. Родионова, Т.С. Спиркина, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, В.Д. Шадриков и др.). Одновременно с этим прослеживается тенденция активной популяризации роли эмоционального интеллекта в жизни современного человека (Г. Бхарвани, Д. Гоулман, М. Дэвис, Д. Менкес, Г. Орме, Дж. Стернберг, Дж. Форсайт, Дж. Хедланд и др.). Важно знать гендерные различия эмоционального интеллекта у женщиной и мужчиной.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3 Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНЛЛЕКТА................................6 1.1. Подходы к изучению эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………….…6 1.2. Особенности эмоционального интеллекта: гендерный аспект…..........14 1.3. Психофизиологические предпосылки гендерных различий …….…...24 Выводы по 1 главе…………………………………………….……….…...…33 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА........................34 2.1. Общая организация и методы исследования……………………….…34 2.2. Анализ эксперимента и их обсуждение.………………………..…..….36 2.3. Психологические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта для взрослых……………………………..…..……….............….48 Выводы по 2 главе …………………………………….…………………….60 Заключение…………………………………………………...……………......62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…..64 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….……67
Список литературы

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд [Текст] / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 111-131. 2. Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 44-48. 3. Авдулова Т.П. Гендерная социализация и структура общения [Электронный ресурс] / Т.П. Авдулова // Психол. исследования: электрон.науч. журн., 2009. – 100 с. 4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Текст] / И.Н. Андреева. Новополоцк. – ПГУ, 2011. – 388 с. 5. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб.пособие [Текст] / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 66 с. 6. Берн Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. – М., Просвещение, 2001. – 268 с. 7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 80 с. 8. Варданян Е. Введение в гендерные исследования. Междисциплинарный курс [Текст] / Е.Варданян. – Ереван.: АСОГИК, 2002. – 412 с. 9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. – М., АСТ, 2008. – 478 с. 10. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию [Текст] / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тезисы научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. – С. 25-26. 11. Гаврилова Е.В. Особенности межличностного восприятия и оценивания у мужчин и женщин (психосем. исследование) [Текст] / Е.В. Гаврилова, А.А. Лузаков // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информационный журнал. Краснодар, 1999. – С. 56. 12. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Текст] / А.В. Дягтерев // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 2. – С. 170-180. 13. Желтонова Ю.А. Ценностно-смысловые детерминанты межличностного взаимопонимания: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 [Текст] / Ю.А. Желтонова. – Ростов-на-Дону, 2000. – 21 с. 14. Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии [Текст] / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина. – М.: Социол. Исслед, 2000. – 90 с. 15. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы [Текст] / В.В. Знаков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 178 с. 16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 540 с. 17. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по генд. психологии [Текст] / Под ред. И.С. Клёциной – СПб.: Мир, 2003. – 106 с. 18. Кон И.С. Психология половых различий [Текст] / И.С. Кон // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 47-57. 19. Кон И.С. Пол и гендер. Заметки о терминах [Текст] / И.С. Кон // Андрология и генитальная хирургия, 2003. – 37 с. 20. Кошенова М.И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения // Практикум по гендерной психологии [Текст] / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб.: Питер, 2003. – 103с. 21. Климакова М.В. Связь компонентов эмоционального интеллекта и типа межличностного общения [Текст] / М.В. Климакова // Молодые ученые – столичному образованию. – М.: Просвещение, 2016. – 12 с. 22. Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта [Текст] / Ю.А. Кочетова. – М.: Наука, 2015. – 63 с. 23. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха [Текст] / Г. Орме. – М.: КСП, 2003. – 345 с. 24. Рыжов Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний [Текст] / Д.М. Рыжов. – М.: МНКО, 2017. – 69 с. 25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с. 26. Салогуб Е.В. Эмоциональный интеллект: современное состояние проблемы [Текст] / Е.В. Салогуб. – М.: Просвещение, 2006. – 89 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНЛЛЕКТА 1.1. Подходы к изучению эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии Понятие о эмоциональном интеллекте взяло свое начало в изучении социального интеллекта такими учеными , как Г.Айзенк , Дж.Гилфорд, Х.Гарднер. Сам термин «эмоциональный интеллект» появился в американской психологической литературе в начале 1990. Джон Мэйер и Питер Сэловей первыми дали научное определение понятию эмоциональный интеллект и разработали первую модель эмоционального интеллекта. В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др. утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях. В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Андреева И.Н. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального. Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки [4]. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта. Понятие о эмоциональном интеллекте взяло свое начало в изучении социального интеллекта такими учеными , как Г.Айзенк , Дж.Гилфорд, Х.Гарднер. К одной из современных концепций эмоционального интеллекта относится модель «множественного интеллекта» Х.Гарднера. Данная модель включает в себя семь основных форм интеллекта, в которые по мимо традиционных вербальных и логико-математических, входят музыкальный, пространственный, телесно – кинестетический, межличностный и внутренний интеллекты. Все это он описывал в своей теории «множественного интеллекта». Первыми, кто ввел понятие «эмоциональный интеллект» были Майер и П. Сэловей в 1990 году. По их мнению эмоциональный интеллект определяется усвоением, пониманием, умением воспринимать и выражать эмоции, это относиться как к своим эмоциям, так и к эмоциям других. Этот термин быстро стал употреблять в англоязычной литературе послеработ Д.Голема. «Эмоциональный интеллект» представлял собой сложный конструкт, состоящий из трех типов способностей: 1. Способность к пониманию и выражению эмоций; 1.1 вербальные и невербальные компоненты. 1.2 невербального восприятия и эмпатии 2. Способность к восстановлению эмоций; 2.1Регуляция своих эмоций 2.2 Регуляция чужих эмоций 3. Способность к использованию эмоций в мышлении и деятельности (гибкое планирование, творческое мышление, перенаправление внимания и мотивации.) Позднее они доработали эту модель. Улучшенный вариант основан на том, что информацию о связи с предметом или объектом человек получает с помощью эмоций, то есть эмоции передают информацию о характер этих связей. В случае изменения этих связей с объектом, меняются и эмоции, переживания, испытываемые по отношению к этому объекту. Исходя из выше сказанного «эмоциональный интеллект» это способность обрабатывать получаемую с помощью эмоций информацию, способность определять значение и связь между эмоциями. Гоулман Д и Дж. Мэйер выделили четыре «ветви», которые представляют устройство эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, ступени которой осваиваются в онтогенезе последовательно [9]. 1. Распознание эмоций. Включает в себя способность воспринимать эмоции, то есть факт их наличия, распознавать, адекватное выражать и различать подлинных и ложных эмоций. Маленький ребенок познает эмоции через выражения лица, мимику. Посколькуродители более четко выражают чувства, ребенок наблюдает эмоции отраженные на их лицах. В ходе взросления ребенок начинает различать искренние чувства, например вежливую улыбку. Немало важным фактом является то, что люди генерализируют эмоции касающиеся объектов. 2. Эмоции, как ресурс для повышения продуктивности умственной деятельности. Освоение эмоций, набор опыта включает в себя умственный процесс. Эмоциональное переживание сохраняется в сознании, позволяя в будущем сравнивать его с похожим чувством. 3. Понимание эмоций. Несет в себе способность понимания и рассуждения об эмоциях. Эмоциональный интеллект дает способность распознавать эмоции и адекватно рассуждать о них. 4. Управление эмоциями. Самый высокий уровень эмоционального интеллекта. На этом этапе человек может управлять и регулировать эмоциональными состояниями в себе и в других. Например, умение успокоить себя в ситуации гнева либо умение успокоить человека после гнева. В 1990 годы начали появляться и друге модели, имеющие иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными считаются модели Д. Гоулмена и Р. Бар- Она. Р. Бар-Она трактует «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности. Он выделял 5 основных компонентов которые можно отождествлять с компонентами эмоционального интеллекта : 1. познание себя – осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; 2. навыки межличностного общения – эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; 3. способность к адаптации – решение проблем, связь с реальностью, гибкость; 4. управление стрессовыми ситуациями – устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; 5. преобладающее настроение – счастье, оптимизм. В последнее десятилетие разнообразие моделей привело к необходимости их классификации. Дж. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей, где эмоциональный интеллект определяется когнитивными способностями, и смешанный модели, где эмоциональный интеллект определяется не только когнитивными способностями, но и личностными характеристиками [20]. Вторая попытка классифицировать модели принадлежит К.В.Петридесу и Э.Фёрнхему. Они предложили более широкую классификацию, разделяя эмоциональный интеллект на: 1) как способность 2) как черта К.В. Петридес и Э. Фёрнхем отмечают, что характер модели определяется методами измерения эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект проявляется как черта устойчивое поведение в различных ситуациях, для его измерения применяют опросники. Эмоциональный интеллект как способность относиться к традиционной психологии интеллекта, отсюда следует, что для измерения эмоционального интеллекта следует применять задачи, на подобии задач в интеллектуальном тесте. В отечественной психологии развитие и становлении понятия эмоциональный интеллект, описывается в работах С.Л. Рубинштейна , Л.С. Выготского, А.Н. Леоньтьева. Лев Семенович Выготский говорил о существовании динамической смысловой системы, представленной в виде совокупности аффективных и интеллектуальных процессов. По мнению Л.С. Выготского совокупность аффекта и интеллекта показывает: Во-первых, взаимовлияние и взаимосвязь этих сторон на разных уровнях развития. Во-вторых, динамичность этих сторон, причем каждой из ступени развития мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского указал на то, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального. Однако описанные идеи Л.С. Выготского на современном этапе развития психологии не получили должного развития. В подтверждение этого можно привести слова Д.Б. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального). Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах Д.В.Люсина, И.Н.Андреевой,О.В.Белоконь, Д.В.Ушакова, О.А.Гулевич, и многих других. И.Н. Андреева отмечает, что в юношеском возрасте уровень эмоционального интеллекта связан с индивидуальным проявлением самоактуализации. Также она показывает ,что высокий уровень развитости внутреннего эмоционального интеллекта сопутствует естественным эмоциональным проявлениям и позитивному самоотношению , вследствие чего устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми становиться намного проще. Д.В. Ушаков говорит о том, что при измерении эмоционального интеллекта нужно использовать не опросники, а тесты. По его мнению, опросники затуманивают измеряемые конструкты, а тесты в свою очередь, оценивают переработку эмоциональной информации в реальном времени. О.В. Белоконь, так же как и зарубежные психологии, говорит о возможности эмоционального интеллекта влиять на лидерские качества личности. Лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта не только могут создавать благоприятный психологический климат в коллективе, но и, мотивировать сотрудников на выполнение задачи организации [25]. Д. В. Люсин определяет эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями. По его мнению, способность понимать эмоции означает, что человек : – может распознавать эмоции, устанавливать сам факт наличия эмоционального переживание, как у себя, так и у других; – может распознавать эмоции ,т.е понимать какую именно эмоцию испытывает другой человек или он сам, умение описать ее словесно; – понимает причины сопутствующие появлению данной эмоции и следствия, к которым она приведет; Способность к управлению эмоций означает, что человек : – умеет контролировать силу эмоций, т.е способность приглушать сильные эмоции; – умеет контролировать выражение эмоций во внешней среде , например: слезы, крики; – умеет вызывать ту или иную эмоцию при необходимости. Понимание и умение управлять своими и чужими эмоциями дает нам возможность выделить внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Эти два варианта предполагают актуализацию и взаимосвязь разных когнитивных навыков и процессов. Люсин считает, что неправильно трактовать эмоциональный интеллект как чисто когнитивную способность так же как вербальный или пространственный интеллект. Справедливо предположить, что понимание и управление эмоциями зависит от направленности личности на эмоциональную сферу, т.е. ее интерес к внутреннему миру другого человека и к своему собственному, способностью анализировать поведение. Исходи из этого, эмоциональный интеллект имеет двойственную природу. С одной стороны он связан с личностными характеристиками, а с другой с когнитивными способностями. По Люсину, эмоциональный интеллект – это психологическое образование, которое формируется в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают уровень и индивидуальные способности. Выделяются три группы факторов: 1. Представления об эмоциях (как об источнике информации о других и о себе и т.п.) 2. Особенности эмоциональности (эмоциональная чувствительность и т.п.) 3. Когнитивные способности (точная и быстрая переработка эмоциональной информации) Предложенная Люсиным модель эмоционального интеллекта имеет отличие от смежных моделей в том, что в конструкт не вводятся все личностные особенности, а только те которые более прямо воздействуют на индивидуальные способности и уровень эмоционального интеллекта: – для измерения предложенного конструкта, Люсин, предполагает использовать задачи такие же, как в тестах и опросниках IQ; – для измерения внутриличностного интеллекта – опросники (т.к. внутренний рефлексивный опыт человека не возможно оценить с помощью задач,где имеются правильные и не правильные ответы); – для межличностного эмоционального интеллекта используют задачи. Интегральный показатель: Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности. Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте [27]. Сами вышеназванные авторы рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий. 1.2. Особенности эмоционального интеллекта: гендерный аспект Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы, самый естественный и как будто простой: какие бывают эмоции, какие бывают чувства? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообразия эмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по-разному: по «знаку» (плюс – минус) переживания – приятные – неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека — активизируют или тормозят; по степени выраженности – от легкого «нравится» до страстной любви и т. д. Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживание словесно [1]. Основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: 1) удовольствие – неудовольствие, 2) напряжение – разряжение, 3) возбуждение –торможение. Современный американский исследователь эмоций К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные – производными. К фундаментальным относятся: 1) интерес – волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе – страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность [21]. Какой бы список эмоций мы ни рассматривали, всегда обнаруживается одна интересная особенность: к любой положительной эмоции – эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше сказать противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций. Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. По словам американского психолога Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время – тонким и чутким» [10, с.25-26]. В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и практические. Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Высшие чувства являются не только личными переживаниями, но и средством воспитательного влияния на других [23]. Моральные чувства – это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник – совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей. Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека. Эстетические чувства – это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире [24]. Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия). Как показывают исследования мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, что бы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию – качеств которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то по данным исследований мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональна жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины» [26]. Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности испытывать эти чувства. Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить. Существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация. Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях) в то время как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (например, мать, секретарша, учительница). Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному. Сведения о гендерных различиях в сфере эмоционального интеллекта (ЭИ) – совокупности интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации – достаточно противоречивы. Так, обнаружено, что у мальчиков в сопоставлении с девочками уровень ЭИ на достоверном уровне в целом ниже . Согласно результатам другого исследования значимые различия по уровню эмоционального интеллекта обнаружены только у родителей (у женщин ЭИ достигает более высокого уровня, чем у мужчин), в то время как у детей подобных различий выявлено не было. Как определить самосознание? Первое и самое главное: это качество проявляется в искренности и способности к реалистичной самооценке. Люди, наделенные высоким самосознанием, способны ясно и откровенно хотя не обязательно экспансивно или проникновенно говорить о своих эмоциях и о том, как те влияют на их работу [24]. Пять составляющих эмоционального интеллекта: Определение Признаки Я Нашими эмоциями управляют биологические импульсы. Мы не способны от них избавиться, но вполне можем научиться держать их в узде. Самоконтроль, напоминающий постоянный диалог с самим собой, как раз и есть тот компонент эмоционального интеллекта, который вызволяет нас из плена чувств. Людям, которые умеют вести такой внутренний разrовор, знакомо скверное настроение, и вспышки эмоций присущи им не меньше, чем всем остальным, но они находят способы контролировать эти проявления и даже направлять их в правильное русло. Представьте себе руководителя, на глазах которого подчиненные отчитывались перед советом директоров компании и, как выяснилось в ходе их выступления, справились с аналитической работой из рук вон плохо. Охваченный возмущением руководитель может поддаться искушению гневно ударить кулаком по столу или пнуть ногой стул. Он может вскочить с места и накричать на сотрудников. С тем же успехом он может застыть в угрюмом молчании, сверля взглядом каждого перед тем, как начать распекать провинившихся. Но если лидер обладает даром самоконтроля, то поведет себя иначе. Признавая плохие показатели работы команды, он будет тщательно подбирать слова и не торопиться высказывать опрометчивые суждения. Он посмотрит на ситуацию со стороны и проанализирует причины неудачи. Если вам нужен человек на должность лидера, то встает вопрос: как отличить людей, которые испытывают тягу к достижениям, от тех, кем владеет лишь жажда внешних вознаграждений? Первый признак мотивации страсть к работе: такие люди с радостью берутся за трудные творческие задания, обожают учиться и испытывают огромную гордость за хорошо выполненную работу. Кроме того, они проявляют неослабевающее стремление к совершенствованию. Люди, полные такой кипучей энергии, зачастую кажутся неудовлетворенными существующим положением вещей. Они непрерывно задают вопросы о том, почему работа выполняется так, а не иначе; они с огромным желанием исследуют все новые и новые подходы к выполнению собственной работы. Интересно, что люди с высокой мотивацией остаются оптимистами, даже когда удача отворачивается от них. В таких случаях сочетание мотивации и самосознания помогает им преодолеть разочарование и депрессию, которые наступают в результате поражения или неудачи [2]. Из всех составляющих эмоционального интеллекта проще всего распознать способность к сопереживанию (эмпатию). Нам всем знакомо сочувствие участливого преподавателя или друга. Каждого из нас задевает отсутствие понимания со стороны бесчувственного тренера или начальника. Но когда речь заходит о бизнесе, то редко можно услышать, чтобы людей хвалили, не говоря уже о том, чтобы награждали, за их умение сопереживать. Да и само слово «сопереживание» кажется неподходящим для бизнеса, неуместным в условиях жестких реального рынка.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Философия, 60 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Философия, 67 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Философия, 70 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Философия, 64 страницы
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg