Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Разработка содержания и организации факультативных занятий с учащимися старших классов по основам безопасности дорожного движения

one_butterfly 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.05.2021
Объект исследования - факультативные занятия с учащимися старших классов. Предмет исследования - формирование навыков безопасного поведения на дорога. Цель исследования – содержание и организация факультативных занятий с учащимися старших классов по основам безопасности дорожного движения. Гипотеза исследования: формирование технологии безопасного поведения школьников в процессе учебной деятельности в общеобразовательном учреждении будет успешным, если: разработаны, и организованны факультативные занятия. Цель и гипотеза исследования определяют и задачи исследования: 1. проанализировать зарубежный, российский и региональный опыт безопасности дорожного движения, 2. изучить социальные и психолого-педагогические предпосылки формирования безопасности поведения на дорогах у учащихся старших классов, 3. рассмотреть этапы формирования безопасного поведения старших школьников в учебной деятельности, 4. исследовать содержание и организация факультативных занятий с учащимися старших классов, 5. определить критериальные измерения готовности учащихся старших классов к обеспечению безопасного поведения на дорогах на факультативных занятиях. Методологическую основу исследования составили важнейшие общеметодологические принципы и методы познания социальной действительности. Основными методологическими подходами явились подходы в образовании: системный (Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, К.Ю. Богачев, В.И. Загвязинский и др.), антропологический (Э.А. Орлова, Ю.И.Салов, Г.А.Соколова, Д.К. Танатова и др.), культурологический (А.Ю. Белогуров, В.С. Библер, М.Р. Битянова, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, С.Е. Карпова и др.) и рефлексивный (Г.А.Голицын, Г.Г. Гранатов, Т.М. Давыденко, А.А. Найн, Н.Я. Сайгушев, И.Н. Семенов и др.) Особое значение имели идеи ученых и специалистов: в области безопасности на транспорте - В.Ф. Бабков, Г.Я. Волошин, Г.И. Клинковштейн, И.К. Коршаков, В.И. Лукъянов и др. и культуры безопасности (Ю.Л. Воробьев, П.И. Костенок, В.Н. Мошкин, В.В. Сапронов и др. Научная новизна исследования. Разработаны содержание и организация факультативных занятий с учащимися старших классов, направленные на снижение уровня детского травматизма путем подготовки подростков к безопасной жизни и деятельности на дороге. Выявлен, обоснован комплекс организационно-педагогических условий, направленный на специальное обучение школьников безопасности на транспорте и их подготовку к осознанному и безопасному участию в транспортных процессах; формирование у школьников специальных качеств, определяющих их как транспортнобезопасных личностей, и развитие у школьников умений и навыков безопасной жизнедеятельности на дороге. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: определены содержание и организация факультативных занятий с учащимися старших классов, выявлены новые принципы, учет которых позволит повысить ответственность, снизить риск для детей и объединить усилия субъектов рассматриваемого процесса в подготовке учащихся к осознанному и безопасному участию в транспортных процессах; обоснованием содержания модели и технологии формирования транспортной культуры школьников всех ступеней обучения в общеобразовательных учреждениях. Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть широко использованы во всех общеобразовательных школах, а также в начальных и средних образовательных профессиональных учебных заведениях; в вузах и колледжах в процессе профессиональной подготовки учителей, при разработке программ, учебных курсов, спецкурсов и семинаров в области формирования транспортной культуры школьников; в системе дополнительного профессионального образования учителей. Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

В 2011 г. смертность в ДТП в России выросла впервые за пять лет. Количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом в России в 2011 году, по данным ГИБДД, выросло на 5,2%. Количество травм после аварий увеличилось на 0,5%, а сами ДТП стали происходить чаще на 0,2%. Рост смертности в ДТП зафиксирован в России впервые за пять лет. По данным ГИБДД России, в предыдущие годы количество аварий со смертельным исходом снижалось. Это стало происходить, начиная с 2007 году, когда власти резко увеличили штрафы за нарушение ПДД. Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось на треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше 500 тыс. пешеходов. За прошедшие 10 лет на дорогах России погибло около 16 тысяч детей, более 250 тысяч получили травмы различной степени тяжести. Количество погибших детей в расчете на 100 тысяч населения у нас в 3 раза больше чем в Италии, в 2 раза – чем в Германии и Франции. Профилактика детского транспортного травматизма возможна не только при условии специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и сформированности у них транспортной культуры. Это обусловлено, во-первых, требованиями к сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения, во-вторых, потребностью общества в повышении уровня транспортной культуры населения и, в-третьих, заказом системе образования на подготовку детей к безопасной жизни и деятельности в условиях развивающейся транспортной среды. Сохранение жизни и здоровья юных участников транспортных процессов имеет социальные, технико-экономические, экологические, психологические, культурологические, правовые, этические, эстетические и педагогические аспекты, что не всегда учитывалось ранее теоретиками и практиками в области безопасности на транспорте, психологии и педагогики, управления образованием. Не учитывалось и то, что большинство людей, среди которых немало учителей и родителей, привыкли руководствоваться личным опытом, а не специальными научными знаниями и умениями в области подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде и процессах, происходящих в ней. Создание в образовательном учреждении условий для формирования навыков безопасного поведения на дорогах - настоятельная потребность сегодняшнего дня. В постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №100 «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» говорится о том, что необходимо формировать основы и приоритетные направления профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей. Таким образом, обществом предъявляются повышенные требования к безопасности подрастающего поколения. Бесспорно, что за безопасность жизни ребенка отвечает прежде всего семья. Однако продолжительную часть времени ученик находится в школе, поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Решение задачи по охране жизни и здоровья детей предполагает формирование устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах с помощью изучения, практической отработки Правил дорожного движения в урочной и внеурочной деятельности. С 1991 года, когда в практику общеобразовательных учреждений введен новый курс «Основы безопасности жизнедеятельности», развивается образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности. А.А. Желтиков, Н.А. Крючек, А.Г. Курылев, К. Миронов, Б.И. Мишин, В.В. Поляков, О.Н. Пономарева, О.Н. Русак, А.Т. Смирнов и другие изучают условия организации и программно-методическое обеспечение новой образовательной области. Диссертационные исследования В.В. Гафнера, Э.М. Киселевой, Л.А. Михайлова и других посвящены важной проблеме подготовки учителей, преподающих курс ОБЖ в общеобразовательных учреждениях. В публикациях О.Н. Пономаревой, О.Н. Русак и других подчеркивается, что главным, решающим и основополагающим моментом в решении проблем выживания является обучение подрастающего поколения; раскрывается суть этого обучения, которая, по мнению ученых, состоит в привитии человеку навыков распознавания опасностей и обучении методам защиты от них. Проблема безопасности трактуется с позиции создания условий для обеспечения безопасной жизнедеятельности людей и их обучения безопасному поведению. В настоящее время в проекте Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности рассматриваются не просто вопросы формирования основ безопасности жизнедеятельности, а технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности, которая представлена как совокупность культурно-информационных воздействий, направленных на развитие поведенческих мотивов и качеств личности безопасного типа, способной принять безопасные решения в быту и профессиональной деятельности. Таким образом, разработка содержания и организации факультативных занятий с учащимися старших классов по основам безопасности дорожного движения является актуальной темой сегодняшнего дня. Этому будет посвящена данная работа.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Безопасность дорожного движения как направление современных педагогических знаний 9 1.1. Зарубежный, российский и региональный опыт безопасности дорожного движения 9 1.2. Социальные и психолого-педагогические предпосылки формирования безопасности поведения на дорогах у учащихся старших классов 23 Выводы по 1 главе 32 Глава 2. Особенности проведения факультативных занятий с учащимися старших классов по основам безопасного дорожного движения 35 2.1. Этапы формирования безопасного поведения старших школьников в учебной деятельности 35 2.2. Содержание и организация факультативных занятий с учащимися старших классов 45 2.3. Критериальные измерения готовности учащихся старших классов к обеспечению безопасного поведения на дорогах на факультативных занятиях 55 Выводы по 2 главе 59 Заключение 60 Список используемой литературы 62 Приложение 67
Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р,Б. Безопасность. М.: АСТ, 2007 2. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник Текст. / Э.А. Арустамов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -254 с. 3. Ахмадуллина, X. Подготовка преподавателей ОБЖ в БГПУ. Программа учебной дисциплины «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» Текст. / X. Ахмадуллина // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2004. - № 4. - 47-48. 4. Ахмадиева, Р.Ш. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма как педагогическая проблема / Р.Ш. Ахмадиева // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 65 - 73. 5. Ахмадиева, Р.Ш. Развитие инновационных процессов в современной педагогике / Р.Ш. Ахмадиева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № - 12. – С. 28 - 36. 6. Ахмадиева, Р.Ш. Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения участников дорожного движения / Р.Ш. Ахмадиева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 4. – С. 22–34. 7. Ахмадиева, Р.Ш. Инновационные технологии в обучении детей ПДД / Р.Ш. Ахмадиева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Вып. 9. – 2010. – С. 74–82. 8. Ахмадиева, Р.Ш. Система обучения безопасному поведению на дорогах в Республике Татарстан / Р.Ш. Ахмадиева // Гуманитарная составляющая профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под науч. ред. Г.В. Мухаметзяновой. – Казань: ГУ «НЦБЖД», 2010. – С. 14-21. 9. Ахмадиева, Р.Ш. Концептуальные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах / Р.Ш. Ахмадиева, Р.Н. Минниханов // Вестник НЦ БЖД. – 2011. – № 2(8). – С. 17-24. 10. Ахмадиева, Р.Ш. Об опыте работы системы автоматизированной фиксации нарушений ПДД в Республике Татарстан / Р.Ш. Ахмадиева, Р.А. Даутов, Р.Н. Минниханов, Л.Б. Шигин // Вестник НЦ БЖД. – 2011. – № 2(8) – С. 103-105. 11. Ахмадиева, Р.Ш. Опыт ФРГ по обеспечению безопасности дорожного движения (по материалам семинара-стажировки в полиции земли Северный Рейн-Вестфалия, 17-21 мая 2010 г.. Р.Ш. Ахмадиева, Р.Н. Минниханов, Л.Б. Шигин // Вестник НЦ БЖД. – 2011. – № 2(8) – С. 56-58. 12. Ахмадиева, Р.Ш. Обучение воспитателей ДОУ и учителей начальных классов Республики Татарстан основам безопасности жизнедеятельности на дорогах в системе дополнительного профессионального образования / Р.Ш. Ахмадиева, Д.Р. Бикмухаметов, И.Я. Шайдуллин // Вестник НЦ БЖД. – 2011. – № 2(8) – С. 97-99. 13. Ахмадиева, Р.Ш. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как компетенция выпускника профессиональной школы педагогического профиля / Р.Ш. Ахмадиева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2011. – № 3 – С. 35-43. 14. Ахмадиева, Р.Ш. Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан до 2020 г. (проект) / сост. Р.Ш. Ахмадиева. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. – 29 с. 15. Ахмадиева, Р.Ш. Методические указания по разработке муниципальных программ «Повышение безопасности дорожного движения на 2002-2010 гг.» / Р.Ш. Ахмадиева, Л.Г. Ахметшина, М.Х. Гатиятуллин, Р.Н. Минниханов. – Казань: НЦБЖД ПО РАО, 2002. – 122 с. 16. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов Текст. / Под ред. Л.А. Михайлова. - СПб.: Питер, 2007. - 301 с. 17. Белов, СВ. Примерная лекция по дисциплине «Введение в специальность на тему «Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности» Текст. / С В . Белов // Безопасность жизнедеятельности. -2009. - № 3. - С . 37-43. 18. Берсенева, Т., Мельникова, Т., Осокин, А. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Текст. / Т. Берсенева, Т. Мельникова, А. Осокин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2007. - № Ю.- 11-16. 19. Иванова, Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни Текст. : дис. .. .канд. пед. наук / Н.К. Иванова. -Самара, 2008.-169 с. 20. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 160с. 21. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. - М: Вако, 2008. - 191с. 22. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности Текст. // Вестник образования России. - 2006. - № 23. - 61-77; № 24. - С . 43-66. 23. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст]/ 3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 2009. – 119 с. 24. Каджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Каджаспирова. – М.: Гардарики, 2007, -528с. 25. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей; Юрайт, 2009.- 464 с 26. Лавлинскова Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения. - Волгоград: Учитель, 2007. - 237с. 27. Минич О.А., Хаткевич О.А., Ковров С.М. Островок безопасности. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 128с. 28. Мельникова, Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения Текст. : дис.... канд. пед. наук / Т.В. Мельникова. - СПб, 2006. - 191 с. 29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2009. - 420 c. 30. Немов Р.С. Общая психология. СПБ: Питер, 2008. - 304 с. 31. Обучение правилам дорожного движения/ Под ред. П.В. Ижевского. Учебно-методический комплект. - М: Просвещение, 2007. 32. Петров, А. Освоение навыков безопасного поведения Текст. / А. Петров // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. - 2007. -№ 1 0 . - С . 40-45. 33. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М: Атберг, 2011. - 64с. 34. Репин, Ю.В. Гуманистическая концепция курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Текст. : дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Репин. -Екатеринбург, 2009. - 198 с. 35. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ТЦ Сфера, 2009. 36. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. - СПб: Издательский дом "Мим", 2009. - 224с. 37. Степанов В.П. Юные инспектора движения. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 123с. 38. Статмен, П. Безопасность вашего ребенка: как воспитывать уверенных и осторожных детей Текст. / П. Статмен / пер. с анг. А. Юрчука. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 272 с. 39. Топоров, И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Текст.: Книга для учителя / И.К. Топоров. — М.: Просвещение, 2009. - 96 с. 40. Тошева, Л. Программа по обучению ПДД и основам безопасного поведения на дорогах Текст. / Л. Тошева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2008. - № 11. - 20-28. 41. Усачев, А.А., Березин, А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: 1 кл. Учеб для общеобраз. учреждений Текст. / А.А. Усачев, А.И. Березин. - 4-е изд. - М.: Астрель; ACT, 2007. - 167 с. 42. Форштат, М. Опасная тенденция. Детский дорожно-транспортный травматизм: вчера и сегодня Текст. / М. Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. - № 3. – 38-2. 43. Якупов, A.M. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении Текст. : дис. ... канд. пед. наук / Якупов A.M. - Магнитогорск, 2009. - 169 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Безопасность дорожного движения как направление современных педагогических знаний 1.1. Зарубежный, российский и региональный опыт безопасности дорожного движения Анализ существующих в России проблем в сфере безопасности дорожного движения показал, что не решены принципиальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и, как следствие, создавшаяся ситуация в условиях бурного роста автомобилизации страны постоянно ухудшается. Ежегодно на автомобильных дорогах городов России погибают 30 - 35 тыс. человек и получают ранения более 200 тыс. человек. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) в России характеризуются высокой тяжестью последствий - примерно 10 погибших на 100 пострадавших в результате ДТП. Начиная с 2000 г. устойчиво растут как абсолютные, так и относительные показатели аварийности: численность погибших в результате ДТП на 10 тыс. ед. транспортных средств (транспортный риск) и численность погибших в результате ДТП на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2010 г. транспортный риск составил 9,3 погибших в результате ДТП на 10 тыс. ед. транспортных средств, социальный риск - 23,4 погибших на 100 тыс. населения ?22. стр. 187?. По сравнению со странами с развитой рыночной экономикой в России число ДТП на 1 000 ед. транспортных средств в 7 - 10 раз выше, чем в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и других странах. Ситуация с аварийностью усугубляется такими тенденциями, как постоянно возрастающая мобильность населения, снижение объемов перевозок общественным транспортом и рост числа личных транспортных средств, нарастающая диспропорция между увеличением числа транспортных средств и протяженностью дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Так, в России уровень автомобилизации в 1995 г. составлял примерно 135 ед. транспортных средств на 1 тыс. жителей, а к 2009 г. он уже превысил 250 ед. транспортных средств на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60 - 100 ед. транспортных средств на 1 тыс. жителей. Парк автомобилей ежегодно увеличивается примерно на 10 %, однако прирост протяженности дорог существенно ниже - 1 %. Следствием этого является постоянное увеличение стесненности дорожного движения, рост количества непосредственных контактов, взаимодействий участников дорожного движения, которые во многих случаях носят конфликтный характер и часто перерастают в ДТП. Такая ситуация характерна для всех стран с рыночной экономикой на этапе роста автомобилизации, что не означает отсутствие возможности стабилизировать и последовательно снижать рост ДТП. Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Республике Татарстан (рис.1). Рис.1. Количество ДТП, погибших и раненых в Республике Татарстан Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике Татарстана. Только в 2010 году убытки от ДТП составили 25 млрд.рублей. К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Республике Татарстан, следует отнести: ? массовое пренебрежение участников дорожного движения требованиями безопасности дорожного движения, недостаточное понимание и поддержку мероприятий со стороны общества, недостаточный уровень подготовки водителей, приводящий к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительную дисциплину, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами; ? недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь, несоответствие технического уровня дорожного хозяйства, транспортных средств, средств организации дорожного движения современным требованиям, отставание в системах связи, приводящее к позднему обнаружению ДТП и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим. В целом динамика изменений важнейшего показателя и важнейших индикаторов Программы по сравнению с базовым (2004) годом приведена в таблице 1. Показатели аварийности в Республике Татарстан за 2004 – 2010 годы Таблица 1 Показатель и индикаторы 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год Количество лиц, погибших в ре-зультате ДТП, человек 882 815 754 769 713 694 668 Транспортный риск (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тысяч транспортных средств) 12,4 11,7 10,0 9,3 7,9 7,6 7,3 Социальный риск (количество лиц, погибших в ДТП, на 100 тысяч населения) 23,4 21,7 20,0 20,4 19,0 18,3 17,7 Тяжесть последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших) 10,0 9,0 7,7 9,1 8,6 9,0 8,9 Количество ДТП по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч транспортных средств 17,2 13,0 9,7 7,1 7,8 7,9 8,5 Количество детей, погибших в результате ДТП 39 22 38 39 37 22 25 Количество ДТП с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств 91,7 95,7 94,1 72,1 66,2 61,2 58,5 Сокращение количества мест кон-центрации ДТП 699 679 721 718 690 571 584 В 2010 году на территории республики зарегистрировано 5341 ДТП, в результате которых погибли 668 человек и 6804 получили ранения. По сравнению с 2009 годом количество ДТП уменьшилось на 4,1 %, погибших – на 3,7 % (–26 человек), раненых – на 2,3 процента. Рост всех основных показателей аварийности зарегистрирован в Балтасинском, Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском, Камско-Устьинском, Мамадышском, Менделеевском, Нурлатском, Сабинском и Тюлячинском муниципальных районах. Количество ДТП возросло в 21 районе: в Дрожжановском муниципальном районе – на 54,5 %, Тюлячинском – на 38,9, Бавлинском – на 31,1, Нурлатском – на 23,6, Высокогорском – на 22,6, Нижнекамском – на 20,6 процента. Рост числа погибших зарегистрирован в 18 районах, особенно в Заинском муниципальном районе – в 4,3 раза, Сабинском – в 3,7 раза, Апастовском – в 3 раза, Рыбно-Слободском – в 2,3 раза, Алькеевском и Аксубаевском – в 2 раза, Зеленодольском – на 73,9 %, Мамадышском – на 70 %, Менделеевском – на 66,7 %, Елабужском – на 52 %, Камско-Устьинском, Балтасинском и Тетюшском – на 50 процентов. Сокращение всех основных показателей аварийности отмечено в Черемшанском, Сармановском, Буинском, Кайбицком, Муслюмовском, Чистопольском, Кукморском, Бугульминском, Альметьевском, Азнакаевском муниципальных районах, в г.г.Казани и Набережные Челны. Тяжесть последствий ДТП составила 8,9 погибшего на 100 пострадавших (за 12 месяцев 2009 года – 9,1). Наибольшая тяжесть последствий отмечается в Аксубаевском муниципальном районе – 34,3, Рыбно-Слободском – 32,7, Менделеевском – 27,3, Черемшанском – 25,0, Сабинском – 22,4, Камско-Устьинском – 22,2, Апастовском – 21,4, Мензелинском – 20,4. Рост количества погибших по сравнению с прогнозным показателем допущен в 23 районах: Агрызском, Азнакаевском, Аксубаевском, Актанышском, Алексеевском, Арском, Атнинском, Бавлинском, Балтасинском, Верхнеуслонском, Заинском, Зеленодольском, Лениногорском, Мамадышском, Менделеевском, Мензелинском, Нурлатском, Рыбно-Слободском, Сабинском, Спасском, Тетюшском, Тюлячинском и Ютазинском муниципальных районах. На улицах городов и дорогах Татарстана в текущем году было совершено 571 ДТП с участием детей, в которых 25 детей погибли и 587 получили травмы различной степени тяжести. Количество ДТП с участием детей и подростков увеличилось по сравнению с прошлым годом на 13,1 %, количество погибших – на 13,6 %, число раненых – на 14 процентов. Рост количества ДТП с участием детей зарегистрирован в 23 районах республики. В Нурлатском муниципальном районе –в 6 раз, Менделеевском и Спасском – в 3 раза, Актанышском и Верхнеуслонском – в 2,5 раза, Кукморском – в 2 раза, Нижнекамском – на 85,7 %, в Атнинском, Балтасинском, Новошешминском и Дрожжановском муниципальных районах зарегистрировано по 2 таких ДТП (за АППГ – 0 ДТП). Зарубежный опыт работы по повышению безопасности дорожного движения показывает, что даже при уровне автомобилизации, в 2 - 4 раза превышающем существующий уровень в России, с помощью программно-целевого подхода можно снижать уровень аварийности на 3...5 % в год. В течение последних десятилетий страны - лидеры в области безопасности дорожного движения (например, Скандинавские страны, Германия) успешно реализовали потенциал простых и недорогостоящих решений ?21, стр. 198?. Прежде всего, речь идет о совершенствовании системы управления безопасностью дорожного движения, информационно-пропагандистской работе с разными группами населения, работе с детьми по профилактике ДТП, решениях по сдерживанию скоростей движения транспортных средств, совершенствовании системы подготовки водителей и их допуску к управлению транспортными средствами, формировании общественного мнения и пропаганды в области безопасности дорожного движения (в частности, использование ремней безопасности, шлемов, светоотражателей). В результате в этих странах - самые безопасные дорожные сети в мире. Несмотря на высокий уровень автомобилизации, эти страны и в настоящее время продолжают добиваться значительных результатов по снижению аварийности. В настоящее время во многих странах разрабатываются национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения со сроками выполнения конкретных мероприятий и распределением соответствующих ресурсов. Национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения действуют в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Канаде, Латвии, Литве, Малайзии, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Польше, Португалии, Республике Корея, Саудовской Аравии, США, Турции, Финляндии, Швеции, Японии ?18, стр. 112?. Национальные программы по снижению количества ДТП разрабатываются, как правило, либо в рамках межведомственных органов по обеспечению безопасности дорожного движения, либо ведущими в данной области деятельности государственными ведомствами. Единообразия в формах разрабатываемых программ нет. Во многих странах они представляют собой самостоятельный документ (в Республике Корея, Малайзии, Австралии, Турции, Австрии, Италии, Финляндии, Болгарии, Норвегии, Литве). В некоторых государствах программы обеспечения безопасности дорожного движения являются частью более глобальных программ. В Швеции программа по снижению количества ДТП и тяжести их последствий – часть Национального плана развития дорожно-транспортной системы на 2004-2015 гг. В Японии действующая в настоящее время программа безопасности дорожного движения входит в общую Программу мероприятий по обеспечению безопасности транспорта. В Великобритании принятая в 2000 г. программа «Дороги будущего безопаснее для всех» разрабатывалась как отдельный план действий, но с учетом положений Десятилетнего плана развития транспорта. В 2004 г. программа включена в Национальную стратегию развития транспорта на период до 2030 г. «Будущее транспорта». В отдельных странах дополнительно к национальным программам обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются специальные программы. В Республике Корея, кроме общей программы снижения аварийности, действует программа создания «интеллектуальной транспортной системы» с применением современных высокотехнологичных навигационных средств ?2, стр. 11?. Утверждаются программы обычно на высшем уровне государственной власти и управления. В Дании, Италии, Швеции программы принимаются парламентами. В Мексике после одобрения парламентом программу утверждает Президент страны. В Болгарии, Республике Корея, Финляндии, Японии национальные программы принимаются соответствующими постановлениями правительства, в Турции– решением премьер-министра. В некоторых странах (Австрия, Австралия, Бразилия, Великобритания) право утверждения программ предоставлено Министрам ведущих министерств, причем в Великобритании – после одобрения парламентом. В качестве конкретных примеров национальных программ приведем примеры ряда государств. В Швеции национальным планом развития дорожно-транспортной системы на 2004-2015 гг. предусмотрена программа обеспечения безопасности дорожного движения. В целях координации усилий участников данного плана и контроля за его исполнением действует так называемый «Национальный форум координации безопасности дорожного движения». Риксдагом установлена промежуточная цель – сокращение к 2007 г. численности погибших на дороге на 50% по сравнению с уровнем 1996 г. (погибло 537 чел.) и задача-максимум – «снижение до нуля» количества смертных случаев в результате ДТП. Особое внимание планом уделяется проблеме обустройства, совершенствования и развития улично-дорожной сети. Те мероприятия, которые реализуются на национальных и региональных дорогах финансируются государством. Совершенствование дорог местного значения финансируются из муниципальных бюджетов. Муниципалитеты могут запросить дополнительные средства у Государственного управления дорог для проведения мер по повышению безопасности дорожного движения. Местным органам власти поручено осуществлять работу по обеспечению безопасности дорожного движения посредством совершенствования его регулирования в крупных городах, а также своей деятельности в качестве работодателя и заказчика транспорта. В настоящее время в Финляндии реализуется национальная программа по обеспечению безопасности дорожного движения, разработанная по поручению Министерства транспорта и связи Консультативным Комитетом по безопасности дорожного движения и утвержденная Правительством. Ближайшая цель программы – снизить травматизм на дорогах Финляндии и сократить к 2010 г. число погибших в ДТП до 250 человек в год (для сравнения – во второй половине 1990-х годов среднегодовое число жертв около 400 чел.). Программа включает в себя около 50 направлений работы с указанием ответственных за каждое из них ведомств. Программы обеспечения БДД на региональном уровне разрабатывают губернские правления. Они включают в себя меры по исполнению в рамках данной губернии целей и задач общенациональной программы. Источник финансирования – госбюджет. Муниципалитеты могут разрабатывать собственные программы обеспечения БДД в рамках своей компетенции. Предусмотренные ими мероприятия финансируются из муниципальных бюджетов. В Малайзии в 2000 г. в стране была принята Национальная программа дорожной безопасности на период с 2001 по 2010 г. К ее разработке привлекались иностранные специалисты. Основной целью программы является снижение к 2010 г.смертности на дорогах на 40 %. Аналогичные планы или программы, которые входят составной частью в национальную программы, существуют во всех территориальных единицах. Исполнение национальной программы контролируется специальным Советом, в который входят представители центральной власти, регионов, полиции, различных групп и ассоциаций, занимающихся дорожным строительством, эксплуатацией дорог и т.п. Совет, в свою очередь, утверждает двухлетние планы действий по осуществлению указанной программы. Из федерального бюджета финансируются такие общенациональные направления программы как, например: «Национальная магистраль», предусматривающая строительство и модернизацию основных дорог страны, а также направления, связанные с выработкой стандартов безопасности для новых автомобилей, сбор и анализ данных по аварийности, проведение образовательных и рекламных акций ?36, стр. 17?. Территориальные органы управления в свою очередь, финансируют строительство и ремонт дорог местного значения, а также проведение мероприятий, направленных на укрепление дисциплины участников дорожного движения (активизация работы местных подразделений дорожной полиции, установка и обслуживание фотокамер для регистрации нарушений на дорогах, проведение различного рода образовательных и пропагандистских мероприятий). Некоторые регионы создают специальные фонды за счет средств, получаемых от взимания штрафов с водителей, с помощью которых финансируют различные местные проекты по повышению уровня безопасности дорожного движения. В Японии Государственной комиссией общественной безопасности совместно с Главным полицейским управлением разработана 5-летняя программа мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте на 2001 – 2005 гг., которая предусматривает комплекс мер в этой области как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Финансирование программы осуществляется из бюджетных средств. Кроме того, ежегодно программы-рекомендации разрабатываются Центральным советом и докладываются премьер-министру, свои программы по конкретным направлениям готовят и профильные министерства и ведомства. Программы обеспечения безопасности на транспорте готовятся и на уровне префектур. Финансирование ведется в основном за счет средств госбюджета, но в случае сугубо локальных мероприятий могут быть задействованы и бюджеты местных органов власти. В Российской Федерации еще в 1995 году был принят Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Статья 29 Закона уточняет, что правилам дорожного движения должны обучаться не только водители транспортных средств, но и сами будущие пешеходы, школьники. Помощь в обучении правилам безопасного дорожного движения должны оказывать сотрудники ГИБДД, организуя мероприятия по обучению. Более детально правилам безопасности дорожного движения в школьных учреждениях обучают в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Для обеспечения безопасности дорожного движения в 2006 году была создана специальная Правительственная комиссия, которая является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения. Решение комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти, представленных в ней. Комиссия занимается оценкой ситуации в сфере безопасного дорожного движения, организует изучение причин возникновения ДТП, осуществляет взаимодействие со СМИ по вопросам своей компетенции, осуществляет иные функции. В том же 2006 году была принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». В ней отмечается, что сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению. Это определяется, помимо прочего, таким фактором, как высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП, в том числе детский травматизм. Главная цель ФЦП – сокращение смертности на российских дорогах в 2012 году в полтора раза. Условиями достижения целей Программы является решение задач, среди которых предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма. В ФЦП отражены приоритетные мероприятия, направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма ?24, стр. 82?. Основные направления профилактики закреплены в «Наставлении по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по пропаганде безопасности дорожного движения». Которые заключаются в: создании федеральных экспериментальных центров «Детский автогород»; строительстве детских автогородков и организации на их основе базовых учебно-методических центров; оснащении современными техническими средствами, оборудованием и учебным материалом общеобразовательных учреждений. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» среди общеобразовательных учреждений ежегодно проводится Всероссийский конкурс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности». Конкурс направлен на активизацию деятельности образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах, а также на развитие форм сотрудничества и взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений с подразделениями ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Ежегодно на протяжении практически 30 лет проводится Всероссийский конкурс «Безопасное колесо». Каждый год конкурс принимают различные города России: Ярославль, Ростов-на-Дону, Пермь, Кемерово. В 2011 году он пройдет со 2 по 9 июня в Тюмени. Юные инспекторы могут продемонстрировать свои знания в области безопасности дорожного движения, навыки безопасного поведения на дороге, умение ориентироваться в сложных дорожных ситуациях. Как отметил начальник отдела пропаганды Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России В.Шевченко: «Обучение детей и подростков основам безопасного поведения на дороге необходимо уделять особое внимание, поскольку число погибших в ДТП детей по-прежнему остается высоким. Отряды ЮИД, действующие сегодня по всей стране, безусловно, вносят значительный вклад в пропаганду дорожной безопасности среди школьников, а лучшие из них традиционно встретятся на «Безопасном колесе» ?34, стр. 19?. В настоящее время идет работа над подготовкой новой Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», которая формируется на качественно новой основе. Она не только учитывает определенные недочеты ныне действующей программы, но и включает анализ причин возникновения ДТП. Как отметил заместитель Министра МВД Российской Федерации, курирующий в ведомстве вопросы транспортной безопасности, В. Кирьянов: «У нас появилась система управления безопасностью дорожного движения на государственном уровне. Эта система объединяет в единое целое всю цепочку управления, что позволяет в разы повысить эффективность работы. Сейчас ставка сделана именно на комплексный подход в борьбе с аварийностью и это уже принесло результаты, позволило добиться поступательного сокращения числа аварий, снизить количество погибших и раненных в ДТП». Благодаря предпринимаемым мерам почти на треть сократилась детская смертность в результате ДТП. В 2009 году Минобрнауки России утвердило и дало указание ввести в действие Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Документом устанавливается, что содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение задач, предусматривающих, в том числе, и передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Необходимо также отметить, что в целях активизации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних и обеспечения безопасности перевозок детей автомобильным транспортом, в России уже несколько лет проводится Всероссийская акция «Внимание - Дети!». В регионах и муниципальных образованиях чиновники сознают свою долю ответственности за состояние безопасности на транспорте, но причина многих недостатков банальна: в большинстве субъектов РФ нет средств на решение этой проблемы. Тем не менее, во многих регионах разработаны специальные областные целевые программы повышения безопасности дорожного движения, имеющие форму территориальных законов. И по мере появления финансов вопросы решаются. В РТ принята Республиканская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2012 год», также разработана и обоснована модель региональной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах. Качественное отличие данной модели состоит в том, что она включает разные блоки деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (взаимодействие между всеми заинтересованными министерствами и ведомствами; создание условий для безопасности дорожного движения; организация агитационно-пропагандистской работы; организация непрерывной системы образования по основам безопасности жизнедеятельности на дорогах с учетом изменяющихся условий дорожного движения; совершенствование материально-технической базы), охватывает все социально-возрастные группы населения и направлена на формирование в регионе единого информационно-технологического пространства по формированию безопасности жизнедеятельности на дорогах. 1.2. Социальные и психолого-педагогические предпосылки формирования безопасности поведения на дорогах у учащихся старших классов Опыт, приобретаемый людьми на протяжении всей жизни, бесценен, незаменим. Ссадины, разбитые коленки и носы, слезы и разочарования лишь малая толика платы за неумение избегать неприятностей. Увы, действительность бывает очень жестокой, и результатом беспечности или незнания элементарных правил может стать трагедия. Задача педагогов и родителей – научить детей адекватно вести себя в нестандартных условиях, соблюдать правила безопасного поведения в среде обитания, привить навыки безопасной жизнедеятельности. Ребенок должен уметь самостоятельно принимать правильные решения и грамотно действовать в многообразии жизненных ситуаций ?16, стр. 18?.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg