Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Связь родительского отношения и психоэмоционального состояния ребенка

one_butterfly 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.06.2021
Пояснительная записка: 55 с., 4 рисунка, 1 таблица, 50 источников, 2 приложения. ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, ТРЕВОЖНОСТЬ, САМООЦЕНКА ДОШКОЛЬНИКА. Объектом исследования является психоэмоциональное состояние ребенка старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: связь родительского отношения и психоэмоциональное состояние ребенка старшего дошкольного возраста. Цель работы - изучить связь родительского отношения с особенностями психоэмоционального состояния ребенка. В процессе работы были использованы следующие методики: 1. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.В. Варга, В.В. Столин. 2. Опросный лист диагностики психоэмоционального состояния ребенка Н. Артюхина. 3. Методика изучения самооценки детей дошкольного возраста «Лесенка» Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн. 4. Проективная методика диагностики детской тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В.Амен. В результате работы была выявлена связь родительского отношения с психоэмоциональным состоянием ребенка старшего дошкольного возраста.
Введение

Актуальность изучения проблемы. Одной из наиболее частых проблем, с которой обращаются люди в психологическую семейную консультацию, является наличие нарушения взаимоотношений между родителями и ребенком. Нарушения, как правило, могут иметь серьезные последствия для психического развития ребенка, становления его личности и характера и психоэмоционального состояния. Психологи очень много времени посвящают изучению гармоничного развития личности ребенка. Оно зависит от наличия здоровья, определяемого как состояние физического, социального и психического здоровья. Развития страхов у детей, состояния тревожности являются самыми распространенными в современном мире. «Трудные», «проблемные» дети, дети с «комплексами» это зачастую результат нарушений отношений в семье. Для маленького ребенка семья является огромным миром, в котором он чувствует себя защищенно, в котором он живет, испытывает эмоции, учится жить, любить, проявлять сочувствие. В семье ребенок вступает определенного рода отношения со своими родителями, которые в свою очередь могут оказать как положительное, так и отрицательное, а порой разрушительное влияние. Психологами – исследователями в результате изучения данной проблемы был обнаружен ряд причин, которые приводят к нарушению взаимоотношений родителей и ребенка. Данные нарушения поделены на 2 группы: Первые – имеют своим источником психологические особенности личности ребенка, а также его поведение в семье; Вторые – главным образом определяются поведением родителя и ребенка, воспитанием. В основу определенного стиля семейного воспитания ложится определенное родительское отношение (РО) к ребенку. Таким образом, целью исследования данной работы является изучение связи родительского отношения с особенностями психоэмоционального состояния ребенка. Объект исследования - психоэмоциональное состояние ребенка старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является связь родительского отношения и психоэмоциональное состояние ребенка старшего дошкольного возраста. Гипотеза данного исследования: Стиль родительских отношений оказывает влияние на особенности психоэмоционального состояния ребенка старшего дошкольного возраста, в частности: - на показатели самооценки, - особенности взаимодействия ребенка с окружающей социальной средой, а также эмоциональную оценку ребенка удовлетворенностью этими отношениями; - уровень тревожности ребенка. Задачи: 1. Раскрыть понятие родительских отношений в рамках различных теоретических концепций. 2. Изучить стили родительского отношения к ребенку. 3. Изучить особенности эмоционально-личностной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. 4. Сопоставить стили родительского отношения с особенностями формирования психоэмоциональной сферы у детей. 5. Провести практическое исследование влияния родительского отношения на особенности психоэмоционального состояния ребенка. Методы исследования: теоретический анализ, тестирование (опросники), методы математической статистики. Для диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста использовались методики, соответствующие по своей диагностической направленности целям и задачам исследования, возрастной категории, позволяющие выявить эмоциональное отношение внутри семьи и изучить эмоциональную сферу ребенка. Методики: 1. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.В. Варга, В.В. Столин. 2. Опросный лист диагностики психоэмоционального состояния ребенка Н. Артюхина. 3. Методика изучения самооценки детей дошкольного возраста «Лесенка» Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн. 4. Проективная методика диагностики детской тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В.Амен. Выборку исследования составили 52 ребенка МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №189» городского округа Самара (20 девочек и 32 мальчика) в возрасте от 5 до 7 лет и их родители. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться психологами в коррекционной работе профилактики эмоционального неблагополучия и нестабильности у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 9 1. Основные подходы исследования и понимания родительского отношения в отечественной психологии и классических западных теориях. 12 1.1. Исследования родительского отношения в отечественной психологии. 12 1.2. Исследования родительского отношения в западных теориях. 21 1.3 Психологическая характеристика личности старшего дошкольника и особенности эмоционального благополучия ребенка 25 1.4 Вывод по первому разделу. 34 2. Эмпирическое исследование связи родительского отношения и психоэмоционального состояния ребенка. 36 2.1 Обоснование гипотезы исследования. 36 2.3 Анализ полученных результатов 44 2.4 Выводы по второму разделу 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Список литературы

1 Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 1, Т.4. - М., 1960. 2 Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1994. 3 Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 1997. 4 В.И.Слободчиков, 2000. С. 172-173 5 Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека//Вопросы психологии. 1986. №4. 6 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997. 7 Полевая M.B. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений: Дисс. канд. психол. наук. -М. 1998. 8 Варга А .Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук. - М., МГУ. 1986. 9 Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей //Вестник Московского университета. – 2002.- №2. 10 Roe A., Siegelman M. A parent-child relations. Questionnaire //Child Development, v.34,2, P.355-369. 1963 11. Соколова Е.Т. Самосознание: Самооценка при аномалиях личности. - М., 1989 12 Семья и формирование личности/ Под ред. A.C. Спиваковской. - М.1981, с.40 13 Популярная психология для родителей/ Под ред.А.С.Спиваковской. - С-Петербург, 1998.. С. 42-56 14 Черников А.В. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1997г. — М., 1997. 15 Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с 16 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. –656с. 17 К.А. Абульханова-Славская. Стратегия жизни. — М. 1991. 18 Фрейд А. Норма и патология детского развития. - М., 1990, с.62 19 Фрейд 3. Психология бессознательного. -М., 1989. 20 Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1992. 21 Фромм Э. Душа человека. - М., 1998. 22 Ainsworth M.D. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother// Merril-Palmer Quaterly, 1964. 23 Bowlby J. The Making and Breaking of affectional bounds. - L., 1979. 22 Е.О. Смирнова, 1995. С.141 24 К. Роджерс, 1991. С.51 25 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. 26 Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1999.- 584с. 27 Леонова, О.И. Исследование эмоционально-аффективной сферы личности подростков/ О.И. Леонова// Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2012. – №3 28 Родители и дети: психология взаимоотношений / Под редакцией Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой . – М: «Когито-Центр»,2003. – 230с. 29 Бушталлер К. В. Исследование ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95067.htm 30 Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., Академия, 2000. 329 с. 31 Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей //Вестник Московского университета. – 2002.- №2 32 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968. – 296с 33 Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4. 34 Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии// Детский практический психолог. - М.: Просвещение, 2001. - 114 с 35 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Ананьев Б.Г.. - М.: Просвещение, 2013. – 288с 36 Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 704-707 37 Попова Т.А., Сулейманова С. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника / Т.А. Попова, С. Сулейманова // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-5. С. 1145-1148 38 Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kakpsihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 26.11.2018). 39 Мазурова Н. В., Трофимова Ю. А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания // ВСП. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-trevozhnosti-deteydoshkolnogo-vozrasta-i-stilya-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 26.11.2018). 40 Карабанова O.A. Психология семейных отношений. - Москва - Самара. 2001 41 Детская и подростковая психиатрия. Клин. лекц. для профессионалов. Под ред. Ю. С. Шевченко. М.:МИА. 2011. 928 с. 42 Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. 336 с 43 Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с. 44 Родители и дети: психология взаимоотношений / Под редакцией Е.А.Савиной и Е.О.Смирновой . – М: «Когито-Центр»,2003. – 230с. 45 Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2011. – 198 с
Отрывок из работы

1. Основные подходы исследования и понимания родительского отношения в отечественной психологии и классических западных теориях. 1.1. Исследования родительского отношения в отечественной психологии. Отношения между родителями и детьми представляют собой исторически изменчивое явление, на которое имеет влияние общественные нормы и ценности. Отношения ребенка и родителей являются основой других социальных связей ребенка, которые ему предстоит создавать и устанавливать. Также эти отношения играют важную роль в развитии самосознания – через них ребенок приобретает опыт общения как с другими, так и с самим собой. В отечественной психологии источником развития ребенка признают традиционным роль носителя человеческой культуры у взрослого. Именно в процессе взаимодействия и общения в семье родителями передается культурный опыт, который предполагает установление объективно необходимых отношений между детьми и взрослыми. Ключевым моментом развития, ее важной характеристикой является система отношения взрослого и ребенка, к которую ребенок вступает в определенный возрастной период; данная система получила название «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Л.С. Выготский впервые выдвинул идею интериоризации отношений как обязательного момента развития личности ребенка. А именно он выдвинул гипотезу о том, что ребенок в процессе развития интериоризирует социальны нормы поведения, первоначально применявшиеся к нему взрослым [1]. Так как данный вопрос о представлении этих отношений подразумевался, поэтому оставался за рамками конкретных экспериментальных психологических исследований. Согласно точки зрения культурно – исторического подхода научные исследователи (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.Д. Эльконин) раскрывают представления особенности отношений в системе «взрослый - ребенок», который описан в категориях акта развития [2]. Взаимодействия детей и родителей, а также значимых взрослых носят характер «событийной общности» «сплетения и взаимосвязи двух жизней с их внутренним единством и внешней противопоставленностью», где взрослый является для ребенка «фундаментальным основанием самой возможности возникновения и развития субъективности, основание его полноценной человеческой жизни», а не просто условия развития [3]. В рамках системного подхода, отмечается, что «в развивающихся системах происходит постоянное преобразование связей и отношений, их взаимопревращение в друг друга, приводящее к возникновению и становлению систем нового типа (или нового уровня организации)» [4]. Авторами данного подхода сделана важная попытка осознать глубину и сложность взаимных отношений между взрослыми и детьми с философско - психологических позиций. В теоретическом исследовании В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей и творчество в системе экзистенциальных деятельностей [5]. Весомый вклад в изучение проблемы взаимоотношений взрослого и ребенка внесла М.И. Лисина вместе с сотрудниками. Исследования показали, что ситуативно - личностное общение имеет большое значение для совокупного психического развития ребенка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные волнения, а положительные эмоции повышают благоприятное состояние и тонус ребенка, активизируют все его функции. Развитие общения проходят ряд стадий и форм общения, такие как ситуативно-личностная (2 - 6 мес.), ситуативно- деловая (Змес. - 2г.), вне ситуативно-познавательная (3 - 5 лет), вне ситуативно - личностная (6 - 7лет). Переход от низших форм общения к высшим осуществляется по принципу взаимодействия между конфигурацией и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестает соответствовать устаревшей форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, разламывает ее и определяет появление новой, более совершенной формы общения. Важнейшее значение в возникновении и развитии общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей [6]. Одним из самых интересных современных исследований по этой проблематике можно выделить диссертационную работу М.В. Полевой (1998), которая была посвящена изучению параметров и характристик детско – родительских отношений (ДРО). В данной работе исследовался феномен отчуждения ребенка от родителей в качестве характеристики ДРО, психологическую основу которого образует нарушение «кольца самоподражания» в общении ребенка со взрослым (ребенок не ощущает себя отраженным в «зеркале» взрослого). Различают следующие характеристики РО: принятие, понимаемое как способность принимать необычные и нестандартные проявления активности ребенка и оказывать поддержку, и отчуждение (неприятие), которое напротив отвергает все нестандартные проявления ребенка. Эмпирическими проявлениями отчуждения ребенка от родителей проявились: необщительность ребенка, закрытость, заниженная самооценка, а также некая враждебность и негативные эмоции по отношению к родителям. Увеличение дистанции со стороны взрослого при общении вызывает отчуждение и отдаление ребенка, а проявление отчуждения любых двух участников в системе «мать-отец-ребенок» опосредуются третьим участником. Данный факт был доказан экспериментальным способом [7]. А.Я.Варга и В.В. Столина определяют родительское отношение как систему различных чувств отношения к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков [8]. Данное определение дает возможность провести анализ взаимного отношения родителя и ребенка по следующим направлениям: - истинное взаимодействие родителей с ребенком, как родительская позиция); - отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним; - отношение родителя к ребенку, зависимое от влиния неосознанной мотивации родителя (родительские установки). Различные родительские позиции оказывают непосредственное влияние на формирование социальной активности и личностные особенности ребенка. А.Я.Варга и В.В. Столин выделяют классификация РО особо значимой и дающей описание обобщенных типов РО в ходе своей длительной консультационной работы: 1. принятие – отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку); 2. кооперация (отражает социально желаемый результат); 3. симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении); 4. авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка); 5. маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем). На основе выделенных авторами вышеуказанных пяти шкал был составлен опросник родительского отношения (ОРО), который по настоящий момент является одной из наиболее распространенных методик, которые направлены на выявление особенностей родительской позиции по отношению к ребенку. Отношения детей и родителей не однозначны, противоречивы и амбивалентны, что и было клинически подтверждено в работе А.Я. Варга (1987). Результатами работы выступили такие элементы эмоционального компонента РО, как симпатия – антипатия, почтение – неуважение безмерно разнообразны по содержанию, которое проявляется в различных ситуациях и на разных этапах. РО имеет стабильные и неустойчивые черты. В свою очередь, устойчивые черты внеситуативны и проявляются в таких базовых модальностях как, например, принятие-отвержение и во многом определяют тип РО. Неустойчивые, наоборот, ситуативны и подтверждены влиянию внешних и внутренних факторов. Неустойчивые черты оказывают незначительное влияние на РО в целом, однако в крайних вариантах они могут закрепиться в своеобразный «неустойчивый» Тип РО, который может неблаготворно воздействовать на развитие ребенка [9]. Главной ролью в формировании личности ребенка является родительское отношение. Однако, возникает вопрос о том, что же конкретно в структуре РО является наиболее важным, что благоприятно и что наиболее патогенно для психического развития ребенка. Также, остается вопрос о том, какие типы РО требуют психологической коррекции, какие считаются неблагоприятными, но допустимыми. А какие варианты родительских установок являются абсолютно патогенными для ребенка. Некоторые исследователи, такие как А. Roe, М. Siegelman, E.S. Shaefer, A.B. Петровский, A.C.Спиваковская, Е.Т. Соколова, изучали благоприятные варианты РО, однако описания этих отношений являются неопределенными и лишенными конкретного психологического содержания [10]. Исследователи в большей степени апеллируют к реальному жизненному опыту и здравому смыслу, чем к психологическому анализу и экспериментальной проверке теоретических гипотез. Работа Е.Т. Соколовой также посвящена проблеме стилей отношений «мать - ребенок». В ней выделены следующие стили воспитания: 1) сотрудничество. В общение матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). 2) изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими переживаниями с родителями. 3) соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. 4) псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Е.Т. Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды», и рассматривает два варианта отношений «матери и ребенка» (доминирование матери и доминирование ребенка) и дает психологические характеристики этим типам отношений. Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери. Если доминирует ребенок, мать получает следующие «психологические выгоды»: соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы» [11]. Попытка психологического описания свойств родительской позиции, благоприятной для развития ребенка, была предпринята А.С.Спиваковской (1981). В качестве оптимальных характеристик РО были выделены: 1) адекватность - наиболее близкая к объективной оценка психологических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитания на основе такой оценки; 2) динамичность - способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка, применительно к изменяющейся ситуации жизни семьи; 3) прогностичность - направленность воспитательных воздействий в будущее, к тем требованиям, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь [12]. В своих работах А.С.Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: "отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы", однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать - это любовь и независимость. Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией эмоционального благополучия ребенка, его телесного и душевного здоровья: «...только любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и от тех мотивов, которые побуждают и "осмысливают" воспитание и от избранной родителями системы воспитания ребенка [13]. Системный подход дает возможность шире посмотреть на межличностные отношения в целом и детско- родительские в частности. Согласно данному подходу считается, что любые отношения являются лишь частью большой системы. Семья является первичной и важнейшей социальной системой, поэтому все актуальные межличностные отношения представляют собой составную часть структуры, истории, коммуникации, мифов и правил семьи. Семья включает две основные подсистемы: супружеских отношений (первичные и определяющие) и детско- родительских отношений. Общая теория систем утверждает, что целое определяет специфику частей в системе, поэтому рассматривать межличностные отношения сами по себе бессмысленно. То, что происходит в семейной системе, часто не зависит от желаний и намерений входящих в нее людей; межличностные отношения отдельных людей вторичны и подчиняются законам целостной системы. Несмотря на то, что системная теория остается в рамках субъект-объектной парадигмы, объектом в данном случае становится не индивид, а семейная система [14]. С другой стороны, представление о семье как о системе позволяет рассматривать и изучать ее в историческом аспекте, т.е. в терминах генезиса: становления, развития и ликвидации. Вообще системный подход - практически единственный, где семья рассматривается в динамическом аспекте. Известны различные периодизации развития семьи, однако во многом они повторяют друг друга, и в целом имеют следующую схему [15]. 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады», где основной целью является достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятия ответственности за себя и свою судьбу. 2. Заключение брака, образование семьи - выработка и согласование общих семейных ценностей, функций, распределение ролей, организация досуга, формирование семейного самосознания «Мы», установление отношений с расширенной семьей. 3. Появление ребенка, семья с маленькими детьми (до подросткового возраста). Цель – начало формирования и реализации родительской позиции и функций, расширение семейной системы. Ряд авторов подразделяют указанную стадию жизненного цикла семьи на следующие стадии: семья с детьми младенческого возраста, дошкольного возраста, школьного возраста [16]. Авторы полагают, что именно возраст детей определяет конкретные задачи воспитания, особенности детско-родительских отношений. Принципиально важная особенность данной стадии жизненного цикла семьи — переход супругов к началу реализации родительской функции. Становление родительской позиции рассматривается как процесс во многом переломный, кризисный для обоих родителей, в значительной мере предопределяющий судьбу развития детей в семье, характер детско-родительских отношений и личность родителя в целом. 4. Семья с детьми подросткового возраста. Основной психологической характеристикой является совпадение (или значительное пересечение) кризисных возрастных стадий нескольких поколений семейной системы. Целью является развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях). Данная стадия характеризуется высокой степенью тревоги, где специфическими для супружеских отношений становятся переживания утраты любви, разочарование, «обесценивание» партнера и снижение чувства субъективной удовлетворенности браком 5. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус, где основной задачей становится формирование гибкой семейной системы с открытыми границами. На данной стадии происходит завершение выполнения воспитательной функции, отделение взрослых детей и супруги вновь решают задачу построения отношений в рамках диады, но уже на ином уровне развития, а также установления новой системы отношений с детьми и прародителями. 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости), спецификой стадии является вхождение супругов в завершающий период онтогенетического развития – период старения и старости. Возрастные особенности и задачи этого периода опосредуют задачи развития семейной системы в целом - решение проблем личностной интеграции, подведение итогов. Таким образом, родительство – со всеми его проблемами и трудностями – можно рассматривать как высшую фазу в развитии пары, так и в плане индивидуального становления. «Жизненный путь подлежит периодизации не только возрастной, — пишет К.А. Альбуханова - Славская, - но и личностной, которая уже с юности перестает совпадать с возрастной. Личность выступает как движущая сила жизненной динамики, интенсивности, содержательности своей жизни» [17]. 1.2. Исследования родительского отношения в западных теориях. Представителями этологического подхода исследования ДРО был (К.Лоренц), классического психоанализа (З.Фрейд), неофрейдизма (Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм), транзакционного анализа (Э. Берн), теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт), теории социального научения (Р. Сире), феноменоло-гиического направления (К. Роджерс) и др. Рассмотрим основные положения данных подходов в рамках интересующей нас темы. Последователи этологического подхода утверждают о том, что под определенным воздействием внутренних и внешних факторов включается набор инстинктивных, генетически детерминированных форм поведения у ребенка. Благоприятным периодом появления форм поведения является сензитивный период. Ученый К. Лоренц, проведя наблюдения за животными, предположил, что если в этот период детенышу заменить биологическую мать на любой движущийся объект, то возникнет глубокая привязанность детеныша к этому объекту, называемый импринтингом. Этологи перенесли многочисленные данные о животных на поведение человека, в связи с тем, что поведение человека рассматривали как одну из форм поведения животных. В итоге можно сказать следующее: ученые-этологи по-разному решают вопрос о соотношении социального и биологического в происхождении родительского (особенно материнского) поведения. Современные ученые, которые ведут экспериментальное изучение родительского поведения и решают вопросы биологического и социального поведения родителей, пришли к выводу, который является несколько парадоксальным: решающую роль в формировании родительского поведения всё же играют факторы социальные, несмотря на наличие базовых биологических предпосылок. Можно отметить, что, несмотря на положительные моменты, которые этологическая теория внесла в развитие науки, имеется факт чрезмерного упрощения человеческого поведения, который сводится к набору врожденных реакций, инстинктов. В классическом психоанализе З.Фрейда основной акцент делается на критическую роль переживаний раннего детства в формировании личности взрослого и отношения между ребенком и родителем рассматривались как главный фактор детского развития. Согласно Фрейду, первым объектом сексуального влечения и сексуальной энергии – либидо для ребенка выступает мать, с другой стороны она же выступает как «контролер». Фрейд определил привязанность ребенка к родителю противоположного пола как Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Эектры у девочек. Индентификация ребенка с родителем того же пола происходит в результате разрешения этих комплексов, также происходит интернализация родительских запретов, моральных норм, моделей полородового поведения [18]. Удовлетворения психосексуальных потребностей Фрейд назвал главным мотивом поведения ребенка. Недостаточно или неадекватное удовлетворение потребностей ребенка может привести к выраженным своеобразным отклонениям в развитии личности ребенка. З.Фрейд большое значение придавал отделению ребенка от родителей, чтобы социальному положению ребенка не угрожала опасность [19]. В отличие от этологического подхода, данная теория показала, что в первую очередь для развития ребенка главное значение имеет другой человек (первоочередно родитель), а не окружающие его предметы. Согласно Фрейду детское развитие представляет собой процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg