Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. Система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития России в ближайшие два-три десятилетия XXI века. В России проблемы повышения эффективности обучения и его результативности активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью, а так же внедрением педагогических технологий. На протяжение более чем 30 лет идёт процесс обновления и совершенствования содержания образования. Одним из важных направлений решения проблем является разработка и внедрение педагогических технологий:
1) Более глубокий учёт и использование психофизиологических и личностных особенностей обучаемых.
2) Осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом.
3) Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм.
4) Взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающие гарантированные результаты обучения.
Учитывая выше сказанное, для исследования была выбрана тема «Коллективного способа обучения в начальной школе как педагогическая технология».Данная тема определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важнейшую задачу образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, так и разумную, вкоторой все элементы деятельности (ориентировочно- мотивационный, операционно - исполнительный, рефлексивно - оценочный взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены учеником).Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель-ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку.
Несмотря на все преимущества КСО, его редко используют в современной системе обучения. Во многом это связано с тем, что учителя малоинформированы о возможностях использования КСО в начальной школе при обучении младших школьников.
Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать.
Я.А.Коменский.
Александр Григорьевич Ривин и Виталий Кузьмич Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем. Методики Ривина имеют различные названия: организованный диалог, коллективное взаимообучение, коллективный способ обучения (КСО), работа учащихся в парах сменного состава. Любая технология исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. Основным ведущимфактором развития, на который опирается технология коллективного обучения, является социогенный фактор, который представляет личность как «tabularasa», с латинского «чистая доска». Так философы называют незапрограммированное сознание, на которое записывается социальный опыт человека, результаты обучения.
Для исследования была изучена учебная, научно-методическая литература. Теоретические и методологические основы технологии коллективного способа обучения (КСО) изложены в исследованиях А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко, М.А. Мкртчяна. Системный анализ технологии КСО предпринят Г.К. Селевко.
Цель – изучить КСО в начальной школе как педагогическую технологию.
Объект – процесс КСО обучения в начальной школе как педагогическая технология.
Предмет– организация КСО в начальной школе как педагогическая технология.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность коллективного способа обучения как педагогической технологии.
2. Изучить особенности организации коллективного способа обучения в начальной школе как педагогической технологии.
3. Исследовать опыт организации коллективного способа обучения в начальной школе как педагогической технологии на уроках.
4. Раскрыть методические приемы при организации коллективного способа обучения как педагогической технологии.
В работе использованы методы исследования: анализ учебно-методической литературы, интернет ресурсы и педагогический опыт.