Глава 1. Теоретические аспекты эффективного управления образовательной организацией через повышение управленческого потенциала администрации школы
1.1 . Теоретические и методологические аспекты развития управленческого потенциала
К управленческому персоналу в общеобразовательных организациях относятся: директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по научно-методической работе (завучи), административные работники (бухгалтеры). Прежде чем перейти к определению понятия «управленческий потенциал», рассмотрим сущность потенциала.
Термины «потенциал», «потенциальный» означают наличие у кого-либо (будь то отдельно взятый человек, первичный трудовой коллектив предприятия, общество в целом) скрытых, не проявившихся возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Раскрыть понятие «потенциал» позволяет определение «рабочей силы», данное К. Марксом: «...совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [20]. Данное определение относится преимущественно к индивидуальной рабочей силе, поскольку речь идет в нем об «организме и живой личности человека». Таким образом, потенциал личности представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, - с другой.
Поэтому, под управленческим потенциалом понимается наличие у работников, выполняющих конкретные управленческие функции, возможностей или способностей в области психофизиологии, квалификации и развития личности руководителей. Мы будем рассматривать потенциал, как систему материальных и трудовых факторов (условий, составляющих), обеспечивающих достижение целей производства [16].
Необходимо отметить, что управленческий потенциал напрямую зависит от компетентности руководителя. Компетентность – личные возможности руководителя, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы, благодаря наличию у него определенных знаний и навыков. Понятие компетентности руководителя, как профессионала, включает в себя такие знания и умения, которые он использует для эффективного решения задач в управлении и производстве.
Если говорить о профессиональной компетентности руководителя общеобразовательной организации, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности директора школы, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические и управленческие задачи, формируемые им самим. Необходимым для решения тех или иных управленческих задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике.
В ходе исследований, проведенных Резник С.Д., Рыбалкиной З.М., Емельяновой Е.Р., выявлено, что важными качествами руководителя, необходимыми для развития управленческого потенциала, являются: профессиональная компетентность, нравственные качества, организаторские способности, деловые качества, умение управлять самим собой [23]. Одним из направлений по развитию управленческого потенциала руководителя организации является определение набора личностных и профессиональных качеств.
Довольно сложно руководить современной школой, не имея специальной управленческой подготовки. В работе директора нередко возникают проблемы, для решения которых недостаточно педагогического или даже житейского опыта. Есть более общая и, наверное, более важная проблема. За долгие годы сформировался особый менталитет российского директора школы, считающего себя главным учителем, но никак не представителем власти. Он, прежде всего, призван организовывать выполнение задач, которые ставит перед школой государство и общество. Это значит, что каждый директор должен быть менеджером высокого уровня.
Моделирование качеств эффективного руководителя является важной методологической и практической задачей при решении целого комплекса вопросов повышения эффективности использования управленческого потенциала. Модель качеств руководителя организации представляет собой перечень требований к социально-демографическим характеристикам, знаниям и качествам управленцев с учетом их уровня и сферы деятельности. Сегодня нельзя однозначно сказать, какие качества могут и должны быть использованы при развитии управленческого потенциала руководителя. При определении требований к руководителям организации, прежде всего, преобладает подход, основывающийся на опыте управления.
Проблема развития управленческого потенциала является для многих образовательных учреждений проблемой высокой степени сложности из-за противоречивого воздействия факторов внешней и внутренней среды. К наиболее важным факторам, препятствующим развитию управленческого потенциала можно отнести относительно низкую цену и нехватку рабочей силы на образовательном рынке труда, стремление руководства не иметь конкурентов – реальных претендентов на занимаемый пост, непродуманную политику назначений на управленческие должности, отсутствие необходимого финансирования образовательных учреждений.
Каждая организация имеет специфические черты, которые должны быть учтены при развитии управленческого потенциала руководителя: основные задачи и цели организации, особенности корпоративной культуры, содержание обязанностей руководителя, формы взаимодействия с внешними органами. Требования к руководителям организации определяются и ролью, выполняемой в организации. С этой позиции руководитель должен обладать такими качествами, как знание основ формирования управленческой команды, умение формулировать цели, распределять роли, делегировать полномочия, учитывать противоположные точки зрения, строить отношения с людьми, разрешать конфликты, вести переговоры, передавать управленческий опыт и знания, в т. ч. принципы и методы принятия эффективных решений [24].
Таким образом, управленческий потенциал руководителей общеобразовательных организаций представляет собой компоненты развития управленческого потенциала и может рассматриваться, как совокупность потенциалов: профессиональных знаний (профессиональный потенциал), умений управлять педагогическим коллективом (административный потенциал), умений управлять функциональными процессами: воспитательной, учебной, методической и научной работой (производственный потенциал) в сочетании с индивидуальными качествами руководителей (личностный потенциал) с учетом технических и финансовых ресурсов управления организацией.
Исследованиями в области стилей управления и формирования эффективности стратегий управления занимается Ицхак Адизес. Его теория о доминирующих чертах характера и темперамента человека, о склонностях к проигрыванию тех или иных социальных ролей, о типах личности человека и о свойственных этим типам характерах взаимодействия с окружающими.
По сочетанию ролей (кода PAEI), степени их выраженности можно судить об особенностях работы человека, о тех приоритетах, которыми он будет руководствоваться в своей работе, о характере взаимодействия с людьми, ориентирован ли он на результат и т.п. Методология Адизеса направлена на формирование оптимального состава команды [1].
По мере продвижения по служебной лестнице происходит изменение требований к уровню и содержанию знаний. Чем выше занимаемая должность, тем больше требований предъявляется к знаниям методических вопросов управления и социальной среды. Одновременно снижаются требования к профессиональной компетенции руководителя в конкретной области.
В основе формирования блоков качеств руководителей, на наш взгляд, должна лежать классификация управленческих ролей Г. Минцберга и психологические характеристики личности человека [7]. Информационные роли, роли, связанные с принятием решений, а также такие межличностные роли, как «главный руководитель» и «связующее звено», определяют содержание блока «профессиональная компетентность»; роли «лидера» и «распространителя информации» влияют на состав блока «организационные качества»; личные качества руководителя практически не отличаются от качеств других работников и характеризуют его, как человека и в не меньшей степени, чем «профессиональная компетентность» или «организаторские качества» влияют на имидж руководителя. Таким образом, определяются уровни управленческого потенциала.
Уточненная структура управленческого потенциала представляет собой линейное развитие четырех составляющих, которые могут быть развиты у одного руководителя в разной степени:
- общие и частные способности руководителя;
- производственные способности;
- деловые и личностные качества руководителя;
- знания и умения.
В результате исследований [24] выявлено, что качество, которое нужно руководителю, эффективно только тогда, когда оно развито до определенного уровня. Отклонения в большую или меньшую стороны приводят к неэффективности руководства. Таким образом, эффективна только целостная система качеств руководителя. Изменение и развитие качеств человека могут быть кратковременными и произойти только после многолетних тренировок. Качества, в том числе уровень знаний, умений, навыков, а также способности могут быть не только развиты, но и утрачены. Деятельность руководителей организаций на современном этапе претерпевает большие изменения, что ставит новые задачи перед системой развития управленческого потенциала. Развитие управленческого потенциала руководителя организации представляет собой длительный и индивидуальный процесс, ибо каждый человек проходит в жизни неповторимо своеобразный путь познания и опыта. Формирование знаний, умений руководителей необходимо доводить до устойчивых управленческих навыков, при этом нельзя забывать о способностях и профессиональных качествах человека, которые в совокупности способствуют развитию управленческого потенциала и эффективности руководящей деятельности в целом.
Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа – социальная организация и представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.
Говоря об управлении педагогическим коллективом далее, мы будем иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности. Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. Реализация этих мероприятий осуществляется через управленческие функции. Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль [17]. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование [18]. Обобщая взгляды этих педагогов, раскроем следующие функции управления педагогическим коллективом: целеполагание и планирование, организацию, руководство, анализ, контроль и регулирование. Основные управленческие функции – «это относительно обособленные направления управленческой деятельности» [14]. Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы [4]. Сластенин В.А. отмечает, что «цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы [3]. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или как говорят «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей» [18].
1.2. Определение оценки управленческого потенциала руководителей общеобразовательной организации
В структуре организаторской деятельности руководителя школы важное место занимает мотивирование предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела. Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя – его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения. Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.
Говоря об организационных структурах управления общеобразовательной организацией, нельзя не сказать об уровнях управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представлена 4-мя уровнями управления. Первый уровень – директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы. Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. Четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект – субъективный характер отношений между учителями и учениками. Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню [15].
Исследуя личностные качества руководителя школы, мы будем обращаться к управленцам всех трех уровней.
Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Основное назначение педагогического анализа как функции управления, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы [13]. Эта функция – одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов [29].
Важное значение в деятельности руководителя имеет организация внутришкольного контроля. В школоведческой литературе (Г.Н. Шибанова, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления [29]: 1) выполнение организационно-педагогических вопросов всех обучающихся; 2) качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; 3) качество знаний, умений и навыков учащихся; 4) уровень воспитанности учащихся; 5) состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения; 6) состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; 7) работа с педагогическими кадрами; 8) эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; 10) исполнение нормативных документов и принятых решений. Деятельность руководителя школы, направленная на реализацию управленческих функций, базируется на принципах управления. Принцип управления – это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей [18]. В управлении можно использовать любую систему принципов. Согласимся с Ю. А. Конаржевским в том, что все системы принципов являются открытыми и могут дополняться другими принципами в ходе их практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления. Руководитель образовательного учреждения имеет право выбрать систему принципов, дополнить ее или разработать авторскую [13]. Таким образом, процесс управления общеобразовательной организацией требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.
Классифицировать качества руководителя общеобразовательной организации можно, исходя из конкретных критериев. Резник С. Д., Бондаренко В. В. определили следующие сферы деятельности директора школы:
? ведение учебного процесса;
? методическая работа и повышение личной квалификации;
? воспитательная работа среди школьников;
? социальная и экономическая работа;
? управление коллективом, школой и другая организаторская деятельность;
? личная жизнедеятельность руководителя.
Отсюда общая интегрированная модель качеств руководителя общеобразовательной организации может быть представлена, как система качеств личности, каждое из которых предназначено для реализации вышеназванных сфер его деятельности. Рассматривая блоки качеств, входящих в общую модель личностных качеств руководителя общеобразовательной организации, приведем ключевые элементы их структуры [22]:
1. Профессиональная компетентность.
2. Нравственные качества.
3. Организаторские способности.
4. Деловые качества.
5. Умение управлять самим собой.
Ведущую роль в структуре качеств руководителя общеобразовательной организации играет его профессиональная компетентность, которая включает в себя семь групп качеств – высокий уровень знаний и умений по специальности (сферы обучения), методическая культура, культура научной деятельности, информационная культура, культура воспитательной деятельности, культура речи, политическая культура. Каждая из этих групп опирается на вполне конкретные по содержанию первичные качества.
Высокий уровень знаний по специальности определяется знанием психологии и педагогики, способов организации учебной деятельности, принципов разработки планов и конспектов учебных занятий, понимание концептуальных основ предмета, его места в общей системе знаний и в учебном плане подготовки специалиста. Обладание такими знаниями способствует формированию руководителя образовательного учреждения, как творческой, активной личности, и проявляется в его непосредственной деятельности по управлению школой.
Руководитель общеобразовательной организации должен быть специалистом в области преподаваемого предмета. Он должен владеть материалом, различать существенное от несущественного, устанавливать взаимосвязи, проводить аналогии и приводить примеры. Руководитель общеобразовательной организации должен быть всегда готов держать себя в курсе последних событий в своей профессиональной области.
Методическая культура руководителя общеобразовательной организации формируется на основе его знаний педагогических технологий, методов, форм, приемов обучения, умений определять конкретные педагогические задачи, разрабатывать учебные программы на основе ГОС и учебные планы, планировать и проводить учебные занятия разных видов, управлять учебной деятельностью школьников.
Культура научной деятельности руководителя общеобразовательной организации проявляется в постоянном обучении. Условия профессиональной деятельности оказывают большое влияние на личностные интересы представителя любой профессии. Работа руководителя общеобразовательной организации предполагает не только и даже не столько функцию «передачи знаний», сколько функцию «добывания знаний». Особенность труда руководителя общеобразовательной организации состоит и в том, что он должен постоянно заниматься научной работой, успешность которой состоит в получении новых знаний, умений. В этом творческом процессе руководитель общеобразовательной организации должен руководствоваться не только личными интересами, но и интересами школы, а также привлекать к научной работе школьников.
Научная сфера деятельности руководителя общеобразовательной организации предполагает навыки исследовательского труда: знание методов исследования, сбора и обработки информации, видение результата исследования, определение актуальности и необходимости исследования. Научно-исследовательская деятельность включает также необходимость использования результатов научных исследований в учебном процессе, а именно включение результатов исследования в содержание обучения, привлечение школьников к научным исследованиям, организация работы научных кружков.
Руководитель общеобразовательной организации как исследователь должен быть ориентирован на поиск и выявление истины. Этот поиск приходится осуществлять чаще всего не в собственных исследованиях, а в сопоставлении содержания противоречивых литературных источников, отражающих концепции разных авторов. Для этого руководитель должен обладать развитым логическим мышлением, умением выделить главное в разных источниках и логические связи между рассматриваемыми объектами.
Информационная культура предполагает стремление человека быть в курсе последних событий в своей профессиональной области, умение «добывать» новые знания и владение способами обработки полученной информации. Для руководителя общеобразовательной организации это еще и умения в области новых информационных технологий, осмысление их сущности, навыки их применения и реализации в учебно-воспитательном процессе школы.
Важнейшей составляющей в модели качеств руководителя общеобразовательной организации является его умение быть воспитателем, которое предъявляет к нему следующие требования: знание форм и методов воспитательного воздействия, умение определять цели и задачи воспитания, создавать необходимые условия для реализации целей воспитания.
Воспитательная работа в школе предполагает также работу руководителя со школьным активом. Для этого надо уметь выявлять лидеров, использовать их потенциал в воспитательной работе со школьниками.
Как необходимое условие успешного труда руководителя общеобразовательной организации необходимо подчеркнуть его умение владеть словом. Речь должна быть эмоциональна, хорошо восприниматься, преподаватель должен увлечь своим рассказом слушателей, быть веселым, остроумным, уметь владеть ситуацией и мгновенно перестраиваться, если это нужно. Руководитель должен обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить, не повышать голос на школьников, коллег. Намного легче понять человека, да и вообще слушать, если у него хорошо поставлен голос, он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на чем сделать акцент, как лучше выразить мысль [26].
Нравственные качества руководителя общеобразовательной организации подразумевают наличие и развитие в себе положительных нравственных ценностей, активную социальную позицию.
Этика предписывает руководителю общеобразовательной организации быть справедливым в оценке способностей и поведения школьников и коллег, ровным в обращении, принципиальным в деле, внимательным, тактичным и благожелательным.
Знать только нормы морали и поведения мало. Важно иметь желание действовать в соответствии с ними и проводить системную тренировку навыков этического поведения.
В нравственности руководителя можно выделить две группы первичных качеств: духовные качества и культура поведения. Духовными должны быть такие качества, как порядочность, честность, добросовестность, мужество, благородство, скромность, независимость, достоинство, милосердие.
Поведение руководителя должно отличать вежливость, терпимость, уравновешенность, чуткость, внимательность, благожелательность, доброта, тактичность, приветливость, располагающий к себе внешний вид [21].
Коммуникативных способностей и методической подготовки недостаточно для успешной управленческой деятельности. Часто случается так, что хорошо подготовленный на бумаге конспект урока с учетом всех методических требований на деле не удается реализовать: школьники отвлекаются, разговаривают, т.к. руководитель-учитель не смог организовать их.