ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность финансовых ресурсов предприятия и источники их формирования
Одним из основных звеньев финансовой системы любой страны являются финансы предприятий, с помощью которых создается богатство страны, те товары и услуги, которые формируют валовой внутренний продукт (ВВП).
Кроме финансовых ресурсов предприятий, финансовая система может использовать финансовые ресурсы некоммерческих организаций, общественных учреждений, государственные финансы и финансы населения.
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятию необходимо имущество и источники его формирования или финансовое обеспечение. При проведении хозяйственной деятельности возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции (услуг), формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.
Финансовые отношения, являясь частью денежных отношений, возникают при реальном движении денежных средств, которые сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовые отношения могут возникать в следующих случаях:
-между учредителями в момент создания организации и формирования уставного капитала;
-между отдельными организациями (предприятиями) при производстве и реализации продукции (между поставщиком и покупателем сырья, отношения со строительными и транспортными организациями, предприятиями связи, иностранными фирмами, таможней и т.д.);
-между предприятиями и их подразделениями в связи с финансированием расходов, распределением и использованием прибыли, оборотных средств;
-между организацией и ее работниками в случае распределения и использования доходов, выпуске и размещении акций в акционерном обществе, взыскании штрафов, удержании налогов с физических лиц;
-между предприятием и вышестоящей организацией по поводу формирования, распределения и использованияцентрализованных целевых денежных фондов, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ;
-между коммерческими предприятиями и финансовой системой государства и т.д.
Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы, в результате использования которых предприятие удовлетворяет свои производственные и прочие потребности.
Финансовые ресурсы – денежные средства предприятия, предназначенные для проведения текущих операций и деятельности по расширенному воспроизводству, стимулирования предприятий и удовлетворения экономических потребностей.
По мнению Орловой Д.В., финансовые ресурсы представляют собой денежные доходы, которые формируются путем накопления и поступлений государства, юридическими и физическими лицамии, предназначенные для реализации целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления [23].
Финансовые ресурсы – это часть средств предприятия в форме различных поступлений извне, предназначенных для исполнения взятых обязательств [5].
Финансовые ресурсы используются на развитие объектов непроизводственной сферы, формирование резервных и инвестиционных фондов.
Организация финансовой деятельности коммерческого предприятия предполает ориентацию на основные принципы, в состав которых входят хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.
1. Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает то, что коммерческие предприятия самостоятельно определяют сферу хозяйственной деятельности и источники ее финансирования, направления вложения денежных средств в целях получения прибыли.
2. Принцип самофинансирования является одним из условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия. Самофинансирование предполлагает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), инвестирование в развитие производства за счет собственных источников финансовых ресурсов, а при необходимости привлечение коммерческих и банковских кредитов.
3. Принцип материальной заинтересованности тесно связан с главной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли. Материальные интересы характерны также и для государства, получающего различные налоги от предприятия, работника по поводу выплаты заработной платы и премии.
4. Принцип материальной ответственности за ведение и результаты производственно-хозяйственной деятельности. Российское законодательство регламентирует с помощью различных финансовых методов реализацию данного принципа. В состав санкционных мер могут быть включены выплата пени, штрафов и неустоек. В некоторых случаях для финансово некстойчивых предприятий могут использоваться процедуры банкротства.
Руководители подобных организаций несут административную ответственность за нарушение налоговой дисциплины в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Работники предприятия, допустившие нарушения при выполнении своих производственных функций, могут быть оштрафованы, лишены премии и даже уволены.
5. Принцип обеспечения финансовых резервов тесно связан с высоким риском ведения хозяйственной деятельности в условиях изменяющейся и неопределенной внешней среды (риск неплатежей со стороны покупателей, инвестиционный риск и т.д.). Предприятие вынуждено формировать финансовые резервы для укреления своего финансового положения в кризисные моменты своего развития.
В число основных задач предприятия, преследующих достижение целей стабильного развития, входят обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, создание условий для планомерного поступления и расходования денежных средств, обеспечение баланса между собственным и заемным капиталом, повышение эффективности его использования (рис.1).
Рисунок 1. Составляющие финансовой стабильности предприятия
Хозяйственная деятельность предприятия может финансироваться за счет собственных и привлеченных средств, заемных средств и средств, поступивших в порядке перераспределения (рис. 2).
Рисунок 2. Финансовые ресурсы организации (предприятия)
Собственные средства предприятия включают первоначальные взносы учредителей и часть денежных средств, полученных в результате финансово-хозяйственной деятельности (амортизационные отчисления и прибыль).
Собственные средства являются основными источниками финансирования деятельности предприятия.
К важнейшему показателю, характеризующему собственные средства предприятия и его финансовое состояние, относится уставный капитал (фонд). Он является одним из самых устойчивых элементов собственного капитала организации.
Уставный фонд предприятия формируется в момент создания организации за счет взносов собственников и является первоначальным капиталом, предназначенным для ведения уставной деятельности. Уставный капитал должен быть достаточен для обеспечения финансовой независимости и автономии предприятия от кредиторов. Он должен способствовать проведению работы без значительного риска.
Доля уставного капитала в совокупности с другими источниками собственных средств (добавочный, резервный капитал, нераспределенная прибыль и т.д.) должна соответствовать требованиям мировых стандартов и составлять не менее 50% всех источников. Уставный капитал акционерного общества соответствует количеству акций при определенной их стоимости (номинале).
Величина уставного капитала устанавливается первоначально при регистрации предприятия. Изменение величины уставного капитала в дальнейшем должно соответствовать порядку, предусмотренному действующим законодательством и учредительными документами. Способы формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия.
Изменение уставного капитала может произойти в случае дополнительной эмиссии и изменения номинальной стоимости акций, приема нового собственника, присоединения части прибыли и т.д. Изменение величины уставного капитала потребует перерегистрации устава предприятия.
Средства уставного капитала направляются для формирования внеоборотных активов (нематериальные активы, основные фонды, долгосрочные финансовые вложения) и оборотных активов в виде производственных запасов, краткосрочных финансовых вложений и т.д., необходимых для ведения нормальной хозяйственной деятельности.
Добавочный капитал как источник средств предприятия формируется в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. При продаже акций выше цены номинала может образоваться дополнительный источник средств – премия на акции, которая зачисляется в добавочный капитал, а в дальнейшем часть этого капитала может пойти на увеличение уставного каптитала. Средства добавочного капитала невозможно использовать в целях потребления.
Резервный капитал формируется предприятием как часть ее прибыли, предназначенная для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от проведения хозяйственной деятельности, является по своей сути страховым фондом предприятия.
Формирование резервного капитала определяется нормативными и учредительными документами предприятия. Его размер не должен быть меньше 5% нераспределенной прибыли. Для акционерных обществ законом предусмртрена обязательная процедура формирования резервного капитала.
Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования, к которым относятся безвоздмездно полученные ценности, безвозвратные и возвратные государственные ассигнования для ведения деятельности, имеющей особо важное значения для развития государства.
Амортизация является основным источником финансирования капитальных вложений предприятия. Амортизация – процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их износа на себестоимость произведенной продукции или услуг. Амортизационные средства формируют амортизационный фонд, который используется в целях воспроизводства основных средств.
Амортизация поступает в составе выручки от реализации продукции и является источником финансирования развития производства. Условием формирования амортизационного фонда является реализация товаров или услуг и поступление выручки. В выручке учтены расходы предприятия на сырье, материалы, а также износ основных фондов (амортизация) и заработная плата работникам. Денежная форма всех затрат на производство и реализацию продукции называется себестоимостью.
До поступления выручки перечисленные издержки предприятия финансируются за счет оборотных средств, которые авансируются в производство. При поступлении выручки от реализации оборотные средства восстанавливаются. В состав выручки от реализации продукции включена прибыль организации.
Прибыль предприятия является основным источником формирования бюджетов разных уровней, приращения капитала предприятия, роста благосостояния собственников и социального развития организации.
Главной уставной целью предприятия является получение прибыли. Прибыль является материальным стимулом для ведения хозяйственной деятельности предприятия в целом, его подразделений и отдельных работников. Первостепенной задачей финансовых менеджеров является ее максимизация.
На величину прибыли при производстве товаров и услуг оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Внешние факторы проявляют свое воздействие вне зависимости от деятельности организации. Они связаны с макроэкономическими, политическими, правовыми, культурными, демографическими и природными условиями функционирования предприятия.
Указанные факторы могут предоставлять возможности для развития предприятия или составляют угрозы потери дохода организации. Положительное влияние внешних факторов связано с совершествованием налоговой и правовой базы, созданием благоприятного инвестиционного климата и ростом инвестиций в реальный сектор экономики, государственной поддержкой приоритетных отраслей и направлений дейтельности экономики.
Внутренние факторы формируют менеджеры предприятия. Данные факторы включают организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию, финансовые возможности предприятия и т.д.
В условиях кризисной экономики, роста нестабильности и инфляции основным источником получения прибыли предприятий является рост цен, вследствие которого ухудшается благосостояние и платежеспособность физических и юридических лиц.
Основным источником максимизации прибыли предприятия является интенсификация производства за счет внедрения достижений научно-технического прогресса (внедрение новой более производительной техники и технологии, совершенствование методов и способов организации труда, рост квалификации работников и т.д. ).
Прибыль предприятия представляет собой источник финансирования различных экономических потребностей. Ее распределение позволяет удовлетворить интересы государства и его контрагентов, интересы кредиторов, отдельных работников и собственников предприятия. Объектом распределения является валовая прибыль.
В виде налогов и платежей часть прибыли направляется в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Часть прибыли используется предприятием для платежей за использование кредита. Оставшаяся часть прибыли, предназначенная для использования внутри предприятия, называется нераспределенной прибылью.
Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой предприятия и регламентируется его внутренними документами, фиксируется в его учетной политике. Предприятие самостоятельно определяет способ распределения оставшейся чистой прибыли, соотношение между накоплением и потреблением, которое зависит от состояния производственных фондов, конкурентоспособности выпускаемой продукции и стратегии развития организации.
Резервы увеличения прибыли предприятия как источника самофинансирования, представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Резервы увеличения прибыли предприятия
Финансовые ресурсы формируются как за счет прибыли, полученной от основной деятельности, так и за счет выручки от реализации устаревшего имущества, регулярных поступлений паевых взносов, устойчивых пассивов предприятия.
К устойчивым пассивов кроме уставного, добавочного и резервного капиталов относят долгосрочные займы, постоянно используемые в обороте предприятия, устойчивая кредиторская задолженность. Кроме того предприятие может использовать в качестве собственных источников финансирования отчисления по заработной плате из-за разницы в сроках начисления, выплаты по отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, по расчетам с партнерами и клиентами.
Собственный капитал предприятия не обеспечивает в полной мере потребности в финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, поэтому организации приходится использовать финансовые ресурсы, полученные в результате заимствования (заемные источники финансовых ресурсов).
Для развития предприятия привлекаются денежные средства или иные имущественные ценности на возвратной основе.
По срокам заимствования выделяют долгосрочные и краткосрочные источники заимствований. К долгосрочным источникам относятся те источники, срок погашения которых превышает 1 год.
Краткосрочные заемные источники предполагают использование ресурсов до 1 года. В состав краткосрочного заемного капитала относятся кредиты и займы, вексельные обязательства со сроком менее 12 месяцев и кредиторскую задолженность.
Заемные ресурсы предприятия имеют возвратный и платный характер. Кредиты банка в соответствии с кредитным договором предоставляются на основе возвратности, платности и срочности. Обеспечением возврата кредита могут быть гарантии и поручительства третьего лица, залог недвижимого имущества и других активов предприятия.
Кредитование может осуществлятся как для крупных инвестиционных проектов, так и для покрытие затрат на текущую деятельность предприятия.
Финансовые ресурсы с различными источниками их формирования направляются для использования в виде:
-текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
-финансирование приобретения ценных бумаг различной степени срочности, ликвидности и доходности;
-финансирование капитальных вложений в расширение производства, техническое перевооружение, использование нематериальных активов;
-платежи банковской и финансовой системам, взносы во внебюджетные фонды;
-финансирование развития социальной сферы;
-благотворительные и спонсорские цели.
Финансовые ресурсы направляют для формирования основного и оборотного капитала предприятия, использование которого должно приносить доход в виде прибыли, поэтому актуальной является проблема оценки эффективности использования финансовых ресурсов.
Использование оптимального соотношения между собственным и заемным капиталом решает проблему обеспечения финансовой устойчивости и стабильности предприятия.
1.2 Методы анализа эффективности использования финансовых ресурсов предприятия
Стабильная работа предприятия в любой сфере бизнеса зависит от наличия, структуры и эффективности использования финансовых ресурсов.
С помощью финансовых ресурсов формируются рациональная структура и наращивание производственного потенциала, финансирование текущей хозяйственной деятельности предприятия.
Величина капитала предприятия, соотношение собственного и заемного капитала, его трансформация во внеоборотные и оборотные активы, их эффективное использование определяет результаты деятельности предприятия, его финансовое состояние и благополучие.
Управление финансами требует использования методического подхода к оценке эффективности использования финансовых ресурсов, глубокого анализа, позволяющего определить основные причины изменения фактических показателей от плановых (рис.4).
Рисунок 4. Этапы методического подхода к оценке эффективности использования финансовых ресурсов
В ходе анализа исследуется состав и структура, динамика источников формирования капитала предприятия, влияние факторов внешней и внутренней среды на изменение капитала, оценивается уровень финансового риска.
Оценка эффективности использования финансовых ресурсов предполагает расчет основных показателей:
-по оценке структуры размещения капитала в активах и по источникам его формирования;
-ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
-финансовой устойчивости и оборачиваемости средств;
-эффективности использования (рентабельности) капитала (рис. 5).
Рисунок 5. Анализ финансовых ресурсов предприятия
Методологические основы анализа финансовых ресурсов включают теоретические категории, научный инструментарий, методы и принципы исследования хозяйственной деятельности предприятия.
Методика анализа состоит из системы правил и требований, которые обеспечивают эффективное применение метода. Совместно метод и методика формируют методологическую основу финансового анализа.
На первоначальном этапе аналитик должен ознакомиться с объектом анализа, финансовым положением по данным баланса и приложений к нему (чтение бухгалтерской отчетности). Выясняются имущественное положение предприятия, состав и структура активов и пассивов.
Использование методов финансового анализа позволяет выявить резервы эффективности использования финансовых ресурсов и установить оптимальную структуру их источников формирования.
В финансовом анализе используются качественные и количественные методы.
Качественные методы позволяют сделать вывод о финансовом состоянии предприятия с помощью методов экспертных оценок, сценариев, мозгового штурма, деловых игр.
При анализе финансовой отчетности часто используется метод экспертных оценок. Этот метод используется в случае, если невозможно использовать инструментальные методы. Различают качественный и количественный уровень использования экспертных оценок. Оценка с использованием данных методов должна осуществляться высококвалифицированными экспертами. Для повышения объективности экспертов проводится согласование их, что повышает качество экспертизы [25, с. 9].
Количественные методы оценивает степень влияния факторов на результативный показатель. К количественным методам относятся: статистические, бухгалтерские (метод двойной записи и балансовый метод), экономико-статистические. Среди количественных методов наиболее эффективным считается метод системного анализа, позволяющий решать сложные управленческие задачи с использованием ЭВМ при обработке значительных объемов данных.
Статистические методы включают методы сравнения, индексный метод, метод цепных подстановок, табличный и графический метод и др.
Наиболее распространенным является метод сравнения, на основе которого определяются отклонения различных показателей от плановых, выяснение причин отклонений и выявление резервов роста эффективности деятельности предприятия.
Индексный метод широко используется при проведении финансового анализа. Индекс является относительным показателем, определяющий изменение различных величин за определенный период.
Метод цепных подстановок предполагает то, что в исходную базовую формулу конечного показателя подставляется исходное значение первого исследуемого фактора.
Использование графического метода обеспечивает иллюстрацию хозяйственных процессов, расчета и оформления результатов анализа. При графическом методе используются различные графические формы, такие как кривые распределения, диаграммы для сравнения итоговых данных в ходе проведения экономического анализа. Сфера применения данного метода связана с рыночным ценообразованием, торговлей ценными бумагами, диверсификацией инвестиций, сокращением рисков предприятий.
Использование табличного метода целесообразно для отображения порядка расчета показателей, структурных изменений, результатов анализа уровня выполнения плана, выявления резервов роста эффективности.
Балансовый метод позволяет сопоставить взаимосвязанные показатели хозяйственной деятельности для измерения их взаимного влияния, расчета резервов повышения эффективности производства. При использовании данного метода связь между отдельными показателями выражаются в виде равенства итогов, полученных в результате сопоставлений.
Существуют различные системы финансового анализа, базирующиеся на различных методах его проведения.
Горизонтальный анализ предполагает сравнение определенной позиции финансовой отчетности с предыдущим временным периодом (месяц, квартал, год), что позволяет оценить тенденции изменения отдельных статей отчетности и выявить тенденции (тренд) темпов роста или снижения.
К формам горизонтального (трендового) анализа относятся также сравнение показателей отчетности с показателями аналогичного периода прошлого года, сравнение показателей за ряд предшествующих периодов
Вертикальный (структурный) анализ состоит в определении структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В ходе проведения этого анализа рассчитываются удельные веса структурных составляющих финансовых показателей.
Вертикальный анализ, проводимый на основе относительных показателей, формирует динамические ряды этих величин, с помощью которых можно планировать структурные изменения в составе активов и пассивов баланса предприятия.
Сравнительный анализ представляет собой как внутрифирменный анализ сводных показателей по показателям организации, его структур и подразделений, так и анализ аналогичных показателей фирмы и ее конкурентов, а также сравнение со среднеотраслевыми данными.
В ходе оценки финансового состояния используется факторный анализ, который подразумевает исследование влияния отдельных факторов на итоговый показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов. Различают прямой и обратный факторный анализ. При прямом факторном анализе итоговый показатель дробят на составные части, а при обратном – отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Например, трехфакторная модель Дюпона позволяет изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал [25]:
Рск = Пч/ Кс = (Пч/В)*(В/А)*(А/Кс)*100, (1)
где Рск-чистая рентабельность собственного капитала;
Пч-чистая прибыль за определенный период;
Кс-собственный капитал на отчетную дату;
А-активы на отчетную дату;
В-выручка (нетто) от реализации продукции.
Изменение прибыли, например, уменьшение, приходящейся на собственный капитал может произойти за счет влияния следующих факторов:
-снижение чистой прибыли, приходящейся на рубль выручки от реализации продукции;
-низкой эффективности управления активами (замедление оборачиваемости), приводящее к сокращению выручки от реализации;
-изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).
К способам проведения факторного анализа относятся способы цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных величин, логарифмирования и дифференцирования.
В процессе проведения анализа рассчитываются абсолютные и относительные отклонения сравниваемых показателей.
Анализ относительных показателей связан с расчетом отношений между отдельными данными отчетности и определение взаимосвязи показателей.