Глава 1 Теоретико - правовые аспекты деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации в области благоустройства территории
1.1 Теоретические аспекты деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации в области благоустройства территории
В древности, антропогенные воздействия на окружающую среду не были настолько значительные, как в современном мире и не могли привести к таким масштабным экологическим изменениям в природе, какие происходят в настоящее время. И только с колоссальным развитием в двадцатом веке производительных сил, появилась критическая точка отчета, за которой от характера взаимодействия природы и человека стала зависеть судьба всего человечества.
Рассмотрим основные понятия. Определения указанных терминов приведены в п. 1.5 Методических рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований.
Благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
Элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.
Нормируемый комплекс элементов благоустройства - необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания на территории муниципального образования безопасной, удобной и привлекательной среды.
Нормируемый комплекс элементов благоустройства устанавливается в составе местных норм и правил благоустройства территории органом местного самоуправления.
Объекты благоустройства территории - территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.
На современном уровне существует ряд аспектов, определяющих практические градостроительные требования к системе внешнего благоустройства. Аспекты приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Аспекты и требования к системе внешнего благоустройства
Аспекты Требования
? Активизация общественных форм жизнедеятельности в пределах жилых территорий ? Потребность новых форм организации досуга населения, формирования системы открытых пространств в жилых районах, микрорайонах, кварталах, жилых группах и даже на отдельных участках жилой застройки.
? Создание комфортных условий для отдыха и осуществления социально-бытовых функций
? вблизи жилья. ? Требует зонирования жилой застройки с учетом демографического состава населения, степени его подвиж0ности.
Продолжение таблицы 1.1
? Ландшафт местности, природно-климатические условия. ? Градостроительная ситуация. Учитывать положение жилых территорий по отношению к другим функциональным элементам городского плана, которые влияют на выбор номенклатуры элементов благоустройства и характер их взаимосвязей.
? Санитарно-гигиеническое и экологического состояние территории жилой застройки. ? Состояния территории жилой застройки в соответствие с санитарно-гигиеническими и экологическими требованиями не только на момент строительства и реконструкции, но и в период ее эксплуатации.
Согласно таблице 1.1 «Аспекты требования к системе внешнего благоустройства» можно сделать вывод, чтобы достичь условий комфортной среды для проживания и деятельности населения необходимо, прежде всего, учитывать социальные процессы, которые происходят на данной территории.
Не мало важным в сфере благоустройства территории муниципального образования является рациональное размещение зданий, предназначенных для отдыха, инженерного-технического оборудования, с учетом сохранения архитектурного и исторического облика. Такие мероприятия напрямую зависят от деятельности местного руководства и степени обоснованности выбора. Такие сложные специфические задачи, как правило проще решаются в городских и сельских поселениях и гораздо труднее в городе, потому что находятся на больших территориях и требуют больше согласований с другими органами разных уровней, где соответственно больше требований и к градостроительным нормам. Но, в городском округе находит свое завершение социально воспроизводственный цикл, как дом, работа, отдых .
Деятельность органов местного самоуправления предполагает проведение специальных мероприятий, решение определенных задач . Основными задачами органов местного самоуправления в сфере благоустройства являются:
? привлечение инвестиций в инфраструктуру и коммунальное хозяйство, в жилищное строительство;
? упорядочение земельных отношений и правил оборота недвижимости;
? предвидение и предупреждение негативных общественных последствий социального и имущественного расслоения города;
? планомерный контроль экологической ситуации в городе.
Система благоустройства и озеленения муниципального образования – это система принятия решений, направленных на социально-экономическое, экологическое, инженерное и архитектурно-планировочное решение территории муниципального образования.
Основные виды деятельности органов местного самоуправления в области благоустройства: прогнозирование, программирование, проектирование.
Прогнозная деятельности в сфере благоустройства – это результат комплексной оценки экологической и градостроительной ситуации, анализа социальных, экономических, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и выявления тенденций развития территории города с использованием метода научно-обоснованного предвидения. Общей целью прогнозирования является создание необходимой информационной базы для принятия долгосрочных градостроительных решений и разработка этих решений в виде вариантов, моделей, стратегий. Прогнозирование является средством получения необходимого общего представления о возможных или желаемых путях и параметрах развития. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных градостроительных прогнозов.
Задачи прогнозирования:
? принятие административных решений в области городского развития;
? выработка градостроительной, жилищной и инвестиционной политики;
? разработка предложений по системам городского управления;
? разработка предложений для составления целевых муниципальных программ в области городского планирования и благоустройства;
? разработка предложений для разработки градостроительной проектной документации.
Основным документом прогнозирования является долгосрочная стратегия градостроительного развития города, которая разрабатывается органами местного самоуправления на срок 25–30 лет. Внесение обоснованных изменений в стратегию допускается по решению Городской Думы, Советом муниципального образования.
В настоящее время очень распространена практика принятия муниципальных целевых программ по благоустройству территории.
Целевая программа – это комплекс мероприятий, направленных на достижение четко очерченной градостроительной цели, имеющей социальное, культурное, экономическое и техническое измерение, с определением состава и содержания мероприятий, объема необходимых финансовых и иных ресурсов, источников их поступления и механизмов реализации программных мероприятий.
Таким образом, основными направлениями благоустройства и озеленения территории муниципального образования являются:
? деятельность по территориальному планированию, направленная на создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования;
? создание системы управления земельными ресурсами и недвижимостью, улучшение инвестиционного климата;
? развитие жилищного строительства всех форм собственности;
? организация систем инженерной и транспортной инфраструктур, озеленение территории, а также обеспечение условий экономии ресурсов;
? создание условий для обеспечения населения сферой социальных услуг (в т.ч. обеспечение малоимущих жильем), объектами спортивного, культурного и бытового обслуживания, образования и здравоохранения;
? охрана окружающей среды, сохранение культурного наследия, предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Основываясь на определениях можно сказать, что благоустройство территории решает одну из главных, значимых проблем современности, такую как оздоровление окружающей нас среды, мероприятиями по озеленению территорий, а также проводимых мероприятий средствами санитарной очистки территорий.
Деятельность органов местного самоуправления предполагает проведение специальных мероприятий, решение определенных задач. Эти мероприятия и задачи направлены на социально-экономическое, экологическое, инженерное и архитектурно-планировочное состояние территории муниципального образования, что необходимо для поддержания эстетического вида и окружающей среды территории.
1.2 Нормативно-правовая основа деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации в области благоустройства территории
Особенностью правового регулирования в области охраны зеленых насаждений, с позиции обеспечения благоприятной окружающей среды граждан, является его распределение по нескольким сферам законодательства. Кроме собственно экологического права, процедуры обеспечения благоприятной окружающей среды населения городов и поселений дополнительно закрепляются несколькими нормативными актами.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на благоприятную среду и достоверную информацию о её состоянии. Также гарантировано право на возмещение ущерба, который причинен здоровью гражданина или его имуществу вследствие экологического правонарушения.
В статье 29.2 Градостроительного кодекса указаны нормативы градостроительного проектирования поселения, которые устанавливают совокупность расчетных показателей, означающих минимально допустимый уровень обеспеченности объектами благоустройства. Также существуют нормативы, закрепленные также в данном кодексе, которые рассчитываются с целью определения уровня территориальной доступности объектов благоустройства местного значения для населения, проживающего на определенной территории. Вышеуказанные нормативы включают: основную часть, материалы по обоснованию расчетных показателей, а также правила и области применения данных показателей .
Федеральный закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения относит благоустройство и озеленение территории поселения, в статье 2 пункте 1 дано определение понятия «благоустройство территории», которое характеризуется, как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Кроме того, согласно Федеральному закону №131, конкретно статье 14 пункту19 и статье 16 пункту 25, органы местного самоуправления в сфере благоустройства обладают следующими полномочиями: утверждают правила благоустройства территории поселения и организовывают благоустройство территории поселения. Также согласно части 1 статье 7 Федерального закона №131, органы местного самоуправления имеют право принимать муниципальные акты по вопросам местного значения, одним из таких актов являются правила благоустройства.
В Федеральном законе № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в статье 12 определены санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Данный Федеральный закон предусматривает создание благоприятных условий для жизни и здоровья людей посредством благоустройства территории поселений, а также реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепляет обязанность органов местного самоуправления заниматься благоустройством территории, следовательно, и определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Именно в статье 7 Федерального закона указано, что к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Для юридических и физических лиц, которые эксплуатируют здания и сооружения, в статье 39 пункте 2 установлена обязанность проводить мероприятия по благоустройству территорий. Меры по благоустройству территорий обязательны и при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов согласно п. 3 статьи 37 указанного закона. Также в ст.44 закреплено, что при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области благоустройства территорий в соответствии с законодательством .
В рамках жилищно-коммунального хозяйства согласно пп. 11 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения могут являться системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо– и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.
По условиям концессионного соглашения концессионеры должны реконструировать, провести модернизацию комплекса имущества, находящегося в ведении предприятий.
Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 613 (ред. от 17.03.2014) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий» указывает понятия, элементы, а также оформление и эксплуатация объектов, нормы и правила благоустройства и контроля за ними.
Приказ от 15 декабря 1999 г. N 153 «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» . Данные правила – это рекомендательный документ для регламентации главных вопросов ведения зеленого хозяйства. При разработке правил принимались во внимание ныне действующие стандарты, эксплуатационные и строительные нормы и правила, а также материалы и источники, которые обобщают практический опыт. Они предназначены для всех предприятий, которые занимаются вопросами создания, содержания и охраны озелененных территорий, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Также устав муниципального образования направлен на повышение уровня благоустройства, обеспечения эстетического, противопожарного и санитарного состояния муниципального образования.
СНиП III-10-75 «Благоустройство территории» регулирует правила, нормы и приемку работ по элементам благоустройства:
? уборка территории;
? проезды, площадки и пешеходные дорожки;
? ограды;
? открытые спортивные сооружения;
? озеленение территорий.
СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий» указывает требования к размещению на территории предприятий, сооружений, зданий.
СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» указывает строительные нормы и правила автомобильных дорог, и транспортно-эксплуатационные показатели, обеспечивает организацию и безопасность движения, и охрану окружающей природной среды.
СНиП II-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» указывает соблюдение норм и правил при проектировании новых и реконструкции существующих поселков, городов, сельских населенных пунктов.
Также проводятся различные программы разного уровня, которые направлены на улучшения окружающей среды, повышения качества жизни населения и формирования комфортной городской среды.
Нормативно-правовые акты, такие как Конституция и Федеральные законы являются базисом для норм и правил благоустройства.
Таким образом, можно сказать, что нормативно-правовых актов по регулированию деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории вполне достаточно. Все работы по благоустройству населенных пунктов и озеленению их территорий выполняются лишь согласно законодательству. Нужно согласовывать каждое действие, ориентированное на изменение территории муниципального образования.
Глава 2 Деятельность администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в области благоустройства территории
2.1 Структура и функции администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Администрация городского поселения является исполнительно-распорядительным органом городского поселения.
Официальное наименование администрации городского поселения – администрация Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация).
Администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением.
Администрация Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в области организует организационные и контролирующие функции в сфере благоустройства и озеленения городского поселения.
Структуру органов местного самоуправления городского поселения образуют:
Собрание депутатов Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в области - представительный орган Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в области (краткое наименование - Собрание депутатов городского поселения);
Глава Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в области - глава муниципального образования;
Администрация Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в области - исполнительно-распорядительный орган (местная администрация) муниципального образования.
Рис. 2.1. Структура Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в области.
Администрация представляет собой организационно-распорядительный орган муниципального управления, призванный осуществлять практическую реализацию функций местного самоуправления. Функции Администрации включают в себя:
? во-первых, организационно-управленческие функции, суть которых сводится к формированию состава и структуры органов муниципального управления, входящих в состав муниципальной администрации. Реализации этой функции определяется содержанием полномочий муниципальной администрации по осуществлению местного самоуправления. К указанным функциям относятся издание муниципальной администрацией нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции, формирование органов муниципального управления, определение их кадрового состава;
? во-вторых, исполнительно-распорядительные функции, суть которых сводится к принятию и исполнению управленческих решений, направленных на разрешение вопросов, имеющих местную значимость для населения муниципального образования. В состав данных функций входят разработка проекта муниципального бюджета, формирование проектов планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, обеспечение исполнения бюджета, обеспечение реализации планов и программ социально-экономического развития, подготовка отчетности относительно исполнения муниципального бюджета.
Глава городского поселения является высшим должностным лицом Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в области и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов городского поселения. Глава поселения избирается Собранием депутатов городского поселения из своего состава в порядке, определяемом федеральным законом.
В своей деятельности сотрудники Администрации городского поселения подчинены главе Администрации городского поселения и заместителю главы Администрации городского поселения в соответствии с распределением обязанностей.
Главой Администрации является лицо, назначаемое на должность главы Администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Срок полномочий главы Администрации ограничивается периодом осуществления полномочий соответствующего созыва депутатов – 5 лет. Условия контракта для главы Администрации утверждаются Собранием депутатов городского поселения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом Хабаровского края – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Хабаровского края.
Глава Администрации городского поселения:
? подконтролен и подотчетен собранию депутатов городского поселения;
? представляет Собранию депутатов городского поселения отчеты о деятельности Администрации городского поселения не реже раза в год не позднее апреля месяца;
? обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Руководитель Администрации поселения действует на основе принципа единоначалия, а ему подчиняется, непосредственно, весь штат.
Таким образом мы пришли к выводу, что местное самоуправление является одним из конституционно гарантированных прав граждан. Оно отражено в гл. 8 Конституции РФ.
Администрацию возглавляет глава муниципального образования на принципах единоначалия.
Через администрацию граждане могут проявить активное участие в принятии решений по всем вопросам местной жизни.
Администрация Новоургальского городского поселения имеет разветвленную структуру. Исполняющий полномочия Главы местной Администрации является Орлов Сергей Юрьевич.
Для осуществления своих полномочий Администрация опирается на большое количество нормативно - правовых актов. Самым главным является, конечно же, Федеральный закон 2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устав Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (для городских, сельских поселений с численностью населения более 1000 человек).
Далее проведем анализ распределения функций в сфере благоустройства Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в области.
Анализ распределения полномочий по вопросам ведения организации благоустройства возложен на всех работников Администрации городского поселения, согласно своим квалификациям.
2.2 Анализ деятельности администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в области благоустройства территории муниципального образования
Внешний облик Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, его эстетический вид во многом зависят от степени благоустроенности территории, от площади озеленения. Озелененные территории вместе с насаждениями и цветниками создают образ Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, формируют благоприятную и комфортную городскую среду для жителей и гостей городского поселения, выполняют рекреационные и санитарно-защитные функции. Они являются составной частью природного богатства городского поселения и важным условием его инвестиционной привлекательности.
Для обеспечения благоустройства общественных территорий проводятся следующие мероприятия: