ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Стили управления и их особенности
Стиль - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации [1, с. 271].
Стиль управления - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным и другим сотрудникам [3, с. 141].
Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия [3, с. 141].
Конкретный стиль управления в реальных условиях определяется факторами объективного и субъективного характера:
а) характер деятельности и цели организации;
б) условия работы коллектива;
в) размеры и структура коллектива;
г) индивидуальные качества, подготовка и опыт руководителя;
д) уровень профессиональной подготовки и осведомленности членов трудового коллектива;
е) уровень зрелости и сплоченности трудового коллектива [3, с. 141].
Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с именем известного психолога Курта Левина [2, с. 168].
Существует несколько классификаций стилей управления, наиболее распространенная классификация предложена Куртом Левиным. Согласно ей выделяются автократический (авторитарный), демократический и либеральный стили, различающиеся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участия его и руководимых им работников в принятии решений [1, с. 271].
Охарактеризуем каждый из стилей управления, выделенные К. Левиным:
1. Авторитарному стилю управления присуща власть и ответственность, которые сосредоточены в руках руководителя. Информационные потоки движутся преимущественно вертикально (сверху). Сильными сторонами данного стиля управления являются быстрое принятие решений, мобилизация и эффективность в условиях кризиса, низкого профессионального уровня, а так же слабой мотивации сотрудников. Слабыми сторонами можно назвать нездоровый микроклимат в организации, присутствие различных конфликтов, текучесть кадров, а так же низкая инициативность, надежность и отдача работников.
Авторитарный руководитель сам принимает решение и навязывает его подчиненным, как правило, он уверен в бесспорном преимуществе собственных компетенций, опыта, возможностей достигать желанных целей по сравнению с подчиненными, отсюда стремление решать все проблемы по собственному усмотрению, внешне проявляющееся в приказном тоне, жесткости в общении. Личные проблемы сотрудников его мало интересуют, руководитель считает, что люди не любят работать, избегают ответственности, их к этому надо принуждать. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот [3, с. 142]. Этот стиль часто используется в настоящее время, так как командовать легче, чем убеждать. Однако случается значительная недооценка уровня подчиненных, применяемый руководителем авторитарный стиль оказывает разрушительное воздействие, приводит к стрессу у сотрудников, не способствует творчеству.
2. При демократическом стиле управления полномочия делегированы, но сохранены ключевые позиции у руководителя, потоки информации движутся по вертикали и горизонтали. Сильными сторонами данного стиля управления являются высокие результаты работы сотрудников посредством их участия в управлении. К слабым сторонам можно отнести, то, что требуется много времени для решения задач. Так же демократический стиль управления, как показывают различные исследования, содержит больше преимуществ, нежели авторитарный. Практически во всех случаях коллектив организации наиболее удовлетворен демократическим стилем руководства, т. е. таким, при котором руководитель ориентирован в собственной деятельности на подчиненных: принимает решения с учётом их мнения, даёт им инициативу в процессе работы. Демократичный руководитель считает, что люди заинтересованы в труде, имеют потребность в самовыражении. Вознаграждение действует лучше, чем принуждение.
Такой стиль руководства многие специалисты считают оптимальным, вместе с тем исследования показали, что не во всех случаях подчиненные предпочитают демократический стиль руководства и не всегда этот стиль является наиболее продуктивным [3, с. 144].
3. Либеральному стилю управления характерно снятие руководителем с себя ответственности и отречение от власти в пользу коллектива, здесь предоставлена возможность самоуправления в желаемом для группы режиме, движение потоков информации в основном по горизонтали. Сильными сторонами данного стиля управления являются творчество, самовыражение, развитие инициативы и самостоятельности сотрудников. К слабой стороне стиля относится группа, которая может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера. Либеральный руководитель ставит перед сотрудниками задачу, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью [3, с. 145].
В своем исследовании К. Левин обнаружил, что авторитарное руководство пыталось делать больше работы, чем демократичное, но при авторитарном управлении всё же присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальность, наименьшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и иные негативные факторы [1].
Рекомендации по использованию стиля:
1) Авторитарный:
а) при низком уровне развития подчиненных;
б) при высоком уровне квалификации руководителя;
в) если в организации осуществляются более простые виды деятельности, ориентированные на количественные результаты.
2) Демократический:
а) при достаточно высоком уровне зрелости подчиненных;
б) в условиях стабильной экономики;
в) для руководства коллективами, осуществляющими сложные виды деятельности, где на первое место выступает качество.
3) Либеральный:
а) при высоком уровне зрелости подчиненных, который может превосходить уровень зрелости руководителя.
Немецкие ученые считают авторитарный и демократический стили управления противоположны, выделяя в интервале между ними следующие стили:
а) патриархальный (руководитель старается убедить подчиненных в правильности решения до его принятия);
б) консультативный (руководитель принимает решение, но допускает вопросы о нем, чтобы ответом на них добиться его одобрения);
в) кооперативный (руководитель информирует о предполагаемом решении подчиненных, которые должны выразить свое мнение);
г) партисипативный (коллектив или группа готовят предложения из числа совместно разработанных решений, а руководитель принимает их) [4].
Практика показывает, что редко встречаются руководители, использующие исключительно один стиль [3, с. 145]. Стиль управления, представляет собой комбинацию разных стилей в той или иной степени.
В современных условиях стиль управления руководителя в значительной мере определяют следующие обстоятельства:
1) внешняя и внутренняя среда современных предприятий характеризуется весьма высокой сложностью, что делает каждую управленческую ситуацию неповторимой [3, с. 145];
2) каждый руководитель уникален как личность [3, с. 146];
3) почти каждый руководитель в принципе владеет всем арсеналом современных методов управления [3, с. 146];
4) каждый руководитель использует свой, предпочтительный для него набор методов управления [3, с. 146].
Таким образом, каждый из рассмотренных стилей управления имеет как положительные, так и отрицательные характеристики, поскольку эти стили управления не имеют между собой барьеров и фактически плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку с различными возможными комбинациями.
1.2. Особенности функционирования дошкольных образовательных учреждений
Особенности функционирования дошкольных образовательных учреждений осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и Уставом детского образовательного учреждения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Дошкольное образовательное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – обслуживающего – медицинского – детского [6].
Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями, она представлена в виде двух основных структур: административного и общественного управления [6].
В структуре административного управления выделяются следующие уровни управления:
Первый уровень управления обеспечивает заведующий ДОУ, он действует от имени учреждения, распоряжается имуществом и средствами ДОУ, формирует контингент воспитанников, создает условия для реализации образовательных программ [6].
Второй уровень управления осуществляют заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, заведующий по хозяйственной работе, медицинская сестра, главный бухгалтер, которые осуществляют контроль в своих структурных подразделениях [6]. Заведующий контролирует управленческие решения через этих структурных руководителей и распределяет обязанности между сотрудниками в зависимости от их образования, должности и опыта.
Третий уровень управления осуществляют специалисты, воспитатели, помощники воспитателей и другой персонал [6].
В структуру общественного управления ДОУ входят: общее собрание работников трудового коллектива, педагогический совет ДОУ, управляющий совет ДОУ [6].
Управление дошкольным образовательным учреждением - задача ответственная, необходимо учитывать множество нюансов, поскольку детский сад - это сложная образовательная организация, которая работает в постоянно меняющейся внутренней и внешней среде.
Основной задачей руководителя считается организаторская деятельность по грамотному планированию, реализации образовательных процессов и формированию профессиональной сплоченной команды [3].
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
2. обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
3. воспитание с учетом возрастных категорий гражданства воспитанников гражданственности, уважения прав и свобод человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
4. осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
5. взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
6. осуществление необходимой коррекции нарушений в физическом и / или умственном развитии учащихся;
7. оказание консультативно-методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Система занятий соответствует заявленным программам. Сетка занятий разработана в соответствии СанПиН, что позволяет определить оптимальную физическую нагрузку на детей.
Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом дошкольного образовательного учреждения, договором между дошкольным образовательным учреждением и учредителем [4].
Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения [4].
Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на дошкольное образовательное учреждение и организации общественного питания. В дошкольном образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания воспитанников [4].
Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания [4].
Дошкольное образовательное учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала [4].
ДОУ имеет право оказывать платные дополнительные услуги в соответствии со своим Уставом и полученной лицензией, но предоставление платных образовательных услуг в ДОУ возможно только с взаимного согласия исполнителя (дошкольного учреждения) и заказчика (родителей) [5].
Порядок оказания дополнительных услуг:
1. Платные дополнительные услуги не могут быть оказаны вместо видов деятельности, финансируемых за счет средств бюджета
2. Потребность в платных дополнительных услугах определяется путем анкетирования родителей.
3. ДОУ получает лицензию на дополнительные платные услуги.
4. Учреждением составляется и утверждается смета.
5. ДОУ разрабатывает Положение о платных услугах и должностные инструкции для тех, кто их оказывает.
6. Все платные услуги оказываются на основании договора, подписываемого сторонами. Детский сад может иметь свой образец договора, который не должен противоречить действующему законодательству. Единой формы для таких документов не предусмотрено.
7. Заведующим ДОУ издается приказ по Учреждению об организации платных дополнительных услуг.
8. Родители оплачивают услуги через отделение банка, предъявляя в ДОУ квитанцию об оплате. Сбор наличных средств в ДОУ запрещается.
9. ДОУ имеет право привлекать сторонние организации, имеющие лицензии на данные виды деятельности, для оказания платных дополнительных услуг.
Дошкольное образовательное учреждение является собственником финансовых и материальных средств, полученных за счет своих доходов, а также имущества, приобретенного за счет своих доходов, и средств, переданных в форме дара физическими и юридическими лицами, и использует их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Материальная и финансовая база дошкольного образовательного учреждения изъятию не подлежат.
Источниками формирования имущества и финансов являются:
1) средства, получаемые от учредителя;
2) внебюджетные средства (родительская плата);
3) имущество, преданное ДОУ;
4) доход, получаемый от реализации продукции и услуг;
5) добровольные пожертвования родителей, других физических и юридических лиц;
6) доход от платных дополнительных услуг.
Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники [4].
Порядок приема на работу дошкольного образовательного учреждения определяется его уставом, на образовательную работу принимаются лица, с необходимой профессиональной и образовательной квалификацией, соответствующей требованиям квалификации для занимаемой должности, и полученной специальностью, подтвержденной документами об образовании [4].
Учредитель имеет право на:
1) реорганизацию и ликвидацию ДОУ;
2) закрепление за ДОУ объектов собственности, которые находятся в оперативном управлении ДОУ;
3) определение порядка приема граждан в ДОУ;
4) утверждение Устава ДОУ;
5) получение ежегодного отчета от ДОУ о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
6) назначение заведующего ДОУ;
7) контроль за воспитательной, образовательной и финансово-хозяйственной деятельностью ДОУ.
Порядок реорганизации и ликвидации:
1) Детский сад может быть реорганизован по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств ДОУ или если учредитель принимает эти обязательства на себя.
2) При реорганизации (изменение организационно-правовой формы, статуса) дошкольное учреждение его Устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
3) Дошкольное учреждение может быть ликвидировано в случаях и порядке, установленном законодательством РФ, т.е. по решению учредителя или решению суда.
4) В случае реорганизации или ликвидации ДОУ учредитель обеспечивает перевод детей с согласия их родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.
5) В случае реорганизации личные, финансовые, коммерческие и другие документы передаются правопреемнику в соответствии с установленными правилами. При ликвидации документы передаются в муниципальный архив согласно требованиям архивных органов и за счет средств дошкольного учреждения.
6) Ликвидация дошкольного учреждения считается завершенной с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Родители (законные представители) обязаны нести ответственность за:
1) выполнение Устава ДОУ;
2) посещение родительских собраний, проводимых ДОУ;
3) выполнение требований договора, заключенного между родителями и ДОУ;
4) своевременную уплату средств за содержание ребёнка в ДОУ;
5) своевременное уведомление ДОУ о болезни ребёнка и/или его отсутствии;
6) помощь в воспитании, обучении и развитии ребёнка.
Педагогические работники имеют право:
1) участвовать в управлении образовательным учреждением;
2) работать в педагогическом совете;
3) избирать и быть избранными в совет ДОУ;
4) обсуждать и принимать «Правила внутреннего трудового распорядка»;
5) обсуждать и принимать решения на общем собрании трудового коллектива;
6) защищать свою профессиональную честь и достоинство;
7) осуществлять свободу выбора и использование методик воспитания и обучения, учебных пособий и материалов, учебников;
8) повышать квалификацию;
9) проходить аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную категорию;
10) получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ, а также дополнительные льготы, устанавливаемые Учредителем;
11) государственное страхование в установленном законом РФ порядке.
Таким образом, функционирование дошкольного образовательного учреждения представляет собой систему и механизм управления, основанием которых являются воспитанники ДОУ. Для качественного функционирования развития образовательного учреждения должны быть созданы оптимальные условия, а также наблюдаться развитие всех участников воспитательного процесса.