ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Теоретические аспекты изучения мотивации достижения в психологической науке
Мотивация является одной из фундаментальных проблем отечественной и зарубежной психологии. По словам Х. Хекхаузена «едва ли существует какая-либо другая широкая область психологических исследований, которую можно было бы охватить во многих аспектах, таких как психология мотивации» [41, с. 217].
Развитие проблемы мотивации в современной психологии связано, прежде всего, с анализом источников активации человека, мотивирующих сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности. В тот момент люди взаимодействуют друг с другом, в первую очередь, возникает вопрос о причинах, мотивах, которые побуждают их вступать в контакт с другими людьми, а также о целях, которые они ставят перед собой с большей или меньшей осведомленностью.
Термин «мотивация поведения» используется в узком и широком смысле этого слова. В узком смысле этого слова, по мнению П.М. Якобсона, это мотивация конкретных форм человеческого поведения [47]. В широком смысле поведенческая мотивация означает совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом. С этой точной точки зрения В.И. Ковалев, который понимает мотивацию как систему различных факторов, определяющих поведение и деятельность человека [16].
Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в различных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения работы. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, которая определяет стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность продемонстрировать свои навыки и способности.
Впервые это свойство мотивации было выделено в классификации Г. Мюррея, который понимал его как постоянную потребность в достижения высокого результата на работе, например, желание «сделать что-то быстро и хорошо, чтобы достичь уровня в любом деле» [6]. Эта потребность обобщается и проявляется во всех ситуациях, независимо от ее конкретного содержания.
Д. Макклелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах XX века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения – Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи.
По мнению Д. Макклелланда «мотив достижения» — это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности [26].
В ряде работ мотив достижения рассматривается как свойство личности, черта характера или диспозиция. Такая точка зрения преимущественно характерна для западных авторов, выделяющих диспозиционные и ситуационные переменные мотивации. Смысл данного направления — показать, что устойчивые характеристики личности (личностные диспозиции: склонности, предпочтения, установки, ценности, мировоззрение и пр.) обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как внешние стимулы. Такое понимание мотива не является распространенным в отечественной психологической литературе.
Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи.
Д. Аткинсон считает, что это взаимоисключающие полюса на шкале «мотива достижения» и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Другие авторы доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями [6].
По мнению Х. Хекхаузена, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей [41].
Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении определяется следующими характеристиками: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать - в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; самосовершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать способности и тем самым повышать самоуважение [6].
По данным Д. Макклелланда, формирование «мотива достижения» во многом зависит от таких факторов, как награды, внешние оценки, ограничения и стили межличностного взаимодействия [26].
В отечественной психологии многоаспектность понятия «мотивация достижения» дополняется использованием различных синонимов для обозначения данного феномена, таких как «стремление к достижению цели» (М.Л. Кубышкина, 1997), «мотивация успеха» (А.А. Реан, 2000), «потребность в достижении» (Ю.М. Орлов, 1978), «мотив достижения» (М.Ш. Магомед-Эминов, 1987; Е.Б. Горчакова, 2002; Г.Н. Рыбка, 2006; М.В. Куприна, 2004) и др.
Согласно теории деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева (60-е гг. XX в.), в процессе взросления многие основные мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что становятся чертами его личности. Среди них, наряду с мотивом власти, альтруизмом, агрессивными мотивами поведения и другими, мотивация достижения и мотивация избегания неудачи [23].
К. А. Абульханова-Славская и Т. Н. Березина рассматривают мотивацию достижения успеха как характеристику мотивационно-целевой сферы, выражающую «стремления человека достигать высокого уровня реализации и одновременно его настойчивость в преодолении препятствий» [1 с.163].
В отечественной психологии одним из влиятельных авторов по данной проблеме является Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность - деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, остальных людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то наилучшим образом и/либо быстрее, сделать прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [10].
Анализируя теории мотивации продуктивной деятельности, Т.О. Гордеева сформулировала целостную (обобщающую) модель процесса мотивации деятельности, состоящую из четырех основных блоков (определенным образом связанных друг с другом).
Мотивационно-целевой блок представляет собой систему мотивов, целей и ценностей, которые запускают поведенческие, когнитивные и эмоциональные процессы мотивации для деятельности, ориентированной на успех. Его можно охарактеризовать так: серьезность причин успеха и развития субъекта, а также серьезность и конкретное содержание внутренней и внешней мотивации рассматриваемой деятельности; цели, поставленные субъектом и его ценности.
Когнитивный блок - это подсистема, которая содержит, прежде всего, идеи об управляемости процесса, контролируемости и результата деятельности, которые через конструкты, как представления о личной ответственности за успех и неудачу, уверенность в способности справиться с определенной деятельностью и ожидания.
Эмоциональный блок мотивации деятельности достижения может характеризоваться наличием переживания удовольствия от усилий и особенностей эмоциональных реакций, которые субъект проявляет при столкновении с трудностями и неудачами. В соответствии с моделью Т.О.Гордеевой, такие эмоциональные состояния как тревога, депрессия и некоторые другие (например, гнев, подавленность, безнадежность из-за неудачных действий), которые активно изучались в психологии, могут быть рассматриваться как предикторы эмоциональной мотивации деятельности.
Поведенческий блок мотивации деятельности достижения представляет собой систему поведенческих компонентов мотивации и может быть охарактеризован с помощью таких психологических конструктов, как настойчивость, проявляющаяся во времени, отведенном для решения проблемы (как в смысле непрерывности работы над задачей, так и в смысле продолжительности желания достичь цели), упорства в процессе ее решения, в дополнение к его завершению до конца (несмотря на возможные препятствия, интенсивности усилий (уровень энергии и энтузиазм), стратегии преодоления трудностей (активные, адаптивные или беспомощные, избегающие) и выбор задач оптимального уровня трудности.
Из данного описания структуры мотивации достижения и составляющих ее компонентов следует, что мотивация достижения представляет собой сложное когнитивно-аффективное-поведенческое образование и поэтому ясно, что понимание этого феномена до сих пор не является полным и непротиворечивым.
Мотивация достижения в понимании М.Ш. Магомед-Эминова – «это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения» [25].
М.Ш. Магомед-Эминов выделил особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим) [5 с.3].
Существуют факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения:
? стремление достигать высоких результатов (успехов);
? стремление делать все как можно лучше; выбор сложных заданий и желание их выполнить;
? стремление совершенствовать свое мастерство.
Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели. Не удивительно, когда менее одаренный, но более замотивированный (ученик, спортсмен, специалист) достигает иногда более высоких результатов в деятельности. Сильно мотивированный человек стремится к успеху и, как правило, больше работает. А для недостаточно мотивированного человека успех не является привлекательным. Это определяет низкий уровень развития мотивации достижения у такого человека.
Таким образом, теоретический анализ показал, что проблеме мотивации достижения успеха уделяется значительное внимание как отечественными, так и зарубежными исследователями. Большинство авторов понимают мотивацию достижения успеха как разновидность мотивации, связанной со стремлением человека добиваться успеха с целью достижения высоких результатов в мастерстве, в решении сложных заданий.
1.2. Понятие коммуникативного потенциала личности
Характер и качество общения человека напрямую зависит от его коммуникативного потенциала. Коммуникативный потенциал личности – это характеристика ее возможностей и способностей, определяющая тот или иной характер общения. Коммуникативный потенциал личности является динамичной, развивающей и обогащающейся системой свойств; он формируется в условиях совместной деятельности, и выступает в качестве внутренних резервов личности. Коммуникативный потенциал – это единство трех его составляющих:
? коммуникативные свойства личности (характеризуют отношение к способу общения, развитие потребности в общении);
? коммуникативные способности (определяют активность и инициативу в общении, эмоциональный отклик на состояние партнера, возможность реализации индивидуальной программы общения);
? коммуникативные умения и навыки (знание норм и правил общения, владение психотехниками и технологией в целом).
Л.Л. Лашкова в рамках своего диссертационного исследования подчеркивает, что коммуникативный потенциал связан с коммуникативно-личностными свойствами человека, которые не только обеспечивают легкость и уверенность в общении, активную позицию во взаимодействии, но и в наиболее общем плане отражают социальный интеллект. При этом в основу этого психологического образования положена потребность в общении и стремление к пониманию других людей [21].
Понятие «коммуникативный потенциал» личности предложила Р.А. Максимова, рассматривая его как «наличие у человека определенного рода коммуникативных качеств, характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной деятельности».
Р.А. Максимова в дополнение к компонентам коммуникативного потенциала, выделенным А.А. Бодалевым, включает в его структуру наличие установки на общение с другими людьми, особенности эмоционального отклика на партнера, собственное самочувствие человека в ситуации общения [28].
Сопоставление точек зрения разных авторов на структуру коммуникативного потенциала показало, что данное образование – это единство трех составляющих:
1. Коммуникативные свойства личности (характеризуют отношение к способу общения, развитие потребности в общении).
2. Коммуникативные способности личности (определяют активность и инициативу в общении, эмоциональный отклик на состояние партнера, возможность реализации индивидуальной программы общения).
3. Коммуникативная компетентность (включает знание норм и правил общения, владение психотехниками и технологией в целом).
В отношении особенностей развития коммуникативного потенциала В.А. Кольцова подчеркивает, что он является стабильным личностным образованием, которое формируется в детстве и не изменяется на протяжении последующей жизни.
Л.Л. Лашкова придерживается противоположной точки зрения. Она подчеркивает, что коммуникативный потенциал является развивающейся системой свойств и способностей, которые приобретаются в реальных условиях совместной деятельности. Такая система определяет многообразие путей и средств интеграции деятельности человека с деятельностью других людей, закрепляется в виде личностных качеств и особенностей и является своеобразной индивидуальной «историей участия личности» в совместной деятельности. Коммуникативные свойства, образующие содержательную основу коммуникативного потенциала, характеризуют личность сквозь призму ее возможностей как реального субъекта взаимодействия с другими людьми. При этом коммуникативные свойства, прежде всего, определяют глубину и полноту включения личности в совместную деятельность или сотрудничество, выступают как внутренние резервы личности, особенно важные в эмоционально напряженных условиях взаимодействия [13 с.16].
В.Т. Ганжин предлагает рассматривать структуру коммуникативного потенциала как совокупность способностей:
? к эмпатии (на основе эмпатии выстраивается диалогика согласия М.И. Бахтина, В.С. Библера [2], а также формируется и реализуется множество коммуникативных стратегий в политике, шоу-бизнесе, рекламе, т.д.);
? к идентификации;
? к рефлексии (Я – глазами других – коммуникативная рефлексия), дополняя эмпатию и идентификацию;
? к децентрации (базовый механизм психики, позволяющий ей «выходить за пределы своего «Я» и делать центром события других людей, общие события, дела, взаимные интересы и т.д.). Децентрация дает рост коммуникативному потенциалу личности, пониманию других людей и общностей, формированию лидерского сознания и проявлению харизматических качеств, адекватному восприятию, к совместной жизни и деятельности [10].
В. В. Рыжов в структуре коммуникативного потенциала выделил шесть основных блоков:
? доминирующий тип мотивационных установок в общении;
? контактность личности в коммуникации;
? содержательная направленность в общении;
? социально-перцептивные способности и умения;
? социально-психологические характеристики личности, описывающие ее место в коммуникативных отношениях;
? рефлексивно-самооценочные свойства и способности [18].
Составляющими коммуникативного потенциала Л. Орбан-Лембрик считает коммуникативные знания, умения и навыки и отмечает такие его свойства как динамичность формирования, деятельностный характер, эффективность во взаимодействии как внутренний резерв личности [31 с. 576]
Коммуникативный потенциал личности рассматривается как динамическая система, формирующаяся в условиях совместной деятельности, и выступает в качестве внутренних резервов личности, которые обеспечивают ей эффективность в общении; как наличие у человека определенного рода коммуникативных качеств, характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной деятельности.
Называются следующие коммуникативные способности: умение адаптироваться в межличностных контактах, понимать и адекватно воспринимать собеседника, быть толерантным во взаимодействии, обладать продуктивными способами разрешения конфликтной ситуации, техниками общения (вербальными и невербальными), моделировать собеседника в контакте, уметь быть инициативным в общении и передавать инициативу собеседнику, прогнозировать ход коммуникативного процесса и т.д.
В структуре коммуникативного потенциала личности выделяют четыре взаимосвязанных уровня: базовый, содержательный, операциональный, рефлексивный. Назначение каждого уровня – обеспечить определенный аспект коммуникативной составляющей профессиональной деятельности.
1.Базовый уровень коммуникативного потенциала определяет общую направленность и мотивацию коммуникативных действий, ее соотнесенность с профессиональными целями. Базовый уровень включает в себя глубинные установки и ценностные ориентации личности в коммуникативной сфере.
2.Содержательный уровень коммуникативного потенциала обеспечивает построение коммуникативных программ и планов делового общения с целью разрешения конкретной профессиональной задачи. Понятно, что каждый человек моделирует свое коммуникативное поведение по-разному, исходя из индивидуальных особенностей мыслительных процессов, из особенностей темперамента и характера. Кроме того, успешность построения индивидуальных коммуникативных программ определяется широтой и глубиной комплекса коммуникативных знаний личности.
3.Операциональный уровень коммуникативного потенциала представляет собой систему индивидуальных коммуникативных умений и навыков личности. Этот уровень призван обеспечивать выполнение необходимых коммуникативных действий в ходе практической реализации коммуникативных планов по решению профессиональной задачи.
Для того, чтобы эффективно реализовать операциональный уровень коммуникаций, необходимы
? навыки социальной перцепции: восприятие и интерпретация поведения других людей;
? навыки вербального воздействия (содержательная, грамотная, богатая, выразительная, уместная речь);
? навыки невербального поведения (жесты, мимика, пантомимика, контакт глаз);
? а также умелое использование характеристик собственной речи (тембр, темпоритм, интонация, артикуляция, громкость).
Важное значение имеют такие коммуникативные умения как:
? умение организовать контакт с аудиторией;
? умение слушать и слышать собеседников;
? умение реализовывать индивидуальные коммуникативные возможности в публичном выступлении, в беседе;
? умение занимать оптимальную коммуникативную позицию в контактах;
? умение открыто выражать свои чувства и отношения;
? умение находить выход из конфликтной ситуации;
? умение уместно реагировать на поступки и высказывания партнеров по общению и т. д.
Индивидуальная система коммуникативных навыков и умений проявляется непосредственно в коммуникативном поведении. Поэтому именно на операциональном уровне наиболее ярко проявляются как плюсы, так и несовершенства коммуникативных действий личности.
4.Рефлексивный уровень коммуникативного потенциала обеспечивает оценивание и анализ собственной коммуникативной деятельности.
«Рефлексия»: это с точки зрения В. А. Кулюткина когда «...человек оценивает свои собственные возможности и планирует на этой основе определенный уровень достижения в деятельности, рассматривая себя как исполнителя» [19, с.86].
Значит рефлексивный уровень коммуникативного потенциала содержит единство: внутриличностных особенностей, т. е. способности к самоизучению, самосовершенствованию, анализу причинно-следственных связей, сомнениям, реализации ценностных критериев; и поведенческих особенностей, т. е. применения вышеназванных особенностей к сложным условиям и обстоятельствам профессиональной деятельности.
Взаимосвязь всех уровней коммуникативного потенциала личности обеспечивает реализацию целостного коммуникативного действия, направленного на эффективное решение профессиональной задачи.
Недостаточное развитие какого-либо уровня коммуникативного потенциала личности становится причиной возникновения ситуаций затрудненного общения. Это снижает эффективность коммуникаций, приводит к неудовлетворенности личности своей профессиональной деятельностью, формирует неадекватную самооценку, тормозит творческое развитие человека.
Таким образом, коммуникативный потенциал выступает как динамичное образование, включающее в себя коммуникативные свойства и коммуникативные способности и изменяющееся под влиянием совместной деятельности с другими людьми. Высокий уровень его развития позволяет человеку быть успешным в процессе общения.
1.3 Мотивация достижения успеха и ее взаимосвязь
с коммуникативными способностями личности
При исследовании мотивации достижения успеха выявились взаимосвязи мотивации достижения как устойчивой диспозиции. Среди различных свойств и качеств, которые предположительно состоят в корреляции с мотивацией достижения, называют такие, как избегание неудачи, нейротизм и тревожность (Дж. Аткинсон, Д. Макллелланд); локус контроля (Е.Б. Горчакова); соперничество (Е.П. Ильин, Е.Б. Кузнецова); доминантность (Д. Макклелланд); склонность к умеренному риску (Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Н.А. Батурин, Н.А. Курганский); самоактуализация и самореализация (И.В. Григоричева); интеллект (Р.Стернберг, В.Н. Дружинин, Е.В. Воробьева); креативность (Д.Б. Богоявленская, А.В. Либина, А.В.Челнокова).
В качестве поведенческих коррелятов мотивации достижения авторы отмечают активность и результативность деятельности (Н.А. Батурин), успех в профессиональной деятельности (А.Г. Ивашкин), а также успеваемость (Х. Хекхаузен, Т.О. Гордеева, Г.Н. Рыбка).
Согласно полученным данным исследования взаимосвязи мотивации достижения с нейротизмом и экстраверсией А. Ребасс, экстраверсия положительно связана с мотивацией достижения и отрицательно — с мотивацией избегания неудач. Нейротизм отрицательно связан с мотивацией достижения.
В описании особенностей интровертов и лиц с выраженной мотивацией избегания неудач можно обнаружить сходства. Так, например, для интровертов свойствен пессимизм, социальная робость, самокритика, а лица с выраженной мотивацией избегания неудачи склонны недооценивать свои способности. Сходства можно обнаружить и в описаниях экстравертов и людей, мотивированных на достижение успеха. Напористость, активность, импульсивность, оптимистичность, коммуникабельность экстравертов, их склонность к риску и любовь к переменам находят сходство со следующими характеристиками лиц, мотивированных на достижение, описанных Д. Макклелландом. Также экстравертам приписывается высокий уровень стремления к материальному благополучию, а для мотивированных на достижение успеха деньги являются прямым показателем успешности [12].
Исследования личностной тревожности и мотивации достижения Е.А. Кедяровой и М.Ю. Уваровой, доказали, что мотивы достижения успехов и мотивы избегания неудач функционально связаны с самооценкой, уровнем притязаний, и тревожностью [15].
По мнению Х. Хекхаузена «Мотив достижения связан с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.
Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению
В исследованиях Л. И. Божович показано, что у детей с разной самооценкой реакция на неуспех отличается. Учащиеся с устойчивой адекватной самооценкой вели себя спокойно, хотя подчас и досадовали на себя и огорчались, они разумно соотносили свои возможности со степенью сложности выбираемой задачи: не решив выбранную, они снижали свои притязания, а если решали ее легко, брали более трудную. Подростки с завышенной самооценкой, не сумев решить выбранную задачу, берут еще более трудную; в процессе работы сердятся, волнуются, винят обстоятельства.