Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Опыт развитых стран в обеспечении экономической безопасности

one_butterfly 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.06.2021
Целью данной курсовой работы является изучение опыта развитых стран в обеспечении экономической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) охарактеризовать сущность и субъекты экономической безопасности; 2) рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны; 3) изучить стратегию обеспечения экономической безопасности европейских стран, США и Канады; 4) провести сравнительный анализ стратегии обеспечения экономической безопасности России со Швецией, Финляндией, Японией и Китаем. Объектом исследования является механизм обеспечения экономической безопасности. Предметом исследования выступает практика обеспечения экономической безопасности зарубежных стран. Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников. Первая глава направлена на изучение теоретических аспектов обеспечения экономической безопасности. Во второй главе раскрывается характеристика стратегий обеспечения экономической безопасности отдельных стран.
Введение

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Качество обеспечения экономической безопасности в современных условиях осложняют влияние глобализации и условия тесной взаимозависимости национальных экономик различных стран. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости национальной экономики, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5 1.1. Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности 5 1.2. Механизм обеспечения экономической безопасности страны 10 ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН 14 2.1. Стратегия обеспечения экономической безопасности европейских стран, США и Канады 14 2.2. Сравнительный анализ стратегии обеспечения экономической безопасности России со Швецией, Финляндией, Японией и Китаем 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Список литературы

1. Абрамова, М.А. Обеспечение экономической безопасности в сфере оборота электронных денег в рамках интеграционного объединения ЕАЭС. Бакалавриат: монография / Абрамова М.А. – Москва: Русайнс, 2019. – 203 с. 2. Беликов, Е.Г. Безопасность в бюджетно-налоговой, таможенной и иных сферах финансовой деятельности: экономические и правовые проблемы: сборник статей / Беликов Е.Г. – Москва: Русайнс, 2019. – 374 с. 3. Биткина, И.К. Экономическая безопасность финансового рынка: учебное пособие / Биткина И.К. – Москва: Русайнс, 2020. – 154 с. 4. Биткина, И.К. Экономическая безопасность финансового рынка: учебное пособие / Биткина И.К. – Москва: Русайнс, 2018. – 154 с. 5. Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко // Вопросы экономики. – 2019. – № 12. – С. 13-16. 6. Вавилина, А.В. Экономическая безопасность и инновационная политика: учебное пособие / Вавилина А.В., Калашников И.Б. – Москва: КноРус, 2020. – 195 с. 7. Великороссов, В.В. Организационно-управленческие и социокультурные инновации в развитии цифровой экономики и систем электронного образования. Том 2: сборник статей / Великороссов В.В., Колесников А.В. – Москва: Русайнс, 2019. – 223 с. 8. Воронцова, С.В. Обеспечение информационной безопасности в банковской сфере (Законность и правопорядок): монография / Воронцова С.В. – Москва: КноРус, 2020. – 159 с. 9. Губернаторова, Н.Н. Финансовая безопасность: учебное пособие / Губернаторова Н.Н. – Москва: КноРус, 2020. – 181 с. 10. Гуреева, М.А. Экономическая безопасность: учебник / Гуреева М.А. – Москва: КноРус, 2020. – 311 с. 11. Гусаков Н.П. Концептуальные подходы к разработке новой Стратегии экономической безопасности / Н.П.Гусаков, И.В.Андронова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2020. – № 45. – С. 2-14. 12. Долинко, В.И. Обеспечение в экстремальных условиях экономической безопасности материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД России: монография / Долинко В.И., Гапоненко В.Ф. – Москва: Проспект, 2019. – 173 с. 13. Донцова, Л.В. Учет, аудит и налогообложение в обеспечении экономической безопасности предприятий. Т 1: сборник материалов / Донцова Л.В. – Москва: Русайнс, 2020. – 547 с. 14. Дубовик, М.В. Ориентиры развития российской экономики: монография / Дубовик М.В. – Москва: Русайнс, 2018. – 235 с. 15. Иншаков, С.М. Основы теории национальной безопасности: учебник / Иншаков С.М. – Москва: КноРус, 2020. – 363 с. 16. Корниенко, О.В. Макроэкономика с интерполяциями: учебное пособие / Корниенко О.В. – Москва: Русайнс, 2020. – 368 с. 17. Корнилов М. О сущности экономической безопасности / М. Корнилов // Пробл. теории и практики управл. – 2018. – № 8. – С. 123-129. 18. Круглов В.Н. Совершенствование методики оценки экономической безопасности региона / В.Н. Круглов, Д.В. Доценко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – № 15. – С. 85-92. 19. Орлов, И.А. Формирование системы государственного управления экономической безопасность: монография / Орлов И.А. – Москва: Русайнс, 2019. – 155 с. 20. Региональная экономика: учебник / Гришин В.И., под общ. ред., Гагарина Г.Ю., под общ. ред., Черникова Г.А., Чайникова Л.Н., Филатова Г.Ф., Степин Е.А., Сорокина Н.Ю., Седова Н.В. – Москва: КноРус, 2020. – 457 с. 21. Столярова, А.Н. Финансовый контроль как инструмент обеспечения экономической безопасности: учебное пособие / Столярова А.Н., Боташева Л.С., Леонова Ж.К., Панасенко С.В., Петросян Д.С. – Москва: Русайнс, 2020. – 589 с. 22. Трунцевский, Ю.В. Основы таможенной безопасности: монография / Трунцевский Ю.В. – Москва: Русайнс, 2019. – 168 с. 23. Управление национальной экономикой. Теория и практика: словарь / Петросян Д.С., Безпалов В.В., Гагарина Г.Ю., Горский А.А., Зотов В.В., Кириллов В.П., Коршунов А.М., Ливанский М.В., Липина А.В., Липина С.А., Лочан С – Москва: Русайнс, 2020. – 483 с. 24. Экономическая безопасность организации: учебник / Белый Е.М., под ред., Пустынникова Е.В., Байгулова А.А., Бакальская Е.В., Зимина Л.Ю., Романова И.Б., Сковиков А.Г. – Москва: КноРус, 2020. – 346 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1. Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности Актуальность проблемы национальной безопасности вообще и экономической безопасности в частности стала реальной в эпоху становления капиталистических отношений и национальных государств в XVII – XVIII вв. Именно тогда в странах европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность. Под безопасностью в тот период подразумевалось «состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также наличие материальной организационной структуры, способствующей созданию и поддержанию данной ситуации». Активные дискуссии о национальной экономической безопасности начались только в 1930-1940 гг., когда завершилась эпоха свободной конкуренции и развернулась «административная революция». Именно тогда стала доминировать идея того, что в интересах общества рыночная саморегуляция должна дополняться централизованным регулированием. Термин «национальная безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость – состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны. Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность. Интересно отметить, что второе понятие, более узкое, родилось даже несколько раньше, чем первое, более широкое. В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности по экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Таким образом, в структуре национальной безопасности (рис. 1) экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения. Рисунок 1 – Структура национальной безопасности Целью системы обеспечения экономической безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса страны, которое характеризуется благосостоянием общества, позволяет удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз. Такое понимание системы обеспечения экономической безопасности приемлемо и для ЕС. Иными словами, данные требования аналогичны и для систем экономической безопасности любого регионального интеграционного объединения и могут уточняться с учетом конкретных реалий. В качестве субъектов безопасности в обществе выступают отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, социальная группа, этническая и национальная общности занимаются обеспечением своей безопасности. Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной. Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов . Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент. Но поскольку это направление деятельности представляет большую сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, Закон предусмотрел создание специального органа – Совета безопасности Российской Федерации, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность. Совет безопасности – это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз. При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации для участия в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ. Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии. Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности. Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий. На рис. 2 представлена возможная система управления экономической безопасностью страны. Рисунок 2 – Система управления экономической безопасностью страны Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической науке играет установление основных критериев и основных индикаторов. Как правило, в систему основных индикаторов экономической безопасности (ИЭБ) ученые включают: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический рост; государственный долг; вовлеченность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии. 1.2. Механизм обеспечения экономической безопасности страны Для обеспечения экономической безопасности России, для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации – это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз . Он включает в себя следующие элементы: – объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности; – выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам; – деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации реализуется посредством государственной стратегии, которая должна быть идеологией развития и учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в формировании структуры экономики и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для внедрения капитала в новое русло развития экономики. Одно из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит в создании системы гибкого регулирования рыночной экономики. В систему гибкого государственного регулирования целесообразно включить следующие основные подсистемы: – макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций; – индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций; – более жесткое планирование деятельности государственных пред приятии, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом. Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти. В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия государственного вмешательства в экономику, в частности, границы государственного сектора, а также обеспечить развитие эффективных методов государственного регулирования. Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований. Важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной системы контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации. Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику государству, развивая специальные институты, необходимо завершить: – формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг; – исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга; – достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами; – долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками. Многообразная роль системы государственного и хозяйственного управления в обеспечении экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена выполнением присущих его механизму функций, в том числе следующих . Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства. Во-вторых, обеспечивать с помощью экономических и административных рычагов практическую реализацию стратегии и текущих программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых результатов, корректировку осуществляемых мер и действий в зависимости от складывающихся условий. В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами. Таким образом, повышение экономической безопасности России в большой степени зависит от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность. ? ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН 2.1. Стратегия обеспечения экономической безопасности европейских стран, США и Канады Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является закон о национальной безопасности 1964 г. В соответствии с ним выделяют три категории национальных интересов: жизненно важные, стратегические интересы, интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы. К жизненно важным интересам относятся: территориальная целостность, суверенитет, защита населения. Стратегические интересы заключаются в: поддержании мира на европейском континенте, в зонах, к нему прилегающих с востока и юга, в средиземноморском бассейне и на Ближнем Востоке; в сохранении полноценной экономической активности страны, свободы внешней торговли и коммуникаций, безопасности морских путей. Интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы заключаются в обеспечении независимости страны, выполнении международных обязательств, укреплении демократии и правопорядка. В Германии закон о национальной безопасности отсутствует. Основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны. Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. Несмотря на то, что Германия является одним из крупнейших потребителей импортного сырья, этот факт не рассматривается в качестве угрозы экономической безопасности. При сохранении достигнутого уровня потребления энергоресурсов ставится задача достигнуть роста промышленного производства и повышения цен на немецкий экспорт. И все же главный акцент страны ЕС делают на обеспечение национальной безопасности через измерение европейской безопасности, не уделяя такого важного внимания (как, например, бывшие постсоветские или тоталитарные страны) собственным возможностям по обеспечению экономической безопасности. Например, в уже упомянутой директиве Министерства обороны Германии отмечается, что «проблемы нашего сложного мира могут быть решены наилучшим образом через международную дискуссию и компромиссы, поэтому германская политика безопасности делает акцент на международных отношениях и наднациональных институтах». Иными словами, в странах Западной Европы экономическая безопасность страны понимается не как стремление к самообеспеченности и независимости национальной экономики или политики от остального мира, а как состояние стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны, которое можно обеспечить на основе тесного политического и экономического сотрудничества. Вообще стоит отметить, что в развитых странах со сложившейся рыночной экономикой понятие экономической безопасности страны часто является эквивалентом понятия экономической политики, функцией от избранного политического и экономического курса. Так, в Германии под экономической безопасностью понимают скорее устойчивость экономического роста. Закон «О поддержке устойчивости и роста экономики», согласно которому «государство должно проводить такую экономическую политику, чтобы в рамках выбранной модели рыночной экономики она содействовала одновременно стабильности цен, высокому уровню занятости и внешнеэкономическому равновесию при соразмерных постоянных темпах экономического роста», можно считать своеобразным законом об обеспечении экономической безопасности Германии. В этом документе прописаны меры, которые необходимо предпринимать в области экономической политики при наступлении внутренних и внешних угроз устойчивому социально-экономическому развитию, к которым относятся: отрицательное воздействие внешнеэкономических факторов, ошибки экономической политики, проявляющиеся в «перегреве» или замедлении развития экономики, расширении спроса, превышающего продуктивность национального хозяйства.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg