1. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕГО АУДИТА
1.1 Необходимость возникновения аудита
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. А первое упоминание аудита было в документах по проверке деятельности гофмейстера лондонского Сити в 1298 г. В XIV в. в Англии указом короля аудиторы назначались для проверки правильности уплаты налогов графствами.
Второй этап развития аудита связан с экономическими переменами, вызванными, с одной стороны, открытием в 1496 г. Америки, что повлекло за собой бурный рост городов, увеличение объема товаров и расширение торговли, с другой – появлением практики оформления двойной записи в бухгалтерском учете, связанной с выходом "Трактата о счетах и записях" Луки Пачоли (1494).
Стремительное развитие экономических отношений, накопление начального капитала, зарождение нового класса буржуазии, а к XIX в. – появление акционерных форм хозяйствования повысило роль аудита. Если в начале второго периода цели и приемы аудита не были изменены, то к его завершению, когда пришло понимание важности внутреннего контроля как единой стандартной системы учета, гарантирующей сохранность капитала и получение дивидендов акционерами, в аудите появились приемы подробного анализа документации и исследования подтверждающих свидетельств. Именно аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной финансовой отчетности и вероятности продолжения деятельности предприятия в ближайшее время.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
1.2. Понятие внешнего аудита и отличия внутреннего и внешнего аудита
Внешний аудит – аудит, проводимый независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью получения аудитором разумной уверенности о том, что финансовая отчетность экономического субъекта свободна от существенных искажений, и выражения мнения об этом в форме аудиторского заключения. Внешний аудит исходя из отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, аудит страховых организаций, аудит банков и аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. Внешний аудит может проводиться как по требованию законодательства, так и по инициативе собственников экономического субъекта.
При всей схожести работы внутренних и внешних аудиторов (планирование деятельности, документирование действий, подготовка отчетов по результатам, следование стандартам/правилам и т.п.) имеется ряд существенных, можно сказать, принципиальных, отличий.
1. Объект и результат аудита
а.Для внешнего аудита объектом работы является финансовая (бухгалтерская) отчетность организации, и результатом работы внешнего аудита является заключение о ее достоверности. Соответственно, все действия специалистов внешнего аудита нацелены на получение подтверждений или опровержений достоверности показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности, что, в свою очередь определяет, каким будет заключение (согласно Международным стандартам аудита) – модифицированным, не модифицированным, отказ в подтверждении финансовой отчетности; заключение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой.
б.Для внутреннего аудитаобъектом работы является абсолютно любой процесс, функциональное направление и система в деятельности организации, с целью оценки эффективности и экономичности операций, а также соблюдения требований законодательства. Например, снабжение товарно-материальными запасами: план закупок, выбор поставщика, складское хозяйство (приемка-хранение-выдача в производство) и проч.
Результатом работы внутреннего аудита является повышение эффективности деятельности проверенного процесса, функционального направления, системы и, через это, организации в целом.
2. Периодичность работы и специфика
а.Внешний аудит проверяет совершённые операции и деятельность организации по завершении отчетного периода (как правило, год, иногда полугодие, 9 месяцев), когда еще существует возможность внести корректировки в учётные регистры и изменить показатели отчетности, но нет никакой возможности исправить уже принятые управленческие решения и их влияние на процессы и эффективность/результаты деятельности.
б.Внутренний аудитвыполняет работу непрерывно в ходе осуществления организацией деятельности и операций. Соответственно, еще имеется возможность внести корректировки в принимаемые и даже принятые управленческие решения, чтобы обеспечить должную эффективность и результаты деятельности.
3. Основные пользователи
а.Пользователями результатов работы внешнего аудита(заключения о достоверности отчетности) являются в основном внешние для организации пользователи: государственные органы (налоговая инспекция, социальные фонды и пр.), акционеры, инвесторы, кредиторы и т.п.
б.Пользователями результатов работы внутреннего аудитаявляются руководители и специалисты организации, непосредственно участвующие в процессах, и собственники (через Совет директоров/Комитет по аудиту).
Основные различия между внешним и внутренним аудитом кратко сведены в приложении 1 .
Подводя итог первой главы можно сказать, что аудит впервые появился в Англии, необходимость появления аудита обусловлено потребностью короля в получении информации о достоверности исчисления и выплаты налогов в казну. Дальнейшее развитие аудита связано с экономическими переменами в мире, с повышением производства и появлением акционерных обществ – инвесторам необходима информация о достоверности отчетности предприятий.
Внешний аудит – это вид аудиторской проверки, который осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими компаниями на основании договора. Главная цель внешнего аудита – обеспечение максимальной объективности и независимости предоставляемых данных.
Помимо аудиторского заключения в ходе внешнего аудита компании предоставляются рекомендации по совершенствованию финансовой стратегии компании, анализ платежеспособности и фактических резервов компании.
Главное отличие внутреннего аудита от внешнего – сотрудники, которые проводят проверку. Внутренний аудит проводят исключительно сотрудники самой компании.
?
2. СУЩНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
2.1. Понятие внутреннего аудита
Одной из особенностей системы внутреннего аудита является то, что он осуществляется в момент оформления хозяйственных операций, что позволяет в текущем времени определять недостатки в работе различных служб, а также принимать соответствующие меры по устранению этих недостатков.
В теории и практике аудит подразделяется на внешний и внутренний аудит. С понятием «внешний аудит» связывают проверки, выполняемые аудитором, в полной мере независимым от собственников, акционеров и исполнительных органов экономического субъекта, с целью выражения объективного мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Проведение внешнего аудита, как с законодательной стороны, так и со стороны этических норм, организуется независимыми аудиторами.
Внутренний же аудит — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри самого аудируемого лица, осуществляемая определенным подразделением или определенными сотрудниками компании. Само понятие внутренний аудит у различных авторов трактуется по-разному, но сводится к одной и той же сущности, рассмотрим подходы к определению понятия внутреннего аудита.
По мнению К.А. Первова, «внутренний аудит – это контрольная деятельность за различными аспектами управления и функционирования организации, которую осуществляют представители специального контрольного органа в целях установления законности проводимых работниками хозяйственных операций, а также соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета».
Е.А. Васильева и Т.Н. Гуськова придерживаются следующего мнения, касаемого определения понятия внутренний аудит, согласно их точки зрения «внутренний аудит в системе внутрихозяйственного контроля представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия».
Согласно мнению Ф.Н. Филиной, «внутренний аудит представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия».
Наиболее выдержанным с сущностных позиции, на наш взгляд, является определение, данное Институтом внутреннего аудита США: «Внутренний аудит — независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах».
В коммерческих организациях внутренний аудит, как правило, осуществляет служба внутреннего контроля, при этом размер этой службы зависит от размера самой организации. Цели внутреннего аудита так же могут зависеть от размера аудируемого лица, при этом, основополагающим фактором, определяющим цель проведения внутреннего аудита является требование руководства.
О.Е. Орлова считает, что «основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных интересов организации и ее собственников».
Внутренний аудит имеет тесную взаимосвязь с экономическим анализом, что определяет идентичность методов при его проведении. К основным методам проведения внутреннего аудита, также как и экономического анализа, можно отнести аналитические и статистические методы. Взаимосвязь внутреннего аудита и экономического анализа выражается так же в использовании идентичных источников информации (информационной базы). К основным источникам информации для организации проведения внутреннего аудита можно отнести: формы бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские и налоговые регистры, первичная документация, а также иные документы управленческого учета, являющиеся, как правило, коммерческой тайной организации. Данные внутреннего аудита, в целом, могут являться и информационной базой для проведения внешнего аудита.
2.2. Классификация и функции внутреннего аудита
Классифицируя внутренний аудит, можно выделить несколько его основных видов (таблица 2.2.1).
Таблица 2.2.1
Виды внутреннего аудита
Виды внутреннего аудита Характеристика
1 2
Операционный аудит Представляет собой такой вид аудита, при котором проводятся исследования хозяйственной системы с точки зрения ее эффективности функционирования
Аудит на соответствие требованиям Представляет собой такой вид аудита, при проведении которого проводится исследование хозяйственной системы на предмет ее соответствия основным нормативно – правовым требованиям
Аудит финансовой отчетности Представляет собой такой вид аудита, при проведении которого проводится исследование системы бухгалтерского учета и ее соответствия действующему законодательству
Комплексный экономический анализ Специфический вид аудита, в котором главная роль отведена аналитическому аудиту (расчетам и анализу)
Из перечисленных видов внутреннего аудита, наиболее значимым является аудит финансовой отчетности, что определено широким кругом лиц, заинтересованным в исследовании результатов проведения данного вида аудита.
В настоящее время не существует единого мнения о сущности и видах внутреннего аудита. Наиболее известен и дольше всех существует бухгалтерский аудит. Однако помимо его есть и другие виды внутреннего аудита. Они различаются по сферам, к которым относятся и задачам, которые перед собой ставят в системе внутрифирменного управления.
Функции внутреннего аудита и включают в себя:
• постоянный мониторинг процедур внутреннего контроля в организации;
• обзорная проверка соблюдения действующего законодательства в области как бухгалтерского учета, так и деятельности организации в целом;
• проверка деятельности отдельных служб функционирования организации;
• проверка сохранности и учета имущества экономического субъекта;
• оценка используемого организацией программного обеспечения;
• проверка случаев наличия внештатных ситуаций, связанных с злоупотреблениями полномочиями;
• разработка и внедрение мер по устранению выявленных недостатков.
В целом можно отметить, что в процессе проведения внутреннего аудита осуществляется не только контроль за сохранностью имущества организации, но и контроль за эффективностью экономической политикой и системой управления в целом, что еще раз показывает тесную взаимосвязь внутреннего аудита с экономическим анализом хозяйственной деятельности.
Таким образом, внутренний аудит – это вид аудиторской проверки, который проводится без привлечения независимых сотрудников, собственными силами компании.
Целью внутреннего аудита также является оценка составления бухгалтерской финансовой отчетности, ведения бухгалтерского учета, а также составление рекомендаций по совершенствованию работы финансовой стороны предприятия.