ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1Сущность, основные формы и виды внешнеэкономической деятельности предприятия
В настоящее время главными тенденциями развития мировой экономики выступают процессы интеграции и глобализации. Обеспечение стабильного экономического роста невозможно без эффективной интеграции в мировую хозяйственную систему.
Внешнеэкономическая деятельность является приоритетным направлением экономического развития страны. В ходе осуществления внешнеторговых операций происходит интеграция национальной и глобальной экономики, что позволяет странам производить свободный обмен товарами, капиталом, технологией, информацией и так далее.
Определение внешнеэкономической деятельности содержится в ФЗ №183-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об экспортном контроле». Из которого следует, что внешнеэкономическая деятельность это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включающая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, правами на них (интеллектуальная собственность.
Кандидат экономических наук Л.И. Лопатников в своем труде «Экономико-математический словарь» давал следующее определение внешнеэкономической деятельности, из которого следует, что ВЭД это экономические отношения между предприятиями различных стран, созданные на обоюдных выгодных условиях, предусмотренных контрактами, по осуществлению товарных, финансовых, инвестиционных, информационных и других транзакций через границу с использованием в расчетах иностранной валюты в соответствии с международными правилами.
Сущность внешнеэкономической деятельности заключается в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Основная цель внешнеэкономической деятельности состоит в увеличении объема экспорта и импорта страны, а также в обеспечении страны необходимыми ресурсами, изменении экспортных и импортных цен. Для достижения данных целей компаниям, участвующим во внешнеэкономической деятельности, необходимо решить такие задачи, как: изучение теоретических основ международной торговли, изучение приемов и методов международной торговой политики, изучение международного ценообразования, а так же изучение организации и техники внешнеэкономических операций.
К особенностям проведения внешнеэкономической деятельности мы можем отнести:
а) либерализация международной торговли;
б) снятие ограничительных барьеров;
в) расширение экспорта и создание для него более благоприятных торгово-политических условий на внешних рынках.
Внешнеэкономическая деятельность, как и любая экономическая категория, содержит обязательные элементы для эффективного функционирования. К таким элементам относятся объект и субъект внешнеэкономической деятельности. Дадим им определение.
Под субъектом внешнеэкономической деятельности понимается любая российская или иностранная компания, осуществляющая в установленном законом порядке внешнеэкономическую деятельность.
Под объектом внешнеэкономической деятельности понимаются товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них.
Формы внешнеэкономической деятельности Виды внешнеэкономической деятельности
Внешняя торговля - экспорт;
- импорт;
-бартерные сделки;
- компенсационные сделки
Международное инвестиционное сотрудничество -прямые зарубежные (иностранные) инвестиции;
-портфельные инвестиции;
-кредитные соглашения;
-международный финансовый лизинг
-совместное производство в рамках совместного предприятия
Международное
производственно-техническое сотрудничество -международная производственная кооперация;
-совместное сооружение промышленных объектов;
-совместные производственные программы;
-подрядное сотрудничество
Международное
научно-техническое сотрудничество -купля-продажа патентов и лицензий;
-совместные научные исследования;
-оказание технической помощи;
-обучение персонала;
-франчайзинг;
-оказание консультационных инжиниринговых услуг
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения -предоставление кредитов и займов;
-проведение международных расчетов;
-купля-продажа валюты;
-купля-продажа ценных бумаг
Таблица 1.1 Формы и виды внешнеэкономической деятельности
Исследовав данные таблицы 1.1, можно сделать вывод, что на практике сложно провести четкую границу между видами и формами внешнеэкономической деятельности. Формы внешнеэкономической деятельности характеризуются большим разнообразием и подвижностью.
Важной разновидностью осуществления внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, которая представляет собой торговлю между странами, состоящую из экспорта и импорта товаров и услуг, а также бартерных и компенсационных сделок.
Все большую значимость получает инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами, а именно вовлечение иностранных инвестиций в российский бизнес и инвестирование за рубежом.
Также важной формой внешнеэкономической деятельности предприятия является международное производственно-техническое сотрудничество. Оно складывается непосредственно в материальном производстве. Данная форма затрагивает такие виды деятельности компаний разных стран, как международную производственную кооперацию, совместное сооружение промышленных объектов, совместные производственные программы и подрядное сотрудничество.
Международное научно-техническое сотрудничество является самой молодой формой внешнеэкономической деятельности. Она во многом обусловлена научно-технической революцией и развитием межгосударственной специализации и кооперирования не только в производстве, но и в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Данная форма включает в себя торговлю лицензиями на производство продукции, осуществление крупных технических проектов, геологоразведочные работы, подготовку национальных кадров и другое.
Международные валютно-финансовые отношения представляют собой также форму внешнеэкономической деятельности предприятия. Это экономические отношения, которые связаны с функционированием денег как мировых и обслуживанием хозяйственных связей между странами.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия реализуется путем заключения международных контрактов. Во внешнеэкономической деятельности, прежде всего, выделяют операции по обмену товарами, где заключаются сделки по экспорту, импорту товаров, по встречной торговле. Содержание внешнеторговых сделок представлено в таблице 1.2.
Виды внешнеторговых сделок Содержание видов внешнеторговых сделок
Экспорт 1. Совокупность множества коммерческих операций по продажам и вывозу за границу капитала и товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. 2. Вывоз с территории России товаров (работ, услуг) без обязательства по обратному ввозу.
Импорт 1. Ввоз в страну иностранных товаров или капитала в форме предоставления кредитов и займов.
2. Ввоз на таможенную территорию России из-за границы товаров (работ, услуг) без обязательства об обратном вывозе.
Реэкспорт 1. Вывоз (перепродажа) ранее вывезенного товара без его переработки на территории России.
2. Значительная часть реэкспортных операций осуществляется на территории «свободных зон» (вне таможенной территории данной страны). 3. Предметом реэкспорта являются шерсть, кожа, цветные металлы, пищевые продукты и другие.
Реимпорт 1. Ввоз ранее вывезенного отечественного товара (непроданного, забракованного), не подвергающегося переработке на иностранной территории.
2. В реимпорт не включается возврат товаров, не предназначавшихся для продажи и поставленных на условиях временного ввоза (на выставку, консигнацию и другие).
Встречная торговля 1. Товарообменные операции, условия которых предусматривают встречные обязательства продавцов купить у покупателя товары на часть или полную стоимость продаваемых товаров.
2. Подразделяется на бартерные сделки, встречные закупки, компенсационные соглашения, клиринг, офсетные сделки и служат для достижения баланса экспортно-импортных операций.
Таблица 1.2 Виды внешнеторговых сделок
При совершении внешнеторговых сделок участники внешнеэкономической деятельности должны руководствоваться требованиями национального законодательства относительно формы контракта; который должен оформляться в письменном виде. Возможно составление одного документа и подписание его сторонами; разрешается обмен документами с использованием почтовой, телеграфной, электронной и иной связи, если она позволяет установить, что документ исходит от стороны по договору (можно обменяться текстом единого контракта в целях его подписания; можно направить оферту и получить акцепт).
Таможенным кодексом Таможенного союза договор также признается заключенным в письменной форме, если сторона, получившая письменную оферту, в течение срока, отведенного для ее акцепта, выполняет указанные в ней условия (например, отгрузка товара, перечисление в оплату денежных средств).
Однако российские предприятия не могут использовать во внешнеэкономических сделках последний вариант, так как в этом случае невозможно выполнить требования таможенно-банковского валютного контроля.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что внешнеэкономическая деятельность представляет собой немаловажный способ взаимодействия предприятии разных стран в условиях рыночной экономики.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера. Выделяют различные формы и виды внешнеэкономической деятельности, отличающихся друг от друга содержанием операций. К основным формам внешнеэкономической деятельности относятся внешняя торговля, международное инвестиционное, производственно-техническое, научно-техническое сотрудничество и международные валютно-финансовые и кредитные отношения.
1.2 Экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия
Для успешного развития предприятия необходимо правильно и четко определять план деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. Общая стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия представляет собой план «управления», который обхватывает все направления деятельности предприятия.
Для полного раскрытия термина стратегии внешнеэкономической деятельности необходимо рассмотреть понятие «стратегия». А. Чандлер рассматривал стратегию, как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов. Исследователь М. Альберт описал стратегию, как детальный и всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения исполнения миссии организации и достижения ее целей в долгосрочной перспективе.
Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия– деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач предприятия, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов.
Стратегия внешнеэкономической деятельности является способом, который позволяет предприятию формировать и координировать свои действия на зарубежных рынках.
Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия позволяет определить:
1. эффективность деятельности предприятия;
2. положение предприятия на рынке;
3. особенности продукции по сравнению с продукцией конкурентов;
4.конкурентные преимущества предприятия, как следствие согласованности действий;
5.жизненный цикл предприятия, как результат эффективности правильно разработанной стратегии;
Основными задачами стратегии ВЭД предприятия являются:
? формирование направления деятельности предприятия и его стратегических бизнес-единиц;
? определение роли каждой стратегической бизнес-единицы и каждого его подразделения, во время реализации общей стратегии;
? определение размеров и способов распределения ресурсов между стратегическими бизнес-единицами и другими подразделениями.
Составляющими стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия являются:
1. сфера деятельности - миссия, цели предприятия;
2. корпоративные задачи - определение основных заинтересованных групп компании, критериев оценки деятельности;
3. определение стратегических бизнес-единиц;
4. размещение ресурсов - распределение ресурсов между бизнес-единицами, продуктами, рынками, функциональными отделами и основными видами деятельности;
5. развитие различных конкурентных преимуществ - повышение конкурентоспособности;
6. эффективные функциональные стратегии - поиск варианта поведения, которое ориентировано на оптимальное использование всех ресурсов в пределах заданной функции;
7. синергизм - компетенция, знания и нематериальные активы предприятия, а также ресурсы, активы и функциональные процессы.
При применении стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия вытекает:создание организационной структуры, составление годового бюджета, совершенствование методов управления, введение системы стимулирования как в процесс разработки, так и в процесс реализации стратегии.
Принципы формирования стратегии ВЭД предприятия предусматривают основные требования к ней, а также определяют характер и содержание экономической деятельности корпоративной структуры, которые представлены в таблице 1.3.
Наименование принципа Содержание принципа
Принцип целостности Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия как определенная система
Принцип непрерывности Использование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия постоянно, избегая разрывов во времени
Принцип гибкости Способность стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия менять свою направленность в связи с непредвиденными обстоятельствами
Принцип точности Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия должна быть конкретно и детально разработана и обоснована
Принцип участия Разработка стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия, в которой принимает участие как можно большее количество работников на разных уровнях управления
Таблица 1.3 Принципы формирования стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия
Основу стратегии ВЭД составляют три типа стратегий, а именно:
? стратегия роста (развития);
? стратегия стабилизации (ограниченного роста);
? стратегия сокращения (выживания).
В процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия, в рамках ее трех базовых типов, определяются различные варианты стратегического управления, которые называют стратегическими альтернативами. Из каждой альтернативы выбирается будущая стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия, а также варианты развития предприятия в рамках каждой из трех базовых стратегий ВЭД предприятия: роста, стабилизации и сокращения.
Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия может быть конкретизирована следующим образом:
1. Стратегия роста (развития): в рамках: интенсификации; диверсификации; интеграции; технико-технологического развития.
2. Стратегия стабилизации (ограниченного роста): в рамках: экономии расходов и сбора «урожая»; постоянной адаптации к внешней среде; сохранение научно-технического и кадрового потенциала.
3. Стратегия выживания (сокращение): в рамках: организационной санации; экономической и финансовой санации; маркетинговой санации; социальной санации; ликвидации бизнеса.
Формирование стратегии ВЭД представляет собой сложный и длительный процесс, так как из нескольких стратегических альтернатив необходимо выбрать то количество, которое необходимо для выбора. Таким Из чего следует, что правильно разработанная и обоснованная стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия играет важнейшую роль в дальнейшем развитии предприятия. Исследуя вопрос стратегии внешнеэкономической деятельности, можно сделать вывод, что на предприятиях-участниках ВЭД стратегия сложнее по сравнению с предприятиями, действующими только в рамках внутреннего рынка.
Комплексное решение задач стратегии на предприятиях, которые являются участниками внешнеэкономической деятельности, предполагает охват всех этапов процесса разработки стратегии ВЭД, при совместном использовании разнообразных инструментов и экономических средств, с учетом их сильных сторон и нейтрализации слабых. Экономически- обоснованная методология стратегии внешнеэкономической деятельности, применима, в том числе и в кризисных условиях, поскольку позволяет учитывать происходящие изменения, способные оказать значительное влияние на выбранные до наступления кризиса стратегические установки предприятия.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что под стратегией внешнеэкономической деятельности предприятия следует понимать продуманную систему логически взаимосвязанного набора правил и процедур, позволяющих предприятию вести свою деятельность как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия основана на пяти основных принципах: целостности, непрерывности, гибкости, точности и участия. Построение стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия представляет собой сложный процесс, состоящий из шести основных этапов.
Экономическое обоснование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия включает в себя анализ текущего и прогнозирование будущего состояния внутренней и внешней среды, определение стратегического видения, миссии, целей, задач, выработку стратегии, реализацию стратегии, оценку и контроль результатов.
1.3. Оценка эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия
Оценка эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности невозможна без основных экономических показателей, которые являются важнейшей предпосылкой для подготовки и обоснования управленческих решений на предприятии.
Сущность оценки эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия вытекает из целей и задач. Цель оценки – повышение эффективности работы предприятия, для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
? определение реального финансового состояния предприятия;
? выявление основных факторов, которые оказывают влияние на финансово-хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность предприятия.
Оценка эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия занимаем важное место в системе управления производством, а также действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научнообоснованных планов и стратегии управления на предприятии.