1. Теоретические подходы к анализу международной экономической интеграции
1.1 Понятие и сущность международных экономических объединений
Международные экономические организации – система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.
Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенций и усложнение структуры.
Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.
Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС).
Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.
Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации.
Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. Участники Варшавского Договора подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе от 14 марта 1955 г. Таким же образом был ликвидирован СЭВ.
В основе правовой природы международных экономических организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, причем существенным является то, что ее цели имеют согласованную договорную основу. В настоящее время широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной правовой дееспособностью. Этим признанием государства создают новый субъект международного права. Однако это не означает их приравнивание к государствам.
15 июня 1993 г. Было заключено Соглашение между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН и ее органов.
Международные организации пользуются привилегиями и иммунитетами.
Они несут ответственность за правонарушения и нанесения ущерба своей деятельностью. Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе.
Каждая международная организация имеет финансовые средства, которые расходуются в ее интересах.
Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств.
Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.
В понятие органов международной организации входит следующее: это составная часть международной организации, ее структурное звено; орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.
Исходя из характера членства можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп.
Наиболее важными являются межправительственные органы, которые состоят из представителей государств-членов.
Межпарламентские органы характерны для Европейского Союза. Они состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения. Одним из органов Совета Европы является Парламентская ассамблея.
Административные органы состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней.
Довольно существенную роль играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов).
Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов и органы ограниченного состава.
Решения международных организаций принимается ее органами. Решение можно определить, как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации.
Процесс формирования решения начинается с проявления инициативы. Оно может исходить от государства, группы государств, от органов или должностных лиц.
Следующий этап создания решения – внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии.
После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий.
Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос.
Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. В некоторых случаях решения могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений.
1.2 Формы международной экономической интеграции
Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней - зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.
В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.
Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.
Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран-членов данного вида интеграционного объединения. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – Политического союза. Он совмещает все вышеуказанные формы с проведением общей экономической валютно-финансовой политики. Главная особенность данной формы интеграции состоит в создании наднациональных структур управления и проведения единой социально-экономической политики.
Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное объединение экономики ряда стран возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежно облекается в определенные политические формы. Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня развития интеграции используются формы "содружества", "сообщества" и "союза".
Содружество – форма организации межгосударственного сотрудничества, при котором правительство ориентируются на сохранение и совершенствование экономических связей, сложившихся между участниками. Эта форма пригодна только для начального этапа интеграции. При подобной организации взаимодействия интеграционный процесс мало управляем, что не позволяет своевременно разрешать его противоречия и, по существу, не стимулирует развитие интеграции. Органы содружества в состоянии обеспечить лишь минимальную координацию действий его участников.
Сообщество – типично интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки международной экономической интеграции – суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для сообществ характерно совершенствование координационных функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных органов управления экономикой, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений и законодательных актов.
Союз как форма организации предполагает постепенное "отрицание" межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой выступают: обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство; преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство; расширение и совершенствование надгосударственных функций исполнительной, представительной и судебной властей союза.
Высшая ступень региональной интеграции – политический союз. Он предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование.
1.3 Основные интеграционные группировки в современном мире и их место в международной экономике
Наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе, где в настоящее время осуществляется плавный переход от единого рынка через экономический союз к экономическому и валютному союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике стран с выходом на единую европейскую валюту евро.
История образования ЕС начинается с подписания в 1951г. Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран –Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В 1957г. подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). К середине 70-х гг. созданием ТС и появлением в нем новых стран (Великобритании, Дании, Ирландии) завершается первый этап развития западноевропейской экономической интеграции. В последующий период увеличивалось количество стран-участниц Сообщества. В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества, тем самым возникло единое экономическое пространство. В соответствии с Маастрихтским договором (февраль 1992 г.) ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз (ЕС) с 15 странами-участницами: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной торговли. Эта интеграционная группа была создана в 1960 г. Первоначально в ее состав входили десять стран - Великобритания, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В связи с присоединением к ЕС в 1973г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986г. - Португалия, а в 1995г. - Австрия, Финляндия и Швеция. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов.
Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговля между странами-членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами-членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.
ЕЭП – Европейское экономическое пространство. Эта организация представляет собой совокупность ряда государств, на территории которых действуют общие правила хозяйствования, а также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах. Такого рода пространство может возникнуть в любом регионе мира. В настоящее время оно уже функционирует на территории стран Западной Европы под названием Единое экономическое пространство. Соглашение о его образовании было подписано в 1992г., которое предусматривало создание единой межгосударственной территориальной структуры, действующей на основе общих правил и равных условий конкуренции. Соглашение вступило в силу в 1994г. и его положения применяются на практике пятнадцатью членами ЕС и тремя членами ЕАСТ, кроме Швейцарии. Данное соглашение предусматривает свободное движение капиталов, товаров, услуг и людей согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, образования.
ОЭС – Организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.
НАФТА – Североамериканская зона свободной торговли. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария - США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994г. Территория трех государств-членов занимает обширное пространство с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом.
Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок. Согласно Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между ними должны быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены.
МЕРКОСУР – общий рынок стран Южного конуса. Интеграционный союз государств создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем в целях создания Зоны свободной торговли и Таможенного союза. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырех стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений.
АТЭС – Азиатско-Тихоокенское экономическое сотрудничество. Образовано в 1989 г. по предложению Австралии в целях поддержания экономического развития стран-участниц, усиления положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости стран АТР, в том числе в области услуг, капитала и технологий. Статус этой организации предусматривает укрепление открытой многосторонней торговой системы, увеличение степени либерализации торговли инвестиций в АТР, усиление и стимулирование частного сектора. Деятельность АТЭС заключается в обмене информацией и проведении консультаций о политике и развитии экономики, осуществлении корректировок и сокращении разрыва в экономическом развитии, о разработке стратегий, предусматривающих уменьшение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций. В настоящее время членами АТЭС является 21 государство.
АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Создана в 1967г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд.
Основные цели деятельности АСЕАН: содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях; развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения; взаимодействовать в сфере науки и образования; развивать сотрудничество с международными и региональными организациями.
СТЭС – Совет тихоокеанского экономического сотрудничества. Сформирован в 1980 г. по инициативе Австралии и Японии как партнерское объединение представителей бизнеса, государственных органов и исследовательских центров. Членами СТЭС являются 22 государства АТР. СТЭС занимается практическим решением вопросов на уровне правительства и деловых кругов в целях активизации торговли, инвестиций и экономического развития в регионе.
САЭЕ – Совет арабского экономического единства. Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в 1964 г. двенадцатью государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан).
Основные цели САЭЕ: достижение арабского экономического единства; обеспечение свободы движения капитала и людей, свободы обмена национальными товарами; гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также свободы заниматься экономической деятельностью; обеспечение свободы транспорта, транзита и использования транспортной инфраструктуры, включая наземные пути сообщения, морские порты и гражданские аэропорты.
ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти. Образована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 г. в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.
ОАЕ – Организация африканского единства. Создана в 1964 г. в результате подписания Устава на Конференции глав государств и правительств стран в Аддис-Абебе после многочисленных ранее предпринимавшихся попыток. Членами данной организации являются 53 страны.
Основные цели ОАЕ: содействие единству и солидарности африканских стран; координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов; ликвидация всех форм колониализма в Африке; согласование и координация сотрудничества в области политики и дипломатии, обороны и безопасности, экономики, образования и культуры, здравоохранения и продовольственного обеспечения, науки и техники.
САДК – Южноафриканское сообщество развития. Образовано в результате подписания Декларации глав государств и правительств и Договора об образовании САДК в 1992 г. В состав САДК входят 12 государств: Ангола, Замбия, Легато, Намибия и др. Договоры, политика и соглашения, принимаемые под эгидой САДК, являются юридически обязательными для всех ее членов.
Основные цели САДК: достижение развития и экономического роста; повышение уровня и качества жизни народов Южной Африки; укрепление общих политических ценностей и институтов; достижение взаимодополняемости национальных и региональных стратегий и программ.
Следует отметить, что это не все интеграционные группировки, а только самые основные. Многие международные экономические объединения создают лишь предпосылки для формирования подлинных интеграционных блоков.
2. Анализ взаимной торговли на примере ЕАЭС
Для того, чтобы странам было удобнее организовывать различного рода отношения, они формируют союзы. Эти союзы помогают упростить взаимодействие между странами, которые входят в состав и дают не мало привилегий. Предлагаю вашему вниманию рассмотреть один из таких союзов – Евразийский экономический союз.
На данный момент завершено формирование общего рынка в 183 миллиона человек, усиливается интеграция по сравнению с интеграцией на уровне Таможенного союза. Союзные государства обязуются гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.
В состав евразийского экономического союза входят Армения (с 10 октября 2014 года), Беларусь (с 29 мая 2014 года), Казахстан (с 29 мая 2014 года), Киргизия (c 23 декабря 2014 года), Россия (с 29 мая 2014 года). Членство также рассматривают Таджикистан, Узбекистан и Сирия.