Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Повышение эффективности управленческого потенциала в образовательной организации

one_butterfly 2900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 116 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.06.2021
Проблема исследования, актуальность вопросов по развитию управленческого потенциала руководителя образовательной организации послужили основанием для выбора темы исследования: Повышение эффективности управленческого потенциала в образовательной организации. Объект исследования: управленческая деятельность директора и заместителей директора образовательной организации. Предмет исследования: организационно-педагогические отношения, лежащие в основе развития управленческого потенциала руководителей общеобразовательной организации. Экспериментальная база исследования: муниципальные бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов” города Набережные Челны Республики Татарстан. Исследованием было охвачено 860 учащихся, 55 педагогов, 650 родителей. Всего на различных этапах исследования приняло участие 1565 человек. Исследование проводилось с 2019 г. по 2020 г. и включало три этапа. Первый этап (сентябрь-декабрь 2019г.) - организационно-поисковый. Исследование состояния проблемы в науке и практике; определение научного аппарата исследования, гипотезы и методики исследования, цели, задач, содержания, условий эффективности управления образовательной организацией; определение структуры управления и основных качеств руководителей образовательного учреждения; выявление условий и методов, способствующих развитию управленческих качеств руководителей общеобразовательного учреждения. Второй этап (январь-июнь 2020 г.) - опытно-экспериментальный. Изучение актуального уровня развития управленческих качеств руководителей образовательного учреждения; осуществление комплексной программно-методической работы по совершенствованию управленческих качеств руководителей образовательного учреждения; разработка рекомендаций для руководителя. Третий этап (июль-декабрь 2020 г.) заключительно-обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования, соотнесение данных, полученных на различных этапах исследования, аналитическая обработка материалов; уточнение положений и выводов. Оформление магистерского исследования. Гипотеза исследования: повышение эффективности управления педагогическим коллективом будет достигаться путем развития лидерских качеств руководителя. В связи с этим целью исследования является разработка тренингов по развитию компетенций руководителя образовательной организации. Достижение поставленной цели исследования помогут решить следующие задачи: 1. изучение теоретических и методологических аспектов развития управленческого потенциала; 2. определение оценки управленческого потенциала руководителей общеобразовательной организации; 3. анализ уровня развития управленческого потенциала руководителя и выявление слабых сторон в системе управления образовательной организацией; 4. составление программы мероприятий по развитию управленческих умений и навыков руководителей образовательной организации; 5. определение основных путей развития управленческого потенциала. Методы педагогического исследования. Теоретические - анализ психолого-педагогической отечественной литературы, монографических и педагогических работ, изучение опыта по проблеме исследования. Эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, ранжирование, индивидуальные и групповые беседы; педагогический эксперимент; методы статистической обработки и графического анализа экспериментальных данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют повысить эффективность деятельности руководителей образовательной организации, а значит и на эффективность работы самой образовательной организации через повышение профессионализма ее руководителей. На защиту выносятся следующие положения: 1. Под управленческим потенциалом следует понимать наличие у работников, выполняющих конкретные управленческие функции возможностей или способностей в области психофизиологии, квалификации и развития личности руководителей. Управленческий потенциал представляет собой компоненты развития управленческого потенциала и может рассматриваться, как совокупность потенциалов: профессиональных знаний, умений управлять педагогическим коллективом, умений управлять функциональными процессами: воспитательной, учебной, методической и научной работой в сочетании с индивидуальными качествами руководителей с учетом технических и финансовых ресурсов управления организацией. 2. Основными критериями при оценке эффективности управленческой деятельности считаются: уровень развития управленческого потенциала руководителя, где оценка работы руководителя является составной частью; уровень развития педагогического коллектива; результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях; качественные показатели результатов работы педагогического коллектива за последние три года по показателям ГИА. 3. В основу программы развития управленческих компетенций должна быть положена проблемно-деятельностная игра, которая позволяет каждому игроку задуматься над самой проблемой и собственной ролью в ее появлении и решении, сформулировать и выразить свои мысли о причинах возникновения противоречий и возможных способах разрешения их в практической деятельности, выслушать друг друга и найти общее нестандартное решение, т.е. обеспечивает личную причастность каждого члена коллектива к управлению педагогическим процессом в школе. Апробация результатов исследования осуществлялась в публикациях по теме исследования, опубликованных в сборнике научных работ ежегодной студенческой научно-практической конференции «Вызовы XXI века» Набережночелнинского государственного педагогического университета и обсуждалась на научно-исследовательских конференциях и семинарах. Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении состояния исследуемой проблемы; в обосновании путей и средств развития управленческого потенциала руководителей образовательной организацией, в проведении эксперимента, обработке полученных данных, разработке методических мероприятий, тренингов и т.д. Структура работы: магистерская состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 30 источников, 11 таблиц, 15 рисунков и 6 приложений.
Введение

Управление образовательными организациями и непосредственно деятельность их руководителей в последнее время становится приоритетом образовательной политики; ему уделяют внимание ученые НИУ ВШЭ, СПб АППО, TALIS и др. По мере адаптации системы образования других государств к требованиям современной жизни и потребностям будущего, изменяется взгляд на то, как должен действовать руководитель образовательной организации, возникают новые ожидания по отношению к нему со стороны общества и государства. Вопросы развития управленческого персонала в системе решались многочисленными российскими и зарубежными авторами: А.Г. Аганбегяном, Р. Акоффом, Е. П. Голубковым, П. Друкером, А.Я. Кибановым, Э.В. Кондратьевым, Э.М. Коротковым, М.И. Кругловым, Г. Латэмом, А.С. Лифшицем, Э. Локком, Б.З. Мильнером, С.Д. Резником, М.Я. Хабакуком. О трудностях, появляющихся в процессе осуществления руководства образовательными учреждениями, пишут В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Г.Л. Фриш, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Е.И. Рогов, Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова. Данными исследованиями занимались, как индивидуально, так и коллективом. Но они не обратили должного внимания на точки развития возможностей руководящего аппарата, когда как успешность деятельности общеобразовательной организации в большинстве своем перекликается с состоянием системы и планами развития потенциала управленческого состава сотрудников. Проблемы развития оценки персонала, в том числе управленческого, в зарубежных странах, как инструмента стратегического управления и поддержки конкурентоспособности в общественной среде, в своих работах рассматривают такие зарубежные ученые, как Э. Шейн, М. Армстронг, М. Роберт, Р. Л. Дафт, И. Адизес, Д. Хокер и другие. Если сравнивать с системой внутришкольного управления российских и европейских школ, то можно рассмотреть пример управления в современных государственных школах ФРГ. Единоначалие руководителя учебного заведения уступило место коллегиальному управлению: расширились права учителей, учащихся, родителей благодаря созданию таких форм коллективной деятельности, как учительские конференции, советы учителей, советы персонала, органы ученического и родительского представительства. В Германии были приняты новые законы земель «О содействии в школьной системе», направленные на укрепление сотрудничества всех участников учебно-воспитательного процесса. В структуре внутришкольного управления германских школ главным ответственным лицом является руководитель школы (директор), который назначается на эту должность как государственный служащий (чиновник) министром культуры и образования после предварительного согласования со школьным советом учителей. Директором может стать учитель с большим педагогическим стажем, обладающий способностями к управленческой деятельности, который будет совмещать обязанности руководителя школы и преподавателя своего предмета. Коллегиальность внутришкольного управления, предусмотренная школьными законами, подразумевает некоторые ограничения полномочий руководителя школы, разделения ответственности с учителями и даже с учащимися и родителями. В школе выбирается самый старший по возрасту, который становится заместителем директора. Заместитель директора имеет самостоятельные функции в педагогической и управленческой сферах. Это большая методическая, консультативная, координирующая работа с учителями школы и руководство финансовой деятельностью школьной администрации. О значимости учительских конференций во внутришкольном управлении особо говорится в школьных законах при определении первостепенных задач руководителя школы, который должен совместно с конференцией создать гарантированно благоприятные условия выполнения учебно-воспитательных целей и координировать работу по проведению в жизнь ее решений [19]. Реформирование российской системы образования с каждым годом все больше обусловливает повышение значимости развития управленческого потенциала. Развитие управленческого потенциала позволяет общеобразовательным организациям быстрее адаптироваться к новым условиям внешней среды, ставить и реализовывать научно обоснованную систему целей, принимать эффективные управленческие решения. Внедрение достижений науки в практику управленческой деятельности школы может рассматриваться как важнейший резерв повышения эффективности решения многих проблем, возникающих перед педагогическими коллективами и обществом в целом. В экономической литературе конца XX и начала XXI века уделяется значительное внимание проблеме развития управленческого персонала. В начале 2000-х годов В. Ю. Кричевский определил и обосновал, что деятельность директора школы можно рассматривать, как особый вид управленческой деятельности [6]. Содержание деятельности директоров российских школ в современных условиях отличается от того, какой она была у их предшественников 15?20 лет назад. Постоянно усложняется и сама система образования, что предъявляет всё новые требования к личности руководителя, к его квалификации и в целом к качеству управления школой (И. В. Гришина, В. И. Гам, А. И. Жилина, А. Г. Каспржак, В. Ю. Кричевский и др.). Современный директор школы должен ориентироваться в широком перечне вопросов, обеспечивая качественную организацию деятельности школы и ее взаимодействие с социальными партнерами. Новые условия деятельности директора школы обуславливают необходимость определения требований к уровню его квалификации и потребность в ее постоянном повышении. Под квалификацией руководителей школ понимается их способность решать управленческие задачи в конкретных социально-педагогических условиях. Повышение квалификации же заключается в освоении способов решения новых управленческих задач и/или освоении более эффективных способов решения известных управленческих задач [16]. Потребность в повышении квалификации руководителей обусловлена комплексом причин, главная из которых изменения в социуме и системе образования, ставящие перед школой многообразные новые задачи. На изменение в управленческих задачах и способах их решения также влияют изменения условий деятельности конкретной школы. В этой связи актуализируется вопрос об оценке результатов и общей эффективности деятельности руководителей школ. Ответ на него непрост и не может быть «одномерным» в силу особенностей управленческой деятельности директора школы, ее постоянно возрастающей сложности и изменения контекстов управления [10]. При выборе возможного «критерия» оценки управленческой деятельности директора школы можно взять за основу определение качества школы, данное Д. Харгривсом, который определяет его в единстве трех составляющих «интеллектуальный капитал, социальный капитал и организационный капитал» [30, с. 24]. Это дает возможность предположить, что и «качество управления школой может характеризоваться оценкой сформированности обозначенных видов капитала, а наличие в перечне задач, решаемых директорами школ, указаний на их формирование (обеспечение) может в дальнейшем помочь определить качество управления» [5, с. 63]. Моделирование качеств эффективного руководителя является важной методологической и практической задачей при решении целого комплекса вопросов, которые повышают эффективность использования управленческого потенциала. Развитие управленческого потенциала, в свою очередь, зависит от набора личностных и профессиональных качеств руководителя организации. Модель качеств руководителя организации представляет собой перечень требований к социально-демографическим характеристикам, знаниям и качествам управленцев с учетом их уровня и сферы деятельности. Сегодня нельзя однозначно сказать, какие качества могут и должны быть использованы при развитии управленческого потенциала руководителя. При определении требований к руководителям организации, прежде всего, преобладает подход, основывающийся на опыте управления. Каждая организация имеет специфические черты, которые должны быть учтены при развитии управленческого потенциала руководителя: основные задачи и цели организации, особенности корпоративной культуры, содержание обязанностей руководителя, формы взаимодействия с внешними органами. Требования к руководителям организации определяются и ролью, выполняемой в организации. С этой позиции руководитель должен обладать такими качествами как знание основ формирования управленческой команды, умение формулировать цели, распределять роли, делегировать полномочия, учитывать противоположные точки зрения, строить отношения с людьми, разрешать конфликты, вести переговоры, передавать управленческий опыт и знания, в т. ч. принципы и методы принятия эффективных решений [24]. Параметры труда руководителей, занимающих конкретные управленческие должности, ранжируются экспертами по степени важности. Определение основных параметров позволяет определить круг важных и желательных требований в разрезе конкретных управленческих должностей образовательных учреждений. При этом развитие управленческого потенциала должно опираться на необходимые умения и опыт руководителя. Оценивая деловые и личные качества руководителя, можно рассматривать их в контексте важных для успешного руководства компетенций. Суть оценки деловых и личных качеств руководителя состоит в определении уровня развития личностных качеств и черт характера, способствующих успеху в решении управленческих задач. Оценка эффективности развития управленческого потенциала руководителей – обязательное условие успешного функционирования любой организации, которая позволяет активно воздействовать на ее текущее состояние, устанавливать направления изменений, выявлять приоритеты стратегического развития ?25?. В условиях рыночной экономики изменяется методология измерения эффективности, которая базируется не только на системе расчета соотношения затрат на персонал и полученных результатов (определяя рентабельность использования человеческих ресурсов), а отражает, прежде всего, степень достижения поставленных целей и задач. Для оценки эффективности управленческого потенциала могут применяться различные методы, но успех их практической реализации будет зависеть от профессиональной подготовленности управленческих кадров. В результате исследований выявлено, что качество, которое нужно руководителю, эффективно только тогда, когда оно развито до определенного уровня. Отклонения в большую или меньшую стороны приводят к неэффективности руководства. Таким образом, эффективна только целостная система качеств руководителя. Изменение и развитие качеств человека могут быть кратковременными и произойти только после многолетних тренировок. Качества, в том числе уровень знаний, умений, навыков, а также способности могут быть не только развиты, но и утрачены. Таким образом, деятельность руководителей организаций на современном этапе еще не имеет четких границ и однозначных алгоритмов. Вопрос развития управленческого потенциала остается открытым. Развитие управленческого потенциала руководителя организации представляет собой длительный и индивидуальный процесс, ибо каждый человек проходит в жизни неповторимо своеобразный путь познания и опыта ?25?. Развитие умений и навыков руководителей необходимо совершенствовать. Вместе с тем, необходимо учитывать способности и профессиональные качества человека, на основе которых развивается управленческий потенциал, что способствует эффективности руководящей деятельности в целом. Перечисленные проблемы в развитии управленческого потенциала руководителей образовательных организаций определили ряд противоречий: - меняется система образования, а подходы в управлении образовательной организацией остаются прежними; - эффективность работы образовательного учреждения зависит не только от качества преподавания, но и от механизмов управления, которые применяются в данной организации; - с изменениями в системе образования, предъявляются новые требования к личности руководителя, в то время как его подготовка к руководящей деятельности не организована и носит характер курсовой подготовки повышения квалификации; - оценка результатов деятельности руководителя школы происходит на основе оценки качественных показателей учебно-воспитательного процесса, а оценки эффективности управленческого потенциала руководителя нет; - определены профессиональные качества руководителя образовательной организации, но не определены пути их развития. Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования: какие пути и средства необходимы для повышения и развития управленческих качеств руководителя образовательной организации?
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты эффективного управления образовательной организацией через повышение управленческого потенциала администрации школы 13 1.1 . Теоретические и методологические аспекты развития управленческого потенциала 13 1.2. Определение оценки управленческого потенциала руководителей общеобразовательной организации 19 1.3. Методы управления педагогическим коллективом 28 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению критериев эффективности управленческого потенциала 35 2.1. Изучение уровня развития управленческого потенциала руководителя и выявление слабых сторон в системе управления образовательной организацией 35 2.2. Разработка и внедрение программы работы по повышению управленческих компетенций 66 2.3. Анализ результатов программы развития компетенций руководителей образовательной организации 76 Заключение 79 Список использованной литературы 82 Приложения 86
Список литературы

1. Адизес, И. От застоя к росту. Как раскрыть и развить в себе потенциал бизнес-лидера. / И.Адизес. – М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, – 2015. – URL: https://biznes-knigi.com. 2. Бодалев, А.А. Психология общения: избранные психологические труды: учеб. / А. А. Бодалев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: МПСИ Воронеж: НПО «Модэк», 2002. – 255 с. 3. Вдовина Т.В. Информационно-аналитическая деятельность руководителя гимназии по повышению качества образовательного процесса: дис. канд.пед.наук / Т.В.Вдовина. – М.: 2003. 182 с. – URL: https://www.dissercat.com - 13.00.01. 4. Востриков, А.С. Проблемы децентрализации функций при управлении вузом / А.С. Востриков, Н.В. Пустова // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. – № 4(27). – С. 21-25. 5. Волков, В. Н. К проблеме исследования изменений в школьном образовании / В. Н. Волков // Вестник Череповецкого государственного университета. ? 2016. ? № 3. ? С. 75?81. 6. Волков В. Н. К проблеме определения управленческих задач для директоров школ в зарубежных образовательных системах / В. Н. Волков // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. ? 2017. ? № 185. ? С. 62?75. 7. Выскуб, В.Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации: учеб.-метод. пособие / В.Г. Выскуб. – М.: Изд-во Логос, 2005. – 256 с. 8. Вульфов, Б.З. Педагогика: учеб. пособие / Вульфов Б.З. – М.: 2015. – URL: https://studme.org 9. Гамидуллаева, Л.А. Повышение эффективности управления инновационным потенциалом в условиях глобализации экономики / Л.А. Гамидуллаева // Инновации. – 2016. - №9 (215). – С. 70-81. 10. Гришина И. В. Методологические основы формирования профессиональной компетентности руководителей школ в системе дополнительного профессионального образования / И. В. Гришина // Интеграция образования. ? 2013. ? № 3 (72). ? С. 43–50. 11. Гришина, И.В. Анализ особенностей управленческой деятельности руководителя школы в современных условиях / И.В. Гришина // Научно-теоретический журнал. – 2019. - №2 (39). – С. 22-30. 12. Ефимова, И.А. Диагностика и мониторинг ученического самоуправления и социализации школьников: метод. пособие / И.А. Ефимов, А.А. Кочетова, С.В. Котисова, В.В. Титов, М.Г. Филиппова. – СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2017. – 105 с. 13. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление: учеб пособие / Ю.А.Конаржевский. – М.: Изд-во Педагогический поиск, 2000. – 224 с. 14. Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. – М.: Изд-во Дело, 1998. – 400с. 15. Кричевский, В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием / СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 2001. – 261 с. 16. Кричевский, В. Ю. Профессия ? директор школы: монография / В. Ю. Кричевский. ? СПб.: Изд-во СПбАППО, 2004. ? 272 с. 17. Лазарев, В.С. Системное развитие школы: учеб.пособие / В.С. Лазарев. – М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2002. – 304 с. 18. Сластенин, Педагогика: учеб. для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф, Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Изд-во Академия, 2008. – 576 с. 19. Писарева, Л.И. Управление образованием в Германии: традиции и инновации / Л.И. Писарева // Проблемы современного образования. – 2012. – №3. – С. 60-78. 20. Поташник, М.М. Управление современной школой: пособ. для рук. образ. учрежд. и орган. образования / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. – М.: Новая школа. – 2001. – 247 с. 21. Резник, С.Д. Технологии самоконтроля деятельности руководителя образовательного учреждения / С.Д. Резник // Лидеры образования. – 2006. – №1-2. 22. Резник, С.Д. Менеджер: модель и профессиональные характеристики качеств современного руководителя: учеб. пособие / С.Д. Резник. – Пенза: Изд-во консультац.-исслед. и учеб. центр развития предпринимательства «Олимп» – 1994. – 68 с. 23. Резник, С.Д. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений как необходимое условие развития управленческого потенциала / С.Д. Резник, З.М. Рыбалкина, Е.Р. Емельянова // Проблемы современной экономики. – 2012. - №12. – С. 393-397. 24. Резник, С.Д. Развитие управленческого потенциала общеобразовательной организации: моногр. / С.Д. Резник, Е.Р. Емельянова, З.М. Рыбалкина. – Пенза, ПГУАС, 2013. – 160 с. 25. Рыбалкина, З.М. Профессиональная компетентность как основа управляемости организации/ З.М. Рыбалкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - №4. – С. 267-268. 26. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии: учеб. пособие / Т.П. Сальникова – М.: Изд-во Сфера, 2007. – 128 с. 27. Самообследование деятельности МБОУ СОШ №31 за 2017 год, 2018 год, 2019 год. – Наб.Челны: Электронное образование в Республике Татарстан, 2017-2019. – URL: https://edu.tatar.ru/n_chelny/sch31. 28. Фрейдина, Е.В. Исследование систем управления: учеб. пособие / Е.В.Фрейдина. – М.: Изд-во Омега-Л, 2008. – 367 с. 29. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М.: Изд-во Академия, 2008. – 384 с. 30. Hargreaves D. H. Education epidemic. Transforming secondary schools through innovation networks / D.H. Hargreaves. – London: Demos, 2003. – 77 p.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты эффективного управления образовательной организацией через повышение управленческого потенциала администрации школы 1.1 . Теоретические и методологические аспекты развития управленческого потенциала К управленческому персоналу в общеобразовательных организациях относятся: директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по научно-методической работе (завучи), административные работники (бухгалтеры). Прежде чем перейти к определению понятия «управленческий потенциал», рассмотрим сущность потенциала. Термины «потенциал», «потенциальный» означают наличие у кого-либо (будь то отдельно взятый человек, первичный трудовой коллектив предприятия, общество в целом) скрытых, не проявившихся возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Раскрыть понятие «потенциал» позволяет определение «рабочей силы», данное К. Марксом: «...совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [20]. Данное определение относится преимущественно к индивидуальной рабочей силе, поскольку речь идет в нем об «организме и живой личности человека». Таким образом, потенциал личности представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, - с другой. Поэтому, под управленческим потенциалом понимается наличие у работников, выполняющих конкретные управленческие функции, возможностей или способностей в области психофизиологии, квалификации и развития личности руководителей. Мы будем рассматривать потенциал, как систему материальных и трудовых факторов (условий, составляющих), обеспечивающих достижение целей производства [16]. Необходимо отметить, что управленческий потенциал напрямую зависит от компетентности руководителя. Компетентность – личные возможности руководителя, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы, благодаря наличию у него определенных знаний и навыков. Понятие компетентности руководителя, как профессионала, включает в себя такие знания и умения, которые он использует для эффективного решения задач в управлении и производстве. Если говорить о профессиональной компетентности руководителя общеобразовательной организации, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности директора школы, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические и управленческие задачи, формируемые им самим. Необходимым для решения тех или иных управленческих задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. В ходе исследований, проведенных Резник С.Д., Рыбалкиной З.М., Емельяновой Е.Р., выявлено, что важными качествами руководителя, необходимыми для развития управленческого потенциала, являются: профессиональная компетентность, нравственные качества, организаторские способности, деловые качества, умение управлять самим собой [23]. Одним из направлений по развитию управленческого потенциала руководителя организации является определение набора личностных и профессиональных качеств. Довольно сложно руководить современной школой, не имея специальной управленческой подготовки. В работе директора нередко возникают проблемы, для решения которых недостаточно педагогического или даже житейского опыта. Есть более общая и, наверное, более важная проблема. За долгие годы сформировался особый менталитет российского директора школы, считающего себя главным учителем, но никак не представителем власти. Он, прежде всего, призван организовывать выполнение задач, которые ставит перед школой государство и общество. Это значит, что каждый директор должен быть менеджером высокого уровня. Моделирование качеств эффективного руководителя является важной методологической и практической задачей при решении целого комплекса вопросов повышения эффективности использования управленческого потенциала. Модель качеств руководителя организации представляет собой перечень требований к социально-демографическим характеристикам, знаниям и качествам управленцев с учетом их уровня и сферы деятельности. Сегодня нельзя однозначно сказать, какие качества могут и должны быть использованы при развитии управленческого потенциала руководителя. При определении требований к руководителям организации, прежде всего, преобладает подход, основывающийся на опыте управления. Проблема развития управленческого потенциала является для многих образовательных учреждений проблемой высокой степени сложности из-за противоречивого воздействия факторов внешней и внутренней среды. К наиболее важным факторам, препятствующим развитию управленческого потенциала можно отнести относительно низкую цену и нехватку рабочей силы на образовательном рынке труда, стремление руководства не иметь конкурентов – реальных претендентов на занимаемый пост, непродуманную политику назначений на управленческие должности, отсутствие необходимого финансирования образовательных учреждений. Каждая организация имеет специфические черты, которые должны быть учтены при развитии управленческого потенциала руководителя: основные задачи и цели организации, особенности корпоративной культуры, содержание обязанностей руководителя, формы взаимодействия с внешними органами. Требования к руководителям организации определяются и ролью, выполняемой в организации. С этой позиции руководитель должен обладать такими качествами, как знание основ формирования управленческой команды, умение формулировать цели, распределять роли, делегировать полномочия, учитывать противоположные точки зрения, строить отношения с людьми, разрешать конфликты, вести переговоры, передавать управленческий опыт и знания, в т. ч. принципы и методы принятия эффективных решений [24]. Таким образом, управленческий потенциал руководителей общеобразовательных организаций представляет собой компоненты развития управленческого потенциала и может рассматриваться, как совокупность потенциалов: профессиональных знаний (профессиональный потенциал), умений управлять педагогическим коллективом (административный потенциал), умений управлять функциональными процессами: воспитательной, учебной, методической и научной работой (производственный потенциал) в сочетании с индивидуальными качествами руководителей (личностный потенциал) с учетом технических и финансовых ресурсов управления организацией. Исследованиями в области стилей управления и формирования эффективности стратегий управления занимается Ицхак Адизес. Его теория о доминирующих чертах характера и темперамента человека, о склонностях к проигрыванию тех или иных социальных ролей, о типах личности человека и о свойственных этим типам характерах взаимодействия с окружающими. По сочетанию ролей (кода PAEI), степени их выраженности можно судить об особенностях работы человека, о тех приоритетах, которыми он будет руководствоваться в своей работе, о характере взаимодействия с людьми, ориентирован ли он на результат и т.п. Методология Адизеса направлена на формирование оптимального состава команды [1]. По мере продвижения по служебной лестнице происходит изменение требований к уровню и содержанию знаний. Чем выше занимаемая должность, тем больше требований предъявляется к знаниям методических вопросов управления и социальной среды. Одновременно снижаются требования к профессиональной компетенции руководителя в конкретной области. В основе формирования блоков качеств руководителей, на наш взгляд, должна лежать классификация управленческих ролей Г. Минцберга и психологические характеристики личности человека [7]. Информационные роли, роли, связанные с принятием решений, а также такие межличностные роли, как «главный руководитель» и «связующее звено», определяют содержание блока «профессиональная компетентность»; роли «лидера» и «распространителя информации» влияют на состав блока «организационные качества»; личные качества руководителя практически не отличаются от качеств других работников и характеризуют его, как человека и в не меньшей степени, чем «профессиональная компетентность» или «организаторские качества» влияют на имидж руководителя. Таким образом, определяются уровни управленческого потенциала. Уточненная структура управленческого потенциала представляет собой линейное развитие четырех составляющих, которые могут быть развиты у одного руководителя в разной степени: - общие и частные способности руководителя; - производственные способности; - деловые и личностные качества руководителя; - знания и умения. В результате исследований [24] выявлено, что качество, которое нужно руководителю, эффективно только тогда, когда оно развито до определенного уровня. Отклонения в большую или меньшую стороны приводят к неэффективности руководства. Таким образом, эффективна только целостная система качеств руководителя. Изменение и развитие качеств человека могут быть кратковременными и произойти только после многолетних тренировок. Качества, в том числе уровень знаний, умений, навыков, а также способности могут быть не только развиты, но и утрачены. Деятельность руководителей организаций на современном этапе претерпевает большие изменения, что ставит новые задачи перед системой развития управленческого потенциала. Развитие управленческого потенциала руководителя организации представляет собой длительный и индивидуальный процесс, ибо каждый человек проходит в жизни неповторимо своеобразный путь познания и опыта. Формирование знаний, умений руководителей необходимо доводить до устойчивых управленческих навыков, при этом нельзя забывать о способностях и профессиональных качествах человека, которые в совокупности способствуют развитию управленческого потенциала и эффективности руководящей деятельности в целом. Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа – социальная организация и представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею. Говоря об управлении педагогическим коллективом далее, мы будем иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности. Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. Реализация этих мероприятий осуществляется через управленческие функции. Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль [17]. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование [18]. Обобщая взгляды этих педагогов, раскроем следующие функции управления педагогическим коллективом: целеполагание и планирование, организацию, руководство, анализ, контроль и регулирование. Основные управленческие функции – «это относительно обособленные направления управленческой деятельности» [14]. Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы [4]. Сластенин В.А. отмечает, что «цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы [3]. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или как говорят «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей» [18]. 1.2. Определение оценки управленческого потенциала руководителей общеобразовательной организации В структуре организаторской деятельности руководителя школы важное место занимает мотивирование предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела. Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя – его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения. Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали. Говоря об организационных структурах управления общеобразовательной организацией, нельзя не сказать об уровнях управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представлена 4-мя уровнями управления. Первый уровень – директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы. Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. Четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект – субъективный характер отношений между учителями и учениками. Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню [15]. Исследуя личностные качества руководителя школы, мы будем обращаться к управленцам всех трех уровней. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Основное назначение педагогического анализа как функции управления, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы [13]. Эта функция – одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов [29]. Важное значение в деятельности руководителя имеет организация внутришкольного контроля. В школоведческой литературе (Г.Н. Шибанова, Т.И. Шамова, Н.А. Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления [29]: 1) выполнение организационно-педагогических вопросов всех обучающихся; 2) качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; 3) качество знаний, умений и навыков учащихся; 4) уровень воспитанности учащихся; 5) состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения; 6) состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; 7) работа с педагогическими кадрами; 8) эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; 10) исполнение нормативных документов и принятых решений. Деятельность руководителя школы, направленная на реализацию управленческих функций, базируется на принципах управления. Принцип управления – это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей [18]. В управлении можно использовать любую систему принципов. Согласимся с Ю. А. Конаржевским в том, что все системы принципов являются открытыми и могут дополняться другими принципами в ходе их практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления. Руководитель образовательного учреждения имеет право выбрать систему принципов, дополнить ее или разработать авторскую [13]. Таким образом, процесс управления общеобразовательной организацией требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом. Классифицировать качества руководителя общеобразовательной организации можно, исходя из конкретных критериев. Резник С. Д., Бондаренко В. В. определили следующие сферы деятельности директора школы: ? ведение учебного процесса; ? методическая работа и повышение личной квалификации; ? воспитательная работа среди школьников; ? социальная и экономическая работа; ? управление коллективом, школой и другая организаторская деятельность; ? личная жизнедеятельность руководителя. Отсюда общая интегрированная модель качеств руководителя общеобразовательной организации может быть представлена, как система качеств личности, каждое из которых предназначено для реализации вышеназванных сфер его деятельности. Рассматривая блоки качеств, входящих в общую модель личностных качеств руководителя общеобразовательной организации, приведем ключевые элементы их структуры [22]: 1. Профессиональная компетентность. 2. Нравственные качества. 3. Организаторские способности. 4. Деловые качества. 5. Умение управлять самим собой. Ведущую роль в структуре качеств руководителя общеобразовательной организации играет его профессиональная компетентность, которая включает в себя семь групп качеств – высокий уровень знаний и умений по специальности (сферы обучения), методическая культура, культура научной деятельности, информационная культура, культура воспитательной деятельности, культура речи, политическая культура. Каждая из этих групп опирается на вполне конкретные по содержанию первичные качества. Высокий уровень знаний по специальности определяется знанием психологии и педагогики, способов организации учебной деятельности, принципов разработки планов и конспектов учебных занятий, понимание концептуальных основ предмета, его места в общей системе знаний и в учебном плане подготовки специалиста. Обладание такими знаниями способствует формированию руководителя образовательного учреждения, как творческой, активной личности, и проявляется в его непосредственной деятельности по управлению школой. Руководитель общеобразовательной организации должен быть специалистом в области преподаваемого предмета. Он должен владеть материалом, различать существенное от несущественного, устанавливать взаимосвязи, проводить аналогии и приводить примеры. Руководитель общеобразовательной организации должен быть всегда готов держать себя в курсе последних событий в своей профессиональной области. Методическая культура руководителя общеобразовательной организации формируется на основе его знаний педагогических технологий, методов, форм, приемов обучения, умений определять конкретные педагогические задачи, разрабатывать учебные программы на основе ГОС и учебные планы, планировать и проводить учебные занятия разных видов, управлять учебной деятельностью школьников. Культура научной деятельности руководителя общеобразовательной организации проявляется в постоянном обучении. Условия профессиональной деятельности оказывают большое влияние на личностные интересы представителя любой профессии. Работа руководителя общеобразовательной организации предполагает не только и даже не столько функцию «передачи знаний», сколько функцию «добывания знаний». Особенность труда руководителя общеобразовательной организации состоит и в том, что он должен постоянно заниматься научной работой, успешность которой состоит в получении новых знаний, умений. В этом творческом процессе руководитель общеобразовательной организации должен руководствоваться не только личными интересами, но и интересами школы, а также привлекать к научной работе школьников. Научная сфера деятельности руководителя общеобразовательной организации предполагает навыки исследовательского труда: знание методов исследования, сбора и обработки информации, видение результата исследования, определение актуальности и необходимости исследования. Научно-исследовательская деятельность включает также необходимость использования результатов научных исследований в учебном процессе, а именно включение результатов исследования в содержание обучения, привлечение школьников к научным исследованиям, организация работы научных кружков. Руководитель общеобразовательной организации как исследователь должен быть ориентирован на поиск и выявление истины. Этот поиск приходится осуществлять чаще всего не в собственных исследованиях, а в сопоставлении содержания противоречивых литературных источников, отражающих концепции разных авторов. Для этого руководитель должен обладать развитым логическим мышлением, умением выделить главное в разных источниках и логические связи между рассматриваемыми объектами. Информационная культура предполагает стремление человека быть в курсе последних событий в своей профессиональной области, умение «добывать» новые знания и владение способами обработки полученной информации. Для руководителя общеобразовательной организации это еще и умения в области новых информационных технологий, осмысление их сущности, навыки их применения и реализации в учебно-воспитательном процессе школы. Важнейшей составляющей в модели качеств руководителя общеобразовательной организации является его умение быть воспитателем, которое предъявляет к нему следующие требования: знание форм и методов воспитательного воздействия, умение определять цели и задачи воспитания, создавать необходимые условия для реализации целей воспитания. Воспитательная работа в школе предполагает также работу руководителя со школьным активом. Для этого надо уметь выявлять лидеров, использовать их потенциал в воспитательной работе со школьниками. Как необходимое условие успешного труда руководителя общеобразовательной организации необходимо подчеркнуть его умение владеть словом. Речь должна быть эмоциональна, хорошо восприниматься, преподаватель должен увлечь своим рассказом слушателей, быть веселым, остроумным, уметь владеть ситуацией и мгновенно перестраиваться, если это нужно. Руководитель должен обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить, не повышать голос на школьников, коллег. Намного легче понять человека, да и вообще слушать, если у него хорошо поставлен голос, он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на чем сделать акцент, как лучше выразить мысль [26]. Нравственные качества руководителя общеобразовательной организации подразумевают наличие и развитие в себе положительных нравственных ценностей, активную социальную позицию. Этика предписывает руководителю общеобразовательной организации быть справедливым в оценке способностей и поведения школьников и коллег, ровным в обращении, принципиальным в деле, внимательным, тактичным и благожелательным. Знать только нормы морали и поведения мало. Важно иметь желание действовать в соответствии с ними и проводить системную тренировку навыков этического поведения. В нравственности руководителя можно выделить две группы первичных качеств: духовные качества и культура поведения. Духовными должны быть такие качества, как порядочность, честность, добросовестность, мужество, благородство, скромность, независимость, достоинство, милосердие. Поведение руководителя должно отличать вежливость, терпимость, уравновешенность, чуткость, внимательность, благожелательность, доброта, тактичность, приветливость, располагающий к себе внешний вид [21]. Коммуникативных способностей и методической подготовки недостаточно для успешной управленческой деятельности. Часто случается так, что хорошо подготовленный на бумаге конспект урока с учетом всех методических требований на деле не удается реализовать: школьники отвлекаются, разговаривают, т.к. руководитель-учитель не смог организовать их.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg