Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактические игры как средство ознакомления детей среднего дошкольноо возраста с родным краем

one_butterfly 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.06.2021
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка проекта по ознакомлению с родным краем с использованием дидактической игры у детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем . Предмет исследования – дидактическая игра как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем. Гипотеза исследования : процесс ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем будет эффективным при следующих педагогических условиях: - создать предметно-развивающую среду; - разработать проект по ознакомлению с родным краем; - разработать картотеку дидактических игр и календарно-тематический план. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по ознакомлению с родным краем детей среднего дошкольного возраста. 2. Подобрать методики для оценки ознакомленности детей среднего дошкольного возраста с родным краем. 3. Изучить уровень сформированности знаний о родном крае у детей среднего дошкольного возраста. 4. Разработать и апробировать картотеку дидактических игр по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с родным краем. Теоретическую основу исследования составляют: - идеи формирования личности ребенка в процессе всестороннего познания окружающего мира (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.Ю. Купач, И.Э. Куликовская и др.); - положения о роли дидактической игры в процессе воспитания и обучения дошкольников (Л.В. Артемова, Т.М. Бабунова, А.К. Бондаренко, Ю.С. Григорьева, А.И. Сорокина, Н.Я. Михайленко и др.); - положение об игре как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин), о логике построения руководства разными видами игр (А.А. Люблинская, Н.Ф. Михайленко), о влиянии игр на личностное развитие ребенка (Л.В. Артемова, С.Л. Новоселова); - теоретические разработки в области педагогического проектирования (О.И. Агапова, В.А. Болотова, М.М. Буклева, Г.В. Девятова, В.Р. Имакаева, Р.Я. Касимова, Н.Ю. Маркина и др.). В ходе исследования применялись следующие методы: для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогических источников по проблеме исследования, констатирующий эксперимент (включающий применение совокупности эмпирических методов: наблюдение, индивидуальные беседы с детьми), методы количественной и качественной обработки данных опытно-экспериментальной работы; педагогический эксперимент. Этапы исследования: 1. Подготовительный этап – изучение литературы, подбор методик для изучения сформированности представлений о родном крае – август 2020 года; 2. Основной этап – теоретический анализ литературы и проведение педагогического эксперимента – сентябрь-октябрь 2020 года; 3. Завершающий этап – анализ результатов исследования, написание выводов – ноябрь 2020 года. Теоретическ ая значимость исследования определяется конкретизацией критериев ознакомлению с родным краем у детей среднего дошкольного возраста. Полученные результаты создают предпосылки для дальнейшего изучения возможностей использования дидактических игр по ознакомлению с родным краем у детей среднего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования. Разработан педагогический проект и картотека дидактических игр, направленных на ознакомление детей среднего дошкольного возраста с родным краем . Экспериментальная база исследования: Исследованием охвачено 30 детей среднего дошкольного возраста (средняя группа). МБДОУ Детский сад с. Нижнечерекулево Илишевского района Республики Башкортостан. Структура работы . В работу входят введение, две главы, выводы, заключение, список литературы.
Введение

Актуальность исследования . Развитие ребенка в обществе невозможно без знания культуры и истории своего государства, своей малой Родины. Воспитание человека культуры начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (М.И. Богомолова , Р.И. Жуко вская, Е.И. Радина, А.П. Усова и др.); усваивать определенные знания о мире и оценивать действия и поступки окружающих с позиции проявления ими качеств гражданина и патриота (Г.Н. Абросимова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева и др.). Исследования учеными возможности постижения детьми истории и культуры родного края во второй половине XX в. (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.), а также заказ на разработку региональных компонентов государственных образовательных стандартов на рубеже XX-XXI вв. выступили предпосылками для последующего изучения процесса приобщения детей к этой теме на уровне региона (Г.Н. Данилина, Л.Ю. Ильина, Ю.Н. Мамонова, М.Ю. Новицкая, А.А. Остапец, Л.И. Русских, М.Е. Трубачева и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры. В основе этого процесса лежит интерес ребенка к познанию окружающего мира. Сензитивным периодом для развития такого интереса является средний дошкольный возраст, поскольку он характеризуется развитием самооценки детей, способности к произвольному поведению, волевым действиям, обеспечивающим преодоление трудностей при стремлении к результату, формирование уверенности в себе (В.С. Мухина). В исследованиях доказывается эффективность различных средств ознакомления детей дошкольного возраста с культурой и историей родного края. Одни ученые раскрывают возможности сказки (В.Н. Лукьяненко, Л.В. Компанцева), народных игр (Е.А. Барахсанова), другие – комплекса средств: устного народного творчества, игры, музыки, праздников (Т.И. Бабаева, Е.С. Бабунова, Л.Д. Вавилова, Е.Н. Кергилова, Я.М. Керимов, З.Б. Лопсанова, Л.А. Мамедова и др.). Однако вопрос о возможности использования дидактической игры как средства воспитания ознакомлению с родным краем недостаточно полно, хотя известна ее педагогическая ценность в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений. Исследователями обоснована роль дидактических игр в разностороннем развитии ребенка (Д.В. Менджерицкая, А.К. Бондаренко и др.), развитии сенсорной культуры (В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, Т.Г. Васильева, Л.И. Сысуева и др.), ознакомлении с природой и окружающим миром (Л.В. Артемова, В.Р. Беспалова, В.А. Дрязгунова, О.П. Янковская), в формировании социальной активности, начал патриотизма, этики межнационального общения (Е.С. Бабунова, М.И. Богомолова и др.). Мы же рассматриваем дидактическую игру как средство формирования знаний у детей среднего дошкольного возраста с родным краем. Несмотря на возникающий интерес у ученых и педагогов-практиков к дидактической игре как средству формирования знаний у детей среднего дошкольного возраста, нами не найдено специального исследования по ознакомлению с родным краем посредством дидактической игры. Все вышеизложенное позволяет выделить следующее противоречие: между актуальностью проблемы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем и реальным состоянием практики осуществления данного процесса. Названные противоречия подтверждают актуальность данного исследования и предоставляют возможность сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем? Социально-педагогическая значимость, важность теоретического обоснования и практического решения обозначенной проблемы определила выбор темы исследования: «Дидактические игры как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем ».
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем 8 1.1. Исследование проблемы ознакомления дошкольников с историей и культурой родного края в педагогике 8 1.2 Дидактические игры как средство ознаколения с родным краем детей среднего дошкольного возраста 23 1.3 Педагогические условия ознакомления с родным краем детей среднего дошкольного возраста 36 Выводы по главе 1 38 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с родным краем посредством дидактических игр 40 2.1. Констатирующий эксперимент 40 2.2 Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с родным краем с помощью дидактических игр 45 2.3 Контрольный эксперимент 50 Выводы по главе 2 53 Заключение 54 Список литературы 56
Список литературы

литературы 1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Просвещение, 2016. 298 с. 2. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.Ф. Акулова . М.: Просвещение, 2013. - 192 с. 3. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. [Текст] / Ю.В. Ананьев. - Н. Новгород, 1997. - 36 с. 4. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение , 1992. - 95 с. 5. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогические проблемы дидактической игры: (Пособие к спецкурсу для студентов фак. дошк. педагогики и психологии пед.вузов и воспитателей) [Текст] /Ю.А. Афонькина. - Мурманск. - 1995. - 56 с. 6. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: дис. ... док. пед. наук. [Текст] / Е.С. Бабунова. - Челябинск, 2009. - 521 с. 7. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: автореф. дис. ...канд. пед. наук. [Текст] / Е.С. Бабунова. - М., 2017. - 22 с. 8. Бабыбина Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: дис. ... канд. пед. наук. [Текст]/ Т.Ф. Бабыбина. - Екатеринбург, 2017. - 229с. 9. Батурина Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст] / Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина. - М.: РАО: Проф. образование, 1995. - 72 с. 10. Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л.В. Безрукова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1999. - 22 с. 11. Белобородова Н.С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Н.С. Белобородова. - Уфа, 1999. - 19 с. 12. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей в условиях дидактической игры. Психология и педагогика ребенка-дошкольника [Текст]/ З.М. Богуславская. - М.: Просвещение, 1966. - 256 с. 13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол. труды [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М, Воронеж, 1995. - 352 с. 14. Болотова С.А. Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании младших школьников [Текст] / С.А. Болотова // Образование и духовное развитие ребенка в XXI веке: сб. науч.-метод. материалов / сост. и науч. ред. О.А. Куренина. - М., 2018. - 200 с. 15. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www/upweb.ru. Дата обращения: 23.11.2020. 16. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2017. - 157 с. 17. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду [Текст]/ А.К. Бондаренко. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 67 с. 18. Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах Республики Коми (4- 6 лет): автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л.Д. Вавилова. - СПб., 1993. -17 с. 19. Виноградова Н.Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5-7 лет [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Р.Ш. Файзуллина // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С. 24-29. 20. Виноградова Н.Ф. Условия эффективного воспитания у старших дошкольников интереса к окружающему [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье. - М.: АПН СССР, 1982. - С. 21-26. 21. Волков Г.Н. Педагогика любви: избр. этнопед. соч.: в 2 т. [Текст] / Г.Н. Волков- М.: Изд. дом «Магистр-Пресс», 2002. - Т. 2. - 460 с. 22. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rosvoencentr-rf.ru/obobshchennye-doklady/razrabotka-gpp-2016-2020- iyun-noyabr/utochnennyy-variant-gosprogrammy.php Дата обращения: 12.11.2020 23. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: дисс. Пед. канд. наук [Текст] / Ю.С. Григорьева. - Екатеринбург, 2017. - 167 с. 24. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. [Текст] / В. Даль. Режим доступа: http://vidahl.agava.ru. 25. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Текст] / Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2003. 26. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. [Текст]. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995. - 288 с. 27. Джапаридзе М.А. О психологическом механизме дидактической игры; автореф. дис. ... канд. псих. наук. [Текст] / М.А. Джапаридзе. - Тбилиси, 1982. - 24 с. 28. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет [Текст] / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова - М.: Просвещение, 2017. - 260 с. 29. Доронова Т.И. Радуга: программа и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду [Текст] / Т.И. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; сост. Т.И. Доронова. - М.: Просвещение, 1996. - 269 с. 30. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. реком. [Текст] / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 88 с. 31. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с. - (Библиотека руководителя ДОУ). 32. Жуковская Р.И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - М., 1990. - 174 с. 33. Закон об образовании. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.federalniyzakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016/ 34. Захарова Л.М. Воспитание у детей культуры межнационального общения [Текст] / Л.М. Захарова : Учебное пособие. - Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2006 г. - 66 с. 35. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования [Текст] / В.П. Зинченко // Педагогика, 1997.-№5. -С. 3-16. 36. Знакомство детей с родным краем (из опыта работы детсада -яслей № 2) [Текст] - Чирчик, 1974. - 12 с. 37. Знакомство детей с родным краем [Текст]. - Красноярск: Кн. изд-во, 1967. - 63 с. 38. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Культурное наследие - историческая память человечества [Текст] / С.Н. Иконникова. - Л.: Лениздат, 1987.-56 с. 39. Ильина Л.Ю. Окружающий мир и формирование целостного представления о мире у дошкольников: курс [Текст] / Л.Ю. Ильина // Нач. шк.: плюс до и после. - 2003. - № 12. - С. 60-62. 40. Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.А. Казаева. - Екатеринбург, 2014. - 22 с. 41. Казанцева Л.А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л.А. Казанцева. Режим доступа: http: maratakm. narod.ru I tezis/htm, 2015. 42. Капустина Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям: [Текст] /Н.Г. Капустина (на материале ознакомления с людьми разных рас): дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1996. - 261 с. 43. Кириенко С.В. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С.В. Кириенко. - Екатеринбург, 1999. - 23 с. 44. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам народной культуры: программа: учеб.-метод, пособие [Текст] / О.Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., пере-раб. И доп. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. - 304 с. 45. Кобзева Татьяна Геронимовна. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родног о края в проектной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 [Текст] / Кобзева Татьяна Геронимовна. - Волгоград, 2018.- 347 с. 46. Ковалева О.И. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.И. Ковалева. - Ставрополь, 2002. - 21 с. 47. Козлова С.А. Я - человек: программа приобщения дошкольников к соци альному миру [Текст] / С.А. Козлова. - М.: МШУ, 1996. - 20 с. 48. Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного воз-раста: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л.В. Кокуева. - Ярославль, 2012. - 19 с. 49. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова -Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с. 50. Колесникова М.Е. Социокультурное пространство локальной истории Ставрополя: источниковедение и историография Ставропольской истории. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http//www.worldhist.ru/guaI/rpkyTheor rleth Hist. Дата обращения: 1.11.2020. 51. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников [Текст] / Л.В. Коломийченко. - М., ТЦ СФЕРА, 2015. - 160 с. 52. Коломийченко Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. [Текст] / Л.В. Коломийченко. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2007. - 154 с. 53. Коломийченко Л.В. Психолого-педагогическая диагностика социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, Г.И. Чугаева. Карагай, 2006. - 72 с. 54. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Проект. - М.: ВНИК «Школа», 1988. - 44 с. 55. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Педагогика, 1983. - 192 с. 56. Логинова В.И. Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В.И. Логинова. - Л., 1984. - 39 с. 57. Лыкова В.Я. Педагогика здоровья [Текст] / В.Я. Лыкова. - Смоленск: СГИИ, 1999. -96 с. 58. Майданкина Н.Ю. Первые шаги гражданина: метод, реком. по гражданско-правовому воспитанию дошк. [Текст] / Н.Ю. Майданкина, Т.Ю. Кулагина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. - Вып. 1. - 52 с. 59. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / под ред. Т.А.Марковой. - М.,1982. 60. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 608 с. 61. Настольная книга заведующего детского сада [Текст] / авт.-сост. Н. Ю. Честнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 640 с. 62. Национальной доктрине образования в РФ [Электронный ресурс ] / Режим доступа: http://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html . Дата обращения: 12.11.2020. 63. Наш дом - южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики [Текст] / под ред. Е.С. Бабуновой и др.. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 212 с. 64. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://education.smtp.ru. Дата обращения 30.09.2020. 65. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо -туристской деятельности: пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» [Текст] / под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. - М.: АРКТИ, 2015. - 176 с. 66. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. - М.: Просвещение , 1982. -211с. 67. Попова Е.И. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е.И. Попова // Вестник ИГПИ. - 2014. - № 3. - С. 64-75. 68. Попова Е.И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Попова // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - ART 14066. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. 69. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника [Текст] / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; науч. ред. Л.А. Парамонова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 335 с. 70. Программа «Развитие»: Основные положения [Текст] // Детский центр Л.А. Венгера. - М.: Нов. школа, 1994. - 64 с. 71. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2005. - 174с. 72. Радина Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни [Текст] / Е.И. Радина / сб. «Вопросы обучения в детском саду». - М.: Изд-во АПНРСФСР, 1952. - 98 с. 73. Радина Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни [Текст] / Е.И. Радина / сб. «Вопросы обучения в детском саду». - М.: Изд-во АПНРСФСР, 1952. - 98 с. 74. Рассказова Ж.В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации [Текст] / Ж.В. Рассказова // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1080-1082. 75. Ревенюк Т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа [Текст] / Т. Ревенюк // Дошк. восп. - 2014. - № 4. - С. 24-30. 76. Региональный компонент в содержании дошкольного обра зования: учеб.-метод. Компонент [Текст]. - Новгород: НРЦРО, 1997. - 60 с. 77. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=EXP;n=357334;dst=100006 78. Сидоров С.В., Коновалова К.А. Метод проектов в отечественной педагогической литературе 1920-1930-х гг. [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-27 Источник: http://si-sv.com/publ/16-1-0-27 Дата обращения: 27.11.2020. 79. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении [Текст] / О.В. Солодянкина // методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2018. – 80 с. 80. Стельмахович М.И. Семейная этнопедагогика - заслон бездуховности [Текст] / М. И. Стельмахович // Сов. педагогика. - 1989. - №7. -С. 116. 81. Степанова Марина Валерьевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов посредством дидактической игры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 [Текст] / Степанова Марина Валерьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2012.- 210 с. 82. Суслова Э.К. Формирование образа Родины у дошкольников в рамках программ ы «И ты увидишь, мир прекрасен!» [Текст] / Э.К. Суслова // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 66. 83. Толкачева Г.Н. Формирование потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Г.Н. Толкачева. - М., 1990. - 16 с. 84. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики [Текст] / Е. Л. Христова// Сов. педагогика. - 1989. -№ 7. - С. 103. 85. Шорыгина Т.А. Наша Родина - Россия: метод. пособие. [Текст] /Т.А. Шорыгина - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с. 86. Якимов И.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / И.А. Якимов. Режим доступа: http: // www. Sputnik.mto.ru/seans. Дата обращения: 13.11.2020. 87. Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: Монография [Текст]/Н.О. Яковлева. - М: Информационно-издательский центр АТиСО, 2019. - 194 с
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем 1.1. Исследование проблемы ознакомления дошкольников с истори ей и культур ой родного края в педагогике Мир культуры и истории окружает ребенка с детства. Региональная культура является первым шагом для ребенка в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры, в формировании личности в целом. Дети наиболее чувствительны к миру культуры и задача взрослых - сохранить эту эмоциональную отзывчивость и доверчивость ребенка, ввести его во взрослый мир посредством культурных ценностей своей семьи, своего родного края, своего народа. Д. С. Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты, каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры» [55, с. 45]. Идея приобщения детей к истории и культуре своего края, традициям своего народа просматривается в народной педагогике, которая обладает многовековым потенциалом воспитательного наследия. Согласно мнению В.Я. Лыковой, средства народной педагогики являются действенной формой расширения представлений детей об истории и культуре народа, его духовном богатстве, способствуют раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его моральному, духовному и физическому росту [57, с. 35]. В народной педагогике огромное внимание уделялось раскрытию для ребенка таких понятий как семья, род, родной край, родная сторона, Родина, малая Родина, родной город. В рамках исследования особый интерес для нас представляет понятие «город». В «Большом энциклопедическом словаре» понятие «город» рассматривается как: населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства [15]. В «Большой советской энциклопедии» «город» - крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры. Город обычно административный и культурный центр окружающего района. Раздвижение границ познаваемого ребенком пространства в народной педагогике осуществляется с помощью таких средств, как: 1. Колыбельных песен, пестушек, потешек, закличек, приговорок, считалок, дразнилок, обрядовых, ритуальных, песен-гимнов. В колыбельных песнях матери рассказывали об окружающей действительности, красоте родного края, вслух размышляли о цели и смысле жизни, вынашивали свои заботы, радости, печали. В песнях-гимнах воспевались и произносились клятвы верности и любви к родным, родстве нникам, знакомым, родной земле. 2. Загадок, призванных развивать мышление ребенка, приучать его анализировать явления из самых различных областей окружающей действительности; 3. Пословиц, конечной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Во многих пословицах отражалась любовь к родной стороне. «Родимая сторона - мать, чужая - мачеха» или «Где сосна взросла, там она и красна». 4. Сказок русского народа, которые К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. 5. Празднично-игровой культуры - своего рода педагогики в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра, по мнению отечественных педагогов - это самая эффективная практическая педагогика по воспитанию и приобщению к родной культуре. Все эти средства народной педагогики, по мнению Г.Н. Волкова, способствовали не только ознакомлению и приобщению ребенка к культуре и истории, но и возникновению любви к родному городу, формированию патриотических чувств [21]. Согласно народным традициям, познание ребенком истории и культуры родного края начиналось и проходило преимущественно в семье, что определило наш интерес к этнопедагогическим работам, рассматривающим педагогический потенциал семьи (Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина, Г.Н. Волков, Е.Л. Христова, О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, М.И. Стельмахович и др.). Анализ работ показал, что родная культура входит в сознание ребенка, прежде всего как культура семьи [9; 21; 80; 84]. Культура как средоточие человеческих ценностей, передаваемых от средних поколений к младшим, остается понимаемой всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Изучая историю становления дошкольного воспитания в России как общественного института, мы обнаружили, что проблема познания дошкольниками истории и культуры родного края прошла сложный путь своего становления, оказываясь в фокусе внимания специалистов, исследовавших вопросы умственного, нравственно-патриотического, а в последующем и гражданского воспитания детей. Еще в конце IXX начале XX века среди разнообразных вопросов воспитания подрастающего поколения рассматривались вопросы приобщения детей к истории и культуре своего и других народов. Анализируя работы того времени, Л.М. Захарова [34] обращает внимание на статью Н. Струменской, опубликованной в журнале «Воспитание и обучение» [45]. Автором статьи была разработана и представлена методика ознакомления детей с историей. Ею было предложено давать детям исторические знания в следующей системе: об истории своего рода - к истории края, государства - к истории и жизни различных народов, увязывая их с «ходом культуры» в жизни общества, с осознанием идеи постепенного развития человечества. По мнению Н. Струменской, у ребенка должно быть сформировано представление об определенной исторической эпохе, о событиях, выдающихся деятелях, о состоянии культуры («духовной эволюции человечества»), характерных особенностях в жизни народов. Для этой цели она предлагала создавать исторические ленты, разбивать их на века, и помещать на них соответствующие изображения (костюма, жилища, общественного деятеля). Предлагаемое средство помогало сформировать у детей представление о тесной взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего в жизни человечества, в развитии культуры; осознать себя в потоке истории, как представителя человеческого общества, развить чувство истории. Точка зрения автора показывает, что в начале XX века бытовало мнение о возможности и необходимости формирования временных представлений об истории и культуре края, своего и других государств у детей, что, собственно, не противоречило традициям народной культуры. Однако, изменения, происшедшие в России в связи с октябрьской революцией 1917 года, значительно изменили представления о связи прошлого, настоящего и будущего, и не могли не отразиться на институтах воспитания. Анализируя работы, появившиеся после 1917 года, мы обнаружили, что в целом проблема постижения ребенком национальной культуры и истории до настоящего времени рассматривалась преимущественно в аспекте познания культуры и истории «большой» Родины, традиций советского народа, в контексте событий социалистической реальности. Огромное значение советскими педагогами при разработке содержания и методов воспитательной работы дошкольного учреждения, придавалось вопросам ознакомления дошкольников с политическими и культурными событиями, повседневным трудом советских людей; и на основании этого воспитанию у детей патриотических чувств. В 20-30 гг. большая роль отводилась идейно-нравственному воспитанию, которое осуществлялось исходя из понимания неразрывной связи воспитания с социальными, политическими и экономическими требованиями молодого социалистического государства. Позже, в 50-е г.г. благодаря исследованиям Е.И. Радиной в сфере умственного воспитания дошкольников, проведенному ею проектированию программы ознакомления детей с общественными явлениями, определилась система занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи, на которых дети получали знания о стране (географические представления), о многонациональном народе нашего государства, о труде взрослых, о Ленине и его соратниках, о Советской армии [73]. В 60-80-е гг. отечественные ученые продолжали исследовать актуальные проблемы умственного воспитания дошкольников. А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, Н.П. Сакулиной и др. исследовались особо значимые проблемы: проблема содержания воспитания и обучения (т.е. проблема отбора из всего исторического опыта той его части, которая, будучи доступной для освоения, обеспечила на каждом возрастном этапе всестороннее развитие индивида); проблема формирования видов деятельности у детей в связи с освоением знаний; проблема структуры знаний, их системность, которая является результатом усвоения иерархически построенной программы системных знаний [56, с. 2]. Была доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире и воспитания на этой основе любви к родному краю, стране [56]. Исследования Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой привели к созданию методики ознакомления с окружающим, которая нашла отражение в книгах для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Наша Родина», «Родной край». Ученые полагали, что детям необходимо давать знания об окружающем мире, о событиях социалистической реальности. Но, к сожалению, «готовые знания», которые передавались педагогами детям, часто не осознавались ими, нередко приводили к равнодушному их восприятию или к формальному запоминанию, что в свою очередь отрицательно сказывалось на воспитании детей, на формировании эмоционально-положительного отношения к фактам и событиям [32]. Таким образом, изучая программно-методические материалы советского периода (20-80-е г.г.), мы обнаружили, что их содержание было направлено на ознакомление дошкольников с социалистической действительностью, с историей и культурой «советского периода». Педагоги предъявляли детям знания о Советском Союзе, о Советской Родине, России, ее многонациональном народе, о Советской армии. Внимание к проблеме ознакомления дошкольников с родным краем преимущественно наблюдалось в республиках, краях Советского Союза. Как известно, источником развития дошкольной педагогической науки выступают не только специально проводимые исследования, но и передовой педагогический опыт. Не случайно, в разные периоды XX века (о которых идет речь), ученые обращали свое внимание на передовой педагогический опыт. Этот опыт обобщался в республиках и краях Советского Союза и представлялся на выставках достижений народного хозяйства [36; 37; 77]. Например, в 1974 году зав. детским садом № 2 из г. Чирчик Ташкентской области представила на выставку опыт ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом. На страницах книги из опыта работы автор пишет: «Знакомя детей со своим городом, с бытом его населения, мы развиваем любовь к родному краю». В целях ознакомления с городом педагоги использовали прогулки и экскурсии (в т.ч. в краеведческий музей), наблюдения, просмотр диа- и кинофильмов, беседы, чтение художественной литературы, занятия изобразительной деятельностью, встречи с ветеранами. К сожалению, аспект истории и культуры прошлого ограниченно предъявлялся детям дошкольного возраста, что, как известно, является недостаточным, поскольку память о прошлом составляет основу исторического самосознания народа. История, по мнению С.Н. Иконниковой - не хрестоматийный перечень фактов, имен, а глубокая причастность современника к прошлому, его любовь и ненависть, гордость и ответственность. Культурные достижения прошлых эпох, органично вплетенные в современную культуру, способствуют духовному развитию личности [38]. Конечно, ориентировка во времени создает для ребенка определенные трудности, т.к. время текуче, оно не имеет наглядной формы, с ним не возможно совершать действия. Но уже во второй половине дошкольного возраста дети усваивают и начинают правильно употреблять такие временные обозначения как «вчера», «сегодня», «завтра» и т.д. Исследования А.В. Петровского, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной и др. в области формирования представлений о больших исторических периодах, последовательности событий, длительности жизни людей, существования вещей и т.п. показывают, что эти представления на всем протяжении дошкольного возраста остаются недостаточно определенными, т.к. у ребенка нет для них подходящей мерки, нет опоры на личный опыт [35, с. 60]. В целом XX век охарактеризовался общей тенденцией в решении вопросов ознакомления дошкольников с историей и культурой без учета региональных особенностей. Отечественные исследователи не ставили задачи проектирования и реализации региональных программ. Наполнение используемой повсеместно в России типовой образовательной программы региональным компонентом осуществлялось только тогда, когда педагогический коллектив дошкольного учреждения на практическом уровне ставил перед собой такие задачи. Конец XX века в России охарактеризовался изменениями в политической, социальной, экономической сферах. Было отмечено общее движение общества к новым ценностям и смыслам. В этот период в качестве приоритетной задачи государства была выдвинута задача гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, что нашло отражение в основополагающих государственных документах и программах: «Конституции РФ», «Федеральном законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года» и др. [33, с. 62]. «Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России...» (извлечение из «Национальной доктрины») [32]. Целью программы «Патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы» (от 30.12.2015 г.), стало развитие системы патриотического воспитания в Российской Федерации и формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования этой системы. Программа была направлена на решение актуальной задачи формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина - патриота Родины [22]. В научных работах конца XX - начала XXI века обнаруживается внимание к историческому краеведению, как главному источнику обогащения детей представлениями о родном крае, воспитания любви к нему. Историческое краеведение «раскрывает связь родного края, края , села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого края, села с историей, жизнью России, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края» [14, с. 131]. М.Е. Колесникова, исследуя проблемы исторического краеведения, считает, что краеведение сегодня способно решить не только актуальные проблемы современной исторической науки, но и по-новому «взглянуть» на уже написанные страницы отечественной истории [49, с. 78]. Оно способно сегодня отражать давно забытые идеи и взгляды. Это еще и возможность, в рамках «локальной истории», по-новому посмотреть на историю края и края, через ранее накопленные и новые исторические источники, материальные и документальные свидетельства прошлого. Изменения, произошедшие в обществе в конце XX начале XXI века, поставили новые вопросы и перед системой дошкольного воспитания, которые отразились в современных концепциях воспитания и развития детей дошкольного возраста. Так в 1989 году под руководством В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др. была разработана «Концепция дошкольного воспитания». Концепция провозгласила самоценность дошкольного детства и понимание его как первого этапа становления личности ребенка, на котором приобретаются основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Авторы Концепции обратили внимание на то, что к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности, а также формируются начала духовности как свойства сознания [54, с. 14]. Провозглашенная в концепции модель взаимодействия взрослого с ребенком, изменила взгляд на трактовку процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. В Концепции выдвинуты задачи гражданского воспитания дошкольников, с опорой на культурно-историческое наследие. Гражданское воспитание является относительно новым для системы дошкольного образования. Позже были определены критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении в которых выделился раздел «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» [61, с. 257]. Содержание данного раздела раскрывается в следующих направлениях: развитие у детей представлений об истории цивилизации; развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе; развитие у детей основ правового сознания. Реализация этих направлений в практике способствует приобщению дошкольников к истории и культуре человечества в целом. Еще одним важным государственным документом, поднимающим актуальные вопросы воспитания детей, стала «Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.». Авторы программы призывали ученых и практиков решать важные задачи: «создание системы приобщения детей к культурным ценностям, индивидуализации их обучения и воспитания, социализации, формирование коммуникативных навыков с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и общего образования; развитие форм педагогического просвещения родителей, оказания им помощи в воспитании детей» [64]. Позже, в Рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» было предложено формировать у средних дошкольников представления о государственных символах России преимущественно на эмоциональной основе, с учетом возрастных особенностей детей [77]. Перечисленные нами государственные программно-методические документы, появившиеся в период с 1989 по 2005, послужили стимулом для проведения дальнейших исследований в области умственного и гражданско -патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ориентированного на приобщение детей к общечеловеческим ценностям (Л.Д. Вавилова; Л.В. Безрукова; С.В. Кириенко; Е.А. Казаева; Л.В. Кокуева, О.И. Ковалева и др.). Исследователем Л.Д. Вавиловой были выявлены педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми, и в этой связи разработано доступное для детей 4-6 лет комплексное содержание национальной культуры Коми, объединяющее в себе декоративно-прикладное искусство, устное и музыкальное народное творчество. Ею было доказано, что процесс освоения национальной культуры Коми происходит при условии, когда ребенок становится в позицию субъекта деятельности, самостоятельно и творчески отражающего соответствующие впечатления в разнообразной деятельности [18]. Ряд исследований этого периода был направлен на изучение процесса формирования ценностного отношения к миру через взаимодействие психологического, этического и философского компонентов ценностного ориентирования. Так, в ходе исследования Л.В. Безруковой имело место вычленение содержательного объема мира ценностей, раскрывающее уровни освоения ценностного содержания окружающего мира: жизнь как высшая ценность и системообразующий элемент первого уровня ценностного ориентирования; гуманизм как высший идеал отношения к человеку и миру и основополагающий компонент второго уровня ценностного ориентирования; свобода как условие и потребность существования в мире, и главный компонент высшего, третьего уровня ценностного ориентирования [10]. Исследование С.В. Кириенко посвящено проблеме приобщения дошкольников к национальным традициям средствами этнографической культуры. Разработанная автором педагогическая технология, обеспечивает взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, интеграцию различных видов искусств, при опоре на фольклор и другие этнографические средства, активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель» [43]. Л.В. Кокуева провела исследование по проблеме патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста, в ходе которого ею были выявлены особенности и определены условия воспитания патриотизма у детей-дошкольников. Разработанная комплексная программа «Я и моя Родина» основана на культурно-исторических традициях малой родины. Одним из основных принципов, положенных в основу программы «Я и моя Родина», является принцип приоритетности регионального культурного наследия, который означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, природе родного края; приобщения ребенка к национальному культурному наследию [48]. В русле рассматриваемой проблемы, в поле нашего внимания попали исследования в области гражданского воспитания дошкольников на основе приобщения к региональной культуре (Е.А. Казаевой, О.И. Ковалевой и др.). Так исследование Е.А. Казаевой направлено на воспитание основ гражданственности у детей среднего дошкольного возраста. Предложенная ею педагогическая технология основана на интеграции элементов гражданственности и представляет собой ряд этапов (подготовительный: формирование у детей интереса к родному краю, гражданским правам, обязанностям; репродуктивно-поисковый: уточнение, систематизация, обобщение и углубление представлений у детей о родном крае; репродуктивно-творчески й: закрепление полученных представлений в повседневной деятельности, в формировании умений применять их в самостоятельной деятельности, оценивать поступки и действия других людей) [40]. Исследование О.И. Ковалевой также было направлено на формирование основ гражданственности у детей среднего дошкольного возраста. По ее мнению, системообразующим фактором интеграции социальных и педагогических условий является региональный компонент в гражданском воспитании, который в структурном отношении представляет собой комплекс территориально-географических, природных, социально-политических, экономических культурно-исторических, национально-этнических и других особенностей. Одним из важных условий формирования гражданственности у дошкольников, по мнению О.И. Ковалевой, является организация целенаправленного руководства педагогами воспитательной деятельности детей во всех сферах жизни и деятельности ребенка в детском саду и семье. Разработанные и рекомендованные для работы с детьми четыре блока занятий разных видов (традиционные, интегрированные, комплексные, контрольно-проверочные), включают в себя определенные задания и предполагают ситуативно-игровую деятельность детей [46]. Изучение данных работ показало растущее внимание исследователей к проблеме приобщения дошкольников к национально-региональной культуре, общечеловеческим ценностям. Научные исследования в области дошкольного воспитания, а также развивающиеся на рубеже веков новые взгляды и подходы в системе дошкольного образования, послужили созданию целого ряда инновационных комплексных программ: «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Развитие» Л.А. Венгера, «Детство» В.И. Логиновой, «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой, а также переизданию в 2005 г. «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Проведенный нами анализ комплексных программ показал, что авторы уделяют серьезное внимание задачам ознакомления дошкольников с историей и культурой России, опуская, однако, аспект их ознакомления с родным городом. Исключение составляет рекомендуемое к «Программе воспитания и обучения в детском саду» методическое пособие «Ребенок и окружающий мир» О.В. Дыбиной. В нем частично отражены задачи и содержание работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной [30]. В связи с недостаточным вниманием авторов комплексных программ к региональным особенностям, в практике современного детского сада слабо, а подчас и стихийно реализуется одна из важных задач - ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края . Похожая ситуация наблюдалась нами и при анализе парциальных программ культурно-исторической направленности (С.А. Козлова «Я - человек», О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Н.Б. Кутьина, М.Ю. Новицкая «Круглый год», «Семейный круг», «Святые наши имена» и др.). Исключение составляет программа «Я - человек» С.А. Козловой [47]. В данном исследовании проявляется интерес автора к вопросам ознакомления дошкольников с родным городом, историей происхождения его названия. Были также проанализированы, появившиеся на рубеже ХХ-ХХI вв., методические рекомендации по вопросам ознакомления дошкольников с историей и культурой, обобщающие опыт практиков и адресованные воспитателям детских садов (Н.Ю. Майданкина и Т.Ю. Кулагина «Первые шаги гражданина», Г.Н. Данилина «Дошкольнику - об истории и культуре России», Л.Ю.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg