1 Культура - объект административно-правового регулирования
Культурой установлено подразумевать общекультурный образ сообщества, состояние в нем науки, художества, творчества, литературы и т.д.. В культуру входят некоторые цивилизованные ценности: примеры поведения; стили, говоры, диалекты; государственные устои и нравы; устное народное творчество; художественные промыслы и ремесла; работы литературы, культуры и художества; местности, предметы, сооружения, объекты и технологические процессы, обладающие историко-культурную важность; и т.д..
В наше время, нормативно-правовыми актами Российской Федерации (далее – РФ), к объектам управления данной отрасли отнесены :
- театральное, цирковое, эстрадное, пластическое, изобразительное, музыкальное, хореографическое, декоративно-прикладное искусство;
- концертные организации и самостоятельные творческие коллективы (оркестры, хоры, ансамбли и т.д.), дома культуры;
- музейное дело и коллекционирование, библиотеки, памятники истории и культуры, реставрационно-строительные организации, архитектура и дизайн;
- художественная литература, кинематография, телевидение и радиовещание;
- издательское дело, полиграфия и торговля книгами;
- архивное дело;
- художественные народные промыслы и ремесла, самостоятельное (любительское) художественное творчество, народная культура (языки, диалекты, говоры, фольклор, обычаи и обряды);
- художественное образование, образовательные учреждения культуры и искусства;
- международные культурные обмены.
Считается, что «культура» сопровождала общество еще в далеком прошлом. В наше время достаточно монументов «духовной культуры», имеющих отношение к периоду античного человека: глина, петроглифы, резные объекты из камня и кости, хранящиеся музеях различных государств. Но прошло не мало времени – многие тысячелетия, прежде чем «культурная деятельность» начала приобретать вид «института культуры».
У разных людей и в разных государствах процедура развития института культуры происходил по своему. Так, на Руси процедура развития института культуры связана со становлением и формированием русского государства.
Уровень культуры античной Руси формировался под воздействием некоторых условий:
- во-первых, территория Руси попала в пересечение торговых путей западных, восточных и южных соседних государств. Соприкосновение различных цивилизаций и перекрещивание цивилизованных воздействий на территории Руси, сказалось на культуре древнерусского сообщества;
- во-вторых, утверждение на Руси христианства (9 столетие), обширно открывшее дверь воздействию византийской культуры, мыслей и органов. Непосредственное воздействие церкви принесло на Русь письмо, что в дальнейшем стало фактором формирования древнерусского литературного стиля (языка) и историографической памяти, и стала базой государственной российской культуры.
Продвижение христианства веяло в себе нарастающие основы. Оно поспособствовало формированию просвещения и образования, а также созданию и введению компонентов западной культуры в отечественный социум .
В 11 столетии зарождаются древнерусские источники литературы и письменности. Центрами культуры в 11 - 12 столетиях были древнейшие монастыри, в каковых проходило развитие прообразов предстоящих органов русской культуры - учебных организаций и библиотек. Библиотеки, как хранилища книг, в первую очередь осуществляли функцию извлечения познаний и информации, в отсутствии каковых нереально вообразить последующее формирование российской культуры и государственности. К 13 столетию книгочтение сделалось одним из ключевых занятий «интеллектуальных» людей на Руси.
С 14 столетия наступает формирование архитектуры (или зодчества). Строительство в стране храмов, представило возможность многим присоединиться к образцам архитектуры, живописи, музыки, печати (с помощью богослужения).
К 15 столетию возникают другие формы времяпровождения, сопряженные с формированием культуры. В населенных пунктах население веселили песнями, плясками, цирковыми номерами и шуточками кочевых актеров – скоморохи. Демонстрировали «кукольные представления», а также «медвежьи потехи» - уличные комедии с участием медведя.
В течении 11-15 столетий в Руси формировались требования с целью расширения цивилизованно - досуговой работы. Усилилось цивилизованное воздействие на Русь иностранных государств, начали импортироваться зарубежные журналы и книжки. Цари давали преимущество забаве в шахматы .
В следствии Петровских реформ в России утвердилась самодержавие, и все руководство (в том числе руководство культурой) выполнялось напрямую государем.
Начало 19 столетия отметилось министерской реформой Александра I, в данный промежуток времени руководство культурой находилось в ведении формируемых Министерств.
В начале 20 столетия одним из вопросов, вставших перед государством, стало осуществление «культурной революции». При образовании СССР практически все сферы культурной области перешли к ведению союзных республик. Но с середины 20-х годов объекты культуры со временем переходили из ведения республик в управление общесоюзных органов.
В первые годы образования Советского государства управление культурой находилось в ведении Наркомата просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР).
11 февраля 1921 года было утверждено новое положение о Наркомпросе РСФСР, по которому были образованы главные управления (Главки) культурой: Госиздат, Главнаука, которые делились на отделы: театральный, литературный, музыкальный, отдел по делам искусств и художественной промышленности, Главлит, Госкино. При Наркомпросе РСФСР также были разные совещательные и уполномоченные, постоянные и временные комитеты, комиссии и другие учреждения: Центральное управление госцирками, Главное управление по делам литературы и издательства и многие другие .
В 1936 г. согласно Постановлению Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совнаркома СССР образуется Союзно-республиканский Всесоюзный комитет по делам искусств. В его полномочия входило руководство всеми организациями культуры и художества, в том числе учебными заведениями, готовившими кадровый состав для данной отрасли. Указанный комитет реализовывал также цензурные функции в области культурной политики. В промежуток с 1936 г. по 1938 г. в составе Всесоюзного комитета находился и Кинокомитет СССР.
Для управления культурой в 40-50-е годы 20 столетия были характерны: жесткое вторжение в творческую деятельность, неосведомленность и дилетантство в управлении, замена высококачественных характеристик численными и т.д..
В марте 1953 года практически все аппараты управления культуры (Министерство высшего образования, Министерство трудовых резервов, Министерство кинематографии, Комитет по делам искусств, Комитеты радиоинформации и радиовещания и другие) вошли в Союзно-республиканское Министерство культуры СССР.
К истоку 60-х годов в ведении Министерства культуры СССР осталось руководство отраслями культуры: театр, музыка, литература, изобразительное искусство, музеи, библиотеки, театральные учебные заведения, охрана памятников и некоторые другие.
Данное министерство также следило за работой творческих общественных организаций – союзы писателей, художников и композиторов.
09 марта 2004 года на базе ликвидируемых Министерства культурой РФ, и Министерства по делам печати, радиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, а также измененной Федеральной архивной службы России, был создан новый орган - Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 724 от 12.05.2008 , указанное Министерство преобразовано в Министерство культуры Российской Федерации (далее по тексту - Минкультуры РФ).
По результатам рассмотрения данного вопроса, можно сделать вывод, что культура, занимает важное место в нашем обществе. Развитие культуры и становление органов культуры в России происходило на протяжении довольно долгого периода времени. На некоторых этапах управление культурой находилось в ведении монарха, затем неоднократно образовывались и реорганизовывались различные органы, которые наделялись управленческими полномочиями в сфере культуры.
В настоящее время Министерство культуры РФ является основным органом осуществляющим управление культурой в Российской Федерации.
2 Государственное управление культурой
Управление – действия, носящие распорядительный характер, направленные на работу определенных систем, также призванные гарантировать их безопасность и поддержать режим работы .
Управление культурой – это исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных органов в области культурного развития и осуществления культурно-воспитательной функции страны.
Оно содержит в себе: систему формирования и известности произведений искусства, сбор и продвижение данных, систему защиты произведений искусства, памятников истории и культуры, и иную работу, в следствии которой формируются, распространяются, хранятся, осваиваются и охраняются культурные ценности.
Однако основное при этом, чтобы государственное управление культурой создавало условия для беспрепятственного развития культурной деятельности, а также охраны ее от посягательств из вне .
Стратегия в области «культурного развития» предполагает собою комплекс основ, какими придерживается государство в своей работе по хранению, формированию и распространению культуры, а также деятельность самого государства в сфере культуры .
К значимым и первостепенным задачам государства в сфере культуры принадлежат: создание законной основы, соответствующей текущему времени, и которая содержит в себе стимулирующие налоговые привилегии инвесторам в сферу культуры, действие средств обеспечения защищенности и охраны государственных культурных ценностей, возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию», нормы, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия России.
Долговременными и также значимыми целями государства в сфере культуры являются: развитие моральных, а также идейных основ демократического правового государства; формирование обстоятельств для развития и воспроизводства творческой составляющей населения страны; создание общего культурного пространства страны.
Особый интерес государством уделяется контролю за работой телевизионных и радиовещательных компаний вне зависимости от форм их собственности. Национальная стратегия в сфере телевизионного вещания и радиовещания заключается в том, чтобы гарантировать преимущество интересов государства, всесторонность и беспристрастность данных об абсолютно всех гранях существования сообщества как страны в целом, так и каждого ее субъекта, развитие у молодого поколения страны моральных эталонов, привитие им патриотизма и гражданской ответственности за судьбу своей страны.
К задачам законодательства РФ о культуре относятся:
1. Предоставление и охрана конституционного права граждан РФ в области культуры;
2. Формирование законных гарантий с целью независимой культурной работы объединений людей, народов и иных этнических общностей РФ;
3. Установление основ и законных норм для взаимоотношений субъектов в области культуры;
4. Установление принципов государственной политики в области культуры, законных норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства страны в деятельности граждан.
В области культуры страны принимаются федеральные законы, Президентом РФ издаются соответствующие указы, а Правительством РФ – постановления .
В наше время нормативно-правовой основой в области управления культурой считаются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» , от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» , от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» , от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» , от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» , от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» , от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» , от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» , от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» , от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , Законы Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» , от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» , от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» , Указы Президента Российской Федерации от 24.09.2007 N 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» , от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» , от 22.06.2016 № 293 «Вопросы Федерального архивного агентства» , Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» , от 20.07.2011 N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве культуры Российской Федерации») , действующий Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» , законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов, иные акты государственных органов, принятые по вопросам управления культурой.
Нужно выделить то, что законодательством РФ предусмотрена ответственность за совершение правонарушений в области культуры. Например, в действовавшем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрены следующие составы административных правонарушений, совершаемых в культурной сфере и за которые предусмотрена административная ответственность:
- разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14. КоАП РФ),
- воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16. КоАП РФ),
- злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15. КоАП РФ),
- нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20. КоАП РФ),
- нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра документов, а равно порядка хранения материалов теле- и радиопередач (ст. 13.23. КоАП РФ),
- и прочие.
Должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, полномочны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.13., 5.25., 6.13., 13.15., 13.16., 13.20., 13.21., 13.23., 19.4. – 19.7. КоАП РФ. Должностные лица органов, уполномоченных в области управления архивным фондом, наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.20., 19.4. – 19.7. КоАП РФ. Должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения и радиовещания, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.13., 5.25., 6.13., 13.15., 13.23., 19.4. – 19.7. КоАП РФ .
В связи с участием РФ в международной жизни, вступлением ее в некоторые международные организации, спровоцировало преобразование отечественного законодательства в соответствии с международными требованиями и нормами. К примеру, Федеральным законом от 04.11.1995 № 163-ФЗ «О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» была ратифицирована Конвенция Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека».
В соответствии с этой Конвенцией, наше государство взяло на себя обязательства исполнять заложенные в ней нормы, в том числе относительно прав и свобод человека в области культуры.
Законодательством РФ о культуре учитывается разделение компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, и органов местного самоуправления в этой области.
К общему ведению РФ и ее субъектов относятся общие вопросы в области культуры (в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации).
Характерные черты структуры органов управления организации культуры, компетенция этих органов, порядок их формирования и порядок деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации и уставом такой организации (статья 41.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре ).
В наше время, управление культурой осуществляют органы государственной власти - соответствующие государственному устройству общества.
Таким образом, в управлении культурой выделяют три ступени: федеральный (государственный), региональный (республика, край, область, округ), муниципальный (городское или сельское поселение). В каждой из них, государственное управление осуществляется органами трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной .