Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Войска национальной гвардии Российской Федерации в системе обеспечения безопасности государства

one_butterfly 2340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.05.2021
Предмет магистерской диссертации – нормативные правовые акты, регулирующие организацию территориальной обороны Российской Федерации, участие войск национальной гвардии РФ в системе обеспечения безопасности государства. Объект магистерской диссертации – общественные отношения в сфере регулирования и обеспечения территориальной обороны Российской Федерации и участия войск национальной гвардии РФ в системе обеспечения безопасности государства. Цель исследования изучить и обобщить нормативные правовые акты, регламентирующие организацию территориальной обороны государства и участие войск национальной гвардии РФ в системе обеспечения безопасности государства. Задачи исследования: изучить организационную основу обеспечения территориальной обороны РФ и участие войск национальной гвардии РФ в системе обеспечения безопасности государства. проанализировать предназначение и сущность территориальной обороны страны и войск национальной гвардии РФ в системе обеспечения безопасности государства. Теоретической основой исследования являлись труды Княжева В.Б., Кардаша И.Л, Лебедева В.И., Майдыкова А.Ф., Петрова В.В., Синодова И.Р., Тихомирова С.В., Ильичёва И.Е., Утяшова Э.К. и Федотова Ю.Г. и др. Магистерская диссертация структурно состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Введение

Актуальность. Российская Федерация – суверенное государство, с обширной сухопутной и водной территорией. Развернутый механизм российского правового поля, начиная с основного закона государства, имеющего наивысшую юридическую силу, предопределяет обеспечение целостности и неприкосновенности государственной территории Российской Федерации. Наличие этого правового механизма подразумевает создание и деятельность уникальных систем обеспечения государственной безопасности – федеральных органов исполнительной власти, с функциями выработки единой государственной политики и нормативного правового регулирования, их планомерную системную трансформацию в контексте современных мировых политико-правовых реалий. Именно эти факторы диктуют условия по созданию мощного профиля Вооруженных Сил и иных формирований Российской Федерации (далее – РФ), с возможностью привлечения их к обороне государства и осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности, а именно должному состоянию защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ. Примером тому служит состоявшееся образование Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия). Войска национальной гвардии являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Прародителем Росгвардии является опричнина, сформированная еще в 1565 году царём Иваном Грозным. С того времени, почти половину тысячелетия защитники охраняют безопасность страны. Войска упразднялись и преобразовывались, менялось название государства, его правители, но суть службы оставалась прежней. В XXI веке, в эпоху глобальных перемен и быстротечного развития общества, когда переосмысление государственных институтов затрагивает практически все сферы жизнедеятельности, государству необходим новый взгляд на действующие реалии. Светлое будущее страны напрямую зависит от грамотного, точечно выстроенного, пошагового движения в ответ новым вызовам. В связи с вышесказанным, несмотря на формально относительную молодость организации, сотрудники Росгвардии выполняют поставленные задачи, опираясь на многолетний опыт предшественников. Так, в 2019 году военнослужащими и сотрудниками Росгвардии обеспечена безопасность при подготовке и проведении таких мероприятий, как Петербургский международный юридический форум, Международный военно-технический форум «Армия-2019», «Армейские международные игры 2019», Единый день голосования и многих других. Правовой статус войск национальной гвардии, помимо прочего, определяет контроль в сфере оборота оружия. По итогам деятельности 2019 года «сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии проведено 3,7 млн проверок обеспечения сохранности оружия гражданами, в ходе которых выявлено 250,9 тыс. нарушений установленных правил оборота оружия, к административной ответственности привлечено 250,9 тыс. нарушителей. Аннулировано 49,9 тыс. лицензий и разрешений на гражданское оружие». В 2020 году Росгвардия конструктивно взаимодействует с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор), выполняя задачи по охране мест изоляции граждан, находящихся на карантине и излечении, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Система обеспечения безопасности государства 6 1.1 Основные понятия и определение территориальной обороны 6 1.2 Система и виды обеспечения безопасности 17 ГЛАВА 2. Войска национальной гвардии Российской Федерации в системе обеспечения государственной безопасности 26 2.1 «Правовой статус войск национальной гвардии». Анализ деятельности Конституционного суда в вопросе применения законодательства. 26 2.2 Государственная безопасность и роль войск национальной гвардии Российской Федерации в ее обеспечении 42 2.3 Участие в территориальной обороне войск национальной гвардии Российской Федерации 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6 – ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7 – ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2 – ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445. 2. Договор о коллективной безопасности: (Ташкент, 15 мая 1992 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.01.2013. 3. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Московский журнал международного права. – № 3. – 1997 г. 4. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 янв. 2002 г. № 1-ФКЗ; ред. от 01 июля 2017 г. № 278-ФЗ // СЗ РФ. – 2017. – № 5. – Ст. 375. 5. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ; ред. от 03 июля 2016 г. № 313 // СЗ РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277. 6. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 окт. 2001 г. № 136-ФЗ; ред. от 25 дек. 2018 г. № 169 // СЗ РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147. 7. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 07 марта 2001 г. № 24-ФЗ; ред. от 29 дек. 2017 г. № 316-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 11. – Ст. 1001. 8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; ред. от 27 дек. 2018 г. № 348-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 183. – Ст. 1. 9. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 50. – Ст. 4873. 10. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ; ред. от 5 февраля 2018 г. № 69-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475. 11. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ; ред. от 11 окт. 2018 г. № 269-ФЗ // СЗ РФ. – 2018. – № 27. – Ст. 4159. 12. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 июля 2018 г. № 264-ФЗ. 13. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ // газ. Российская газета. 30. 12. 2012. № 303. 14. О государственной тайне: Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 548-1; ред. от 26 июля 2017 г. № 291-ФЗ // газ. Российская газета. 29. 07.1993 № 258. 15. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031. 16. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – № 19. – Ст. 2716. 17. О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1014. 18. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 31. – Ст. 3451. 19. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 34. – Ст. 4029. 20. О противодействии терроризму: Федеральный закон. от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 11. – Ст. 1146. 21. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // газ. Российская газета. 02. 06. 1998. № 104. 22. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 2005 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 28. – Ст. 3466. 23. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // СЗ РФ. – 2014. – № 218 – Ст. 3742. 24. Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ; ред. от 3 авг. 2018 г. № 212-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 23. – Ст. 2750. 25. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 51. – Ст. 5681. 26. Положение о территориальной обороне Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 г. № 482. 27. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 17.06.2019) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». 28. Постановление Правительства Российской Федерации «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции» от 8 декабря 2011 г. № 1021. 29. Постановление Правительства Российской Федерации «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции» от 15 мая 2018 г. № 580. 30. Приказ Росгвардии от 21 января 2019 г. № 8 «Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, а также возмещения лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, стоимости выданных предметов вещевого имущества личного пользования в случае расторжения контракта и увольнения их со службы». 31. Приказ Росгвардии от 2 августа 2018 г. № 350 «Об утверждении Порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, увольнением со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и исключением из реестра лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции». 32. Приказ Росгвардии от 20 июня 2017 г. № 228. «О дополнительном отпуске лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за выполнение служебных обязанностей в особых условиях». 33. Приказ Росгвардии от 11 июля 2018 г. № 236 «Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации». 34. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Указом от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // газ. Российская газета. 30. 12. 2014. № 298. 35. Вопросы деятельности военных советов (вместе с «Положением о военных советах в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»): утв. Указом от 30 июня 2012 г. № 919; ред. от 19 апр. 2017 г. № 177-ФЗ // СЗ РФ. – 2012. – № 28. – Ст. 3882. 36. Вопросы Совета безопасности Российской Федерации: утв. Указом от 6 мая 2011 г. № 590; ред. от 25 июля 2014 г. № 182-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – № 19. – Ст. 2721. 37. О военно-административном делении Российской Федерации: утв. Указом от 20 сентября 2010 г. № 1144; ред. от 02 апр. 2010 г. № 94-ФЗ // СЗ РФ. – 2010. – №39. – Ст. 4929. 38. О стратегии национальной безопасности: утв. Указом от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. – 2015. – №1. – Ст. 12. 39. О структуре федеральных органов исполнительной власти: утв. Указом от 15 мая 2018 г. № 215; ред. от 14 сен. 2018 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. – 2018. – № 131. – Ст. 192. 40. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: утв. Указом от 30 сентября 2016 г. № 510 // СЗ РФ. – 2016. – № 41. – Ст. 85. 41. О штатной численности центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: утв. Указом от 20 сентября 2016 г. № 482 // СЗ РФ. – 2016. – № 39. – Ст. 5622. 42. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»): утв. Указом от 10 ноября 2007 г. № 1495; ред. от 26 января 2019 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. – 2007. – № 47. – Ст. 5749. 43. Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности: утв. Указом от 02 октября 1998 г. № 1175; ред. от 22 октября 2015 г. № 162-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 40. – Ст. 991. 44. Об утверждении Положения об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии Российской Федерации: утв. Указом от 24 мая 2017 г. № 236 // СЗ РФ. – 2017. – № 237. – Ст. 49. 45. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утв. Указом от 18 сентября 2008 г. № 1969 // Официальный интернет-портал правовой информации www.government.ru, 20.02.2013. 46. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Пост. Правит. от 30 декабря 2015 г. № 1493; ред. от 20 ноября 2018 г. № 312-ФЗ // газ. Российская газета. 24. 12. 2015. № 240. 47. О составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему (вместе с «Положением о составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему»): Пост. Правит. от 26 ноября 2012 г. № 1220 // СЗ РФ. – 2012 г. – № 49. – Ст. 6865. 48. Об утверждении Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве: Постановление Правительства от 3 августа 2015 г. № 933 // СЗ РФ. – 2015. – № 37. – Ст. 5147. 49. Об утверждении Единого типового устава органа управления соединений и воинской части войск национальной гвардии РФ: Приказ Росгвардии от 25 июля 2016 г. № 46 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.10.2016. 50. Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в войсках национальной гвардии РФ: Приказ Росгвардии от 30 мая 2017 г. № 155 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2017. 51. Об утверждении правил осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, правил работы с обезличенными данными в случае обезличивания персональных данных, должностного регламента (должностных обязанностей, должностной инструкции) ответственного за организацию обработки персональных данных, перечня информационных систем персональных данных войск национальной гвардии Российской Федерации и порядка доступа личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации в помещения, в которых ведется обработка персональных данных: Приказ Росгвардии от 19 ноября 2018 г. № 507 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.12.2018. 52. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации». 53. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации». Научная и учебная литература: 54. Авакьян С. А. Конституционное право России: учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2014. – 864 с. 55. Алёхин А.П. Административное право России. Особенная часть: учебник для вузов – М.: Зерцало-М, 2016. – 272 с. 56. Аминов И.Р. Понятие, цели и виды национальной безопасности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук № 5-2(44). 2020. С.199-201. 57. Асеев А. Г. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации: особенности правового статуса // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. 2019. № 1. С. 45-50. 58. Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2004. 59. Барабин В. В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности: социально-философский анализ: дис. … д-ра философ. наук. М., 1999. 60. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие – М.: Юстицинформ, 2015. – 492 с. 61. Бойко Ю.П. Историко-теоретические аспекты взаимосвязей нации и государства // История государства и права. 2010. № 2. С. 2-3. 62. Василенко С. В. Безопасность России в контексте становления глобального гражданского общества: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. 63. Васильев А. И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. 64. Военное право: учеб. для военно-учебных заведений Вооруженных сил Российской Федерации / под ред. В.Г. Стрекоза и А.В. Кудашкина – М.: «За права военнослужащих», 2014. – 359 с. 65. Военное право: учеб. для военно-учебных заведений Вооруженных сил Российской Федерации / Под ред. Н.И. Кузнецова. – М.: Издательство «Военный университет МО РФ», 2015. – 485 с. 66. Волков Я.В. Геополитика и ее влияние на обеспечение безопасности в современном мире : дис. ... д-ра полит. наук. М., 2001. С. 128. 67. Гацко М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации - М.: Флинт, 2008. – 342 c. 68. Гацко М.Ф. Состояние и проблемы правового регулирования строительства Вооруженных Сил Российской Федерации – Военно-правовое обозрение. 2009. № 1. – 26 с. 69. Герасимов А.В. Органы государственной безопасности в механизме правового государства: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Краснодар, 2004. С.29. 70. Гордеев Д.А., Мацулевич А.М. Территориальная оборона - история и современность // В сборнике: Специальная техника и технологии транспорта. Сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2019. С. 50-55. 71. Дугенец А.С., Мельников А.В., Васильев Ф.П., Дашко М.Н. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России // Административное право и процесс. 2012. № 3. С. 65 - 67. 72. Идрисов Р. Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002. 73. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006. 74. Карнаухов С.С. Формирование юридической теории безопасности государственности в контексте новых вызовов и угроз // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2008. № 1. С. 63. 75. Катков В.Д. К анализу основных понятий юриспруденции. Харьков, 1903. С. 73 76. Княжев В.Б., Майдыков А.Ф. Территориальная оборона в системе безопасности российского государства и место в ней МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 2. С. 328-330. 77. Козлов М.Ю. Административное право: учебник. – М.: Юрист, 1999. – 87 с. 78. Липатов Э.Г. Административное право: учебник для бакалавров – М.: Академия, 2016. – 456 с. 79. Манилов В. Л. Исследование проблем национальной безопасности: вопросы методологии. М., 1995. № 5. 80. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А. А. Прохожева. М., 2002. С.8. 81. Опалев А.В. О некоторых базовых категориях закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности Российской Федерации // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М., 2006. С. 207. 82. Поздняков А. И. Концептуальные основы национальной безопасности России: лекция. М., 2013. 83. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Под ред. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.83. 84. Пузиков Р.В. Понятие государственной безопасности Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета №. 4 (96). 2011. С.280-286 85. Тарасова М.А. Органы безопасности в механизме российского государства // Гражданин и право. 2008. № 10. С. 37. 86. Шубина Е.В. Административно-предупредительные меры в системе административно-правового принуждения. 2014. № 11. – С. 1160-1164. 87. Юмаев Е.А. О системе обеспечения безопасности Российской Федерации // Известия ИГЭА. 2009. №3 (65). С. 99-100. Судебная практика: 88. Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 № 743-О Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации№. 89. Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 1481-О. Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». 90. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 № 1870. Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». 91. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 № 5-П. Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». 92. Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 683-О. Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». 93. Определение Конституционного Суда РФ от 05.06.2018 № 1403-О. Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». 94. Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 3313-О. Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». 95. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2018 № 16-П. Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». 96. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 954-О. Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации».
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Система обеспечения безопасности государства 1.1 Основные понятия и определении территориальной обороны В своем послании Федеральному собранию, имеющему глубинную сущность и беспрецедентный исторический посыл, по нашему мнению, еще в декабре 2016 года, Президентом Российской Федерации отмечено, что «...мы не ищем и никогда не искали врагов. Нам нужны друзья. Но мы никогда не допустим ущемления своих интересов, пренебрежения ими...». Архитектура российского правового поля в секторах обеспечения безопасности обширна и многоаспектна. Нормативные очертания, например, государственных функций по формированию заданных уровней поддержания обороны, основаны на конституционных положениях, нормах федерального законодательства и, конечно же, прежде всего – международных ратифицированных актах, не противоречащих основному документу государства. Конституция РФ – основной базовый документ, регламентирующий доминирующие принципы законности, соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, территориальное устройство и государственную суверенность. В свою очередь, Российская Федерация, обеспечивает целостность и неприкосновенность своих территорий. Конституционные основы и риторика деятельности органов государственной власти, с условиями привлечения граждан для обеспечения реализации собственных полномочий и исполнения гражданами почетной обязанности по защите Отечества, не противоречат положениям «Устава Организации Объединенных Наций» (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945). Глубинная направленность государственной политики в сферах обеспечения оборонительной безопасности соответствует статье 51 вышеуказанного документа и предоставляет право России (группе государств) на индивидуальную и коллективную самооборону при вооруженном нападении. На Российскую Федерацию – члена Организации Объединенных Наций (далее – ООН), возложена обязанность, как и на 193 государства – участника ООН, поддержания в состоянии немедленной готовности контингентов национальных военно-воздушных сил для совместных международных принудительных действий. Именно эта направленность «типового международного регламента» и очертаний российского правового поля, предопределяют совместную положительную направленность и особый характер взаимодействий на международном уровне – поддержание международного мира и безопасности. Отсюда возникает необходимость в защите государства, что напрямую связано с территориальной обороной. Сам термин «территориальная оборона» (ТрО) вошел в обиход и стал широко употребляться не только в специальной литературе сравнительно недавно – в конце 70-х годов прошлого столетия, однако отдельные вопросы так или иначе связанные с территориальной обороной, затрагивались значительно раньше в отечественной и зарубежной военной и юридической науке. В первую очередь, необходимо рассмотреть историческое возникновение в потребности организации территориальной обороны государства. Практически до второй половины XIX века необходимости в организации территориальной обороны не было. Фактически до конца XIX века армии противников «гонялись» друг за другом, стараясь нанести поражение в ходе генерального сражения. В те времена эта идея владела умами генералов всех европейских армий, в том числе и Российской. Ведь по вековому опыту войн победитель такого сражения получал всю побежденную страну. Отвлекаться на другие действия, в том числе и на организацию боевых действий в тылу противника, в таких условиях не было никакого резона. Возникает вопрос: почему войска в те времена так стремились сойтись в гигантской мясорубке? Почему веками никто даже не планировал развернуть крупномасштабные действия в глубоком тылу противника и не ожидал подобных действий в своем тылу? Оснований оказалось много. Во-первых. Слабые возможности армии и флота по ведению разведки вне района действий основных сил. Различные рейдовые отряды вынуждены были как ветер, сломя голову пронестись по армейским тылам противника и как можно скорее вернуться в расположение своих войск. Причин тому было несколько. Основная причина – трудности в обеспечении действий войск вне расположения основной группировки, как информацией, так и различными материальными средствами. Разведка организовывалась в основном верховыми разъездами, возможности которых были ограничены выносливостью лошадей и дальностью визуального обнаружения всадников. Даже при организации рейда вглубь обороны противника командир отряда, чтобы сохранить минимально-допустимую численность основной группы, вынужден был выделять в разведку незначительные силы. Иначе весь его отряд мог быть уничтожен по частям даже местными жителями. Во-вторых. Низкие возможности средств передачи информации. Голуби и вестовые не обеспечивали устойчивую связь с основными силами. Поэтому командующий армией не мог «разбрасываться» по театру военных действий своими войсками. Он всегда стремился иметь железный кулак, который мог противопоставить противнику. В-третьих. Недостаточные возможности по транспортировке своих войск в глубину территории противника. Суточный переход кавалерии с использованием фуража мог достигать 50 км, а на подножном корму (летом, для свежих лошадей) – 25-30 км. При превышении этой нормы каждые несколько дней надо было делать 1-2 дня отдыха. Таких темпов, конечно, было недостаточно для стремительного проникновения и длительных действий больших масс кавалерии в глубоком тылу противника. В-четвертых. Военная экономика практически во всех государствах мира до ХХ века была достаточно условной. Это являлось следствием того, что основным транспортным средством были лошади, а основным вооружением в армии – сабля и винтовка. Специальных мощных отраслей промышленности для их производства и содержания не требовалось. Лошадей, хоть и низкого для кавалерии качества, можно было реквизировать в каждой деревне, а вооружение при регулярной смазке и бережном отношении можно было складировать и хранить десятилетиями и веками в любом районе страны. В-пятых. Даже если бы значительные отряды, игнорируя армию противника, и прорвались в его глубокий тыл, то там не было значимых объектов, захват или вывод из строя которых давал кардинальное преимущество основной группировке. Например, до ХХ века во многих европейских государствах ярко выраженных промышленных центров было мало. Да и их захват не мог кардинально повлиять на стратегическую обстановку. Характерный пример – захват Наполеоном Москвы. Кроме того, основные сталелитейные и оружейные заводы располагались на удалении нескольких сотен, а то и тысяч километров от государственной границы, что делало вероятность беспрепятственного выхода к ним и их внезапной атаки противником практически нулевой. В-шестых. Сельский уклад жизни большинства населения также не позволял нанести критически важный ущерб тылу. Постоянные стычки у каждого села с последующей его «зачисткой» не только замедляли бы темп продвижения противника, но были чреваты подходом более крупных групп противника и разгромом. Роль территориальной обороны, наряду с отношением к ней военно-политического руководства, стала меняться только в ХХ веке, по мере индустриализации государств, переходу к массовым армиям и все большей их зависимости от своевременного и разностороннего тылового и технического обеспечения. В первую очередь это проявилось в выделении на театре военных действий прифронтовой полосы – полосы местности, примыкающей к линии фронта, в пределах которой располагались соединения, части и тыловые учреждения оперативно-стратегического объединения. На данной территории устанавливался особый режим для гражданского населения, и предусматривались действия своих войск на случай появления в ней регулярных войск противника. Выделение особого правового режима в прифронтовой полосе было вызвано тем, что даже отдельные террористические или диверсионные действия со стороны противника (например, уничтожение штаба фронта или фронтовых складов с боеприпасами) могли серьезно повлиять на ход и исход боевых действий на ТВД. На остальной же территории государства территориальная оборона планировалась по старинке, с целью противодействия отдельным диверсантам. Новым фактором, непосредственно повлиявшим на организацию территориальной обороны, стала авиация. Ее эффективные действия в ходе Первой мировой войны, наряду с продемонстрированными возможностями по нанесению ущерба населению и экономике в стратегической глубине обороняющихся войск, вынудили военно-политическое руководство ведущих государств Европы создать на территории приграничных военных округов войска противовоздушной обороны. Основу организационного построения нового рода войск в 20-х годах прошлого века составляли пункты ПВО, входившие в сектора ПВО, командование которых и несло ответственность за ПВО в границах округа. В дальнейшем увеличение радиуса действия боевой авиации противника потребовало новых подходов к организации территориальной обороны в воздушном пространстве. В частности, в СССР в ноябре 1941 года, несмотря на отчаянное положение на фронтах, были созданы Войска противовоздушной обороны территории страны – вид вооруженных сил, предназначенный для отражения ударов противника с воздуха по основным административно-политическим центрам и другим важным объектам, и группировкам вооруженных сил в тылу, составляющим основу экономической и военной мощи государства. После окончания Второй мировой войны, казалось бы, военная наука неминуемо должна была сделать следующий шаг в своем развитии и предложить новую теорию организации территориальной обороны как системы взаимоувязанных действий на земле и в воздухе. В последующем, на рубеже ХХ и XXI веков, влияние результатов научно-технической революции на организацию обороны государства только возрастало. Изначально предполагается, что боевые действия в глубоком тылу будут, как и 100 лет назад, носить тактический масштаб. При таком подходе выделение сил и средств от различных силовых структур будет проходить по остаточному принципу, по мере необходимости. Сегодня операции получили новое содержание, изначально предполагающее проведение быстрых и решительных маневров не только на флангах, но и в глубоком тылу противника. Основным фактором, определяющим характер военных действий, стала возможность проведения центрально-сетевых операций разновидовых тактических группировок, управляемых из единого стратегического центра и одновременно действующих по отдельным ключевым элементам системы государственного и военного управления, частям и подразделениям сил ответного удара на всей территории противоборствующей стороны . Сегодня, согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» территориальная оборона - система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями, по выявлению, предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий их диверсионной, разведывательной и террористической деятельности в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований. Территориальная оборона ведется на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, с учетом мер, применяемых в период действия военного положения. Деятельность штабов территориальной обороны регулируется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в целях исполнения федерального законодательства в области обороны. Руководителями штабов территориальной обороны являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), которые несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей в области территориальной обороны. Не рассматривая эволюцию территориальной обороны на различных этапах развития нашей страны, отметим, что в соответствии с действующими правовыми актами, и, в частности, с Положением о территориальной обороне, объявленным Указом Президента Российской Федерации, утвердившим Положение – это «составная часть военных и общегосударственных мероприятий, проводимых в целях охраны и обороны важных военных и государственных объектов, борьбы с диверсионно-разведывательными группами и десантами противника, обеспечения режима чрезвычайного и военного положения». Из анализа правовых установлений различной юридической силы, который провели Княжев В.Б. и Майдыков А.Ф. начиная от законов и до ведомственных юридических актов, а также практики действий вооруженных сил министерства обороны страны, внутренних войск и органов внутренних дел (в т.ч. полиции), по вопросам территориальной обороны известно, что «это – важный институт обеспечения национальной безопасности помимо относительно самостоятельного элемента военной организации, задействованный в военное время или реальной угрозы внешней агрессии, может быть использован, также при обеспечении внутренней безопасности, например, при пресечении внутренних вооруженных конфликтов, террористических актов, при осуществлении комплексных глобальных мероприятий, связанных со спасением людей, материальных и духовных ценностей во время природных катаклизмов, техногенных аварий и катастроф» . Конкретизируя содержание действий сил территориальной обороны с позиции военной составляющей, можно с уверенностью сказать, что она в этих условиях представляет собой комплекс боевых, охранных и режимных действий разноведомственных сил и средств, согласованных по целям, задачам, месту, времени, направленных на уничтожение (ликвидацию) сил и средств противника, недопущение дезорганизации тыла страны и лишения возможностей государства к обороне и ведению войны. Кроме того, Правительство обеспечивает процессы снабжения и поставок в войска вооружения и военной техники, обеспечивая тем самым, поставки необходимых материальных ресурсов. Особая миссия, возлагаемая на федеральные органы исполнительной власти, заключается в обеспечении мобилизационных мероприятий и вопросов стратегического планирования, гражданской обороны и выполнении ряда других задач, определенных Федеральным законом. Государственная риторика Федерального законодательства, например «Об обороне», определяет ключевые положения по обеспечению государственной безопасности, нормативные обязанности должностных лиц, осуществляющих руководство и организацию мероприятий обороны. Ключевые постулаты Федерального закона «Об обороне» основаны на конституционных принципах и положениях и являются основополагающими, формируют чрезвычайное правовое поле в рамках обеспечения как безопасности личности, общества и государства от различных уровней агрессии, так и государственной целостности. Государственные взгляды на механизм организации обороны, безальтернативны для потенциального противника и основаны на: оценку и прогнозирование военной угрозы и военной опасности; систематизацию и разработку основных направлений положений военной доктрины и военной политики Российской Федерации; создание и совершенствование принципиально новых систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание необходимых для обороны запасов ресурсов; правовое регулирование в области обороны; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения; создание в составе государственного материального резерва мобилизационных ресурсов; обеспечение защиты секретной, совершенно секретной и государственной тайны; международное сотрудничество в целях совместной обороны и коллективной безопасности; планирование, а также непосредственная подготовка к переводу и перевода органов государственной власти Российской Федерации на всех уровнях и экономики страны на работу военного времени; планирование и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне; оборудование территории Российской Федерации, создание фортификационных сооружений в целях организации обороны; развитие науки и техники в интересах обороны государства; мобилизационная подготовка органов государственной власти на всех уровнях, граждан Российской Федерации, находящихся в резерве, а также негосударственных организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; финансирование и контроль расходов на оборону, выделенных на оборону, и деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; а также другие мероприятия в области обороны. Основополагающим условием успешного проведения мероприятий в рамках территориальной обороны является необходимое условие введение особого правового режима военного положения. Военное положение, в рамках российского правового поля – означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим законом ограничение прав и свобод. Военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях исключительно в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Риторика законодательных постулатов определяет цели введения на территории страны военного положения. Сущностная основа деятельности органов государственной власти, заключается в отражении актов агрессии потенциального противника либо в предотвращении непосредственной угрозы агрессии. Подготовка к ведению боевых действий, организация территориальной обороны осуществляется заблаговременно. В рамках своих полномочий, уполномоченные на то органы, издают нормативные правовые акты в области обороны и защиты национальных интересов, регулируя условия применения сил и средств, а также способов ведения оборонительных мероприятий. Базовыми документами, определяющими мероприятия по регулированию комплекса мер по применению сил и средств, является План обороны России на 2020-2024 годы (предназначен для служебного пользования) и постулаты Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Сущность территориальной обороны и определяющие нормы ее построения, как и основы государственной политики в рамках государственной безопасности, основаны на содержании стратегии национальной безопасности Российской Федерации, постулатах военной доктрины и других документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Именно эти нормы предопределяют базовый фундамент общей сферы обеспечения территориальной обороны и определяют стратегические приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующие состояние национальной безопасности. Таким образом, актуальность новых подходов к организации и ведению территориальной обороны еще более возросла, чем даже 10 лет назад. Деление на операции в полосе фронта и ведение территориальной обороны теряет свой изначальный смысл. В тылу государства будут действовать не диверсанты-одиночки, мечтающие незаметно выйти к объекту диверсии и так же незаметно уйти, а регулярные войска, действующие по единому замыслу и плану и имеющие соответствующие системы разведки, управления, огневого поражения и обеспечения. 1.2 Система и виды обеспечения безопасности В соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. В советский период была заложена тенденция, когда ответственность за обеспечение того или иного вида безопасности возлагалась на разные ведомства. Рассредоточение функций обеспечения безопасности среди множества структур в совокупности с отсутствием достаточного количества мер, концепции по обеспечению безопасности закономерно вызвало рост количества угроз и снижение общего уровня защищенности. Необходимо было привести весь комплекс сил и средств обеспечения безопасности в единую систему. Также важным шагом к укреплению безопасности государства было создание специальных государственных органов, а также нормативно-правовой базы. Система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов. Следует перечислить основные функции системы обеспечения безопасности государства. Первая функция - выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненным и иным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации. Вторая - создание и поддержание в готовности средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях. Третья - осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации. И, четвертая - участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерации. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации включает в себя две системы – государственную и негосударственную. К первой относятся государственные институты (законодательные, исполнительные, судебные). Они принимают участие в процессе выработки решений и реализации мер политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, которые направлены на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Негосударственная система включает в себя общественные объединения, к которым относятся и средства массовой информации, а также частные лица, способные оказать влияние на формирование и реализацию политики обеспечения национальной безопасности. В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности РФ принимают участие в пределах своих полномочий Президент РФ, Совет безопасности РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы, Прокуратура РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. По мнению некоторых ученых, система обеспечения безопасности Российской Федерации содержит три важнейших структурных компонента. В состав первого включены государственные политические и общественные институты, документы, регулирующие отношения в сфере безопасности, единый народнохозяйственный комплекс, человеческий капитал, природные ресурсы и природные условия. Второй компонент включает виды безопасности, которые непрерывно должны контролироваться на предмет возникновения угроз, третий – уровни обеспечения безопасности . Однако в отечественной науке существует дискуссия по поводу исчерпывающего определения компонентов системы национальной безопасности государства и ее отличием от системы обеспечения национальной безопасности государства объективны. Это обусловлено сложностью самого явления.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 117 страниц
3510 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 77 страниц
850 руб.
Диссертация, Государственное и муниципальное управление, 122 страницы
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg