Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Взаимосвязь мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала (на примере студентов и учащихся общеобразовательных школ)

one_butterfly 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.06.2021
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме взаимосвязи мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала (на примере студентов и учащихся общеобразовательных школ). Представлены научные подходы к исследованию мотивации в психологии, понятия коммуникативного потенциала личности. Результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение взаимосвязи мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала, позволяют сделать вывод о том, что мотивация достижения и коммуникативный потенциал выступают взаимосвязанными параметрами: чем выше мотивация достижения, тем более развиты коммуникативные особенности.
Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания целостной системы, направленной на формирование у подрастающего поколения способности самостоятельно приобретать знания, устойчивости жизненной позиции, в преобладании у них мотивации достижения успеха. Мотивация достижения обеспечивает такую стратегию поведения, которая отражает отношение ценности индивида друг к другу как человеку и субъекту деятельности. Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно актуальной, поскольку оказывает влияние на успешность обучения, является одной из важнейших задач обучения - развитие личности, в процессе формирования будущего специалиста-профессионала. Стремление личности к успеху в условиях информатизации, интеграции и глобализации общества обусловливает повышенное значение коммуникативного потенциала. Изучение коммуникативного потенциала становится особенно актуально для подросткового и юношеского возрастов, так как сфера межличностных отношений очень значима в этом возрасте. Успех старшеклассников и студентов на начальном этапе обучения часто зависит от умения выстраивать коммуникацию и межличностного взаимодействия в разных сферах жизни (семейная, учебная, установление контактов со сверстниками). Изучением мотивации достижения занимались такие зарубежные и отечественные ученые как Д. Аткинсон, Д. Макклеланд, Г. Мюррей, Х. Хекхаузен, Т.О. Гордеева, М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и многие другие. Проблема коммуникативных умений изучается в работах М. Аргайла А.А. Бодалева, И.А. Зимней и др. Несмотря на довольно длительный период в психологической науке, посвященной изучению мотивации, многие вопросы остаются открытыми, в частности, современные тенденции развития системы образования, профессионализации будущих специалистов, диктуют необходимость понимания механизмов построения жизненного пути, с карьерными ориентациями, что обуславливает актуальность изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала. Цель исследования – изучение взаимосвязи мотивации достижения успеха и коммуникационного потенциала (на примере студентов и учащихся общеобразовательных школ). Объект исследования: мотивация достижения как психологический феномен. Предмет исследования: изучение взаимосвязи мотивации достижения успеха и коммуникационного потенциала (на примере студентов и учащихся общеобразовательных школ). Гипотеза исследования выступило предположение о том, что существует связь между мотивацией достижения успеха и коммуникативным потенциалом личности. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ психологических теорий по исследуемой проблеме. 2. Описать подходы к изучению мотивации достижения, ее виды, рассмотреть понятие «коммуникативный потенциал», а также взаимосвязь мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала. 3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации достижения успеха и коммуникационного потенциала (на примере студентов и учащихся общеобразовательных школ). 4. Выявить и описать результаты исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы теоретического и эмпирического исследования: 1. Теоретический анализ литературы по теме исследования; 2. Эмпирические методы: ? модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения» под задачи исследования; ? модифицированный ассоциативный эксперимент, стимул «Мой Успех» (5 существительных, 5 прилагательных, 5 глаголов). ? методика исследования самооценки личности Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн; ? методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (авторы В. Синявский, Б.А.Федоришин); ? методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; ? методика диагностики личности на мотивацию к успеху А. Мехрабиана. 3. Методы количественной и качественной обработки: статистический анализ (критерий Стьюдента, угловое преобразование Фишера), элементы контент-анализа, содержательная интерпретация результатов исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в изучении мотивации достижения в психологической науке, понятия коммуникативного потенциала личности и выявления их взаимосвязи. Данные полученные при проведении эмпирического исследования могут быть использованы при разработке программ, направленных на улучшение умений выстраивать коммуникацию и межличностного взаимодействия в разных сферах жизни. База исследования: эмпирическую базу исследования составили учащиеся средней образовательной школы № 1 и Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга в количестве 63 человек, в возрасте от 15 до 22 лет. Логика исследования предполагала деление общей выборки на две экспериментальные группы: ЭГ 1 (эмпирическая группа 1) –, ЭГ 2 (эмпирическая группа 2). Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и эмпирической, заключения, библиографического списка, включающего 49 источников и приложений. Во введении описывается актуальность изучаемого вопроса и методологический аппарат исследования. В первой главе раскрыты понятия теоретических аспектов изучения мотивации достижения в психологической науке, понятия коммуникативного потенциала личности, а так же мотивации достижения успеха и ее взаимосвязь с коммуникативными способностями личности. Вторая глава представляет собой описание результатов эмпирического исследования взаимосвязи мотивации достижения успеха и коммуникативного потенциала (на примере студентов и учащихся общеобразовательных школ). Заключение содержит основные выводы по результатам проведенного исследования, согласно выдвигаемой гипотезе. В конце работы представлен библиографический список и приложения, включающие экземпляры применяемых психодиагностических методик, сводные и итоговые таблицы данных.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………..……. стр. ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ……………………………………....................................... стр. 1.1. Теоретические аспекты изучения мотивации достижения в психологической науке ……………................................................................. стр. 1.2. Понятие коммуникативного потенциала личности………...................... стр. 1.3. Мотивация достижения успеха и ее взаимосвязь с коммуникативными способностями личности……………………………… стр. ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ)……………………………………….. стр. 2.1 Организация и методы исследования……………………………………. стр. 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ………………….. стр. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... стр. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………... стр. ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРИЛОЖЕНИЕ Б ПРИЛОЖЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ Г ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Список литературы

1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с. ... — М.: Изд во МГУ, 1990. — 366 с. 2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272 с. 3. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М.: Флинта, 1998. – 168 с. 4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. труды / Ред. Д. И. Фельдштейн. 3-е изд. - М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж: МОДЕК. - 2001. - 349 с. 5. Буденкова С.Е., Зайцева Т.А., Савельева Е.Н. Коммуникативный потенциал региональных культур: опыт анализа развития. Вестник Томского государственного университета. № 346. 2011. С. 47–56. 6. Васильев И.А, Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с. 7. Вилюнас В. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с. 8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 5 т. - (Проблемы развития психики). - 366с. 9. Воробьева, М. В. Коммуникативные качества старших подростков и их успешность в учении / М. В. Воробьева // Вестник Курганского государственного университета. – Серия : Физиология, психофизиология, психология и медицина. – 2014. – № 12. – С. 58–60. 10. Ганжин В.Т. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник / отв. редактор М.И. Панов; сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина. М.: ООО «Агентство «КРПА Олимп», 2005. 591 с. 11. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 132-136. 12. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. С. 47-102. 13. Джемс У. Психология.- М.:Педагогика,1991, с.88 14. Ильин Е. П. Мотивация и мотив. – СПб. – 2011. – 508 с. 15. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность [Текст]/ В.И. Ковалев– М.: Наука, 1988. – 192 с. 16. Коваленко Н.П. Психология успеха.- СПб.: Нева, 2003. – 160 с 17. Кондратьева М. В. Развитие мотивации достижения у студентов вузов: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005. -104 с. 18. Калмыков А.А. Понятие «коммуникативный потенциал» в системе категорий коммуникативных наук. // Журналист. Социальные коммуникации №2(14) 2014.- M.: Изд. Дом «Журналист», 2014. С.13-22. 19. Кравцова Т. Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте. Дис....канд. психол.наук. Хабаровск: КГПУ, 2003.126с. 20. Кручинин В.А.Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте [Текст]: монография/ В.А.Кручинин, Е.А.Булатова; Нижегород. гос. архит.строит.ун-т.–Н.Новгород:ННГАСУ, 2010.- С.155. 21. Лашкова, Л. Л. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе [Текст] / Л. Л. Лашкова, И. В. Резанович. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 340 с. 22. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М., Директ-Медиа, 2008. - 916 c. 23. Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. – М.: Смысл, 2002 – 343 с. – С. 13 – 46. 24. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении - СПб.: Питер, 2009.- 318 с. 25. Литвинова Г. В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности: На примере младших школьников и младших подростков. Дис канд. психол. наук. Хабаровск: КГПУ, 2003. 157 с. 26. Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивация достижения : структура и механизмы : автореф. дис. … канд. психол. наук / Мадруддин Шамсуддинович Магомед-Эминов. – Москва, 1987. – 23 с. 27. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб : Питер, 2007. – 667 с. 28. Максимова Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на различные стороны жизнедеятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1981. 29. Мухина, В. С. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициации саморефлексией (в ситуации уединения и обособления) / В. С. Мухина, В. С. Басюк // Развитие личности. – 2011. – № 2. – С. 127–141. 30. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов Вуза 31. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология: особенности общения. Киев: Лебедь, 2004. 576 с. 32. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ,2007- 480 33. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. – 479 с. 34. Рубинштейн, Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2001. - 720 с. 35. Сапегина Т. А. Формирование коммуникативных способностей будущих педагогов профессионального обучения средствами невербального общения: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург. - 2007. - 23 с. 36. Семенова Л.Г. Мотивация достижения в профессиональном становлении студентов Вуза.// Вестник ТГУ, вып. 2 (58), 2008 С 354- 359 37. Семенова Т. В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185– 194. 38. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: МГУ, 2002. – 343 с 39. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен – СПб : Питер, 2001. – 256 с. 40. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб : Питер, 2013. – 860 с. 41. Хурум, С. Х. Формирование мотивации достижения у подростков / С. Х. Хурум // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 217–219. 96 42. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с. 43. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека - М.: Политиздат, 1969 – 471с. Электронные ресурсы: 44. Барахович И.И. Коммуникативный потенциал личности: постижение смыслов 2013 // barakhovich-irina@yandex.ru // 45. Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Научные материалы международного форума «Обзор Российской психологии в регионах страны и в мире» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ipras.ru/cntnt/ rus/dop_dokume /mezhdunaro/ nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html (дата обращения: 20.04.2020). 46. Екинцев, В. И. Коммуникативный потенциал личности: диагностика и развитие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. В. Замарёхина, Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, В. И. Екинцев .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010 .— 229 с. 47. Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности - (http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm) 48. Науменко М. В., Панкратова И. А. Особенности взаимосвязи трудовой мотивации и профессиональных представлений учителей с различным стилем педагогической деятельности // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/53PSMN416.pdf 49. Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN517.pdf (доступ свободный).
Отрывок из работы

ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ 1.1 Теоретические аспекты изучения мотивации достижения в психологической науке Мотивация является одной из фундаментальных проблем отечественной и зарубежной психологии. По словам Х. Хекхаузена «едва ли существует какая-либо другая широкая область психологических исследований, которую можно было бы охватить во многих аспектах, таких как психология мотивации» [41, с. 217]. Развитие проблемы мотивации в современной психологии связано, прежде всего, с анализом источников активации человека, мотивирующих сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности. В тот момент люди взаимодействуют друг с другом, в первую очередь, возникает вопрос о причинах, мотивах, которые побуждают их вступать в контакт с другими людьми, а также о целях, которые они ставят перед собой с большей или меньшей осведомленностью. Термин «мотивация поведения» используется в узком и широком смысле этого слова. В узком смысле этого слова, по мнению П.М. Якобсона, это мотивация конкретных форм человеческого поведения [47]. В широком смысле поведенческая мотивация означает совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом. С этой точной точки зрения В.И. Ковалев, который понимает мотивацию как систему различных факторов, определяющих поведение и деятельность человека [16]. Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в различных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения работы. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, которая определяет стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность продемонстрировать свои навыки и способности. Впервые это свойство мотивации было выделено в классификации Г. Мюррея, который понимал его как постоянную потребность в достижения высокого результата на работе, например, желание «сделать что-то быстро и хорошо, чтобы достичь уровня в любом деле» [6]. Эта потребность обобщается и проявляется во всех ситуациях, независимо от ее конкретного содержания. Д. Макклелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах XX века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения – Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. По мнению Д. Макклелланда «мотив достижения» — это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности [26]. В ряде работ мотив достижения рассматривается как свойство личности, черта характера или диспозиция. Такая точка зрения преимущественно характерна для западных авторов, выделяющих диспозиционные и ситуационные переменные мотивации. Смысл данного направления — показать, что устойчивые характеристики личности (личностные диспозиции: склонности, предпочтения, установки, ценности, мировоззрение и пр.) обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как внешние стимулы. Такое понимание мотива не является распространенным в отечественной психологической литературе. Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Д. Аткинсон считает, что это взаимоисключающие полюса на шкале «мотива достижения» и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Другие авторы доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями [6]. По мнению Х. Хекхаузена, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей [41]. Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении определяется следующими характеристиками: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать - в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; самосовершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать способности и тем самым повышать самоуважение [6]. По данным Д. Макклелланда, формирование «мотива достижения» во многом зависит от таких факторов, как награды, внешние оценки, ограничения и стили межличностного взаимодействия [26]. В отечественной психологии многоаспектность понятия «мотивация достижения» дополняется использованием различных синонимов для обозначения данного феномена, таких как «стремление к достижению цели» (М.Л. Кубышкина, 1997), «мотивация успеха» (А.А. Реан, 2000), «потребность в достижении» (Ю.М. Орлов, 1978), «мотив достижения» (М.Ш. Магомед-Эминов, 1987; Е.Б. Горчакова, 2002; Г.Н. Рыбка, 2006; М.В. Куприна, 2004) и др. Согласно теории деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева (60-е гг. XX в.), в процессе взросления многие основные мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что становятся чертами его личности. Среди них, наряду с мотивом власти, альтруизмом, агрессивными мотивами поведения и другими, мотивация достижения и мотивация избегания неудачи [23]. К. А. Абульханова-Славская и Т. Н. Березина рассматривают мотивацию достижения успеха как характеристику мотивационно-целевой сферы, выражающую «стремления человека достигать высокого уровня реализации и одновременно его настойчивость в преодолении препятствий» [1 с.163]. В отечественной психологии одним из влиятельных авторов по данной проблеме является Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность - деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, остальных людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то наилучшим образом и/либо быстрее, сделать прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [10]. Анализируя теории мотивации продуктивной деятельности, Т.О. Гордеева сформулировала целостную (обобщающую) модель процесса мотивации деятельности, состоящую из четырех основных блоков (определенным образом связанных друг с другом). Мотивационно-целевой блок представляет собой систему мотивов, целей и ценностей, которые запускают поведенческие, когнитивные и эмоциональные процессы мотивации для деятельности, ориентированной на успех. Его можно охарактеризовать так: серьезность причин успеха и развития субъекта, а также серьезность и конкретное содержание внутренней и внешней мотивации рассматриваемой деятельности; цели, поставленные субъектом и его ценности. Когнитивный блок - это подсистема, которая содержит, прежде всего, идеи об управляемости процесса, контролируемости и результата деятельности, которые через конструкты, как представления о личной ответственности за успех и неудачу, уверенность в способности справиться с определенной деятельностью и ожидания. Эмоциональный блок мотивации деятельности достижения может характеризоваться наличием переживания удовольствия от усилий и особенностей эмоциональных реакций, которые субъект проявляет при столкновении с трудностями и неудачами. В соответствии с моделью Т.О.Гордеевой, такие эмоциональные состояния как тревога, депрессия и некоторые другие (например, гнев, подавленность, безнадежность из-за неудачных действий), которые активно изучались в психологии, могут быть рассматриваться как предикторы эмоциональной мотивации деятельности. Поведенческий блок мотивации деятельности достижения представляет собой систему поведенческих компонентов мотивации и может быть охарактеризован с помощью таких психологических конструктов, как настойчивость, проявляющаяся во времени, отведенном для решения проблемы (как в смысле непрерывности работы над задачей, так и в смысле продолжительности желания достичь цели), упорства в процессе ее решения, в дополнение к его завершению до конца (несмотря на возможные препятствия, интенсивности усилий (уровень энергии и энтузиазм), стратегии преодоления трудностей (активные, адаптивные или беспомощные, избегающие) и выбор задач оптимального уровня трудности. Из данного описания структуры мотивации достижения и составляющих ее компонентов следует, что мотивация достижения представляет собой сложное когнитивно-аффективное-поведенческое образование и поэтому ясно, что понимание этого феномена до сих пор не является полным и непротиворечивым. Мотивация достижения в понимании М.Ш. Магомед-Эминова – «это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения» [25]. М.Ш. Магомед-Эминов выделил особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим) [5 с.3]. Существуют факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения: ? стремление достигать высоких результатов (успехов); ? стремление делать все как можно лучше; выбор сложных заданий и желание их выполнить; ? стремление совершенствовать свое мастерство. Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели. Не удивительно, когда менее одаренный, но более замотивированный (ученик, спортсмен, специалист) достигает иногда более высоких результатов в деятельности. Сильно мотивированный человек стремится к успеху и, как правило, больше работает. А для недостаточно мотивированного человека успех не является привлекательным. Это определяет низкий уровень развития мотивации достижения у такого человека. Таким образом, теоретический анализ показал, что проблеме мотивации достижения успеха уделяется значительное внимание как отечественными, так и зарубежными исследователями. Большинство авторов понимают мотивацию достижения успеха как разновидность мотивации, связанной со стремлением человека добиваться успеха с целью достижения высоких результатов в мастерстве, в решении сложных заданий. 1.2. Понятие коммуникативного потенциала личности Характер и качество общения человека напрямую зависит от его коммуникативного потенциала. Коммуникативный потенциал личности – это характеристика ее возможностей и способностей, определяющая тот или иной характер общения. Коммуникативный потенциал личности является динамичной, развивающей и обогащающейся системой свойств; он формируется в условиях совместной деятельности, и выступает в качестве внутренних резервов личности. Коммуникативный потенциал – это единство трех его составляющих: ? коммуникативные свойства личности (характеризуют отношение к способу общения, развитие потребности в общении); ? коммуникативные способности (определяют активность и инициативу в общении, эмоциональный отклик на состояние партнера, возможность реализации индивидуальной программы общения); ? коммуникативные умения и навыки (знание норм и правил общения, владение психотехниками и технологией в целом). Л.Л. Лашкова в рамках своего диссертационного исследования подчеркивает, что коммуникативный потенциал связан с коммуникативно-личностными свойствами человека, которые не только обеспечивают легкость и уверенность в общении, активную позицию во взаимодействии, но и в наиболее общем плане отражают социальный интеллект. При этом в основу этого психологического образования положена потребность в общении и стремление к пониманию других людей [21]. Понятие «коммуникативный потенциал» личности предложила Р.А. Максимова, рассматривая его как «наличие у человека определенного рода коммуникативных качеств, характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной деятельности». Р.А. Максимова в дополнение к компонентам коммуникативного потенциала, выделенным А.А. Бодалевым, включает в его структуру наличие установки на общение с другими людьми, особенности эмоционального отклика на партнера, собственное самочувствие человека в ситуации общения [28]. Сопоставление точек зрения разных авторов на структуру коммуникативного потенциала показало, что данное образование – это единство трех составляющих: 1. Коммуникативные свойства личности (характеризуют отношение к способу общения, развитие потребности в общении). 2. Коммуникативные способности личности (определяют активность и инициативу в общении, эмоциональный отклик на состояние партнера, возможность реализации индивидуальной программы общения). 3. Коммуникативная компетентность (включает знание норм и правил общения, владение психотехниками и технологией в целом). В отношении особенностей развития коммуникативного потенциала В.А. Кольцова подчеркивает, что он является стабильным личностным образованием, которое формируется в детстве и не изменяется на протяжении последующей жизни. Л.Л. Лашкова придерживается противоположной точки зрения. Она подчеркивает, что коммуникативный потенциал является развивающейся системой свойств и способностей, которые приобретаются в реальных условиях совместной деятельности. Такая система определяет многообразие путей и средств интеграции деятельности человека с деятельностью других людей, закрепляется в виде личностных качеств и особенностей и является своеобразной индивидуальной «историей участия личности» в совместной деятельности. Коммуникативные свойства, образующие содержательную основу коммуникативного потенциала, характеризуют личность сквозь призму ее возможностей как реального субъекта взаимодействия с другими людьми. При этом коммуникативные свойства, прежде всего, определяют глубину и полноту включения личности в совместную деятельность или сотрудничество, выступают как внутренние резервы личности, особенно важные в эмоционально напряженных условиях взаимодействия [13 с.16]. В.Т. Ганжин предлагает рассматривать структуру коммуникативного потенциала как совокупность способностей: ? к эмпатии (на основе эмпатии выстраивается диалогика согласия М.И. Бахтина, В.С. Библера [2], а также формируется и реализуется множество коммуникативных стратегий в политике, шоу-бизнесе, рекламе, т.д.); ? к идентификации; ? к рефлексии (Я – глазами других – коммуникативная рефлексия), дополняя эмпатию и идентификацию; ? к децентрации (базовый механизм психики, позволяющий ей «выходить за пределы своего «Я» и делать центром события других людей, общие события, дела, взаимные интересы и т.д.). Децентрация дает рост коммуникативному потенциалу личности, пониманию других людей и общностей, формированию лидерского сознания и проявлению харизматических качеств, адекватному восприятию, к совместной жизни и деятельности [10]. В. В. Рыжов в структуре коммуникативного потенциала выделил шесть основных блоков: ? доминирующий тип мотивационных установок в общении; ? контактность личности в коммуникации; ? содержательная направленность в общении; ? социально-перцептивные способности и умения; ? социально-психологические характеристики личности, описывающие ее место в коммуникативных отношениях; ? рефлексивно-самооценочные свойства и способности [18]. Составляющими коммуникативного потенциала Л. Орбан-Лембрик считает коммуникативные знания, умения и навыки и отмечает такие его свойства как динамичность формирования, деятельностный характер, эффективность во взаимодействии как внутренний резерв личности [31 с. 576] Коммуникативный потенциал личности рассматривается как динамическая система, формирующаяся в условиях совместной деятельности, и выступает в качестве внутренних резервов личности, которые обеспечивают ей эффективность в общении; как наличие у человека определенного рода коммуникативных качеств, характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной деятельности. Называются следующие коммуникативные способности: умение адаптироваться в межличностных контактах, понимать и адекватно воспринимать собеседника, быть толерантным во взаимодействии, обладать продуктивными способами разрешения конфликтной ситуации, техниками общения (вербальными и невербальными), моделировать собеседника в контакте, уметь быть инициативным в общении и передавать инициативу собеседнику, прогнозировать ход коммуникативного процесса и т.д. В структуре коммуникативного потенциала личности выделяют четыре взаимосвязанных уровня: базовый, содержательный, операциональный, рефлексивный. Назначение каждого уровня – обеспечить определенный аспект коммуникативной составляющей профессиональной деятельности. 1.Базовый уровень коммуникативного потенциала определяет общую направленность и мотивацию коммуникативных действий, ее соотнесенность с профессиональными целями. Базовый уровень включает в себя глубинные установки и ценностные ориентации личности в коммуникативной сфере. 2.Содержательный уровень коммуникативного потенциала обеспечивает построение коммуникативных программ и планов делового общения с целью разрешения конкретной профессиональной задачи. Понятно, что каждый человек моделирует свое коммуникативное поведение по-разному, исходя из индивидуальных особенностей мыслительных процессов, из особенностей темперамента и характера. Кроме того, успешность построения индивидуальных коммуникативных программ определяется широтой и глубиной комплекса коммуникативных знаний личности. 3.Операциональный уровень коммуникативного потенциала представляет собой систему индивидуальных коммуникативных умений и навыков личности. Этот уровень призван обеспечивать выполнение необходимых коммуникативных действий в ходе практической реализации коммуникативных планов по решению профессиональной задачи. Для того, чтобы эффективно реализовать операциональный уровень коммуникаций, необходимы ? навыки социальной перцепции: восприятие и интерпретация поведения других людей; ? навыки вербального воздействия (содержательная, грамотная, богатая, выразительная, уместная речь); ? навыки невербального поведения (жесты, мимика, пантомимика, контакт глаз); ? а также умелое использование характеристик собственной речи (тембр, темпоритм, интонация, артикуляция, громкость). Важное значение имеют такие коммуникативные умения как: ? умение организовать контакт с аудиторией; ? умение слушать и слышать собеседников; ? умение реализовывать индивидуальные коммуникативные возможности в публичном выступлении, в беседе; ? умение занимать оптимальную коммуникативную позицию в контактах; ? умение открыто выражать свои чувства и отношения; ? умение находить выход из конфликтной ситуации; ? умение уместно реагировать на поступки и высказывания партнеров по общению и т. д. Индивидуальная система коммуникативных навыков и умений проявляется непосредственно в коммуникативном поведении. Поэтому именно на операциональном уровне наиболее ярко проявляются как плюсы, так и несовершенства коммуникативных действий личности. 4.Рефлексивный уровень коммуникативного потенциала обеспечивает оценивание и анализ собственной коммуникативной деятельности. «Рефлексия»: это с точки зрения В. А. Кулюткина когда «...человек оценивает свои собственные возможности и планирует на этой основе определенный уровень достижения в деятельности, рассматривая себя как исполнителя» [19, с.86]. Значит рефлексивный уровень коммуникативного потенциала содержит единство: внутриличностных особенностей, т. е. способности к самоизучению, самосовершенствованию, анализу причинно-следственных связей, сомнениям, реализации ценностных критериев; и поведенческих особенностей, т. е. применения вышеназванных особенностей к сложным условиям и обстоятельствам профессиональной деятельности. Взаимосвязь всех уровней коммуникативного потенциала личности обеспечивает реализацию целостного коммуникативного действия, направленного на эффективное решение профессиональной задачи. Недостаточное развитие какого-либо уровня коммуникативного потенциала личности становится причиной возникновения ситуаций затрудненного общения. Это снижает эффективность коммуникаций, приводит к неудовлетворенности личности своей профессиональной деятельностью, формирует неадекватную самооценку, тормозит творческое развитие человека. Таким образом, коммуникативный потенциал выступает как динамичное образование, включающее в себя коммуникативные свойства и коммуникативные способности и изменяющееся под влиянием совместной деятельности с другими людьми. Высокий уровень его развития позволяет человеку быть успешным в процессе общения. 1.3 Мотивация достижения успеха и ее взаимосвязь с коммуникативными способностями личности При исследовании мотивации достижения успеха выявились взаимосвязи мотивации достижения как устойчивой диспозиции. Среди различных свойств и качеств, которые предположительно состоят в корреляции с мотивацией достижения, называют такие, как избегание неудачи, нейротизм и тревожность (Дж. Аткинсон, Д. Макллелланд); локус контроля (Е.Б. Горчакова); соперничество (Е.П. Ильин, Е.Б. Кузнецова); доминантность (Д. Макклелланд); склонность к умеренному риску (Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Н.А. Батурин, Н.А. Курганский); самоактуализация и самореализация (И.В. Григоричева); интеллект (Р.Стернберг, В.Н. Дружинин, Е.В. Воробьева); креативность (Д.Б. Богоявленская, А.В. Либина, А.В.Челнокова). В качестве поведенческих коррелятов мотивации достижения авторы отмечают активность и результативность деятельности (Н.А. Батурин), успех в профессиональной деятельности (А.Г. Ивашкин), а также успеваемость (Х. Хекхаузен, Т.О. Гордеева, Г.Н. Рыбка). Согласно полученным данным исследования взаимосвязи мотивации достижения с нейротизмом и экстраверсией А. Ребасс, экстраверсия положительно связана с мотивацией достижения и отрицательно — с мотивацией избегания неудач. Нейротизм отрицательно связан с мотивацией достижения. В описании особенностей интровертов и лиц с выраженной мотивацией избегания неудач можно обнаружить сходства. Так, например, для интровертов свойствен пессимизм, социальная робость, самокритика, а лица с выраженной мотивацией избегания неудачи склонны недооценивать свои способности. Сходства можно обнаружить и в описаниях экстравертов и людей, мотивированных на достижение успеха. Напористость, активность, импульсивность, оптимистичность, коммуникабельность экстравертов, их склонность к риску и любовь к переменам находят сходство со следующими характеристиками лиц, мотивированных на достижение, описанных Д. Макклелландом. Также экстравертам приписывается высокий уровень стремления к материальному благополучию, а для мотивированных на достижение успеха деньги являются прямым показателем успешности [12]. Исследования личностной тревожности и мотивации достижения Е.А. Кедяровой и М.Ю. Уваровой, доказали, что мотивы достижения успехов и мотивы избегания неудач функционально связаны с самооценкой, уровнем притязаний, и тревожностью [15]. По мнению Х. Хекхаузена «Мотив достижения связан с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению В исследованиях Л. И. Божович показано, что у детей с разной самооценкой реакция на неуспех отличается. Учащиеся с устойчивой адекватной самооценкой вели себя спокойно, хотя подчас и досадовали на себя и огорчались, они разумно соотносили свои возможности со степенью сложности выбираемой задачи: не решив выбранную, они снижали свои притязания, а если решали ее легко, брали более трудную. Подростки с завышенной самооценкой, не сумев решить выбранную задачу, берут еще более трудную; в процессе работы сердятся, волнуются, винят обстоятельства.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 97 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg