Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Становление регулярной полиции в России.

one_butterfly 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.05.2021
Целью данной курсовой работы является изучение становления регулярной полиции в России. Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи для ее достижения: - изучить историю возникновения регулярной полиции в России; - рассмотреть развитие регулярной полиции России в XIX – начале XX века; - проанализировать работу и сделать соответствующие выводы.
Введение

В XVII - XVIII вв. Россия вступила в период позднего феодализма, утвердилась самодержавная форма правления, был реформирован весь государственный механизм, в том числе и его карательно-правоохранительная часть. Данный период являлся периодом великих преобразований в Русском государстве, благодаря которым Россия превратилась в сильную державу. Важная роль в Российском государстве принадлежит полиции. Полиция - система органов надзора и принуждения, предназначенных для поддержания общественного порядка, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности граждан, а также защиты существующего государственного строя. Полиция была самым одиозным государственным учреждением самодержавной России. В. И. Ленин называл ее «башибузуками самодержавия», «вражьей силой», направленной против рабочих и всего трудового народа. Свергнув самодержавие, трудящиеся уничтожили и ненавистный им полицейский аппарат. Изучение революционного подвига народа было бы неполным без изучения силы, непосредственно противостоящей ему. Исследование истории царской полиции имеет большое значение для глубокого изучения борьбы народных масс с самодержавием. В исторической, а тем более в историко-правовой литературе процесс становления регулярной полиции в России освещен слабо, хотя без знания этого невозможно получить полное представление о дальнейшем развитии российской полиции. Отправной датой в реферате взят 1718 год, когда была учреждена должность генерал-полицмейстера и создана Петербургская полицмейстерская канцелярия, положившая начало регулярной полиции в России. 1741 год взят как дата завершения организационных форм и определения функций общей регулярной полиции страны, хотя практическая организация полицейских учреждений к тому времени произошла не повсеместно. Именно новая, регулярная полиция должна была обеспечивать безопасность, оберегать, контролировать и охранять жизнедеятельность всего общества. Была начертана целая программа полицейской деятельности, удивительной по своей широте. В нее входили полиция безопасности и полиция благоустройства, санитарная полиция и так называемая полиция нравов, контроль за сферой народного просвещения и призрением бедных. Одной из главных задач государства в наше время является безупречность деятельности и функций его правоохранительных органов. Изучение истории становления и развития полиции России как одного из важнейших правоохранительных органов государства дает нам возможность узнать и изучить историческую связь между его прошлым и настоящим.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. История возникновения и функции регулярной полиции России…5 1. История возникновения регулярной полиции……………………………5 2. Функции регулярной полиции России…………………………………..10 ГЛАВА 2. Развитие полиции в XIX – начале XX века………………………..15 1. Полиция России в XIX веке……………………………………………...15 2. Полиция России в начале XX века………………………………………23 Заключение………………………………………………………………………28 Список используемой литературы……………………………………………..30
Список литературы

1. Александров С. Г. Борьба с преступностью как принцип деятельности полиции // История государства и права. № 5. 2004. 2. Белецкий С., Руткевич П. Исторический очерк образования и развития полицейских учреждений в России. — СПб. 1913. 3. Борисов А.В., Дугин А.Н., Малыгин А.Я. и др. / Полиция и милиция России: страницы истории / -М.: Наука, 1995. 4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. «Правоохранительные органы», М.,2000. 5. История правоохранительных органов России: сборник научных трудов / под ред. Е. П. Сичинского. Челябинск: ЧЮИ МВД России, 2000. 6. Кучерук Н. В. Организация полиции Санкт-Петербурга в начале XVIII века. // История государства и права. № 3. 2002. 7. Кушнир М. И. МВД России: начало пути. Монография. СПб. 2004. 8. Лурье Ф. М. Политическая полиция Российской империи // Ежегодник СПб. научного общества историков и архивистов. 2000. 9. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифано А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. — М. 2005. 10. Министерство внутренних дел: страницы истории (1802-2002 гг.). / Под общ. Ред. В. П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2001. 11. Перегудова 3. И. Политический сыск России (1880 -1917гг). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2000. 12. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. М., 2008. 13. Сизиков М. И., Борисов А. В., Скрипилев А. Е. История полиции России (1718 -1917 гг.). Вып.2. М., 1992. 14. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. Учебное пособие. М., 2003 г. 15. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. М.,1996.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. История возникновения и функции регулярной полиции России. 1. История возникновения регулярной полиции. Создание регулярной полиции началось с Петербургской полицмейстерской канцелярии. В мае 1718 года Петр I утвердил полицейскую инструкцию («Пункты») и указы об учреждении должности генерал-полицмейстера и о назначении на нее А. М. Девиера. Управление отделением полиции, как и большинство государственных учреждений того времени, было формально коллегиальным (отдел возглавлялся генералом полиции и несколькими «официальными членами»). Фактически же генерал-полицмейстер был не просто первоприсутствующим, а начальником полицмейстерской канцелярии; его заместитель, «полицмейстер», непосредственно руководил полицией в Петербурге (в «Резиденции»). Генерал-полицмейстер считался центральным органом полицейского управления в стране. Создавая чиновничье-бюрократический аппарат, правительство Петра 1 не отказалось и от использования в полицейском деле местного населения, так как сравнительно немногочисленные штатные полицейские чиновники и служители не могли гарантировать обеспечение нужного порядка, а значительное увеличение персонала полиции было невозможно из-за условий военного времени и финансовых затруднений. В каждой слободе или улице из местных жителей назначался сотский (староста) и пятидесятский, на каждые 10 дворов — десятский. Соответственно город делился на сотни и слободы. Из местных же жителей поочередно назначались ночные караульщики, обязанные пресекать правонарушения и нести пожарную охрану. Безвозмездная полицейская повинность тяготила население. Она падала главным образом на городские низы. Состоятельные домохозяева выставляли за себя слуг или могли воспользоваться заместителями. Хотя генерал-полицмейстер рассматривался как центральный орган полицейского управления, однако, до 1722 года регулярная полиция была создана только в Петербурге. Интенсификация государственного строительства в начале 1920-х годов также затронула регулярную полицию. Регулирование главного магистрата предусматривало создание отдельных полицейских объектов в системе магистратов, но этот проект не был реализован. Формирование регулярной полиции было на пути к централизации полицейского управления. 17 января 1722 г. Петр I учреждает в Москве должность обер-полицмейстера, целиком подчиненного генерал-полицмейстеру. Под руководством обер-полицмейстера здесь создается полицмейстерская канцелярия, а при ней службы, как и при Петербургской полицмейстерской канцелярии. Распорядительным органом Московской полицмейстерской канцелярии также считалось присутствие. В Москве, население которой было в пять раз больше, чем в Петербурге, в конце первой четверти XVIII века были созданы полицейские конгресс-центры. Под руководством полицмейстерского управления они выполняли полицейские функции в определенных частях города. Так же, как и в Петербурге, в Москве на местное население была возложена полицейская повинность в виде сотничества, десятничества и ночного караула. С учреждением Московской полицмейстерской канцелярии Петербургская стала называться Главной (в отдельных документах — «Государственной», что и по названию ее сближает с коллегиями). Значительно увеличен был штат и полицмейстерской канцелярии в Петербурге, ставшей фактически центральным учреждением. Созданием Петербургской (Главной) и Московской полицмейстерских канцелярий в первой четверти XVIII века была заложена основа аппарата регулярной полиции в России. Учреждений регулярной полиции в периферийных городах России в первой четверти XVIII века создано не было. Застой в развитии государственного аппарата, его расстройство, некоторое отступление от государственных преобразований Петра I во второй половине 20-х и начале 30-х годов XVIII века сказались и на полиции. Хотя для постоянного руководства полицейскими делами в Главной полицмейстерской канцелярии учреждается должность обер-полицмейстера и в присутствии появляется новая должность асессора, дела в полиции обстояли плохо. Штаты полицейских учреждений, как и при Петре I, определены не были. Личный состав был малочислен, деятельность его — малоэффективна. В условиях острой классовой борьбы и борьбы дворянских группировок за власть, это не могло не беспокоить правительство. В 1727 году Главная полицмейстерская канцелярия была передана в непосредственное подчинение Верховного тайного совета (наряду с Преображенским приказом и тремя важнейшими коллегиями—Военной, Адмиралтейской, Иностранной). В распоряжение Главной полицмейстерской канцелярии для патрулирования в Петербурге временно направлялись драгуны и даже гвардейцы. В октябре 1727 года Московская полицмейстерская канцелярия была передана в подчинение московского генерал-губернатора. Однако это было временной мерой. С переездом правительства в Москву (1729 г.) положение московской полиции меняется. Московская полицмейстерская канцелярия переходит в подчинение Сенату, по названию и положению становится главной. Ее возглавляет генерал-полицмейстер. Персонал московской полиции был обновлен и пополнен. В ее распоряжение направляются отряды драгун и солдат. Указом об укреплении московской полиции был по существу определен ее штат. Полицмейстерская канцелярия в Петербурге, лишившаяся названия и положения главной, оказалась в подчинении местных органов власти. Новая страница в истории регулярной полиции начинается с возвращения правительства в Петербург в 1732 году. Руководство «всеми полициями» в стране было передано вновь назначенному генерал-полицмейстеру (В. Ф. Салтыкову), который непосредственно возглавил Петербургскую полицмейстерскую канцелярию, ставшую опять главной. Главная полицмейстерская канцелярия в 1734 году была подчинена непосредственно Кабинету императрицы (позднее — и Кабинету, и Сенату). Было расширено присутствие полицмейстерской канцелярии, в котором появились новые должности советников. Углублялась специализация отдельных подразделений Главной полицмейстерской канцелярии. На основе столов и повытий создавались конторы и экспедиции. Петербург был разделен на части в 1737 году. Разделение было основано на топографическом принципе, так что части были различными с точки зрения количества дворов и населения. Полицейский контроль в подразделениях осуществлялся путем перемещения дворов. В 30-х годах развивалась также московская полиция, которая подчинялась Главной полицмейстерской канцелярии и которую опять возглавлял обер-полицмейстер. Также можно рассмотреть становление регулярной полиции в периферийных городах России. Этот вопрос до сих пор являлся спорным. И. И. Дитятин и В. Н. Латкин допускали существование учреждений регулярной полиции в первой четверти XVIII века и сомневались в их существовании в последующие десятилетия. Нет единого мнения по этому вопросу и в работах советских ученых. Попытки создания регулярной полиции в периферийных городах России были уже в первой четверти XVIII века. В 1722 году Петр I распорядился создать полицмейстерскую контору на острове Котлин (в Кронштадте), а в следующем году дал распоряжение о создании полицмейстерской конторы в Астрахани. Был составлен проект инструкции Кронштадтской полицмейстерской конторы и определен ее штат. Для астраханской полиции готовилась инструкция. Однако полицмейстерская контора в Кронштадте фактически была создана не ранее сентября 1732 года, а в Астрахани — только вместе с полицмейстерскими конторами, учрежденными в периферийных городах в 1733 году. В апреле 1733 года был издан указ о создании полицейских учреждений (названных позднее конторами) в 23 крупнейших городах страны. Тогда же был определен их штат. Вновь учрежденные полицмейстерские конторы (как и ранее учрежденная кронштадтская) были подчинены только Главной полицмейстерской канцелярии. Их фактическое создание произошло сравнительно быстро. Уже в 1733 году действовали Новоладожская и Казанская конторы, в 1734 году — Тобольская, Тверская и Киевская, в 1735 году — Шлиссельбургская и т. д. К октябрю 1740 года действовали все 23 вновь учрежденные полицмейстерские конторы. Так же, как и в столицах, в периферийных городах на местное население была возложена полицейская повинность. Полицейское управление в городах было однотипным. Полицмейстерские конторы юридически были независимы от местных органов власти, но фактически находились в зависимости от губернских и воеводских канцелярий, как стороны более сильной. С ратушами полицмейстерские конторы сносились как с нижестоящими учреждениями: важнейший орган дворянского государства стоял выше сословного органа горожан. Попытка подчинить астраханскую полицию местной ратуше не нашла достаточной поддержки со стороны правительственных органов. В ряде городов в конце 30-х и начале 40-х годов местные органы власти самочинно создавали полицмейстерские конторы, которые не находились в ведении Главной полицмейстерской канцелярии. Ограниченность материала не позволила диссертанту осветить внутреннюю структуру и функции последних, а также установить их численность. Процесс создания регулярных полицейских подразделений не закончился их повсеместным установлением в рассматриваемый период или в последующие десятилетия, но к 1741 году регулярная полиция была по существу единым, достаточно последовательным и хорошо организованным механизмом. 2. Функции регулярной полиции России. Одновременно с формированием аппарата регулярной полиции определялись и ее полномочия. Они были довольно обширными. Дореволюционные исследования, мало касавшиеся практической деятельности полиции, описывали ее компетенцию, закрепленную в законодательных актах и правительственных распоряжениях. Обращая внимание на обширность компетенции полицмейстерских канцелярии и контор, они объясняли это и новизной учреждения, и несовершенством государственного аппарата вообще, и влиянием опыта стран Западной Европы. Известное определение, данное в гл. X Регламента Главного магистрата в 1721 году, впоследствии было включено в «Свод законов Российской империи». В. И. Ленин в 1905 году заметил: «Полиция остается полновластной». С 1718 по 1741 год было издано более 300 нормативных актов, регламентировавших компетенцию полицмейстерских канцелярий и контор. Круг полномочий полиции в основном сложился уже к 1722 году, когда были изданы две инструкции московской полиции. В последующем таких обобщающих инструкций не издавалось, хотя правительство неоднократно указывало на необходимость издания новой общей полицейской инструкции и составлялись ее проекты. Полицейские учреждения руководствовались также Регламентом Главного магистрата и общим законодательством. Полицмейстерские канцелярии и конторы издавали акты (указы, приказы, приговоры), но они имели подзаконный характер, были актами управления. Полицейские учреждения пользовались правом законодательной инициативы. Подавление угнетенных классов является главной задачей всякого эксплуататорского государства. Выполнение этой задачи возлагается на карательные органы и прежде всего на полицию. На общую регулярную полицию в России в рассматриваемый период возлагалась борьба с самой распространенной формой классового сопротивления народных масс — бегством людей от своих угнетателей. Полиция разыскивала беглых по распоряжениям и просьбам государственных учреждений и частных лиц. Через полицейских чиновников и служителей, сотских, пятидесятских и десятских приметы разыскиваемых объявлялись обывателям, которые должны были под страхом наказания сообщать полиции о беглых. Полиция задерживала людей, не имевших документов и постоянного места жительства, следила за местами, где беглые могли найти приют. Непосредственно на борьбу с беглыми направлялся и учет населения в городах. Полиция регистрировала приезжающих и отъезжающих, следила, чтобы в городах не проживали люди, не имевшие паспортов, контролировала наем рабочей силы частными лицами. К учреждениям регулярной полиции постепенно переходит все паспортное дело. Регулярная полиция вела борьбу с разбойными партиями, если они появлялись в городах или их окрестностях. В ликвидации разбойных партий полиции помогали воинские части. На пресечение разбоев и других преступлений направлялись превентивные меры: ночью у рогаток не пропускались одновременно более трех человек, а также если они были без фонарей. Патрули и караульщики задерживали и доставляли в полицмейстерские канцелярии или конторы, на съезжие дворы не только правонарушителей, но и всех подозрительных людей. В первой четверти XVIII века полицмейстерские канцелярии имели широкие полномочия в области правосудия. Попытка Петра I отделить суд от администрации была малоудачной, судебные функции исполняли многие органы управления. Полицмейстерским канцеляриям было поручено рассматривать по существу дела по всем преступлениям, обнаруженным полицией, за исключением политических и финансовых. Изъяты были из подсудности полиции священники и военнослужащие. На практике полиция часто отсылала материалы для следствия и суда в учреждения, в ведении которых находились правонарушители. В отношении их полиция ограничивалась проведением дознания. По прочим делам в полицмейстерских канцеляриях велось следствие и определялась мера наказания. Процесс был инквизиционным, тайным, письменным. Мерой пресечения был, как правило, арест. Углубление специализации государственных учреждений, а также необходимость в освобождении полицмейстерских канцелярий от большого количества скопившихся в них дел привели в начале 30-х годов к передаче следствия и суда по всем уголовным делам Юстиц-коллегии и вновь учрежденному в Москве Сыскному приказу. На обязанности полиции осталось лишь проведение дознания. В последующем вести следствие по уголовным делам было запрещено и полицмейстерским конторам. Полиция продолжала применять наказания только за малозначительные правонарушения. Регулярная полиция становится преимущественно административным органом. Передача функций суда и следствия позволила полиции сосредоточить внимание на пресечении правонарушений. Компетенция регулярной полиции, как было сказано, в основном определилась в первой четверти XVIII века, когда шло интенсивное строительство Петербурга, где и начала создаваться регулярная полиция. Это явилось одной из причин наделения полиции обширными полномочиями в области строительства и благоустройства городов. Непосредственно организацией строительства полиция, конечно, не занималась. Она оказывала содействие Городовой канцелярии и Канцелярии от строений в удержании насильственно согнанной рабочей силы в Петербурге, направляла на строительные работы «гуляющих и слоняющихся», трудоспособных нищих, а в 30-е годы даже вербовала рабочую силу. Более значительными были полномочия регулярной полиции по строительному надзору, которая отводила места под застройку в городах, следила за соблюдением ее планов. Петербургская полицмейстерская канцелярия вела учет лиц, обязанных построить дома в новой столице, принуждала их к своевременному строительству, следила, чтобы дома в центральных районах строились из камня. «Нерегулярно» построенные и ветхие дома полиция ломала с помощью каторжников. Придавая большое значение винным откупам для пополнения казны, правительство возложило на регулярную полицию обязанность содействовать акцизным учреждениям в борьбе с «корчемством» (запрещенной торговлей спиртными напитками и табаком). Главная полицмейстерская канцелярия контролировала приезд в Россию иностранцев, выдавала им и русским подданным разрешения на выезд, докладывала по инстанции об иностранцах, прибывших в Россию. Полицмейстерские конторы доносили Главной полицмейстерской канцелярии об иностранцах, прибывших в периферийные города. В Петербурге полицмейстерская канцелярия взяла в свои руки едва ли не все руководство столицей, оттеснив местные органы власти. Некоторые обязанности были возложены на полицию случайно или поручались ей только потому, что их некому было исполнять. Однако, как правило, на полицию возлагались обязанности, требовавшие административного принуждения. ГЛАВА 2. Развитие полиции в XIX – начале XX века. 1. Полиция России в XIX веке. Новый император Александр I, взошедший на престол после убийства своего отца, немедленно отменил телесные наказания дворян и полностью восстановил дворянские привилегии, что сняло ограничение крестьянской барщины до трех дней. Также были отменены другие ограничительные ограничения на одежду, прическу, этикет, французский язык и т.д. Подчинение полиции военным властям и их полная милитаризация привели к такому увеличению расходов государственного бюджета на военное ведомство, что вскоре они стали непосильными. В связи с этим в 1799 году император согласился передать полицию гражданским губернаторам, что также означало изменение порядка их финансирования. Полицейские, которые назначались гражданскими властями, должны оплачиваться из доходов города, т.е. местного бюджета.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
333 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 23 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg