ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ АДАПТИВ-НОГО ПЛАВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Исследования необходимости адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья в теоретических источниках
В современных условиях социального развития сохраняет свою акту-альность проблема детей ограниченными возможностями здоровьями (ОВЗ). Растет к ней интерес среди ученых различных отраслей наук, интеграция которых определила появление комплексной деятельности по адаптивной физической культуре, о развитии которой среди ученых и практиков сложилось неоднозначное мнение, потому что необходимость в организации адаптивной физической культуры востребована на каждом из возрастных этапов развития человека [17, С. 34.].
С момента начала подготовки первых специалистов по адаптивной физической культуре остаются нерешенными много организационных вопросов (от подготовки профильных специалистов до взаимодействия со специалистами коррекционного образования) [11, С.16.].
Ученые констатируют, что специалисты социальной сферы в недоста-точной степени осознают роль адаптивной физической культуры в реабили-тации лиц с ограниченными возможностями здоровья, в социальной интеграции их и повышении качества их жизни.
Важным звеном организации адаптивной физической культуры оста-ются семьи, воспитывающие детей с инвалидностью. Анализ статистических данных указывает на рост в Российской Федерации числа детей с инвалидностью, как зарегистрированной, так и неофициальной [32] Данные Росстата свидетельствуют о высокой мотивации семей, воспитывающих детей инвалидов, в получении последними профессионального образования и адаптации к социальной жизни.
В стране на уровне субъектов РФ принимаются региональные законы и нормативные акты, ориентированные на социальную защиту и адаптацию инвалидов в обществе. Решение проблем инвалидов находится в компетен-ции органов исполнительной власти в сферах дефектологии, здравоохране-ния, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, организацию взаимодействия которых в рамках решения проблем адаптации инвалидов обязывает действующее законодательство. Соответ-ственно, не последнюю роль в данном процессе играет сфера образования, на «экспериментальных» площадках которой формируется инклюзивное образовательное пространство. Поэтому организация в современных условиях инклюзивной среды на всех уровнях образования через физическую культуру и спорт обеспечивает тесное взаимодействие междисциплинарного характера.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, представляю-щими различные нозологические группы инвалидности, адаптивная физическая культура и спорт выступают ключевым фактором социальной интеграции. Ее правильная организация способствует духовному развитию личности, ценностному отношению к своему здоровью, повышению социальной активности и развитию навыков коммуникации в условиях инклюзивной образовательной среды.
Обращение к научной литературе позволяет установить, что развитие адаптивной физической культуры в РФ получило неоднозначную оценку (С.П. Евсеев (2009), А.С. Махов (2012), Г.А. Магомедов, Н.В. Чупанова (2018), Г.Ф. Даниловская (2016), Л.М. Киэлевяйнен, В.П. Умнов (2018), С.Т. Кохан (2019).).
Результаты исследований показывают, что разработка эффективной модели организации адаптивной физической культуры на различных уровнях образования по-прежнему остается нерешенной перспективной задачей. Под влиянием государства на общественные отношения в сфере образования и здравоохранения данный вид деятельности стал строиться на различных отраслях знаний (дефектология, медицина, педагогика, психология, физическая культура и спорт). Получение образовательными организациями специального указания на осуществление инклюзивной образовательной деятельности определяет их правоспособность, и требует соблюдения стандартов качества, в том числе и по вопросам адаптивной физической культуры.
Необходимо признать, наиболее полно раскрывает содержание термина «адаптивная физическая культура» Л.В. Шапкова, которая его рассматривает как интегративную область знаний, основанную на достижениях физической культуры, знаний по медико-биологическим и психолого-педагогическим дисциплинам [40, С.104]. Данная область знаний, по мнению автора, должна рассматриваться как педагогическая система для инвалидов различных групп для удовлетворения потребностей в двигательной активности, оздоровлении, компенсации и коррекции нарушений и развития потенциальных возможностей организма и личности. Итогом функционирования подобных систем Л.В. Шапкова видит повышение качества жизни инвалидов [40, С.105].
Следует согласиться с С.П. Евсеевым, который считает, что культура тесно связана с деятельностью и потребностями человека. Полагаем, адап-тивная физическая культура в жизни инвалидов различных нозологических групп не является исключением: с лицами данных групп необходима специ-ально организованная деятельность по формированию у них специальных потребностей в адаптации к среде. Автор учебного пособия детально раскрывает содержание компетенций, определяемых в стандарте ФГОС 49.03.02. «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». В своих исследованиях С.П. Евсеев подчеркивает, что на современном этапе наблюдается социальный запрос общества на подготовку специалистов по адаптивной физической культуре [14, С.312].
На необходимость управления адаптивной физической культурой в стране указывает А.С. Махов [20, С.167]. В своей диссертации исследователь обосновал концепцию управления адаптивным спортом в стране, обосновал формы и методы управления, цели и задачи, функции такого управления. Содержание данной работы ярко характеризует общую ситуацию на территории Российской Федерации, демонстрируя значимость развития адаптивного спорта. В свою очередь опыт развитых зарубежных стран, в данной области показывает наглядно положительный эффект и стабильно высокие результаты.
Придерживаются этого мнения и другие исследователи [19, С.243]. В своей совместной публикации авторы обращают внимание на изменение за 2014-2018 гг. содержания общих компетенций, представленных в профиль-ном стандарте для уровня среднего профессионального образования. По убеждению ученых, новая редакция (2018) ФГОС специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура» обеспечивает формирование у студентов компетенций, необходимых для междисциплинарной деятельности, обеспечение которой стоит в числе актуальных проблем адаптивной физической культуры.
Занимаясь проблемой стимулирования интереса инвалидов различных нозологических групп к занятиям по адаптивной физической культуре, Е.Н. Фомичева и М.В. Курникова пришли к выводу о том, что в организации адаптивной физической культуры существует ряд проблем. Социологический опрос показал, что требуют своего решения проблемы отсутствие инфраструктуры для адаптивной физкультуры, нехватка профильных специалистов. Именно эти обстоятельства исследователи относят к числу главных факторов, снижающих интерес инвалидов различных нозологических к адаптивной физической культуре [37, С.36].
Г.А. Магомедов и Н.В. Чупанова определяют цели и задачи адаптивной физической культуры [18, С.67]. К ее целям авторы относят следующие:
1. восстановление функций организма, пораженных нозологиями;
2)компенсация нарушенных или утраченных функций;
3) совершенствование мышечного аппарата;
4)овладение действиями, необходимыми для активной жизни и социа-лизации.
В процессе занятий адаптивной физической культуры авторы исследо-вания ставили следующие задачи:
- достижение определенного уровня физической подготовленности;
- формирование двигательных навыков;
- координация движений.
Для повышения качества выполнения этих целей и задач исследователи применяли чувственные ориентиры, возникающие на занятиях и формирующие двигательный образ изучаемых действий. Дифференциация таких ориентиров происходила с учетом каждой отдельной нозологии. По мнению Г.А. Магомедова и Н.В. Чупановой, работающие педагоги по адаптивной физической культуре не всегда готовы работать с инвалидами различных нозологических групп.
Таким образом, адаптивная физическая культура с инвалидами предполагает системное взаимодействие всего социокультурного окружения людей с инвалидностью, которое должны составлять семья, интернат, школа, медицинские учреждения, спортивные школы и др. Данное взаимодействие должно быть направлено на преодоление противоречия между потребностью реализации нормальной жизнедеятельности и невозможностью ее полноценной реализации. Поэтому адаптивная физическая культура должна преследовать своей целью восстановление жизненных сил и повышение психологического комфорта. Эффективная реализация адаптивной физической культуры требует соблюдения ряда принципов, характеризующихся специфической направленностью.
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья, специалисты указывают на то, что основным направлением в их деятельности является коррекционная и компенсаторная работа, в том числе направленная на процесс физического воспитания. Наблюдения специалистов убеждают в повышении физической активности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Рост двигательных ресурсов является важным условием подготовки их к жизни.
Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, которые должны способствовать формирова-нию физических качеств, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма [12, С.34].
Целью таких занятий является повышение физической активности де-тей с ограниченными возможностями здоровья и обучение их использованию приобретенных навыков в повседневной жизни.
Процесс занятий адаптивной физкультуры связан не только с коррек-ционной, но и компенсаторной работой. Кроме того он способствует формированию у детей с ОВЗ адекватной самооценки.
В ходе выполнения упражнений по адаптивной физкультуре ученик улучшает физическую форму, совершенствует движения и развивает допол-нительные двигательные ресурсы. Человек с ограниченными возможностями здоровья может прибегнуть к физическим упражнениям в любом возрасте, однако особенно мощно они влияют на растущий организм [13, С.401].
В процессе работы над физическим развитием детей с ограниченными возможностями здоровья педагогу важно соблюдать принцип индивидуального подхода. Помимо этого он должен знать о состоянии здоровья учащихся, их физических, психических особенностях.
Классификация болезней у детей с ограниченными возможностями здоровья разнообразна. При этом значимыми факторами являются возраст, медицинские рекомендации, структура течения болезни.
Для приспособления к условиям окружающей среды ребёнку с ослаб-ленным здоровьем, нужны силы. Во время занятий адаптивной физической культурой дети постепенно улучшают и развивают собственные двигатель-ные ресурсы. Коррекционная работа, осуществляемая в адаптивной физической культуре, которая направлена на исправление недостатков в развитии, является фундаментом социальной реабилитации. Опорными становятся принципы, разработанные Л. С. Выготским (опора на сохраненные возможности, зоны ближайшего развития), а также коллективного способа обучения.
Выдвинутый Л.С. Выготским в тридцатые годы прошлого века, прин-цип и сегодня является основным в дефектологии. Суть принципа заключается в педагогическом влиянии на преодоление психофизических недостатков детей, а также на развитие их познавательной деятельности, физических способностей и нравственных качеств [21, С.20] .
Все виды адаптивной физкультуры ставят перед собой цель ухода от собственных болезней и проблем. Так, с помощью занятий адаптивной физической культурой можно адаптировать детей с ОВЗ к умеренным нагрузкам и при этом улучшить их психическое состояние.
Адаптивная физическая культура играет огромную роль в структуре реабилитационных и коррекционных мероприятий, так как по специфике действия влияет не только на физическое и психическое состояние человека, но и на расширение его социального опыта [24, С.51].
Для большинства детей с ОВЗ, единственной возможностью «разру-шить» замкнутое пространство, обрести приятелей является адаптивная физкультура. Именно на занятиях адаптивным спортом они узнают радость движений, учатся выигрывать и проигрывать, острее чувствуют малейшие достижения и открыто выражают свои эмоции.
Педагогическим сотрудникам нельзя забывать о создании атмосферы психологического комфорта, доверия и доброжелательности, благодаря ко-торой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают радость, чувство удовольствия от двигательных упражнений, желание вести здоровый образ жизни. При этом педагог должен подбирать упражнения умеренной сложности, учитывая индивидуальные особенности детей.
Спортивные и оздоровительные мероприятия детей с ограниченными возможностями здоровья – это целый мир отношений и чувств. Для них это и творческая деятельность, благодаря которой они стремятся к совершенству, создают свой стиль, особый облик. Все это дарит им свежие эмоции, позволяющие поднять самооценку и социализироваться в жизни
Адаптивная физическая культура - область общей физической культу-ры. Ее основная цель - развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения здоровья. Достичь цели представляется возможным при помощи организации регулярного режима функционирования телесно-двигательных возможностей , а также духовного состояния детей.
Адаптивная физическая культура в учебных заведениях понимается как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушений, имеющихся у учащихся [12, С.65].
К основным задачам адаптивной физической культуры относятся:
- воспитательные,
- образовательные,
- оздоровительные,
- задачи физического развития
К специальным задачам относятся:
- коррекция физической подготовленности.
- коррекция координационных способностей.
- коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках и др.
- коррекция соматических нарушений и их профилактика.
- коррекция психических способностей.
- развитие познавательной деятельности.
- воспитание личности умственно отсталого ребенка.
Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, факторы естественной среды и гигиены.
Осуществляя физическое воспитание детей с ограниченными возмож-ностями здоровья важно владеть информацией о состоянии здоровья уча-щихся и их индивидуальных особенностях.
Следует обратить внимание на то, что по классификации болезней ка-тегория детей с ограниченными возможностями здоровья разнообразна. Значимыми факторами являются возраст, степень тяжести, медицинские показания, структура протекания болезни.
Одно из распространенных нарушений здоровья человека – нарушение интеллекта (умственная отсталость). По данным статистики [32] из общего количества учащихся с отклонениями в развитии более половины составляют дети с нарушениями интеллекта.
Этим детям необходима регулярная помощь и наблюдение. Они счи-таются инвалидами с детства. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями интеллекта – это один из способов исправления недостатков в двигательной сфере, физического развития, укрепления здоровья, адаптации в обществе.
На физическое развитие, двигательные способности, оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психики.
Психомоторное недоразвитие детей с легкими нарушениями интеллекта проявляется в замедленной скорости развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Их действия отличаются угловатостью. Слабо сформированы у них движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика. У детей с умеренными отклонениями в интеллекте моторная недостаточность обнаруживается в девяти из десяти случаев [16, С.11].
При аналогичных нарушениях адаптивная физическая культура стано-вится особенно необходимой и актуальной. В чем заключается ее необходи-мость для детей с нарушениями интеллекта?
Человек на протяжении всей жизни может прибегнуть к физическим упражнениям, и они окажут благоприятное воздействие, но наиболее мощно они оказывают влияние на растущий организм. Физические упражнения способствуют укреплению опорно-двигательной системы, улучшению тонуса мышц, укреплению суставов, улучшению обмена веществ, увеличению работоспособности мозга и устойчивости к стрессам, формированию сенсорных функций.
Вследствие многократного выполнения упражнений улучшается физи-ческая форма, совершенствуются движения. Необходима адаптивная физическая культура и для развития двигательных возможностей.
Помимо этого, результатом регулярных физических упражнений является благоприятное воздействие на биологические структуры и функции.
Адаптивная физическая культура способствует развитию интересов и потребностей, воспитанию характера, формированию поведения и воли.
Основополагающим принципом в проведении занятий по адаптивной физической культуре для детей с нарушениями интеллекта является принцип индивидуального подхода, в результате которого обеспечивается равномерное и правильное распределение физической нагрузки [4, С.115].
Благодаря осуществлению регулярных занятий физической культурой улучшается психическое и физическое состояние детей. У них развивается способность контролировать свое состояние и управлять им.
Адаптивная физическая культура помогает вырастить жизнерадостное поколение взрослых людей, подготовить их к труду. Успешное применение средств адаптивной физической культуры в учебных заведениях положи-тельно влияет на физическое и психическое состояние детей и укрепление их здоровья в целом. Это все играет важную роль в подготовке детей с ОВЗ к трудовой деятельности.
Таким образом, адаптивная физическая культура – это не просто ком-плекс физических упражнений, а целая система мероприятий, направленная на коррекцию психических и физических нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура является необходимым средством в коррекции личности детей с ОВЗ. Правильная организация и использование физического воспитания способствует исправлению многих недостатков детей с ОВЗ.
1.2. Влияние адаптивного плавания на физическое здоровье де-тей с ОВЗ
Людям с ограниченными возможностями здоровья помогает реабилитация, поэтому необходимо:
1) выявлять специфические особенности влияния плавания на восста-новление здоровья в системе физической реабилитации, используя полезные свойства воды, биофизические процессы, особенности протекания заболевания
2) устранять стойкие расстройства функций организма, которые нару-шают физическое, социальное и психологическое здоровье, что приводит к нарушению жизнеспособности человека и частичной или полной социальной эксклюзии [18, С.92].
Принцип реабилитации состоит во взаимодействии двух составляю-щих: профессиональной и физической. Цель профессиональной реабилита-ции - достижение максимально-возможной независимости в социальной и экономической жизни, повышение самооценки, а физической - повышение качества жизни путем применения физических факторов в восстановлении больных. В результате двигательной активности мышц, суставов и сухожи-лий повышается функциональная активность коры больших полушарий го-ловного мозга, чем и достигается положительное эмоционально-психологическое состояние организма. Систематические занятия физическими упражнениями являются универсальным средством восстановления здоровья и трудоспособности и одним из важных условий полноценной жизни [29, С.48]. Инвалиды и больные нуждаются в адекватных средствах двигательной реабилитации. Большое внимание в коррекционно-развивающем процесс отводится плаванию. Рассмотрим преимущества плавания для людей, имеющих существенные отклонения в здоровье.
Во всем мире плаванию отводят роль закаливания, регулятора деятельности центральной нервной системы, а также нейрогуморальной регуляции и биоэлектрической активности мышц. Чем же объясняются эти процессы?
Закаливающее воздействие объясняется свойствами воды, а именно ее высокой теплопроводностью. Плавание тренирует механизм теплоотдачи организма и устойчивость к перепадам температур, тем самым укрепляет иммунитет. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, этим объясняется то, что тело, когда находится в воде, выделяет на 50-80% больше тепла, чем на воздухе. Всего за 15 минут нахождения в воде, человек теряет около 100 ккал тепла.
Гигиеническое действие воды обусловлено воздействием воды на по-верхность кожи (1,5-2 м?), которая улучшает ее питание и дыхание, очищая от выделений потовых и сальных желез, делая ее эластичной. Плавание применяется для ускорения регенерации тканей. Регуляция деятельности нервной системы, а именно ощущение бодрости на весь день, повышение работоспособности, происходит благодаря воздействию, тонизированию воды на комплекс рецепторов (гидростатическое давление) и нервные центры. Регулярные занятия плаванием успокаивает нервную систему, улучшает кровоснабжение мозга. При неврастении и повышенной раздражительности рекомендуется преодоление достаточно протяженных дистанций в спокойном темпе. При снижении эмоционального тонуса (психастении) рекомендуется спокойный темп плавания с постепенным наращиванием общего объема и интенсивности выполняемых упражнений. Чередование плавательных упражнений для крупных мышечных групп (вызывающие возбуждение в ЦНС) с дыхательными упражнениями на расслабление мышц (усиливают процессы торможения) восстанавливают сбалансированную деятельность нервной системы [6, С.93].
Наравне со значимостью регуляции нервного механизма огромное и значение имеет гуморальный механизм. Во время плавания в кровь выделя-ются гормоны, которые улучшают работу сердца, при этом, в мышцах образуются метаболиты, которые расширяют артериолы и улучшают их кровоснабжение, иммунитет. Лечебное плавание воздействует в данном случае на весь организм.
Ферментативная активность крови обусловлена увеличением количе-ства лейкоцитов, эритроцитов, гемоглобина в момент нахождения в воде, что, в свою очередь увеличивает защитные свойства организма и сопротив-ляемость простудным и вирусным заболеваниям.
Укрепление сердечно-сосудистой системы - благодаря отличному пи-танию и снабжению кислородом мышц и органов. Продвижению крови к сердцу помогают давление воды на поверхность тела, работа больших мышц, присасывающее действие диафрагмы вследствие глубокого дыхания, в результате чего, сердце перекачивает крови в 3-4 раза больше. Доказано, что при интенсивных плавательных упражнениях сердце пловца развивает темп до 200 сокращений в минуту, нагнетая объем крови в аорту до 35-40 л в минуту (у нетренированного человека - 4-6 л).
Также регулярные занятия плаваниям приводят к постепенному снижению частоты сердечных сокращений (ЧСС) с 55-100 ударов до 40-60 ударов. Чем реже ЧСС, тем сердце работает в более экономном режиме, паузы для отдыха увеличиваются, сердце обильно омывается кровью и меньше изнашивается. Для примера, если взять человека, ЧСС которого 65 уд/мин, тогда за сутки сердце совершит 93600 ударов. При регулярных занятиях плаванием, сердце начинает совершать 86400 ударов. Следовательно, «экономия» в сутки составляет целых 7200 ударов, а за год - более 2,5 миллионов ударов. Более того, увеличивается эластичность сосудов и обмен в тканях сосудистой стенки. Эти данные нашли подтверждение в исследованиях [23, С.47] насосной функции сердца и определено:
1) в процессе регулярных тренировок установлено выраженное умень-шение ЧСС, по сравнению с детьми, не занимающимися спортом;
2) в условиях относительного покоя у занимающихся многолетним плаванием выявлено значительное увеличение ударного объема крови - 42%.
Стиль плавания и упражнения имеют ряд особенностей в зависимости от протекания заболевания. В каждом виде плавания нагрузка специфична.
При заболеваниях опорно-двигательного аппарата - благодаря гидро-статическому давлению за счет уменьшения тяжести тела в воде под дей-ствием выталкивающей подъемной силы, создается чувство стабильности в суставах конечностей. Используются гребок руками брассом и баттерфляем в полгребка, без выноса из воды. При плоскостопии показано плавание в ластах для увеличения нагрузки на голеностопный сустав.
Например, для устранения сутулости выбирают стиль кроль на спине, а для лечения сколиоза - брасс на груди, что обусловлено максимальным вытягиванием позвоночника.
В связи с тем, что с болезнью, как правило, связано ухудшение общей координации, занятия лечебным плаванием всегда требуют дополнительного разучивания плавательных движений на суше, с учетом двигательных возможностей больного, с последующим повторением движений на воде. При неврологических нарушениях обучение проводят при помощи плавательного пояса (для взаимосвязанной работы рук и ног в воде при поддержке туловища).