Глава 1. Общая характеристика социального государства
1.1. Становление социального государства
Социальное государство- модель государства, политические направление которого состоит из перераспределения материальных благ основываясь на справедливости, достижения достойного уровня жизни каждым гражданином, уважением интересов различных социальных групп и помощи нуждающимся.
Впервые понятие «социальное государство», как политическое и государственное было закреплено в ст. 20 и 28 Основного закона ФГР от 23 мая 1949г.
Термин «социальное государство» появилось в 1850 году, его впервые употребил Лоренц фон Штейн. Он считал, что государство «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле и говориться о социальном государстве», которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти.
Свое развитие в дальнейшем, теория социального государства, получила в 1979 году, благодаря Адольфу Вагнеру, который разрабатывал идеи государственного и христианского социализма. Немецкий экономист считал, что буржуазное государство можно преобразовать в «государство культуры и всеобщего благоденствия», для этого необходимо огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, осуществление интеграции рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций.
Можно сказать, что первый этап развития социального государства начинается со второй половины XIX века и продолжается до начала Второй мировой войны. В это время происходит формирование понятия «социальное государство», а также осознания общественным мнением изменений природы государственности. В научном сознании происходит трансформация взглядов от «полицейского» государства, «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции.
Понятие «социальное государство» и «государство всеобщего благосостояния» употребляются как синонимы, но между ними имеются различия, по существу. Первое понятие означает заботу о государстве, о социальном обеспечении своих граждан, но также включает в себя структурное реформирование общества, в том числе экономики и т.д. Второе же понятие связывают с государственным предоставлением льгот и социального обеспечения, предназначенных для улучшения благосостояния граждан.
В 1930 г. Г. Геллеров предложил понятие «социальное правовое государство» и обосновал его определение. По его мнению, задачей социального правового государства становится акцентирование прав гражданина на социальные гарантии со стороны государства. Причём социальные функции становятся основополагающими для государства, трансформируя его правовую основу. Краеугольным камнем всей правовой системы государства становятся личные права человека. В этом понятии практически объединились оба понятия - «правовое государство» и «социальное государство».
Признание за социальным государством правовой основы означало придание социальным функциям обязательного характера. Собственно, социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.
Новый этап развития социального государства начинается с начала Второй мировой войны и продолжается до 60-х годов XX века. Глобальную роль в развитии данного этапа обосновал «план Бевериджа», который был предоставлен британским комитетом своему парламенту. Данный план послужил основой при создании конституционный основ послевоенной Германии, формировании социальных государств Швеции, Бельгии, Дании, и Голландии.
Третий этап в развитии социального государства продолжается с начала 60-х годов и до конца 70-х годов XX в. Этот этап связан с формированием государства всеобщего благоденствия. Эта идея возникает в 50-е - 60-е годы XX века с введением системы страхования социальных рисков, в том числе и риска потери доходов, которая позволила развитым странам компенсировать гражданам неопределенность будущего.
Государство берёт на себя выполнение важной функции по обеспечению высокого уровня жизни всех граждан. Эта функция становится главной доминантой, подчиняя ей все другие экономические и политические задачи.
Предшествующая бис Марковская модель социального государства, построенного на принципах солидарности и коммутативной справедливости, уходит в прошлое, уступая реализации модели распределительной справедливости. Такая справедливость основана на принципе перераспределения благ между богатыми и бедными и соответствует формуле «каждому по потребности», когда солидарность, выступающая главной целью общества, возводится в главную функцию государства.
Четвёртый этап развития социального государства охватывает период с начала 80-х по середину 90-х годов XX в. и характеризуется как этап деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия. В новых условиях солидарный принцип социального страхования теряет свою универсальность и перестает быть эффективным для целого ряда социальных рисков, которые требуют новых способов компенсаций. В обществе появляются новые социально уязвимые группы населения, которым требуются более современные технологии социальной защиты. Возникает потребность в новой идеологии социальной помощи, которая трансформирует роль и социальные функции государства.
Развитие этого этапа было вызвано с общим кризисом всей системы солидарного страхования. В конце XX в. значительно усилилась социальная стратификация общества, что привело к увеличению сегментации системы страхования и развитию корпоративных и социально-профессиональных интересов, подрывающих принцип солидарности. В большинстве европейских государств произошло ухудшение демографической ситуации, связанной с падением рождаемости, а также увеличением численности безработных, увеличением доли бедных и неполных семей.
В нашей стране основные принципы социального государства были заложены в Конституции РСФСР 1918 года , где отмечалась необходимость уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, устранения деления общества на противоположные классы, подавления эксплуататоров и установления социалистической организации общества. Впервые в мире была создана целостная система государственной социальной защиты и социальной поддержки населения, социально организованная и вертикально-интегрированная на всех уровнях государственной власти.
За годы строительства и развития СССР были созданы общественные, коллективные фонды потребления, функцией которых являлось обеспечение равных возможностей для удовлетворения основных потребностей членов общества, обеспечена доступность социальной поддержки и социальной защиты всем членам общества, являющаяся исходным атрибутом социального государства.
Перед Второй мировой войной СССР значительно опережает другие страны мира по показателям социального развития и темпам построения социального государства, хотя и уступал им в уровне качества жизни и недостаточной реализации принципа общедоступности социальных благ.
После окончания Второй мировой войны эти темпы синхронизировались с другими государствами. СССР утратил опережающую роль в построении социального государства, но остался одним из лидеров этого процесса. В этот период Советский Союз и развитые капиталистические страны одновременно перешли к активной социальной политике и стали строить государства социальных услуг. К сожалению, в начале 60-х годов
XX века Советский Союз в соревновании с капитализмом начинает утрачивать свои, даже формальные, социальные преимущества. Индикаторы качества жизни советских граждан становятся ниже аналогичных показателей в США и развитых стран Европы. Особенно быстро этот разрыв стал нарастать после ориентации большинства западных стран на построение государства всеобщего благоденствия.
Российская Федерация официально провозглашена социальным государством с 1993 года, данный факт подтверждает Конституция РФ, согласно главе 1, статьи 7 пункта 1 .
Исходя из данного положения можно выделить обязанности российского государства:
• Охранять труд и здоровье людей;
• Развивать систему социальных служб;
• Устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда
• Обеспечивать государственную поддержку семье, отцовству и детству, материнству, инвалидам и пожилым гражданам;
• Устанавливать гарантии социальной защиты, пенсии, пособия и др.
В ст. 15 п.4 Конституции уточняется, что наше государство ориентируется на международные документы, принципы и нормы:
• Всеобщая Декларация прав человека, была принята в 1948г.
• Международный Билль о правах человека, был принят в 50-70 годы.
• Международная организация труда и ее документы, в первую очередь Конвенция и рекомендации.
• Европейская социальная хартия
• Копенгагенская декларация о социальном развитии.
Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время идеи и практика «социального государства» как государства с социально ориентированной экономикой, создающей фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, получили широкое признание и конституционное закрепление во многих развитых государствах мира, в том числе и в России.
1.2. Признаки и функции социального государства.
Становление социального государства - это процесс, направленный на распределение благ в соответствии с их принципом социальной справедливости ради достижения достойного уровня жизни.
Основываясь на сказанном, можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
• Формирование гражданского общества.
• Разработка государством разнообразных социальных программ.
• Социальная ответственность перед гражданами.
• Высокий уровень экономического развития страны, что способствует перераспределению доходов населения, не ущемляя крупных собственников.
• Социально-ориентировочная структура экономики.
• Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищённость и равные стартовые условия для самореализации личности.
К функциям социального государства относятся:
• Борьба с безработицей.
• Помощь молодым предпринимателям.
• Поддержка социально незащищенных слоев населения, таких как безработные, пенсионеры, инвалиды и др.
Конституция Российской Федерации в ст.7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку.
?
Глава 2. Особенности социального назначения и проблемы социального государства.
2.1. Социальное назначение государства
Часто с сущность государства воспринимают как социальное назначение государства, хотя это два разных понятия, которые имеют несомненные различия.
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем состоит полезность государства для общества.
В юридической литературе указывается, что «государство-это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, которая управляет обществом»; это организация всего общества, институт, обслуживающий интересы общества, действующий во имя всего блага.
Отсюда вытекает, что главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:
• Защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т. е. быть социальным;
• Обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;
• Обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;
• Выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения, т. е. быть, по словам И.А. Ильина, «духовной общиной».
• Устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
В идеале назначение государства – служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек – высшая из всех ценностей мира. Отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку – непростая задача.
Социальное назначение государства определяется его сущностью, т.е. какова суть государства, таковы ее цели, задачи, которые оно ставит перед собой.
Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. По мнению Платон и Аристотель, социальным назначением, любого государства, является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770–1831). По мнению сторонников договорной теории, возникновения государства, его назначение – добиваться общего блага (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что назначение государства – поддерживать общую безопасность, по утверждению Ж.Ж. Руссо – общую свободу. Ф. Лассаль (1824–1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что, основное назначение государства – узаконивать угнетение одного класса другим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А основой всего признавались интересы господствующего класса.
Современные взгляды на социальное назначение государства определяются объективными условиями, которые, характерны для данного уровня развития общества. В обществе постепенно утверждаются такие ценности, как равенство и справедливость, свобода личности, демократизм, гуманизм. Все это способствует тому, что государство должно действовать в интересах общества, в целом. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.
Главная управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, принимаются, на государственном уровне, такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например, принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, компромиссам, разумной договоренности с другими государствами.
Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент общественного компромисса по содержанию и как правовое по форме.
2.2. Основные проблемы в формировании социального государства в Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации, Владимиром Владимировичем Путиным, 15 января 2020 года в Послании к Федеральному Собранию, было отмечено, что провозглашенная в ст.7 Конституции РФ идея социальной государственности неразрывно связанна с социальными обязательствами государства, является одним из приоритетов развития современного российского государства, а также «должна исполняться в любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны» . Трактовка понятия «социальное государство» отражается в различных подходах, спорах и дискуссиях, относительно данного термина, которые продолжаются на протяжении более двадцати пяти лет с момента принятия Основного закона нашей страны, закрепившего положение о социальном государстве.
В настоящее время с точки зрения многих западных стран такое понятие как «социальное государство» трактуется в широком и узком смыслах. В первом случае суть понятия «социальное государство» заключается в создании и воплощении в жизнь различных программ по поддержке населения и устранения проблем по трудоустройству, а также урегулирования и поддержания экономического положения государства. В узком плане данное понятие заключает в себе ведение политики по улучшению условий жизни населения государства путем предоставления выплат пособий различным категориям граждан, приемлемых жилищных условий и разного рода услуг на льготной основе.
Согласно с положением Конституции Российской Федерации социальное государство рассматривается как демократическое и правовое государство, обязательство которого состоит в том, чтобы обеспечивать социальную защиту различных категорий населения и оказывать заботу о материальном благополучии своих граждан.
Многие исследователи полагают, что для обеспечения стабильности и создания достойного уровня социального обеспечения населения, социальное государство должно учитывать потребности всех социальных групп и слоев. По мнению А.Ф. Храмцова социальное государство возникло в результате компромисса политических сил, основываясь на «зоне объективных общих интересов, экономику и политическую стабильность»
Е.Н. Наумова отмечает, что конституционное положение «сохранит статус нормы и цели, а констатация факта наличия социального государства в России, носит характер целеполагания» . В соответствии с легальной дефиницией социального государства
Создание социального государства в России сопровождается некоторыми трудностями:
1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
2. Отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
3. В России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
4. Снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);
5. Не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
6. Отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
7. Существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
8. В обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
9. В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.