1. Понятие мониторинга
Термин «Мониторинг» (от лат. «monitor» — напоминающий, надзирающий) впервые употреблен на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 году для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за элементами окружающей природной среды в пространстве и времени.
Первые предложения по разработке такой системы были выдвинуты Научным комитетом по проблемам окружающей среды. Профессор Р. Мэнн в 1973 г. в постановочном аспекте изложил концепцию мониторинга, которая была обсуждена в феврале 1979 г. на первом Межправительственном совещании по мониторингу (Найроби). Р. Мэнн предложил назвать мониторингом систему повторных наблюдений одного и более элементов окружающей среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой [1].
Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием техногенной деятельности [2] .
Мониторинг не включает в себя деятельность по управлению качеством окружающей среды, но является ресурсом, необходимым для принятия экологически значимых решений. Система экологического мониторинга должна собирать, систематизировать и анализировать информацию:
- о состоянии окружающей среды;
- о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т. e. об источниках и факторах воздействия);
- о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
- о существующих резервах биосферы.
2. Основные цели, задачи и объекты экологического мониторинга
Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:
- оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;
- выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;
- создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
Основными задачами экологического мониторинга являются:
- наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
- наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
- наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
- оценка фактического состояния окружающей среды;
- анализ изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.
Объекты мониторинга - это окружающая среда в целом и ее отдельные элементы, а также все виды хозяйственной деятельности, представляющие потенциальную угрозу для здоровья людей и экологической безопасности. В первую очередь объектами мониторинга являются: атмосфера (мониторинг приземного слоя атмосферы и верхней атмосферы); атмосферные осадки (мониторинг атмосферных осадков); поверхностные воды суши, океаны и моря, подземные воды (мониторинг гидросферы), криосфера (мониторинг составляющих климатической системы).
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему экологического мониторинга функций, можно выделить несколько основных процедур:
1. выделение (определение) объекта наблюдения;
2. обследование выделенного объекта наблюдения;
3. составление информационной модели для объекта наблюдения;
4. планирование измерений;
5. оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;
6. прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
7. представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя.
2.1 Классификация экологического мониторинга
В зависимости от конкретных целей, задач, объектов наблюдения существуют различные подходы к классификации мониторинга (по характеру решаемых задач, по уровням организации, по природным средам, за которыми ведутся наблюдения) [3].
1) По масштабу наблюдений и характеру обобщения информации различают:
1.1 Глобальный (биосферный) мониторинг, осуществляемый на основе международного сотрудничества, которое в последние годы становится все более интенсивным;
1.2. Национальный мониторинг, осуществляемый в пределах государства специально созданными органами;
1.3. Региональный мониторинг, осуществляемый в пределах интенсивно осваиваемых крупных районов, например, в пределах территориально-производственных комплексов;
1.4. Локальный (биоэкологический) мониторинг, включающий слежение за изменениями качества среды в пределах населенных пунктов, промышленных центров, непосредственно на предприятиях;
1.5.Импактный мониторинг, осуществляемый в особо опасных зонах и местах.
2) По специфике методов измерения и оценке информации выделяют мониторинг:
2.1 Биологический;
2.2 Геохимический;
2.3 Геофизический и др.
3) По специфике объектов наблюдения и защиты выделяют мониторинг:
3.1 Атмосферы;
3.2 Почв;
3.3 Поверхностных вод (гидрологический) и подземных вод (гидрогеологический);
3.4 Растительных ресурсов (геоботанический), лесов, животного мира;
3.5 Антропогенной нагрузки;
3.6 Транспортной нагрузки;
3.7 Рекреационной нагрузки и др.
Приведенная на рисунке 1 классификация охватывает полный блок экологического мониторинга, наблюдения за меняющейся абиотической составляющей биосферы и ответной реакцией экосистем на эти изменения.
Рисунок 1 - Общая классификация систем мониторинга.
Таким образом, экологический мониторинг включает как геофизические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении.
3. Глобальные экологические проблемы
Экологическая проблема — одна из глобальных проблем современности. Она тесно связана с вопросами ресурсодефицитности. экологической безопасности и экологического кризиса. Одним из путей разрешения экологической проблемы является путь «устойчивого развития», предложенный в качестве основной альтернативы развития человеческой цивилизации.
Научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, очень сложных проблем, с которыми оно раньше вообще не сталкивалось, или проблемы были не столь масштабными. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. В XX веке природа находилась под давлением из-за 4-кратного увеличения населения и 18-кратного увеличения мирового производства. Ученые говорят, что примерно с 1960-70-х годов изменения в окружающей среде под влиянием человека стали общемировыми, т. е. затрагивая все без исключения страны мира, поэтому их и назвали глобальными. Среди них наиболее актуальными являются:
? изменение климата Земли;
? загрязнение воздушного бассейна;
? разрушение озонового слоя;
? истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;
? загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;
? оскудение биологического разнообразия и др.
Ведущие ученые в области экологиие общественные деятели долгое время пытались привлечь внимание государственных органов к этой проблеме. Сегодня в результате их усилий экологически обусловленная угроза существования человеческой цивилизации официально признана на самом высоком международном уровне; научно-технический прогресс создал опасность экологической катастрофы, а само понятие "человеческое развитие" поставлено под сомнение. Назрела острая необходимость пересмотра шкалы общечеловеческих ценностей, поскольку единственным адекватным решением этих проблем сегодня считается создание альтернативного пути развития человеческой цивилизации. Однако, как показала действительность, для осознания истинной катастрофической ситуации необходим соответствующий уровень экологического сознания, экологического мышления и экологического образования [4].
4. Понятие экологического риска
Повседневное состояние человеческого общества и окружающей его природной среды по многим характеристикам представляет собой случайный процесс с множеством вариантов их состояния, в том числе благоприятных и неблагоприятных для человека.
Для того чтобы избежать неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности или, по крайней мере, свести их к минимуму, человек должен, с одной стороны, оценить риск возникновения таких неблагоприятных последствий, а с другой — предотвратить опасность их проявления.
В основном под риском понимают ожидаемую частоту или вероятность возникновения опасностей определенного класса, или же размер возможного ущерба (потерь, вреда) от нежелательного события, или же некоторую комбинацию этих величин. Применение понятия «риск», таким образом, переводит опасность в разряд измеряемых категорий. Риск фактически есть мера опасности. Часто используют понятие «степень риска», которое по сути не отличается от понятия «риск», а лишь подчеркивает, что речь идет об измеряемой величине.
Риск - это ожидаемая частота или вероятность возникновения опасностей или же размер возможного ущерба (потерь, вреда) от нежелательного события.
Формирование экологических опасных и чрезвычайных ситуаций – это результат совокупности факторов риска, порождаемых соответствующими источниками. Применительно к проблемам экологической безопасности такими ситуациями могут быть авария или катастрофа технической системы или устройства, загрязняющие или разрушающие экологические системы.
Экологический риск выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального " функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия с определенной тяжестью ущерба. Экологический риск может проявляться как непосред¬ственно в зонах антропогенного вмешательства, так и за их пре¬делами:
где Ro — экологический риск; ?О (t) — число (антропогенных) экологических катастроф и стихийных бедствий в единицу време¬ни t, О — число потенциальных источников экологических раз¬рушений на рассматриваемой территории.
Масштабы экологического риска Rот оцениваются процентным соотношением площади кризисных или катастрофических терри¬торий ?S к общей площади рассматриваемого биогеоценоза S:
Дополнительным косвенным критерием экологического рис¬ка может служить интегральный показатель экологичности тер¬ритории предприятия, соотносимой с динамикой плотности на¬селения (численности работающих):
где G, F, U, V— соответственно численность родившихся за на-блюдаемый период, прибывших в данную местность на посто¬янное местожительство, умерших и погибших, выехавших в дру¬гую местность на постоянное местожительство (уволившихся).
В этой формуле разность G — U характеризует естественный, a F — V— миграционный прирост населения на территории (те¬кучесть кадров).
Положительные значения уровней экологичности позволяют разделять территории по степени экологического благополучия и, наоборот, отрицательные значения уровней — по степени экологического бедствия. Кроме того, динамика уровня эколо¬гичности территории позволяет судить об изменении экологиче¬ской ситуации на ней за длительные промежутки времени, оп¬ределить зоны экологического бедствия (демографического кри¬зиса) или благополучия. Источники и факторы экологического риска приведены в таблице 1.
Таблица 1- Источники и факторы экологического риска
Источник экологического риска Наиболее распространенный фактор экологического риска
Антропогенное вмеша¬тельство в природную среду Разрушение ландшафтов при добыче полезных иско-паемых; образование искусственных водоемов; интен-сивная мелиорация; истребление лесных массивов
Техногенное влияние на окружающую природную среду Загрязнение водоемов, атмосферного воздуха вредны-ми веществами, почвы — отходами производства; изме¬нение газового состава воздуха; энергетическое загряз¬нение биосферы
Природное явление Землетрясение, извержение вулканов, наводнение, ура-ган, ландшафтный пожар, засуха
Экологический риск характеризуется следующими нормативными уровнями:
• Приемлемый экологический риск – это риск, уровень которого оправдан с точки зрения как экологических, так и экономических, социальных и других проблем в конкретном обществе и в конкретное время.
• Предельно допустимый экологический риск – максимальный уровень приемлемого экологического риска. Он определяется по всей совокупности неблагоприятных экологических эффектов и не должен превышаться независимо от интересов экономических или социальных систем.
• Пренебрежимый экологический риск – минимальный уровень приемлемого экологического риска. Экологический риск находится на уровне флуктуаций уровня фонового риска или определяется как 1 % от предельно допустимого экологического риска. В свою очередь, фоновый риск – это риск, обусловленный наличием эффектов природы и социальной среды обитания человека.
• Широкое применение находит такое понятие, как индивидуальный экологический риск. Это риск, который обычно отождествляется с вероятностью того, что человек в ходе своей жизнедеятельности испытает неблагоприятное экологическое воздействие. Индивидуальный экологический риск характеризует экологическую опасность в определенной точке, где находится индивидуум, т. е. характеризует распределение риска в пространстве. Это понятие может широко использоваться для количественной характеристики территорий, на которые оказывают воздействие негативные факторы.
Таким образом, понятие экологического риска позволяет для широкого класса явлений и процессов дать количественное описание экологических опасностей. Именно это качество оценки риска и представляет интерес как для обеспечения экологической безопасности, так и для экологического страхования.
4.1 Управление экологическим риском
Важным средством минимизации рисков является процесс управления экологическими рисками-процедура принятия решений, учитывающая оценку экологических рисков и варианты (технические, организационные, экономические и др.) их предотвращения. Одним из основных вариантов управления рисками является принцип замещения риска, согласно которому такой риск, вносимый новым устройством, является социально приемлемым, если он менее подвержен воздействию людей и окружающей среды по сравнению с риском ранее использованного устройства, решающего ту же экономическую задачу.
За оценкой риска наступает этап информирования о наличии риска, связанный с сообщением результатов оценки заинтересованным сторонам — общественности, организациям и отдельным лицам. В связи с тем, что сообщать о наличии риска могут и корпорации, и правительства, и СМИ, существует возможность искажения результатов исследования. Поэтому при формировании сообщения о наличии риска необходимо как можно раньше подключать наибольшее количество заинтересованных сторон (группы разработчиков, экспертов-аналитиков, общественность в широком смысле), что поможет увеличить значимость результатов.
Надо помнить, что диалог с общественностью по вопросам риска — важный момент формирования экологического сознания.
Заключительный этап формирования политики, связанной с риском, — это управление риском, который представляет собой ряд политических действий, являющих собой совокупность научных, экономических и социологических аспектов, направленных на снижение риска.
Управление риском должно осуществляться согласно следующим принципам:
1. Принцип оптимизации соотношений выгоды и ущерба. Понимание невозможности создания абсолютной безопасности привело к стремлению обеспечения приемлемого риска. Уровень риска считается приемлемым, если его величина настолько незначительна, что ради получаемой при этом выгоды в виде материальных и социальных благ человек или общество в целом готово пойти на риск.
2. Принцип оптимизации защиты от опасности. Этот принцип направлен на решение задачи распределения ограниченных материальных ресурсов на снижение риска от тех или иных видов опасности, воздействию которых может быть подвержен человек и окружающая среда.
3. Принцип региональности. В управлении риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в регионе опасностей, и вся информация о принимаемых решениях в этой области должна быть доступна самым широким слоям населения.
4. Принцип экологического императива. Политика в области управления риском должна реализовываться в рамках строгих ограничений техногенного воздействия на природные экосистемы. Принцип говорит о том, что экономика должна удовлетворять нужды и законные желания каждого человека и общества в целом в условиях повышения безопасности при условии ее соответствия экологическим возможностям биосферы.
Снижение риска и опасности основано на принципах «экоразвития»:
? сохранение и восстановление естественных экосистем и биоразнообразия;
? охрана здоровья и генофонда человеческой популяции;
? преодоление потребительского отношения к природе и экологической безграмотности при удовлетворении естественных (биологически обоснованных) потребностей человека;
? планирование и развитие производства в соответствии с емкостью и способностью природных экосистем к самовосстановлению;
? приоритетность глобальных требований экологического императива по отношению к региональным нуждам природопользования;
? замена использования невозобновимых природных ресурсов на возобновимые;
? рекультивация земель, восстановление биологических ресурсов;
? эколого-экономическая сбалансированность общественного развития;
? экономическое стимулирование экологически чистых технологий и оборудования;
? предупреждение кризисных экологических ситуаций.
Возможность использования понятия приемлемый риск в гигиеническом нормировании явилось революционным. Это позволило применять конструктивные подходы к регламентированию допустимых пределов внешнего воздействия.
Выделяются три области риска:
? область чрезмерного риска: любая деятельность, даже если она выгодна для общества в целом, недопустима, если риск для конкретного человека характеризуется значением из этой области;
? область пренебрежимого риска: любая деятельность с уровнем риска из этой области допускается и не нуждается в контроле;
? область приемлемого риска: любая деятельность с уровнем риска из этой области является объектом контроля для регулирующего органа.
Считается, что индивидуальный риск 10-6 (один несчастный случай на миллион) является пренебрежимо малым, 10-4-10-5 (один случай на 10-100 тысяч) — приемлемым, а риск, величина которого превышает этот показатель, считается недопустимым [5].
5. Контроль и мониторинг как функции экологического управления
Механизмы экологического контроля и мониторинга до такой степени связаны, что даёт основание рассматривать экологический мониторинг подвидом, составной частью экологического контроля. Однако это не так. Экологический контроль и экологический мониторинг являются самостоятельными направлениями. Если экологический контроль можно определить как контроль за охраной окружающей среды, т.е. контроль за деятельностью, то экологический мониторинг – контроль за состоянием окружающей среды. Помимо институционального понимания, экологический контроль и мониторинг рассматриваются как функции экологического управления. С помощью указанных функций органы государственной власти и местного самоуправления получают информацию о состоянии окружающей среды и могут выявить и пресекать нарушения экологического законодательства, привлекать виновных лиц к юридической ответственности. Федеральный закон об охране окружающей среды выделяет четыре вида экологического контроля: государственный, муниципальный, общественный, производственный [6].
Государственный экологический контроль осуществляют:
– федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– Министерство природных ресурсов Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) и его территориальные органы;
– органы санитарно-экологического надзора Российской Федерации и органы различных министерств и ведомств.
Главными задачами государственного экологического контроля являются:
– проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
– выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;
– проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами. Производственный экологический контроль осуществляется природоохранной службой предприятий, учреждений, организаций в целях обеспечения принятия в ходе хозяйственной и иной деятельности мер по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения установленных Законом требований в области охраны окружающей среды. Контроль за соблюдением правил природопользования может быть государственным, ведомственным или общественным.
Государственный экологический контроль носит надведомственный характер, осуществляется за всеми объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и подчинения. Ведомственный экологический контроль осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного контроля, во-первых, более узким кругом задач, определённых общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности не касаются данной сферы. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. В зависимости от стадии контрольной деятельности выделяют предупредительный, текущий, последующий экологический контроль. Предупредительный экологический контроль заключается в контроле на стадии, предшествующей хозяйственной или иной деятельности. Он осуществляется путём согласования проектной документации, получения разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления. Текущий экологический контроль проводят в процессе хозяйственной и иной деятельности. Последующий экологический контроль осуществляется за результатами, итогами хозяйственной и иной деятельности. В зависимости от формы экологического контроля выделяют: – информационный экологический контроль – сбор и анализ экологической информации, необходимой для принятия соответствующих решений в области природопользования и охраны окружающей среды; – карательный экологический контроль заключается в принятии мер государственного принуждения к юридическим, должностным и физическим лицам, нарушившим экологическое законодательство. В зависимости от метода, порядка проведения контрольных мероприятий выделяют: – инспекционный экологический контроль – посещение субъектов хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно правовой формы собственности, ознакомлении с состоянием охраны окружающей среды, обследовании механизмов, изучении технической и нормативной документации; – аналитический экологический контроль заключается в анализе полученных данных; – инструментальный (лабораторный) экологический контроль состоит в отборе проб, проведении анализов, сравнении полученных результатов с нормативными показателями. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры. Специализированные природоохранительные прокуратуры создаются с учётом бассейнового или административного районирования, состояния окружающей среды и природных объектов.
5.1 Нормативно-правовые основы экологического мониторинга России
Национальный мониторинг России в настоящие время включает три вида мониторинга: санитарно-гигиенический, экологический, климатический [7].
Мониторинг окружающей среды (экологического мониторинг), согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (1992), состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.
В России действует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕСЭМ). ЕГСЭМ функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.
Основными задачами ЕГСЭМ являются:
– проведение наблюдений за изменением состояния окружающей среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий с определенным пространственным и временным разрешением;