ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1 Феномен самооценки в психологии
В основном, в психологии, родоначальником исследования проблем самооценки человека считается У. Джеймс. Под самооценкой он понимает только лишь самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его терминологии самооценка обнаруживается как эмоциональный компонент [10].
Многие определения понятия «самооценка» можно охарактеризовать рядом общих тезисов, которые объединяются в оценку личностью самого себя, собственных возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка выступает значительным регулятором поведения личности и относится к ее ядру. Отношения человека с окружающими так же зависит от самооценки, как и его критичность, строгость к себе, отношение к успехам и неудачам. То есть, самооценка оказывает влияние на результативность деятельности человека и дальнейшее формирование его личности.
Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков, считает Е. В. Зинько [10]. Самооценка близко взаимосвязана с уровнем притязаний человека, по автору. Уровень притязаний – уровень тяжести целей, которые человек ставит перед собой. Разногласие между уровнем притязаний и истинными потенциалами человека приводит к тому, что он начинает неверно себя оценивать, в результате чего его поведение делается неадекватным (появляются эмоциональные срывы, увеличенная тревожность и другое).
Структура самооценки, согласно автору, представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.
В структуре самооценки также выделяют 3 структурных компонент а, по Л. И. Божович [4]. Когнитивный компонент, который включает знания о критериях, эталонах оценки, предполагает усвоение языковых, знаковых средств выражения, мыслительных действий; оценочный компонент, включает оценки других и самооценки. Эмоциональный или конативный компонент, например, потребности, мотивы, ценности, установки; эмотивный компонент, например, чувства, эмоции. Регулятивный компонент отражает применение полученных знаний. Ориентировочный компонент предполагает оценку цели, целеполагание, ориентировку, антиципацию. Практический компонент — это умения, навыки, самооценивание; контролирующий компонент, это самоконтроль, ретроспекция.
Мысли о себе всегда содержат эмоциональную окраску, а также оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе можно проследить в его поведении, в отношении к другим людям, в его ожиданиях сравнительно тому, что можно ожидать от себя в будущем. Они создают платформу для формирования устойчивого личностного образования – «Я» - концепции. «Я» - концепция (И.С. Кон) — это набор описательных характеристик: среди которых можно выделить осознание человеком своего темперамента, роста, возраста цвета глаз. Эти характеристики составляют весомый отрезок его Я-концепции, при этот данные свойства как оценочный компонент не рассматриваются. В случае же с самооценкой те или иные качества определяются как хорошие или плохие; человек оценивает себя по этим качествам, сравнивая себя с другими. Самооценку можно отности к центральному образованию личности, ее ядру.
Сформировавшаяся самооценка у человека может быть адекватной (когда человек правильно, относительно объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. Уровень адекватности самооценки, в свою очередь, будет сказываться на уровне притязаний личности, который способен охарактеризовать уровень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку возможным, ввиду всех своих особенностей. Возникая на определенном этапе возрастного развития личности, самооценка становится очень существенным, в том случае, когда не стержневым компонентом самосознания личности. Этот компонент может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, который субъективно выражается в степени самопринятия субъекта, служит источником восполнения знаний о себе. Особенно важно это в контексте возрастного развития и становления личности, ее саморазвития и регуляции деятельности в юношеском возрасте, пишет Е. В. Зинько [10].
Самооценка формируется, непосредственно, с помощью сравнивания своего идеального «Я» со своим реальным. Но так как идеальное «Я» довольно идеализированно, переменчиво и может быть случайным, а реальное «Я» еще не сформировалось и изменяется под влиянием обстоятельств, то возникает объективное противоречие, что в развитии личности может вызвать у человека внутреннюю неуверенность в себе и может сопровождаться внешне-выраженной агрессивностью, развязностью или чувством непонятности. Определяется и уровень притязаний, локус контроля.
В юношеском возрасте возникает сознательное «Я», которое выступает фактором развития человека и его самооценки. В юношеском возрасте человек начинает понимать собственную индивидуальность и неповторимость, в его сознании происходит окончательная переориентация с внешних оценок на внутренние. Почти все психологи свидетельствуют, что юношеский возраст — это критический период формирования самооценки и рассматривают развитие качественно иного самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.
В этом возрасте существенная роль в осознании собственных качеств личности и своей самооценки принадлежит саморефлексии. Для юношей характерны углубление в себя, которое происходит путем постоянного контроля собственного поведения, непосредственно, с помощью самонаблюдения или путем созерцания и самоанализа себя, который предполагает обусловленный отход от действия, усиление анализа своего «я» такого, какое оно есть сейчас, каким я стараюсь стать, каким я должен стать, каким я хотел бы стать. Этот анализ может проводиться в мыслях, мечтах и на бумаге.
Отечественные психологи полагают, что неадекватно завышенная самооценка у людей формируется вследствие неверного воспитания, повышенных оценок взрослыми успехов ребенка, хваления, гиперболизации его достижений, а не как проявление прирожденного влечения к превосходству. Как один из наиболее важных источников выделяют такой внутриличностный как внутренний конфликт, который связан с отношением к себе, самооценкой, Я – концепцией в целом.
Самооценка выражается в двух формах - общей и частной. Общая самооценка подвержена влиянию индивидуальных особенностей и того, насколько важны для нее оцениваемые качества или деятельность. Частных самооценок может быть бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него существенными, невозможно. Самооценка может быть адекватной и неадекватной (заниженной и завышенной).
Непосредственно, самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка является важнейшим компонентом целостного самосознания личности, выступает необходимым условием отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Она отражает его актуальное самосознание.
В юношеском возрасте постепенно складывается собственная Я-концепция, которая содействует дальнейшему, осознанному или неосознанному выстраиванию самооценки молодого человека. Формирование адекватной самооценки в юношеском возрасте - одна из существенных задач, так как крайние варианты самооценки (и заниженная, и завышенная самооценка) приводят к тяжелым внутренним и межличностным конфликтам.
1.2 Особенности мотивации достижения
Понятие о мотивации достижения уже достаточно давно исследуется в социальной психологии. Мотивация достижения — это разновидность мотивации деятельности, которая связана с потребностью индивида в достижении успеха и избегании неудач. Впервые понятие «мотив достижения» было введено Г. Мюрреем в начале1930-х годов.
Одной из первостепенных концепций в изучении мотивации достижения является модель рискового выбора, которая была разработана В. А. Агаповым на основании модели К. Левина «личность и окружение», которая предполагает анализ взаимодействия личности и социума [2].
Е. П. Ильин указывает на то, что мотивация — это «нечто, что объясняет поведение человека и животных» [13, 23]. В настоящее время понимание термина мотивация в психологии довольно различно, и каждый автор трактует его по-своему.
Сложность изучения мотивации человека заключается в терминологическом аппарате, так ряд авторов связывают ее с неоднозначностью интерпретации терминов в различных концепциях мотивации, например, разграничение понятий «мотив» и «мотивация». Так и понимание мотивации достижения, прочно укрепившееся в психологии, может значить несколько разнообразные феномены и наоборот, имея в виду практически один и тот же феномен, авторы могут использовать разнообразные понятия для его обозначения.
Разнообразие определений определяется разнообразными подходами к мотивации. По мнению А. Н. Леонтьева, работы по проблеме мотивации сложно систематизировать, так как отличаются те значения, в которых употребляется в них термин мотив. Сам же автор мотивацию достижения рассматривает с точки зрения деятельностного подхода. Он так же предполагает, что одним из существенных факторов развития мотивации достижения являются возрастные особенности человека [16].
В. Вилюнас предполагает, что мотивация представляет собой сложную и многоуровневую структуру, включающую в себя массу разнообразных феноменов, которые возможно описать лишь небольшим количеством понятий, изучаемых психологией [8].
Мотивацию достижения в студенческом возрасте связывают с различными феноменами психологии. Так, по Ф. Хоппе, понятие уровня притязаний имеет немаловажное значение в развитии мотивации достижения.
Для разъяснения тенденции к повышению уровня притязаний Ф. Хоппе ввел понятие «Я-уровень», которое означает стремление к удерживанию самосознания на более высоком уровне, непосредственно, с помощью высокого личного стандарта достижений. Позже это понятие включилось в понятие мотивации достижения.
Мотивацию достижения Х. Хекхаузен определяет, как попытку усилить или сберечь на максимально высоком уровне способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче [30].
Особый интерес к изучению проблематики мотивации достижения в психологии доказал, что она является одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно полноценность его развития. Н. И. Мешков, определил потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолеть препятствия, проявлять силу, пытаться сделать что-то нелегкое или делать что-либо с наибольшей скоростью» [22,27].
Вероятно, что Г. Мюррей мыслил достижение, предполагает В. П. Иванова, как генерализованную потребность. Он считал, что привлекательность достижения не в приобретении желанного, а в получении и применении знаний, умений и навыков. То есть, мотивацией к достижению предназначается сам процесс. Важность ее изучения определяется тем, что в современном индустриальном обществе преобладают ситуации, которые связанны с деятельностью достижения, например, учебная и профессиональная деятельности [12].
Согласно Д. Макклелланду, немаловажно понимать, что при доминирующей мотивации достижения у человека деятельность происходит не ради самого этого факта, выполненной деятельности, а ввиду получаемого внутреннего удовольствия от совершенствования своей деятельности, от ее выполненности. Мотивация достижения в концепции автора - это мотив достижения, актуализированный в данный конкретный момент времени, при этом он актуализируется только в определенных условиях, когда имеется необходимый побудитель к достижению (побудитель, который позволяет человеку получить удовольствие от благополучной деятельности ради нее или от показа окружающим личной способности сделать что-то [21].
Другие ученые, среди которых Мак - Клелланд, полагают, что «мотив достижения – это некоторая производная от базового желания «сделать что-либо лучше», при этом не для получения похвалы, поддержки или награды, а «ради самого процесса»». Мак - Клелланд отмечает, что на развитие этого натурального побуждения воздействуют внешние средовые условия. Например, значимую роль имеют родители, которые создают удобные условия развития для мотивации достижения [21;18].
Среди отечественных психологов одним из первых вопросом мотивации достижения занялся М. Ш. Магомед - Эминов. Он разрабатывал структуру и механизмы функционирования этой мотивации. Мотивацию достижения он определяет, как психическую регуляцию деятельности в ситуациях достижения, в которых существует возможность осуществить мотив достижения. То есть мотив достижения — это обобщенная диспозиция личности, стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества, проявление собственного мастерства и демонстрация способностей. Стоит упомянуть и обратную сторону этого мотива, который определяется как мотив избегания неудач и характеризуется низкой инициативностью и успешностью в деятельности [19].
Автор создал динамическую модель мотивации, которая состоит из четырех структурных компонентов, выполняющих конкретные мотивационные функции при осуществлении деятельности: инициация или побуждение к деятельности; целеобразование; реализация намерения; постреализация - процессы, которые направленны на прекращение осуществления действия или же замену одного действия другим.
Мотивационно-эмоциональная оценка ситуации по М. Ш. Магомед - Эминову является одним из наиболее важных механизмов актуализации мотивации достижения. «Оценка складывается из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки своей компетентности в ситуации достижения» - подмечает автор [19,48]. Поэтому, автор предполагает, что в мотивации достижения присутствуют аффективные и когнитивные процессы.
Выделяют шесть этапов актуализации и усвоения мотива достижения успеха у студентов: привлечение внимания к содержанию курса; усвоение опыта мышления, поведения, эмоциональное реагирование, которое характерно для высокомотивированных индивидов; овладение специальными понятиями, отмечающих всяческие компоненты в мотивации достижения; сравнение мотивации каждым человеком с собственным его идеалом, со своими узловыми духовными ценностями и личностное принятие мотива; практическое применение приобретенных знаний в истинных жизненных ситуациях; самостоятельное поведение в соответствии с усвоенным мотивом достижения.
Так, разнообразные авторы по-разному понимают соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Одни авторы думают, что это взаимоисключающие процессы, то есть может присутствовать либо мотивация избегания неудач, либо только лишь мотивация достижения, и в том случае, когда человек сориентирован на успех, то он не чувствует страха перед неудачей, и наоборот, в том случае, когда человек ориентирован на неудачу, то он не чувствует и не переживает мотивацию достижения. Другие подтверждают то, что четко-выраженная склонность к успеху может совпадать с не менее сильным страхом перед неудачей, в особенности в том случае, когда она связана для него с какими-либо трудными следствиями. И в самом деле, есть данные показывающие, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому, мы предполагаем, что нужно говорить о превалировании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи, при присутствии того и другого. При этом это преобладание может быть, как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих склонностей.
Непосредственно, проблемы мотивации в современной психологии связаны с анализом источников активации человека, побудительных сил деятельности, в нашей работе мы рассматриваем ориентированность на достижение успеха или же на тактику избегания неудач. Мотивация достижения определяются как одна из составляющих мотивации деятельности, которая, в свою очередь, связана с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. Впервые понятие «мотив достижения» выделил Г. Мюрреем в 1930-х годах. В психологической науке существует два вида мотивации: мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха. И мотивация достижения (иначе говоря, ориентация на успех) и мотивация избегания (другими словами, боязнь неудач) направлены на получение результата, только вот различны они по способам, характеру поведению, эмоциям и состояниям абсолютно.
1.3 Взаимосвязь самооценка и мотивация достижения
Известно, что самооценка и мотивация достижения выступают одними из центральных факторов, обусловливающих особенности саморегуляции и влияющих на успешность деятельности.
По А. Н. Леонтьеву самооценка – основной источник формирования личности. Это своего рода мотив, побуждающий человека действовать согласно уровню собственных притязаний и требованиям культуры конкретного общества [16].
В самом общем виде, самооценку можно определить как совокупность убеждений человека о самом себе, своих возможностях и способностях, основанных на идентификации и сравнении себя с другими людьми.
Все исследования мотивационной сферы в психологии можно отнести к двум направлениям. Первое анализирует мотивацию с точки зрения структурных позиций, то есть мотивация — это совокупность факторов или мотивов. Так, по А. Маслоу, мотивация определена этим факторами, как потребности и цели личности, уровень притязаний и идеалы, условия деятельности (объективные или внешние, субъективные или внутренние — знания, умения, способности, характер) и мировоззрение, убеждения и направленность личности и другие. С опорой на эти факторы человеком осуществляется принятие решения, вырабатывание намерений и процесс целеполагания [20]. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, а не как статичное. То есть мотивация является процессом, механизмом, благодаря которому поддерживается поведенческая активность на определенном уровне.
Х. Хекхаузен обнаружил, что существует корреляция между постановкой очень высоких целей имеет положительную корреляцию с нечетким образом себя, а постановка заниженных целей коррелирует с мрачными представлениями о себе [30]. Поэтому можно предположить, что для лиц с высокой самооценкой в большей мере характерна мотивация достижения успеха, а для лиц с низкой самооценкой, которые как раз и отличаются «путанной» Я-концепцией, то есть имеют неопределенный, неустойчивый, непоследовательный образ себя, а также более негативное самовосприятие, характерна мотивация избегания неудачи.
Лица, которые мотивированы на успех, по словам Е.П. Ильина, выделяются следующими особенностями: уверенность в благополучном исходе в решении задач, решительность в туманных ситуациях, готовность взятия на себя ответственности, большая настойчивость в стремлении к достижению целей, адекватный средний уровень притязаний, придача большего значения успешности деятельности, чем престижности. Близкие черты наблюдаются и у лиц с высокой самооценкой, что также дозволяет предположить взаимодействие мотивации достижения с самооценкой [14].
При этом автор мыслит, что переживания успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней степени трудности. Переживание удачи в очень легких или же переживание неудачи в очень трудных задачах не сказывается на самооценке. Вместе с тем, «чем выше имеющийся уровень достижений, уровень трудности решенной задачи, тем сильнее ощущается нужда. Эта асимметрия в эмоциональных последствиях самооценки сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении задания. Успех при этом все время переживается одинаково» - предполагает автор [14;28].
Функция самооценки как регулятора поведения развивается параллельно с развитием других психических особенностей, в числе которых и мотивация, приобретает качественное своеобразие. Ученые связывают развитие этой функции самооценки со становлением ее устойчивости, потому что только устойчивая самооценка показывает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать значительное влияние на поведение.
Стоит отметить, что у лиц с заниженной и низкой самооценкой при выполнении трудных заданий часто появляется чувство собственной неполноценности и даже безнадежности, то есть пропадает желание стремиться и менять ситуацию, пропадает мотивация. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь видах деятельности, которые посильны человеку, он получает неадекватно завышенную самооценку, которая имеет компенсаторный характер.
Уровень адекватности самооценки в большей степени воздействует на мотивацию достижения. У учащихся с адекватной самооценкой мотивация в разы выше, так как подкрепляется успешностью.
В отечественной психологии данная взаимодействие в большей мере изучается как взаимодействие самооценки с уровнем притязаний. Самооценка выступает в качестве основы выбора притязаний, но не предпредполагает прямую, однозначную взаимодействие этих конструктов.
Так, в работах многих авторов (И, Ильин, П.В. Яньшин и др.), говорится о том, что в том случае, когда задаче придается более личностное значение, то уровень притязаний имеет тенденцию к повышению. Похожее явление имеет место, когда выбранная цель в какой-то степени нереальна, т. е. испытуемые руководствуются скорее желаниями, чем реалистическими ожиданиями. Введение при формировании личности уровня притязания стандарта достижений референтной социальной группы может повергнуть в конфликт между индивидуальными и социальными нормами, тем самым оказывая влияние на уровень притязаний субъекта.
Значительное значение эмоций охватывается в том, что благодаря им человек переосмысливает прошлое, планирует будущее. В поведении человека практически неизменно одновременно обнаруживаются мотивационные факторы разнообразного происхождения. В связи с этим итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим на основе её мотивационного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха. Эмоции успеха - неуспеха служат в качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта, оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности
Непосредственно, можно говорить о связи самооценки личности и мотивации достижения, так постановка очень высоких целей коррелирует с нечетким образом себя, а постановка заниженных целей связана с пессимистическими представлениями о себе. При этом, таких людей характеризуют сходные черты характера (у лиц с высокой самооценкой и нацеленных на достижение), что также позволяет предположить взаимодействие мотивации достижения с самооценкой. Но и сама самооценка представляет собой многозначный феномен. На одном полюсе самооценка фактически трактуется как эмоциональное самоотношение, как любовь/ненависть к себе, как самоприятие; на другом - как чувство компетентности, самоуважения, когда акцент делается на процессе собственно оценивания - сравнения своих черт, поступков, способностей с некоторыми эталонами, стандартами, поэтому стоит сделать акцент именно на этом.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что во всех исследованиях мотивация достижения имеет два выхода: достижение успеха либо претерпевание неудачи. Поведение, которое ориентированно на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Иначе говоря, все люди располагают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и беспокоиться по поводу неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, высокой адекватной самооценкой, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением, неадекватно заниженной самооценкой. Следовательно, функции самооценки и мотивации психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека.
?
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
При исследовании связи мотивации достижения и самооценки личности студентов мы опирались на теоретическое положение, изложенное в первой главе данной работы, и следовали поставленным целям и задачам.
Цель исследования: изучить характер связи между мотивацией достижения и самооценкой личности.
Объект исследования: мотивация достижения.
Предмет исследования: связь между мотивацией достижения и самооценкой личности.