5. Психология и педагогика
По нашему мнению, особенно необходимо остановиться на связи психологии и педагогики. Конечно, эта связь существовала всегда, даже К.Д. Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его нужно всесторонне изучить». Здесь особенно отчетливо видна практическая значимость психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть настоящей наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общая теория, дидактика, частные методы, теория воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, характера способностей и мотивов, умственного развития человека в целом необходимых для решения фундаментальных педагогических задач, таких как определение содержания обучения на разных уровнях образования, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д.
В настоящее время накопилось множество проблем, вызывающих бурные дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как выбрать из огромной массы информации, которая накапливается наукой для школы? Именно психология должна определять, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных уровнях и где находятся их границы [9].
Не менее остро стоит потребность в психологии, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Цель образования - сформировать личность, отвечающую требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее ориентации, способностей, потребностей, мировоззрения. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.