ГЛАВА 1. ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ: СВЯЗЬ КРЫМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ С ОСНОВНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ СТИЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РУССКОЙ И МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Алупкинский (Воронцовский) дворец (Приложение 1)?—?это дворцово-парковый музей-заповедник, находящийся в Алупке (Большая Ялта). Выстроенный в 1828–1848 гг. по проекту известного английского архитектора Эдуарда Блора (1789–1879), он по праву считается памятником ушедшей эпохи романтизма. Хозяином здания некогда являлся сам губернатор Новороссийского края граф Михаил Семёнович Воронцов. Дворец был построен из местной вулканической породы?—?диабаза. Внутри присутствуют 150 помещений: богатая музейная экспозиция (картины, мебель, фарфор, скульптуры), у входа?—?знаменитая Львиная терраса-лестница (львы в натуральную величину изготовлены из белого мрамора итальянскими мастерами). На данный момент Алупкинский дворец считается объектом туризма.
Нельзя не заметить, что в экстерьере Воронцовского дворца автор сделал акцент на анализе мотивов индийской архитектуры, которые до настоящего времени не были рассмотрены отечественными учёными так подробно. В процессе исследования удалось показать влияние английских художников Уильяма Ходжеса (William Hodges), Томаса и Уильяма Дэнилл (Thomas and William Daniells), совершавших длительные путешествия в Индию и опубликовавших на родине серии своих графических работ с видами ландшафтной архитектуры, на распространение элементов индо-мусульманского зодчества в творчестве английских архитекторов и, в частности, на автора проекта Алупкинского дворца Эдварда Блора.
Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Расположение элементов идет от западных ворот — чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки.
Стиль английской готики реализовался в архитектуре многих сооружений Крыма начала ХIХ века, но особенно ярко воплотился в дворцово-парковом ансамбле графа М.С. Воронцова в Алупке [19]. Первоначально проект Алупкинского дворца был исполнен в классическом стиле. Однако, уже на первом этапе строительства владелец вносит существенные изменения в художественный образ комплекса. По желанию Воронцова Алупка должна была превратиться в настоящий феодальный замок, господствующий среди скал, на фоне грандиозных вершин Ай-Петри. Изменения были продиктованы, прежде всего, романтическим характером местности и личными предпочтениями заказчика. По желанию владельца дворец приобрел вид сельского замка. Такой тип сооружения сложился в Англии в ХVI веке во время правления династии Тюдор. Поэтому при создании художественного облика дворца в Алупке зодчий обратился не к готическим, а к раннеренессансным формам английской архитектуры[7]. Кроме того, существенное значение имел тот факт, что «стиль Тюдор» отличался особым живописным началом. Силуэт дворца должен был повторять очертания горы Ай-Петри, что позволило зрительно связать архитектурные формы с причудливыми нагромождениями горной гряды. С северной стороны фасад дворца (Приложение 2) напоминает загородный дом английского лорда. Организация фасадов в Алупке подобна решению фасадов загородных домов английских лордов, таких как Голланд-Хауз в Норфолке и Чарльтон-Хауз в Кенте, спроектированных в ХVI – начале XVII века. Рисунки декоративных деталей Алупкинского дворца также встречается в английской архитектуре ХVI века, например, в мотивах фронтонов английских замков Сельфорд-Холл в Варвикшайре и ГолландХауз в Норфолке. Чтобы попасть на территорию парадного двора, необходимо пройти через западные ворота, оформленные в виде въезда в средневековый замок. Грубая каменная обработка деталей ворот добавляет впечатление неприступности. Въезд во дворец защищен внешне суровыми круглыми башнями, имеющими разную высоту, что обусловлено их особой ролью в формировании пластического облика дворца в условиях сложного рельефа. Разноуровневые башни создают впечатление равновесия среди крупных частей дворца, выстроенных на террасированном склоне и горной гряде, а также обеспечивают связь дворцового комплекса с его природным окружением. Башни как бы вырастают из земли, их объемы соразмерны скальным выступам, благодаря чему появляется ощущение незыблемости, вечности и покоя. Форма и оформление въездных башен дворца в Алупке ведет свое начало от надвратных башен замков Шотландии и Англии ХVI века. Некоторые каменные блоки стен гладко отшлифованы, а другие имеют шероховатую поверхность; строителями использовались камни разного размера и разной структуры. Суровому духу крепостной архитектуры соответствует не только форма башен и бойниц, но и окно над въездной аркой. В отличие от северного фасада дворца, в котором вполне определенно выражен стиль эпохи Тюдор, Часовая башня решена в формах английской средневековой архитектуры. Тип башни, который лёг в основу Алупкинского дворцового ансамбля, был характерен для построек английской архитектуры ХI–ХV веков. Ярусы Часовой башни напоминают своим вертикальным движением громоздящиеся скалы Ай-Петри. В художественном образе башни зодчий сумел отразить не только ощущения неразрывной связи архитектурного комплекса с природным окружением, но и придать сооружению особый временной контекст. Архитектор выразил развитие ансамбля как бы на протяжении долгого времени, продемонстрировал связь эпох, придал комплексу зданий вид подлинного памятника старины. Возможно, это было обусловлено не только художественными принципами романтической эпохи, но и желанием заказчика показать древнее происхождение своего рода и незыблемость традиций семьи Воронцовых. Столь убедительного выражения движения во времени через архитектурные формы нельзя, пожалуй, найти больше нигде в мировом зодчестве. Алупкинский дворец имеет много общего и с произведениями современной ему английской архитектуры, такими как усадьбы Строберри-хилл и Фонт-хилл, и вилла В. Скотта Абботсфорд. При создании художественного образа алупкинского дворца наряду с элементами английской архитектуры были использованы декоративные элементы мусульманского зодчества ХVII–ХVIII веков, что нашло яркое воплощение в южном фасаде (Приложение 4), обращенном к морю и напоминающем портал мечети Джами Масджид в Дели и мавзолеев Сафдар-Янга и ТаджМахал в Агре. Соединить романтику Англии с образами сказочных дворцов и мечетей Индии эпохи Великих Моголов авторам комплекса – английским архитекторам Э. Блору и В. Гунту удалось благодаря тщательному отбору деталей. Например, форма арок в оформлении интерьеров и экстерьеров Алупкинского дворца выбрана такая, которая наиболее схожа с тюдоровской и индийской времен Моголов. В орнаментах фасадов встречаются изображения плюща, лотоса, розетки, присущие как восточному, так и западноевропейскому искусству[10]. Плоская крыша, предназначенная для обзора окрестностей, характерна и для арабских, и для английских феодальных замков. Архитектор так соединил разнородные элементы культур в единую композицию, что они не противоречат друг другу и не спорят, именно поэтому дворец воспринимается как единое целое. Несмотря на ориентализм отдельных частей, в архитектуре Алупкинского дворца всё-таки сохраняются черты английской архитектуры. Суровые стены и башни, почти сливающиеся с парком, кажутся на фоне величественных скал Ай-Петри настоящим феодальным замком и словно переносят зрителя из солнечной Тавриды на берега Великобритании. В оформлении помещений нашла воплощение свойственная романтизму идея путешествия во времени и пространстве. Китайская гостиная, Турецкая комната, Английский холл, столовая, свод которой был создан в духе поздней английской готики, Голубая гостиная, оформленная по образцу комнат в доме Сераскир-паши в Константинополе, стали отражением романтических взглядов эпохи на устройство жилых помещений. Сложный в плане дворец прекрасно вписан в рельеф местности (Приложение 3). Изломанная линия проездов к парадному двору, система закрытых квадратных и многоугольных дворов оправданы не только сложностью рельефа и невозможностью создания широкой открытой перспективы в сторону Ай-Петринской Яйлы, но и желанием организовать целый ряд видов, поочередно сменяющих друг друга. Почти одновременно с Алупкой в Гаспре возникает романтическая «Александрия» А.Н. Голицына. Если в Алупке ведущей архитектурной темой было английское зодчество эпохи Тюдор, то при создании художественного образа Гаспринского дворца были использованы формы английской средневековой архитектуры. На выбор стиля большое влияние оказал романтический характер местности, родственные связи Голицына с владельцами Алупки и эстетические пристрастия самого заказчика. С разных сторон здание предстает многогранным, многоплановым объемом, с гармоничным и пропорциональным соотношением крупных масс. Дворец имеет по-разному трактованные северный и южный фасады. Подобный прием организации пространства был использован при строительстве Воронцовского дворца в Алупке. Такой подход к решению объемно-пространственной композиции обусловлен специфическими природными условиями. Автор Гаспринского дворца В. Гунт максимально использовал возможности рельефа, благодаря чему дворец воспринимается как неотъемлемая часть окружающего ландшафта. Английская тема не стала единственной для строителей Крыма. Другим источником вдохновения явилась татарская архитектура полуострова[18]. Обходные галереи и многомаршевые лестницы, черепичная кровля здания указывали на стремление подражать формам Ханского Бахчисарайского дворца. Первые архитекторы Крыма не видели особой разницы между татарским искусством и искусством Востока в целом, и элементы мусульманской архитектуры во многих случаях были нарочитыми и не соответствовали ландшафту местности и художественному образу всего сооружения. Тем не менее, мусульманская тема была одной из главных в усадебном зодчестве. Первым архитектором Крыма, который начал изучение татарских строительных приемов и ввел элементы татарской архитектуры в дворцово-парковое зодчество, был англичанин Ф. Эльсон, который в 1824-1831 гг. проводил реставрацию ханского дворца в Бахчисарае. В приемах татарской архитектуры Ф. Эльсоном был построен первый дом М.С. Воронцова в Алупке, который К. Монтадон назвал «большим и красивым азиатским павильоном». О том, что Ф. Эльсон при его возведении использовал элементы татарского зодчества, говорят некоторые особенности его убранства. Комнаты старого дома были первоначально отделаны по образцу покоев ханского дворца в Бахчисарае. Декоративная обработка потолков была выполнена в подражание плафонам «золотого кабинета» хана Крым-Гирея и «комнат Екатерины II» в Бахчисарае.
Таким образом, в дворцово-парковом строительстве Крыма в первой половине ХIХ века выделяются три ведущие темы: классическая архитектура, мотивы английского средневекового зодчества и восточная тематика, а именно ее местный крымско-татарский вариант. При создании объемно-пространственных композиций архитекторы Крыма часто сочетали элементы разных стилей, которые благодаря богатой событиями истории полуострова явились не просто данью романтической моде[5], а были связаны с переживаниями природного окружения и исторического наследия. Традиционные принципы формирования искусственных ландшафтов были пересмотрены и адаптированы для условий сложного рельефа Крымского полуострова. Главные композиционные оси располагались в направлении с севера на юг (от горного массива к морю) или с запада на восток (вдоль горного хребта). Здания имели горизонтальную протяженность параллельно горному хребту и силуэтами фасадов повторяли его очертания. Южный и северный фасады дворцов приобрели подчеркнуто разный характер. Северные фасады, обращенные в сторону гор, выдерживались в строгих формах, а южные, обращенные к морю большими окнами, широкими балконами и террасами имели пышный праздничный вид. Характерный для дворцово-парковых ансамблей Крыма начала XIX столетия принцип планировки частично был использован паркостроителями второй половины XIX – начала XX века.