1. Теоретические аспекты
В своей работе будет рассмотрено как при помощи государственного финансирования стимулируется частные инвесторы проект выходит на операционную безубыточность затем переходит в стадию окупаемости и прибыли. Привнося развитие региона зачет строительства инфраструктуры создания новых рабочих мест, что обеспечивает социально-экономический рост. Теперь рассмотрим что такое государственные инвестиции- инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников. Частные инвестиции — это привлечение средств компаний, групп лиц и отдельных граждан с целью развития бизнеса. Рентабельность проекта - относительный показатель экономической эффективности, комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Окупаемость проекта- период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции. Операционная безубыточность - объем продаж, при котором выручка от реализации продукции полностью покрывает все затраты на производство этой продукции. Социально экономический эффект — это не только чисто экономический результат в виде приращения объема производства и стоимости произведенной продукции, получения прибыли, но и улучшение условий жизни людей, повышение их благосостояния, предотвращение загрязнения окружающей среды, научно-технический прогресс, развитие личности. СКФО – Северо-Кавказский федеральный округ, входит в состав Российской Федерации. 116-ФЗ — Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». ОЭЗ (Особая экономическая зона) - часть территории государства, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности, предусматривающий возможность применения ее участниками на данной территории (резидентами) различного рода льгот (административных, таможенных, налоговых, валютных и др.).
Туристический кластер - объединение организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма. Частный инвестор - Индивидуальный предприниматель либокоммерческая организация, планирующие заключить с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и получить статус резидента ОЭЗ либо заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и получившие статус резидента ОЭЗ либо осуществляющие деятельность на территории ОЭЗ без получения статуса резидента ОЭЗ.
2. Стратегические задачи проекта создания горнолыжного кластера Курорты Северного Кавказа
Стратегические задачи АО «КСК» заключаются в содействии социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа за счет управления особыми экономическими зонами, основанного на принципах эффективного использования природных ресурсов, финансовой выгоды, популяризации туризма и здорового образа жизни. Целью деятельности АО «КСК» является:
-реализация на территории Северо-Кавказского федерального округа комплексного инфраструктурного бизнес-проекта, направленного на создание и развитие конкурентоспособных всесезонных туристско-рекреационных комплексов в составе туристического кластера;
-привлечение международного опыта создания горнолыжной и иной инфраструктуры и интеграция передовых технологий;
- оптимизация государственного участия в Проекте за счет увеличения объема привлекаемых внебюджетных инвестиций
-вывод курортов на рентабельный уровень функционирования;
-продвижение Проекта во внутреннем и внешнем информационных пространствах;
-формирование позитивной среды в регионах реализации Проекта.
В соответствии со статьей 8.1 № 116-ФЗ АО «КСК» в качестве управляющей компании Проекта осуществляет следующие функции:
-обеспечивает строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ,
-обеспечение функционирования объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ;
-привлечение резидентов и иных инвесторов в ОЭЗ, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ;
-привлечение подрядных организаций для строительства указанных объектов.
-разработка проектов планировки территории ОЭЗ3 и представление их на утверждение в Мин Кавказ России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации и соглашениями об управлении ОЭЗ функций;
Горизонт стратегического планирования определен до 2025 года по государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа».
3. Международный опыт развития горнолыжных курортов
В настоящее время горнолыжный туризм стал массовым явлением (каждый год количество горнолыжных туристов растет примерно на 15—20%), приоритет в его развитии принадлежит таким странам, как Франция, Австрия, Канада, США и ряду других (таблица 1). Возможности для отдыха, спорта, лечения, развлечений в этих странах поистине безграничны. Живописные ландшафты, чистый живительный воздух гор, прекрасно организованное обслуживание горнолыжных туристов, наличие множества курортов способствуют быстрому развитию данного вида туризма.
Основные мировые страны-лидеры горнолыжного туризма
Таблица 1
В настоящее время горнолыжный туризм действительно становится массовым. Данным видом туризма увлекается не только молодежь, имеющая прекрасную физическую форму, но и люди преклонного возраста, которые рассматривают его, как релаксацию, отдых. Кроме того, современный горнолыжный центр — это комфортабельные гостиницы, разветвленная сеть культурно-развлекательных и оздоровительных учреждений; разнообразных типов предприятий питания; система маятниковых, канатно- кресельных-буксировочных дорог-подъемников (пропускная способность станций канатных дорог в 3—5 раз превосходит количество находящихся на горных спусках лыжников); трассы спусков разной протяженности и сложности;
учебные склоны; служба трасс и контрольно-спасательные службы; магазины; пункты проката спортинвентаря; горнолыжные школы.
В основе современного горнолыжного туризма лежат потребности людей в восстановлении физических и душевных сил, что характеризует этот горнолыжный туризм как разновидность рекреационного туризма (табл.2). Рекреационный вид туризма очень многообразен и включает в себя следующие программы: зрелищно-развлекательные, занятия по интересам; обучающие; этнические и бытовые; туристско-оздоровительные.
Структура предпочтений туристов о привлекательных сторонах отдыха на горнолыжных курортах
Таблица 2
В настоящее время в мировой практике в силу ряда факторов политического, экономического и этнокультурного характера сложились различные национальные системы организации управления горнолыжным туризмом.Специалисты выделяют три варианта организации управления данной сферой деятельности (табл. 3).
Первый вариант — государственный (Австралия). В данном случае все процессы по созданию, развитию, функционированию и контролю за деятельностью горнолыжных туристских центров осуществляются государственными структурами управления. Основной целью управления является сохранение ценных природных территорий при социально-экономическом развитии региона.
Государственные органы управления в данном случае осуществляют защиту природных ресурсов путем их рационального использования и эффективное управление устойчивым развитием горных территорий. Положительный эффект от реализации данных задач выражается в:
• обеспечении эффективного управления использованием природных и историко-культурных ресурсов;
• снижении антропогенной нагрузки на экосистемы;
• защите качества гидрологических ресурсов;
• проведении эколого-просветительской работе;
• планировании круглогодичного использования горнолыжных туристских центров;
• организации доступности использования горнолыжных туристских центров для организации безопасности туристов;
• обеспечении потребностей инфраструктуры горнолыжных туристских центров;
• организации высокого уровня обслуживания туристов.
Второй вариант организации управления горнолыжным туризмом -
основан на использовании рыночных принципов управления, при этом отсутствует какое-либо вмешательство государства. Создание и развитие горнолыжных туристских центров полностью осуществляется за счет коммерческих инициатив и капиталов. Такая модель организации управления горнолыжным туризмом используется в США.
Основная цель — максимальное социально-экономическое развитие региона при сохранении природных ресурсов. В данном случае в задачи государства входит:
- сравнительная характеристика моделей организации управления горнолыжным кластером
- стимулирование предпринимательской деятельности с учетом использования экологических программ и оборудования;
- максимальное снижение антропогенного воздействия горнолыжных туристских центров на экосистемы.
Таблица 3
Такая политика государства связана с тем, что развитие туризма и, особенно горнолыжных туристских центров, оказывает минимальное антропогенное воздействие на экосистемы в сравнении с горнодобывающими либолесозаготовительными работами.
Третий вариант — смешанный, что предполагает сочетание государственного управления и частного предпринимательства в развитии горнолыжного туризма (Франция, Швейцария, Австрия). Цель данной модели организации управления состоит в обеспечении согласованного развития территорий страны.
Основной задачей государства является повышение вклада туризма в экономику региона. Ее решение осуществляется путем:
• планирования развития горнолыжного туризма с учетом мнений местного населения, хозяйствующих субъектов и инвесторов;
• осуществления деятельности но привлечению иностранных туристов;
• предоставления самостоятельности в управлении.
Данная модель наиболее оптимально подходит для России, поэтому представляется полезным более внимательно ознакомиться с накопленным в этих странах опытом развития горнолыжных курортов. Это позволит воспринять наиболее ценное из опыта данных стран, а также избежать допущенных ими ошибок.
В настоящее время многие субъекты Российской Федерации и финансово-промышленные группы проявляют интерес к созданию на территории нашей страны конкурентоспособной индустрии горнолыжного туризма.
Туристская индустрия оказывает значительное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт, связь, строительство и сельское хозяйство, способствует развитию социально-экономической сферы, улучшению условий для жизни, сохранению и развитию культурного потенциала, расширяет возможности для самореализации населения, улучшает общий имидж территории, то есть выступает локомотивом социально экономического развития.
В ряде иностранных государств, сделавших ставку на развитие туризма, например, Мексике, Турции, Египте, Австрии либоФранции деятельность по развитию туризма преследовала в первую очередь экономические и социальные цели и базировалась на следующих принципах:
-создание и использование единой национальной стратегии развития туризма;
-применение эффективных механизмов государственно-частного партнерства для строительства первой очереди объектов инфраструктуры;
-соразмерное развитие необходимой инфраструктуры с ростом туристского потока;
-диверсификация туристских продуктов (равномерная загрузка в течение года);
- сохранение экосистемы для будущих поколений.
Во всех приведенных странах государство выступало на начальном этапе в роли основного координационного центра и оказало частному сектору существенную поддержку в развитии туризма по целому ряду направлений. В ряде случаев государство концентрировало рычаги регулирования деятельности по развитию туризма в руках специально создаваемых для этих целей структур (например, FONATUR в Мексике). Созданные структуры с государственным финансированием несли ответственность за реализацию проектов, привлечение и поддержку местных и иностранных инвесторов, а также применение механизмов поддержки и финансирования проектов. Государственные инвестиции направлялись на развитие инфраструктуры (транспортной, инженерной, горнолыжной и так далее.), строительство первых очередей коллективных средств размещения (что было необходимо для демонстрации потенциальным частным инвесторам стабильного денежного потока), продвижение услуг, развитие учебных программ для нужд туризма, а также восстановление, реставрацию и подготовку для комфортного посещения туристами памятников истории и архитектуры.
Среди мер по привлечению частных инвесторов наиболее популярными стали:
-предоставление земельных участков на выгодных условиях;
-предоставление налоговых льгот;
-предоставление долгосрочных кредитов с низкой процентной ставкой либо субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам;
- осуществление административной поддержки на всех этапах развития проектов.
В рамках программы развития туризма в Мексике государством в первую очередь было профинансировано строительство инфраструктуры будущих курортов за счет средств федерального и региональных бюджетов. План реализации проекта был рассчитан на 30 лет.
В Турции ключевую роль в развитии туризма сыграло Министерство культуры и туризма, которое получило больше полномочий в сферах определения районов для развития туризма, распоряжения недвижимым имуществом на территории специальных экономических зон, а также разработки и утверждения перспективных планов развития этих территорий. Проект был реализован за 30 лет.
В Египте принятые государственные меры законодательного и налогового стимулирования позволлибосущественно ускорить темпы развития экономики туризма. В ходе реализации первого пятилетнего плана государственной поддержки развития транспортной и инженерной инфраструктуры государственные инвестиции были направлены на строительство основных дорог и прокладку линий электропередач в районы курортного развития. Общий срок реализации проекта составил 27 лет.
В плане развития горнолыжного туризма в европейских странах наиболее интересными представляются опыт Австрии и Франции. Развитие горнолыжной индустрии в Австрии началось в 1950 году с началом инвестирования в создание горнолыжных комплексов на фоне быстрого роста внешнеторгового баланса и дефицита государственного бюджета. Опыт Австрии демонстрирует следующие основные факторы успеха: развитие горнолыжного туризма было признано стратегическим государственным приоритетом и осуществлялось на государственном уровне; ответственность за развитие горнолыжных комплексов была возложена на федеральные земли. Статус собственности федеральных земель помог избежать соперничества между горнолыжными комплексами при сохранении конкуренции между федеральными землями, что положительным образом повлияло на отрасль в целом; инфраструктура горнолыжных районов постоянно совершенствовалась; для продвижения горнолыжного туризма внутри страны и за рубежом была принята эффективная стратегия рекламы. Срок развития горнолыжной индустрии в Австрии составил порядка 30 лет.
Франция после Второй мировой войны значительно уступала своим соседям по альпийскому региону в количестве и качестве оборудованных горнолыжных курортов (станций). В 1964 году Правительством Франции был разработан «План Снег», и образован Межминистерский комитет по освоению горных территорий (CIAM, фр.). Основной задачей комитета являлось оказание помощи муниципалитетам, заинтересованным в развитии зимних видов туризма. Следующим шагом стало принятие французским парламентом в 1982 году Закона «О горах», которым были определены следующие задачи: сведение к минимуму демографического упадка; защита и использование с выгодой природного богатства; облегчение процесса получения разрешений на региональном уровне; базирование развития на оптимальном использовании местных ресурсов – лесных, промышленных, ремесленных, энергетических – и на диверсификации (развлечения, туризм); защита биологического и экологического равновесия; правовое определение характера контрактных отношений между муниципалитетами либообъединениями муниципалитетов и частным либочастными партнерами (например, концессия на эксплуатацию канатных дорог на 18 лет); контроль качества жилищной застройки и архитектуры. Государственные меры стимулирования развития туризма были направлены на финансирование жилищного фонда и строительство дорог, а также другой подводящей инфраструктуры. Важным элементом французского опыта являются выработанные ведущими французскими проектными и архитектурными организациями принципы круглогодичного обустройства горных курортов, обеспечивающие гармоничное взаимодействие зон горнолыжного катания и различных летних программ развлечений. Общий срок реализации программы развития горнолыжного туризма составил около 30 лет, и на сегодня Франция является мировым лидером в организации крупных объединенных зон катания: 3 Долины (Куршевель, Мерибель, Валь Торанс и Ле Менюир), Эспас Килли (Валь д'Изер и Тинь), Парадиски (Лез Арк и Ла Плань), и горнолыжном туризме в целом. В настоящее время после нескольких десятков лет устойчивого и планомерного развития горнолыжного туризма Франция стала крупнейшим в мире рынком горнолыжного туризма. При этом ей удалось избежать таких кризисов развития, какие пережлибоСША и Канада: в начале 1970-х гг. в США и Канаде имелось соответственно 1200 и 500 горнолыжных курортов, на сегодняшний день их осталось только 507 в США и 240 в Канаде. Во Франции общее количество горнолыжных курортов превысило 400, причем подавляющее большинство из них были построены с нуля, на «голом месте».
Анализ международного опыта позволяет сделать следующие практические выводы, для успешной реализации проекта развития горного кластера на территории СКФО:
1. Важным элементом стратегии развития туризма является СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ и концентрация рычагов управления деятельностью по развитию туризма в одних руках;
2. На первом этапе развития туризма НЕОБХОДИМА АКТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА, заключающаяся в создании и развитии системы льгот и преференций различного характера для инвесторов и местного населения;
3. Также на первом этапе развития туризма НЕОБХОДИМО СОЗДАНИЕ за счет средств государства ТОЧЕК РОСТА, играющих ключевую роль в обеспечении достаточного первоначального туристского потока на курорты и, соответственно, инвестиционной привлекательности объектов туристской отрасли.
4. Текущее положение дел в горнолыжных кластерах в России
Современная горнолыжная география России является достаточно обширной – от Калининграда до Камчатки и от Кольского полуострова до Северного Кавказа. Зоны для катания на горных лыжах распределены неравномерно и в основном сконцентрированы в областях с большим количеством населения. Большинство российских горнолыжных комплексов представляют собой территории с небольшим перепадом высот, короткими трассами, отсутствием необходимой инфраструктуры. Вследствие указанных характеристик они не способны привлечь ни опытных лыжников/сноубордистов, ни туристов из населенных пунктов, не находящихся в непосредственной близости от них. Кроме того, такие комплексы не в состоянии выдержать конкуренцию на международном уровне. Это также связано с тем, что протяженность трасс многих из них не соответствует признанным международным требованиям – не менее 1 км. По данным Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, трассы длиной свыше 1 км составляют около 6,7% от общего количества российских горнолыжных трасс. В последние годы горнолыжный туризм в Российской Федерации активно развивается. По состоянию на 2017 год, на территории РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ функционируют не менее 300 горнолыжных комплексов и баз с различным уровнем инфраструктуры. Общее количество горнолыжных трасс на российских горнолыжных комплексах составляет не менее 1 400 общей протяженностью более 1 тыс. км, а общее количество канатных дорог – около 800. Большинство горнолыжных комплексов располагает устаревшей инфраструктурой, не отвечающей потребностям современного туриста, и только 16% имеют в своем распоряжении 5 и более подъемников1 . Данный показатель значительно уступает абсолютным лидерам отрасли – Австрии и Франции: 78% и 72% соответственно. В расчете на 1 миллион населения страны по количеству горнолыжных комплексов, располагающих 5 и более подъемниками, Россия также не способна конкурировать с развитыми странами. Ее показатель составляет 0,4, показатель США – 1,1, Франции – 3,5 и Австрии – 23,3. 1 Горнолыжные комплексы, обладающие 5 и более подъемниками, считаются в международной практике крупными. 11 Степень развитости горнолыжной инфраструктуры оказывает закономерное влияние на количество вовлеченных в данный вид туризма жителей страны. В Австрии, располагающей наибольшим количеством крупных горнолыжных комплексов, горными лыжами и сноубордом увлекается 36% населения страны. Во Франции данный показатель составляет 13%, в США – 8% и в России – всего порядка 3%. В 2014 году существенный импульс к развитию горнолыжного туризма и продвижению горных лыж и сноуборда в России сыграли XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи, после проведения которых в распоряжении туристов оказались современные горнолыжные комплексы (Роза Хутор, Горки Город, ГТЦ «Газпром»), способные конкурировать с предложением стран Альпийского региона. Они были построены в сжатые сроки при активной поддержке государства силами частных компаний и компаний с государственным участием, в первый же год эксплуатации продемонстрировали всплеск популярности данного направления как у российских, так и у иностранных туристов, и, по статистике за 2015 – 2017 годы, стабильно занимают первое место в рейтинге российских горнолыжных комплексов по количеству туристских прибытий (рисунок 1). ТОП-5 регионов РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ по посещаемости ГЛК в 2017 году (туристских прибытий)
Рисунок 1
Четвертую позицию в указанном рейтинге занял Северо-Кавказский федеральный округ. Данный результат стал возможен во многом благодаря реализации акционерным обществом «Курорты Северного Кавказа» масштабного проекта по созданию туристического кластера. В настоящее время в составе формируемого кластера функционируют первая очередь ВТРК «Архыз» на территории Карачаево-Черкесской Республики и действующий с 1970-х годов ХХ века ВТРК «Эльбрус» на территории Кабардино-Балкарской Республики. Оба проекта демонстрируют стабильно растущий туристский поток и, более того, являются драйверами экономического роста своих регионов. Также в сезоне 2017/18 гг. сдана в эксплуатацию первая очередь ВТРК «Ведучи» на территории Чеченской Республики. По оценкам аналитиков, при распространении положительного опыта развития горных территорий, примененного в Красной поляне и на Северном Кавказе, на другие регионы России, перспективные с точки зрения развития горнолыжного туризма, существующий объем катающихся на горных лыжах и сноуборде граждан России в 3% (4,2 млн. чел.) будет иметь склонность к стабильному росту и к 2030 году может достичь показателя 8% (11,2 млн чел.). С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации деятельности по созданию конкурентоспособного рынка горнолыжного туризма в Российской Федерации и, в частности, дальнейшему развитию туристического кластера на территории Северо-Кавказского федерального округа.