Глава 1. Общая характеристика архитектуры сада эпохи Возрождения
1.1 История возникновения и развития вилл в эпоху Возрождения
После тысячелетия безрезультатного в области искусств и художеств средневековья (вплоть до 14 века) культура Италии претерпевает изменения и уже в 14-15 веках формируется новый стиль, именуемый как Возрождение (или по-другому Ренессанс), центральной темой которого становится реконструкция античности, проходившая с привлечением круга философских и литературных источников, противопоставленных традиции Средневековья. Философские источники влияли на возникновение нового мировоззрения, определяя композиционные принципы пространственных построений. Литературные источники формировали иконографическую программу искусства Возрождения, представляющую из себя сложное сочетание античных и христианских ценностей.
Итальянскому народу свойственны грациозные и извилистые очертания в архитектуре, рельефные эффекты, более детализированные оттенки и яркие краски, что в совокупности с роскошным разнообразием полутропической природы, не дает установиться прочным образом и выработать постоянный, характерный тип готической архитектуре. Так что в результате этого все клонится к подражанию изящного классического античного стиля.
В Италии не было центральной власти, и отдельные ее области нередко были враждебно построены друг к другу. Развитие их было не однородным, и Тоскана наиболее передовая в экономическом и культурном отношении стала центром новаторства в архитектуре. Именно в Тоскане, гуманистическое мировоззрение, поиски гармонии и красоты в окружающем мире, вылившиеся в интерес к природе, реализовались в раскрытии композиции сооружения и в проникновении его частей в окружающее пространство.
Стремление, выражающееся в бессознательных, неопределённых, а поэтому не мощных порывах получила точную форму и правильное направлению, благодаря флорентийскому архитектуру Филиппо Брунеллески, который специально изучал классический мир, именно он и создает одну из важнейших основ художества-перспективу. С тех пор в Италии появился особый архитектурный стиль, элементы которого почерпнуты в классическом искусстве и заимствованы у древнеримского архитектора Витрувия.
Именно в эпоху Возрождения появились живописные куртины, не стриженные под гребенку и распускавшиеся на воле; фонтаны и бассейны перестали служить только для развлечения и стали основными композиционными элементами; а вымученные лабиринты и симметричные дорожки отошли пока на задний план, и всё это сменилось на роскошную прелесть живой, облагороженной природы. Здание и природа становятся объектами художественного осмысления. Все это вместе с установлением безопасности за пределами городов, вызвало к жизни архитектурный тип- виллу. В Италии закладывается вид объемно-пространственной композиции ансамбля виллы, ставший неотъемлемой частью построек данного типа в целом.
Существование разных периодов Ренессанса (Проторенессанс, Раннее, Высокое и Позднее Возрождение) было связано с географически различными очагами. В начале 16 в. Рим становится не только центром художественной культуры Италии, но и мощным очагом мировой культуры. С этим временем также связано создание грандиозных загородных резиденций аристократов, не уступающих величию построек античного Рима. Впервые специально проектируются виллы для кратковременного праздного пребывания. А тонко проработанные ландшафты, окружающие загородные резиденции, возникают во второй половине 16 в. в Риме и в Тоскане. Здесь возникает самостоятельное стилевое течение, условно называемое «маньеризм».
Во времена Возрождения архитекторы имели богатый запас всякого рода технических знаний, в область которых входило и садостроительство, - однако они не решались принять на свою ответственность дела, требующие особых сведений и специальной практики, а потому предоставляли устройство и разбивку садов специальным мастерам. При создании крупных вилл архитектор чертил только план зданий, то есть жилых экономических помещений, а инженер распоряжался садом- насаждениями, устройством террас, водопровода, фонтанов. Всё это создавалось по собственному плану, приноравливавшемуся к характеру и типу здания.
1.2 Особенности архитектуры вилл Ренессанса
1.2.9 Основные композиционные особенности виллы
Сопоставление исторических материалов показывает, что в период раннего Возрождения сад виллы лаконичен, хорошо организован и ясен в своем решении. Виллы планируются сравнительно небольших размеров. Сад принимает на себя функции театра фантастических эмитаций, играющего с природой по ее собственным правилам.
Как было сказано выше, достижение эпохи Возрождения - возникновении традиции регулярного сада. Простая геометрия зданий, строгие рисунки дорожек и аллей образуют строго рациональную систему. Планировка геометризированного итальянского сада состояла из трех частей и включала в себя виллу, архитектурный, насыщенный скульптурой; почти лишенный зелени сад и в качестве обязательного элемента- прекрасный вид за границами поместья, на созерцание которого была направлена вся эстетическая программа виллы. В садово-парковой архитектуре господствовали принципы прямой перспективы и симметрии. Для архитектурно-планировочных работ этого периода характерен фронтальный аспект. Архитектура виллы- планиметрическая декорация. Глубина в композиции и смена впечатлений решается следованием пространственных слоев.
В вилле Ренессанса ось служит объединяющим стержнем группировки элементов интерьера парка, среди которых главные жилой дом-казино (на него ориентируется главная композиционная ось), открытые и полуоткрытые дворы, крупные павильоны, бассейны и фонтаны, боскеты. Они выступают композиционными фрагментами интерьера более развитой, нежели дом, пространственной целостности парка. Фонтаны, скульптуры, малые архитектурные сооружения размещаются на поперечных осях.
Здание виллы-это кульминация композиции. Примечательно, что мастера Ренессанса, провозгласившие своей целью возрождение античной культуры, не считают обязательным обращаться к атриумно-перистильной планировочной схеме при проектировании жилого дома. Главное здание (казино) перестает выступать замкнуто, как в раннем Ренессансе, оно вбирает в себя окружающий ландшафт, составляя вместе с ним цельную композицию. В здании все помещения объединяются в три взаимосвязанные планировочные группы — парадные, служебные, жилые. Группа парадных комнат образует композиционно-пространственное ядро дома, она неизменно располагается на главной оси. Цепочка помещений этой группы раскрывается посетителю постепенно, в последовательном движении, начиная с подхода к дому от террас и площадок и уводя его в глубину парка (пример - вилла д'Эсте в Тиволи).
Партеры и боскеты — неотъемлемая часть виллы, на одной усадьбе их может быть несколько. Перед фасадом дома почти всегда создается плоский партер с симметрично устроенными клумбами, с фонтаном в виде широкой чаши. За зданием виллы, на верхних террасах, находятся закрытая, интимная, часть сада и пруды, питающие фонтаны нижних террас. Часто устраиваемые пруды имеют правильную прямоугольную форму. Архитекторами мастерски используются свойства воды, она то взмывает, то ниспадает на гористом рельефе, тонко учитывая его особенности, подчиняясь его пластике. Также, сооружаются каменные гроты и ниши. Посадки регулярны и организованы.
Саду свойственна театрализация, что находит отражение в изобилии скульптурных и архитектурных украшений, каменных парапетов, балюстрад, большое количество водных устройств и приспособлений.
Исследователи в трудах по истории садово-парковой архитектуры внимание, как правило, сосредотачивают на художественной стороне проектирования итальянской виллы (парка и дома). Наличие декоративного парка рассматривается как основной признак виллы городского типа, на этом всегда поставлен акцент. При этом очень часто остается незамеченной дальняя сельскохозяйственная периферия виллы, которая почти всегда есть, о чем свидетельствует сопоставление планировок ренессансных садов. Вилла городской семьи среднего сословия, «массовая» вилла, была в большинстве случаев смешанного типа, в ней отводилось место декоративному саду и аграрной составляющей.
В лучших образцах садово-парковой искусства на редкость удачно использована красота самой местности. Гористый рельеф Апениннского полуострова, выступает как неотъемлемый элемент итальянского парка, его характерный признак. Недаром в теории садово-паркового искусства сады на рельефе, созданные в соответствии с обозначенными выше приемами, выделяют в особую группу и называют итальянскими садами. Впоследствии садовая архитектура Российского государства, наряду с другими европейскими странами, несомненно, испытала итальянское влияние.
1.2.10 Террасная планировка
В 1458 — 1461 г. впервые применяется прием террасной планировки ансамбля, развитый и широко реализованный в Италии в последующие столетия для вилл эпохи Ренессанса.
Виллы Ланте и д’Эсте относятся к типу «малый сад на склоне». Этой группе парков свойственна следующая форма стабилизации ландшафта: террасирование склона по направлению основного уклона. Террасы взаимоувязаны одна с другой. Вода, в описанных выше итальянских садах, решена в виде каскадов и бассейнов, объединяющих террасы сада, в результате чего воды собираются в строго зарегулированные русла, отделанные камнем. В камне решены подпорные стены, лестницы. Высокие подпорные стены, как это имеет место в вилле Д’Эсте были выполнены в виде гротов. Чаши фонтанов, ложе бассейнов и каскадов, выполненных в камне, не допускают просачивания воды в грунт, поскольку при таких уклонах свободно выпущенная вода могла стать элементом, разрушающим структуру сада. Стоит сказать, что определяющим элементом в построении композиции является рельеф. Он определяет направление стока поверхностных вод, влияет на микроклимат, а через него на почвы и растительность.
В зависимости от формы рельефа местности, террасы сада решаются, как правило, в одном направлении. Сады этой группы, в основном, располагаются на участках с простой орографией и спокойными уклонами. Основная часть виллы, как правило, располагается на самой высокой террасе, откуда раскрывается великолепный вид на сад (вилла д’Эсте), а прием расположения главного объема на средней террасе склона использован в вилле Ланте.
Композиция паркового ансамбля строится на основе одной оси, определяемой направлением силовых линий рельефа. Эта ось становится доминирующей, с ней связаны все элементы сада. Ось является не только линией движения, функционально объединяющей зоны малого сада, но и линией зрительного восприятия.
Вилла д’Эсте относится к несимметричным осевым композициям, где намечается вторая ось. Ее роль берет на себя система водных зеркал, расположенных на нижней террасе.
Симметричная осевая композиция использована в проектировании виллы Ланте. Это очень сильный и выразительный прием акцентов на главной оси, при геометрично решаемом плане, позволяет создать архитектурно-ландшафтный ансамбль, обладающий ясностью быстро постигаемой структуры. Однако, решение ансамбля в нескольких террасных уровнях создает условия постепенного раскрытия пространства, что имеет большее значение в построении садов на малых территориях. Это определяет динамику симметричной композиции.
Также, в этих виллах используется построение пространства на основании системы статичных прямоугольников. К примеру, Ланте представляет собой систему подобных квадратов, построенных по законам пропорциональных отношений. Форма фиксирующих элементов нижнего партера определена квадратом, а на верхних террасах- окружность и полуокружность.
Построение открытых и закрытых пространств малого сада тоже влияет на восприятие ансамбля. То суживаясь, то расширяясь, открытые пространства переходят с террас на террасу. Таким образом образуются пространства, условно названные "пятном" и "коридором". "Пятно" - открытое пространство террас, пропорциональное соотношение сторон которого приближается к квадрату. Оно рассчитано на статичное восприятие пространства. "Коридор" совпадает с вертикальными связями (пандусами, лестницами) и предопределяет динамичное восприятие. В саду Ланте, например, происходит постепенное нарастание пространства от площадки фонтана Пегаса, через каскад Омара, к нижнему водному партеру, где центральная скульптурная группа останавливает движение. Для того, чтобы не происходило рассеивание внимания, "коридор" закрывается вдоль движения жесткой системой кулис. В данных виллах применяются стриженные изгороди вдоль пандусных подъемов и каскада.
Также, в террасировании вилл используется следующий прием- пропорциональное соотношение высоты подпорных стенок к размеру террас. Появляются соотношения, близкие к I:5; I:6; I:7; I:10, что соответствует оптимальному углу зрения человека при восприятии выше - и нижележащих террас.
1.2.3 Соотношение регулярных и нерегулярных участков сада
Важным аспектом существования в ренессансном саду сюжетных кусков, которые сыграли огромную роль в последующем развитии садово-паркового искусства, было наличие в нем одновременно строго регулярных, архитектурных кусков и нерегулярных, естественных участков. В регулярных частях, где вещи построенные управляли и преобладали над вещами посаженными. Контраст регулярным архитектурным пространствам составляли боскеты и нерегулярные посадки, которые были повсюду. Количество живописных элементов в Ренессансном саду неимоверно велико, родники и пещеры, ручьи и водопады, скалы долины. Развилась практика размещения рощ и других элементов естественного ландшафта в центре композиции, где воспроизводились образы и сцены античного эпоса, пасторальной поэзии и драмы.
Контраст регулярных и естественных участков был одним из мощных факторов проявления сюжетности, сценографического развития композиции ренессансного сада. Контрастные участки обеспечивали посетителю сада постоянную смену эмоций сродни переживаниям в ходе театрального представления. Не все сады изображали пасторальную, безмятежную природу. Некоторые безусловно призваны были будить чувства страха и смятения. Подобное сочетание безусловно делало картину мира, воссоздаваемую в пространстве сада, более полной.
1.2.4 Парковая скульптура и ее иконография
Подобная сюжетная нагрузка, ложащаяся на контраст естественных и регулярных участков сада, находится в связи с еще одним аспектом театрализации садово-парковых пространств, а именно с наличием в нем иконографических объектов, обозначавших связь с литературно- драматическими источниками. Сады, как и другие искусства эпохи Возрождения, если и не строились полностью вокруг какой-то иконографической программы, то фокусировали внимание на отдельных участках, манипулируя общеизвестными образами, которые можно было расшифроватъ с помощью литературных источников. К примеру, на вилле Ланте помимо регулярного террасного сада перед и позади двух павильонов, был и нерегулярный парк, в стороне он был украшен фонтанами Бахуса, Дракона, Единорога и Утки. Еще один, фонтан Пегас, является ключом к иконографии всего комплекса-жилища Муз.
Статуи, фонтаны, группы стриженой зелени, носившие названия определенных персонажей или воспроизводившие конкретные сюжеты и сцены, подкреплялись тематическими павильонами. Все в целом создавало ощущение того, что сад населялся мифологическими героями, размещенными в соответствующей декорации. Большинство персонажей и аллегорических фигур, приводимых в разнообразных пьесах, имеют античное происхождение и могут служить прототипами садовой скульптуры, фонтанов и стриженой зелени. Наиболее популярные персонажи античной трагедии, имевшие свои маски, - рогатый Актеон, многоглазый Аргус, дочь Харона, обращенная в лошадь, Ахилл, оплакивающий Патрокла, Горгона, Справедливость, Кентавр, Титан, Гигант, Тритон, Музы, Плеяды, Юпитер, Венера, Страх, Ужас, купидоны, три Грации, Парис и многочисленные нимфы. Все эти персонажи, а также многие другие, связанные с аллегорическими сюжетами представлений, появились в ренессансных садах.
Большое значение в саду приобретает скульптурная стилизация- стриженая зелень, принимающая множество форм: человеческую, архитектурную или фантастическую. Это могли быть скульптуры в виде слонов, загнанных оленей, сферы, храма, вазы, урны, мужчины, женщины, философов и тд. Все эти приемы использованы для театрализации пространства.
1.2.5 Архитектурные образы из театрального репертуара в парковом пространстве
Кроме собственно персонажей, в садах присутствовали и почерпнутые из театрального искусства архитектурные образы. Помимо античных примеров, Ренессанс предлагал и свои собственные создания. Явное сходство с садовыми фонтанами демонстрируют сатиры, нимфы, русалки, речные монстры и другие удивительные чудовища, сделанные как бы в движении. С помощью статуй можно создать эффект будто вода вытекает из необходимого места. Если статуй нет-эффект будто река берет свое начало в горах.
Полная имитация была основной целью. Чем больше талант архитектора, тем полнее имитация, результатом которой становится не нечто обыденное, а неожиданность, сюрприз, новая эмоция, изумление. Для наилучшего обустройства гротов, чтобы прибавить натурализма, использовался зеленый воск как в античности, чтобы имитировать текстуру мха. Другой вариант- морской грот, отделанный раковинами, лягушками и черепахами.
1.2.6 Ассортимент растений
Растительность разнообразна. В аллеях высаживались платаны и дубы, в качестве акцентов использовались кипарисы. Для создания зеленых стен применялись самшит, мирт, лавр, тис, туя западная. Из самшита устраивали узорчатые бордюры и арабески в партерах. Из свободно растущих дубов устраивали зеленые массивы (боскеты), обрамленные стриженными стенами. Использовались листопадные породы: тополь, каштан, ильм, маслины; из хвойных пород - сосна, в основном, она высаживалась в группах. В декоративных кадках высаживали цитрусовые. Для пергол применялись вьющиеся розы, плющи, виноград.
Цветочный декор был сдержанным, но в ассортименте встречались многочисленные виды луковичных, ирисы, лилии, гвоздики, фиалки, розы и др. Красота пейзажа строилась на сочетании и контрасте различных оттенков зелени, которая служила фоном для скульптур. Партеры оформлялись цветниками и арабесками из стриженного буксуса, украшались скульптурами и фонтанами. На партерах устраивались перголы, трельяжи, беседки.
Территория сада виллы Ланте поделена на двенадцать блоков, при этом восемь из них представляют собой партеры из кустов самшита и тиса. При этом стоит отметить, что в первое время растительный мир усадьбы был более разнообразным: здесь можно было увидеть фруктовые деревья, виноград, лавр, жасмин, клематисы. Прямо за входной ярмаркой находится прямоугольный партер, выполненный с трех сторон высокими живыми изгородями из самшита. Кустарники самшита представляют собой изысканые необычные узоры. Фонтан Дельфинов также окружен изгородями из самшита. Окружены резиденция листопадными вековыми деревьями.
1.2.7 Восприятие виллы Ренессанса посетителями
Трехчастный характер пространства. Результатом использования сада как сцены, его сюжетного характера и иконографической насыщенности становился театрализованный характер пространственной организации виллы как целого, состоящего из дома, архитектурного сада с естественными вкраплениями и пейзажа за пределами поместья. Благодаря новому отношению к природе окружающий ландшафт играл теперь решающую роль в композиции сада. Центральные двери дворца и садовые ворота открывались, чтобы дать посетителям возможность увидеть зелено-цветочный фон сада — задника, замыкавшего центральную ось, проходившую через весь дом. Сформированная методом последовательной театрализации всех элементов композиции, вилла становилась реализацией в большом масштабе схемы противопоставления символических мира созерцания и мира действия. В концепции созерцания природа занимает центральное место. Идеальное место созерцания- сад, где геометрия служила отражением космического и божественного порядка.
Философские основания отношения к природе. Источник отношения создателей виллы к окружающей природе снова лежит в области философии неоплатонизма. "Интеграция, архитектурная и визуальная, сада в широкую естественную панораму - часть процесса идентификации элементов естественного ландшафта (озер, рек, холмов, долин, лесов) с элементами садового убранства. Ренессанса — это идея о том, что у видимого мира, сотворенного творческим усилием интеллектуального духа, нет недостатков, связанных непосредственно с его чувственной природой. Возрождения принципиально важно было понятие творческого начала, одухотворяющего Вселенную. Пейзаж, простиравшийся за границами осязаемого пространства регулярного сада, символизировал образ совершенного мира.
Находящийся в саду человек осознавал себя одновременно и актером, и зрителем - он "действовал" в реальном саду, заполненном различными символическими образами, собственно, в декорации идеального мира, и при этом постоянно мог наблюдать, созерцать этот идеальный мир в образе окружающей виллу природы.
Пространственные функции различных частей виллы и ее окружения. Вилла была и сценой, и сюжетом некой глобальной театральной постановки. В трехчастном пространстве виллы дом, раскрытый в сад с помощью лоджий, и насыщенный скульптурой, геометрически выстроенный архитектурный сад выполняли функцию сцены, на которой посетители виллы выступали как актеры, и одновременно переднего плана относительно пейзажа за пределами виллы, который становился универсальным объектом созерцания. Лоджии и террасы занимают ключевую позицию в создании архитектурного впечатления связи виллы ландшафтом". Одновременно связывая и разделяя два визуальных плана, они выполняют роль объемных элементов декорации, помогающих придать убедительность расположенной сзади перспективной картине- пейзажу, символически отделенному от воспринимающего человека невидимой, но непроницаемой "завесой", "нарисованному" на неподвижном плоском заднике сценического холста и являющемуся при этом необходимой частью композиции сада Возрождения. Естественный ландшафт был включен в панораму виллы, но это было все еще невозможно спроектировать задник как панораму большой пространственной глубины, но поместить его в перспективные отношения с садом на первом плане было вполне возможно. Обрамленная лоджией, аркадой или портиком, или отделенная террасами, панорама становилась декоративной - и контролируемой - частью архитектуры виллы. На таком ограниченном сегменте панорамы горизонт, обрамленный архитектурой, производил впечатление упорядоченной бесконечности.
1.2.8 Социально-историческое значение виллы
Ренессансные виллы утверждают фундаментальные свойства: вилла - это постоянное или эпизодическое высоко комфортабельное законченное жилище в естественно- природном ландшафте, которое предоставляет приватность между собственным жилищем на вилле и территорией за границами имения, что скрывает жизнь человека от постороннего взгляда.
В русле первого направления вилла трактуется как загородная резиденция для уединенного отдыха и празднеств, в русле другого, вилла -это сельскохозяйственное имение с обширными угодьями, приносящая доход. Обе тенденции обусловлены укладом жизни разных областей, городов, конкретных семей.
Причина привлекательности виллы заключается, во-первых, в чистой воде, протекающей по всему имению, и воздухе, а деревья в свою очередь, которыми засажены обширные земли резиденции и обочины дорог, создают тенистые участки. Во-вторых, изобилие сельскохозяйственных культур (проса, овощей, винограда, льна), что дает возможность вести аграрную деятельность. Помимо этого, возможно разведение скота (коров, быков, овец).
Еще в античности вилла играет роль жилой архитектуры. Упоминание о роскошном доме, говорит о высоком уровне комфорта проживания; свойство приватности упоминается, к свойству индивидуализации; а о важной роли естественно-природного окружения в идентификации объекта как виллы. Описывая многочисленные достоинства имения, необходимо сделать акцент на удаленности от города территориально, а главное на удаленности от современных ему городских условий. Таким образом, рассуждая о вилле не только как о хозяйственной единице, но и своеобразной этической категории.
Мировоззрение и культура Возрождения, утвердившиеся в Италии, стали распространяться за ее пределы. В силу общих для Европы сдвигов в социальной и экономической сфере жизни, культура Ренессанса в разных странах обретала благоприятные условия для развития. Новые тенденции в архитектуре, вступая во взаимодействие с национальными традициями, давали новый тип ренессансных построек. Они приживаются в Европе, пройдя через призму особенностей исторического развития Италии. Сильные к тому времени державы налаживают торговые и культурные связи с Италией; двор и знать привлекают итальянских зодчих, пользуются итальянскими примерами в качестве аналогов. Следствиями итальянского влияния и присутствия становятся изживание оборонительных черт в загородных резиденциях европейской знати и все более проявляющийся светский характер архитектуры.