Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РОБОТОТЕХНИКА»

ilya_konst87 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.05.2021
Цель исследования состоял в разработке новых приемов технологии критического мышления на занятиях элективного курса «Робототехника». Для реализации цели исследования были решены следующие задачи: 1. Проведен анализ научной и методической литературы по исследуемой теме; 2. Разработана рабочая программа элективного курса «Робототехника»;
Введение

В рамках указа президента РФ В. В. Путина «об обеспечении ускоренного развития искусственного интеллекта РФ …», цели и задачи которого акцентированы на «повышение качества услуг в сфере образования, образовательного процесса к потребностям обучающихся и потребностям рынка труда, системный анализ показателей эффективности обучения для оптимизации профессиональной ориентации и раннего выявления детей с выдающимися способностями, автоматизацию оценки качества знаний и анализа информации о результатах обучения, цифровизация жизни требует не только новых умений от выпускников школ, но и другого подхода к организации самого обучения в плане подготовки кадров для профессий будущего» [26]. Уровень цифровизации жизни делает бескрайнее информационное поле доступным каждому. Без преувеличения можно сказать, что умение своевременно получать необходимую информацию для принятия, после ее обработки и анализа, соответствующего решения - ключ к успеху в карьере и жизни современного человека. Робототехника в настоящее время становится важным элементом работы по формированию личности, творческих способностей, технического и инженерного мышления. Технология развития критического мышления является одним из действенных методов для формирования умений добывать знания, уметь работать с информацией, делать выводы и заключения. Отечественные и зарубежные исследователи Я. Кузьминов, П. Сорокин, И. Фрумин, С.Д. Каракозов, Н. Рыжова, Э. Амарал, Э. Педроса, Г. Х. Лим, утверждают о необходимости изменения методов и организационных форм учебной работы. Андронова О. В. в своей исследовательской работе отмечает, что «характер новой цифровой трансформации предъявляет особые требования к высококвалифицированным специалистам будущего. Основательная естественно-научная и гуманитарная подготовка . Соболева Е. В., Караваев Н. Л., Шалагинова Н. В., Перевозчикова М. С. при раскрытии сущности профессий будущего делают акцент на способности, которые называют «компетенциями XXI века»: фундаментальные теоретические знания, компетентности в сфере технологий (критическое мышление, креативность, коммуникация, самоорганизация, инициативность и др.). И. А. Щеглова, Ю. Н. Корешникова Ю. Н., О. А. Паршина уточняют, что в цифровом образовательном пространстве первоочередной становится задача подготовки самостоятельной личности через формирование мышления высокого порядка, в том числе критического. Критическое мышление в новых условиях цифровой трансформации воспринимается и трактуется как долгосрочное мышление. Человек должен уметь аргументировать, анализировать, синтезировать и оценивать внешнюю информацию, а затем использовать на практике для формулирования выводов и принятия решений в условиях неопределённости будущего» [2]. Актуальность исследования. Для реализации указа президента необходимо переосмыслить подходы к образовательному процессу и изменить методы и приемы обучения применительно к образовательной робототехнике в связи с недостаточной методической разработанностью. На занятиях учащиеся должны научиться конструировать роботизированные устройства не только для образовательного проекта, но и для самообразования, участвуя в различных конкурсах, соревнованиях, что эффективно скажется на формировании навыков критического мышления. Разработка конкурсного проекта от идеи до конечного результата не просто должно поддерживать обучение и воспитание в современной школе, но и подготовить к успешной профессиональной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс при изучении курса «Основы робототехники». Предмет исследования: методика применения приёмов технологии развития критического мышления на занятиях элективного курса «Робототехника». Цель исследования состоит в разработке новых приемов технологии критического мышления на занятиях элективного курса «Робототехника». Гипотеза исследования – использование новых приемов технологии развития критического мышления позволит повысить результативность образовательного процесса элективного курса «Робототехника». Для реализации указанной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи. 1. Провести анализ научной и методической литературы по исследуемой теме; 2. Разработать рабочую программу элективного курса «Робототехника»; 3. Определить критерии и разработать дидактические материалы измерения уровня сформированности критического мышления учащегося при обучении робототехнике. 4. Оценить уровень сформированности критического мышления учащихся на констатирующем, формирующем и контрольном этапах. Теоретической основой исследования являлись: исследования отечественных и зарубежных ученых о природе и методах развития критического мышления (М.И. Башмаков, А.В. Бутенко, Д.Клустер, К.Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер, Е. А. Ходос, Д. Халперн и др.); психологическая и педагогическая теория деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже и др.); концепции личностно-ориентированного образования (В.Бондаревская, И. С. Якиманская); педагогические технологии (А. П. Чернявская) Методология исследования. Методологической основой исследования эффективности разработки конкурсных проектных работ учащихся для формирования критического мышления выступили основные положения личностно-ориентированного подхода. Этот подход позволяет обосновать то положение исследования, что именно применение приемов технологии развития критического мышления способствуют активному усвоению знаний субъектом и формированию способов его деятельности посредством мотивированного и целенаправленного решения учебных задач. Эмпирические методы (наблюдение, анализ результатов конкурсных проектов учащихся) использовались для получения актуальных сведений о формировании умений, составляющих основу критического мышления обучающихся. Эти методы позволили получить сведения о реальных изменениях в рефлексии, мотивации, вовлеченности в проблемную ситуацию, активизации учащихся в познании, формирования навыков исследования и самостоятельной работы как важных навыков для подготовки к успешной профессиональной траектории. Проблема, цель и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; разработка рабочей программы элективного курса «Робототехника»; включенное наблюдение, беседа, анализ контрольных и самостоятельных работ учащихся; проведение педагогического эксперимента по проверке основных положений исследования с последующей статистической обработкой данных. Новизна исследования заключается в том, что были разработаны приемы технологии критического мышления для курса «Робототехника»; дидактические разработки, способствующие организации проектной деятельности. Базой исследования являлось муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 им. Д. Г. Новопашина г. Якутска. Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (2018-2019) проводилось изучение педагогической и методологической литературы по проблеме исследования, был выстроен понятийный аппарат, сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования. На втором этапе (2019-2020) была проведена педагогическое исследование, в ходе которого были определены исходные показатели критического мышления учащихся. Была обоснована принципиальная возможность развития критического мышления учащихся в процессе обучения робототехнике, сформулированы промежуточные выводы. На третьем этапе (2019-2020) осуществлялся контрольный эксперимент и оформление диссертационной работы. Была внедрена разработанная методика применения приёмов технологии критического мышления и проведена экспериментальная проверка эффективности его применения, сформулированы общие выводы. Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, многосторонним анализом исследуемой проблемы, последовательностью проведения опытно-экспериментальной работы, использованием совокупности разнообразных методов исследования, соответствующих его цели и задачам, экспериментальной проверкой основных положений на практике и использованием методов статистики для обработки информации. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что: - разработаны и реализованы методические приёмы технологии развития критического мышления для элективного курса «Робототехника»; - разработаны и апробированы методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на элективном курсе «Робототехника». Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях «Профессиональное самоопределение: новые реалии, подходы, технологии» (Якутск, 2020 г.), «ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ» (г. Пенза, 2020), и на форуме «Технологии когнитивного обучения в условиях цифровой трансформации образования» (Якутск, 2020 г). Разработанная система по формированию критического мышления учащихся при обучении робототехнике реализуется в средней общеобразовательной школе № 10 имени Д. Г. Новопашина г. Якутска. Основные теоретические и практические результаты исследования отражены в 3 публикациях (статьях). На защиту выносятся: программа элективного курса «Робототехника», разработанные приемы технологии критического мышления для курса робототехники, дидактические разработки способствующие организации проектной деятельности учащихся и разработка диагностических заданий, определяющие показатели сформированности критического мышления учащихся. Структура диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и из 5 приложений. Общий объем работы – 99 страниц, из них 50 страницы основного текста.
Содержание

Введение……………………………………………………………….…2 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РОБОТОТЕХНИКЕ……………………………………………………….……8 1.1. Современные представления о критическом мышлении………………………………………………………………………..8 1.2. Теоретическое обоснование возможности формирования учебной деятельности на занятиях робототехники с применением педагогической технологии развития критического мышления………………………………10 1.3.Общая характеристика элективного курса «Робототехника» ……12 Выводы по 1 главе……………………………..………………………...18 Глава 2. Педагогическое исследование результативности применения приемов технологии развития критического мышления на элективном курсе «Робототехника»………………………………………………………………..20 2.1. Применение классических приёмов технологии критического мышления в элективном курсе робототехники………………….…………..20 2.2. Разработка новых приёмов технологии критического мышления в элективном курсе «Робототехника» …………………………………………..28 2.3. Организация проектной деятельности учащихся в элективном курсе «Робототехника» с использованием приёмов технологии критического мышления………………………………………………………………………..32 2.4. Педагогическое исследование по выявлению результативности применения приемов технологии развития критического мышления в элективном курсе «Робототехника»…………………………………………….39 Выводы по 2 главе……………………………………………………….47 Заключение…………………….....................................................48 Литература …………………………………………………..……50 Приложения…………………………………………………..……55
Список литературы

1. Абакумова Н. Н., Борисова В. А. Механизмы реализации и этапы развития Junior Skills как перспективной программы раннего профессионального самоопределения обучающихся // Вестник Томского государственного университета. 2019. №. 446. С. 170-177. URL: http://doi.org/10.17223/15617793/446/21 https://elibrary.ru/item.asp?id=41344320 2. Андронова О. В. ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ канд. Пед наук 04.2.01 0 57052/ Я – 2010. - 245с. - Библиогр.: с.5-8. 3. Апталаев М.Н., ЖалкоМ.Е., ХаматнуроваЕ.Н., КалининаК.А. Дополнительное образование как способ популяризации инженерной отрасли среди школьников//Мир науки.–2017.-№6.–С.99-104. 4. Батаева Ю.А., Седашева В.Н. Развитие технического творчества детей // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар.науч.конф.(г.СанктПетербург,декабрь2017г.). СПб.:Своеиздательство,2017.-С.16-19. 5. Башмаков, М.И. Теория и практика продуктивного обучения [Текст]. —М.: «Народное образование», 2000. 6. Беленов Н.В., Самсонова О.С. Робототехника как фактор развития технических способностей у обучающихся во внеурочной деятельности //INTERNATIONALSCI ENTIFICREVIEW.–2015.-№4(5).–С.11-15. 7. Бондарева Н. Н. Состояние и перспективы развития роботизации: в мире и России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7 № 3(27). С. 49–57. URL: http://doi.org/10.18184/2079-4665.2016.7.3.49.57 (дата обращения: 31.11.2019). 8. Боно, Э. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления [Текст] /Э. Боно//Пер. с англ. А. А. Курсков.- Мн. 9. Болотов, В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям Российской школы [Текст] // Директор школы. 1995. № 1. с. 67-73. 10. Бокселл Дж. Изучаем Arduino. 65 проектов своими руками. СПб. : Питер, 2017. 400 с. 11. Бутенко Д.В., Бутенко Л.Н. Методологические основы изобретательства и научно-технического творчества//Фундаментальные исследования.–2017.–№11-2.– С.278-283 12. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика . М.: Мирос, 2002. 13. Вагнер И.В. Эффективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству /И.В.Вагнер, Ю.Ю.Власова// Международный научно-исследовательский журнал.-2014.-№7-2(26).-С.53-55. 14. Власова О.С. Технологии образовательной робототехники как средство освоения предметной области «Математика и информатика» //Начальная школа плюс до и после.–2013.-№10.-С.61-67. 15. Горнов О.А. Развитие обучающихся при изучении робототехники / //Школа и производство.–2015.–№8.–С.3-8. 16. Гражданское образование: материалы международного проекта. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 17. Евсеева С. А. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ»/ Евсеева С. А., Соловьева Н. М.// ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ.- 2020. – С. 279-284. 18. Иванов И. Ардуино язык программирования: основные понятия // ArduinoPlus.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://arduinoplus.ru/arduino-yazyk-programmirovaniya/ (дата обращения:04.10.2020). 19. Казарин В.Е., Володькина Т.А. Три ступени кружка технического творчества// Молодой ученый.-2016.-№12.2.-С.14-16. 20. Каширин Д.А. Курс «Робототехника». Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО / Д.А. Каширин; ГАОУ ДПО ИРОСТ.–Курган, 2013.-84с 21. Костров Б.В. Искусственный интеллект и робототехника/Б.В.Костров, В.Н. Ручкин,В.А. Фулин.-М.:Диалог-Мифи,2018.-224c. 22. Кузьмин М.В. Робототехника в школе как ресурс подготовки инженерных кадров будущей России // Сборник методических материалов для работников образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Кировской области, 2017.–179с. 23. Литвин А.В. Педагогические и дидактические возможности образовательной робототехники /А.В.Литвин // Психология и школа.–2012.–№5.–С.106-117. 24. Лукьянова Н.В. Развитие технических способностей учащихся посредством образовательной робототехники // Информатика в школе.–2015.-№2(105).–С.28-32. 25. Наталевич А.Н. Основы конструкторской и проектно-исследовательской деятельности в учебных программах по робототехнике // Научно-методический электронный журнал «Концепт».–2014.–№25.–С.56–60. 26. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 [электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/ 27. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (с изм. и доп. от 31 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923 28. Паршенкова Ю.А. Реализация курса робототехники в общеобразовательной школе // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар.науч.конф .(г.Казань,март2018г.).-Казань: Молодой ученый,2018.-С.24-25. 29. Образовательная робототехника: дайджест актуальных материалов//ГАО УДПО «Институт развития образования Свердловской области»; Библиотечно-информационный центр; сост.Т.Г.Попова.– Екатеринбург:ГАОУДПОСО«ИРО»,2015.–70с. 30. Справочник C++// ArduinoPlus.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://arduinoplus.ru/coding-arduino/. 31. Соловьева Н. М. ВЛИЯНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗ Соловьева Н. М. , Лебедкин Н. НАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДМЕТУ/ Соловьева Н. М. , Лебедкин Н.// Инновации и традиции педагогической науки/ 2019/ C. 151-155 32. Соловьева Н. М. РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В РАМКАХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ/ Соловьева Н. М., Осипова О. П., Профессиональное образование. Столица. 2018. № 6. С. 39-41. 33. Стил Дж. Основы критического мышления: Междисциплинарная программа: Пособие I / Стил Дж., Мередит К. , Темпл Ч., Уолтер. С// - М., 1997. 34. Стил Дж. Популяризация критического мышления Пособие II / Стил Дж., Мередит К. , Темпл Ч., Уолтер. С// - М., 1997. 35. В.В. Тарапата Робототехника в школе: методика программы проекты /В.В.Тарапата, Н.Н. Самылкина.-М.:Лаборатория знаний,2017.–86с. 36. Филиппов В. И. Организация занятий по робототехнике во внеурочной деятельности в основной школе // Информатика и образование. 2016. № 6. С. 20–27. 12. 37. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. СПб. Наука, 2013. 319 с. 38. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] - Спб.: Издательство «Питер», 2000. - 512 с : ил. - (Серия «Мастера психологии»). 39. Цифровой датчик температуры и влажности (Troyka-модуль) // Амперка. [Электронный ресурс]. URL: https://amperka.ru/product/troyka-temperature-humidity-sensor-dht11 (дата обращения:07.10.2020). 40. Чернявская А. П. . Педагогические технологии / Байбородова Л. В., Чернявская А. П. —. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 258 с. 41. Ячменькова Э.А. Методическая разработка на тему: «Как правильно оформить методическую разработку»// Образовательная социальная сеть. [Электронный ресурс]. URL: 2014 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/03/30/kak-pravilno-oformit-metodicheskuyu-razrabotku
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РОБОТОТЕХНИКЕ В данной главе устанавливается понятийный аппарат, соответствующий целям исследования. Выявлена и теоретически обоснована применимость педагогической технологии развития критического мышления на занятиях робототехники. Продемонстрирована общая характеристика элективного курса «Робототехника». 1.1. Современные представления о критическом мышлении В данном параграфе рассматривается понятие критического мышления. В настоящее время, критическое мышление является один из ключевых компетенций, который позволяет анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. В современном мире информация играет огромную роль в жизни человека. Она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность Термин «критическое мышление» известен давно из работ таких известных педагогов и психологов, как Ж. Пиаже, Л. Колберг, Л. Выготский, Б. Блум, Дж. Брунер. Природа критического мышления раскрывается в книге Д. Халперн. С его точки зрения развитие мышления предлагает эффективные приемы его формирования «Эта книга - о мышлении и знании и о связи между ними. Имеется в виду такое мышление, которое позволяет нам использовать ранее приобретенные знания, чтобы создать новые знания. Мы создаем знания всякий раз, когда знакомимся с новыми понятиями и идеями. Только что полученная информация используется нами для создания наших собственных внутренних структур знаний. (Структура знаний - это что-то вроде технического термина, употребляемого когнитивными психологами для описания всех взаимосвязных представлений, которые каждый из нас имеет по поводу самых разных предметов и явлений.) Знание - это «состояние понимать», присущее только сознанию конкретного человека. Это - что-то, чем мы можем поделиться в процессе общения с другим человеком. Мы используем уже имеющиеся у нас знания для осмысления новой информации. Таким образом, приобретение знаний является активным психическим процессом. Каждый человек выстраивает «расширяющиеся структуры знаний», которые связывают новые идеи с уже известными, поэтому знание всегда личностно и в некотором роде уникально. Эти структуры, или схемы, знаний - наше личное внутреннее представление природы мира. Объединяя их с другими схемами, мы создаем новые знания» [38]. Д. Халперн считает, что «Критическое мышление – процесс использования определенных умений и навыков» [38].Оно увеличивает вероятность получения желаемого конечного результата. Мышление, как нечто отличающееся от других контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью. Так характеризует это определение. При решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решения прибегают к такому типу мышления.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg