Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимовзаимодействие мотивации достижения и самооценки личности студентов

one_butterfly 3360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 112 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.06.2021
Проблема исследования: каков характер связи между мотивацией достижения и самооценкой личности? Цель исследования: изучить характер связи между мотивацией достижения и самооценкой личности. Объект исследования: мотивация достижения. Предмет исследования: взаимодействие между мотивацией достижения и самооценкой личности. Гипотеза исследования: существует связь между уровнем самооценки личности и мотивацией достижения, а именно, студентам с низкой неадекватной самооценкой характерен показатель «Избегание неудач» в то время, как студентам с высокой адекватной самооценкой - «Стремление к успеху». Задачи исследования: 1. Изучить разработанность понятий «самооценка», «мотивация достижения». 2. Изучить уровень самооценки личности, выраженность мотивации достижения. 3. Определить характер связи между самооценкой личности и мотивацией достижения. 4. Разработать программу психологической коррекции самооценки личности студентов. Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ, сравнение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (психодиагностические методы), методы обработки данных (количественный и качественный анализ), метод рекомендаций. Для того, чтобы выявления статистических различий по показателям уровня самооценки личности между юношами (1-3 курса) и девушками (1-3 курса) нами был использован статистический критерий для двух независимых выборок U Манна- Уитни. А также, для выявления связей между показателями уровня самооценки личности и мотивацией достижения мужчин и женщин, нами был использован корреляционной анализ с использование непараметрического математического метода коэффициента корреляции Спирмена. Непараметрические математические методы были направлены на определения нормальности уровней самооценки личности. Для того, чтобы выявления статистических различий связи по показателю видов мотивации достижения мужчин и женщин с разным уровнем самооценки личности нами был применен параметрический математический метод для нескольких независимых выборок Краскала – Уоллиса. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью статистического анализа SPSS – 21, Excel. В качестве диагностических методик использовались: 1. Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана 2. «Методика исследования самооценки личности» С. А. Будасси. База исследования: НИУ «БелГУ», педагогический институт, факультет психологии. Выборку составили 60 студентов 1-3 курса в возрасте от 17 до 23 лет, которых мы разбили на 2 группы по их гендерным различиям Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (источников), и приложений (3).
Введение

Актуальность исследования. Самооценка имеет немалое значение в юношеском возрасте, так как именно ее уровень оказывает прямое влияние на социальное формирование человека, его адаптацию к новым социальным условиям. Самооценка и мотивация достижения выступают одними из центральных факторов, обусловливающих особенности саморегуляции и влияющих на успешность деятельности. Одним из направлений исследования самооценки является ее взаимодействие с различными личностными свойствами, в частности, с мотивацией достижения. Проблемы самооценки изучали такие ученые как: Н. Г. Алексеева, Л. И. Божович А. И. Леонтьев, А. И. Липкина, Е. В. Черносвистова и другие. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивационно - смысловой сферы людей актуальной проблемой для психологии. Проблема изучения мотивационной сферы человека актуальна в студенческой среде, именно потому, что главной задачей обучения является формирование личности студентов в процессе формирования будущего профессионала. Становление субъекта деятельности, который способен определить свои жизненные цели и добиться их, способен ответственно и детерминировано принять решения, выбрать стратегию поведения, которая создаётся в процессе социализации. Мотивация достижения обеспечивает такую стратегию и отражает ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности. С этим связано и развитие ценностей у студентов. Вопросами мотивации достижения занимались такие зарубежные ученые, как Аткинсон Дж., Физер Н., Х. Хекхаузен и другие, а в отечественной психологии проблемами мотивации занимались и занимаются: Е. Н. Гогунов, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, П. М. Якобсон и другие. Жизненные ценности изучали отечественные ученые: Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн и др., а также зарубежные: В. Франкл, М. Рокич, К. Роджерс и другие. Так, общей функцией самооценки и мотивации достижения в психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности, личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 6 1.1 Феномен самооценки в психологии 6 1.2 Особенности мотивации достижения 10 1.3 Взаимосвязь самооценка и мотивация достижения 14 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 19 2.1 Организация и методы исследования 19 2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42 ПРИЛОЖЕНИЕ 45 Приложение 1. Эмпирические методики в порядке их предъявлений 45 Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных Приложение 3. Результаты математико-статистической обработки эмпирических данных 62 64 Приложение 4. Психологическая коррекционная программа, направленная на улучшение самооценки личности студентов 66
Список литературы

1. Агапов, В.С. Я-концепция как интегративная основа ценностных ориентаций / В. С. Агапов. – М., 2000. – 230 с. 2. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Мысль, 2004. – 420 с. 3. Боровская, Н. В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук по специальности 19.00.07 / Н.В. Боровская. – СПб., 2008. – 120 с. 4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: МПСИ; Воронеж.: НПО МОДЭК, 1995. – 112 с. 5. Будинайте, Г. Л., Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г.Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопр. психол – 2003– № 5. – С. 99 – 105. URL: https://hr-portal.ru/article/lichnostnye-cennosti-i-lichnostnye-predpochteniya-subekta 6. Бороздина, Л. В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. – М.: ООО «Проект - Ф», 2001. – 204 с. 7. Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина/ Психологический журнал. – 2013. – 38 – 43, 85, 88 – 89 с. 8. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. / В. К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 222 с. 9. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. – М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2006. ? 336 с. 10. Зинько, Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Самооценка и ее параметры / Е. В. Зинько // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 3. – С. 18 – 30. 11. Изард, К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2000, 464 с. 12. Иванова, В.П. Мотивация достижения как мотивация компетентности / В. П. Иванова, А. Ж. Юсупова // Вестник КРСУ. – 2014. – Том 14 №10. – С.35-38. URL: https://krsu.edu.kg/vestnik/2014/v10/a08.pdf 13. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. ? СПб.: Питер, 2002. – 512 с. 14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 258с. 15. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий.-Просвещение, 2002. – 253 с. 16. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. - 33-34 с 17. Леонтьев, А.Н. Современная психология мотивации / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2002. – 343 с. 18. Лозовая, Г.В. Методологические проблемы изучения самооценки личности / Г.В. Лозовая // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25 – 28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб., 2003. – Т. 5. – 143 – 151, 158, 172 – 176 с. 19. Магомед - Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы / М. Ш. Магомед - Эминов. М., 2001. ? 219 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000047114 20. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2007. – 341 с. 21. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Маккеланд. СПб.: Питер. 2007. ? 665 с. 22. Мешков, Н.И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков, Д. Н. Мешков // Интеграция образования. – 2015. Том 19 №1. – С. 37 – 43. 23. Молчанова, О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / О. Н. Молчанова – М.: Флинта, 2010. – 46 с. 24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – 5 изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 315 с. 25. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М.: Мысль, 2005. – 324с. 26. Омарова, М.К. Взаимодействие структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера / М.К. Омарова. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/svyaz-strukturno-soderzhatelnykhkharakteristik-ya-kontseptsii-s-aktsentuatsiyami-kharaktera (дата обращения: 20.05.2016) 27. Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения / В. Ф. Сафин // Вопросы психологии, 2005, №3, с. 62 – 72. 28. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии, 2006, №2, с. 224 – 234. 29. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З.Фрейд. - М., 1997. – 180 с. 30. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. - 256 с. 31. Эриксон, Э.Г. Идентичность: юность, кризис. Перевод с английского / Э.Г. Эриксон. – М.: Изд-во МПСИ, 2006. – 56 – 57 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 1.1 Феномен самооценки в психологии В основном, в психологии, родоначальником исследования проблем самооценки человека считается У. Джеймс. Под самооценкой он понимает только лишь самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его терминологии самооценка обнаруживается как эмоциональный компонент [10]. Многие определения понятия «самооценка» можно охарактеризовать рядом общих тезисов, которые объединяются в оценку личностью самого себя, собственных возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка выступает значительным регулятором поведения личности и относится к ее ядру. Отношения человека с окружающими так же зависит от самооценки, как и его критичность, строгость к себе, отношение к успехам и неудачам. То есть, самооценка оказывает влияние на результативность деятельности человека и дальнейшее формирование его личности. Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков, считает Е. В. Зинько [10]. Самооценка близко взаимосвязана с уровнем притязаний человека, по автору. Уровень притязаний – уровень тяжести целей, которые человек ставит перед собой. Разногласие между уровнем притязаний и истинными потенциалами человека приводит к тому, что он начинает неверно себя оценивать, в результате чего его поведение делается неадекватным (появляются эмоциональные срывы, увеличенная тревожность и другое). Структура самооценки, согласно автору, представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. В структуре самооценки также выделяют 3 структурных компонент а, по Л. И. Божович [4]. Когнитивный компонент, который включает знания о критериях, эталонах оценки, предполагает усвоение языковых, знаковых средств выражения, мыслительных действий; оценочный компонент, включает оценки других и самооценки. Эмоциональный или конативный компонент, например, потребности, мотивы, ценности, установки; эмотивный компонент, например, чувства, эмоции. Регулятивный компонент отражает применение полученных знаний. Ориентировочный компонент предполагает оценку цели, целеполагание, ориентировку, антиципацию. Практический компонент — это умения, навыки, самооценивание; контролирующий компонент, это самоконтроль, ретроспекция. Мысли о себе всегда содержат эмоциональную окраску, а также оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мнение человека о себе можно проследить в его поведении, в отношении к другим людям, в его ожиданиях сравнительно тому, что можно ожидать от себя в будущем. Они создают платформу для формирования устойчивого личностного образования – «Я» - концепции. «Я» - концепция (И.С. Кон) — это набор описательных характеристик: среди которых можно выделить осознание человеком своего темперамента, роста, возраста цвета глаз. Эти характеристики составляют весомый отрезок его Я-концепции, при этот данные свойства как оценочный компонент не рассматриваются. В случае же с самооценкой те или иные качества определяются как хорошие или плохие; человек оценивает себя по этим качествам, сравнивая себя с другими. Самооценку можно отности к центральному образованию личности, ее ядру. Сформировавшаяся самооценка у человека может быть адекватной (когда человек правильно, относительно объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. Уровень адекватности самооценки, в свою очередь, будет сказываться на уровне притязаний личности, который способен охарактеризовать уровень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку возможным, ввиду всех своих особенностей. Возникая на определенном этапе возрастного развития личности, самооценка становится очень существенным, в том случае, когда не стержневым компонентом самосознания личности. Этот компонент может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, который субъективно выражается в степени самопринятия субъекта, служит источником восполнения знаний о себе. Особенно важно это в контексте возрастного развития и становления личности, ее саморазвития и регуляции деятельности в юношеском возрасте, пишет Е. В. Зинько [10]. Самооценка формируется, непосредственно, с помощью сравнивания своего идеального «Я» со своим реальным. Но так как идеальное «Я» довольно идеализированно, переменчиво и может быть случайным, а реальное «Я» еще не сформировалось и изменяется под влиянием обстоятельств, то возникает объективное противоречие, что в развитии личности может вызвать у человека внутреннюю неуверенность в себе и может сопровождаться внешне-выраженной агрессивностью, развязностью или чувством непонятности. Определяется и уровень притязаний, локус контроля. В юношеском возрасте возникает сознательное «Я», которое выступает фактором развития человека и его самооценки. В юношеском возрасте человек начинает понимать собственную индивидуальность и неповторимость, в его сознании происходит окончательная переориентация с внешних оценок на внутренние. Почти все психологи свидетельствуют, что юношеский возраст — это критический период формирования самооценки и рассматривают развитие качественно иного самосознания как центральный психический процесс переходного возраста. В этом возрасте существенная роль в осознании собственных качеств личности и своей самооценки принадлежит саморефлексии. Для юношей характерны углубление в себя, которое происходит путем постоянного контроля собственного поведения, непосредственно, с помощью самонаблюдения или путем созерцания и самоанализа себя, который предполагает обусловленный отход от действия, усиление анализа своего «я» такого, какое оно есть сейчас, каким я стараюсь стать, каким я должен стать, каким я хотел бы стать. Этот анализ может проводиться в мыслях, мечтах и на бумаге. Отечественные психологи полагают, что неадекватно завышенная самооценка у людей формируется вследствие неверного воспитания, повышенных оценок взрослыми успехов ребенка, хваления, гиперболизации его достижений, а не как проявление прирожденного влечения к превосходству. Как один из наиболее важных источников выделяют такой внутриличностный как внутренний конфликт, который связан с отношением к себе, самооценкой, Я – концепцией в целом. Самооценка выражается в двух формах - общей и частной. Общая самооценка подвержена влиянию индивидуальных особенностей и того, насколько важны для нее оцениваемые качества или деятельность. Частных самооценок может быть бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него существенными, невозможно. Самооценка может быть адекватной и неадекватной (заниженной и завышенной). Непосредственно, самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка является важнейшим компонентом целостного самосознания личности, выступает необходимым условием отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Она отражает его актуальное самосознание. В юношеском возрасте постепенно складывается собственная Я-концепция, которая содействует дальнейшему, осознанному или неосознанному выстраиванию самооценки молодого человека. Формирование адекватной самооценки в юношеском возрасте - одна из существенных задач, так как крайние варианты самооценки (и заниженная, и завышенная самооценка) приводят к тяжелым внутренним и межличностным конфликтам. 1.2 Особенности мотивации достижения Понятие о мотивации достижения уже достаточно давно исследуется в социальной психологии. Мотивация достижения — это разновидность мотивации деятельности, которая связана с потребностью индивида в достижении успеха и избегании неудач. Впервые понятие «мотив достижения» было введено Г. Мюрреем в начале1930-х годов. Одной из первостепенных концепций в изучении мотивации достижения является модель рискового выбора, которая была разработана В. А. Агаповым на основании модели К. Левина «личность и окружение», которая предполагает анализ взаимодействия личности и социума [2]. Е. П. Ильин указывает на то, что мотивация — это «нечто, что объясняет поведение человека и животных» [13, 23]. В настоящее время понимание термина мотивация в психологии довольно различно, и каждый автор трактует его по-своему. Сложность изучения мотивации человека заключается в терминологическом аппарате, так ряд авторов связывают ее с неоднозначностью интерпретации терминов в различных концепциях мотивации, например, разграничение понятий «мотив» и «мотивация». Так и понимание мотивации достижения, прочно укрепившееся в психологии, может значить несколько разнообразные феномены и наоборот, имея в виду практически один и тот же феномен, авторы могут использовать разнообразные понятия для его обозначения. Разнообразие определений определяется разнообразными подходами к мотивации. По мнению А. Н. Леонтьева, работы по проблеме мотивации сложно систематизировать, так как отличаются те значения, в которых употребляется в них термин мотив. Сам же автор мотивацию достижения рассматривает с точки зрения деятельностного подхода. Он так же предполагает, что одним из существенных факторов развития мотивации достижения являются возрастные особенности человека [16]. В. Вилюнас предполагает, что мотивация представляет собой сложную и многоуровневую структуру, включающую в себя массу разнообразных феноменов, которые возможно описать лишь небольшим количеством понятий, изучаемых психологией [8]. Мотивацию достижения в студенческом возрасте связывают с различными феноменами психологии. Так, по Ф. Хоппе, понятие уровня притязаний имеет немаловажное значение в развитии мотивации достижения. Для разъяснения тенденции к повышению уровня притязаний Ф. Хоппе ввел понятие «Я-уровень», которое означает стремление к удерживанию самосознания на более высоком уровне, непосредственно, с помощью высокого личного стандарта достижений. Позже это понятие включилось в понятие мотивации достижения. Мотивацию достижения Х. Хекхаузен определяет, как попытку усилить или сберечь на максимально высоком уровне способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче [30]. Особый интерес к изучению проблематики мотивации достижения в психологии доказал, что она является одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно полноценность его развития. Н. И. Мешков, определил потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолеть препятствия, проявлять силу, пытаться сделать что-то нелегкое или делать что-либо с наибольшей скоростью» [22,27]. Вероятно, что Г. Мюррей мыслил достижение, предполагает В. П. Иванова, как генерализованную потребность. Он считал, что привлекательность достижения не в приобретении желанного, а в получении и применении знаний, умений и навыков. То есть, мотивацией к достижению предназначается сам процесс. Важность ее изучения определяется тем, что в современном индустриальном обществе преобладают ситуации, которые связанны с деятельностью достижения, например, учебная и профессиональная деятельности [12]. Согласно Д. Макклелланду, немаловажно понимать, что при доминирующей мотивации достижения у человека деятельность происходит не ради самого этого факта, выполненной деятельности, а ввиду получаемого внутреннего удовольствия от совершенствования своей деятельности, от ее выполненности. Мотивация достижения в концепции автора - это мотив достижения, актуализированный в данный конкретный момент времени, при этом он актуализируется только в определенных условиях, когда имеется необходимый побудитель к достижению (побудитель, который позволяет человеку получить удовольствие от благополучной деятельности ради нее или от показа окружающим личной способности сделать что-то [21]. Другие ученые, среди которых Мак - Клелланд, полагают, что «мотив достижения – это некоторая производная от базового желания «сделать что-либо лучше», при этом не для получения похвалы, поддержки или награды, а «ради самого процесса»». Мак - Клелланд отмечает, что на развитие этого натурального побуждения воздействуют внешние средовые условия. Например, значимую роль имеют родители, которые создают удобные условия развития для мотивации достижения [21;18]. Среди отечественных психологов одним из первых вопросом мотивации достижения занялся М. Ш. Магомед - Эминов. Он разрабатывал структуру и механизмы функционирования этой мотивации. Мотивацию достижения он определяет, как психическую регуляцию деятельности в ситуациях достижения, в которых существует возможность осуществить мотив достижения. То есть мотив достижения — это обобщенная диспозиция личности, стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества, проявление собственного мастерства и демонстрация способностей. Стоит упомянуть и обратную сторону этого мотива, который определяется как мотив избегания неудач и характеризуется низкой инициативностью и успешностью в деятельности [19]. Автор создал динамическую модель мотивации, которая состоит из четырех структурных компонентов, выполняющих конкретные мотивационные функции при осуществлении деятельности: инициация или побуждение к деятельности; целеобразование; реализация намерения; постреализация - процессы, которые направленны на прекращение осуществления действия или же замену одного действия другим. Мотивационно-эмоциональная оценка ситуации по М. Ш. Магомед - Эминову является одним из наиболее важных механизмов актуализации мотивации достижения. «Оценка складывается из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки своей компетентности в ситуации достижения» - подмечает автор [19,48]. Поэтому, автор предполагает, что в мотивации достижения присутствуют аффективные и когнитивные процессы. Выделяют шесть этапов актуализации и усвоения мотива достижения успеха у студентов: привлечение внимания к содержанию курса; усвоение опыта мышления, поведения, эмоциональное реагирование, которое характерно для высокомотивированных индивидов; овладение специальными понятиями, отмечающих всяческие компоненты в мотивации достижения; сравнение мотивации каждым человеком с собственным его идеалом, со своими узловыми духовными ценностями и личностное принятие мотива; практическое применение приобретенных знаний в истинных жизненных ситуациях; самостоятельное поведение в соответствии с усвоенным мотивом достижения. Так, разнообразные авторы по-разному понимают соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Одни авторы думают, что это взаимоисключающие процессы, то есть может присутствовать либо мотивация избегания неудач, либо только лишь мотивация достижения, и в том случае, когда человек сориентирован на успех, то он не чувствует страха перед неудачей, и наоборот, в том случае, когда человек ориентирован на неудачу, то он не чувствует и не переживает мотивацию достижения. Другие подтверждают то, что четко-выраженная склонность к успеху может совпадать с не менее сильным страхом перед неудачей, в особенности в том случае, когда она связана для него с какими-либо трудными следствиями. И в самом деле, есть данные показывающие, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому, мы предполагаем, что нужно говорить о превалировании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи, при присутствии того и другого. При этом это преобладание может быть, как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих склонностей. Непосредственно, проблемы мотивации в современной психологии связаны с анализом источников активации человека, побудительных сил деятельности, в нашей работе мы рассматриваем ориентированность на достижение успеха или же на тактику избегания неудач. Мотивация достижения определяются как одна из составляющих мотивации деятельности, которая, в свою очередь, связана с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. Впервые понятие «мотив достижения» выделил Г. Мюрреем в 1930-х годах. В психологической науке существует два вида мотивации: мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха. И мотивация достижения (иначе говоря, ориентация на успех) и мотивация избегания (другими словами, боязнь неудач) направлены на получение результата, только вот различны они по способам, характеру поведению, эмоциям и состояниям абсолютно. 1.3 Взаимосвязь самооценка и мотивация достижения Известно, что самооценка и мотивация достижения выступают одними из центральных факторов, обусловливающих особенности саморегуляции и влияющих на успешность деятельности. По А. Н. Леонтьеву самооценка – основной источник формирования личности. Это своего рода мотив, побуждающий человека действовать согласно уровню собственных притязаний и требованиям культуры конкретного общества [16]. В самом общем виде, самооценку можно определить как совокупность убеждений человека о самом себе, своих возможностях и способностях, основанных на идентификации и сравнении себя с другими людьми. Все исследования мотивационной сферы в психологии можно отнести к двум направлениям. Первое анализирует мотивацию с точки зрения структурных позиций, то есть мотивация — это совокупность факторов или мотивов. Так, по А. Маслоу, мотивация определена этим факторами, как потребности и цели личности, уровень притязаний и идеалы, условия деятельности (объективные или внешние, субъективные или внутренние — знания, умения, способности, характер) и мировоззрение, убеждения и направленность личности и другие. С опорой на эти факторы человеком осуществляется принятие решения, вырабатывание намерений и процесс целеполагания [20]. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, а не как статичное. То есть мотивация является процессом, механизмом, благодаря которому поддерживается поведенческая активность на определенном уровне. Х. Хекхаузен обнаружил, что существует корреляция между постановкой очень высоких целей имеет положительную корреляцию с нечетким образом себя, а постановка заниженных целей коррелирует с мрачными представлениями о себе [30]. Поэтому можно предположить, что для лиц с высокой самооценкой в большей мере характерна мотивация достижения успеха, а для лиц с низкой самооценкой, которые как раз и отличаются «путанной» Я-концепцией, то есть имеют неопределенный, неустойчивый, непоследовательный образ себя, а также более негативное самовосприятие, характерна мотивация избегания неудачи. Лица, которые мотивированы на успех, по словам Е.П. Ильина, выделяются следующими особенностями: уверенность в благополучном исходе в решении задач, решительность в туманных ситуациях, готовность взятия на себя ответственности, большая настойчивость в стремлении к достижению целей, адекватный средний уровень притязаний, придача большего значения успешности деятельности, чем престижности. Близкие черты наблюдаются и у лиц с высокой самооценкой, что также дозволяет предположить взаимодействие мотивации достижения с самооценкой [14]. При этом автор мыслит, что переживания успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней степени трудности. Переживание удачи в очень легких или же переживание неудачи в очень трудных задачах не сказывается на самооценке. Вместе с тем, «чем выше имеющийся уровень достижений, уровень трудности решенной задачи, тем сильнее ощущается нужда. Эта асимметрия в эмоциональных последствиях самооценки сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении задания. Успех при этом все время переживается одинаково» - предполагает автор [14;28]. Функция самооценки как регулятора поведения развивается параллельно с развитием других психических особенностей, в числе которых и мотивация, приобретает качественное своеобразие. Ученые связывают развитие этой функции самооценки со становлением ее устойчивости, потому что только устойчивая самооценка показывает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать значительное влияние на поведение. Стоит отметить, что у лиц с заниженной и низкой самооценкой при выполнении трудных заданий часто появляется чувство собственной неполноценности и даже безнадежности, то есть пропадает желание стремиться и менять ситуацию, пропадает мотивация. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь видах деятельности, которые посильны человеку, он получает неадекватно завышенную самооценку, которая имеет компенсаторный характер. Уровень адекватности самооценки в большей степени воздействует на мотивацию достижения. У учащихся с адекватной самооценкой мотивация в разы выше, так как подкрепляется успешностью. В отечественной психологии данная взаимодействие в большей мере изучается как взаимодействие самооценки с уровнем притязаний. Самооценка выступает в качестве основы выбора притязаний, но не предпредполагает прямую, однозначную взаимодействие этих конструктов. Так, в работах многих авторов (И, Ильин, П.В. Яньшин и др.), говорится о том, что в том случае, когда задаче придается более личностное значение, то уровень притязаний имеет тенденцию к повышению. Похожее явление имеет место, когда выбранная цель в какой-то степени нереальна, т. е. испытуемые руководствуются скорее желаниями, чем реалистическими ожиданиями. Введение при формировании личности уровня притязания стандарта достижений референтной социальной группы может повергнуть в конфликт между индивидуальными и социальными нормами, тем самым оказывая влияние на уровень притязаний субъекта. Значительное значение эмоций охватывается в том, что благодаря им человек переосмысливает прошлое, планирует будущее. В поведении человека практически неизменно одновременно обнаруживаются мотивационные факторы разнообразного происхождения. В связи с этим итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим на основе её мотивационного значения, вероятности ожидания успеха и отдельно неуспеха. Эмоции успеха - неуспеха служат в качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта, оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности Непосредственно, можно говорить о связи самооценки личности и мотивации достижения, так постановка очень высоких целей коррелирует с нечетким образом себя, а постановка заниженных целей связана с пессимистическими представлениями о себе. При этом, таких людей характеризуют сходные черты характера (у лиц с высокой самооценкой и нацеленных на достижение), что также позволяет предположить взаимодействие мотивации достижения с самооценкой. Но и сама самооценка представляет собой многозначный феномен. На одном полюсе самооценка фактически трактуется как эмоциональное самоотношение, как любовь/ненависть к себе, как самоприятие; на другом - как чувство компетентности, самоуважения, когда акцент делается на процессе собственно оценивания - сравнения своих черт, поступков, способностей с некоторыми эталонами, стандартами, поэтому стоит сделать акцент именно на этом. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что во всех исследованиях мотивация достижения имеет два выхода: достижение успеха либо претерпевание неудачи. Поведение, которое ориентированно на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Иначе говоря, все люди располагают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и беспокоиться по поводу неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, высокой адекватной самооценкой, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением, неадекватно заниженной самооценкой. Следовательно, функции самооценки и мотивации психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. ? ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 2.1 Организация и методы исследования При исследовании связи мотивации достижения и самооценки личности студентов мы опирались на теоретическое положение, изложенное в первой главе данной работы, и следовали поставленным целям и задачам. Цель исследования: изучить характер связи между мотивацией достижения и самооценкой личности. Объект исследования: мотивация достижения. Предмет исследования: связь между мотивацией достижения и самооценкой личности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg