ГЛАВА 1. МИССИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. СУЩНОСТЬ. ЗНАЧЕНИЕ.
1.1. ПОНЯТИЕ МИССИИ СТАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Миссия определяет стратегию, стратегия определяет саму организацию как таковую, ее управление. Понятие, очень близкое по содержанию с миссией?, видение. Это та картинка, которую вы стремитесь достичь и которую демонстрируете другим. Если корпоративная миссия подчеркивает фундаментальные принципы, которыми руководствуются при выборе стратегии?, то стратегическое видение очерчивает желаемое будущее, к которому стремится компания. Иначе говоря, видение обеспечивает деловую цель, в то время как миссия обеспечивает деловые принципы. В этом плане стратегическое видение играет ту же роль что и корпоративная миссия, указывая фирме конкретное направление и мотивируя сотрудников на совместную работу в направлении к разделяемой? цели.
Другими словами, Миссия - философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных или сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация.
Что касается значения миссии то, разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем заключается основная задача предприятия и любую деятельность предприятия подчинить ее решению.
Миссия предназначена для решения следующих основных задач:
? Представить в явном виде то, для чего существует компания, и установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей.
? Определить, чем компания отличается от всех других компаний, действующих на том же рынке.
? Создать критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых в компании.
? Согласовать интересы всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.).
? Способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.
Формирование миссии позволяет определить, для чего существует конкретная организация, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.
1.2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МИССИИ.
Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Это обеспечит то, что цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности компании, будут подчинены целям компании как целого.
Поэтому очень желательно в процесс разработки миссии вовлечь всех ключевых сотрудников компании. Это высшее руководство, начальники структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущие специалисты.
Ниже приведен один из вариантов организации работ по выработке миссии для действующего предприятия:
? Проведение вводного совещания для объяснения целей и задач работ.
? Анкетирование ключевых сотрудников компании.
? Обработка анкет и представление результатов анализа (нескольких формулировок миссии).
? Уточнение основных положений.
? Выбор окончательной формулировки миссии.
? Проведение совещания для представления результатов работ.
Если привлечение к этим работам всех ключевых сотрудников по каким-либо причинам нецелесообразно, можно ограничиться привлечением только высших руководителей (генеральным директором и его заместителями). В этом случае процедура остается той же, но проводится быстрее и с меньшим объемом работ.
Миссией также называют основную цель организации. Следует отметить, что миссия, пожалуй, наиболее постоянная часть стратегического плана. Измениться могут стратегические задачи, дерево целей и стратегий. Миссия же, как правило, остается неизменной. Она может постепенно принимать более емкую и содержательную форму, но по существу изменится только в случае значительных преобразований в компании, например открытия принципиально нового направления деятельности. Многие организации воспринимают миссию достаточно формально, как некий атрибут, который просто должен быть, потому что он есть у всех. Другие компании, наоборот, считают, что им нужно несколько лет, чтобы найти самый лучший вариант их миссии. Оптимальным вариантом является создание полный вариант стратегического плана со всеми его основными элементами. Пусть миссия пока будет несовершенна - практика все исправит и отшлифует. Руководители компаний должны понимать важность четкого формулирования миссии, которая является базой для:
? разработки стратегии;
? принятия решений;
? разрешения конфликтов;
? построения системы мотивации персонала.
Способствует формированию единения внутри организации, созданию корпоративного духа и организационной культуры.
Способствует формированию и закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды:
? клиентов;
? поставщиков;
? инвесторов;
? партнеров;
? рынка труда.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:
? собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;
? сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
? покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;
? деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
? местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
? общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.
Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
3) состояние среды обитания организации;
4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
5) отличительные особенности, которыми обладает организация.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
? целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
? сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
? философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
? возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются знания.
1.3. ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
Необходимость для организации миссии заключается в том, что:
Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
? миссия делает ясными для сотрудников общую цель предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;
? миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;
? миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.
Миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:
? является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;
? обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;
? расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
Выработка миссии организации - это сложный длительный процесс, который состоит из нескольких этапов, и в этом процессе должны быть задействованы все сотрудники фирмы, имеющие отношение к управлению организацией, а также консультанты по управлению, которые будут координировать этот процесс.
Миссия организации проясняет представления руководства и сотрудников фирмы о том, зачем и для чего была создана их организация.
Облегчает работу с сотрудниками и кандидатами на занятие вакансий, которым уже не нужно объяснять философскую или практическую подоплеку существования организации.
Наличие миссии помогает в планировании. Опираясь на кардинальную линию, обозначенную в миссии, гораздо легче вырабатывать стратегию ваших действий. При этом обсуждение стратегии становится более творческим, не скатывается к бесконечным спорам: «А нужно ли нам это?».
Если организация знает, зачем она существует, ей будет значительно легче объяснить это своим спонсорам. Соответственно, поиск денег тоже упростится.
Миссия помогает направлять человеческие усилия в нужном для организации направлении. Миссия делает явными основные цели организации и, таким образом, обеспечивает всех членов организации информацией о целях компании и побуждает к совместной работе по достижению этих целей.
Миссия гарантирует, что компания не будет преследовать противоречивые цели, и вселяет уверенность в том, что организация построена на основе ясных, совместимых целей и избегает ненужных трат и возможных конфликтов.
Миссия служит объяснением распределения ресурсов организации (денежные, человеческие ресурсы, сырье, оборудование). В миссии организации содержатся общие руководящие принципы приобретения и распределения этих ресурсов.
Каждый сотрудник организации выполняет определенную роль, отведенную ему в производстве товаров и услуг фирмы.
Миссия является основой для выработки организационных целей, потому что утверждение миссии выделяет общую основную цель организации и служит отправной точкой для установления долгосрочных и краткосрочных целей. Если такая согласованность отсутствует, то цели организации должны быть пересмотрены.
Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
На формирование и развитие миссии оказывают существенное влияние следующие факторы:
1. Собственники фирмы.
2. Сотрудники.
3. Покупатели.
4. Деловые партнёры.
5. Внешняя среда организации.
Миссия способствует созданию определенной корпоративной культуры организации. Ее значение велико по следующим причинам.
Во-первых, потому, что в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют её цели функционирования.
Во-вторых, во избежание деятельности, которая мешает достижению целей функционирования, глобальная цель, т.е. миссия, должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя.
Миссия фирмы всегда крайне индивидуальна. Общие положения, применимые к любой организации не имеют стратегической управленческой ценности. Содержание миссии отделяет конкретную фирму от общего числа других организаций и наделяет ее собственными отличительными чертами, характеризующими специфику деятельности и парадигму развития.
Основным заблуждением менеджеров при разработке миссии организации является ее формулирование в терминах прибыли. Ведь прибыль представляет собой исключительно экономический результат деятельности компании, который не дает представления ни о сфере деятельности, ни о социальной значимости предприятия. Миссии, ориентированные только на получение прибыли, не дают возможности отличить одно предприятие от другого. Миссия – это не получение прибыли.
Прибыль – всего лишь внутренняя проблема предприятия. Организация может выжить только тогда, когда она будет удовлетворять какую-то потребность общества. Поэтому, для того, чтобы заработать прибыль, фирма обязана следить за средой, в которой она функционирует. Поэтому только в окружающей среде и можно найти общую цель организации. Чтобы выбрать миссию, руководство должно ответить на вопросы: “кто наши клиенты? Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?” А клиент в данном случае тот, кто будет использовать результат деятельности фирмы. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует её услуги и обеспечивает её ресурсами.
Выбор прибыли в качестве миссии организации, “…ограничивает возможности руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могут привести к низкому уровню эффективности организации”.
Правильно сформулированная миссия фирмы должна давать представление о трех основных аспектах:
• Сфера бизнеса, в которой работает компания;
• Предназначение организации и ее роль в системе национального
• хозяйства и общества в целом;
• Возможность оперативного и своевременного изменения стратегического курса организации в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ ОГРАНИЗАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
2.1. ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ.
Цели организации формулируются и устанавливаются в соответствии с миссией на основе существующих в фирме ценностей, традиций и установок.
Миссия и видение образуют фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общих целей предприятия. Отсюда следует, что цели — это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Цели являются исходной точкой планирования и лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; также цели являются точкой отсчёта в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих требований:
• четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели;
• конкретность содержания и реальная достижимость целей;
• непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;
• адресность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.
Прежде всего следует различать общие, или глобальные, цели, разрабатываемые для фирм в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей и ориентиров.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях. В отличие от общих, специфические цели бывают двух типов: операционные и оперативные. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые — перед подразделениями.
Наряду с уровневой классификацией применяется и организационная, основанная на системном подходе, где для упорядочения множества целей организации применяется их группировка (классификация) по разным критериям, среди которых выделим главные: временной период, степень важности, содержание, значимость, повторяемость, деловая среда, структура, стадии жизненного цикла.
Одним из важнейших критериев является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей:
1. Краткосрочные (текущие) цели обычно относятся к тем задачам, которые следует решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются членами организации в том случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией.
2. Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности (в первую очередь рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения. Разработка и достижение среднесрочных целей особенно важны для торговых организаций.
3. Долгосрочные цели обычно относятся к периоду планирования деятельности организации свыше рех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций. Так, организации, осуществляющие торговые операции, не могут быть полностью ориентированы на долгосрочные цели из-за высокой изменчивости рыночного окружения. Тем не менее многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего. Эти цели могут иметь мотивирующее значение, поскольку их достижение рассматривается как выдающееся достижение организации, как важный этап ее деятельности. Однако в ряде областей деятельности долгосрочные цели имеют решающее значение, являются главными ориентирами, например в научных разработках.
По степени важности для организации цели подразделяются на:
1. стратегические, устанавливаемые на длительный период; важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе;
2. тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3—5 лет для условий стабильного развития); они характеризуются конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение;
3. оперативные, представляющие собой детализацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня.
Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов организации. Так, в коммерческих организациях превалируют экономические интересы, т.е. стремление получить прибыль, обеспечить дивиденды акционерам и оплату труда работающим и т.п. В соответствии с этим формируется состав экономических целей организации, в котором ключевая роль отводится финансовым показателям. Наряду с этим любая организация ставит цели, отражающие социальные интересы людей (подготовка и обучение персонала, повышение квалификации и продвижение, взаимоотношения в коллективе, условия и содержание труда и т.д.), планируемые организационные изменения (в структуре самой организации и ее системы управления), преобразования в области научных исследований и технологий и т.п.
По значимости цели подразделяются на:
1. особо приоритетные, с достижением которых связано получение главного результата развития организации;
2. приоритетные, необходимые для успеха и требующие внимания руководства;
3. остальные, также важные, но несрочные цели, нуждающиеся в постоянном контроле.
Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, в организации имеются методики, а также ресурсы и люди, способные их использовать.
В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением — поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми компаниями и пр.
Группировка целей по критерию структуры организации позволяет наряду с целями для организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее состав структурных подразделений. Специфика разработки целей на этом уровне состоит, с одной стороны, в необходимости согласования со стратегическими целями организации в целом, с другой — в учете реальных возможностей распределения заданий между структурными единицами следующего, низового уровня. Функциональный подход к управлению организациями требует установления целей работы всех функциональных подсистем — маркетинга, производства, персонала, финансов и т.д.
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ.
Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности организации требует предварительной их классификации по определенным признакам.
1. По видам ожидаемого эффекта:
По видам ожидаемого эффекта выделяют экономические и внеэкономические стратегические цели инвестиционной деятельности.
• экономические цели — прямо связаны с формированием инвестиционного дохода или достижением иных экономических результатов инвестиционной деятельности;
• внеэкономические цели — связаны с решением социальных задач, повышением репутации предприятия, обеспечением экологической безопасности повышением репутации предприятия и т.п.
2. По функциональным направлениям инвестиционной деятельности:
По функциональным направлениям инвестиционной деятельности различают стратегические цели реального и финансового инвестирования, а также формирования инвестиционных ресурсов.
Цели реального инвестирования определяются по отраслевой и региональной направленности реальных инвестиций, основным их формам, важнейшим конечным результатам. Система этих целей должна быть взаимоувязана со стратегическими целями операционной деятельности предприятия.
Цели финансового инвестирования определяют перспективы приобретения контрольного пакета акций других предприятий, основные параметры формирования портфеля финансовых инвестиций.
Цели формирования инвестиционных ресурсов обычно определяют темпы формирования собственных инвестиционных ресурсов, параметры структуры ресурсов, а также их средневзвешенной стоимости.
3. По объектам стратегического управления различают стратегические цели предприятия, отдельных стратегических зон и отдельных стратегических центров.
• стратегические цели предприятия — играют определяющую роль в формировании стратегических целей инвестиционной деятельности;
• цели отдельных стратегических зон хозяйствования — связаны с формированием, развитием и обеспечением эффективной деятельности выделяемых в структуре предприятия стратегических зон, которые в свою очередь обеспечивают реализацию обще стратегии предприятия;
• цели отдельных стратегических хозяйственных центров — обеспечивают инвестиционную поддержку формирования и развития «центров ответственности», в первую очередь, «центров инвестиций», которые формируют и реализуют инвестиционную политику фирмы.
4. По направленности результатов инвестиционной деятельности:
По направленности результатов инвестиционной деятельности выделяют внутренние и внешние стратегические цели.
Внутренниецели определяют направления развития внутренних инвестиций предприятия, которые обеспечивают различные цели операционной деятельности, решение важных социальных проблем.
Внешниецели определяют направления и ожидаемые результаты развития внешних инвестиций предприятия,