ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Содержание понятия «инвестиционная привлекательность предприятия» и факторы, влияющие на нее
В отечественной и зарубежной научной литературе широко используются такие понятия как: «инвестиционный потенциал», «инвестиционный климат», «инвестиционная активность», «инвестиционная привлекательность». Некоторые авторы находят их тождественными, но, большинство ученых использует их, вкладывая в эти понятия различное смысловое содержание. Представляется логичным рассмотреть сходства и отличия вышеуказанных понятий.
Что касается понятия «инвестиционный климат», то в литературе он чаще всего упоминается по отношению к какой-либо территории. В таблице 1 показаны различные подходы к трактовке понятия «инвестиционный климат».
Таблица 1 – Экономическая категория «инвестиционный климат» - точки зрения на определение
Окончание таблицы 1
В первом случае под инвестиционным климатом подразумевается особая подсистема в институциональной системе экономики, которая включает факторы, описывающие социально-экономическую ситуацию, условия хозяйственной деятельности в целом.
Во втором случае особое внимание уделяется качественной оценке инвестиционного климата. Но, качестве недостатка стоит отметить, что в данном определении не учитывается связь с инвестиционной привлекательностью региона.
В третьем подходе, одни ученые считают, что инвестиционный климат включает в себя инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность. Другие ученые считают, что инвестиционный климат, это разность между инвестиционным потенциалом и инвестиционными рисками.
Анализ представленных в таблице 1 точек зрения к раскрытию сущности категории «инвестиционный климат» показал, что для целей выполняемого исследования, наиболее точной является структура инвестиционного климата, указанная на рисунке 1.
Рисунок 1 – Составляющие понятия «инвестиционный климат»
На сегодняшний день «инвестиционная привлекательность» - это одна из важнейших экономических характеристик деятельности предприятия, непосредственно влияющая на такие показатели деятельности предприятия, как финансовая устойчивость, кредитоспособность, конкурентоспособность и пр.
Понятие «инвестиционная привлекательность» первый раз встречается в семидесятых годах прошлого столетия в западной практике стратегического планирования [35, с.29]. В тот период под инвестиционной привлекательностью понимали подходящие условия внешней среды для осуществления инвестирования в объект вложения на определенный момент времени, а не само состояние объекта инвестирования.
В нашей стране понятие «инвестиционная привлекательность» стало использоваться в девяностых годах прошлого столетия - «с началом приватизации в экономике России, когда впервые появились крупные предприятия (акционерные общества) и приватизационные чеки, предназначенные для вложений в приватизируемые объекты» [29, с.17].
К началу нынешнего столетия тематика инвестиционной привлекательности стала актуальной на Западе и в России. Ученых и практиков интересовала проблема выбора инвестором наиболее инвестиционно-привлекательных объектов для инвестирования. При этом российские экономисты стремились применить зарубежные теоретические исследования под отечественные реалии.
В настоящий момент существует достаточно большое количество зарубежной и отечественной научной литературы, посвященной проблемам раскрытия понятия инвестиционной привлекательности, однако до сих пор не выработан единый подход к его трактовке. Между тем, анализ показал, что сущность понятия инвестиционная привлекательность для производственных предприятий исследована недостаточно, в основном уделяется внимание инвестиционной привлекательности страны или региона и практически отсутствуют разработки по данной тематике, связанные с предприятиями машиностроительной отрасли [74, с.42].
Изучение различных источников позволило выявить подходы к пониманию сущности категории «инвестиционная привлекательность», представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Экономическая категория «инвестиционная привлекательность предприятия» - точки зрения на определение
?
Продолжение таблицы 2
Окончание таблицы 2
Анализ представленных трактовок экономической категории «инвестиционная привлекательность» показывает, что чаще всего ее ассоциируют с финансово-экономическими стороной деятельности предприятия. Наиболее часто категорию «инвестиционная привлекательность предприятия» рассматривают как:
- интегрального показателя, совокупности признаков, свойств;
- достижение целей и выполнение условий инвестора;
- характеристики состояния среды функционирования экономической системы;
- соотношение риска и других показателей.
Систематизация представленных трактовок позволила дать уточненное определение по отношению к термину «инвестиционная привлекательность предприятия». Для целей выполняемого исследования под инвестиционной привлекательностью предприятия будем понимать совокупную ценность хозяйствующего субъекта, представляющую собой набор объективных и субъективных характеристик, необходимых для удовлетворения интересов всех участников инвестиционного процесса, позволяющую оценить целесообразность и перспективность вложений инвестора и учитывающую совокупное влияние факторов макро- и мезосреды.
Объективные и субъективные характеристики, предлагаемые к дальнейшему исследованию приведены в таблице 3 и таблице 4, соответственно.
Таблица 3 - Объективные характеристики предприятия, влияющие на его инвестиционную привлекательность
Объективные характеристики предприятия
финансовое состояние предприятия уровень развития предприятия качество менеджмента предприятия обремененность долгами
Таблица 4 - Субъективные характеристики предприятия, влияющие на его инвестиционную привлекательность
Субъективные характеристики предприятия
соотношения риска и доходности вложений в предприятие возможность прогнозирования уровня доходности вложений
Данное определение более полно отражает интересы инвестора и других участников инвестиционного процесса (финансовые институты, субъекты хозяйствования, заказчики, подрядчики, физические и юридические лица и пр.).
Одним из основных компонентов инвестиционного климата является инвестиционная активность, которая обозначает интенсивность реализации инвестиций. Понятие «инвестиционная активность» можно анализировать с позиции и макроэкономики и микроэкономики [86, с.220]. Вследствие этого ученые не пришли к единому мнению по поводу трактовки данного понятия. Инвестиционную активность рассматривают как индикатор протекания инвестиционных процессов [77, с.350], результат инвестиционной деятельности объекта, отражающий реализацию возможностей предприятия при существующих инвестиционных рисках.
В свою очередь, инвестиционные риски можно охарактеризовать как допустимость неосуществления поставленных инвестиционных целей и возможность получения убытков. Чаще всего оценка инвестиционного климата предусматривает расчет средневзвешенной суммы финансового, экономического, законодательного, социального, политического, экологического рисков [86, с.220].
Еще одним компонентом инвестиционного климата является инвестиционный потенциал. Существует множество трактовок этого понятия, однако они не противоречат, а скорее дополняют друг друга (таблица 5).
Таблица 5 - Экономическая категория «инвестиционный потенциал» - точки зрения на определение
Анализ определений, представленных в таблице 5, показал, что чаще всего инвестиционный потенциал определяют как совокупность инвестиционных ресурсов, таким образом, дают ему ресурсную характеристику.
После проведенного сравнительного анализа понятий «инвестиционная привлекательность», «инвестиционный климат», «инвестиционная активность», «инвестиционный потенциал» можно сделать следующие выводы.
1. Категория «инвестиционный климат» используется, во-первых, как категория тождественная инвестиционной привлекательности, во-вторых, как более общее понятие по сравнению с инвестиционной привлекательностью, которое характеризуется многообразием политических, социально-экономических, правовых условий формирования инвестиционных процессов в экономике страны в целом, регионах, отраслях [34, с.7].
Под инвестиционным климатом следует понимать среду, в которой протекают инвестиционные процессы [50, с.153]. Обычно данное понятие рассматривается на макроуровне и мезоуровне, а инвестиционная привлекательность может рассматриваться на макроуровне, мезоуровне, уровне отрасли и микроуровне. От уровня инвестиционной привлекательности зависит величина притока инвестиций в страну, регион, отрасль, организацию, следовательно, она является основой их развития.
2. Некоторые ученые понятия инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность рассматривают как характеристики, включающие в себя инвестиционный потенциал, инвестиционную активность, дополнительные параметры (например, рентабельность и доходность объектов, показатели финансовой устойчивости и финансовой эффективности, перспективы развития рынков, характеристики экономического потенциала регионов, юридические, административные, и экономические гарантии инвесторам.
3. Инвестиционный климат может быть непривлекательным для конкретного инвестора по субъективным причинам в рамках определенного временного промежутка (например, не соответствует его инвестиционной стратегии), несмотря на то что, будет являться благоприятным.
4. Понятие «инвестиционный потенциал» отражает инвестиционный процесс со стороны его возможностей, а инвестиционная привлекательность - со стороны стимулов инвестирования в конкретные объекты, а категория «инвестиционный климат» состоит в широкой трактовке условий, факторов и темпов самого инвестиционного процесса» [57, с.43].
5. Инвестиционная привлекательность выступает как фактор уровня использования инвестиционного потенциала, а затем как фактор реальной инвестиционной активности различных хозяйственных субъектов.
6. Инвестиционная активность является в некотором роде фактической реализацией имеющегося инвестиционного потенциала с учетом уровня инвестиционных рисков.
Все перечисленные понятия входят в систему инвестиционного процесса, состоящего из последовательных стадий, действий и процедур по осуществлению инвестиционной деятельности конкретного субъекта. Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагает наличие таких ключевых условий, как существование «экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах, механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности» [12, с.117], достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал.
Рассмотрим далее классификацию инвестиционной привлекательности предприятий. Поскольку инвестиционная привлекательность - это комплексная и сложная характеристика предприятия, к ее классификации отечественные и зарубежные ученые подходят с разных сторон, выделяя различные классификационные признаки. Пример классификации инвестиционной привлекательности производственных предприятий представлен в Приложении 1 и на рисунке 2
Рисунок 2 – Классификация инвестиционной привлекательности производственных предприятий
Представленная на рисунке 2 классификация не является полной, так как в ней не показана зависимость инвестиционной привлекательности предприятия и типа инвестора. Каждый инвестор имеет разные цели, например, цели инвесторов в промышленности или ритейле. «В частности, в классификацию не включены инвесторы, преследующие социальные цели. Такими инвесторами могут быть государственные или региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или общественные организации, целью которых является не получение прибыли, а социальная значимость объекта инвестирования» [12, с.237].
Следует также отметить, что социальные цели сегодня реализуются и производственными предприятиями.
На инвестиционную привлекательность оказывает влияние большое число факторов, зависящих и независящих от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрим далее факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность производственного предприятия.
В настоящий момент не существует общепринятой классификации факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность производственных предприятий. Наиболее часто используется классификация факторов по признаку среды воздействия, в соответствии с которой факторы делятся на внутренние внешние. Влияние этих факторов на результаты деятельности производственного предприятия различно и не представляется возможным установить, влияние каких факторов больше, а каких меньше.
Среди внешних факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность производственных предприятий, предлагается выделять инвестиционную привлекательность страны, инвестиционную привлекательность региона и инвестиционную привлекательность отрасли. Внешние факторы инвестиционной привлекательности производственных предприятий, характеристика которых дана на рисунке 3, только косвенное влияют на инвестиционную привлекательность предприятий и не зависят от результатов деятельности самого предприятия.
Рисунок 3 - Внешние факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность производственных предприятий
Внутренние факторы оказывают прямое воздействие на инвестиционную привлекательность производственных предприятий и могут контролироваться предприятием. Их ключевыми составляющими являются надежность предприятия, статус и перспективы его развития [74, с.143]. Основные группы внутренних факторов инвестиционной привлекательности производственных предприятий представлены на рисунке 4.
Производственно-технологические факторы (ПТФ) связаны с возможностью предприятия осуществлять разработку и производство продукции, отвечающей установленным требованиям. Примеры факторов: производительность труда. уровень развития производства, используемых технологий и т.д.
Рисунок 4 – Внутренние факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность производственных предприятий
Нормативно-правовые факторы (НПФ) определяют легитимность деятельности предприятия, степень его открытости, а также правовую чистоту заключаемых им сделок. Примеры факторов: сведения об изменениях в наименовании и организационно-правовой форме предприятия: сведения о государственной регистрации: структура органов управления и распределение обязанностей между ними: лицензии, которыми владеет предприятие; договоры и обязательства предприятия и др.
Ресурсные факторы (РФ) характеризуют обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами. наличие комплекса ресурсов. необходимых для функционирования производства (сырье, интеллектуальная собственность и т.д.) и степень эффективности использования этих ресурсов (издержки производства, цены и т.д.). Примеры факторов: финансовые ресурсы, человеческие, информационные и др.
Финансовые факторы (ФФ) связаны с эффективностью финансовой деятельности предприятия. Примеры факторов: финансовая устойчивость, платежеспособность. деловая активность предприятия и др.
Маркетинговые факторы (МФ) связаны с эффективностью маркетинговой деятельности предприятия. Примеры факторов: имидж и репутация предприятия, клиентоориентированность, уровень конкурентоспособности продукции, этап жизненного цикла предприятия и др.
Инновационные факторы (ИФ) связаны с инновационной деятельностью предприятия. Примеры факторов: уровень инвестиционного развития предприятия. обеспеченность интеллектуальной собственностью и др.
Организационно-управленческие факторы (ОУФ) связаны с эффективностью управленческой деятельности. Примеры факторов: качество менеджмента, эффективность управленческих решений. уровень профессиональной компетентности руководителей, особенности организационных отношений на предприятии
Инфраструктурные факторы (ИнфФ) – связаны с состоянием инфраструктуры и отражают тенденцию предприятия к стабильному развитию и его потенциал по снижения затрат производства. Например: параметры рыночной инфраструктуры, информационная инфраструктура и др.
Другие факторы (ДрФ), например, факторы. связанные с иррациональностью поведения инвесторов -интересны тем. что дают предприятию уникальную возможность повышать инвестиционную привлекательность с использованием нетрадиционных мер. направленных на управление настроениями участников рынка капиталов.
О.Ю. Егорова отмечает: «Для выявления факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность производственных предприятий можно использовать существующий инструментарий: системный целостно-эволюционный подход; имущественный подход (с точки зрения состояния активов); объектно-ориентированное моделирование; методы экспертных оценок; методы финансового и факторного анализа; теоретические основы эволюции инвестиционной привлекательности предприятий; учет интересов и приоритетов инвестора и получателя инвестиций» [25, с. 235].
Таким образом, ученые в России и за рубежом выделяют различные факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность предприятий. Состав факторов варьируется в зависимости от мотивов и целей инвестора, а также от метода анализа инвестиционной привлекательности.
1.2 Методы анализа инвестиционной привлекательности предприятия
В связи с отсутствием единой трактовки содержания категории «инвестиционная привлекательность предприятия», в настоящее время не существует и единой методики её анализа, которая содержала бы общепринятый перечень показателей, и позволяла однозначно интерпретировать полученные результаты.
Перед тем как принять решение о вложении средств, инвестору необходимо провести анализ инвестиционной привлекательности предприятия и факторов, влияющих эффективность будущих инвестиций. Качество данного вида анализа в значительной мере зависит от используемых методов. Но, общепринятых и универсальных методов анализа в настоящее время нет.
Известные на данный момент методики базируются на использовании различных показателей, способов анализа и трактовки полученных результатов. Основополагающими факторами, определяющими инвестиционную привлекательность машиностроительного предприятия, выступают те, которые отражают его стабильное развитие в долгосрочной перспективе, финансовую устойчивость, учитывают процессы, происходящие во внешней среде.
Разными авторами неоднократно предпринимались попытки систематизировать существующие методы анализа инвестиционной привлекательности предприятия. Например, их делят по степени субъективности на традиционные и инновационные. По способу выполнения анализа – на количественные и качественные. Классификация указанных подходов представлена в таблицы 6.
Традиционными способы предполагают использование экономического анализа, а инновационные методы помимо экономического анализа базируются еще и на достижения других областей науки.
Существующие методы анализа инвестиционной привлекательности предприятия делятся на статические и динамические – принимающие во внимание фактор времени. Обе эти группы А.П. Гарнов и О.В. Краснобаева относят к количественным методам оценки эффективности проектов [20, c.95].
Таблица 6 – Методы анализа инвестиционной привлекательности предприятия
Среди подходов к анализу инвестиционной привлекательности предприятия также можно выделить: нормативно-правовой, бухгалтерский, рыночный и комбинированный подходы.
Нормативно-правовой подход. Во многих ситуациях, связанных с экономикой, методическим обеспечением аналитических расчетов служат нормативные документы. Подобная методика, применимая для анализа инвестиционной привлекательности предприятия, в российских нормативно-правовых актах отсутствует. Единственным документом, в которых рассматриваются близкие по смыслу показатели, является Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» [6]. В нем перечислены в качестве характеристик финансовой устойчивости предприятия:
- ликвидность как краткосрочная (моментальное покрытие) платежеспособность;
- деловая активность;
- эффективность использования оборотного капитала [6].
Положительной стороной подхода является возможность оценки реалистичной стоимости предприятия, недостатком является состав показателей и их рекомендуемые значения, которые определены в нормативных документах. Эти показатели применяются при проведении процедур банкротства, поэтому их довольно сложно напрямую использовать для оценки инвестиционной привлекательности предприятия.