ВВЕДЕНИЕ
Актуальность дипломной работы состоит в том, в настоящее время большинство малых предприятий затрудняются в выборе налогового режима либо необоснованно его выбирают, что влечет за собой ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, а также введение специальных налоговых режимов можно отнести к выполнению одного из пунктов Федерального закона от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих развитых странах результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, занимая до 60-70% его общего объема.
Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, гибкость и оперативность в принятии решений, относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление, более низкая потребность в первоначальном капитале, а также более высокая оборачиваемость собственного капитала. Применение специальных режимов налогообложения уменьшает налоговое бремя, упрощает налоговый и бухгалтерский учет и отчетность для небольших предприятий, что в свою очередь способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.
Предмет дипломной работы является организация и ведение бухгалтерского учета и налогообложения малого предприятия.
Объектом дипломной работы является индивидуальный предприниматель Диденко Екатерина Сергеевна.
В данной дипломной работе рассмотрен единый налог на вмененный доход в частности организация бухгалтерского и налогового учета
Целью данной работы является изучение теоретических и практических знаний по организации бухгалтерского учета и отчетности на малых предприятиях при едином налоге на вмененный доход, разработка мероприятий, направленных
на совершенствование бухгалтерского и налогового учета и отчетности в ИП Диденко Е.С.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. определить понятие малого бизнеса, дать характеристику специальным налоговым режимам;
2. рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую бухгалтерский учет и отчетность малого бизнеса;
3. изучить организацию бухгалтерского и налогового учета и отчетности на предприятиях малого бизнеса;
4. выявить и изучить перспективы бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях малого бизнеса;
5. рассмотреть организацию применения специального налогового режима ЕНВД в системе отчетности на примере предприятия ИП Диденко Е.С;
6. проанализировать финансовую отчетность на примере предприятия ИП Диденко Е.С;
7. дать рекомендации по совершенствованию эффективности применения.
Теоретическую основу дипломной работы составляет Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, приказы министерств и ведомств в области бухгалтерского учета и налогообложение на малых предприятиях, общей и специальной литературы, специальных налоговых режимов в системе налогообложения ЕНВД, а также научные труды отечественных авторов – Новикова А.В., Шух Н.Н., Журавка Е.К., Качур О.В., материалы из информационной базы Консультант и Налог.рф.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по усовершенствованию анализа эффективности применения специальных налоговых режимов. Результаты работы могут быть использованы ИП Диденко Екатерина Сергеевна.
Структура дипломной работы состоит из: содержания, введения, трёх глав, восьми подпунктов, заключения, списка используемых источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ БУХГАЛТРЕСКОГО УЧЕТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Нормативно-правовое регулирование учета малых предприятий с применением системы ЕНВД
Нормативно-правовое регулирование учета малых предприятий с применением системы ЕНВД определяет деятельность исследуемого предприятия, которое необходимо определить, какие организации можно назвать организациями малого и среднего бизнеса. С 1 августа 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». В данном постановлении указаны лимиты доходов для субъектов малого предпринимательства. Если раньше для того, чтобы определить попадает ли компания под критерии малого бизнеса оценивалась выручка от реализации, то с вступлением указанного выше постановления используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности». [5]
Главной задачей нормативно-правового регулирования является создание условий для успешного, полезного, последовательного и рационального исполнения системой бухгалтерского учета данных ей назначений в какой- либо экономической среде.
Как видно из рисунка 1 нормативное регулирование бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства состоит из четырех уровней:
1 Уровень - законодательный;
2 Уровень- нормативный;
3 Уровень- методический;
4 Уровень - внутренний организационный.
Рисунок 1 – нормативное регулирование бухгалтерского учёта субъектов малого предпринимательства.
Законодательный уровень нормативно - правового регулирования учета малых предприятий с применением системы ЕНВД представлен такими документами: Федеральные законы, Указы президента России и постановления правительства России, утвержденные кодексы (Трудовой, Налоговый, Гражданский и другие).
Документы этого уровня носят характер законодательный и содержат обоснованность обязанности ведения учета всеми экономическими предприятиями, основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета.
Важнейшим законодательным актом, устанавливающим единые методики построения и ведения бухгалтерского учета всеми субъектами, создающий единый правовой механизм регулирования бухгалтерского учета, в первую очередь, является Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», принятым в 2011 году, но регулярно терпящим изменения и дополнения. [3]
Закон этот распространяется, в том числе, и на субъекты малого предпринимательства и на индивидуальных предпринимателей. Еще один из главных Федеральных законов для малых предприятий является закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который так же регулярно подлежит дополнениям. [3]
Настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами и физическими, органами государственной власти Российской Федерации, а так же органами местного самоуправления в сфере развития предпринимательства, определяет понятие субъектов малого и среднего
предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 (редакция от 01.05.2016) регулирует порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [3]
Указы президента России могут корректировать практически любую область современной общественной жизни. В частности, этими указами можно устанавливать общие понятия и правила осуществления и отражения хозяйственных операций. В наше время указы президента подготавливаются и осуществляются тогда, когда какой-либо момент предпринимательской деятельности законодательно не стабилизированы, а необходимость данного вида деятельности является насущной потребностью.
Статья 295 Гражданского Кодекса определяет права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении;
статья 298 - регулирует вопросы по распоряжению имуществом учреждения;
статья 209 - содержание права собственности и так далее; [1]
Налоговый Кодекс Российской Федерации дает следующие статьи:
статья 23 - « Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов),
статья 346 - глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»;
статья 346 - глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход». [2]
Нормативный уровень регулирования бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства представлен такими документами, как ПБУ (положения по бухгалтерскому учету), утвержденные Минфином России и ориентированные на МСФО (международные стандарты финансовой отчетности).
Третий уровень (методический) представлен документами: рекомендации, инструкции, методические указания по проводкам бухгалтерского учета, инструкция по применению плана счетов, инструкции по заполнению форм бухгалтерской и налоговой отчетности и так далее.
Субъекты малого предпринимательства имеют право самостоятельно выбрать форму бухгалтерского учета. Организации с материальной сферой производства могут использовать журнально-ордерную форму. Организации с торговой и посреднической сферой – регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета.
Четвертый уровень (внутренний) представлен внутренними документами каждой конкретной организации по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Основной принцип организации и ведения бухгалтерского учета в каждой организации малого бизнеса – максимальное упрощение.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход - ЕНВД. Он является одним из пяти действующих в России специальных налоговых режимов. Суть системы ЕНВД в том, что при исчислении и уплате этого налога налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом Российской Федерации. На основании пункта 7 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации размер реально полученного ими дохода в данном случае значения не имеет. [2]
Нормативно-правовое регулирование механизма исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, который представлен в таблице 1.