1 Понятие коррупции, ее проявления и признаки
Коррупцию сложно определить. Самое распространенное определение коррупции – это злоупотребление служебным положением с корыстной целью. Также на основании антикоррупционного законодательства Евросоюза коррупционным действием является использование служебного положения с целью получения личной выгоды, путем вынесения необоснованных или противоправных решений, или совершения действий, или не производя правомерные решения или действия.
Данное определение не может подходить для любого общества, культуры, особенно в тех из них, где разница между публичным и частным секторами отсутствует. В различных обществах, государствах одни и те же явления могут считаться коррупцией и наоборот. Однако, пожалуй, ни в одной культуре, и ни в одном государстве не встретишь полного игнорирования действий исполнителей, на которых возложены публичные функции.
Коррупцию можно понимать по меньшей мере в четырех значениях: общесоциальном, политэкономическом, криминологическом и уголовно - правовом .
Вопросы противодействия коррупции приобретают в современных условиях все большую значимость .
Коррупция является опасным социально-негативным явлением, представляющим угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни .
Определение, используемое в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, таково: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Данное определение хорошо тем, что более широко трактует понятие коррупции, не загоняя его в рамки взятки или присвоения бюджетных средств. Более широкое понятие коррупции дано Советом Европы на междисциплинарной комиссии по коррупции: коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
В феврале 1995 г. Международная группа по коррупции (МГК) Совета Европы утвердила конкретное понятие коррупции: «Коррупцией в мере, в какой последняя попадает в область деятельности МГК, считается подкуп, а равно и любое другое поведение относительно лиц, наделенных компетенцией в государственной или частной сфере, которое затрудняет обязанности, вытекающие из указанного статуса должностного лица, либо лица, осуществляющего деятельность в частном секторе, агента... и имеет своей целью получение преимуществ для себя либо других лиц». Однако с таким определением, видя российскую действительность, трудно согласиться, т.к. данное определение трактует коррупцию как воздействие на лицо, наделенное полномочиями. Зачастую это воздействие напрямую исходит от такого лица.
Так еще в 1969 году большая советская энциклопедия давала следующее определение - Коррупция (от лат. corruptio — порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.
В более современной трактовке коррупция это термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Хотелось бы обратить внимание именно на факт противоречия законодательству. Дело в том, что собственно антикоррупционное законодательство в нашей стране появилось только в декабре 2008 года.
Более широкая семантика данного термина отражается в европейских языках, которая опирается на исходное значение первичного латинского слова. Надо отметить, что часто ссылаются еще на одно латинское слово corrumpere — растлевать.
В силу макроэкономических и политэкономических исследований, коррупция считается крупнейшим препятствием к положительной экономической динамике и развитию, дающим возможность поставить под сомнения любые преобразования . В европейских государствах коррупция наказуема.
Организация Transparency International, чьи рейтинги анализа коррупции в различных государствах обычно публикуют различные международные организации, Мировой банк и остальные организации определяют под последней злоупотребление властью ради своей выгоды. Есть и другие определения, последние вносят уточнения (что власть определяет доверенные ресурсы, что она имеет возможность относиться к государственному сектору и т. д.) или реализуют более строгие правовые формулировки.
В соответствии с отечественным законодательством , коррупция —злоупотребление служебным положением, получение взятки, коммерческий подкуп или другое незаконное использование гражданином своего положения вопреки интересам общества и страны в целях личной выгоды, иных прав для себя или других лиц либо предоставление указанной выгоды такому лицу остальными физическими лицами; а кроме того, совершение этих деяний от имени организации. Необходимо отметить, что встречающееся в праве определение «коррупционное преступление» не имеет конкретного понятия, впрочем, указанные недоработки говорят, что законотворческий процесс в указанной сфере продолжается.
Важным из условий качественного противодействия коррупции считается осуществление мер, нацеленных на изменение отношений не только граждан, но и государственных служащих к указанным коррупционным явлениям через возникновение атмосферы неприятия коррупции и создание условий, затрудняющих коррупционные правонарушения в органах власти и МСУ. Важную роль в этом обязаны сыграть не только НПА, определяющие порядок государственной службы, но и идеологическое апробирование государственной службы, пропагандирующее социальные ценности .
Коррупция имеет системный характер, во-первых, политика непосредственно диктуется личными интересами находящихся у власти и способных воздействовать на власть лиц; дополнительные и теневые заработки составляют главную и важную часть заработка чиновников; коррупционное поведение является нормой экономической и юридической культуры; исполнительная власть использует теневые сферы мобилизации доходов.
В начале 90-х годов возникли обстоятельства, связывающие переплетение коррупции с легальными формами приватизации, т.е. коррупция становилась частью полулегального перехода от социализма к рыночной экономике. Она стала элементом масштабного процесса, на базе которого лежит эгоистичное и антисоциальное поведение, нацеленное против государства и подрывающее доверие к органам власти. В ходе разрушения социалистических структур и изменения функций государственных органов подобное искривление сознания было неизбежно.
В этой связи зримыми проявлениями указанного явления стали:
? истощение финансов и банкротство банков в ходе своеобразной «приватизации», напоминавшей грабеж с согласия государственных органов;
? «раздельная» экономика: инструмент коррупции, при котором деятельность государственных структур (поставка сырья, оборудования, продажа продукции и т.д.) передается частным компаний, а убытки т покрываться государством;
? тайная приватизация (плохая прозрачность приватизационных соглашений, туманные приемы передачи прав и т.п.);
? участие в контрабандной деятельности (наркотики, промышленные товары и т.п.). Указанный вид коррупции считается самым масштабным с позиций взяточничества. Контрабанда и торговля нелегальным товаром приносят огромный доход теневой области экономики и считаются главным стимулом финансирования преступности как внутри государства, так и в межгосударственном масштабе;
? коррупция в политических партиях и избирательных кампаниях («пожертвования» в обмен на возможности);
? злоупотребление имеющимся правом выдачи лицензий;
? недостаток гласности в области государственных заказов: заказы нередко оформляются не на конкурсной основе (допустим, в случаях реализации внебюджетных средств) или с другими нарушениями равноправия, что дает возможность развитию протекционизма.
Формы коррупции.
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации),
-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
-получение взятки (статья 290 УК РФ)
-дача взятки (статья 291 УК РФ);
-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше.
Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды - так называемый "блат", - полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.
Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Злоупотребление полномочиями
Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
Коммерческий подкуп
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие "коррупция".
Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
?
2 Правовой механизм противодействия коррупции
В 2008 году, по данным исследования Международного центра Transparency International, в России был зафиксирован самый высокий уровень коррумпированности.
Очевидным является то, что коррупция стала реальной угрозой для государственной безопасности. Это явилось поводом для проведения на протяжении 2008 и 2009 годов многоплановой законотворческой и организационно-подготовительной работы, направленной на создание полноценной системной основы для борьбы с коррупцией в Российской Федерации.
На совещании по проблемам противодействия коррупции, проходившего 19 мая 2008 г., Президент РФ определил необходимость разработки в короткий срок Национального плана противодействия коррупции. Также Президентом коррупция была обозначена как одна из наиболее существенных угроз, разлагающих деловую среду, снижающую дееспособность государства, которая отражается на имидже государства. Вместе с тем, самое главное заключается в том, что коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми должна заниматься власть .
Естественно, что антикоррупционная борьба может быть эффективной только при ее системности. В соответствии с Указом Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции», при Президенте РФ был образован Совет по противодействию коррупции. На Совет была возложена задача разработки Национального плана.
На заседании Совета законодателей, проходившем 2 июля 2008 г., были рассмотрены проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции, на котором был обсужден проект Национального плана. На Совете Президентом РФ была поставлена задача со вступлением страны в 2009 год с современным и эффективным антикоррупционным законодательством.
Вместе с тем, для того времени серьезный антикоррупционный потенциал в нашей стране был заложен с принятием Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., а также плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.
31 июля 2008 г. был утвержден Национальный план, ставший существенным дополнением вышеназванных документов, придав тем самым борьбе с коррупцией в России новое значение в виде системного подхода.
Во исполнение Национального плана Президентом РФ 3 октября 2008 г. в Государственную Думу был внесен пакет законопроектов антикоррупционной направленности, в который вошли такие законопроекты как: «О противодействии коррупции», поправки в ФКЗ «О Правительстве РФ» и два законопроекта, вносящие изменения в целый ряд федеральных законов.
17 октября 2008 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания «О законодательном обеспечении Национального плана противодействия коррупции», где были тщательно обсуждены вышеназванные законы, а также перспективы законодательного обеспечения борьбы с коррупцией.
В Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ 5 ноября 2008 г. еще раз отметил, что «для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один - это коррупция» и «действовать по этой проблеме нужно разумно, жестко и последовательно».
25 декабря 2008 г. Президентом РФ был подписан ФЗ «О противодействии коррупции», которым в отечественном законодательстве впервые дается юридическое толкование понятию «коррупция», а также устанавливаются основные принципы противодействия этому явлению, определяются как правовые, так и организационные основы предупреждения и борьбы с ней.
По сути, в данном законе, сформулирована политика государства в сфере противодействия коррупции. Закон вводит дополнительные ограничения и обязательства, которые относятся не только к государственным, но и муниципальным служащим. В качестве базовой задачи законом поставлено совершенствование как структуры государственного управления, так и функций, и полномочий органов государственной власти.
Вместе с тем, стоит отметить, что важным является осознание того, что коррупцию нельзя преодолеть одним только совершенствованием законов, поскольку более значима действенность этих законов. До тех пор, пока в обществе будет доминировать неумение, а также нежелание применять действующие законодательные нормы, в противодействии коррупции положительного результата не будет.
Для оценки эффективности дополненной законодательной базы и практики ее применения в настоящий момент проводится постоянный мониторинг действующего законодательства, оценка законопроектов (законов) на коррупциогенность.
Летом 2006 г. в г. Кондопоге республики Карелии произошли трагические события, которые фактически явились в качестве выразительного свидетельства ограниченной дееспособности властной вертикали. Ситуация, связанная с коррумпированным проявлением, сложилась и в Ставропольском крае в станице Кущевской.
Для понимания причин произошедшего в Кондопоге, механизмов его длительного, а также беспрепятственного нарастания, требует жесткого анализа. В числе причин конфликта в официальной справке депутатов Государственной Думы указаны: вакуум власти, накопленные социально-экономические проблемы, просчеты в миграционной и национальной политике…, отсутствие решительных действий в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В. Васильев, депутат Государственной Думы в качестве причин ситуации указывает «коррупцию сотрудников милиции и административных органов». По мнению А. Кучерены - «полнейшая анархия: местные органы бездействуют, правоохранительные органы тоже, население никому не доверяет, в городе нет никаких общественных организаций, вдобавок появились провокаторы, желающие раздуть пожар межэтнических конфликтов». Что касается самих жителей Кондопоги, то они убеждены: беспорядков и погромов можно было избежать, если бы не бездействие властей.
На протяжении пяти лет люди просили, умоляли власти расторгнуть договор аренды, закрыть ресторан «Чайка», который в справке депутатской группы характеризуется как «рассадник преступности, незаконной продажи алкоголя, наркотиков и хулиганства». Вместе с тем, городские власти и правоохранительные органы бездействовали.
Бунт и погром являются типичной реакцией массовых слоев в ситуации острого ущемления интересов данной категории населения при отсутствии системы политического представительства данных интересов.
Отмеченный депутатами Государственной Думы «вакуум власти» представляет собой ничто иное, как распад государственности в одном отдельно взятом городе при полном бездействии республиканской властной вертикали и отсутствии реакции со стороны аппарата полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.
Подобного рода результаты в России достаточно типичны. Так, кроме станицы Кущевской, аналогичные ситуации складываются и в других регионах страны.
На современном этапе коррупция характеризуется своей ориентацией на максимальное использование личного обогащения чиновников. Нередки случаи связи коррупции с общеуголовной преступностью как по своим качественным, так и количественным показателям. При этом, наибольшую опасность представляют устойчивые связи коррупции с организованной преступностью.
Для современной России первоочередная проблема в виде противодействия коррупции приобретает значение последовательного и правового обеспечения. За последнее десятилетие в данном направлении страна сделал большой скачек, ратифицировав ряд международных конвенций антикоррупционной направленности, вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО), кроме того, реализуется Национальный план противодействия коррупции, в рамках которой принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». В рамках противодействия коррупции были приняты и многие другие законы, главной целью которых является борьба с данным негативным явлением и его профилактика.
В настоящее время для России серьезной угрозой является неэффективная борьба против коррупции.
Оказавшись у «пирога» природных богатств и средств производства, олигархи «делятся» с властью. Таких факторы как неумеренность в обладании властью и деньгами растлевает все общество, пробуждая цепную реакцию инстинкта хватательного.
В подобного рода условиях вся совокупность власти, судебная, а также правоохранительная система оказываются напрямую повязанной коррупцией. В таких условиях борьба с коррупцией оказывается бессмысленной, поскольку коррупция становится системообразующей, и ее источник заключен в самой сущности людей, которые еще не доросли до жизни в бездуховном обществе и требуют нравственного воспитания.
В России коррупция поразила все слои общества, практически все сферы деятельности и институты, т.е. стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны.
К основным причинам коррупции в странах с экономикой переходного периода, к которым на сегодняшний день относится и Россия, являются экономический упадок, политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость институтов гражданского общества, отсутствие прочных демократических традиций. К перечисленным причинам для России следует также добавить, учитывая местную специфику, субъектный тип политической культуры у подавляющего большинства населения России, слабость судебной системы, пренебрежение правом в угоду выгоде, безнаказанность при нарушении законодательства.
В мире практически нет такой страны, в которой бы не было коррупции. В связи с этим выделяется два вида коррупции: низовая – когда чиновник взятки берет у граждан, и на высшем – когда государственный чиновник получает вознаграждение, напр., за распределение государственных заказов или проталкивание выгодных кому-то законов.
Особый интерес в этой связи представляют государства, в которых достигнут определенный успех в борьбе с коррупцией. Идея вычленения антикоррупционных программ, доказавших на практике свою эффективность, представляет огромные перспективы для заимствования положительного зарубежного опыта.
В отношении коррупции достаточно чистыми странами, входящими в десятку рейтинга по коррумпированности, сформировавшемуся на государственном уровне антикоррупционную стратегию, являются: Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Люксембург и Норвегия.
Практически исключена низовая коррупция в таких странах как Нидерланды, Швеция или Дания. Ситуация объясняется в том, что в общественном сознании в них культивируется вызывающий уважение образ чиновника как человека, который выполняет важную задачу - проводит политику государства и обслуживает население. Даже если чиновник работает в правительстве, его не меняют с приходом нового премьер-министра. Поэтому основная задача чиновника - сохранить лояльность государству, а не конкретному лицу.
Некоторые особенности организации антикоррупционной деятельности в вышеуказанных относительно здоровых странах сводятся к следующему.
В комплексе правовых антикоррупционных средств на международном уровне особую значимость приобретают те, что ориентированы на обеспечение глобальной эффективности противодействия коррупции.
К таким международно-правовым инструментам относятся универсальные (то есть единые для всех или большинства государств) договоры, которыми определяются общепризнанные стандарты, общий инструментарий борьбы с коррупцией, и вместе с тем, согласованные с ними региональные и двусторонние договоры .
Коррупция является одной из основных проблем, с которыми сталкивается не только отдельное государство, определенный регион, но и все международное сообщество. Этот вопрос находится в центре внимания конвенций, наряду с организованной преступностью и торговлей людьми, принятых в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.
Общепризнанным является то, что коррупция, в которую включается и вымогательство, является одной из наиболее серьезных проблем, угрожающих социально-экономическому и политическому развитию общества, и подрывает его не только демократические, но и моральные устои.