Глава 1. Правовые основы организации Следственного комитета РФ: историко-правовой аспект
1.1 История становления и развития Следственного комитета в РФ
Идея о создании специального следственного органа, организационно и функционально независимого от иных органов власти, впервые возникла в эпоху Петра I. В связи с этим, первый прообраз ныне действующего Следственного комитета РФ, появился в результате судебной реформы, реализованной Петром I. Одним из направлений реформы стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.
«В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России - «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество)» Яшин, А.В. В результате нововведений Петра I был создан эффективный и организационно независимый орган. Так же следует отметить, что подчиненность самому государю сделала данный орган грозной силой в руках самодержца.
Стоит отметить, что непосредственная подчиненность самодержцу поставила данный орган в ранг отличного от других, и сделала его грозным оружием в руках самодержца с возникшей преступностью в высших эшелонах власти.
Историки отмечают, что в XVIII веке эти органы привлекли внимание российских сенаторов. Прямая подчиненность самодержцу и независимость от иных государственных органов «майорских» следственных канцелярий обеспечили беспристрастное и объективное осуществление уголовного следствия.
Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии Следственный комитет Российской Федерации.
Именно при Петре I предварительное следствие носило вневедомственный характер, следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство и занимался наиболее опасными преступлениями.
В XVIII веке на смену розыскному процессу пришел следственный процесс, основы которого закреплялись во второй части Воинского устава 1716 г. Он базировался на теории формальных доказательств. Следствие и суд исходили из объективной оценки доказательств, которые в свою очередь делились на «совершенные» и «несовершенные».
В соответствии с замыслом Петра I в последние годы царствования «майорские» канцелярии стали выполнять существенную роль в укреплении государственности, в финансовых делах. К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта Лоза, Т.В.
Во времена правления Екатерины II значение и роль «майорских» следственных канцелярий снижалась из-за проводимой политики усиления других институтов власти, которые явно видели ограничение своих полномочий в следственных канцеляриях. После того, как «майорские» следственные канцелярии упразднили функция предварительного следствия, рассматривалась уже как обычная процессуальная форма досудебной стадии по всем категориям уголовных дел, независимо от их тяжести и общественной опасности.
В результате статус предварительного следствия снижался, а необходимость наделения его особыми полномочиями и организационная независимость отпала. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы - Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России, так называемой административной модели организации следственного аппарата Следственный комитет Российской Федерации.
В соответствие с Указам государя Александра I от 29 августа 1808 года, в городе Санкт-Петербурге была введена новая должность, которая называлась - следственный пристав. Люди, занимавшие эту должность, числились в штате городской полиции в системе Министерства внутренних дел (с 1810 по 1819 год - Министерство полиции). В конце XVIII века стало очевидно, что следственные силы следует расходовать более рационально. Появилась идея подразделить формы предварительного следствия в зависимости от характера и тяжести преступлений, в одну группу выделили сокращенные по времени и более простые по процедуре, а в другую - более длительные и сложные. Такое разграничение было введено в 1832 году в положениях Свода уголовных законов. Данные положения свидетельствовали о том, что досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания), а так же формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма - прообраз современного предварительного следствия).
В начале XIX века выявились первые недостатки такой модели следствия. Подчинение следственного аппарата Министерству внутренних дел порождало незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц и, как следствие шел значительный рост коррупции, особенно в экономической сфере. Такие последствия позволили сделать очевидный вывод, что следственный аппарат не мог противостоять только общеуголовным преступлениям и не был приспособлен для борьбы с опасными преступлениями против государственного строя.
Российские правители привносили отдельные элементы реформаторства в судебный и следственный порядок, но поворотным моментом, безусловно, стала судебная реформа 1860-1864 гг Лоза, Т.В.
В соответствие с Указом государя Александра II появились новая должность, которая называлась судебный следователь. Судебный следователь занимался производством предварительного следствия по делам, которые относились к ведению судов, а остальными незначительными преступлениями и проступками занималась полиция. Суд осуществлял контроль за действиями судебного следователя, он мог приостановить или прекратить дело, дать следователю указание или предписание.
В соответствии с «Учреждениями судебных установлений» судебные следователи, считаясь членами окружного суда, состояли в назначенных для каждого из них участках. Число окружных судов и их отделений, пространство их округов и число участков судебных следователей устанавливалось особыми расписаниями, а число членов окружного суда и судебных следователей определялось штатами.
Главный смысл учреждения должности судебных следователей исследователи видят в том, что наряду с другими должностными лицами, включенными в систему судебного ведомства, деятельность которых была необходима для успешного хода судебного разбирательства и судебной деятельности в целом, они служили достижению полноты судебной власти Самсонов, А.А.
В 1864 году в России был принят Устав уголовного судопроизводства, в котором отражалась идея процессуальной самостоятельности следователя, она отражалась во всех принимаемых в дальнейшем уголовно-процессуальных законах Российской Империи. Согласно Уставу назначались следователи императором по представлению министра юстиции. Судебным следователем могло быть лицо, имеющее высшее юридическое образование и прослужившее по судебной части не меньше трех лет, а присяжные поверенные могли занять такую должность при стаже работы не менее десяти лет. За отличия по службе и добросовестный труд следователи поощрялись чинами и орденами. Во время командировок следователи получали суточные и содержание, назначались квартиры, лошади для разъездов, выдавали средства на канцелярские издержки и иные расходы.
В 1870 были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам, а в 1875 появилась должность следователей по особо важным делам окружных судов Лоза, Т.В.
Следователь должен был объективно и в полном объеме выяснить обстоятельства по делу, как оправдывающие, так и уличающие. Следователь имел право дополнить, либо проверить дознание, отменить решения, принятые при производстве дознания, поручить полиции производство дознания. Можно сказать, что такая следственная реформа несомненно, являлась шагом вперед.
В такой форме следственный аппарат существовал до Октябрьской революции 1917 года. На основании Декрета «О суде» от 24 ноября 1917 года этот институт был упразднен. Предварительное следствие осуществляли специальные комиссии при городских и районных советах, а так же Красная Гвардия. Их деятельность не была регламентирована законодательно. В соответствие с Декретом «О суде» №2 и № 3 от 1918 года предварительное расследование по делам об убийствах, нанесении тяжких повреждений, разбое, изнасиловании, подделке денежных знаков, бандитизме и всем наиболее сложным делам осуществляли следственные комиссии окружных судов.
Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. - следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом Следственный комитет Российской Федерации.
Заниматься расследованием государственных преступлений входило в обязанности ВЧК. В полномочия органов уголовного розыска и милиции входило расследование дел, которые им передавал народный суд, либо следственная комиссия, исходя из этого, в органах уголовного розыска и ВЧК ввели должности следственных работников. Вскоре эти должности были упразднены, а расследованием преступлений стали заниматься народные следователи, следователи при ревтрибунале и следователи Наркомата юстиции.
Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов Следственный комитет Российской Федерации.
Реформа, проводимая в 1923-1927 годах, поспособствовала постепенному изменению судебной формы следствия на административную форму, которая рассматривалась, как более управляемая.
В 1927 году решили провести эксперимент и перевести следователей в состав прокуратуры. Полагая, что эксперимент удался 12 апреля 1928 года Наркомат юстиции, постановил передать следственный аппарат в полное подчинение Прокуратуры РСФСР. Постановление было закреплено 3 сентября 1928 года в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР», а позже и военные следователи были подчинены Прокуратуре. Окончательно институт судебного следствия перестал существовать в конце 1930 годов.
В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик, и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР. По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел Следственный комитет Российской Федерации.
Следственные подразделения создавали в органах милиции и госбезопасности, располагал следственным аппаратом «Смерш» - Главное управление контрразведки.
За длинную историю прообраза Следственного комитета Российской Федерации, наиболее интересный Советский период, который связан с 1960-ми годами. В этот период следственный аппарат развивался в условиях перераспределения его функций между Министерством внутренних дел и органами Прокуратуры.
В 1956-1964 годах под влиянием Генеральной прокуратуры Министерство внутренних дел было ликвидировано, а за место него создано Министерство охраны общественного порядка, где следственного подразделения не было. Такие нормы закрепили в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик, где говорилось, что следователем именовались только следователи органов прокуратуры и госбезопасности. Объем дел, которые расследовала Генеральная прокуратура, неуклонно возрастал.
В середине 1960 годов ситуация стала меняться, в связи с усилением политического влияния Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры.
Верховный Совет СССР издал Указ от 6 апреля 1963 года, в котором говорилось о создании следственного подразделения в Министерстве охраны общественного порядка, которое позже снова переименовали в Министерство внутренних дел, а часть следователей из Генеральной прокуратуры передали Министерству. При этом в органах Генеральной прокуратуры следственное подразделение осталось, которое занималось более тяжкими преступлениями и преступлениями, совершаемыми должностными лицами. Рассматривая этот факт, нельзя не отметить наличие борьбы, существовавшей в то время, за «следственную власть» между органами прокуратуры и Министерством охраны общественного порядка. В связи с такими обстоятельствами создание вневедомственного предварительного следствия обсуждалось все серьёзнее.
Идея о создании единого следственного органа назревала уже в 1960-е года, которая принадлежала В.А. Стремовскому.
«Но в тот исторический период идеи В. А. Стремовского восприняты не были, и в следующий раз к обсуждению этого вопроса вернулись в 1977 г., когда в Президиум Верховного Совета СССР было представлено предложение о создании Государственного комитета по следствию, однако данный законопроект был отклонен без рассмотрения на сессии» Пантелеев,
Органы следствия на этот момент явно нуждались в реформировании. В 1969 году произвели опрос работников следственных органов. Главный вопрос заключался в организации самостоятельного ведомства. Опрос показал, что за осуществление такой идеи высказалось абсолютное большинство работников. Через десять лет был проведен очередной эксперимент, суть состояла в том, чтобы выделить следственное подразделение из Министерства внутренних дел и создать централизованный следственный аппарат. Правильность такого решения подтвердилась, но эксперимент внезапно прекратили. В связи с потребностями наступившего времени, а так же мнением практических работников идея о создании единого следственного органа назревала всё острее. Момент учреждения новой структуры неизбежно должен был настать.
К вопросу о создании единого следственного подразделения вернулись в момент активной разработки нового закона о Прокуратуре Российской Федерации в 80-90 годах. В 1990 году Комитету Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР поручили внести предложения о создании Союзного Следственного комитета. Окончательной реализации задуманного не произошло, на практике идея вновь не воплотилась, в связи с роспуском Верховного Совета. Далее неоднократно принимались попытки реформировать следственные органы в течение четырнадцати лет. К этому вернулись в 2007 году, когда вступили в силу изменения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор лишился руководящей функции по осуществлению предварительного следствия, в частности по соединению и выделению уголовных дел, отстранению следователя от производства по уголовному делу, дача согласия на производство некоторых процессуальных действий. Задумка состояла в разграничении полномочий по расследованию уголовного дела и прокурорскому надзору за расследованием. Самое главное, что следственный аппарат органов Прокуратуры был выделен в самостоятельное ведомство.
Л. В. Головко пишет: «С принятием известного Закона от 5 июня 2007 г. и выделением из прокуратуры автономного следственного ведомства, первоначально представшего в виде Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП), а ныне преобразованного в полностью самостоятельный Следственный комитет РФ (СК), отечественная система предварительного расследования, прежде базировавшаяся на в чем-то, быть может, и устаревших, но казавшихся еще прочными советских институциональных основах, не только не укрепилась, но, напротив, вступила в полосу турбулентности. Впрочем, это не стало неожиданностью для многих критиков реформы 2007 г., считавших и продолжающих считать ее откровенно неудачной. При этом вопреки заверениям идеологов реформы, утверждавших, что нельзя одновременно расследовать и надзирать за следствием, что надо отделить следствие от надзора и т.п., на самом деле ничего подобного не произошло. Следователь самостоятельнее отнюдь не стал, да и надзор никто никуда не «отделил»: большинство прежних полномочий прокурора просто-напросто перешли к руководителям следственного органа в рамках так называемого ведомственного контроля, который сегодня нередко именуют процессуальным контролем» Головко, Л.
На данном этапе Следственный комитет Российской Федерации еще входил в систему органов Прокуратуры, его работники являлись прокурорскими работниками. Председателя Следственного комитета назначали на должность и освобождали от нее по представлению Президента Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собрания. Председатель Следственного комитета утверждал структуру и расписание ведомства, определял полномочия подразделений. В результате такого реформирования Следственный комитет не стал самостоятельнее при осуществлении своих полномочий, следователь оставался в подчинении прокурора. Такое обстоятельство оставило за собой неудовлетворенность в реформе. Стало ясно, что совмещение функций расследования и надзора в одной структуре является ошибочным.
Бесповоротное устранение административной подчиненности произошло, когда 15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому Следственный комитет Российской Федерации, является государственным органом, осуществляющим предварительное следствие в сфере уголовного судопроизводства. С этого момента Следственный комитет Российской Федерации занял ведущее место в системе правоохранительных органов. Руководит деятельностью Следственного комитета Президент Российской Федерации. Председатель Следственного комитета назначался Президентом Российской Федерации без одобрения законодательной власти, как было раньше.
Подводя итог, завершился процесс реформирования единого следственного органа, и как следствие выделение его в отдельную структуру из состава прокуратуры, так как функции расследования преступных деяний и надзор за ними несовместимы в одной структуре, их разделение явилось важнейшей гарантией на осуществление беспристрастного расследования.
Хотелось бы отметить, что изначально созданные Петром I следственные канцелярии снова обрели задуманное могущество, как в далеком 1713 году, так же находясь под руководством главы государства. Если сравнить первоначальный замысел и орган, который функционирует сейчас, то можно найти сходство.
В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Его деятельность строится на основе глубоких исторический традиций следствия, которые были заложены еще Петром I.
Любому развивающемуся государству, желательно иметь такую структуру, для обеспечения законности и порядка, охраны и защиты прав граждан, а так же в целях борьбы с преступностью на верхах власти.
1.2 Организационная структура и место Следственного комитета в современной России
Органы предварительного следствия и дознания имеют свою организационную структуру, а так же присущие им особенности, которые сложились в процессе многолетнего формирования.
В рамках досудебной стадии производства, существует система органов, осуществляющих предварительное расследование. Сегодня в Российской Федерации есть разные государственные следственные органы, которые относятся к тому или иному ведомству.
В Российской Федерации предварительное следствие осуществляется в двух формах: дознание и следствие. Досудебный этап, именуемый предварительное следствие, состоит из стадий, поэтому процесс является систематизированным.
На сегодняшний день в Российской Федерации существуют структуры, имеющие статус "орган предварительного следствия". Данные подразделения входят в систему разных исполнительных ведомств Сиротов, а орган предварительного следствия.
Одним из основных органов предварительного расследования, является Следственный комитет Российской Федерации. Служащие данной структуры реализуют свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а именно дознание и следствие. Организация работы личного состава внутри Следственного комитета РФ может быть, как военная, гражданская или правоохранительная государственная служба.
Группа преступлений, расследование которых подследственно Следственному комитету образуют довольно внушительный перечень статей Уголовного кодекса РФ. Сюда относятся такие преступления как, изнасилование, убийство, похищение, доведение до самоубийства, фальсификация итогов голосования, причинение смерти по неосторожности, нарушение авторского права, дача и получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и другие.
Объем работы, проделываемый Следственным комитетов РФ, весьма существенный. Ежегодно сотрудниками возбуждается около 150 тыс. уголовных дел. Плюс к ним прибавляется расследование дел прошлых лет. Иногда на следователя ложится до нескольких десятком дел. Причина - относительно небольшой штат для такого объема работы. На все подразделения комитета приходиться около 23 тыс. сотрудников (223 их них находятся на должностях, которыми предусмотрено присвоение высших (генеральских) специальных званий), в т.ч. приблизительно 2 тыс.
В соответствие со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет возглавляет Председатель, который несёт ответственность за выполнение задач, поставленных перед Следственным комитетом в сфере уголовного судопроизводства. На должность Председателя назначает и освобождает Президент Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей. Количество заместителей Председателя Следственного комитета устанавливается Президентом Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета.
Председатель СК РФ выполняет следующие функции: направляет ход работы и организует ее; утверждает расписание центрального аппарата СК, а так же следственных органов и учреждений СК; даёт указания и распоряжения, инструкции обязательные для исполнения всеми служащими, либо отдельными лицами; может осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством в пределах своей компетенции.
Председатель СК РФ и его заместители вправе давать задания и поручения, как письменные, так и устные. Поручения исполняются в обязательном порядке и незамедлительно. Организуют исполнение заместители Председателя, руководители подразделений всей системы СК РФ. Заместители и руководители несут лично ответственность за надлежащее исполнение поручений в указанные сроки. В случае, когда поручение направляется нескольким подразделениям, ответственным является первый в списке руководитель. Поручение, которое не соответствует компетенции подразделения, руководитель направляет Председателю запрос о назначении другого исполнителя. Поручения направляют исполнителям, после постановки их на учет. Поручения Председателя СК РФ могут быть ф форме заданий. Задание - это письменное поручение Председателя Следственного комитета или его заместителей руководителям территориальных и специализированных следственных органов, принимающих участие в выполнении мероприятий, предусмотренных планом работы Следственного комитета.
Ответственный исполнитель подготавливает задание, где указывает список мероприятий и сроки их выполнения. Результаты по выполнению задания оформляются докладной. Готовое задание удостоверяется подписью Председателя СК РФ. За два месяца до начала выполнения, задание направляется руководителям следственных подразделений. Ответственный исполнитель контролирует выполнение порученных заданий. Все поручения, исполняются в сроки, установленные ответственным лицом. Сроки исчисляются конкретными датами, а срочные поручения исполняются в течение трех суток. Копии поручений находятся в Главном организационно-инспекторском управлении. Объемные поручения контролируют за счет предоставления докладов о ходе его исполнения. В случае, когда исполнить поручение в указанный срок невозможно, исполнитель отправляет запрос о продлении срока. За не исполнение поручений к работникам следственных органов применяются меры ответственности.
Система следственных органов построена в соответствие с административно-территориальным делением, а так же на принципе подчинении нижестоящих структур вышестоящим.
Структура современной модели Следственного комитета выглядит следующим образом: центральный аппарат СК; главные следственные управления и следственные управления по субъектам РФ, в том числе по административным округам и приравненные к ним специализированные, в том числе военные управления и отделы СК РФ; следственные отделы и следственные отделения