Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем
1.1. Исследование проблемы ознакомления дошкольников с истори ей и культур ой родного края в
педагогике Мир культуры и истории окружает ребенка с детства. Региональная культура является первым шагом для ребенка в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры, в формировании личности в целом. Дети наиболее чувствительны к миру культуры и задача взрослых - сохранить эту эмоциональную отзывчивость и доверчивость ребенка, ввести его во взрослый мир посредством культурных ценностей своей семьи, своего родного края, своего народа. Д. С. Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты, каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры» [55, с. 45].
Идея приобщения детей к истории и культуре своего края, традициям своего народа просматривается в народной педагогике, которая обладает многовековым потенциалом воспитательного наследия. Согласно мнению В.Я. Лыковой, средства народной педагогики являются действенной формой расширения представлений детей об истории и культуре народа, его духовном богатстве, способствуют раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его моральному, духовному и физическому росту [57, с. 35].
В народной педагогике огромное внимание уделялось раскрытию для ребенка таких понятий как семья, род, родной край, родная сторона, Родина, малая Родина, родной город. В рамках исследования особый интерес для нас представляет понятие «город». В «Большом энциклопедическом словаре» понятие «город» рассматривается как: населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства [15].
В «Большой советской энциклопедии» «город» - крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры. Город обычно административный и культурный центр окружающего района. Раздвижение границ познаваемого ребенком пространства в народной педагогике осуществляется с помощью таких средств, как:
1. Колыбельных песен, пестушек, потешек, закличек, приговорок, считалок, дразнилок, обрядовых, ритуальных, песен-гимнов. В колыбельных песнях матери рассказывали об окружающей действительности, красоте родного края, вслух размышляли о цели и смысле жизни, вынашивали свои заботы, радости, печали. В песнях-гимнах воспевались и произносились клятвы верности и любви к родным, родстве нникам, знакомым, родной земле.
2. Загадок, призванных развивать мышление ребенка, приучать его анализировать явления из самых различных областей окружающей действительности;
3. Пословиц, конечной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Во многих пословицах отражалась любовь к родной стороне. «Родимая сторона - мать, чужая - мачеха» или «Где сосна взросла, там она и красна».
4. Сказок русского народа, которые К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики.
5. Празднично-игровой культуры - своего рода педагогики в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра, по мнению отечественных педагогов - это самая эффективная практическая педагогика по воспитанию и приобщению к родной культуре. Все эти средства народной педагогики, по мнению Г.Н. Волкова, способствовали не только ознакомлению и приобщению ребенка к культуре и истории, но и возникновению любви к родному городу, формированию патриотических чувств [21].
Согласно народным традициям, познание ребенком истории и культуры родного края начиналось и проходило преимущественно в семье, что определило наш интерес к этнопедагогическим работам, рассматривающим педагогический потенциал семьи (Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина, Г.Н. Волков, Е.Л. Христова, О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, М.И. Стельмахович и др.).
Анализ работ показал, что родная культура входит в сознание ребенка, прежде всего как культура семьи [9; 21; 80; 84]. Культура как средоточие человеческих ценностей, передаваемых от средних поколений к младшим, остается понимаемой всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Изучая историю становления дошкольного воспитания в России как общественного института, мы обнаружили, что проблема познания дошкольниками истории и культуры родного края прошла сложный путь своего становления, оказываясь в фокусе внимания специалистов, исследовавших вопросы умственного, нравственно-патриотического, а в последующем и гражданского воспитания детей. Еще в конце IXX начале XX века среди разнообразных вопросов воспитания подрастающего поколения рассматривались вопросы приобщения детей к истории и культуре своего и других народов. Анализируя работы того времени, Л.М. Захарова [34] обращает внимание на статью Н. Струменской, опубликованной в журнале «Воспитание и обучение» [45].
Автором статьи была разработана и представлена методика ознакомления детей с историей. Ею было предложено давать детям исторические знания в следующей системе: об истории своего рода - к истории края, государства - к истории и жизни различных народов, увязывая их с «ходом культуры» в жизни общества, с осознанием идеи постепенного развития человечества. По мнению Н. Струменской, у ребенка должно быть сформировано представление об определенной исторической эпохе, о событиях, выдающихся деятелях, о состоянии культуры («духовной эволюции человечества»), характерных особенностях в жизни народов. Для этой цели она предлагала создавать исторические ленты, разбивать их на века, и помещать на них соответствующие изображения (костюма, жилища, общественного деятеля).
Предлагаемое средство помогало сформировать у детей представление о тесной взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего в жизни человечества, в развитии культуры; осознать себя в потоке истории, как представителя человеческого общества, развить чувство истории. Точка зрения автора показывает, что в начале XX века бытовало мнение о возможности и необходимости формирования временных представлений об истории и культуре края, своего и других государств у детей, что, собственно, не противоречило традициям народной культуры. Однако, изменения, происшедшие в России в связи с октябрьской революцией 1917 года, значительно изменили представления о связи прошлого, настоящего и будущего, и не могли не отразиться на институтах воспитания. Анализируя работы, появившиеся после 1917 года, мы обнаружили, что в целом проблема постижения ребенком национальной культуры и истории до настоящего времени рассматривалась преимущественно в аспекте познания культуры и истории «большой» Родины, традиций советского народа, в контексте событий социалистической реальности. Огромное значение советскими педагогами при разработке содержания и методов воспитательной работы дошкольного учреждения, придавалось вопросам ознакомления дошкольников с политическими и культурными событиями, повседневным трудом советских людей; и на основании этого воспитанию у детей патриотических чувств. В 20-30 гг. большая роль отводилась идейно-нравственному воспитанию, которое осуществлялось исходя из понимания неразрывной связи воспитания с социальными, политическими и экономическими требованиями молодого социалистического государства. Позже, в 50-е г.г. благодаря исследованиям Е.И. Радиной в сфере умственного воспитания дошкольников, проведенному ею проектированию программы ознакомления детей с общественными явлениями, определилась система занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи, на которых дети получали знания о стране (географические представления), о многонациональном народе нашего государства, о труде взрослых, о Ленине и его соратниках, о Советской армии [73].
В 60-80-е гг. отечественные ученые продолжали исследовать актуальные проблемы умственного воспитания дошкольников. А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, Н.П. Сакулиной и др. исследовались особо значимые проблемы: проблема содержания воспитания и обучения (т.е. проблема отбора из всего исторического опыта той его части, которая, будучи доступной для освоения, обеспечила на каждом возрастном этапе всестороннее развитие индивида); проблема формирования видов деятельности у детей в связи с освоением знаний; проблема структуры знаний, их системность, которая является результатом усвоения иерархически построенной программы системных знаний [56, с. 2]. Была доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире и воспитания на этой основе любви к родному краю, стране [56].
Исследования Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой привели к созданию методики ознакомления с окружающим, которая нашла отражение в книгах для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Наша Родина», «Родной край». Ученые полагали, что детям необходимо давать знания об окружающем мире, о событиях социалистической реальности. Но, к сожалению, «готовые знания», которые передавались педагогами детям, часто не осознавались ими, нередко приводили к равнодушному их восприятию или к формальному запоминанию, что в свою очередь отрицательно сказывалось на воспитании детей, на формировании эмоционально-положительного отношения к фактам и событиям [32].
Таким образом, изучая программно-методические материалы советского периода (20-80-е г.г.), мы обнаружили, что их содержание было направлено на ознакомление дошкольников с социалистической действительностью, с историей и культурой «советского периода». Педагоги предъявляли детям знания о Советском Союзе, о Советской Родине, России, ее многонациональном народе, о Советской армии. Внимание к проблеме ознакомления дошкольников с родным краем преимущественно наблюдалось в республиках, краях Советского Союза.
Как известно, источником развития дошкольной педагогической науки выступают не только специально проводимые исследования, но и передовой педагогический опыт. Не случайно, в разные периоды XX века (о которых идет речь), ученые обращали свое внимание на передовой педагогический опыт. Этот опыт обобщался в республиках и краях Советского Союза и представлялся на выставках достижений народного хозяйства [36; 37; 77]. Например, в 1974 году зав. детским садом № 2 из г. Чирчик Ташкентской области представила на выставку опыт ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом. На страницах книги из опыта работы автор пишет: «Знакомя детей со своим городом, с бытом его населения, мы развиваем любовь к родному краю».
В целях ознакомления с городом педагоги использовали прогулки и экскурсии (в т.ч. в краеведческий музей), наблюдения, просмотр диа- и кинофильмов, беседы, чтение художественной литературы, занятия изобразительной деятельностью, встречи с ветеранами. К сожалению, аспект истории и культуры прошлого ограниченно предъявлялся детям дошкольного возраста, что, как известно, является недостаточным, поскольку память о прошлом составляет основу исторического самосознания народа. История, по мнению С.Н. Иконниковой - не хрестоматийный перечень фактов, имен, а глубокая причастность современника к прошлому, его любовь и ненависть, гордость и ответственность.
Культурные достижения прошлых эпох, органично вплетенные в современную культуру, способствуют духовному развитию личности [38]. Конечно, ориентировка во времени создает для ребенка определенные трудности, т.к. время текуче, оно не имеет наглядной формы, с ним не возможно совершать действия. Но уже во второй половине дошкольного возраста дети усваивают и начинают правильно употреблять такие временные обозначения как «вчера», «сегодня», «завтра» и т.д. Исследования А.В. Петровского, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной и др. в области формирования представлений о больших исторических периодах, последовательности событий, длительности жизни людей, существования вещей и т.п. показывают, что эти представления на всем протяжении дошкольного возраста остаются недостаточно определенными, т.к. у ребенка нет для них подходящей мерки, нет опоры на личный опыт [35, с. 60].
В целом XX век охарактеризовался общей тенденцией в решении вопросов ознакомления дошкольников с историей и культурой без учета региональных особенностей. Отечественные исследователи не ставили задачи проектирования и реализации региональных программ. Наполнение используемой повсеместно в России типовой образовательной программы региональным компонентом осуществлялось только тогда, когда педагогический коллектив дошкольного учреждения на практическом уровне ставил перед собой такие задачи. Конец XX века в России охарактеризовался изменениями в политической, социальной, экономической сферах. Было отмечено общее движение общества к новым ценностям и смыслам. В этот период в качестве приоритетной задачи государства была выдвинута задача гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, что нашло отражение в основополагающих государственных документах и программах: «Конституции РФ», «Федеральном законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года» и др. [33, с. 62].
«Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России...» (извлечение из «Национальной доктрины») [32].
Целью программы «Патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы» (от 30.12.2015 г.), стало развитие системы патриотического воспитания в Российской Федерации и формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования этой системы. Программа была направлена на решение актуальной задачи формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина - патриота Родины [22].
В научных работах конца XX - начала XXI века обнаруживается внимание к историческому краеведению, как главному источнику обогащения детей представлениями о родном крае, воспитания любви к нему. Историческое краеведение «раскрывает связь родного края, края , села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого края, села с историей, жизнью России, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края» [14, с. 131].
М.Е. Колесникова, исследуя проблемы исторического краеведения, считает, что краеведение сегодня способно решить не только актуальные проблемы современной исторической науки, но и по-новому «взглянуть» на уже написанные страницы отечественной истории [49, с. 78]. Оно способно сегодня отражать давно забытые идеи и взгляды. Это еще и возможность, в рамках «локальной истории», по-новому посмотреть на историю края и края, через ранее накопленные и новые исторические источники, материальные и документальные свидетельства прошлого.
Изменения, произошедшие в обществе в конце XX начале XXI века, поставили новые вопросы и перед системой дошкольного воспитания, которые отразились в современных концепциях воспитания и развития детей дошкольного возраста. Так в 1989 году под руководством В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др. была разработана «Концепция дошкольного воспитания». Концепция провозгласила самоценность дошкольного детства и понимание его как первого этапа становления личности ребенка, на котором приобретаются основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Авторы Концепции обратили внимание на то, что к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности, а также формируются начала духовности как свойства сознания [54, с. 14].
Провозглашенная в концепции модель взаимодействия взрослого с ребенком, изменила взгляд на трактовку процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. В Концепции выдвинуты задачи гражданского воспитания дошкольников, с опорой на культурно-историческое наследие.
Гражданское воспитание является относительно новым для системы дошкольного образования. Позже были определены критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении в которых выделился раздел «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» [61, с. 257].
Содержание данного раздела раскрывается в следующих направлениях: развитие у детей представлений об истории цивилизации; развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе; развитие у детей основ правового сознания. Реализация этих направлений в практике способствует приобщению дошкольников к истории и культуре человечества в целом. Еще одним важным государственным документом, поднимающим актуальные вопросы воспитания детей, стала «Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.».
Авторы программы призывали ученых и практиков решать важные задачи: «создание системы приобщения детей к культурным ценностям, индивидуализации их обучения и воспитания, социализации, формирование коммуникативных навыков с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и общего образования; развитие форм педагогического просвещения родителей, оказания им помощи в воспитании детей» [64]. Позже, в Рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» было предложено формировать у средних дошкольников представления о государственных символах России преимущественно на эмоциональной основе, с учетом возрастных особенностей детей [77].
Перечисленные нами государственные программно-методические документы, появившиеся в период с 1989 по 2005, послужили стимулом для проведения дальнейших исследований в области умственного и гражданско -патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ориентированного на приобщение детей к общечеловеческим ценностям (Л.Д. Вавилова; Л.В. Безрукова; С.В. Кириенко; Е.А. Казаева; Л.В. Кокуева, О.И. Ковалева и др.).
Исследователем Л.Д. Вавиловой были выявлены педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми, и в этой связи разработано доступное для детей 4-6 лет комплексное содержание национальной культуры Коми, объединяющее в себе декоративно-прикладное искусство, устное и музыкальное народное творчество. Ею было доказано, что процесс освоения национальной культуры Коми происходит при условии, когда ребенок становится в позицию субъекта деятельности, самостоятельно и творчески отражающего соответствующие впечатления в разнообразной деятельности [18].
Ряд исследований этого периода был направлен на изучение процесса формирования ценностного отношения к миру через взаимодействие психологического, этического и философского компонентов ценностного ориентирования. Так, в ходе исследования Л.В. Безруковой имело место вычленение содержательного объема мира ценностей, раскрывающее уровни освоения ценностного содержания окружающего мира: жизнь как высшая ценность и системообразующий элемент первого уровня ценностного ориентирования; гуманизм как высший идеал отношения к человеку и миру и основополагающий компонент второго уровня ценностного ориентирования; свобода как условие и потребность существования в мире, и главный компонент высшего, третьего уровня ценностного ориентирования [10].
Исследование С.В. Кириенко посвящено проблеме приобщения дошкольников к национальным традициям средствами этнографической культуры. Разработанная автором педагогическая технология, обеспечивает взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, интеграцию различных видов искусств, при опоре на фольклор и другие этнографические средства, активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель» [43].
Л.В. Кокуева провела исследование по проблеме патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста, в ходе которого ею были выявлены особенности и определены условия воспитания патриотизма у детей-дошкольников. Разработанная комплексная программа «Я и моя Родина» основана на культурно-исторических традициях малой родины. Одним из основных принципов, положенных в основу программы «Я и моя Родина», является принцип приоритетности регионального культурного наследия, который означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, природе родного края; приобщения ребенка к национальному культурному наследию [48].
В русле рассматриваемой проблемы, в поле нашего внимания попали исследования в области гражданского воспитания дошкольников на основе приобщения к региональной культуре (Е.А. Казаевой, О.И. Ковалевой и др.). Так исследование Е.А. Казаевой направлено на воспитание основ гражданственности у детей среднего дошкольного возраста. Предложенная ею педагогическая технология основана на интеграции элементов гражданственности и представляет собой ряд этапов (подготовительный: формирование у детей интереса к родному краю, гражданским правам, обязанностям; репродуктивно-поисковый: уточнение, систематизация, обобщение и углубление представлений у детей о родном крае; репродуктивно-творчески й: закрепление полученных представлений в повседневной деятельности, в формировании умений применять их в самостоятельной деятельности, оценивать поступки и действия других людей) [40].
Исследование О.И. Ковалевой также было направлено на формирование основ гражданственности у детей среднего дошкольного возраста. По ее мнению, системообразующим фактором интеграции социальных и педагогических условий является региональный компонент в гражданском воспитании, который в структурном отношении представляет собой комплекс территориально-географических, природных, социально-политических, экономических культурно-исторических, национально-этнических и других особенностей. Одним из важных условий формирования гражданственности у дошкольников, по мнению О.И. Ковалевой, является организация целенаправленного руководства педагогами воспитательной деятельности детей во всех сферах жизни и деятельности ребенка в детском саду и семье. Разработанные и рекомендованные для работы с детьми четыре блока занятий разных видов (традиционные, интегрированные, комплексные, контрольно-проверочные), включают в себя определенные задания и предполагают ситуативно-игровую деятельность детей [46].
Изучение данных работ показало растущее внимание исследователей к проблеме приобщения дошкольников к национально-региональной культуре, общечеловеческим ценностям. Научные исследования в области дошкольного воспитания, а также развивающиеся на рубеже веков новые взгляды и подходы в системе дошкольного образования, послужили созданию целого ряда инновационных комплексных программ: «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Развитие» Л.А. Венгера, «Детство» В.И. Логиновой, «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой, а также переизданию в 2005 г. «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Проведенный нами анализ комплексных программ показал, что авторы уделяют серьезное внимание задачам ознакомления дошкольников с историей и культурой России, опуская, однако, аспект их ознакомления с родным городом. Исключение составляет рекомендуемое к «Программе воспитания и обучения в детском саду» методическое пособие «Ребенок и окружающий мир» О.В. Дыбиной. В нем частично отражены задачи и содержание работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной [30].
В связи с недостаточным вниманием авторов комплексных программ к региональным особенностям, в практике современного детского сада слабо, а подчас и стихийно реализуется одна из важных задач - ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края . Похожая ситуация наблюдалась нами и при анализе парциальных программ культурно-исторической направленности (С.А. Козлова «Я - человек», О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Н.Б. Кутьина, М.Ю. Новицкая «Круглый год», «Семейный круг», «Святые наши имена» и др.).
Исключение составляет программа «Я - человек» С.А. Козловой [47]. В данном исследовании проявляется интерес автора к вопросам ознакомления дошкольников с родным городом, историей происхождения его названия. Были также проанализированы, появившиеся на рубеже ХХ-ХХI вв., методические рекомендации по вопросам ознакомления дошкольников с историей и культурой, обобщающие опыт практиков и адресованные воспитателям детских садов (Н.Ю. Майданкина и Т.Ю. Кулагина «Первые шаги гражданина», Г.Н. Данилина «Дошкольнику - об истории и культуре России», Л.Ю.