Глава 1. Садово-парковое искусство Древней Руси
1.1 Особенности развития садово-паркового искусства Древней Руси
Садово-парковое искусство на Руси берет свое начало со времен распространения язычества, I-III тыс. до н.э. На самом первом этапе зеленые насаждения служили элементами поклонения, как символам хозяев природы. Так же значительное место занимал культ снежных вершин, о чем свидетельствует расположение сакральных святилищ Саяно-Алтая. Они расположены под открытым небом на невысоких вершинах, часто при водных источниках, а наскальные рисунки - петроглифы - были обращены в сторону более высоких снежных вершин. Столбообразные груды камней на вершинах гор, перевалах, особо опасных местах, чем-то выдающиеся одиночные деревья также становятся иногда первыми объектами поклонения обитателей божеств – хозяев природы. Так же существовали лабиринты из камней, где вокруг большого валуна или валунов, выложены башенки из камней, а также каменные кольца поминальных очажков. Например, лабиринт на островке Анзер (Соловецкий архипелаг)[12].
Сакральные сооружения являлись полуоткрытыми, отличались своей регулярностью и компактностью. Особенностью было использование груды камней, валунов, водных источников, а так же насаждения дубов, лип, берез, сосен, кедров и пихт.
Дальнейшее развитие ландшафтных элементов привело к созданию священных рощ, которые в Киевской Руси часто становились объектами поклонения и ритуальных игр, обычно у рек или озер, даже отдельные деревья. Дубы, культ которых уходит своими корнями в глубокую древность, посвящались Перуну (богу грома и молний). Они всегда особенно выделялись и украшались (например, кабаньими челюстями, клыками). Другим почитаемым деревом в период становления Киевской Руси (9–13 вв.) была береза - символ добра и плодородия, возле которых обычно совершались ритуальные действия. Композиционно священные рощи являлись замкнутыми, компактными, присутствовали места для кострищ, валуны, камни, возводились искусственные холмы.
Следующим шагом в развитии были пантеоны под открытым небом, именно они стали прообразом садов и парков. В древнерусских городах долгое время сохранялись луга, пустоши и рощи, открытые берега рек и озер, крутые и потому ничем не занятые склоны возвышенностей и оврагов. Это были первые, практически общедоступные парки – ритуальные урочища пантеоны. Главной их особенность были так же искусственные холмы и археологические комплексы. До наших времен сохранились сведения о таких, как «Збручский культовый центр», расположенный на правом берегу реки Збруч в Тернопольской области Украины, на территории заповедника «Медоборы». Так же известно святилище Перынь на озере Ильмень под Новгородом, оно располагалось в сосновой роще на невысоком холме вблизи истока р. Волхов и относится к концу IX в.
Нельзя не учесть и сады у крепостных стен, распространенные в древнем Новгороде, они находились как вне, так и внутри стен. Были важны места для отдыха и гуляний граждан, поэтому часто они представляли собой широкий зеленый пояс со рвом, который так же защищал от нападений, и луговые пространства.
В дальнейшем, сохранившиеся языческие рощи, которые насчитывали более 1000 лет, использовались для возведения храмов и монастырей. К 1637 г. рощи и сады присутствовали во всех районах города Киева.
После принятия христианства усилилась роль садов при монастырях, которые до сих пор считаются неотъемлемой частью Русской культуры. К XIV-XV векам, сады становились крупнее, композиции усложнялись. Сады были замкнутые, имели тесную связь с архитектурой зданий, являлись полицентрическими, в них уже появлялись малые архитектурные формы: беседки-бельведеры, трельяжи, скамейки. В стиле необходима была четкость, поэтому стали прокладывать каменные дорожки, которые обычно имели крестообразное расположение.
Монастырские сады имели культовые и практические цели, являлись источниками лекарственных трав, овощей, фруктов. По этой причине нередко создавались огороды, в том числе и аптекарские, место находили и душистые декоративные цветы. Главными древесными насаждениями считались плодовые, а именно яблони и вишни. Не обходились и без таких растений, как: черемуха, калина, липа, кедр, боярышник, сирень, шиповник. Монастырские сады уже не так сильно зависели от естественных водоемов, на их территории создавались колодцы, искусственные каналы, пруды, бассейны и фонтаны.
Монастырские сады были двух типов:
- большие плодовые сады за стенами монастыря;
- малые, в основном декоративные палисадники вблизи келий и церквей внутри монастыря.
Самые обширные сады светской ветви в 16–17 вв. были сосредоточены в Москве и вокруг нее. Многие из них не ограничивались хозяйственными функциями, а имели определенное представительское и просветительское назначение.
Среди них можно выделить следующие типы:
- государевы и боярские сады;
- аптекарские огороды;
- верховые сады;
- хозяйственные и увеселительные усадьбы;
- зверинцы.
Государственные и боярские сады несли в себе определенные художественные идеи, отражали в себе в большей степени бытовые уклады. В таких садах появились беседки, терема, шатры, галереи-гульбища, скамьи («сиделки»), кресла («троны»), богато расписанные и украшенные резьбой, пруды-сажалки, деревянные скатные горы, каталки на озерах, хороводные поляны. Суровый климат влиял на ассортимент растений, который оставался скудным. В данных садах появляются «обманки» - высокие стены, расписанные обманными перспективами. В садах присутствуют регулярные элементы, которые свободно размещены в плане, но осевое решение в планировке отсутствовало. Все планировочные части усадеб располагались свободно с учетом природных условий территории.
Аптекарские огороды появились в 16–17 вв. В некоторых из них стали заниматься выведением особо урожайных и качественных сортов фруктов и овощей. В середине 17 в. в Москве было четыре аптекарских огорода. Аптекарские огороды и старые монастырские сады стали зародышами ботанических садов, которые появились в России вначале 18 в.
Красные сады-огороды, устроенные для «прохлады», были одновременно и декоративными и включали в себя плодовые деревья, кустарники, аптекарские травы, цветы, малые и большие деревья, которые составляли единую композицию, без искусственного размежевания декоративных и плодовых растений. Обычно они располагались в летних резиденциях монархов и являлись ярким примером образцового хозяйства.
Русские садовые мастера умели видеть красивое в обыденном, могли, например, сложить выразительный, насыщенный цветом и движением форм и оттенков живой ковер из одних только злаков: овса, пшеницы, проса, ячменя и т. д [12].
Большой вклад в развитие внесли русские цари XVII веков, например, по распоряжению Алексея Михайловича в 1663 году для разведения рыб и птиц было создано большое количество водохранилищ, которые представляли собой рвы и платины. По его же приказу поощрялись нововведения в полеводстве, садоводстве и пчеловодстве. Так же не остался без внимания и знаменитый сад в Измайлово, для излюбленного царем места собирались лучшие фруктовые деревья по всей России. В 1665 годах на поиски лучших садовых культур по городам отправлялись лучники, имеющие опыт садоводства. Так же именно тут уже чувствовалось влияние иностранных мастеров, были введены заграничные культуры и их сорта. Не обошлось и без внедрения новых систем полива, искусственных водоемов, водяных мельниц. Появились и увеселительные сады со зверинцами и «комедийными» палатами.
Наибольший подъем садово-парковое искусство России получило в XVII веке, в эпоху правления Петра I. На данном этапе курс императора по европеизации страны, возведению новой столицы, привлек иностранных архитекторов и садоводов. Именно тогда, в новой столице, на берегу реки Нивы, появились такие дворцово-парковые ансамбли, как Петергоф, Царское село, летний сад, которые запечатлели в себе взлет и высокий уровень развития. Заграничные архитекторы внести в Россию новшества Европы в виде регулярной планировки сада, внедрение большого количества водных устройств, малых архитектурных форм, скульптур, оформление цветников.
При Петре I водные каналы были не только декоративными, но и служили подъездными путями с моря и реки. Скульптура не только украшала аллеи, но и просвещала публику. Парки Петровской эпохи органично сливались с ландшафтом. Природа не была подавлена, а входила прямо в парк, создавался пейзажный стиль в композиции. Очень характерна морская ориентация ансамблей.
Одну из главных ролей в развитии садово-паркого искусства играли сады при усадьбах. Композиционно они были асимметричные и компактные. Главной их особенностью было то, что они носили в себе утилитарный характер, содержали огороды, плодовые деревья и кусты, пасеки, водоемы для домашней птицы и ловли рыбы, колодцы. Не редкостью были бани и летние беседки, выделялась территория под лужайки для игр, а так же катальные горы. Важно, что при возведении таких садов, никакой роли не играли заграничные тенденции, при их исследовании четко можно проследить поэтапное развитие русского садово-паркого искусства и установить самобытность. Именно они определяют культуру русского человека.
Глава 2. Историческое наследие Росси
2.1 Проблемы сохранение исторического наследия России
Исторический объект — это объект культурного наследия, созданный человеком, сохранивший до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, исторической, этнографической и научной точки зрения. Все творения человечества есть зеркальное отражение тысячелетий жизни и развития людей, их переживаний, вероисповеданий, философий и достижений. Мы меняемся, памятник искусства и его окружение так же меняется. Поэтому, говоря об озеленении исторических объектов, прежде всего, необходимо знать их жизненный путь. В какое время и в какой среде родился очередной феномен, с какой целью он был создан и как использовался в последующем [4].
Развитие садово-паркового искусства России уже насчитывает более пяти веков, однако многие люди и даже профессиональные архитекторы не часто осознают значимость садово-паркового наследия. Не придается должного значения русским садам, которые находятся на окраинах города, а многие участки сдаются под снос для строительства жилых кварталов. Большинство парков трактуются как лесопарки, заброшены, о них сохранилась очень скудная информация. Вот горькие слова профессионала об одном из выдающихся усадебных парков в псковском Волышеве: «В настоящее время поляны заросли кустарником, в лесных массивах подрос нежелательный молодняк, лужайки потеряли свои прежние очертания. Запруды разрушены, пруды и цветники исчезли. На парковой территории построены жилые дома, большое количество старых деревьев погибло во время урагана…» [1].
Образ русских парков для нашего общества сохранился очень схематично и поверхностно. При упоминании о них, в голову сразу приходят сады Санкт-Петербурга, императорские резиденции, а так же всеми известные московские усадьбы Царицыно, Кусково и т.д. Но в большинстве случаев огромные садово-парковые ансамбли мегаполисов, которые подверглись профессиональной и тщательной реставрации, являются трудами иностранных архитекторов и смутно дают представление о настоящем русском саде. Ограничиваясь только ими, мы неизбежно оставляем без ответа вопрос о самобытности русского садово-паркового искусства, о его месте в культуре и картине мира русского человека, о ценности этой части исторического наследия России как таковой.
Главной проблемой в изучении самобытности русского садово-паркого искусства является отсутствие специалистов садовой археологии. Иногда, только археологи способны восстановить особенности территории, изучить первоначальную планировку парка и даже сеть проложенных дорожек и аллей. Проведя анализ территорий, часто необходимо восстановить растительный ассортимент, который определяет особенности сада и его изначальное предназначение, а так же выявить возраст сохранившихся древесных пород.
Важным предметом изучения при сохранении и восстановлении общественных пространств так же являются анализы литературных и архивных источников и обращение к современным проблемам озеленения.
В наше время мало изучены и практически отсутствуют сведения об исторических объектах озеленения населенных пунктов Правобережья Поволжья, об их агроэкологической организации, формировании рекреационных зон и создании классификации для такого рода объектов региона исследования [11].
Такие исследования очень любопытно было бы провести в старинных ботанических садах и дендрариях – подмосковных Горенках, петербургской Осиновой Роще, орловском Шаблыкине, рязанском Ерлине. Методы профессиональных археологов очень эффективны, в 1995 году они были использованы археологом М.В. Фроловым при раскопках в Останкинском дворце и парке, что, в конечном счете, легло в основу проведенной научной реставрации регулярного парка [14].
2.2 Использование исторического наследия в современном паркостроении
В озеленении территорий отведена большая роль парковым пространствам, именно они благоприятно действуют на окружающую среду в мегаполисах. Кроме этого они служат рекреационными зонами для прогулок и отдыха населения и благоприятно воздействуют на человека в условиях ритма жизни в больших городах. Они способствуют эстетическому наслаждению, благоприятному психологическому воздействию.
Многие садово-парковые объекты утратили свой первоначальный облик и не являются привлекательными для отдыха граждан. По этой причине проводятся восстановительные строительные работы, а так же озеленение территорий.
Сохранившиеся до наших времен парковые территории являются местом отдыха и пребывания городского населения. Сады должны служить преимущественно для прогулок, в них следует включать экспозиции, отражающие наиболее характерный период истории данного места [5].
При неправильном функционировании парка, неверной эксплуатации садовых объектов, чрезмерный рост посетителей может отрицательно подействовать на природный ландшафт и исторически сложившиеся стилистические особенности территории. По этой причине администрация многих парков ограничивает время посещения или препятствует распространению большого количества зон развлечений и зон кафе.
Многие постройки в ходе реставрации утратили свое историческое предназначение, однако большинство из них охраняются государством и, следовательно, любая работа с территорией должна соответствовать необходимым требованиям. Одним из важных является сохранение облика и территориальной целостности.
Глава 3. Реконструкция садов и парков древнерусских садов в наше время
3.1 Основные принципы реконструкции
В наше время ведутся активные исследования в области зеленого строительства, что позволяет внедрять новые методы в реконструкции парков. Главными принципами реконструкции считаются сохранение исторических особенностей и учет современных потребностей горожан, перспектив использования, которые необходимо сочетать между собой в планировочной организации ландшафтных объектов.
По видам реконструкционных работ различают несколько направлений, так как проектная деятельность включает в себя как полное изменение пространства, так и частичную замену компонентов.
Например, тенденции советского паркостростроения на монументальные элементы, малые архитектурные формы быстро утратили свое значение, большую роль на современном этапе развития играет формирование функциональных зон, комфорта и экологичность пространства, повышение эстетических качеств. Именно внедрение данных особенностей и лежит в основе реконструкции.
Существуют случаи, когда спустя время, зеленые насаждения создают проблемы лишнего затенения, утрачивают свои первичные декоративные свойства, заболевают и гибнут. По этой причине часто приходится вести работы по замене отдельных насаждений, обновлять ассортимент и применять наиболее современные методы посадки. Это направление реорганизации паркового пространства является частичной или полной реставрацией зеленых насаждений. Широко применяется и метод частичной замены внешнего благоустройства, если те утратили свое функциональное назначение или их количество и номенклатура не удовлетворяют требованиям посетителей. В данную категорию могут входить такие формы, как лавки, фонари, водные устройства и т.д. Данные работы ведутся в том случае, когда внутренняя планировка полностью соответствует современным требованиям и внешняя составляющая парка не представляет больше никаких проблем.
Частичной реконструкцией так же можно считать введение или вывод из состава парка объекта, влияющего на планировку, композицию или зонирование. Например, внедрение дополнительного водного сооружения, искусственного водоема, организация кинотеатра под открытым небом или кафе, ведет за собой полную замену функциональной зоны. Подобная замена подводит к необходимости пересмотра планировки, внедрения новых элементов внешнего ландшафта, реконструкции прилегающих областей для подчинения и их гармоничного сочетания. Замена функциональных зон может производиться так же с учетом изменения рельефа и почв местности на отдельных участках.
Следует учесть и такие виды реставрационных работ, которые влекут за собой уменьшение или увеличение территории паркого пространства. Такие работы ведутся вследствие изменения потока горожан, посещающих парк.
Первое направленно — планировочная организации нового участка не требует изменений на территории сложившегося парка, а подчиняется ей, осуществляя связь с существующей дорожно-тропиночной сетью (как основой планировочной организации). Новый участок может быть решен в совершенно ином стиле, однако должен гармонично сочетаться со всем парком. В некоторых случаях парковые территории увеличиваются за счет нарушенных ландшафтов, что дополняет задачи реконструкции задачами рекультивации, восстановления утраченных качеств.
Второе направление включает полное изменение планировочной структуры сложившегося парка, ландшафтную реконструкцию зеленых насаждений, рельефа, водоёмов или других элементов с включением нового участка в общую композицию. Это происходит, если присоединенные ландшафты вызывают изменение всей направленности парка. Например, присоединение прибрежных территорий обусловливает создание новой функциональной зоны — пляжной или водного спорта.
При любой реконструкционной работе необходимо учесть, что с целью экономии, следует использовать и стараться максимально сохранить существующие особенности территории, пользоваться сложившимися дорожными узлами, инженерными коммуникациями, элементами ландшафта.
3.2 Проблемы реконструкции исторического наследия
Реконструкцию парковых территорий целесообразно проводить на основе комплексного подхода, учитывающего как своеобразие сложившейся среды и перспективы использования реконструируемых территорий в структуре города, так и особенности социально-культурных предпочтений посетителей в организации их среды. Такая установка требует социально-функциональных исследований проблем реконструкции среды парков[10].
По данной причине главной проблемой при реконструкции садово-паркового пространства является разрыв связи между исторической составляющей пространства, планировкой участка и современным потребностям посетителей. При реконструкции нельзя нарушать исторические памятники, охраняемые государством, но в наше время появляется большая потребность в создании рекреационных зон, которые не были учтены во время первоначальной планировки парка.
Одним из решений проблемы сохранности парковых территорий является переход от реконструкции отдельных участков и парков к изменению и созданию парковых городских комплексов. Создается большое количество функциональных зон и гармоничное сочетание между ними. Подобное решение позволяет сделать наиболее эффективным и комфортным отдых населения, но при этом сохранить исторически сложившиеся парковые территории со всеми его особенностями.
В процессе реконструкции парковых территорий необходимо проводить исследования и учитывать особенности окружающей среды, а так же возможности использования парка местными жителями, их предпочтения. Немало важен и взгляд профессионалов на работу с реконструируемой территорией, так как в строительных нормах не существует общего принципа зонирования.
Законодательством Российской Федерации регулируется охрана памятников природы, культуры и истории страны, в число которых входят и памятники садово-паркого искусства с разнообразием парковых ансамблей, усадьб. Однако, острая нехватка условий и территорий для активного отдыха и проведения досуга граждан, привела к использованию исторически значимых территорий под сооружения парков культуры и отдыха с внедрением аттракционов и других элементов развлечения в 20-е годы. В настоящее время с появлением многофункциональных парков и стремительного развития ландшафтного проектирования появилась возможность вывода подобных элементов с особо охраняемых территорий.
Закон об охране и использовании памятников истории и культуры, принятый Верховным Советом СССР в октябре 1976 г., ряд отраслевых приказов и распоряжений открывают новые возможности для решения комплекса вопросов как с историческими зонами на территории парков культуры и отдыха, так и с историческими парками, расположенными в комплексе с парками культуры и отдыха. В последние годы во многих городах выявляются парки-памятники истории и культуры. Продолжается проведение работ по восстановлению некоторых исторических парков или зон. Так, для Москвы выполнены проекты реставрации и частично реставрированы такие крупные усадьбы столицы, как Кусково, Лефортово. Только по столице в список предлагаемых в настоящее время к постановке на государственную охрану исторических парков вошло 45 объектов[10].
Глава 4. Современная реконструкция древнерусских садов на примере сада в «Коломенском»
4.1 История создания парка «Коломенское»
Коломенское - это бывшая царская усадьба, расположенная на территории площадью 390 гектаров. Территория располагается на двух берегах Москвы-реки - в Южном и Юго-Восточном административном округах Москвы. Свое название усадьба позаимствовала у старинной дороги, ведущей в город Коломну.
Недалеко от центра усадьбы Коломенское находится самое древнее городище на территории Москвы. Этому участку, известному как Дьяково городище, насчитывается около 2,5 тысяч лет.
По преданию село Коломенское было основано жителями города Коломны, бежавшими от Батыя, который сжег их город в 1237 году. Первое упоминание о селе Коломенском, датируемое 1339 годом, встречается в завещании московского великого князя Ивана Калиты. Со временем село превратилось в любимую усадьбу великих князей Москвы. Благодаря этому в районе сформировалось богатое архитектурное наследие. Самым ранним и значимым из существующих сооружений является исключительная Вознесенская церковь, которая внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построили ее в 1532 году из белого камня в память о долгожданном рождении наследника престола, будущего Ивана Грозного. Неканоническая «Белая колонна» (как ее иногда называют) первая каменная церковь шатрового типа ознаменовала собой потрясающий отход от византийской традиции.
Расцвет села приходится на время царствования Алексея Михайловича, который постоянно перестраивал и расширял отцовскую подмосковную резиденцию. Здесь он занимался соколиной охотой и проводил официальные церемонии. В 1667–1668 гг. по его приказу строится деревянный дворец, имеющий 270 помещений, в которых было 3000 окон. Строительство велось артелью плотников под руководством Ивана Михайлова и Семена Петрова. Работы были завершены осенью 1673 года. Зимой 1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом. Построенный комплекс делился на две половины. Мужская включала терема царя и царевичей и парадные сени. Женская половина состояла из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты — от двух до четырёх этажей. В единый комплекс входили домовая Казанская церковь и дворы (Сытный, Кормовой и Хлебный), Палаты (Приказные и Полковничьи) и караульни. Вокруг были разбиты сады. Фасады были украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей и имели нарядный вид. Часто царский дворец называли «Дворцом-сказкой» и даже восьмым чудом света за величину и яркость. Дворец полюбили все последующие правители. Здесь были цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна и царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент.
В 1694 году в селе прошли первые учения «потешных войск» Петра. После того, как столица была перенесена в Санкт-Петербург, село приходит в упадок. Дворец стал ветхим и был разобран. В 1766–1767 гг. напротив церкви Вознесения по чертежам князя П.В. Макулова строится новый дворец. Два его нижних этажа были каменные, а верхние — деревянные. Во время пребывания в Москве Екатерина II жила здесь [16].