Информационная эпоха, в которой мы живем, ставит преподавателей перед необходимостью пересмотра традиционных форм и методов работы, переосмысления содержания образования.
В качестве образовательных целей мы признаем компетентностные знания, развитие аналитических и творческих способностей, умение ориентироваться в информационном потоке, мобильность. Злободневна проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно добывать и усваивать постоянно изменяющуюся информацию, развитие таких способностей, которые бы и после завершения образования обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса и темпов развития общества.
В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин ставятся на сам процесс познания, эффективность которого всецело зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит от того, что изучается (содержание образования) и как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на психические процессы или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. [24]
Модернизация профессионального образования в логике стандартов третьего поколения ставит задачи пересмотра роли образовательных программ в контексте формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
Переход на компетентностно-ориентированные государственные образовательные стандарты обусловил необходимость разработки компетентностно-ориентированных учебных программ. В ходе исследования данной проблемы нами теоретически обоснована и разработана инвариантная модель проектирования программы учебной дисциплины нового формата, основными компонентами которой являются: внешние и внутренние факторы, учебно-методическая база, дидактические нормативы, структура и этапы процесса проектирования, в целом обеспечивающая реализацию содержания программы учебной дисциплины. [25]
Проектирование программы учебной дисциплины нового формата осуществляется на основе инновационного модульно-компетентностного подхода в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. И с учетом принципов преемственности, системности, целостности учебной программы, комплексного подхода в формировании компетенций, модульного построения учебной программы, гибкости, научности и практико-ориентированности, междисциплинарности и интеграции, минимальной достаточности, опоры на знания, умения, компетенции и др.
Целью современного образования является подготовка специалиста, владеющего основными видами профессиональной деятельности, которые включают общие и профессиональные компетенции по специальности в рамках обучения по ОПОП. Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине. Задачи программы: определение места дисциплины в системе подготовки специалиста; определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и результатов обучения; определение форм и методов контроля и оценки результатов обучения. [26]
Стандартом среднего профессионального образования второго поколения регламентированы Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые фактически и задают качественный уровень освоения содержания образования по циклам дисциплин и учебным дисциплинам. Учебно-методическими документами, регламентирующими образовательный процесс по учебной дисциплине, выступают: основная профессиональная образовательная программа по специальности, базисный и рабочий учебные планы по специальности, примерная программа по дисциплине, макет программы учебной дисциплины нового формата. [27]
В ходе исследования на основе анализа требований к структуре и содержанию программы учебной дисциплины определены федеральные и локальные дидактические нормативы, раскрывающие ограничения и академические свободы при проектировании программы учебной дисциплины.
Необходимо отметить, что в примерных программах дисциплин отсутствуют компетенции, образовательное учреждение самостоятельно вводит их в рабочие программы, ориентируясь на раздел ФГОС – требования к результатам освоения ФГОС.