1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие финансовых результатов деятельности организации, роль их прогнозирования и планирования в управлении организацией
Финансовый результат несет всю необходимую информацию о деятельности организации и классифицируется в соответствии с определенными категориями доходов и расходов, предусмотренных за отчетный год.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовые результаты могут рассматриваться двумя способами: как прибыль и как убыток от производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.
Но в любом случае финансовый результат определяется как разница между доходами и расходами организации.
Когда доход компании превышает сумму ее расходов, полученных в отчетном периоде, субъект предпринимательской деятельности получает прибыль, тогда как убыток можно квалифицировать как преобладание расходов над доходом компании [27].
Многие российские ученые в своих исследованиях уделяют большое внимание изучению финансовых результатов производственной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, в которых они по-разному определяют свое экономическое содержание, поскольку, несмотря на близость предмета исследования, существуют разногласия о сроках возникновения и сумме прибыли.
Понятие финансового результата описаны различными авторами в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика подходов к определению сущности понятия «финансовый результат»
Автор Трактовка понятия «финансовый результат»
Ануфриев В. Е Превышение доходов над расходами означает прирост имущества организации – прибыль, а расходов над доходами – уменьшение имущества – убыток [7, стр. 127].
Бреславцева Н. А.
Пишет о необходимости использования более информативных показателей, чем финансовый результат, которые бы отражали состояние имущества и изменение собственного капитала, а также представляли полноту картины финансового состояния [14, стр. 414].
Войтоловский Н. В., Калинина А. П.
Финансовый результат характеризует прибыль или убыток деятельности предприятия и является абсолютным показателем, не характеризующим эффективность [24, стр. 448].
Толкачева Н. А. Под финансовым результатом она понимает прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка [38, стр. 228].
Как видно, специалисты в области экономики и анализа определяют прибыль как степень улучшения благосостояния компании за определенный период времени.
Ученые, проводящие исследования в области бухгалтерского учета, рассматривают прибыль как разницу между доходами и расходами предприятия, полученную за определенный период времени.
В соответствии с существующей классификацией доходов и расходов, можно отметить, что финансовый результат является основной производственной деятельности в виде выручки от продажи товаров, работ и услуг. Результаты обычной деятельности организации и другие доходы и расходы также генерируются [29].
Доходы организации делятся на:
доходы по обычным (основным) видам деятельности;
прочие доходы.
Расходы — это перемещение средств в процессе хозяйственной деятельности, приводящее к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств [3].
Организационные расходы делятся на:
расходы по обычным (основным) видам деятельности;
другие расходы.
Поэтому одной из классификационных характеристик финансовых результатов является их разделение на финансовые результаты от обычной деятельности и финансовые результаты от другой деятельности.
Это подразумевает классификацию финансовых результатов в зависимости от элементов, которые они содержат:
Валовая прибыль (убыток) — это разница между доходом от основной деятельности и соответствующими производственными затратами (исключая продажи и административные расходы).
Прибыль (убыток) от продаж — это разница между валовой прибылью, продажами и административными расходами.
Прибыль (убыток) до налогообложения — это разница между прибылью (убытком) от продаж и финансовым результатом от непрофильной деятельности.
Чистая прибыль — это разница между прибылью до налогообложения и начисленной суммой налога на прибыль.
Существует также классификация финансовых результатов по видам экономической деятельности:
Прибыль (убыток) от операционной деятельности (основной бизнес); - финансовый результат от реализации основного бизнеса (производство и реализация продукции, перепродажа товаров, выполнение работ, оказание услуг);
Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности - финансовый результат от вложения капитала в активы (от создания, покупки и продажи долгосрочных активов, покупки и продажи ценных бумаг и предоставления кредитов);
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности - финансовый результат от выпуска ценных бумаг.
Разнообразие классификационных характеристик финансовых результатов организации показывает важность этого показателя и поэтому обосновывает необходимость точного и подробного учета.
Анализируя финансовые показатели предприятия, можно определить сильные и слабые стороны, которые могут негативно повлиять на рост прибыли.
Эти показатели являются одним из важнейших финансовых показателей для планирования и оценка хозяйственной деятельности предприятия. В рыночной экономике система финансового управления торговой организацией является ключевым элементом деловой организации.
Эта система предлагает ряд способов организации финансовых отношений, используемых предприятием для обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Без сомнения, можно сказать, что система финансового управления играет важную роль в распределении ресурсов [4, стр. 214].
Важную роль для развития хозяйствующих субъектов является получение прибыли.
Однако некоторые организации уверенно достигают своих целей, в то время как другие менее успешны. Многие успехи организации связаны с правильным выбором вида деятельности, наличием достаточных ресурсов и умением ориентироваться в рыночной экономике.
Для эффективного использования финансов большое значение имеет внедрение финансового планирования и прогнозирования. Успешное планирование хозяйственной деятельности организации зависит от правильной исходной ориентации и благоприятных начальных условий его деятельности - снабжение материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами [40, стр. 421].
В соответствии с определением, наиболее распространенным в научных публикациях, прогноз представляет собой научно обоснованное предположение (предвидение) о возможном состоянии экономического субъекта или экономической системы в целом в будущих периодах.
Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования в организации (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджета). Исходной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов, конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании [31, стр. 125].
В свою очередь, сам процесс разработки прогноза получил название «прогнозирование». На самом деле, прогнозирование является очень эффективным инструментом научного предвидения [28, стр. 97].
Как правило, этот инструмент используется в основном на этапе формирования плана. В этом случае проводится многоаспектный вариантный анализ, оценивается влияние различных внешних и внутренних факторов, собирается дополнительная информация, которая лежит в основе дальнейшего принятия решения.
Среди основных целей финансового прогнозирования:
выявление альтернатив развития;
исследование современных тенденций в сельском хозяйстве;
оценка потенциала предприятия и др.
Однако важное место занимают менеджеры, которые могут управлять организацией. Каждая организация в условиях жесткой конкуренции и кризиса должны принимать эффективные управленческие решения.
Эти решения на любом уровне должны основываться на знании проявления объективных экономических законов в экономической деятельности, основанных на фактическом состоянии внутренних и внешних факторов.
Одним из наиболее эффективных методов управления является анализ финансовых результатов. Анализ финансовых результатов проводится для разработки научно обоснованных текущих и долгосрочных планов, контроля за их выполнением, управления экономической деятельностью и выбора оптимальных управленческих решений, выявления внутрихозяйственных резервов, правильного использования средств, повышения эффективности работы организации [39, стр. 26].
В целом, можно сказать, что прибыль это есть конечный финансовой результат деятельности организации, так как она образуется путем вычитания общей суммы расходов из общей суммы доходов.
1.2 Принципы прогнозирования результатов деятельности организации
Прогнозирование результатов финансово-хозяйственной деятельности организации – это одна из ключевых целей перспективного экономического анализа.
В основе успешного достижения этой цели лежит в первую очередь аналитическое исследование организации как многоаспектной и разносторонней экономической системы, которая, в свою очередь, характеризуется протеканием множества взаимосвязанных процессов и влиянием большого количества факторов и условий.
Прогнозирование играет немаловажную роль при разработке перспективных направлений деятельности, поскольку оно является одним из аспектов успешного управления организацией. В сущности, прогнозирование увязывает этапы планирования и контроля, образуя при этом целостный процесс.
Зачастую в практической деятельности прогнозирование осуществляется ежегодно, поскольку финансовые результаты организации, в сущности, являются основными показателями его эффективной и успешной финансовой деятельности.
При этом принцип регулярности позволяет сопоставить прогнозные значения показателей и фактические их значения. Кроме того, ежегодное проведение прогнозного исследования дает возможность провести глубокий анализ различных условий и факторов, обуславливающих достижение или же не достижение фактического значения показателей прогноза.
Как правило, в результате прогнозирования формулируются соответствующие рекомендации с целью улучшения качества прогнозирования, а также для повышения его эффективности. В целом можно выделить следующие стадии прогнозирования экономического процесса (явления) [34].
Определение периода прогноза, источников информации, а также возможных методов прогнозирования. При этом следует отметить, что период прогнозирования в каждом случае определяется индивидуально, поскольку он зависит от таких факторов, как цели прогнозирования, достоверность собранных данных и др.
Формулирование целей прогнозирования.
Определение наиболее оптимального метода прогнозирования.
Формирование совокупности обоснованных показателей для каждой цели.
Сбор необходимых данных, проведение их оценки.
Непосредственно разработка прогноза.
Осуществление многоаспектного и комплексного анализа прогноза.
В то же время необходимо понимать, что при возникновении существенных отклонений в процессе прогнозирования или же при наличии у собранной информации серьезных искажений, осуществление прогнозных расчетов становится бессмысленным.
Кроме того, следует учитывать будущее состояние внешней среды. В современных условиях одной из основных задач прогнозирования является определение характерной для региона (страны) ситуации и её сопоставление с финансовым состоянием организации.
Помимо этого, целесообразно при формировании прогноза, а также при осуществлении оценки возможной динамики основных показателей (таких как, к примеру, цены на реализуемую продукцию), предусматривать несколько вариантов, при этом используя различные исходные сведения [15, стр. 638].
Принципы прогнозирования – это соблюдение обратной связи между взаимосвязанными и соподчиненными элементами всей системы прогноза это значит, что каждый элемент прогнозируемой системы должен соответствовать реальному содержанию прогнозного элемента, что даст правильное, а главное целостное представление о развитии системы в будущем.
Принципы прогнозирования:
Принцип альтернативности — это необходимость разработки не одного варианта развития на перспективу при составлении прогнозов и планов, а нескольких обоснованных вариантов, реализация каждого из которых возможна при определенном сочетании факторов, оказывающих влияния на будущее состояние экономической системы.
Принцип своевременности означает организационное построение системы прогнозирования и планирования, а также осуществление процедуры формирования прогнозов и планов должны обеспечивать принятие соответствующих управленческих решений к заданному сроку.
Принцип системности подразумевает исследование количественных и качественных закономерностей развития экономических систем, построение такой цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкивать от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению цели. Данный принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.
Принципы комплексности – это учет при прогнозировании всего многообразия действующих факторов, прогнозирование не одного, а системы показателей.
Принципы непрерывности прогнозирования должно соблюдаться для обеспечения преемственности прогнозов и планов в связи с непрерывностью экономического развития. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых у долгосрочных планов, краткосрочные – исходя из показателей среднесрочных планов. В свою очередь долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий период.
Принцип адекватности и обоснованности предполагает использование в процессе прогнозирования развитие методов и моделей в экономике, которые были бы адекватными изучаемым процессам и явлениям, другими словами, правильно отражали бы их.
Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, то есть был направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых в наибольшей степени зависит развитие экономики в целом.
Принцип социальной ориентации требует обеспечения приоритетного решения социальных проблем, что обусловлено выделением в качестве основной цели развития экономики повышения уровня жизни населения страны.
Принцип оптимальности должен соблюдаться для обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики. Термин «оптимальный» означает наилучший, то есть из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный. Оптимальный — это такой вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение потребностей экономики и населения при имеющихся ресурсах с учетом их рационального использования.
Принцип сбалансированности и пропорциональности заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.
Принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов прогнозирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов отдельных регионов и рационального использования местных ресурсов.
Принцип информативности обусловливает необходимость создания системы информационного обеспечения процессов прогнозирования, которая должна содержать и позволять эффективно использовать массивы информации с учетом требований различных уровней управления [33].
Принцип учета и минимизации предпринимательских рисков в процессе финансового прогнозирования предполагает, что при разработке финансовых планов необходимо выявить потенциально возможные риски, которые могут возникнуть при принятия данного планового решения, а также осуществлять их анализ и оценку. Рисковое событие обусловлено объективно существующей неопределенностью факторов внешней среды. Это необходимо делать для того, чтобы предусмотреть в финансовых планах, необходимые финансовые ресурсы, аккумулируемые в страховых и резервных фондах, которые могут быть использованы в случае наступления рискового события. В случае несоблюдения данного принципа организация рискует не только не выполнить утвержденный план, но и получить серьезные убытки и потери, которые в конечном итоге могут привести ее к банкротству.
Принцип обеспечения платежеспособности организации означает, что финансовое прогнозирование, и прежде всего планирование величины и движения денежных средств организации, должно обеспечивать достаточную платежеспособность предприятия в любое время, то есть обеспечивать наличие на его счетах такого размера ликвидных средств, которых было бы достаточно для погашения срочных обязательств предприятия.
Принцип обеспечения рентабельности организации заключается в том. Что при прогнозировании источников финансирования ее деятельности необходимо из всех имеющихся источников выбрать те, которые имеют наиболее низкую цену. Это связано с тем, что чем меньше будет средневзвешенная цена капитала компании и тем больше прибыли конечном итоге получает ее собственники. Кроме того, прежде чем привлекать для финансирования деятельности предприятия заемных средств, необходимо произвести расчет эффекта финансового рычага, то есть определить в какой степени использования заемного капитала приведет к повышению рентабельности собственного капитала организации [31, стр. 21].
Таким образом, прогнозирование – это неотъемлемая часть деятельности, направленной на выявление определенных изменений и результатов в перспективе. Данные принципы позволяют построить систему таким образом, чтобы она максимально приближала прогнозируемые данные к реальности.
1.3 Основные подходы и методики прогнозирования финансовых результатов деятельности организации
Существует множество различных методов прогнозирования.
В целом можно выделить следующие группы методов прогнозирования финансовых результатов организации:
методы экспертных оценок. Основываются данные методы на процедуре экспертного оценивания, которая представляет собой процесс получения оценки проблемы (вопроса) на основе мнений специалистов. Другими словами, проводится опрос квалифицированных экспертов для дальнейшего анализа получение информации и формулирование соответствующего решения. Как правило, на практике в качестве специалистов выступают руководители структурных подразделений компании, что позволяет принять наиболее оптимальное и рациональное решение. Зачастую методы экспертных оценок используются в ходе проведения работы аналитического характера и при прогнозировании значений финансовых показателей [17];
стохастические методы предполагают вероятностный характер как связи между прогнозными финансовыми показателями и исходными данными, так и непосредственно прогноза;
детерминированные методы. Данная группа включает в себя методы исследования, в которых зависимость между рассматриваемыми параметрами детерминирована (строго определена). Основной формой отчета о финансовом результате является табличная реализация жестко детерминированной факторной модели, в которой прослеживается связь результативного признака чистой прибыли и факторов (выручка, себестоимость продаж, прочие расходы и др.) [25, стр. 69];
традиционные методы в настоящее время не являются продуктивными, так как требуют слишком большого объема информации для построения моделей;
математико-статистический метод (экстраполяция и интерполирование; математический анализ; математическая статистика, аналитическое моделирование) – это метод прогнозирования временных рядов на будущее, он предполагает экстраполяцию и интерполирование в будущее. Такой метод прогнозирования чаще всего применяют при прогнозировании выручки предприятия, его прочих доходов и расходов;
регрессионные методы прогноза показателей операционной прибыли основаны на посылке, что прогнозируемые переменные, такие как валовая прибыль или прибыль от продаж – рассматриваются как величины, зависимые от других переменных. Если выявлена зависимость от одной переменной, то алгебраически эта взаимосвязь выражается в уравнении прямой регрессии. Данные методы позволяют учесть как внутренние, так и внешние факторы формирования финансовых результатов;
методы маржинального анализа основываются на соотношении следующих экономических показателей: «издержки – объем реализации продукции – прибыль» и прогнозировании критической величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данные методы в основном учитывают внутренние факторы формирования финансовых результатов. В большей степени метод связан с планированием финансовых результатов;
методы факторных моделей предполагают расчет прогнозных значений на основе влияния на прибыль различных факторов. Примером может послужить следующая модель прогнозирования прибыли от продаж. Данный метод учитывает только внутренние факторы формирования финансовых результатов, причем выбор факторов зависит от модели. Среди факторов могут быть финансовые результаты от обычных видов деятельности и от прочих видов деятельности с последующей детализацией, которая может различаться;
эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности. Эвристические методы могут учитывать и внутренние, и внешние факторы формирования финансовых результатов, в зависимости от профессионального суждения экспертов [30];
имитационной моделью понимается расчет прогнозных форм отчетности, полностью моделирующих будущую деятельность предприятия. Для прогнозирования финансовых результатов наиболее подходящей формой отчетности является отчет о финансовых результатах. Имитационные модели позволяют спрогнозировать несколько вариантов развития ситуации, благодаря чему можно увидеть, какие последствия могут возникнуть при изменении тех или иных показателей, а также рассмотреть наиболее благоприятные сценарии развития и контролировать процесс осуществления прогноза [11, стр. 76].
Для прогнозирования финансовой отчетности будем применять детерминированные модели и методы пропорциональных зависимостей, так как он позволяет наиболее точно спрогнозировать финансовые показатели. Рассмотрим метод анализа и прогнозирования детерминированных моделей и метода пропорциональных зависимостей, описанных в учебном пособии Скипин Д.П., Помелова Т.В.: Современные модели прогнозирования финансовых результатов.
Суть метода заключается в предположении о взаимосвязи финансовой деятельности организации. Взаимосвязь в данном случае определяется так, что все основные показатели организации изменяются согласованно и пропорционально во времени. Например, если себестоимость продаж составляла определенный процент от выручки от продаж за определенный период времени, то данное процентное соотношение не будет сильно меняться.
Последовательность процедур данного метода такова:
1) Идентифицируется базовый показатель (например, выручка от реализации).
2) Определяются производные показатели, прогнозирование которых представляет интерес (в частности, к ним могут относиться показатели бухгалтерской отчетности в той или иной номенклатуре статей, поскольку именно отчетность представляет собой формализованную модель, дающую достаточно объективное представление об экономическом потенциале организации). Как правило, необходимость и целесообразность выделения того или иного производного показателя определяются его значимостью в отчетности.
3) Для каждого производного показателя P устанавливается вид его зависимости от базового показателя: P=f(B). Чаще всего выбирается линейный вид этой зависимости.
4) При разработке прогнозной отчетности, прежде всего, составляется прогнозный вариант отчета о прибылях и убытках, поскольку в этом случае рассчитывается прибыль, являющаяся одним из исходных показателей для разрабатываемого баланса.
5) При прогнозировании баланса рассчитывают, прежде всего, ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей, а именно, чаще всего выявляется потребность во внешних источниках финансирования.
6) Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности. Выбор наилучшего из них и использование в дальнейшем в качестве ориентира делаются уже с помощью неформализованных критериев.
Базовый показатель является наиболее важным с позиции характеристики деятельности организации, который используется для определения прогнозных значений других показателей с помощью простейших пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя как правило используется выручка от реализации продукции.