История формирования образовательной системы в Японии.
Первые школы в Японии возникли при буддийских монастырях. Первая прихрамовая школа появилась в VII в., а к концу того же столетия в стране насчитывалось уже 545 учебных заведений. Их посещали не только дети из бедных, но и из знатных семей. Ученики приобщались к нравственным постулатам буддизма: найти свое место в общественном труде, быть честным, терпимым, жить в согласии с окружающими, искоренять беззаконие, зло и т.д. Содержание образования складывалось из изучения китайской классической литературы, конфуцианских сочинений, каллиграфии. Эти качества прививались синтоизмом (древней религией японцев), а также пришедшим из Китая учением Конфуция о сыновней почтительности. До наших дней сохранилась традиция глубочайшего почтения родителей, предков, старших. Наряду с этими общеобразовательными школами средневековая Япония уже в VII–VIII вв. была буквально покрыта сетью так называемых семейных школ, которые создавались феодалами для своих детей и детей вассалов. В этой школе воспитывали будущих рыцарей – самураев, преданных защитников интересов феодала. Военное дело, китайская классическая литература, математика, каллиграфия, японская музыка и этикет – такова была программа этих школ. Думается, что именно с тех древних времен осталась незыблемой (во всяком случае, не настолько деформированной, как в других странах) традиция семейного воспитания.
В истории японской школы и педагогики накануне и между двумя мировыми войнами четко наметились два направления: государственное и противостоящее государственному. В сфере морального воспитания детей государственная школьная политика ориентировалась на усиление национализма, переходящего в шовинизм. В 1932 г. Министерство просвещения создало институт для изучения национальной морали и культуры, который действовал до конца Второй мировой войны как идеологический центр националистической Японии, о чем свидетельствуют некоторые выдержки из его программы:
– японские учебные заведения должны выполнять национальные задачи и всячески препятствовать влиянию западного индивидуализма и материализма;
– все, что не соответствует воспитанию национального в человеке, должно быть беспрекословно исключено;
– университетские профессора должны отбираться не только согласно дипломам, свидетельствующим об их профессионализме, но и в соответствии с их лояльностью к японским традициям;
– учебники должны отражать национальный дух страны и формировать отрицательное отношение к западным социальным и философским идеям;
– японский дух и уважение к предкам должны быть особо внушаемы ученикам начальной школы; – преподавание истории должно формировать любовь и преданность японской политической и социальной общественной системе.
Впервые выражение «третья школьная реформа» прозвучало в 1984 г., когда был создан специальный Комитет по образованию при премьер-министре. На протяжении трех лет этот комитет организовывал дискуссии по большому кругу общеобразовательных проблем. Третья реформа была вызвана необходимостью пересмотра содержания образования и потребностью в качественно новом нравственном воспитании. Согласно требованиям времени необходимо было ввести в образовательный стандарт компьютерное обучение, изучение иностранного, особенно английского языка.
Этапы зарождения электронного образования в Японии.
Развитие электронного обучения в Японии началось с 80-х годов XX столетия. В это время происходило кардинальное реформирование образовательной системы страны.
1. Проведение в 1984 году «третьей школьной реформы». Она была нацелена на перестройку обучения, исходя из потребностей текущего этапа общественного развития. Социально-экономическое развитие общества в ступило в новую фазу – стадию информационного развития. Это привело к развитию новых потребностей общества в специалистах нового уровня. Поэтому, потребовалось перестроить систему образования таким образом, чтобы передавать учащимся новые знания и реализовать новые воспитательные подходы. Кроме того, возникла острая необходимость внедрения компьютерной техники в образовательную среду. В этот период происходит формирование специального органа – комитета по образованию. Он занимался переустройством образования, а именно, поиском путей внедрения информационных технологий в процесс обучения.
2. Первые попытки создания дистанционного обучения. В середине 80-х годов ХХ века был разработан проект «Университет в Эфире». Он предполагал получения первого условно дистанционного образования, строящегося на основании трансляции лекций по конкретным дисциплинам на радио или телевидении. Лекции транслировались два раза в неделю в течение пяти лет. После, студенты сдавали итоговый экзамен и получали диплом.
3. Принятие «Программы приоритетных направлений политики электронной Японии» в 2001 году. В ней прописывались основные направления развития информационных технологий и электронного пространства. Электронные технологии особенно активно должны были внедриться в сферу подготовки кадров. В образовании проводилась политика активного внедрения электронного обучения и внедрению информационных технологий в образовательную среду. В этот период был разработан специальный проект по информатизации образования. Он предполагал оснащение компьютерной техникой все учебные заведения, причем в таком количестве, чтобы на каждого учащегося был отведен учебный ПК. Образовательные заведения были оснащены интернет-ресурсами. Кроме того, для педагогов проводились специальные курсы повышения квалификации, ориентированные на повышение их компьютерной грамотности и навыков пользования интернет-пространством.
4. Принятие нового закона «Об образовании» в 2006 году. Это закон внес определенные коррективы в ориентацию образовательной деятельности. Обучение стало патриотически ориентированным. В качестве основных подходов были избраны: личностно-ориентированный и индивидуальная ориентация учебно-воспитательного процесса. Были созданы программы дистанционного обучения, которые полноценно внедрили только в систему дополнительного образования. Япония, и по сей день, пользуется условно дистанционным обучением. Политика в области образования не дает возможности получения полноценного школьного образования и степени бакалавра полностью дистанционным путем. Требуется личное присутствие учащегося на некоторых занятиях, сдаче экзаменов.
Принципы организации электронного обучения в Японии.
1. Принцип доступности. Обучение не требует каких-то специальных ресурсов, кроме гаджета с доступом в Интернет, может быть реализовано каждым, у кого есть желание и стремление. Оно не требует прохождения вступительного отбора и может быть реализовано с любого удобного местоположения.
2. Принцип дистанционности. Электронное образование реализуется на основе самостоятельной работы учащегося с минимальным контактированием с педагогом. Непосредственный контакт между педагогом и учащимся отсутствует.
3. Принцип гибкости. Электронное обучение можно подстроить под свои потребности, возможности и временные ресурсы. Оно не ограничено временными рамками и не имеет привязки к конкретному местоположению.
4. Принцип модульного обучения. Такое обучение позволяет составлять для себя программу, отвечающую способностям, индивидуальным особенностям развития и желаниям учащегося.
5. Принцип сознательности и активности. Учащийся делает осознанный выбор в пользу конкретного направления обучения и активизирует свою работу, стремясь к достижению целей и задач обучения, которые он, также, ставит для себя самостоятельно.
6. Принцип открытости. Электронное обучение основывается на создании образовательной среды, в которой происходит самостоятельная направленность деятельности учащегося, ориентированной на достижение целей и задач образования.