ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Необходимость управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии
В настоящий момент времени у предприятий произошло увеличение количества дебиторов и кредиторов, что связано с развитием рыночных отношений в стране. По этой причине и множеству других факторов, как объективных, так и субъективных, учет дебиторской и кредиторской задолженности, а также их отражение в финансовой отчетности предприятия значительно усложнилось. Параллельно усложнилось и налогообложение по операциям по дебиторской задолженности.
Для установления эффективных взаимоотношений с клиентами, необходим постоянный контроль текущего состояния расчетов, отслеживание тенденций изменения расчетов в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Используемый контроль должен различаться для всех групп клиентов, каналов сбыта, регионов и договорных отношений.
Для существующей в Российской Федерации системы расчетов между предприятиями – дебиторская и кредиторская задолженность естественное явление.
«Дебиторская задолженность – это задолженность покупателей за поставленные им товары, выполненные работы и оказанные услуги, авансы, перечисленные поставщикам, задолженность бюджета и внебюджетных фондов (в случае переплаты по налогам и сборам), задолженность других дебиторов (сотрудников организации, подотчетных лиц и т.д.)» .
«Кредиторская задолженность представляет собой задолженность организации по выполнению взятых на себя обязательств, или обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством (гражданским, налоговым, трудовым и т.д.)» .
«Кредиторская задолженность – это задолженность поставщикам и подрядчикам за поступившие товары, полученные работы и услуги; задолженность перед покупателями по авансам полученным, бюджетом по всем видам платежей; внебюджетными фондами; работниками по оплате труда и другими кредиторами» .
Дебиторская задолженность подразделяется на: допустимую, которая обусловлена действующей системой расчетов на предприятии; и недопустимую, которая свидетельствует о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и российскими стандартами бухгалтерского учета дебиторскую задолженность можно определить как сумму, причитающуюся компании от дебиторов (покупателей). Возникновение дебиторской задолженности происходит в результате продажи товара или услуги, за которые денежные средства еще не получены. Единственным письменным подтверждением о наличии задолженности является подпись о приеме товара на соответствующем сопроводительном документе.
Автор А.И. Самылин определяет дебиторскую задолженность как «обязательства покупателей и заказчиков (а также других контрагентов) погасить обязательства за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги» .
Таким образом, существует множество формулировок для обозначения понятия дебиторской задолженности. Многие авторы предлагают схожие определения. Однако, определять дебиторскую задолженность только как сумму долга, необходимую для уплаты предприятию, не совсем правильно. Такое определение должно быть расширено.
«Дебиторской задолженностью называются средства, причитающиеся предприятию, но еще не полученные им, или обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг» .
Эффективная финансовая деятельность предприятий выполняется при помощи собственного и заемного капитала, которые дают возможность расширить хозяйственную деятельность предприятия. Категория обязательств, выделяемая с учетом заемных средств в деятельности предприятия – кредиторская задолженность.
Рост дебиторской задолженности на предприятиях, вызванный значительным замедлением оборота в платежах, характеризует современных этап экономического развития страны. Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью – важная задача для финансового менеджмента.
«Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общей системы управления оборотными активами предприятия и заключается в оптимизации общего размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации» .
Уровень дебиторской задолженности определяется такими факторами как: вид продукции (услуг), емкость рынка, степень насыщенности рынка продукцией (услугами), система расчетов предприятия и другие.
Формирование кредитной политики предприятия по управлению текущей дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам (рисунок 1).
Результаты выполненного анализа дебиторской задолженности используются при последующей разработке различных уточняющих направлений кредитной политики предприятия.
При выборе вида кредитной политики предприятие опирается на современную финансовую практику. На сегодняшний день в России и за рубежом широко распространена реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа). Условия этой практики отражаются при формировании кредитной политики, направленной на улучшение эффективности деятельности предприятия: финансовой и операционной.
Рисунок 1 - Этапы управления текущей дебиторской задолженностью предприятия
В отношении кредиторской задолженности не выделяется каких-либо особых методов управления.
Формирование политики управления внутренней кредиторской задолженностью предприятия осуществляется по следующим этапам (рисунок 2).
Результаты анализа кредиторской задолженности используются при выборе оптимального источника финансирования заемных средств предприятия.
Рисунок 2 - Этапы формирования политики управления кредиторской задолженностью предприятия
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности – важная часть финансового анализа на предприятии. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности позволяет определить платежеспособность предприятия, как текущую, так и будущую; факторы, влияющие на платежеспособность и ее динамику. Также анализ дает возможность оценить количественные и качественные возможности развития будущего финансового состояния предприятия, поскольку задолженность влияет на изменение структуры оборотных активов предприятия.
Для эффективного управления кредиторской задолженностью предприятия необходимо:
Выбрать коммерческую и банковскую форму задолженности для уменьшения выплат по процентам.
Установить оптимальную форму и срок банковского кредитования, например, кредит под залог или краткосрочную ссуду и т.д.
Недопустить появления просроченной задолженности по дополнительным затратам, например, штрафным санкциям, пеням.
Таким образом, для эффективного управления предприятием необходим оперативный контроль дебиторской и кредиторской задолженности.
1.2. Методика анализа управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии
Информация о дебиторской задолженности и кредиторской задолженности представлена в бухгалтерском балансе. Данная информация отображается в развернутом виде: Дебиторская задолженность отражается в активе баланса предприятия, кредиторская задолженность отражается в пассиве баланса предприятия. В отчете о финансовых результатах, а также в расшифровке отдельных показателей бухгалтерского баланса дебиторская задолженность представлена по ее видам и срокам оплаты.
Кредиторская задолженность по ее видам и срокам оплаты также представлена в отчете о финансовых результатах и в расшифровке отдельных показателей бухгалтерского баланса.
Анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности проводится в четыре этапа:
Предварительный анализ финансового состояния предприятия.
На этом этапе анализа складывается начальное мнение о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. В процессе выясняются все изменения в имуществе предприятия и источниках его формирования. Определяется соотношение и структура статей актива и пассива баланса; их удельный вес в общей структуре баланса. Полученные данные сравниваются с предшествующим периодом.
Проводится с помощью горизонтального и вертикального анализа баланса. Цель анализа состоит в наглядном представлении произошедших изменений.
Горизонтальный анализ баланса состоит в построении аналитической таблицы, с помощью которой можно определить отклонение статей баланса по абсолютным и относительным показателям в сравнении предыдущим периодом.
Вертикальный анализ баланса определяет структуру статей баланса: каждая сумма определяется в процентах к валюте баланса. Этот анализ помогает в межхозяйственных сравнениях и сокращении негативных моментов хозяйственных процессов деятельности предприятия.
В процессе анализа общее изменение валюты баланса разделяется на составляющие части, что поможет оценить изменения в составе активов, формирующих их источников, а также их взаимозависимость. Все изменения состава внеоборотных и оборотных активов рассматриваются вместе с изменениями в обязательствах предприятия.
Для облегчения выполнения анализа можно использовать уплотненный аналитический баланс-нетто, который формируется путем перегруппировки отдельных статей оборотных и внеоборотных активов, капитала и резервов, долгосрочных и краткосрочных обязательств. Из аналитического баланса можно сделать выводы:
о соотношении оборотных и внеоборотных активов, т.е. определяется наиболее мобильная часть активов, и наименее мобильная часть активов;
о доле дебиторской задолженности в структуре оборотных активов, дебиторская задолженность должна превышать краткосрочные пассивы;
о соотношении собственного и заемного капитала в пассиве.
Анализ оборотных активов и краткосрочных пассивов.
На этом этапе анализа рассматривается динамика общего объема: определяется доля, которую оборотные активы занимают в активе баланса, доля, которую краткосрочные пассивы занимают в пассиве баланса.
После необходимо проанализировать структуру оборотных активов и краткосрочных пассивов: определить элементы, входящие в их состав, рассчитать удельный вес элементов в составе оборотных активов и краткосрочных пассивов.
Далее определить долю дебиторской задолженности в оборотных активах, долю кредиторской задолженности в краткосрочных пассивах; проанализировать их структуру, определить удельный вес задолженности, платежи по которой ожидаются в течение года, оценить динамику этого показателя.
Затем необходимо провести общую оценку динамики дебиторской и кредиторской задолженности в целом и продолжить в разрезе отдельных статей.
Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности.
На этом этапе проводится анализ дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе отдельных статей: по видам задолженности, входящих в их состав, по срокам образования задолженности. Выбор критерия определяется целью анализа, особенностями деятельности предприятия.
Далее определяется доля каждого вида задолженности в составе дебиторской и кредиторской задолженности, их удельный вес. Затем полученные изменения сравниваются с показателями предшествующего периода.
Анализ использования дебиторской задолженности и кредиторской задолженности.
Проводится с использованием коэффициентного анализа. Коэффициентный анализ – анализ и изучение финансовой отчетности с использованием набора различных финансовых коэффициентов. Основное назначение данного коэффициентного анализа – описание компании по нескольким базовым показателям, позволяющим лучше узнать о ее финансовом состоянии.
Т.Ю. Мазурина обозначает следующие показатели, определяющие эффективность управления дебиторской и кредиторской задолженностью:
«Показателями, определяющими эффективность управления дебиторской и кредиторской задолженностью, являются коэффициент оборачиваемости, период погашения и сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности» .
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОдз) определяется по формуле:
КОдз=ВР/ДЗср (1)
где ВР – выручка от продаж в свободных оптовых ценах;
ДЗср – средняя дебиторская задолженность за период.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КОкз) определяется по формуле:
КОкз=ВР/КЗср (2)
где КЗср – средняя кредиторская задолженность за период.
Положительной тенденцией считается ускорение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в динамике. Отрицательной тенденцией считается замедление оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, что может свидетельствовать об отвлечении оборонных средств от предприятия с целью расчетов с партнерами, к примеру, с покупателями и заказчиками и др.
Период погашения дебиторской задолженности (П) определяется по формуле:
П=365/КОдз (3)
Период погашения кредиторской задолженности (П) определяется по формуле:
П=365/КОкз (4)
Следует помнить о периоде просроченной задолженности, чем выше период, тем выше вероятность непогашения задолженности.
При сравнительном анализе дебиторской и кредиторской задолженности, прежде всего, анализируется соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Угрозу для финансовой устойчивости предприятия создает значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью. Также превышение кредиторской задолженности обязывает предприятие привлекать дополнительные источники финансирования для ее погашения.
Но в то же время для финансового положения предприятия важно, чтобы дебиторская задолженность обязательно была меньше кредиторской задолженности. Если же оставшаяся часть дебиторской задолженности выше оставшейся части кредиторской задолженности, то это, скорее всего, следствие следующих обстоятельств:
а) период оборачиваемости дебиторской задолженности превосходит период оборачиваемости кредиторской задолженности, т.е. дебиторы платят реже, нежели сама организация;
б) в составе дебиторской задолженности имеется значительная доля просроченной задолженности, тогда как просроченная кредиторская задолженность намного меньше либо вообще отсутствует.
Между тем сам факт превышения дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью способствует при определенных условиях росту платежеспособности предприятия, вызывая при этом необходимость увеличения потребности в собственных оборотных средствах.
Таким образом, рациональное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии не представляется однозначным и простым, и требует дополнительного анализа.
Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью рассчитывается по формуле:
Кс=ДЗср/КЗср (5)
По итогам сравнительного анализа даются рекомендации по устранению выявленных недостатков .
1.3. Мероприятия по улучшению управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии
Дебиторская и кредиторская задолженность – обязательные составляющие в бухгалтерском балансе предприятия. Возникновение дебиторской и кредиторской задолженности происходит, когда даты появления дебиторской и кредиторской задолженности не совпадают с датой их погашения.
Разработка успешной стратегии по управлению кредиторской задолженностью позволит предприятию исполнить свои обязательства перед кредиторами точно в срок и в полном объеме, это позволит предприятию обеспечить себе репутацию ответственной и надежной компании.
Управление дебиторской задолженностью главным образом оказывает влияние на прибыль предприятия. Управление дебиторской задолженностью определяет кредитную политику для всех дебиторов предприятия; определяет способы востребования долга, и способы уменьшения безнадежной ее части. Также выбирает условия для продаж, которые смогут гарантировать поступление денежных средств.
Приемов управления дебиторской задолженностью множество, одними из них являются следующие: ранжирование дебиторской задолженности и ее анализ; условия платежей за отгруженную продукцию, определение сроков кредитования, выставление счетов покупателям, страхование дебиторской задолженности, факторинг.
Условия платежей за отгруженную продукцию. Условия платежей – фактор, который непосредственно влияет на объемы продаж предприятия. Условиями платежей могут быть: срок кредитования; коммерческий кредит; скидка за быструю оплату товара.
Факторы, влияющие на уровень дебиторской задолженности:
Оценка покупателей. Покупатели оцениваются по следующим признакам: вид продукции; объем закупок; платежеспособность, при ее оценке учитывается финансовая устойчивость и имущественное обеспечение покупателя; история кредитных отношений.
Оценка состояния дебиторской задолженности.
Чтобы определить количество инвестиций, направляемых в дебиторскую задолженность, необходимо применить расчет годовых объемов продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.
Определение сроков кредитования. Самым важным моментом при управлении дебиторской задолженности является определение срока предоставления кредита (кредитный период). Срок кредитования можно условно разделить на три группы: продолжительный, жесткий и неконкретный.
При продолжительном сроке кредитования у предприятия есть возможность увеличить объем продаж и повысить инвестированные средства в дебиторскую задолженность.
При жестком сроке кредитования у предприятия уменьшаются потери от безнадежных долгов, но в тоже врем, существует риск снижения объемов продаж и снижения прибыли.
Неконкретные сроки кредитования могут повысить предприятию объем продаж и прибыли, но также существует риск повышения безнадежных долгов.
Чаще всего предприятия своим постоянным клиентам предоставляют товар в кредит. Вместе с этим для ускорения возврата денежных средств используются такие методы поощрения, как предоставление скидки. Обычно сумму скидок определяют при помощи анализа, который учитывает влияние инфляции и сокращение расходов.
Платежеспособность потенциального покупателя оценивается по его финансовой устойчивости и имущественному обеспечению. Также оценивается его кредитная надежность. В случае, если предприятие долгое время не меняет кредитную политику и продает товары или услуги большому количеству покупателей, ему важно оценить возможные будущие потери от безнадежного долга.
Выставление счетов покупателям.
Если счета составляются непрерывно, то их выставление покупателям производится в разное время. Когда используется такая система, покупатели, чья фамилия начинается на «A», получают свои счета первого числа каждого месяца, покупатели, чья фамилия начинается на «Б», получают свои счета второго числа каждого месяца, и так рассчитывается каждый день.
Чтобы ускорить платежи платежей можно использовать различные способы направления счетов:
направление счетов при обработке заказа;
использование интервального начисления;
метод начисление авансов;
немедленное составление счетов на крупные суммы заказа.
При пассивном развитии бизнеса, применяются временные (или сезонные) выставления счетов, например, может удлиняться срок платежа для повышения спроса на товар у покупателей, не имеющих возможности заранее оплатить товар.
Страхование дебиторской задолженности. Страхованием дебиторской задолженности называется страхование рисков предприятия от возврата денежных средств покупателями после установленного срока или их банкротства. Страхование дебиторской задолженности необходимо использовать, чтобы избежать потерь от безнадежных долгов. При решении о его использовании предприятию желательно провести оценку ожидаемых потерь от безнадежного долга, стоимость страхования долгов, а также свою способность избежать проблем от этих потерь.
«Факторинг – операция, в результате которой специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика дебиторскую задолженность, т.е. право на получение платежа от покупателя продукции. Тем самым поставщик не только получает денежные средства в оплату проданной продукции, но и освобождается от риска кредитования своего клиента, связанного с возможной выплатой долга» .
Эффективность применения факторинга определяется особенностями деятельности предприятия. Если предприятие продает денежные требования, то факторинг ускорит оборота денежных средств предприятия, используя получение досрочной оплаты за проданные товары (услуги, работы). Неосведомлённость руководящего состава о факторинге в целом, его сущности, целесообразности и эффективности использования, приводят к необходимости составления подробных рекомендаций по использованию факторинга.
Факторинг, как инструмент управления дебиторской задолженности применяется предприятием, в случае, когда:
В дебиторской задолженности предприятия находится значительная доля оборотных средств;
Срок расчета с покупателями больше срока расчета с поставщиками;
Предприятие не может прибегнуть к товарному кредиту и не может покрыть текущие потребности, так как у него отсутствует необходимое количество собственных оборотных средств;
Предприятие для управления дебиторской задолженности не может использовать дешевые средства, такие как краткосрочное кредитование и комплексную кредитную политику;
Расходы предприятия на факторинг меньше расходов на содержание просроченной дебиторской задолженности.
Предприятия, сумевшие наладить работу с дебиторской и кредиторской задолженностью, становятся более конкурентоспособными. Повышение конкурентоспособности способствует наилучшему управлению бизнеса, а также уменьшает количество ошибок человеческого фактора.
При правильном управлении дебиторской и кредиторской задолженности предприятие может значительно укрепить свое финансовое положение, лавным образом, за счет использования наиболее подходящих методов их управления.
В ходе выполнения первой главы работы было выявлено, что многие авторы приводят похожие определения и под дебиторской задолженностью понимают сумму долгов. Такое понятие неполное и его можно расширить. Таким образом, дебиторской задолженностью можно назвать денежные средства, которые принадлежат предприятию, но еще не получены им, или же обязательства дебиторов по выплате денежных средств предприятию за приобретенные товары или услуги.
Кредиторской задолженностью можно назвать обязательствами предприятия, которые необходимо исполнить в соответствии с действующим законодательством страны.
Управлением дебиторской задолженностью называется управление оборотными активами предприятия, с целью установления общего ее размера и обеспечения ее получения и сбора, т.е. инкассации.
Управление дебиторской задолженностью и кредиторской задолженностью на предприятии проводится в несколько этапов, которые включают в себя предварительный анализ финансового состояния предприятия, анализ оборотных активов и краткосрочных пассивов, анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности и коэффициентный анализ задолженности.
После проведения анализа управления дебиторской и кредиторской задолженности разрабатываются мероприятия по выявлению недостатков, к которым можно отнести: анализ и ранжирование дебиторской задолженности; условия платежей за отгруженную продукцию, определение сроков кредитования, выставление счетов, страхование дебиторской задолженности, факторинг.
Таким образом, при правильном управлении дебиторской и кредиторской задолженностью, предприятие может укрепить свое финансовое положение, при использовании подходящих методов их управления.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ООО «ИТЦ ЭНЕРГОЭФФЕКТ»
2.1. Общая характеристика ООО «ИТЦ Энергоэффект»
ООО «ИТЦ Энергоэффект» создано в 2004 г., учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью" № 14-ФЗ от 08.02.98г. Основной социальной целью деятельности являются эффективные комплексные решения по энергообеспечению бизнеса и жизнедеятельности.
Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном и третейском судах.
В своей деятельности общество руководствуется законодательством Российской Федерации, а также уставом деятельности предприятия.
Обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием места нахождения, бланки установленного образца, товарный знак и знаки обслуживания.
ООО «ИТЦ Энергоэффект» – коммерческая организация, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли путем осуществления предпринимательской деятельности.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
консалтинг в сфере государственного регулирования энергетики и ЖКХ;
проектирование систем электроснабжения;
монтаж и наладка систем тепло- и электроснабжения, электропривода и другого энергетического оборудования;
разработка инвестиционных и производственных программ для предприятий энергетики и коммунального комплекса;
осуществление энергетических обследований предприятий;
разработка схем тепло- и водоснабжения;