Глава 1. Теоретический аспект профессионального самоопределения подростков.
1.1 Основные понятия профессионального самоопределения подростков
Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет). В основном у нас всех подростковый возраст характерезуется переходным примерно с 12-13 лет до 18-19.
Самоопределение - важнейшее достижение личности, оно основано на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с новым восприятием времени. Молодой человек задает себе вопросы: что значу я в этой жизни? Каковы мои возможности? Какое место я занимаю в этом мире? С точки зрения самосознания самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. По мнению Т.А. Арканцевой и Е.П. Авдуевской (1996), ребенок находится на возрастном перекрестке выбора в самом широком смысле этого слова. Социальная ситуация задается ситуацией множественных социальных выборов.
Профессиональное самоопределение - построение образа желаемого будущего в области профессиональной деятельности, деловых отношений с людьми в контексте осознания себя, своих личных качеств, интеллектуального развития и средств деятельности.
Профессиональный отбор - разновидность отбора психологического, система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормально заданных условиях.
По мнению многих исследователей подросткового периода развития, его центральной задачей является поиск и обретение подростком профессиональной идентичности или профессионального самоопределения. Подросток оказывается в реальной ситуации жизненного выбора и необходимости принимать решения.
Профессиональное самоопределение старшеклассников — задача чрезвычайно сложная, личностная, прежде всего потому, что является процессом принятия решения в ситуации многоальтернативного выбора. Само понятие «самоопределение» задает смысл предела, границ, т.е. постановка для себя границ или направлений ограничения. Сложность многоальтернативного выбора связана не только с проблемой сравнения, оценки и предпочтения одной из альтернатив, но в большей степени психологические сложности возникают с необходимостью отказа от других вариантов выбора. Выбор профессиональных ориентиров — это активный поиск возможностей развития, становления как полноправного члена сообщества профессионалов при одновременном уменьшении неопределенности будущего.
В результате школьного обучения возникает готовность к выбору профессии, моделированию жизненного пути, в том числе и в профессиональной сфере. Принципиально важным для подростка является осознание того, что он сам выбрал свой профессиональнsй путь, т.е. прошел через кризис идентичности в профессиональной сфере и преодолел его. Правильны для помощи подростку в профессиональном самоопределении следующие вопросы: «Что я могу дать обществу?»; «Что я могу лучше всего?»; «Каким я хочу строить свое будущее?»; «Какие отношения с людьми меня привлекают?»; «Какими путями я могу двигаться к намеченным целям?».
Жизненный путь — наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти.
Первый фактор, определяющий профессиональный выбор подростков, — родительское влияние и отношение к проблеме профессионального самоопределения. Выделяют различные варианты родительско-детских отношений в области профессионального самоопределения:
1) родители устраняются от выбора. Подростку предоставляется самостоятельный выбор, родители не вмешиваются в его решение и не помогают никоим образом в ориентировке в профессиональной сфере. Подобный вариант отношения, с одной стороны, представляет собой принятие ребенка и уважение к его решению, но с другой — родители отказываются от решения задачи передачи жизненного опыта в области решения профессиональных задач, уходят от проблемы, вследствие, скорее всего, попустительской позиции;
2) принимают решение за подростка. В ситуации гиперопеки или сверхконтроля родители навязывают ребенку собственное решение различными способами, ориентируясь при этом на социальную престижность профессии, прагматические возможности или собственную нереализованность в той или иной области, заставляя ребенка прожить за них новую жизнь. В такой ситуации родители, как правило, пошагово действуют совместно с подростком или даже за него (ездят на дни открытых дверей, в приемные комиссии и т.д.). Сюда же можно отнести вариант предоставления подростку искаженной, неверной информации о той или иной профессии, например о ее доступности или, наоборот, об отсутствии возможностей достижения намеченных целей. Эта информация влияет на подростка, неверно ориентируя его;
3) поддерживают подростка в принятии решения. Родители уважают выбор подростка и оставляют за ним свободу принятия решения, но помогают ему на этапе ориентировки в профессиях, понимании содержания различных видов профессиональной деятельности, прогнозировании этапов построения карьеры. Подобное родительское отношение стимулирует активность и самостоятельность подростка, серьезное, ответственное отношение к профессиональному самоопределению;
4) отвергают выбор подростка. Это ситуация, когда родители по каким-то причинам не согласны с выбором подростка и всячески препятствуют его осуществлению. Это может быть ситуация, когда родитель из собственного опыта извлек только негативные стороны профессии и не хочет для ребенка такого же будущего, или выбор подростка в чем-то ущемляет амбиции, интересы родителей (непрестижная, низкооплачиваемая и тому подобная работа).
Второй фактор — индивидуальные особенности личности, которые включают как способности, навыки, склонности, так и предпочтения и интересы, которые не всегда напрямую связаны со способностями подростка. Характеристики темперамента, структура познавательных процессов, характерологические особенности и индивидуальные способности в совокупности создают фундамент будущей профессиональной успешности. Осознанное оперирование подростком этими качествами позволяет сделать профессиональный выбор максимально продуктивным. Так, подростку с чертами демонстративности необходимо оценить такую составляющую его будущей профессиональной деятельности, как публичность и возможность быстрого получения информации о результативности. А подростку с замедленным темпом деятельности и низким объемом внимания не стоит мечтать о работе авиадиспетчера. Конечно, в каждом конкретном случае взаимосвязь «личность — профессия» сложна и опосредована множеством дополнительных факторов, но тем не менее она является базовой.
Третий фактор — ситуация в обществе, когда социальное окружение в той или иной степени навязывает подросткам выбор, определяя престижные, статусные сферы деятельности, социально оценивая различные профессии или даже поощряя выбор той или иной профессиональной деятельности, скажем, через предоставление бюджетных мест для обучения. Социальная ситуация профессионального выбора включает в себя и школы, где предлагаются либо модели профессиональных связей (например, школа при вузе или школа, сотрудничающая с производственным предприятием), либо есть определенный уклон в учебном процессе (специализированные классы, например, лингвистической или математической ориентации). Сюда же мы можем отнести фактор конкретного учителя, который увлеченностью и профессионализмом может вдохновлять целые классы на тот или иной профессиональный выбор. Не случайно у отдельных учителей количество выпускников, выбирающих предмет учителя в качестве профессионального профиля, оказывается гораздо выше средних показателей.
Наконец, четвертым фактором является выбор сверстников, влияние которых оказывается значительным. Готовность идти вслед за группой, потребность сохранять дружеские контакты иногда перевешивает собственные интересы, и подросток идет в профессию «за компанию».
Совершенно новым компонентом профессионального самоопределения считают экономическое самоопределение, ориентирующее подростка в отношении его потенциального экономического статуса, включающее сравнительную оценку этого статуса и его взаимосвязь со статусом социальным. Важным является и увязывание экономического статуса с перспективными жизненными планами. Для многих подростков определяющим при выборе профессии становится не ее содержание, а экономические возможности, которые открывает профессия (покупка автомобиля, квартиры, возможности путешествовать и т.д.).
Помощь школьникам в профессиональном самоопределении — особая задача для всего педагогического коллектива школы. Эта работа строится в направлении определения склонностей и интересов подростка и их дальнейшего развития в разных видах профессиональной деятельности; повышении самооценки и укреплении уверенности в себе; ориентации подростка в различных областях профессиональной деятельности и возможностях практического применения полученных в школе знаний.
Содержание профориентационной работы. Е. А. Климов предлагает схему общего вида основных составляющих системы руководства профессиональным самоопределением молодежи.
Согласно Е. А. Климову межведомственная система работы по обеспечению профессионального самоопределения молодежи (схема, см. рис. 6.3) включает в себя следующие блоки, связанные стрелками, отражающими потоки информации и управляющих воздействий.
Первый блок посвящен общим медицинским и психологическим аспектам и физиологической готовности подростка к профессиональной деятельности, выявлению ограничений в профессиональной пригодности подростков. К внутренним регуляторам поведения и деятельности (активности) подрастающего субъекта труда относятся знания о мире профессий, эмоциональные отношения к разным сторонам мира труда, к людям труда. Важными внутренними регуляторами активности являются «образ Я», самооценки личных качеств, а также представления о собственных интересах, склонностях, идеалах, способностях, помыслах, намерениях, познавательных и исполнительных умениях.
Внутренние регуляторы деятельности и поведения подрастающего человека формируются под влиянием условий предметной и социальной среды (важнейшие из них — экономические, гигиенические, информационные, социально-контактные — указаны в первом блоке схемы).
Второй блок — система функций по руководству профессиональным самоопределением развивающегося субъекта труда и соответствующих этим функциям структур. Это и педагоги с арсеналом их возможного влияния на учащихся. Стрелка, идущая от первого блока ко второму, указывает на поток сведений о текущих характеристиках подростка. Стрелки, связывающие второй блок с подсистемами семьи, друзей и экономической среды, указывают на необходимость оценки процесса самоопределения в системе отношений.
Третий блок указывает на взаимность процессов профессионализации и ответственность «принимающей» стороны, т.е. создание на будущем рабочем месте молодого специалиста привлекательных современных ожидаемых условий труда.
Четвертый и пятый блоки соответствуют административно-управля- ющему компоненту системы, т.е. организации государственной политики в области профессионализации и подготовки к труду молодежи, создании специальных организаций [34].
Профориентация направлена на формирование у подростков следующих качеств:
• • умение адекватно оценивать свои знания и имеющиеся навыки;
• • понимание направленности личностных особенностей, знание сильных и слабых сторон своей личности;
• • умение объективно оценивать свои способности к обучению;
• • умение сопоставлять требования профессии и свои актуальные возможности;
• • умение осуществлять выбор направления получения образования;
• • осознание критериев профессионального выбора и умение осознанно осуществлять выбор профессионального направления, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
• • готовность нести ответственность за сделанный выбор;
• • высокий уровень учебной мотивации по избранному направлению.
Такая работа должна строиться не только в выпускных классах, а существенно раньше — в 7—8 классах, создавая условия для постепенного вызревания самостоятельных, ответственных решений подростка, опирающихся на объективную систему знаний. Эти задачи решаются через различные варианты индивидуализации обучения, предпрофильную подготовку, профконсулътирование, психодиагностику.
Надо понимать, что диагностика выполняет в профконсультировании скорее вспомогательную роль.