ГЛАВА I. СУТЬ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
§ 1. Понятие договора розничной купли-продажи и сфера его применения
Прежде всего стоит понять саму суть договор розничной купли-продажи, его сферу применения. Определения договора розничной купли-продажи содержится в части второй, четвертом разделе, тридцатой главе, втором параграфе, пункте первом статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно этому определению, договор розничной купли-продажи есть соглашение между покупателем и продавцом, в соответствии с которым продавец обязуется в передаче покупателю условленного товара, который предназначается для любого использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (например, личное или семейное использование) .
Из этого определения можно выделить некоторые особенности, позволяющие говорить о том, что договор розничной купли-продажи есть самостоятельный вид договора купли-продажи:
Для начала стоит сказать, что сущность продавца в договоре розничной купли-продажи весьма специфична. В качестве продавца может выступать только коммерческая организация, или торговое предприятие, осуществляющие предпринимательскую деятельность по розничной торговле товарами
Так же стоит отметить особенные черты товара, который является самим предметом купли-продажи. Особенность товара в розничной купле-продаже заключается в том, что он предназначен для личного использования, семейного применениям, или домашнего, а также любого иного применения, которое не связано с предпринимательской деятельностью.
Важно отметить, что в розничную куплю-продажу не могут быть включены такие товары, как недвижимость, теплоэнергия и электроэнергия, вода и газ, в связи с тем, что в ГК РФ указанные выше товары выделены в отдельные категории.
В ст. 426 ч. 1 ГК РФ говорится о том, что договор розничной купли-продажи есть публичный договор. Это означает невозможность отказа от заключения договора продавцом при наличии условленного товара. Так же цены на товары и прочие условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для каждого покупателя.
Стоит сказать, что в случае, если между потребителем и коммерческой организацией возникают распри, то тяготы доказательства невозможности исполнения условий договора (например передача товара покупателю), возложены на коммерческую организацию.
Любые конфликты интересов сторон по каким-либо условиям публичного договора могут быть переданы потребителем для рассмотрения суда, независимо от согласия или несогласия на это коммерческой организации. О правовой специфике данного договора говорят упомянутые выше положения. Обе стороны, участвующих в правоотношениях, закрепленных данным договором, имеют абсолютно разные возможности и права. Принимая во внимание тот факт, что предприниматель является стороной, погруженной в свою сферу и заинтересованной в получении прибыли, то слабой стороны, в данном случае – покупатель, нуждается в защите со стороны уполномоченных органов и государства от возможных нарушений его права.
Нормативно-правовые акты о розничной купле-продаже являются своего рода «щитом Фемиды» на страже прав потребителей. Законодательство пошло по пути максимальной защиты прав потребителей в связи с тем, что большинство действий продавцов, направленных на нарушение этих самых прав потребителей имеют прямой умысел.
Согласно типу данного договора стороной продавца выступает частный предприниматель, или иное юридическое лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной торговле, для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Так же, по мнению Руденко Е.Ю.: «Помимо физических лиц, потребителями выступают так же юридические лица, которых законодатель иногда прямо называет потребителями» Важно отметить, что продавец обязан быть официально зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случаях, если торговля связана с некоторыми особенными видами товаров (к примеру, облагающимися акцизом: бензин, алкоголь, табачные изделия), то продавец так же обязан получить специальную лицензию для торговли такими товарами.
Рассматривая противоположную сторону, покупателя, нужно сказать о том, что им зачастую является физическое лицо, но и юридические лица могут при помощи договора розничной купли-продажи приобретать товары в случае, если их приобретение не связано с предпринимательской деятельностью.
Говоря о характеристике данного договора нельзя не отметить то, что он всегда является:
-консенсуальным, то есть договором, являющимся заключенным с момента согласования условий всеми сторонами
-возмездным, то есть договором, по которому одна из сторон должна получить плату за исполнение обязательств
-взаимным, то есть свидетельствующим о наличии субъективных прав и обязанностей у сторон и говорящим о установлении/изменении/прекращении гражданских правоотношений
Предметом договора будут являться любые вещи, которые не были изъяты из оборота, существующие или будущие вещи.
Срок же договора розничной купли-продажи может определяться сторонами и не будет особенным условием. Какую-либо важность он приобретает только при заключении договора купли-продажи в кредит с рассрочкой платежа. Так же договор может включать условие о приеме товара покупателем в условленный срок, а неявка в условленный срок покупателя может являться условием отказа покупателя от исполнения этого договора.
Обратившись к п.1, ст. 500, ч. 2 ГК РФ, можно прочитать о том, что покупатель обязуется платить по цене, которую объявил продавец в момент заключения договора розничной купли-продажи, но только, если иное не предусмотрено законом.
Сопоставив условие того, что цена товара должна быть одинакова для каждого покупателя и условие того, что покупатель обязан оплачивать товар по цене, установленной продавцом в момент заключения договора, можно сделать вывод о том, что покупатель согласно договору розничной купли-продажи не может непосредственно участвовать в определении цены товара. Исходя из этого, можно говорить о том, что покупатель, которому товар был продан по завышенной цене имеет право требовать признание этого договора недействительным.
Стоит отметить, что ценообразование некоторых товаров регулируется государством и имеет обязательный характер для продавцов. Такими товарами, например, являются алкогольная, табачная и лекарственная продукция.
В случае, если согласно договору была согласована предварительная оплата в качестве способа оплаты, но оплаты от покупателя не поступило в условленный сторонами срок, этот факт может считаться отказом покупателя от исполнения условий договора в случае, если иное не предусмотрено соглашением сторон (согласно ст. 487, ч. 2 ГК РФ).
?
§ 2. Разновидности договора и его форма
Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации существуют следующие виды договора розничной купли-продажи:
-договор с условием принятия покупателем товара в указанный срок описан в статье 496 ГК РФ, в которой сказано, что договор розничной купли-продажи может быть заключен только при условии того, что обеими сторонами будет принято условие, при котором покупатель обязан будет принять товар в указанный срок, а продавец в свою очередь не имеет право продать его другому покупателю. В случае неявки покупателя для принятия товара в условленный срок, продавец имеет право рассматривать этот факт как отказ покупателя от исполнения договора.
-договор продажи товара по образцам описан в статье 497 ГК РФ, в которой сказано, что договор может быть заключен в случае, когда покупатель ознакомился с образцом товара (к примеру, с помощью каталога товаров), предложенным продавцом. Зачастую этот договор считается исполненным с момента доставки условленного товара в условленное место.
-договор о продаже товара с использованием автоматов описан в статье 498 ГК РФ, в которой сказано, что купля-продажа полностью автоматизирована и в этом случае владелец такого торгового автомата обязан донести всю информацию о товаре и его производителе до покупателя, а именно: наименование организации, место ее расположения, режиме ее работы, а так же о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. В данном случае договор считается исполненным с момента исполнения покупателем указанных владельцем автомата действий для получения товара.
-договор о продаже товара с условием доставки его покупателю описан в статье 499 ГК РФ, в которой сказано, что продавец обязан доставить товар покупателю в условленное место, а в случае, если место не указано, то по месту жительства покупателя, или его место нахождения. Считается исполненным с момента передачи товара покупателю, или иному лицу, имеющим документ, свидетельствующий о заключении договора (например квитанция), если иное не предусмотрено законом, или не предусмотрено в договоре.
Однако, как отмечают большинство исследователей, приведенная классификация Гражданского Кодекса не является удачной, т.к. не основывается на юридически значимых особенностях договоров этого типа.
Пустозерова В.М. в своих трудах отмечает: «Достаточно очевидным является тот факт, что данный перечень не является классификацией разновидностей розничной купли-продажи или договорных условий, в связи с тем что данный перечень не является полным, последовательным и лшен системности, что есть главные достоинства любой классификации. Между тем полноценное регулирование договорных обязательств невозможно без учета их общих и особенных свойств. Именно поэтому отсутствие единой системы изложения нормативного материала в §2 главы 30 ГК РФ привело к многочисленным противоречиям и дублированию норм» .
Стоит отметить, что многие авторы вообще не выделяют отдельные виды договоров розничной купли-продажи, считая их лишь договорами с нетипичными условиями.
Закономерно можно классифицировать договоры розничной купли-продажи по следующим критериям:
-место исполнения договора, а именно продажу товара на дому или на торговой площади продавца
-способ вручения товара, а именно с помощью автомата, или с помощью сотрудника продавца
-время передачи товара, а именно немедленную передачу товара, или предварительный заказ
-срок оплаты товара, а именно предварительную оплату, немедленную оплату, или оплату в кредит/рассрочку
-обязанность доставки товара, а именно с обязательством доставки товара, или без такого обязательства
Но отдельного внимания так же заслуживает классификация по предмету договора розничной купли-продажи. Не смотря на крайнее многообразие товаров на рынке, их все можно объединить в отдельные группы.
Обращаясь к истории, следует вспомнить действовавшие до 1998 года Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденные Правительством РФ в 1993 г.
Содержание же этих Правил говорило об особенностях продаж некоторых групп товаров, таких как: хлебобулочные изделия, мясные изделия, яйца, маргарин, обувь, одежду и электробытовые товары. Так же, помимо этого, существовали в качестве отдельных нормативно-правовых актов Правила продажи новых автомототранспортных средств, меховых товаров, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и ряд других.
Принимая в расчет то, что условия торговли имеют свойство меняться, и тот факт, что при подобной системе регулирования неизбежно случалось дублирование общих положений в правилах продажи, постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 утверждены новые Правила продажи отдельных видов товаров, содержащие общие положения, а также особенности продажи укрупненных групп товаров :
1) продовольственные;
2) текстильные, трикотажные, швейные, меховые, обувь;
3) технически сложные;
4) парфюмерно-косметические;
5) автомобили, мототехника, прицепы и номерные агрегаты;
6) изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
7) лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
8) животных и растений;
9) товаров бытовой химии;
10) пестицидов и агрохимикатов;
11) экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;
12) оружия и патронов к нему;
13) строительных материалов и изделий;
14) мебели;
15) сжиженного углеводородного газа;
16) непериодических изданий;
17) непродовольственных товаров, бывших в употреблении.
Договор будет считаться заключенным в момент покупателю продавцом товарного или кассового чека, или иного подтверждающего оплату документа, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, согласно статье 493 ГК РФ. Но в случае «если стороны не пришли к соглашению по всем условиям, такой договор будет считаться незаключенным», как считает Рассадин Д.М.
Но крайне важно помнить, что в случае, если у покупателя нет в наличии вышеперечисленных документов, он все равно может ссылаться на показания свидетелей, подтверждающих заключение договора, этот довод так что подтверждает судебная практика.
Таким образом, договор розничной купли-продажи может иметь не только письменную, но и устную форму.
Рассмотрим случаи, в которых договор заключается устно и письменно.
Зачастую устная форма заключения договора применяется при одновременном заключении и исполнении договора. В то же время, говоря о письменной форме заключения договора, надо сказать, что она выражается не только заключении договора, как документа. Действующее законодательство так же позволяет заключать договор с помощью обмена письмами, телеграммами, факсами, включая документооборот в сети Интернет (электронная торговля), главным требованием к этим способам является точность установления обязанностей, которые стороны обязуются на себя взять. Однако для некоторых договоров предписана обязательная письменная форма заключения. Согласно Правилам продажи товаров по образцам, доставка товаров оформляется квитанцией, или иным подтверждающим документом установленной формы и содержания, а при способе оплаты товара в кредит при заключении договора розничной купли-продажи, составляется поручение-обязательство, это документы являются письменной формой договора, согласно статье 160 ГК РФ .
Так же, несомненно, важной частью является определение момента передачи товара. По общим правилам, все риски, связанные с гибелью, или повреждением товара переходят к покупателю с того момента, как продавец исполняет свои обязанности по передаче этого товара покупателю (согласно статье 459 ГК РФ). Моментом же, в котором продавец будет считаться исполнившим свои обязанности по передаче товара покупателю, согласно договору, это сам момент вручения товара покупателю, или иному лицу, имеющему подтверждающие документы и если это предусмотрено заключенным между сторонами договором, или же в случае предоставления товара сразу в пользование покупателя (в случае, когда товар должен быть передан непосредственно в месте нахождения и покупки товара). Товар считается предоставленным для пользования и распоряжения покупателя, в случае готовности его к передаче в условленном и надлежащем месте и покупатель оповещен о готовности товара к передаче в пользование клиенту. В том случае, если договором не предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, или передаче товара исключительно по месту проживания, или пребывания покупателю, то обязанность продавца по передаче товара будет считаться исполненной с момента передачи товара транспортировочной организации для последующей доставки покупателю, если в случае заключения договора не было условлено иное.?
§ 3. Заключение договора и публичная оферта
Зачастую договор розничной купли-продажи заключается на основании публичной оферты. Публичная оферта есть предложение, которое содержит все значимые условия договора розничной купли-продажи, в котором видна воля продавца в заключении договора на определенных условиях с любым желающим. По сути, главной характерной чертой является как раз факт того, что предложение открыто не для конкретных лиц, а для любого заинтересованного в предложении лица.
Нужно сказать, что важнейшим условием корректного оформления договора является указание всех существенных условий договора. Существенными условиями признаются:
-условия о предмете договора
-условия, названные в законе как необходимые и существенные для данного вида договоров
-остальные условия, относительно которых должно быть достигнуто согласие по заявлению какой-либо стороны договора
Касательно договора розничной купли-продажи закон говорит о том, что условие о товаре с обязательным определением наименования товара и его количества является существенным, а существенные условия, определяемые самими участниками сделки являются: цена товара, порядок оплаты и подобные условия, которые стороны договора считают необходимыми внести в договор.
Благодаря вышеперечисленным характеристикам публичную оферту нужно отличать от рекламы. Согласно статье 2 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» , реклама есть информация о физическом или юридическом лице, товаре, начинании и идея, распространяемая в любом виде, не предназначенная для определенного круга лиц и призванная создавать или поддерживать интерес к вышеперечисленным вещам.
Главнейшая особенность рекламы заключается в том, что она по своей сути представляет собой предложения направления оферты, но не содержит в себе существенных условий договора, и, следовательно, не возлагает на распространяющее лицо обязательств оферента.
Стоит добавить, что по мнению Султанова А.А.: «Закон устанавливает, что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но во всяком случае она должна быть в наглядной и доступной форме. Специфика доведения информации обычно определяется в правилах торговли отдельными видами информации» .
Совершенно иные требования существуют к предложению товара непосредственно в месте его продажи. В этом случае само выставление товара в торговом зале, или иных местах демонстрации товара покупателю, признается публичной офертой, а также предоставление информации о товаре (например описания или фотоснимков). Даже в том случае, если не указана цена и прочие существенные условия договора, так же будет являться публичной офертой.
Исключением будут являться предметы, изначально определенные продавцом, как те, что не предназначенные для продажи (например товары, выставленные с целью художественного оформления торгового зала)
В Гражданском кодексе Российской Федерации установлены права и обязанности участников, у которых возникает пожелание заключить публичный договор:
1. Согласно статье 421, части 1 ГК РФ в заключении договора одним из наиболее важных признаков является признак свободы участников. Но чаще всего принуждения и склонения к заключению договору не допускается.
2. Согласно статье 445 ГК РФ, в том случае, если коммерческая организация сделала публичную оферту, она не имеет право отказываться от заключения публичного договора, при условии того, что у организации будет возможность предоставления покупателю товаров. В противном случае покупатель получит возможность обращения в суд с иском о понуждении к заключению договора и, следовательно, за возмещением убытков.