Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения истории

one_butterfly 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.06.2021
Объект исследования: процесс обучения истории в школе. Предмет исследования: нетрадиционные формы уроков при изучении истории в 8 классе. Цель исследования – показать особенности использования нетрадиционных форм уроков при изучении истории в 10 классе. В основу исследования была положена следующая гипотеза: использование нетрадиционных форм урока будет способствовать полноте усвоения материала по истории в 10 классе. Задачи исследования: • рассмотреть понятие урока и его формы, особенности нетрадиционных форм урока; • изучить возрастные особенности обучающихся 10 класса и их влияние на использование нетрадиционных форм урока; • проанализировать познавательные возможности учебника «История России» трех частях для 10 класса под ред. А. В. Торкунова с позиции возможности применения нетрадиционных форм уроков; • разработать варианты занятий с использованием нетрадиционных форм уроков. Методы исследования: • системный подход: он нашел отражение в совокупности психолого-педагогической, методической литературы, к которой автор обращался в целях изучения вопроса использования нетрадиционных форм урока в процессе обучения; • теоретический анализ научно-методической литературы по теме; • анализ и обобщение педагогического опыта. Степень изученности проблемы: Тема данной работы отражена во многих монографиях и учебно- методической литературе. А. А. Бударный определяет урок как организационную форму обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все обучающиеся овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников2. Важную роль играют работы М. И. Махмутова: он определяет урок в двух аспектах: значимая часть процесса обучения в целом и как форму его организации3, кроме того, он предлагает рассматривать уроки по цели организации, обусловленной общей дидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученностиобучающихся4. В работе мы опираемся и на другие положения работ данного автора. И. П. Подласый выявляет преимущества урока как формы организации учебной деятельности5. 2Бударный А.А. Культурологический подход при изучении детей с задержкой психического развития. М.1975. Режим доступа: http://www.pedpro.ru/theory/14/256.htm (дата обращения: 21.05.2016). 3Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.С.59. 4 Там же.С.79. 5Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. М., 1998. С.62. В современной методике важную роль играет классификация типов уроков М. А. Данилова и Б.П. Есипова6. В. П. Беспалько раскрывает тему различных целей урока и их значения7. В учебнике по педагогике под редакцией В. В. Воронова детально отображена классификация традиционных форм обучения8.Отрицательные стороны традиционной формы уроков рассмотрены Е.Е. Вяземским и О.Ю. Стреловой9. О. В. Трофимова рассматривает понятие нетрадиционных форм уроков и их значение10. При рассмотрении психовозрастных обучающихся 10 класса и их влияния на выбор форм урока, использовались работы по психологии И. А. Зимней, которая рассматривала особенности использования различных видов педагогических средств и методов на уроках11, и Н. В. Клюевой, благодаря которой мы рассмотрели возможности использования лабораторного занятия по экономике12. Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении и обобщении понятия урока и его форм, а также в разработке методических рекомендаций по организации традиционных и нетрадиционных форм урока при обучении истории в 10 классе. Практическая значимость состоит в методических рекомендациях по организации нетрадиционных форм урока при обучении истории в 10 классе, которые могут использоваться в педагогической практике. 6 Данилов М. А. и др. Дидактика / Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Э.И. Моносзон, С.М. Шабалов; под ред. Б.П. Есипова.М., 1988. 7 Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. М., 1989. 8 Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Учеб.пособие для студентов пед. вузов М., 2000. 9 Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999. 10 Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся// Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. №1. С.169. 11 Зимняя И.А. Педагогическая психология. М, 2004. 12 Клюева Н.В. Педагогическая психология. М., 2003. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение: обосновывает актуальность, объект и предмет исследования, задает цели, задачи и гипотезу, поясняет методы исследования, раскрывает степень изученности темы. В главе первой рассматриваются теоретические основы использования нетрадиционных форм урока. Глава вторая содержит методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм урока в процессе обучения истории в 10 классе. В заключении подводятся итоги исследования.
Введение

Актуальность темы: Проблемы качества образования актуальны во все времена. В наши дни, в дни модернизации всех отраслей, требования к образованию и современной школе постоянно растут. В Концепции развития российского образования на 2016-2020 гг., например, содержатся следующие требования: «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе1. Также делается упор на развитие компетентностей педагогов и руководителей. Они должны освоить программы и методики работы с детьми разного уровня обучения, имеющими ограниченные возможности здоровья и национальную идентичность. Для достижения данной цели необходимо решение вопросов эффективности и качества образования. А, как известно, существует множество способов повышения эффективности учебного процесса, одним из которых является использование различных форм уроков. В частности, сейчас считается, что использование нетрадиционных форм организации учебной деятельности играет особую роль в повышении эффективности образования. Урок – это основная форма организации учебного процесса. Организационные особенности уроков играют принципиальное значение в построении всего учебного процесса: форма урока, тип урока, его структура, методы и приемы и т.д. Всё это важнейшие факторы качества образования и его эффективности. Изучение вопросов истории играет исключительно важную роль в формировании личности школьника: его социализации, исторических 1 Концепция развития российского образования на 2016-2020 гг. Режим доступа:http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/. (дата обращения: 21.05.2016) представлений и ориентиров, что направлено на формирование самоидентификации. Предмет «История» предполагает использование различных форм, средств и методов обучения, а также использования множества мыслительных операций интеллектуальной работы, он играет большую роль в формировании мотиваций социального поведения и перспектив личностного развития. Особенно важен данный предмет и его «направляющее значение» в периоды взросления. Считаем актуальным рассмотреть, особенности использования различных форм уроков при изучении дисциплины «История».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 10 1.1. Понятие урока и его формы. Характеристика нетрадиционных форм 10 1.2. Возрастные особенности обучающихся 10 класса и их влияние на использование нетрадиционных форм урока 23 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ 34 2.1. Анализ курса истории в 10 классе с позиции возможности использования нетрадиционных форм уроков 34 2.2. Варианты использования нетрадиционных форм урока в процессе обучения истории в 10 классе 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Список литературы

Источники 1. Концепция развития российского образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://2016-god.com/koncepciya- razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/ (дата обращения: 20.05.2017). 2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmachkova.ru/index.php/ dokumenty/8-fgos-starshaya-shkola-10-11klassy. (дата обращения: 10.05.2017). 3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством Образования РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //фпу.рф (дата обращения:21.05.2017). Литература 4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей. – М., 2010. – 346 с. 5. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c. 6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. 7. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2013. – 624 c. 8. Бударный А.А. Культурологический подход при изучении детей с задержкой психического развития. – М.: Наука,1975. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru /theory/14/256.htm (дата обращения: 24.04.2016). 9. Векслер К.Г., Филиппова Н. Ф. Творчески работающий учитель//Специалист, 1998. – №12. – 10 с. 10. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Учеб.пособие для студентов пед. Вузов. – М.: Педагогическое общество, 2000. – 409 с. 11. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. – М.: ПО России, 2012. – 288 c. 12. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания гуманитарных дисциплин в школе. – М.: Гум.Изд.,2008. – 384 с. 13. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. С. 66. 14. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: 2013. –269с. 15. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. – М.: Просвещение, 1971. – 239 с. 16. Гребенников О.В. Актуальные вопросы экономического образования в школе// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://science- education.ru/ru/article/view?id=15902. (дата обращения: 18.05.2017). 17. Гузеев В. В., Методы организации и формы обучения. – М.: Народное образование, 2001. – 128с. 18. Данилов М.А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Э.И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова.М., 1988. –189 с. 19. Еремин В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 176 c. 20. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок// Завуч. – 2000. – №4. – С.67-72. 21. Занков Л.В. Дидактика и жизнь //Избранные педагогические труды. М.,1990. – С. 334-339 22. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос,2004. – 384 с. 23. Зинченко В. П. Психологические основы построения системы развивающего обучения Д. В. Эльконина, В.В.– М.: Гардарики, 2010. – 432 с. 24. Каменский А.М. Инновационные технологии организации самостоятельной работы учащихся. – 2007. – №1. С 2-5. 25. Климонова Г.Н. Опыт организации групповой работы на уроках. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2008/1218.htm. (дата обращения: 15.05.2017). 26. Клюева Н.В. Педагогическая психология. – М.: Просвещение,2003. – 312 с. 27. Кульневич С.В. Современный урок – М.2005. – 276 с. 28. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. - М., 1990. – 132 с. 29. Ларин М.С. Концепция экономического образования в школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://area7.ru/metodic-material.php? 13646. (дата обращения: 29.04.2017). 30. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань, 1972. – 249 с. 31. Пидкасистый П.И., Краевский В.В, Меняев А.Ф. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 2004. – 550 с. 32. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 ч. – Ч.1. – М.: «Владос», 1998 – ч.1. – 253 с. 33. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести современный урок. – Москва, 2003. –180 с. 34. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 279с. 35. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы // Вопросы психологии. – 2010. № 3. – С. 10-18. 36. Савицкая Е.В., С.Ф. Серегина. Уроки экономики в школе: В 2 ч. – Ч.1. – 3 изд. – М.: Вита-пресс, 2011. – 448 с. 37. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений / Сост. Л.Н. Поташева. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 80 с. 38. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 2010. – 305 с. 39. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. №1. – С.143-215. 40. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал Эйдос. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (дата обращения: 1.05.2017). 41. Шкодкина Н. Н., Борисова С. А. Внедрение компьютерной технологии обучения // Специалист. 1999. – №1. – С. 25-28 с. 42. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. 43. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы. М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2004. – 367 с
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 1.1. Понятие урока и его формы. Характеристика нетрадиционных форм Перед педагогами как важной составляющей учебно-воспитательного процесса всегда стоят два вопроса: «Как преподавать?» и «Что преподавать?». Важность данных вопросов заключается в том, что правильная организация учебной деятельности играет ключевую роль в результативности всего учебно-воспитательного процесса: они влияет на отношение учащихся к обучению всему или конкретной дисциплины, на его мотивацию внутреннюю и внешнюю, что в свою очередь является неотъемлемыми факторами влияния на учебно-познавательную активность, а также на качественные и количественные результаты обучения. В педагогической науке сложилось несколько теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. В основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения лежат идеи Дж. Локка и классно-урочная система Яна Амоса Коменского. В основе данного направления лежат принципы ассоциации механизмов деятельности и наглядности, ведущими методами являются упражнения, а знания усваиваются репродуктивно. В основе деятельностного подхода лежат понятия «действие» и «задача», а также направленность на раскрытие творческого потенциала личности учащихся. В связи с выделением различных подходов к формированию учебной деятельности необходимо отметить, что прямой путь состоит в том, что обучающиеся накапливают и осмысливают разнообразные сведения, выполняют упражнения. Прямое воздействие на учащихся заключено в специальных вопросах и заданиях, непосредственно, прямо направляющих детей на овладение учебной деятельностью, а также возможностью применения на практическом опыте полученных знаний. Основной формой организации учебной деятельности являются уроки. В педагогической литературе существуют различные определения понятия «урок». А. А. Бударный определяет урок как организационную форму обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников13. М. И. Махмутов рассматривает урок как динамичную и вариативную форму организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающую содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемую для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения14. В приведенных выше определениях можно выделить следующие специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм: • Это постоянная группа обучающихся (класс), руководство деятельностью обучающихся с учетом особенностей каждого из класса и овладение основами учебного материала(информации), изучаемого непосредственно на уроке. • Решая задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок есть часть темы, курса, учебного предмета, и соответственно занимает непосредственное место в системе процесса обучения. 13Бударный А.А. Культурологический подход при изучении детей с задержкой психического развития. М.: Наука,1975. Режим доступа: http://www.pedpro.ru /theory/14/256.htm (дата обращения: 24.04.2016). 14Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972. С. 52. • Несмотря на то, что длительность урока ограничена достаточно малым количеством времени, урок является одним из сложных и ответственных этапов учебного процесса. От качества некоторых занятий, в итоге зависит общее качество школьной подготовки обучающихся. Основные усилия теоретиков и практиков направлены на создание и внедрение разнообразных технологий урока, позволяющих эффективно и в кратчайшие сроки решать задачи обучения. Следует отметить, что преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что: • он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; • позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; • стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; • на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности15. В структуру урока входят следующие элементы: • момент организации урока; • проверка знаний предыдущего учебного материала, • логическая завязка с содержанием данного урока; • переход к новому изучению материала; • закрепление и подведение итогов урока; • домашнее задание. Однако, стоит отметить, что у разных типов и форм уроков может незначительно отличаться структура. Рассмотрим классификацию уроков. 15Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 ч. М.: Владос, 1998. С. 62. Традиционный урок играет важную роль, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку он в значительной степени определяет эффективность обучения, так как до сих пор является основной формой урока в системе школьного образования. М.И. Махмутов предлагает рассматривать уроки по цели организации, взаимосвязанной общей дидактической целью, характеру содержания изучаемого материала, выделяя следующие типы: 1) уроки изучения нового материала; 2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения, усвоенного); 3) уроки обобщения и систематизации; 4) комбинированные уроки; 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков16. Среди отечественных и зарубежных методистов наиболее разработанной и популярной на практике считается классификация авторов М. А. Данилова и Б. П. Есипова: 1. Комбинированные, (смешанные), уроки. 2. Уроки по ознакомлению обучающихся с новым материалом: а) ознакомление с фактами и конкретными явлениями; б) осмысливание и усвоение обобщений; в) уроки, на которых представлены факты и выводы. 3. Уроки закрепления знаний: а) повторение в начале работы после длительного перерыва; б) текущего повторения материала. 4. Уроки по обобщению и систематизации изученного. 5. Уроки по выработке и закреплению умений и навыков. 6. Уроки проверки знаний: а) устной проверки знаний; б) письменной проверки знаний; в) с проверочными заданиями и практического характера; г) разбора проверочных работ у обучающихся.17 Исходя из вышеупомянутых классификаций, для детальной характеристики урока, необходимо ответить на 3 вопроса: 1. Каковы функции данного урока? В современной методике выделяют три основные функции уроков: обучающая функция, воспитывающая и развивающая функции. 2. Какова цель урока? Обычно несколько целей ставятся на уроке в соответствии с целями обучения и образования. Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в педагогических задачах: образовательной, развивающей и воспитывающей. Цели современного урока могут быть представлены двумя типами: • цели деятельности учителя (преподавателя); • цели деятельности обучающихся. Это связано с тем, что в современной системе образования идёт пересмотр способов постановок целей уроков: формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.) путем влияния на обучающихся через нестандартные формы организации уроков и формирование нового мышления. К цели предъявляются следующие требования: • цель должна быть конкретна; • четко ориентирует на усвоение фактов, • информации, понятий и т. д.; • цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются обучающимся18. 17Гузеев В.В. Методы организации и формы обучения. М.: Народное образование, 2001. С. 89. 18Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. С.64. 3. Какова задача урока/Каковы задачи урока? Задачу можно рассмотреть в качестве средства достижения цели, а взаимосвязь действий с задачей – это есть способ достижения цели. Задача (средство) может быть одна и та же, а способы ее решения – совершенно разные. М. И. Махмутов считает, что следует делать различие между дидактической и учебной задачами. Дидактическая задача является наиболее общей задачей для учителя и обучающихся: решение дидактических задач приводит к достижению поставленной цели19. Рассмотрим теперь формы уроков. Выделяют две основные группы форм уроков: • традиционные формы уроков; • нетрадиционные формы уроков. К традиционным формам уроков можно отнести следующие: • Урок-лекция. • Урок-беседа • Урок с использованием учебного кинофильма • Урок теоретических или практических самостоятельных работ • Урок-самостоятельная работа • Урок-лабораторная работа • Урок практических работ • Урок-экскурсия • Урок-семинар • Урок-консультация; • Урок-анализ контрольных работ; • Письменные проверки • Урок-зачет • Зачетные практические и лабораторные работы 19Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972. С.78. • контрольные(самостоятельные) работы20. Многие методисты выделяют следующие недостатки традиционной формы уроков: 1. Урок, построенный по схеме «опрос-объяснение-закрепление» не обеспечивает необходимых условий для реализации принципов развивающего обучения, поскольку идёт ориентация учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность. 2. Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности. 3. Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (спросить, объяснить, закрепить), она не включает деятельность учащихся (их деятельность лишь подразумевается). 4. Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащихся; протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.21 Изучив методическую литературу, мы можем сделать выводы о соотнесении типов урока и использовании на нем определенных традиционных форм обучения, и порекомендовать следующее: 1) На уроках изучения нового материала можно использовать следующие формы: • Урок-лекция • Урок-беседа • Урок с использованием учебного кинофильма • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа) 20Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. С.122-134. 21 Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999. С.82. 2) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения, усвоенного) в свою очередь предполагают использование следующих традиционных форм уроков: • Урок-самостоятельная работа • Урок практических работ • Урок-экскурсия • Урок-семинар 3) На уроках систематизации и обобщения знаний, закрепления умений предлагаем строить учебную деятельность в форме: • повторительно-обобщающего урока; • диспута; • урока-совершенствования; • урока-консультации; • урока-анализа контрольных работ; • урока-беседы. 4) Формы для работы на уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков: • Устные формы проверки (фронтальные, индивидуальные и групповые опросы); • письменные проверки; • зачеты; • зачетные практические и лабораторные работы; • контрольные (самостоятельные) работы. 5) Комбинированные уроки предполагают использовать смешанные формы уроков. Рассмотрим теперь нетрадиционные формы уроков. Что можно подразумевать под понятием «нетрадиционная форма урока»? О. В. Трофимова дает следующее определение: «Нетрадиционные формы урока – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, «методе прямого доступа22)». Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Нетрадиционные уроки помогают учителю: • осуществлять контроль знаний, умений и навыков, учащихся по определённой теме; • обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку; • предусмотреть минимальное участие на уроке учителя23. Нетрадиционный подход к преподаванию экономики способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся 22 Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся // Преподавания истории и обществознания в школе. 2013. С. 16. 23Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.С.43. больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…». Методически высоко эффективными, реализующими задачи обучения, развития и воспитания, учащихся являются такие формы урока, как: уроки- семинары, зачёты, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия- конференции, диспуты, ролевые игры, урок фантазирования, деловая игра, урок взаимообучения, пресс-конференция, урок открытых мыслей, урок- соревнование, урок-КВН, урок творчества, урок спектакль, урок-диалог, мозговая атака, урок-лекция (проблемная; визуальная; лекция вдвоем 24 Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. 1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - «дублер начинает действовать» и т. д. 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс- конференция, брифинг, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, репортаж, «живая газета» устный журнал и т. д. 24Гузеев В.В. Методы организации и формы обучения. 2001. С.32. 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет и т. д. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д. 7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т. д. 8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, «брейн-ринг», диспут и т. д. 9. Интегрированные уроки. 10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок- консультация, урок-практикум, урок-семинар. Мы изучили и обобщили самые популярные формы нетрадиционных уроков и особенности их организации и проведения: Семинар–вид ученических занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных сообщений или докладов. Особенности семинара: 1 этап. Подготовительная работа: • постановка задачи; • формулирование исходной проблемы; • планирование семинара. 2 этап. Обсуждение темы семинара: реализация функций семинара (познавательно-исследовательская; воспитательная; практическая; методическая) 3 этап. Заключительный – ориентирующий: • оценка семинара и участников; • определение степени завершённости изучение темы; • вычисление вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию. Эффективность повышается благодаря групповой работе. «Круглый стол» – это семинарное занятие, в основу которого преднамеренно заложено несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение, которых подводит к приемлемым для всех участников позициям или решениям. Особенности «круглого стола»: Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами, другие группы выполняют практические задания: составить кроссворд, лото, игру, составить план. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах работы. «Мозговой штурм» – это метод семинара, содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и комментированное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участника занятий; целесообразное, активное обдумывание и обсуждение вопроса. Особенности «мозгового штурма»: Классическое проведение мозгового штурма осуществляется в компании людей разного возраста, пола, профессии и опыта. Их собирает руководитель, который сообщает правила и проводит саму методику. Мозговой штурм происходит обычно в 2 этапа: • Фрирайтинг. Группа людей по заданной проблеме или вопросу выдвигает бесконечное количество идей, которые ни в коем случае не критикуются и не обсуждаются. Даже самые банальные или глупые идеи фиксируются. • Отбор лучший идей, разбор предложенных вариантов, их развитие до итогового результата и принятия решения. Урок-конкурс –данная форма организации занятия позволяет: проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения систематизировать знания учащихся, формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий: воспитывать волю к победе, развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу, активность. Экскурсии – форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знание, путём выхода и месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственное ознакомление с ними. Особенности экскурсии: 1) с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями. 2) экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и практикой. 3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством. Классификация ученических экскурсий зависит от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. Урок-дискуссия (стандартный, в виде дебатов или «вертушки» – суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, её истоки. Так рождаются проекты – различные гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии. Урок-презентация – Компьютерные презентации можно использовать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей: • при актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изученного материала, основных определений темы или раздела учебного материала; • при формировании новых знаний компьютерная презентация используется как иллюстрирующее-демонстрирующее средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела; • при формировании новых и развитии имеющихся умений - для иллюстрации, демонстрации того, как выполняется то или иное задание учителя; • при обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела или предшествующего занятия - для выделения наиболее важной учебной информации; • при оценке и контроле знаний учащихся возможно использование мини-презентации, в которой даны задания учителя. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс нетрадиционных форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний. 1.2. Возрастные особенности обучающихся 10 класса и их влияние на использование нетрадиционных форм урока Десятиклассники – это обучающиеся в возрасте 16-17 лет. Они отличаются острой необходимостью понимания как растущего человека и развивающейся личности. Необходимо учитывать пополнение её функциональных новообразованиями в системе, базирующими речь, мышление, формирование темперамента, характера, способностей, взглядов, отношений, привычек, норм поведения, разных личностных качеств, точек зрения и т. д. Дети, обучающиеся в 10 классе, вступают в поочередной этап развития личности индивидуума – подростковый период. В данном периоде начинают ломаться и перестраивается все прежние отношения ребенка к мировоззрению и отношение к самому себе. У подростка возникает потребность в самосовершенствовании, самовоспитании; огромное внимание уделяется своей внешности и своим интересам. Подростковый возраст – это возраст проблем, новых идей, новых споров и рассуждений, критическое мышление проявляться с большой энергией. Ребенка интересует множество и многое, и он готов обсуждать что-то очень долго, высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение в дискуссии среди сверстников. Согласно точке зрения Д.Б. Эльконина, у каждого из возрастов имеются свои характерные показатели: 1. Особенности социальной ситуации развития, которая отражает форму взаимоотношений ребенка с взрослыми в данный период. 2. Ведущий тип деятельности – характеризует определенный этап в психическом развитии. 3. Особенности основных психических новообразований25. Рассмотрим подробнее применительно к старшему подростковому возрасту – 14(15)-17 лет, который совпадает с возрастом десятиклассников. Изменение правового статуса – получение паспорта, возможность привлечения к уголовной ответственности и завершение полового созревания – одни из важнейших особенностей социальной ситуация развития. Однако, в первую очередь, выделяют, что новая ситуация развития в этом возрасте связана с выбором будущей профессии. Действительно, многие учащиеся в 25Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С.23-24. данном возрасте переходят в специализированные школы, выбирают профиль обучения. Проблема взаимоотношений с родителями и сверстниками перестает занимать главенствующие ниши. Основным видом деятельности в этот период является не просто учебная деятельность, а учебно-профессиональная деятельность, которая обусловлена, в первую очередь, социальной ситуацией развития личности школьника. В. В. Давыдов и А. К. Маркова показали, что в старших классах умственное развитие отличается: 1. самоорганизацией школьниками своей учебной деятельности на всех этапах: постановка целей и задач, выбор средств и методов их достижения, осуществление деятельности, самоконтроль, самооценка. 2. мотивацией, ориентированной не только на определенные результаты деятельности, но и на способы выполнения её. То есть предметом усвоения становится не только содержание учебного материала, но и строение соответствующей деятельности; 3. четко выраженными индивидуальными различиями учебной деятельности, проявляющимися в разных уровнях овладения средствами и способами ее выполнения26. В связи с проявлением у растущего подростка способности познать себя, стремления к самоутверждению, самовыражению процесс обучения становится более сложным. Авторы разных учебников по возрастной психологии и педагогике дают различные рекомендации по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса обучения в 10 классе: 1. Для развития интеллектуальной сферы мышления у обучающихся, формирования самостоятельной способности мышления необходимо, чтобы ученик получил общее представление об объекте или субъекте, а затем
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg