Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Семейный досуг как условие социального развития ребенка дошкольного возраста

one_butterfly 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.06.2021
Объект исследования – процесс социального развития ребенка дошкольного возраста. Предмет исследования – организация семейного досуга дошкольников. Цель – подбор методов и форм организации семейного досуга дошкольника, направленных на социальное развитие ребенка. Для решения заявленной цели в исследовании предусмотрены следующие задачи исследования: 1. Изучить особенности социального развития личности в период дошкольного девства. 2. Исследовать сущность семейного досуга и способы его организации, направленные на социальное развитие детей дошкольного возраста. 3. Определить показатели социального развития дошкольника и подобрать соответствующие им диагностические методики; провести диагностику социального развития детей дошкольного возраста. 4. Разработать и реализовать программу взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по организации культуры досуга дошкольников и изучить социальное развитие дошкольников после реализации программы. Теоретическая основа исследования: Вопросы становления и развития социальной активности дошкольников получили отражение в работах отечественных исследователей Л.А. Архипова, А.К. Бондаренко, Е.А. Герасимова, Н.В. Иванова, Р.Г. Казакова, С.А. Козлова, В.Г. Моралова, Е.И. Тимошина, А.В. Усова, Е.А. Шанца. В дальнейшем, вопрос социального развития детей рассматривался в трудах Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, А.М.Гельмонта, Л. В. Занкова, В.В.Зеньковского, П.Ф.Каптерева, И. С.Кон, А. Н Леонтьева, В. С. Мухиной, М. Монтессори, Л. И. Новиковой, Н.И.Пирогова, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцова, С.Т.Шацкого, Д. Б. Эльконина . В научной литературе вопросы организации досуговой деятельности ребенка рассматриваются с разных сторон. Так, по мнению, А. Н. Антоновой, Н. И. Бочаровой, Г. Г. Волощенко , А. Д. Жаркова, И. А. Новиковой, и других досуг рассматривается как важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры. В исследованиях Б. А. Титова, М. Б. Зацепиной показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства. М. В.. Решение задач осуществлялось при помощи следующих методов: - теоретические - сравнительный анализ теоретических и практических подходов в педагогической и психологической науке по проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта; - эмпирические - наблюдение, беседы, анкетирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования были выявлены особенности, содержание, методы и средства социального развития дошкольников. Материалы, полученные в ходе исследования, могут применяться в практике воспитания и обучения дошкольников специалистами дошкольных образовательных учреждений. Базой исследования является: филиал МБДОУ ПГО «Детский сад № 49 общеразвивающего вида» (количество испытуемых 18 человек). Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами.
Введение

Проблеме изучения социального развития личности посвящено множество теоретических и практических разработок. Социальное развитие человека продолжается всю жизнь, но есть отличительные особенности между социальным развитием в детском возрасте и у взрослых. В данной работе мы постараемся рассмотреть особенности социального развития дошкольника, роль семьи в воспитании и развитии ребенка, а также важность грамотной организации досуга для социализации дошкольника. Детский возраст – это время бурных изменений как в психическом развитии человека, так в социальном становлении, расширении и изменении социально – психологических возможностей. Дошкольник находится во взаимодействии с окружающим миром, общается с разными людьми и группами: семьей, родственниками, сверстниками, воспитателями. Он принимает нормы, ценности окружающего мира, а затем перерабатывает их, оценивает, изменяет, приспосабливая к своим индивидуальным и личностным особенностям. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделены целевые ориентиры, необходимые для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников, в том числе по развитию у дошкольников основ социальной активности. Развивать социальные качества ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение каких-либо учебных задач, умение общаться со взрослыми и сверстниками, не бояться проявлять инициативу и активно работать в группе. Семья может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир. Она может дать основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. Высока роль семьи в формировании мировоззрения, навыков культуры и поведения, гражданской позиции личности, в раскрытии её интеллектуальных возможностей. Дети вырастают более самостоятельными, приспособленными к жизни, если отец и мать занимаются их воспитанием одинаково активно. В условиях разумного воспитания в семье, социальное развитие ребенка идет в направлении формирования личностных качеств, обеспечивающих существование личности в группе и группы в целом. Организация досуга – одна значимых функций семьи. Целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение разных духовных потребностей семьи. Очень важно, чтобы свободное время было грамотно организовано, наполнено активным и радостным взаимодействием между членами семьи. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Проблема социализации, организации свободного времени семьи была интересна для изучения многим, среди них А.М.Мудрик, Г.Е.Зборовский, Ю.Д.Красильникова, М.И.Болотова, Т.Г.Кисилева, А.Г.Харчев, А.С.Спиваковская, М.Р.Битянова, В.И.Бобнева. Дальнейшее изучение темы влияния семейного досуга на социализацию дошкольника сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время нет единого подхода к организации семейного досуга как условия социального развития ребенка дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность в изучении возможностей семейного досуга.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ ……………......................................................... 6 1.1. Социальное развитие личности: характеристика ключевых понятий, этапы, факторы, механизмы, условия ………………………………………………………………………………….. 6 1.2. Особенности социального развития детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………….... 24 1.3. Сущность семейного досуга и способы его организации ………………………………………………………………………………… 29 1.4. Возможности семейного досуга в социальном развитии ребенка-дошкольника…………………. …………………………………………….. 39 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА, НАПРАВЛЕННОГО НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ………………………………… 44 2.1. Результаты диагностики социального развития дошкольников ………………………………………………………………… 44 2.2. Организация семейного досуга, направленная на социальное развитие детей дошкольного возраста……………………………………. 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………................ 65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..……………............. 66 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………… 69 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………… 74
Список литературы

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997 - 382 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. –М., 1997 3. Беляков О. И. Инновационные методы и направления в работе с геопространственной информацией //География и экология в школе XXI века № 8. М, 2008. С. 55-60. 4. Болотова М. И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. М, 2005. 52 с. 5. Борисова, Оксана Феликсовна. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат дис. 6. Варга А.Я. Роль родительского отношения к стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ: Сер. 14 "Психология" -1985. - № 4. - С.34. 7. Волощенко Г.Г. Досуг как явление культуры: генезис и развитие, Омск, 2006. 249 с. 8. Журнал НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. 2014. 4(6). Статья: ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Андреевой И. А. с.7-11. 9. Журнал МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. №3(58) 2016. 10. Зборовский Г. Е. Социология досуга и культуры. М, 2006. С. 237. 11. Карабанов О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005 - 320с. 12. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность. М, 2004. 539 с. 13. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с. 2006 14. Мудрик А.В. Социальна педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд. Доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2003 - 200 с. 15.Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С.25. 16. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е издание/ Под редакцией И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2006. - 592 с. 17. Рабочая программа воспитателя. 18. Сибирский педагогический журнал. №3/2019 19. Смелзер Н. Социология. — М., 1994. 20. Социальная психология личности. / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. — М., 1979. 21. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 14-е изд. - Ростов на/Д "Феникс" 22. studfiles.net (интернет ресурс) 23. Суханова Н. М. Формирование коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста в рамках модели воспитательно-образовательного процесса «Совместная деятельность педагога и детей». 24. Талалаева Г.В. Разработка инновационных технологий в сфере социального менеджмента // Успехи современного естествознания № 12. М, 2007. С. 511-512. 25. Учебный план МБДОУ ПГО «Детский сад № 49 общеразвивающего вида» 26. Щетинина А.М. Щ 49 Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. -88 с. 27. Шмайгер Д.В. Хочу видеть землю. М, 1982. 112 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 1.1. Социальное развитие личности: характеристика ключевых понятий, этапы, факторы, механизмы, условия Социальное развитие социализация и рассматриваются как две равные составные части вхождения человека в мир культуры и социальных отношений. Социальное развитие личности – формирование общественного качества личности в результате его социализации и воспитания, усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами. Понятие «социальное развитие личности» было использовано в конце 1970 – х гг. В.И.Бобневой. Этим термином обозначался «процесс индивидуального развития человека в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения» (В.И.Бобнева, Е.В.Шорохова). [20] Этапы социального развития личности. В процессе социального развития выделяются две взаимосвязанные, противоположные направления: типизация и индивидуализация личности. Типизация личности – процесс формирования общих стандартных личностных черт и свойств, общих для представителей групп, в которые входит человек. Благодаря типизации создается психологическая основа нормативного поведения человека в социуме. Индивидуализация личности – процесс выработки собственного, социального опыта, индивидуального отношения к нормам, ценностям, ролям, позициям, существующим в группе. Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения человека, ценности и личностные смыслы, оформляется индивидуальная картина мира. Каждый этап социального развития человека характеризуется особенным сочетанием процессов типизации и индивидуализации. Социальное развитие человека продолжается всю жизнь, но есть отличительные черты между социальным развитием в детском возрасте и у взрослых. В связи с этим мы разберем особенности социального развития, разделив их на два основных этапа. Первый этап объединяет детский и подростковый возраста. Второй этап – период взрослости. Этапы социального развития не привязаны к возрасту жестко. Но, несомненно, существует связь между социальной зрелостью и уровнем интеллектуального развития. Детский и подростковый период – это время сильных изменений как психическом развитии человека, так и социальном взрослении, расширении и качественном изменении социально – психологических возможностей. Ребенок общается с различными людьми и группами: семьей, сверстниками, находиться во взаимодействии с окружающим миром, и т.д. Он принимает нормы, ценности окружающего мира, а затем перерабатывает их, оценивает, изменяет, приспосабливая к своим индивидуальным и личностным особенностям. Социальное развитие в дошкольном возрасте. Для этого периода характерно формирование нравственных представлений о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Ребенок в этот период сверхнормативен. Он не уверен в собственной компетентности и очень восприимчив к усвоению норм и правил, диктуемых взрослыми. В этот период еще не развит самостоятельный контроль за собственными поступками, поэтому при отсутствии постоянного внешнего контроля, ребенок начинает не соблюдать правила поведения. Здесь следует также отметить, что в этом возрасте очень сильна система подражания. Дошкольник легко и с удовольствием копирует различные модели поведения, как хорошие, так и плохие. Новый уровень развития для этого периода связан прежде всего с тем, что ребенок пытается стать самостоятельным. Независимость проявляется в умении видеть различия между поступками сверстников или взрослых с собственным опытом, и противостоять авторитетам, поступая так как считать нужным. Для взрослого человека такое поведение ребенка нередко выглядит как простое непослушание. Является педагогической ошибкой полное самостоятельности ребенка. Социальное развитие младшего школьника. Важная задача этого периода развития – усвоение типического опыта, часто некритическое. Главным является накопление, научение различным навыкам и умениям. Социальное развитие в этот период тесно переплетается с особенностями познавательных интересов ребенка. Х.Лейтес подчеркивает удивительную особенность младших школьников – их восприимчивость к в формальной стороне деятельности взрослых, в том числе нормативной регуляции социального поведения. Младший школьник как бы формально перенимает, копирует умственную деятельность взрослых, чтобы чуть позже перейти к анализу ее содержания. по мнению М.Р.Битяноваой готовность выбирать, впитывать чужой опыт – важная предпосылка развития интеллектуальной и личностной критичности ребенка в будущем. Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста созревает внутренний конфликт между некритическим усвоением знаний, умений, навыков, в том числе и социальных и расширением личного опыта взаимодействия и общения с окружающими людьми. Этот этап является подготовительным к формированию выраженной индивидуализации ребенка. Социальное развитие в подростковый период. социально – психологические механизмы регуляции поведения формируются в подростковом возрасте, складываются основные черты зрелой личности. Как известно, именно к этому возрасту заканчивается формирование основных навыков и операций мыслительной деятельности, и именно в этом возрасте ребенок ориентирован на работу с абстрактными, обобщенными представлениями и системами понятий. В раннем подростковом возрасте ребенок очень чувствителен к усвоению обобщенных, отвлеченных социальных категорий и представлений. Подростки открыты для социального коллективного опыта. В среднем подростковом возрасте ребенок испытывает большую потребность активного индивидуального развития, самоутверждения, овладения «взрослыми» условиями жизни и деятельности. Согласно М.И.Бобневой и Е.В.Шороховой «вслед за этапом сензитивности следует этап особого соотношения тенденций типизации и индивидуализации социального развития личности» Подросток стремиться, с одной стороны, быть «чьим – то», он испытывает потребность в общении, хочет принадлежать к какой – либо группе, стремиться подражать какому- либо образу, идеалу. Одновременно действует тенденция к индивидуализации, проявляющаяся в стремлении к индивидуальному, непосредственному овладению социальным опытом, к личному участию в социальной жизни. Лишь за этой стадией следует стадия собственно индивидуального социального развития личности. М.И.Бобнева и Е.В.Шорохова, считают, что эту стадию нельзя четко определить каким – то возрастным промежутком. «Начало этой стадии почти всегда может быть связано с тем или иным сильным личным переживанием, потрясением, событием «катарсического порядка». Авторы стоят на той позиции, что не бывает «сглаженного», бесконфликтного переживания подросткового возраста. «Наиболее часто распространены случаи, когда изменение хода развития и оценивания ситуаций, событий, людей, всего накопленного опыта с новых позиций наступает вслед за столкновением личных планов, установок, представлений с реальной действительностью. К той же группе следует отнести и первый личный опыт собственно социальных отношений, решений, поступков и т.п. В той или иной форме фазы катарсических переживаний чрезвычайно существенны для социального развития личности». Согласно мнению Л.Колберга, путь к социальной зрелости начинается после 15 лет, но его начало конец трудно привязать к возрастным этапам. Суть фазы индивидуального социального развития – это формирование собственной точки зрения, личных установок, личностного осмысления усвоенных ранее и полученных в прошлом опыте знаний социального порядка. У человека формируется отношение к своей социальной позиции, своим ориентациям, поступкам и планам. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова подчеркивают эту стадию социально развитого самосознания и социальной самооценки. Все это свидетельствует о начале формирования социальной зрелости человека. Социальное развитие во взрослом возрасте. Социальное развитие и социализация во взрослом возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в этот период человек является активным создателем собственного социального опыта. Два взгляда на общественную жизнь становятся особо значимыми во взрослом возрасте: личная жизнь и работа. Если личная жизнь продолжает быть актуальной с предыдущего периода социального развития, то работа как профессиональная деятельность является совершенно новой сферой социального развития. Важным периодом творческой переработки накопленного социального опыта и его реализации в социальных группах и культурном пространстве, является взрослость. В отечественной социальной психологии социализация рассматривается с точки зрения усвоения социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Основанием для классификации стадий социализации является в данном случае отношение к трудовой деятельности. по мнению Г.М.Андреевой стоит выделить три основные стадии социализации: до трудовую, трудовую и после трудовую. Весь период жизни человека до начала трудовой деятельности- это до трудовая стадия социализации. В этой стадии выделяю два периода: ранняя социализация - это период от рождения ребенка до поступления его в школу и стадия обучения – включает весь период обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны. Эта стадия – весь период трудовой деятельности человека. В этот период личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. Поэтому этой стадии в социальной психологии придается особое значение. Период жизни человека после окончания трудовой деятельности – это после трудовая стадия социализации. [1;20] Ссемья уникальна и незаменима в том, что она может передать детям социальный опыт, интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Только семья может полноценно социализировать ребенка. Она дает ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. И напротив, отсутствие опыта семейного воспитания (например, у детей - сирот и детей, воспитывающихся в интернатах с одной "мамой" на несколько человек) приводит к значительным затруднениям в их социализации. Воспитательные функция семьи: формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача накопленного социального опыта, выработка научного мировоззрения, благородного отношения к труду, привитие чувства коллективизма, чувства меры, правил поведения, установленных в обществе, укрепление здоровья, помощь в физическом развитии. Семья наиболее полно раскрывает индивидуальные качества человека, его внутренний мир. Высока роль семьи в формировании мировоззрения, навыков культуры и поведения, гражданской позиции личности в раскрытии ее интеллектуальных возможностей. Факторы, влияющие в семье на личность ребенка, специалисты разделяют на три группы. Первая - это социальное окружение семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая - это внутри и вне-семейная деятельность, по преимуществу, это бытовой труд, являющейся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Третья группа - это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических методов. Как видно из определений, первые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) могут быть представлены педагогикой семейных отношений. Как утверждал великий советский педагог А.С.Макаренко, в своей "книге для родителей", "Ваше собственное поведение, - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы одеваетесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!" Всю жизнь человека от рождения до смерти сопровождает процесс социализации. Социализация взрослых отличается от социализации детей рядом особенностей. Так в ходе социализации взрослых происходит изменение внешнего поведения, а в социализации детей наблюдается формирование ценностных ориентаций. Взрослые люди в состоянии самостоятельно оценивать те или иные социальные нормы, а дети могут лишь усваивать их. Н.Смелзер считает что, социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками, тогда как социализация детей в большей мере относиться к области мотивации. Согласно Н.Смелзеру, выделяется четыре механизма социализации: Имитация – осознанное копирование определенной социальной модели; Идентификация – усвоение через уподобление себя объекту подражания. Стыд – состояние, чувство, возникающее у человека из ощущения, что его разоблачили. Вина – чувство, основанное не на страхе разоблачения, а на терзаниях совести. Н.Смелзер причислил имитацию и идентификацию к позитивным средствам усвоения социального опыта, стыд и вину – к негативным. Негативными он назвал стыд и вину на основании того, что они своим действием запрещают некоторое социальное поведение, блокируют его. [4;19] Весьма разнообразны современные семьи. И от этого зависит то, какой индивидуальной средой развития ребенка она является, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. В любой семье человек проходит стихийную социализацию. Характер и результаты социализации определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями) и субъективными (ценностными установками стилем жизни и уровнем взаимоотношений членов семьи). Небольшое количество российских семей в состоянии осуществлять воспитание в семье как относительно социально контролируемой социализации. Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлений о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша [14]. Каковы задачи семьи? Они состоят в том, чтобы: · создать максимальные условия для роста и развития ребенка; · стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; · передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; · научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; · воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного "я". Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: · гуманность и милосердие к растущему человеку; · вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; · открытость и доверительность отношений с детьми; · позитивность взаимоотношений в семье; · последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); · оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы. Столяренко Л.Д. считает, что кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады [21]. Если отец и мать занимаются воспитанием детей в одинаковой мере активно, то дети вырастают более самостоятельными, приспособленными к жизни. На формировании чувства ответственности и самостоятельности ребенка сказывается пол того из родителей, кто занимает главенствующее положение в семье. Если ребенок того же пола, что и отец (мать), занимающий в семье лидирующее положение, то у него больше возможностей для формирования чувства ответственности и самостоятельности. В семье, где лидерскую позицию занимает мать, дети, как правило, растут лишенными инициативы, способны действовать только по указанию других. В таких семьях Особенно мальчики, помимо всего приобретают еще и черты инфантильности. Если семейные функции отца претерпели значительные изменения, то функции женщины-матери по-прежнему заключаются в воспитании детей, в установлении эмоционального климата в семье. К семейной социализации можно подойти по разному: как с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности, - с другой. Чем крепче семья, тем лучше то социализирующее влияние, которое она оказывает на ребенка, что возможно только в том случае, когда семья, ее интересы находятся на первом месте. Но этот приоритет не должен абсолютизироваться, чтобы не сформировать приспособленческого поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи. Общение со взрослыми необходимо ребенку для идентификации себя как гармоническая личность. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи. Они могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейший фактор психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами: · характер эмоциональной связи: со стороны родителя - эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обоих сторон; · мотивы воспитания и родительства; · степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения; · удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя; · стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства; · способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка независимости ребенка; · социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции поощрения и подкрепления); родительский контроль; · степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания. Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предоставляет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и динамику развития. По мнению Э. Фромм Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви. Причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающая как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин "принятие" (А.Я.Варга, А.И.Захаров, Д.И.Исаев, А. Рое, М.Сегельман), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. В.В.Столин считает, что эмоциональная близость определяет аффективный знак отношения (симпатия - антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком. Родительская любовь имеет социокультурную историческую природу. Вплоть до XVIIIв. общественная ценность родительской любви была относительно невысока. В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно велика. Интимно-эмоциональная близость родителей с детьми в условиях малодетной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как "норма" психологического здоровья человека. Поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, рассматривается как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности. Но при условии выполнения ими родительского долга, проявление заботы, внимания и опеки в отношении ребенка, было бы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей. В множестве значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открытого негативного полюса. Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность "несмотря ни на что"). Безусловное принятие предполагает обособление родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его значимости и снижения самооценки его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в общении с родителями. Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслуживать своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и страдания. Лишение родительской любви - достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Такие родительские отношения провоцируют у ребенка возникновение тревоги и неуверенности. Двойственное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви). Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя. Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку). Открытое эмоциональное отвержение ребенка. А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской. Тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия - антипатия; уважение - презрение; и близость - дальность [11]. Новорожденный ребенок современного человека сохранил этологические признаки лица, которые обусловливают возникновение защищающих форм поведения у его матери. Кроме этого у младенца очень быстро вырабатывается паралингвистическая знаковая система (мимика, особенно улыбка, жесты, восклицания и т.д.). Такие образования, значимые для общения, формируются на врожденной основе через присвоение ребенком идентифицирующегося поведения взрослого [13]. В свою очередь, та элементарная знаковая система, которой овладевает ребенок, стимулирует определенные реакции у матери. Улыбка младенца приводит мать в гармоническое состояние радости от общения с ним, и она с ещё большей силой воздает ему за любовь. Здесь можно наблюдать отношения развивающейся взаимной идентификации, которая обеспечивает формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще. Идентификационные отношения ребенка со взрослыми и взрослого с ребенком способствуют эмоциональной причастности малыша к человеческому роду. Таким образом, реально правило идентификации на социальном уровне начинает прививаться через присвоение ребенком идентифицирующего поведения другого человека путем подражания. Развитие способности к идентификации определяет формирование социально значимых свойств личности, например, таких как способность к сопереживанию (сочувствию и сорадости) и активному нравственному отношению к людям, человечеству, к самому себе. Все это дает ребенку возможность распознавать эмоции и чувства другого, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением. Идентификация как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности имеет неоднозначное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, идентификация обеспечивает присвоение многообразных психических действий, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых личностных качеств. С другой стороны, идентификация может привести к растворению личности в другом человеке, выведению индивидуального. Социальное развитие ребенка идет в направлении формирования личностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивида человека в группе и группы в целом, только в условиях разумного воспитания в семье Идентификация обеспечивает усвоение определенных ролей, норм, правил поведения в обществе. Все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми и выросли хорошими людьми.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg