Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

one_butterfly 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.05.2021
Целью написания курсовой работы является характеристика норм о преступлениях, посягающих на интересы службы в коммерческих и иных организациях, а также практика применения данных норм. Для достижения указанной цели нами были поставлены задачи следующего содержа-ния: - определиться с понятием «преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»; - представить теоретическую классификацию преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях; - определить место преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях в системе норм Особенной части УК РФ; - изучить общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201, 204-204.2 УК РФ); - изучить специальные составы преступлений против интересов службы в коммерче-ских и иных организациях (ст.ст. 201.1 - 203 УК РФ). В работе использовались такие общенаучные методы познания как: логический, си-стемный, исторический. Помимо этого использовались такие частно-юридические методы: сравнительно-правовой, поскольку сравнивались составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях с смежными составами преступлений; стати-стический, поскольку приводились официальные данные о совершенных преступлениях по ст.ст.201-204.2 УК РФ за период с января по сентябрь 2020 года. Объектом курсовой работы явились общественные отношения, возникающие по по-воду установления круга преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Предметом курсовой работы послужили нормы уголовного законодательства, содер-жащие признаки преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организа-циях, а также руководящие Постановления Пленума Верховного Суда РФ по практике при-менения указанных норм. Изученность темы подчеркивается большим авторским составом, работавшим и ра-ботающим над проблемой преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях на монографическом, диссертационном, статейном и иных уровнях. Среди таких авторов можно назвать Р.Ф. Астанова, Б.В. Волженкина, А.В.Изосимова, Н.А. Камен-ского, В.С. Коростелева, С.М. Кочои, С.В. Максимова, И.А. Попова и др. Нормативно-правовой базой курсовой работы послужили Конституция РФ [2], Уго-ловный Кодекс РФ (далее – УК РФ) [3], Кодекс РФ об Административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) [4], Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) [5], ФЗ «О противодействии коррупции» [6] и др. Теоретическая и практическая значимость курсовой работы сводится к тому, что полученные в ходе ее подготовки выводы и предложения могут быть использованы в учеб-ных занятиях по дисциплине «Уголовное право. Особенная часть». Структура работы представлена в виде содержания, введения, а также двух глав, ко торые включают в себя 4 параграфа, заключения и списка используемых источников.
Введение

Актуальность темы курсовой работы трудно переоценить, поскольку коммерческие организации являются важным участником торгово-рыночных отношений. Полученная ими прибыль от продажи товаров или оказания услуг населению поднимает экономику страны на должный уровень и создает подспорье для дальнейшего развития ее частного сектора. Государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства и активно способствует его функционированию, разрабатывает программы по его поддержке и издает целый комплекс норм гражданского, административного и уголовного характера по охране интересов данного субъекта экономики. Например, уголовное законодательство РФ для указанных целей содержит отдельную главу – гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Гл. 23 УК РФ, как следует из названия, предусматривает ответственность за преступления против интересов службы и в иных организациях (потребительские кооперативы, жилищные, жилищно-строительные, огороднические, дачные кооперативы), которые не ставят цели извлечения прибыли от осуществления своей деятельности. Роль таких организаций также важна в гражданском обороте, поскольку обеспечивает функционирование отдельных сфер жизнедеятельности общества. Несмотря на правовую защиту интересов службы в коммерческих и иных организациях за период с января по сентябрь 2020 года было зарегистрировано 1491 преступление данной направленности, из них 990 случаев коммерческого подкупа и 221 случай мелкого коммерческого подкупа [1].
Содержание

Введение…………………………………………,………………..………………………………...3 1.Общий анализ преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организа-циях: понятие, виды, месторасположение в УК РФ…………………………………………...…5 1.1. Понятие «преступления против интересов службы в коммерческих и иных организа-циях» и их классификация……………………………………………………………….5 1.2. Место норм о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных орга-низациях в системе норм Особенной части УК РФ…………………………………….8 2. Уголовно-правовой анализ составов преступлений против интересов службы в коммерче-ских и иных организациях…………………………………………………………………….…..12 2.1. Общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст.201, 204-204.2 УКРФ)…………………….………….……...………..12 2.2. Специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201.1-203 УК РФ).…..………………………………..….….17 Заключение………………………………………………………….…………..………………….23 Список использованных источников……………………………...........................................25
Список литературы

1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - сентябрь 2020 года [ Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел: официаль-ный сайт. Режим доступа: https://мвд.р ф/reports/item/21551069/ (дата обращения: 10.10.2020). 2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета – 1993 г. – от 25 дек. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (в ред. фед. закона № 260-ФЗ от 31.07.2020) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – ст. 2954 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: фед. закон от 30 декабря 2001 г. № 196- ФЗ (в ред. фед. закона № 341- ФЗ от 15.10.2020) // Российская га зета. – 2001. – 31 дек. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации: фед. закон от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ (ч.1) ( в ред. фед. закона №251 - ФЗ от 31.07.2020)// СЗ РФ . – 1994 г. –№ 32 – ст. 3301. 6. О противодействии коррупции: фед. закон от 25 декабря2008 г. № 273-ФЗ (в ред. фед. закона №143-ФЗ от 24.04.2020 ) // СЗ РФ. – 2008 г. – №52 – ст. 6228. 7. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник. Краткий курс. — М., 2009. – 435 с. 8. Чернышов , В.Н. Уголовное право: Общая часть [Электронный ресурс]: в 2-х ч. / В.Н. Чернышов, Н.П. Печников ; Тамбовский государственный технический университет. – Тамбов : Тамбовский государственный технический университет ( ТГТУ), 2018. – Ч. 1. – 85 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277913 (дата обращения: 24.10.2020). – Биб-лиогр. в кн. – Текст : электронный. 9. Попов, И.А. Борьба с преступностью в сфере экономики: учебное пособие / И.А. Попов [ Электронный ресурс]; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет ( МПГУ), 2017. – 388 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471148 ( дата обращения: 20.10.2020). – Биб-лиогр. в кн. – ISBN 978-5-4263-0471-0. – Текст : электронный. 10. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Издание второе исправленное и дополнен-ное / Под ред. доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРАМ, 2008. — 800 с. 11. Журкина, О.В. Уголовное право : учебное пособие / О.В. Журкина [Электронный ресурс]. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2019. – 99 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364830(дата обращения: 23.10.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7410-1242-0. – Текст : электронный. 12. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: фед. закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I (в ред. фед. закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ )//Российская газета – 1992 г. – 30 апр. 13. Максимов С.М. Уголовное право: Особенная часть / С.М.Максимов, А. Толмачев. [Элек-тронный ресурс] – Москва : А-Приор, 2010. – 205 с. – (Конспект лекций). – Режим досту-па: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56278(дата обраще-ния: 25.10.2020). – ISBN 978-5-384-00344-1. – Текст : электронный. 14. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Издание второе исправленное и дополнен-ное / Под ред. доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРАМ, 2008. — 800 с. 15. Коростелев В.С. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях в классификационном ряду служебных преступлений / В.С. Коростелев// Общество и право. – 2012. № 5 – С. 140-143. 16. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 г. //Российская газета – 2013г. – 17 июля – № 154(6130). 17. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 (изм. от 24декабря 2019) //Российская газета – 2009 г. – 30 окт. – N 207 18. Приговор № 1-558/2019 от 27 сентября 2019 г. по делу № 1-558/2019 [Электронный ре-сурс] // Судебные и нормативные акты РФ: официальный сайт. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/wVqBbzE56Fxu/ (дата обращения: 12.10.2020). 19. Приговор суда по ч. 1 ст. 201 УК РФ № 1-234/2017 / Злоупотребление полномочиями [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ: официальный сайт. Режим доступа:https://sud-praktika.ru/precedent/545177.html (дата обращения: 12.10.2020). 20. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате : закон от 11 февраля 1993 г. N 4462-I // Российская газета – 1993 г. – 13 марта. 21. Баглай, Ю. Уголовное право: особенная часть / Ю. Баглай [Электронный ресурс]; Орен-бургский государственный университет. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2018. – 198 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259192(дата обращения: 23.10.2020). – Текст : электронный. 22. Приговор № 4А-543/2019 от 29 ноября 2019 г. по делу № 4А-543/2019[Электронный ре-сурс]. // Судебные и нормативные акты РФ: официальный сайт. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/vkIOYpKvrhU1/ (дата обращения: 31.05.2020).
Отрывок из работы

1. Общий анализ преступлений против интересов службы в коммер ческих и иных организациях: понятие, виды, месторасположение в УК РФ 1.1. Понятие « преступления против интересов службы в коммерческих и иных ор ганизациях» и их классификация Проникновение в сущность и познание своеобразия какого-либо явления без анализа его понятия невозможно, т.к. именно понятие считается «формой мышления, которая отра-жает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Учитывая изложен-ное, предлагаем присту к рассмотрению видов преступлений, против интересов службы в коммерческих и иных организациях с определения понятия данных преступлений. Необходимо отметить, что понятие « преступления против интересов службы в ком мерческих и иных организациях» на законодательном уровне не разработано. В теории уго-ловно права существует множество походов к определению данного понятия. Рассмотрим некоторые из них. Так, С.М. Кочои считает, что под преступлениями против интересов службы в ком мерческих и иных организациях следует понимать предусмотренные нормами гл. 23 УК РФ (ст. ст. 201–204.2), совершенные с умыслом общественно опасные деяния, направленные против интересов службы в коммерческих и иных некоммерческих организациях, не являю-щихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или му ниципальным учреждением [7, с.321]. В данном определении, как мы видим, автор сделал акцент на субъективном к ритерии данных преступлений, а также их адресате, подчерк ивая статус коммерческих и некоммерческих организаций. В.П.Ревин считает, что преступления против интересов службы в ко ммерческих и иных организациях – это общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на об-щественное отношение к интересам службы в коммерческих организациях, а также в неком мерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями, как к социальной ценности, противоречащие закон-ным интересам таких организаций и совершенные, как правило, лицами, наделенными слу жебными полномочиями в соответствующих коммерческих или некоммерческих организа циях, наказываемые в соответствии со ст. 201-204.2 УК РФ. Данное определение не отлича ется лаконичн остью, излишне описывая статус коммерческих и иных организаций [8, с.235]. И.А. Попов полагает, что под преступлениями против интересов службы в коммерче ских и иных организациях следует понимать такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций и причиняют, ли-бо создают угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Такое определение, на наш взгляд является компактным и самодостат очным[9, с.124]. Двигаясь далее, отметим, что обычно в научной и учебной литературе не разрабатыва-ются классификации преступлений из гл. 23 УК РФ, возможно в силу их скромного числа, по сравнению с количеством преступлений против собственности и экономической деятельности, предусмотренными гла вами раздела VIII УК РФ. Профессор Б.В. Волженкин предлагает дифференцировать преступления рассматри-ваемой группы на две подгруппы с помощью ст атуса субъекта преступления: 1. общие – мо-гут быть совершены любыми лицами, выполня ющими управленческие функции; 2. специ альные – преступления, совершаемые лишь особо указанными в соответствующих статьях УК РФ лицами( частный нотариус, частный аудитор, руководитель или служащий частной охранной или детективной службы) [10, с.118]. А.И. Рарог все преступления против инт ересов службы в коммерческих и иных орга-низациях по объекту посягательства условно подразделяет на два вида: 1. преступления, пося гающие на правильное (законное) осуществление управленческой деятельности (ст. ст. 201, 204, 204.1, 204.2 УК РФ); 2. преступления, посягающие на правильную (законную) профес сиональную (коммерческую) деятельность (ст. ст. 202 и 203 УК РФ) [11, с.58]. Несколько отличный подход к классификации названной группы преступлений исполь зует проф. С.В. Максимов, предлагающий выделять посягательства на интересы службы в любых коммерческих и некоммерческих и интересы службы в отдельных видах организаций [13, с.211]. Нам импонирует классификация предложенная Л.В. Иногамовой - Хегай. Исходя из непосредс твенного объекта преступлений, автор делит предусмотренные в гл. 23 УК РФ пре ступления на две группы: 1. общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201,204 - 204.2 УКРФ); 2. специальные составы пре ступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201.1-203 УК РФ) [14, с.210]. Такая классификация является наиболее удачной с точки зрения выбора критериев для разделения преступлений по группам. Она будет положена нами в основу построения напи сания гл.2 настоящей курсовой работы. Подводя итог настоящему параграфу, можно сделать ряд выводов следующего содер жания: 1. Под преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях следует понимать такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную де ятельность коммерческих и иных организаций и причиняют, либо создают угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. 2. В теории уголовного права представлено несколько вариантов классификаций пре-ступлений, посягающих на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций. В работе будет использована классификация, согласно которой все п реступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях стоит классифицировать по непосредственному объекту на 2 группы: 1. общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201, 204 -204.2 УКРФ); 2. специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201.1 -203 УК РФ). Такая классификация является наиболее удачной с точки зрения выбора крите риев для разделения преступлений по группам. 1.2. Место норм о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях в системе норм Особенной части УК РФ Нормы, предусматривающие уголовную ответственность за п реступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, имеют свое место в системе норм Особенной части УК РФ. Глава 23 с одноименным названием помещена законодателем в раздел VIII УК РФ, предусматривающий ответственность за преступления в сфере экономи-ки. Однако если мы обратимся к истории уголовного законодательства в данной сфере, то увидим иной подход законодателя к решению данного вопроса. Так, по Уголовному кодексу РСФСР 1960 г. некоторые виды рассматриваемых пре-ступлений наказывались как должностные преступления ( статьи 170-17523 главы седьмой« Должностные преступления» Особенной части), поскольку субъектом данных преступлений могли быть лица, выполнявшие управленческие функции на государственных, местных и общественных предприятиях, а также в кооперативах. Преступления против интересов службы в объединениях граждан и юридических лиц, не являвшихся общественными орга низациями, не могли быть квалифицированы как должностные, однако, вплоть до 7 июля 1994 г. могли наказываться как преступления против личной собстве нности, а после указан-ной даты – как преступления против чужой собственности (если признаки таковых имелись). Как мы видим, в уголовном законодательстве советского времени, нормы, содержащие признаки преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях были распределены по различным разделам Особенной части УК и не имели своей главы с од ноименным названием. Принятие нового УК 24 мая 1996 года изменило ситуацию в указанной сфере. Выделение в УК гл. 23, сосредотачивающей весь спектр норм о преступлениях против интересов службы в коммерческих или иных организациях, явилось новеллой для отечественного уголовного законодательства. Необходимо отметить, что к оличество статей в данной главе постоянно менялось. Так, в 2008 г. она дважды подвергалась изменениям в связи с принятием двух важных федераль-ных законов: от 22 декабря 2008 г. № 272- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в от дельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием госу-дарственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности») и от 25 де кабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий ской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 31 октября 2003 года и Конвенции от уголовной ответственности за кор рупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [ 11, с.311]. Выделение в одну главу преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях вызвало неоднозначную реакцию в науке уголовного права. Так, профессор С.В. Максимов, одобрил решение российского законодателя о разгра ничении в новом УК РФ с помощью средств юридической техники соответствующих групп преступных посягательств. Считает, что такое решение было обусловлено несколькими при чинами: 1. очевидным стремлением законодателя освободить государство от обязанностей непосредственного ответчика перед гражданами за злоупотребления лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, как деятельностью, осуществляемой на свой риск; 2. завершившимся с принятием первой части ГК РФ (1994 г.) размежеванием интересов служ-бы в государственных, муниципальных органах власти и их учреждениях – с одной стороны; и в коммерческих и иных негосударстве организациях – с другой; 3. реформированием гражданско-правовых основ предпринимательства, при котором любая предпринимательская деятельность, в том числе осуществляемая учрежденными государственными или муниципальными органами власти, является самостоятельной, осуществляемой как правило, на свой риск [13, с. 236]. Другие авторы иначе подходят к проблеме. Так, по мнению С.М.Кочои, название гла-вы 23 УК РФ прямо указывает на определенную несогласованность с названием как всего раздела VIII УК « Преступления в сфере экономики», так и вхо дящих в него глав (гл. 21 « Преступления против собственности», гл. 22 « Преступления в сфере экономической дея тельности»). Родовой объект преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях не является частью типового объекта преступлений в сфере экономики, поскольку общественные отношения рассматриваемых преступлений не являются родом экономических отношений, то есть отношений, обеспечивающих владение, пользование и распоряжение имуществом. Кроме того, преступления против интересов службы в коммер ческих и иных организациях от других преступлений, предусмотренных в разделе VIII УК РФ отличаются, по крайней мере, двумя моментами. Они совершаются, во-первых, в связи с управленческой деятельностью указанных организаций и, во-вторых, специальным субъек-том, то есть лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной орга низации, либо их представителем. Таким образом, помещение гл.23 в раздел VIII УК РФ, несомненно, носит условный характер [7,с. 254 ]. Существует позиция, согласно которой с точки зрения построения Особенной части УК РФ более правильным решением было бы поместить рассматриваемую группу преступ лений в самостоятельный раздел с одноименным названием. В противном случае, к числу преступлений в сфере экономики следовало бы отнести и преступления против интересов государственной службы, для которых названные экономические отношения также могут являться факультативным объектом [14, с.234]. Такая позиция нам не представляется удач-ной, по причине того, что составов преступлений, посягающих на интересы службы в ком-мерческих и иных организациях всего 7. Наличие в УК РФ целого раздела с таким количе-ством статей нарушило бы соразмерность закрепленных в нем разделов, а также последова тельность их расположения. Получается после раздела 7 УК РФ « Преступления в сфере эко-номики» шел бы раздел близкий ему по содержанию, поскольку извлечение прибыли у ком мерческих организаций все же отношения торгово-рыночного характера. В.С. Коростелев, размышляя над названием гл. 23 УК РФ, также увидел недостатки терминологического характера. Так, по мнению автора, вряд ли обоснованно использование в наименовании соответствующего «нормоблока» такой категории как «служба». Как из вестно, в положениях Федеральных законов от 25 апреля 2003 г. № 58- ФЗ «О системе госу-дарственной службы Российской Федерации» и от 7 февраля 2007 г. № 25- ФЗ «О муници пальной службе в Российской Федерации» категория «служба» увязана только с публичным сектором власти, управления и экономики. Кроме того, в соответствии с Гражданским ко-дексом РФ и иными источниками гражданского и корпоративного права «службы» в ком мерческих и иных организациях не существует; здесь имеет место« управление делами» и « управление деятельностью» юридического лица [15, с.140]. Как представляется, группа норм о преступлениях лиц, использующих управленче-ские полномочия в коммерческих и иных организациях, должна быть переименована с уче-том названия гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов госу дарственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ, нормативные положения в которой по своему содержанию являются« родственными» с анализируемыми предписаниями. В этой связи предлагаем рассматриваемый «нормоблок» назвать« Преступ-ления против интересов управления в коммерческих и иных организациях». Мы солидарны с п озицией автора в данном вопросе, поскольку равнозначное ис-пользование термина« служба» применительно к преступлениям против государственной власти (гл. 30 УК РФ) и к преступлениям, посягающим на интересы ком мерческих или иных органи заций( гл.23 УК РФ), с точки зрения юридической техники, не корректно. Ис-ходя из законодательных положений о службе и ее понимании в буквальном смысле, то она может осу ществляться только на государственном уровне и уровне местного самоуправле-ния, но не в рамках деятельности коммерческой организации или, предположим, деятельно-сти частного кооператива. Подводя итог настоящему параграфу, можно сделать ряд выводов следующего содер жания: 1. В уголовном законодательстве советского времени нормы, содержащие признаки преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях были распре-делены по различным разделам Особенной части и не имели своей главы с одноименным названием. Принятие нового УК 24 мая 1996 года изменило ситуацию в указанной сфере. Выделение в УК гл. 23, сосредотачивающей весь спектр норм о преступлениях против инте ресов службы в коммерческих или иных организациях, явилось новеллой для отечественного уголовного законодательства. 2. Мы солидарны с позицией авторов, которые считают, что в названии гл. 23 УК РФ не должен включаться термин« служба». Исходя из законодательных положений о службе и ее понимании в буквальном смысле, можно сделать вывод, что она может осуществляться только на государственном уровне и уровне местного самоуправления, но не в рамках дея тельности коммерческой организации или, предположим, деятельности частного кооперати-ва. В связи с этим можно предложить следующее наименование гл.23 УК РФ: « Преступле-ния против интересов управления в коммерческих и иных организациях». 2. Уголовно-правовой анализ составов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях 2.1. Общие составы преступлений против интересов службы в коммерчески х и иных организациях (ст. 201, 204-204.2 УКРФ) К общим составам преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях можно отнести как ранее известные уголовному законодательству, так и новые составы преступлений: злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ), посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ), мелкий коммерческий подкуп( ст.204.2 УК РФ). Уголовно-правовой анализ данных преступлений будет строиться на обобщенном анализе объективных и субъективных признаках этих преступлений. Родовым объектом рассматриваемых преступлений является общественные отноше-ния по охране экономики, которая в свою очередь представляет совокупность однородных общественных отношений (социальных благ, ценностей), обеспечивающих ее нормальное функционирование. Такой вывод основывается на общем учении об объекте преступлений и названии Раздела VIII(« Преступления в сфере экономики»). Видовой объект рассматривае-мых преступлений совпадает с основным непосредственным объектом и представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование коммерческих и иных организаций [8, с.211]. К коммерческим организациям, согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они мо-гут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных коопера-тивов, государственных и муниципальных унитарных предпри, основанных на праве опера-тивного управления или хозяйственного ведения. Иные организации – это некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между участниками (ч.2 ст.50 ГК РФ). Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных орга низаций( объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также и в других формах, предусмотренных законом для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения ду ховных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Любая коммерческая и некоммерческая организация имеет свои органы управления, аппарат, в который входят лица, наделенные определенными полномочиями. Эти полномочия они должны использо вать исключительно в интересах службы, то есть в интересах своих организаций, которые не должны противоречить государственным и общественным интересам. Интересы службы в данном случае заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления этими организациями, надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций на благо своих организаций и не в ущерб законным интересам граждан, других организаций, общества и государства в целом [5]. Дополнительным непосредственным объектом рассматриваемых преступлений могут выступать права, общественные и государственные интересы, а также интересы граждан или организаций. В составах преступлений, предусмотренных ст.ст. 204 - 204.2 УК РФ обязательном признаком объекта выступает предмет. Так, предметом коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом, могут быть выгоды или услуги имуще ственного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате ( предоставление ту ристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.). В случае мелкого ком мерческого подкупа предмет преступления тот же, только его стоимость не должна превы шать 10 тыс.р ублей. Объективная сторона всех составов рассматриваемых преступлений характеризуется активной формой деяния – действием. Поскольку нами рассматривается целая группа пре ступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, то уточним применительно к каждому составу, в чем конкретно выражается объективная сторона: – при злоупотреблении полномочиями объективная сторона преступления заключа ется в использовании своих полномочий вопреки законным интересам организации, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Если указанное деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществля ется по заявлению этой организации или с ее согласия. Если же вред причинен интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное пре следование осу ществляется на общих основаниях; – о бъективная сторона комм ерческого и мелкого коммерческого подкупа, преду-смотренных ч. 1 ст. 204 и ч.1 ст.204.2 УК РФ, выражается в трех формах: 1. незаконная пере дача денег, ценных бумаг, иного имуще; 2. незаконное оказание услуг имуще ственного ха-рактера; 3. незаконное предоставление иных имущественных прав. Составы обоих пре ступлений сконструированы по типу формальных. Преступления считаются оконченными с момента принятия хотя бы части подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации [16]; – о бъективная сторона посредничества в коммерческом подкупе выражается в двух альтернативных действиях: 1. непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа ( незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа; 2. ином способствовании этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа в значительном размере. Субъективная сторона всех рассматриваемых составов характеризуется исключитель-но прямым умыслом и специальными целями: 1. извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц; 2. нанесение вреда третьим лицам, а также обществу и государству в целом. Отличительной особенностью практически всех преступлений из гл.23 УК РФ является наличие специального субъекта. Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении долж ностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», субъектами указанных преступлений являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также лица, выполняющие управленческие функции в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией, государственной компанией. К лицам, выпол няющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях ( например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или по требительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной орга низации)[17]. Именно по субъекту составы преступлений из рассматриваемой группы (злоупотреб ление полномочиями по ст. 201 УК РФ и злоупотребление должностными полномочиями по ст.204 УК РФ), отличаются от составов преступлений, закрепленных в ст.285 УК РФ (зло-употребление должностными полномочиями) и ст. 290 УК РФ (получения взятки). Субъек-том двух последних составов выступает должностное лицо, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные функ-ции или административные функции в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпо рациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных пред приятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Россий ской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формиро-ваниях Российской Федерации. При этом следует подчеркнуть, что в случаях передачи коммерческого подкупа или мелкого коммерческого подкупа, а также, в случае посредничества в передачи коммерческо-го подкупа субъектом может выступать любое лицо, подходящее под признаки общего субъ-екта преступления по ст.19 УК РФ. Приведем актуальные примеры из судебной практики по некоторым из рассмотрен-ных преступлений: 1. Железнодорожный суд города Ульяновска осудил действия К. по ч.1 ст. 204 УК РФ. Из материалов дела следует, что К., явля лицом, выполняющим управленческие функ-ции в гаражно-строительном кооперативе, достоверно зная, что Р*** не работал в ГСК, не имеет стажа работы в вышеуказанном кооперативе,
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 45 страниц
540 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg