ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема агрессии в психологии
Проблема агрессии не является новой для современного мира, но по-прежнему остается актуальной, особенно в условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых. Ситуация постоянно усугубляется нестабильностью общества и различными конфликтами.
В научной литературе поднимались разные аспекты этого явления: причины, происхождение агрессии, особенности проявления агрессивного поведения в разных возрастах, взаимосвязь проявлений агрессии и личностных особенностей индивида. Психологические данные показывают, что агрессия усиливается в критические периоды, что отражается во внешней и внутренней жизни индивида [23].В психологических исследованиях также рассматривались половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности. Различные формы и аспекты поведения объединяются в понятие «агрессия». Это могут быть и злые шутки, враждебные фантазии, бандитизм и даже убийства. При упоминании об агрессии, часто употребляют такие слова, как агрессивность и враждебность. Враждебность более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют [19].
Также агрессию определяют как поведенческую составляющую, как акты враждебности и разрушения. Р. Бэрон и Д. Ричардсон дали такое определение: «агрессия–это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [9]. Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. По их мнению, агрессия – это форма социального поведения, реализующегося в контексте социального взаимодействия, но поведение, считают ученые, агрессивным можно назвать тогда, когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [12].
Выделяют три основных подхода к пониманию природы агрессии. Пер-вый объединяет теории, трактующие агрессивность как врожденное, инстинктивное свойство человека. К этому подходу относятся различные психоаналитические теории. Второй подход рассматривает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. А третий подход содержит концепции, понимающие агрессивность в качестве характеристики поведения, формирующуюся в результате наблюдения агрессивного способа действий [25].
З. Фрейд является ярким представителем первого подхода. Психоаналитическая теория рассматривает инстинктивное влечение к смерти и разрушению – танатос как источник агрессивного поведения, но следует отметить, что такая трактовка характерна для более поздних работ З. Фрейда. Первоначально же, Фрейд отмечал, что источником человеческого поведения выступает Эрос, энергия инстинкта жизни (либидо) направлена на сохранение, упрочение и воспроизведение жизни. Поэтому первоначально агрессию Фрейд понимал как реакцию на блокирование либидозных импульсов [31].
Еще один исследователь, который занимался проблемой сущности агрессии, К. Лоренц придерживался эволюционного подхода. Он определял начало агрессии из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Лоренц считал, что агрессивная энергия образуется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени [16].
Во фрустрационном направлении агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Его основоположник Дж. Доллард считал агрессию не автоматически возникающим в организме человека влечением, а реакцией на фрустрацию. Фрустрационная теория не избежала критики, так было замечено, что люди могут часто испытывать фрустрацию, но не вести себя агрессивно, и наоборот. Это способствовало тому, что сторонники фрустрационной теории несколько модифицировали свою позицию. Ее представитель Л. Берковиц ввел новую переменную – гнев, как эмоциональную реакцию на фрустрационный раздражитель [14]. Он признал, что агрессия при определённых условиях может подавляться и не всегда быть реакцией на фрустрацию. Таким образом, Берковиц определил, что фрустрация может стимулировать готовность к агрессивным действиям, но не всегда может реализоваться в них; агрессия, по мнению Беровица, не возникает без надлежащих условий даже в состоянии готовности, а выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям [22].
Теория социального научения или бихевиоральная модель определяет агрессию как поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Поэтому большое значение здесь уделяется изучению влияния родителей на обучение детей агрессивному поведению. В теории социального научения агрессия предстает в качестве приобретенной в процессе научения модели социального поведения [19]. Поэтому она открыта для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. Во-вторых, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних стимулов.То есть в этой концепции предполагается проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии [27].
Таким образом, выделяют три основных подхода к пониманию природы агрессии. Первый объединяет теории, трактующие агрессивность как врожденное, инстинктивное свойство человека. К этому подходу относятся различные психоаналитические теории. Второй подход рассматривает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. А третий подход содержит концепции, понимающие агрессивность в качестве характеристики поведения, формирующуюся в результате наблюдения агрессивного способа действий.
1.2. Психологические детерминанты агрессивного поведения младших школьников
Агрессивность как неизменная личностная черта имеет под собой заложенный фундамент еще в детском возрасте, ее проявление можно наблюдать уже в дошкольном возрасте.
Ряд ученых склонны к позиции, что агрессивное поведение-врожденное качество индивида, другие полагают, что средовой фактор играет роль спускового механизма в приобретении данного качества. Агрессивное поведение формируется из следующих сфер: эмоциональная, познавательная, волевая. Первая сфера — это высвобождение эмоций с негативным окрасом (отвращение, гнев, пренебрежение, озлобленность). Вторая – познавательная включает осознание обстановки, выделение объекта, н а которого будет направлена реакция негативного посыла и аргументация мотива для акта агрессии. И последняя — целенаправленность и решительность для осуществления акта агрессии. Данная триада взаимосвязана с личностными характеристиками человека, темперамент, акцентуации характера, расстройства личности, поэтому соотношение выраженности этих сфер будет различной [18].
Существуют разные особенности, которые могут сопутствовать агрессивному поведению: низкий уровень интеллектуальных способностей, небольшой уровень самоконтроля, низкая или неадекватно завышенная самооценка, замкнутость, антисоциальная направленность, несформированная морально-нравственная сфера [31].
Единой позиции в определении феномена агрессивного поведения не существует. Психоаналитики считают, что корни агрессивности заложены в инстинктах. Представители поведенческой концепции придерживаются теории социального научения. В данной теории агрессия является интегрированным поведением, которое произошло вовремя усвоения социальных норм/ценностей/правил, по средствам наблюдения подобных деяний, осуществляемых и подкрепляемых значимым лицом. Другая теория возникновения агрессии базируется на принципе фрустрация-агрессия. Суть данной теории в том, что человек, переживает фрустрацию, а далее у него зарождается побуждение к агрессии. Фрустрация рассматривается как причина, которая обязательно приведет к такому следствию, как агрессия, а она в свою очередь обязательно возникнет благодаря фрустрации. Другие авторы рассматривают агрессию, как адаптационную функцию. Все эти теории имеют право на существование, так как объясняют ту или иную грань агрессивного поведения [33].
В настоящее время Интернет, ставший полноценной социальной системой со своими нормами, социальными группами и лифтами мобильности, оказывает непосредственное и зачастую довольно ощутимое влияние на процессы становления личности детей и подростков. Всё более популярными онлайн-сервисами в последнее время становятся социальные сети «ВКонтакте», «Instagram», «Twitter» и т.п., благодаря которым часто строятся взаимоотношения и поддерживается коммуникация детей и взрослых в Интернете [10]. Разумеется, проблема интернет-коммуникаций рассматривается многими учеными, в том числе с точки зрения влияния на личность (Н.В. и А.В. Кушнир, М.Н. Шульга, А.А. Юрченко, О.М. Шахмартова, И.В. Недошивина и др.). Социологическому анализу массовой коммуникации также посвящены труды известных российских ученых (Э.В. Багирова, Н.Н. Богомоловой, Б.А. Грушина, Т.М. Дридзе, Л.Н. Федотовой, А.П. Шарикова и других). Как правило, авторы обращаются к трем основным звеньям коммуникативного процесса: исследование коммуникатора, контент-анализ текстов, исследование аудитории средств массовых коммуникаций[15].
В реалиях современного мира с самого раннего возраста дети начинают осваивать просторы Интернета, создают аккаунты в различных социальных сетях. Там они ищут себе друзей, делятся с ними всем сокровенным порой больше, чем с родителями, реальными друзьями. Оформляя свою страницу в любой социальной сети, ребенок, несомненно, отражает состояние своего внутреннего мира, выражает свою личность[16].
Таким образом, становится ясно, что необходимо следить как за воздействием, оказываемым социальными сетями на систему усваиваемой ребенком информации, так и за влиянием, которому подвергается личностная сфера младшего школьника, ответственная за формирование самосознания [29].
Немаловажно также указать позитивные и негативные аспекты влияния социальных сетей на становление личности младших школьников.
Позитивные стороны влияния:
• упростился способ передачи информации, скорость обмена сообщениями. Социальные сети выступают удобной платформой для развития навыков общения;
• общение в социальных сетях способно повысить самооценку человека, что подтвердило исследование, проведенное учеными из Университета Корнелла;
• предоставлены обширные возможности для развития личности (обучающие видео, тематические сообщества, онлайн – библиотеки – всё это позволяет развиваться, затрачивая минимум усилий).
Негативные стороны влияния:
• виртуальное общение превалирует над реальным, в результате чего ребенок утрачивает сформированные ранее навыки общения. В целом, современное поколение младших школьников стало менее общительным в реальной жизни, но более разговорчивым в виртуальной сети;
• как следствие, общение в социальных сетях значительно уменьшает уровень грамотности школьников;
• привлекательность своего виртуального образа для младшего школьника приводит к потере способностей к самопрезентации в реальности;
• социальные сети вызывают чувство неудовлетворенности собой и окружающим миром вследствие несовпадения ожиданий и реальности;
• социальные сети заставляют испытывать страх и неуверенность в собственных силах при столкновении с реальными межличностными проблемами, опыт решения которых отличается от навыка решения конфликтов в Интернете [28].
На сегодняшний день компьютерные технологии стали не только главной движущей силой прогресса, средством общения мирового масштаба, но и потенциальным источником насилия и агрессии. Жестокое и агрессивное поведение – это одна из самых актуальных проблем, связанная с взаимодействием детей с компьютерными технологиями. Медианасилие: боевики, триллеры, фильмы ужасов, жестокие мультфильмы – зачисляются обычно в отдельную группу и квалифицируются как социально опасные, поскольку именно они пропагандируют культ насилия, жестокости, разврата, существенно деформируют детскую психику [21].
Заслуживает внимания позиция Л. Берковитца, который указывает на то, что простое наличие вещей, связанных с агрессией (например, оружие), может провоцировать агрессивное поведение людей. Как отмечал в связи с этим Р. Бэрон, «палец давит на курок, но и курок может давить на палец» [33].
Е.А. Вызулин отмечает, что телевидение и интернет формируют медиареальность, которая является вполне конкурентоспособной альтернативной действительности, а также она образует среду обитания современного ребёнка [11] Современное медиапространство стало не только средой информационного обмена, но и средой, где осуществляется социальная коммуникация, обмен взглядами, чувствами и т.п. Ведь общение значительно расширяется, поскольку школьники получают доступ к социальным ценностям, социальной культуре стран разных континентов, что способствует как повышению общекультурного уровня, так и социальному совершенствованию индивидов, различных социальных групп, народов, регионов, человечества [34].
Использование информационно – коммуникативных технологий придаёт социальную значимость происходящим событиям, а также формирует так называемую социальную память. Опасность сведений, содержащихся в интернете, заключается в том, что они влияют в первую очередь на функции ощущений, восприятия, воображения у детей младшего школьного возраста а также на их социализацию детей. То есть бесконтрольный поток сведений может деформировать сознание ребёнка правильно воспринимать полученные сведения [19].
Сведения, которые транслируются через телевизор, прессу, Интернет – сеть, радио, так или иначе несут заряд агрессии и оказывают антиэстетическое влияние, так как преимущественно направлены на возбуждение чувств и эмоций зрителей и слушателей. Для многих младших школьников просмотр фильмов, мультфильмов, видеофрагментов, прослушивание музыкальных композиций являются так называемой компенсацией дефицита общения со сверстниками и друзьями, а также средством отвлечения от проблем [5].
Таким образом, на основе на основании анализа научной был сделан следующий вывод, что различные виды недостоверной, опасной и противоправной информации из Интернета оказывают огромное влияние на поведение младшего школьника. В настоящее время Интернет занимает значительное место в жизни школьников, так как они много времени проводят в Интернете, а именно за онлайн-играми, за просмотром фильмов и в социальных сетях. При этом результатом регулярного нахождения младшего школьника в Интернете у экрана компьютера или телефона приводит не только к возникновению малоподвижного образа жизни, нарушению сна, ухудшению зрения, но и к психологической нагрузке, которая проявляется в замкнутости ребенка и в его агрессивном поведении [2]. Показателями такого поведения становятся: вспышки гнева, отношение к социальному окружению как к враждебной среде, постоянные споры со взрослыми, отказ следовать их правилам и требованиям. Часто агрессивное поведение является формой защиты своей комфортной среды –виртуальной реальности. Чтобы предотвратить такую ситуацию, родителям необходимо объяснить ребёнку правила рационального пользования интернетом и как извлечь из него пользу, а не навредить себе. Так, заинтересованность родителей в развитии ребенка будет играть огромную роль в его будущем и сможет помочь развивающейся личности [34].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и методы исследования
Проводимое исследование направлено на выявление особенностей агрессивного поведения младших школьников, которые склонны к Интернет-зависимому поведению.
: мы предполагаем, что склонность к Интернет-зависимости в младшем школьном возрасте оказывает влияние на формирование агрессивного поведения, а именно дети с повышенной склонностью к интернет-зависимости будут больше подвержены агрессивному поведению, чем дети c низким уровнем склонности к интернет-зависимости.
В исследовании поставлены следующие эмпирические задачи:
- изучить проявления агрессии и её виды;
- определитьвлияние интернета на определённые проявления агрессии и её виды;
- проанализировать результаты исследования.
В качестве исследования выступила МКОУ «СОШ №2 пос. им. К. Либкнехта», Курская область, Курчатовский район. В исследовании приняли участие ученики 4 «А» и 4 «Б» классов в количестве 42 человек.
Для достижения цели исследования и поставленных задач были использованы следующие:
1. Теоретические методы обработки литературы.
2. Эмпирические (тестирование).
3. Методы обработки и интерпретации полученных результатов (статистический метод данных с помощью множественного регрессионного анализа).
Для определения влияния такой психологической детерминанты, как интернет, на были использованы такие методики, как «Шкала интернет-зависимости» Чена, который показывает степень интернет зависимости по нескольким уровням, в методике представлены 26 вопросов Тест позволяет параллельно измерять специфические симптомы зависимости среди которых: толерантность, симптом отмены, компульсивности и в тоже время еще и исключительно психологические аспекты такие как: способность управлять собственным временем и наличие внутриличностых проблем. Методика «Опросник агрессивности» А. Басса и А. Дарки, которая позволяет определить выраженность разных видов агрессии, а также особенности, в зависимости от уровня их проявления, в ней представлено 72 вопроса. Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
В соответствии с эмпирической задачей нашего исследования мы изучили выраженность определённых видов агрессии у испытуемых с помощью методики «Опросник агрессивности» А. Басса и А. Дарки. Результаты исследования представлены на (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Выраженность показателей видов агрессии испытуемых в целом по выборке (ср.б.)
Как мы видим на рисунке 2.1, такой показатель, как «Физическая агрессия» (Мх=62,9) имеет среднюю выраженность. Максимальный балл, который может получить испытуемый по данной шкале равен (Max=110). Это означает, что испытуемые умеренно применяют физическую агрессию, т.е. их поведение в некоторой степени направлено на причинение физичecкoгo вpeдa дpугoму человеку. Испыутемые могут удapить, тoлкнуть, пoцapaпaть или укуcить pядoм нaxoдящeгocя чeлoвeкa, чтoбы cдeлaть eму кaк мoжнo бoльнee. Ocнoвнaя цeль тaкoгo пoвeдeния: пpимeнять cилу для нaнeceния кaкoгo-либo ущepбa чeлoвeку.
Такой показатель, как «Вербальная агрессия»(Мх=60,3) имеет среднюю выраженность. Максимальный балл, который может получить испытуемый по данной шкале равен (Max=104). Испытуемым свойственно пpичинeниe мopaльнoгo вpeдa чeлoвeку c пoмoщью cлoв. Это пpoявляeтcя в cтpeмлeнии к нaнeceнию вpeдa чepeз кpик, угpoзы или пpoклятия, визг и личныe ocкopбитeльныe cлoвa.
Показатель «Косвенная агрессия» (Мх=61,7) имеет умеренную выраженность. Максимальный балл, который может получить испытуемый по данной шкале равен (Max=117). Данные свидетельствуют о том, что по поведению испытуемых можно нe зaмeтить нeгaтивнoe oтнoшeниeк другому чeлoвeку, нo этo cocтoяниe пpoявитcя чepeз aктивнoe pacпpocтpaнeниe cлуxoв, cплeтeн, нaгoвopoв, клeвeты.
Такой показатель, как «Негативизм» (Мх=56,7) имеет умеренную выраженность. Максимальный балл, который может получить испытуемый по данной шкале равен (Max=100). У испытуемых на среднем уровне выражено состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, что является типичным признаком деструктивной позиции. Также может проявляться как черта характера или ситуативная реакция.
Показатель такой как, «Раздражительность» (Мх=52,6) имеет среднюю выраженность. Максимальный балл, который может получить испытуемый по данной шкале равен (Max=99). Испытуемые обладают временной реакцией или постоянная чертой характера, в основе которой лежит повышенная откликаемость на внешние и внутренние воздействия. склонность к интенсивной реакции на слабые негативные раздражители. Очередную вспышку раздражения могут провоцировать яркий свет, громкий звук, действия других людей, собственные мысли.
Показатель «Подозрительность» (Мх=69,2) имеет умеренную выраженность. Максимальный балл, который может получить испытуемый по данной шкале равен (Max=110). Это свидетельствует о том, что испытуемые склонны со временем расширять свою подозрительность – получают способность подозревать всех и во всем. Испытуемым характерно считать новых знакомых по умолчанию врагами. Они не только пытаются понять причины поступков, но и стараются разглядеть невидимые нити, связывающие между собой разных людей.
Такой показатель, как «Обидчивость» (Мх=59,9) имеет среднюю выраженность. Максимальный балл, который может получить испытуемый по данной шкале равен (Max=104). Испытуемые склонны во всем замечать обидные тенденции, переживать возникшее чувство обиды очень сильно и даже раскручивать его до неадекватно больших размеров. Также испытуемым свойственно страдать от переживаний, связанных чаще всего с неоправданными собственными ожиданиями или представлениями, адресованными значимому объекту.
Показатель «Аутоагрессия» (Мх=68,1) имеет сильную выраженность. Максимальный балл, который может получить испытуемый по данной шкале равен (Max=99). Это свидетельствует о том, что испытуемые наиболее часто направляют aгpeccивныe дeйcтвия caми нa ceбя, cюдa oтнocитcя чувcтвo вины, caмoбичeвaниe, мaзoxизм и т.д. Испытуемых oдoлeвaют угpызeния coвecти, нa мeлкиx нeдoчeтax, в следствии этого они убeждaютcя, чтo могут являться плoxими людьми, дpузьями и тoму пoдoбнoe.
Теперь рассмотрим, как распределяются испытуемые в соответствии с уровнем интернет-зависимости с помощью методики «Шкала интернет-зависимости» Чена.
Рис.2.2. Распределение испытуемых в соответствии уровнями интернет-зависимости в целом по выборке (%)
Как мы видим на рисунке 2.2, большая часть выборки (41%) имеет склонность к интернет-зависимому поведению, это означает, что большинство испытуемых склонны проводить длительное время за компьютером и в сети интернет, предпочитают вместо общения с семьёйи друзьями, проводить время за компьютером. Склонны ощущать чувство пустоты, депрессии, раздражения при отсутствии интернета и компьютера, увеличение времени, проведённого за гаджетами.32 % выборки имеет сформированное и устойчивое интернет-зависимое поведение, это свидетельствует о том, что испытуемые находятся в приподнятом настроении и хорошем самочувствии во время пользования интернетом, испытывают трудности в невозможности прервать интернет-серфинг, ощущают пустоту и депрессивное состояние при отлучении от компьютера или смартфона. 27 % выборки имеет минимальный риск возникновения интернет-зависимости, данный результат говорит о том, что у испытуемых отсутствует пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, которое характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из интернета, также у испытуемых не выражено навязчивое увлечение сетевыми играми.