Одним из главных факторов развития личности является правильное формирование речи, которое происходит в дошкольный период. За последние годы, согласно статистике, количество детей, имеющих речевую патологию, заметно выросло. Потому поиск эффективных современных решений для коррекции данных нарушений является одной их важных задач.
Самым распространенным нарушением для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, является неправильное звукопроизношение. Оно способно привести к отклонениям в развитии массы других показателей. К ним относятся, например, мышление, память, дислексия, комплекс неполноценности, дисграфия, трудность общения и иные психические процессы. Звукопроизношение, в случае выявлении отклонений, корректируется разными методами. Начальным методом является артикуляционная гимнастика.
В исследованиях ученой Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой указано на взаимосвязь в развитии интеллекта и речи с мелкой моторикой. Считается, что речь формируется исходя из импульсов, которые поступают от конечностей, в том числе от пальцев рук (М.М. Кольцова, А.Н. Пфафендрот, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, В.В. Цвынтарный, В.В. Коноваленко).
Ученые часто в своих работах отмечают взаимную зависимость моторной деятельности и речевого развития. Улучшение показателей речи возможно достичь путем упорных тренировок, основанных на мелких движениях пальцев.
В настоящее время появилось относительно новое интересное направление, по которому проведена данная работа. Это биоэнергопластика. Ранее элементы биоэнергопластики было предложено использовать в работе с детьми учеными О.И. Лазаренко и А.В. Ястребовой [7].
Истоки биоэнергопластики уходят далеко в прошлое. В древних традициях йоги использовались особые жесты кистями рук, называемые «хасты». Сам термин сочетает в себе два слова – биоэнергия и пластика («биоэнергопластика»). По словам И.В. Куриса: «биоэнергия – это энергия, находящаяся внутри человека» [6]. «Биоэнергопластика» включает в себя три основных понятия:
- био – человек, биологический объект;
- энергия – сила, необходимая для выполнения каких-либо действий;
- пластика – связанное с пластичностью;
То есть, по сути, это движение, которое характеризуется эмоциональной выразительностью, энергетической наполненностью, непрерывностью [5]. Потому упражнения биоэнергопластики оказывают эффект как на психическое, так и на физическое состояние человека.
Объектом исследования является речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является биоэнергопластика как средство развития речи у дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования заключается в том, что биоэнергопластика является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР.
Целью работы является разработка и апробация комплекса упражнений с использованием биоэнергопластики на речевое развитие старших дошкольников с задержкой психического.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задач:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с задержкой психического развития.
2. Показать особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития.
3. Рассмотреть биоэнергопластику как эффективное средство речевого развития в дошкольном возрасте.
4. Показать диагностический комплекс для обследования уровня речевого развития старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Показать коррекционную работу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием биоэнергопластики.
6. Изучить оценку эффективности коррекционной работы по развитию речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием биоэнергопластики.
Методы исследования: изучение психолого-медико-педагогической документации; беседа; наблюдение; анализ литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий этап).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе описаны особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе показана коррекционная работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием биоэнергопластики.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №2 «Аленушка» г.Тамбова.
Участники исследования: 5 детей с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложение.