1. Классификация международных организаций
К международным организациям относятся:
Международные организации имеют различные наименования — лига, организация, фонд, союз, банк, ассоциация и т.д.
Критерии классификации международных организаций многочисленны и различны в доктрине международного права (рис. 1).
1. По членству они делятся на межправительственные и немежправительственные организации.
Международные неправительственные организации (сокращенно МНПО) - это «любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения». Их членами могут быть отдельные физические лицаи различные объединения из разных стран (например, Международная федерацияобществКрасного Креста и Красного Полумесяца, Межпарламентский союз, Международнаяамнистия). Такие организации не являютсясубъектами международного права;
Международные межправительственные организации (сокращенно ММПО) - это объединение государств, созданное на основе международного договора на постоянной основе, имеющее необходимую для этого систему постоянных органов, наделенных международной правосубъектностью и действующее для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях и для достижения общих целей в соответствии с международным правом (ООН, МОТ, Лига арабских государств, Африканский Союз и т.д.). Такие организации признаются субъектами международного права.
2. По кругу участников они подразделяются на универсальные, региональные и межрегиональные организации. Универсальные организации — это те организации, которые позволяют всем государствам стать членами таких организаций (к примеру, ООН и ее специализированные учреждения). Региональные организации — это те организации, членами которых являются государства определенного региона или района (Лига арабских государств, Африканский Союз,Европейский Союз, Организация американских государств, Содружество Независимых Государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). Такие организации называют закрытыми организациями.
3. По компетенции межправительственные организации подразделяются на организации общей и специальной компетенции. Организации обшей компетенции — это те организации, деятельность которых затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, гуманитарную, социальную, культурную и т.д. (например, ООН, Европейский Союз). В работе межрегиональных организаций участвуют государства различных географических регионов мира (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, членами которой являются как европейские государства, так и государства Средней Азии). Организации специальной компетенции, т.е. с конкретными функциями, — это те организации, чьи уставы ограничиваются сотрудничеством в одной области: военной, экономической, культурной и т.д. (Всемирная организация здравоохранения, Всемирный почтовый союз и др.).
4. По характеру полномочий организации делятся на межправительственные и надгосударственные. К межправительственным относятся большинство международных организаций, регулирующих сотрудничество между государствами. Решения таких организаций имеют обязательную или рекомендательную силу для государств-членов. Надгосударственные организации — это те организации, которые принимают обязательные решения и действуют натерриториивсех государств-членов наряду с национальныминормативными актами(Европейский Союз, Совет Безопасности ООН).
5. По порядку приема в них организации подразделяются на открытые и закрытые. Любое государство может стать членом открытых организаций (например, ООН). Прием в члены закрытых организаций происходит по согласию первоначальных членов (например, НАТО).
6. По предмету деятельности организации подрязделяются на политические, экономические, специализированные (наука, культура и т.д.).
7. По выполняемым функциям подразделются на нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные, информационные.
8. По сфере распространения международные организации бывают мировые и организации одного государства.
Рисунок 1 – Классификация международных организаций
2. Порядок создания и органы международных организаций
Международные организации создаются и учреждаются государствами, для их ликвидации необходимо также решение государств. Три этапа создания международной организации: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов, которые свидетельствуют о начале функционирования организации.
Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке,в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию (1964 г.), ПРООН — Программа развития ООН (1965 г.). В данном случае согласованное желание государств на создание международной организации достигается путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.
Органы международных организаций можно разделить на главные и вспомогательные. Главные органы — органы, наделенные правом принимать решения и действовать в пределах полномочий и компетенций, установленных учредительным актом. В соответствии с п. 1 ст. 7 Устава ООН «В качестве главных органов Организации Объединенных Наций учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет поОпеке, МеждународныйСуди Секретариат». Вспомогательные органы создаются позднее, когда этого требует необходимость работы международной организации. В п. 2 ст. 7 говорится, что «Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, могут учреждаться в соответствии с настоящим Уставом» . Вспомогательные органы обычно создаются главными органами, поскольку большинство учредительных актов международных организаций предусматривают это.
Различают органы, состоящие из представителей государств, и органы, состоящие из персонала и экспертов международной организации, которые действуют независимо от государств, к которым они принадлежат.
Большинство ученых международного права различают три вида органов международных организаций в соответствии с функциями: политические органы, административные органы и судебные органы.
Государства, не являющиеся членами международных организаций, могу посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций.
Стандартная процедура ликвидации – это подписание протокола о роспуске, так, например, были ликвидированы Варшавский Договор, Совет Экономической Взаимопомощи. Для урегулирования имущественных споров и претензгий создаются ликвидационные комитеты.
Финансирование организаций осуществляется их членами в зависимости от возможностей последних. Как правило, вклад одного государства не должен превышать 25% бюджета и быть не меньше 0,01%. Многие финансовые организации формируют бюджет за счет собственныхдоходов. Регулярный бюджет покрывает обычныерасходы. Дополнительные расходы, например на миротворческие операции или оказание экономической помощи, покрываются за счет добровольных взносов.
3. Юридическая природа международных организаций
Каждая международная организация с момента ее создания обладает правосубъектностю, учредительные акты некоторых международных организаций прямо предусматривают их правосубъектность, например: ст. 39 Устава МОТ , ст. 4 Римского статута Международного уголовногосуда . В случае если учредительный акт не содержит положение о правосубъектности организации, то она ее приобретает с момента согласования волеизъявления государство создании данной организации.
Право международных организаций имеет сложную структуру. В его составе различают внешнее и внутреннее право. К внешнему праву международных организаций относятся нормы, которые регулируют взаим оотнош ения ММПО с внешним миром - ее государствами-членами и третьими государствами, а также иными субъектами международною права Внутреннее право международных организаций включает нормы, регулирующие внутренние правовые отношения в рамках ММПО: правила процедуры, финансовые правила, правила для персонала. Иногда выделяют в особую группу нормы, обеспечивающие деятельность ММПО в процессе нормотворчества. Источником права международных организаций являются: 1) учредительные акты ММПО; 2) другие международные договоры и соглашения; 3) международно-правовой обычай; 4) правила процедуры, финансовые правила, правила для персонала; 5) некоторые решения ММПО. Право международных организаций имеет преимущественно договорный характер. Вместе с тем в процессе деятельности ММПО могут создавать обычные нормы права.
Способность самостоятельного совершения (от своего имени) юридических действий предполагает наличие у ММПО относительно обособленной правовой воли. Именно это волевое обособление ММПО лежит в основе их международной правосубъектности и признанной за ними способности самостоятельного волеизъявления и принятия на себя прав и обязанностей по международному праву. Источником этой относительно обособленной воли и ее правовой основой является учредительный акт, что означает, что ни сами ММПО, ни их органы не могут совершать действия, выходящие за рамки учредительного акта. Признание правосубъектности ММПО не означает приравнивания международных организаций к государствам. У ММПО нет собственной территории, нет своего населения, нет системы властных органов, но у ММПО формируется внутренняя организационная структура, позволяющая ей эффективно реализовывать свою правосубъектность. Для выполнения своих функций ММПО наделяются необходимыми юридическими средствами.
1. Прежде всего следует указать, что все ММПО пользуются привилегиями и иммунитетами на территории своих государств-членов (ст. 104 Устава ООН) .
2. Представители государств — членов при ММПО и должностные лица международных организаций пользуются привилегиями и иммунитетами (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. и др.).
3. ММПО обладают способностью участвовать в международных отношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства и обмениваются представительствами между собой.
4. ММПО наделяются договорной правоспособностью, то есть имеют право заключать соглашения с другими субъектами международного права и между собой.
5. ММПО несут международную ответственность за правонарушения и нанесение ущерба и могут предъявлять претензии об ответственности другим субъектам международного права.
6. ММПО имеют право набирать персонал для работы в административных органах на контрактной основе.
7. Каждая ММПО обладает собственным бюджетом.
8. ММПО, как правило, имеют все права юридического лица по внутреннему праву государств.
В отличии от ММПО в общем случае, международные неправительственные организации не обладают международной правосубъектностью, так как их членами не являются государства, а только государства могут наделять международные организации правосубъектностью. Исключением является Международная организация Красного Креста и Красного Полумесяца, которая признается вторичным субъектом международного права, это означает, что ее этим качеством наделили государства.
Существует две точки зрения относительно причин, почему именно Красный Крест обладает правосубъектностью. Согласно точке зрения Н.Морозовой, преподавателя Кафедры международного права Факультета международных отношений ННГУ им. Лобачевского, правосубъектность Красного Креста связана с тем, что в создании данной организации участвовали правительственные делегации. Заведующая Кафедрой международного права ФМО ННГУ О.Хохлышева, в свою очередь, считает правосубъектность данной организации результатом того факта, что все договоры, заключаемые между Красным Крестом и государствами, являются международными соглашениями. Также, в соответствии со ст. 58 и 71 Устава ООН, МНПО имеют возможность получить консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете .