Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Государственная промышленная политика и инструменты ее реализации

one_butterfly 588 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.05.2021
В настоящей курсовой работе рассмотрен вопрос государственной политики в области инвестиций в промышленность, рассмотрена ее сущность, современное состояние и перспективы развития. Настоящая курсовая работа включает в себя три раздела, посвященных анализу таких направлений региональной экономики как региональная политика, изучение отраслей экономики России, изучение особенностей развития регионов России. В первом разделе охвачен вопрос государственной промышленной политики как основы экономического развития на местах, разобрана ее сущность, функции и механизм реализации. Во втором разделе представлен обзор состояния, проблем и перспектив развития промышленности в России. В третьей главе представлены способы и методы поддержки и стимулирования государственной поддержки промышленности, рассмотрена государственная политика поддержки инвестиций и способы ее использования. В курсовой работе использованы актуальные социальной экономические показатели 2019 года по данным Росстата.
Введение

Социально-экономическое развитие общества всегда связано с прочным государственным регулированием, поэтому изучение пространственных проблем в его развитии имеет такую же длинную историю, как и история наук об обществе. Основная цель вложения средств в настоящее время – получение максимальной прибыли и рост капитала. Основным мотивом осуществления инвестиций в настоящее время является возврат вложенных средств с максимально высоким доходом на вложенный капитал. Государственная промышленная политика — вид государственного воздействия на развитие регионов, посвященный рациональному размещению народного хозяйства страны, населения, объектов социальной сферы. В рамках экономического развития регионов уделяется внимание таким объектам исследования как региональная политика, ее методологические основы, инструментарий; изучение отраслей экономики России: формирование, современное состояние, проблемы и перспективы их развития; изучение состояния, проблем и развития регионов страны. Особенности государственных инвестиций заключаются в том, они характеризуют вложения средств, которое помимо экономического эффекта имеет и эффект социальный, то есть обеспечивает повышение уровня благосостояния граждан во всех его формах.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5 1.1 Методологические подходы к определению политики государства по отношению к промышленности 5 1.2 Понятие и содержание государственной промышленной политики в современных условиях 10 1.3 Инструменты реализации государственной промышленной политики 15 ГЛАВА 2 ИНВЕСТИЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 18 2.1 Современное состояние и развитие промышленности в России 18 2.2 Существующие проблемы государственной промышленной политики 23 ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 32 3.1 Цели и пути совершенствования государственной промышленной политики 32 3.2 Государственная инвестиций и методы ее совершенствования 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.10.2020). 2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020)"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федераци". 3. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. No 82-ФЗ «О банке развития» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_68404/. 4. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019)"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". 5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (последняя редакция) Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/. 6. Абрютина М. С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: Дело и сервис, 2018. – 218 с. 7. Агамиров К. В. Государственно-частное партнерство как фундамент предпринимательской деятельности и модернизации законодательства о ней // Человеческий капитал. 2016-№ 5- С. 94. 8. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал – 2018. – № 2 9. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. – 320 с. 10. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие. – Чита, 2019. – 441 с. 11. Воронин В. В., Шарыгин М. Д. Региональная политика России. Самара, 2018, 258 с. 12. Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд — ключевое решение инвестиционных проблем России. М.: Научный эксперт, 2017. 157 с. 13. Государственная политика промышленного развития: От проблем к действиям / Под ред. В.Л.Макарова, Е.М.Примакова. М.: Наука, 2019. 14. Загидуллин Р. Р. Государственная промышленная политика: понятие и содержание в современных условиях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2018 № 6, Тамбов: Грамота, 2018. С. 68-70. 15. Идрисов Г. И. Промышленная политика России в современных условиях / Г. Идрисов. – М. Издательство института Гайдара, 2018, 160 с. 16. Кевеш А. Л. Промышленное производство в России: статистический сборник / А. Л. Кевеш, Е. Ю. Базылева. – М: Росстат, 2017, 349 с. 17. Кравченко П. П. Государственные инвестиции в промышленность России // Финансовый менеджмент, №2, 2019, с. 28-45. 18. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами, М.: ИНФРА-М, 2018, 347 с. 19. Родионова И.А. Региональная экономика. - М.: Экзамен, 2018. 20. Сулакшин С.С. Ссудный фонд промышленности — ключевое решение инвестиционных проблем России. М.: Научный эксперт, 2018. 125 с. 21. Федеральная служба государственной статистики Инвестиции в России. Статистический сборник 2018 – М., Росстат, 2018 – 188 с. 22. Федеральная служба государственной статистики Социально-экономическое положение России, М.: Росстат, 2019. 172 с. 23. Шарыгин М.Д. Экономическая география и регионалистика. Учебное пособие. Пермь, 2019. – 340 с. 24. Бакин А. В. Экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / А. В. Бабкин. – СПб: Издательство СПбГУ, 2018, 189 с. 25. Экономическая и социальная география России // Под редакцией А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2019. 26. Якунин В.И., Богомолов О.Т., Макаров В.Л. и др. Постановка задачи разработки концепции экономической политики России / Под ред. С.С.Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2018. 168 с. 27. Экономика России, цифры и факты. Часть 10 Машиностроение. [Электронный ресурс] // Режим доступа https://utmagazine.ru/posts/10563-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-10-mashinostroenie. 28. Индекс промышленного производства // Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.gks.ru/bgd/free/b00_24/IssWWW.exe/Stg/d000/I001700R.HTM. 29. Общие вопросы промышленной политики // Правительство РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://government.ru/docs/. 30. Производство основных видов продукции в натуральном выражении [Электронный ресурс] // Росстат. – Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/natura/god17.htm. 31. О региональной промышленной политике [Электронный ресурс] // Минпромторг России. – Режим доступаhttp://minpromtorg.gov.ru/activities/regions/about/.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 1.1 Методологические подходы к определению политики государства по отношению к промышленности Государственная промышленная политика (ГПП или промышленная политика) является сложным, в определенной степени противоречивым политико-экономическим феноменом. При первом приближении она представляется довольно целостной категорией как часть государственной политики. В этом ракурсе государственная промышленная политикаможет рассматриваться как разработка и реализация стратегической программы и плана мероприятий в сфере промышленного развития на основе норм и ценностей, разделяемых правящим классом, при участии граждан. При более глубоком взгляде обнаруживается комплекс проблем, главная из которых сводится к решению вопроса о степени участия современного государства в управлении экономикой и промышленностью. Поэтому необходимо проанализировать теоретические подходы к понятию государственной промышленной политики с целью определить подлинное значение государства для современного промышленного развития. Современные подходы к определению политики государства по отношению к промышленности в индустриальную эпоху восходят к трудам М. Вебера и Й. Шумпетера. При этом нужно иметь в виду, что практически все идеи этих авторов или сформированы под влиянием К. Маркса, или высказаны как исполненный пессимизма либеральный ответ на его теорию. Среди значительного разнообразия теоретических положений М. Вебера в рамках нашего исследования следует особо выделить его тезис о промышленном капитализме как специфическом продукте западной культуры. Западная культура, по мнению великого немца, отличается от других своей рациональностью. В понимании Э. Гидденса, который анализировал воззрения М. Вебера, рационализация – это «распространение ценности калькуляции технического характера, заключающейся в использовании научных методик, на все большее число сфер деятельности» [12, с. 44]. Рационализация дала о себе знать и на прикладном уровне – в конкретную политику были инсталлированы адаптированные промышленные технологии западногокапитализма. Так, X. де Брюйн пишет, что «в последние годы промышленные методы управления внедряются и в государственные организации. Подобно бизнес-структурам, государственные учреждения производят продукты и услуги – следовательно, эффективность их деятельность поддается оценке. Поэтому важна оценка результатов их работы» [12, с. 21]. Традицию М. Вебера продолжил и обновил Й. Шумпетер, который показал и проанализировал тенденцию формирования крупных транснациональных корпораций, которые стремятся к установлению контроля в мировой экономике и, соответственно, к влиянию на международное сообщество и политику [7, с. 85]. Итак, М. Вебер и Й. Шумпетер заложили фундаментальные основы для анализа как государственной политики в индустриальном обществе вообще, так и для рассмотрения ее сегмента – государственной промышленной политики. В современной иностранной научной литературе, в частности, во французской, можно встретить определение промышленной политики как «триединой формулы политики в области конкуренции, внешней торговли и инноваций» [12, с. 75]. Эти составляющие создают предпосылки, а также определяют условия, направления, темпы и масштабы промышленного развития. Французские исследователи подчеркивают противоречивую взаимосвязанность этих составляющих. Например, торговая политика, оказывая влияние на состояние промышленности, в то же время зависит от развития производства. С другой стороны, хотя инновации приносят эффект лишь в среднесрочной или долгосрочной перспективе, практически не влияя на текущие изменения, однако они играют решающую роль в общей перспективе развития В свою очередь, специалисты управленческих структур Европейского Союза рассматривают промышленную политику в наднациональном измерении как «всемерное ускорение развития науки, исследований и новых технологий, их внедрение в промышленность и создание общеевропейской системы по передаче новых разработок странам – членам Союза» [6, с. 13-14]. Очевидно, что здесь государственная промышленная политика включает в себя большой перечень задач: создание единой стратегии европейскими предприятиями и следование ей, единая торговая политика, информатизация, защита окружающей среды и т.д. С другой стороны, государственная промышленная политика, по мнению европейских специалистов, предполагает и акцентирование национальных приоритетов. Среди таковых могут быть: развитие региональной или общенациональной промышленности, концентрация капиталов на одном из уровней государства (уровневый подход к государственной политике), государственная поддержка инноваций и НИОКР и т.д. Отечественные специалисты имеют собственное видение феномена государственной промышленной политики. Так, Е. И. Рубинштейн пишет о ГПП как о «системе отношений между государством и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности» [7, с. 10-12]. Он выделяет три основные функции промышленной политики, увязанные с общей экономической ситуацией (циклами экономики): ? преодоление упадка и обновление отраслевой структуры промышленности; ? укреплениеи дальнейшее развитие созданной структуры; содействие полноценной реализации потенциала созданной промышленной системы. Примечательно, что ряд российских исследователей определяют промышленную политику практически полностью в терминах государственной политики: как «целенаправленное решение задач в экономической,оборонной и других сферах общественной жизни, выражающее доминирующие приоритеты и ценностиприменения власти» [6, с. 489]. Более современный подход к государственной промышленной политике содержится в работах Е. М. Примакова, который полагает, что государственной промышленной политикой необходимо считать «систему мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала» [10, с. 110]. В общем понимании государственная промышленная политика – это разработка и осуществление политико-экономической стратегии устойчивого промышленного развития государства в условиях информатизации, которая включает программы и планы мероприятий, воплощает в себе национальные нормы и ценности и формируется государственной бюрократией при участии представителей промышленности, экспертов и гражданских активистов. Исходя из данного определения, основными функциями государственной промышленной политики являются: ? осуществление регулирующей роли государства; ? создание современной конкурентоспособной промышленной системы; развитие промышленности; содействие экономическому росту; ? поддержка экспансии промышленных предприятий на внешние рынки; достижение лидирующих позиций в мировом промышленном производственном процессе. Как уже отмечалось выше, основными классическими элементами государственной промышленной политики являются: ? стратегия (общее видение, направление деятельности, генеральный план достижения цели [9, с. 50]); ? программа (цель, задачи, ресурсы, механизмы, процедуры, результаты, оценка результатов); календарный план мероприятий (перечень мер,список ответственных и сроки исполнения). Однако в современных условиях в каждом из компонентов данного перечня необходимо учитывать следующие актуальные тренды: общее возрастание роли технологий и технократов; тенденция к доминированию крупных корпораций в экономике; ? взаимосвязь политической и промышленной бюрократии; ? повышение роли рядовых работников в общем управлении предприятием. Итак, анализ теоретических подходов к определению промышленной политики, в том числе государственной, показывает, что большинство авторов уделяют серьезное внимание роли государства в формировании эффективной и конкурентоспособной промышленности. Кроме того, большое значение придается использованию информационно-коммуникативных технологий, расширению интеракции между всеми заинтересованными группами (от промышленных рабочих до руководителей предприятий, министерств и ведомств), а также укрупнению индустриальных структур. При этом интересно отметить устойчивую взаимосвязь между индустрией и политикой, которая особенно ярко проявляется в заимствовании управленческих технологий из промышленной в политическую сферу. Поэтому современная, эффективная и конкурентоспособная промышленность важна для успешного функционирования государственной системы. ? 1.2 Понятие и содержание государственной промышленной политики в современных условиях Под государственной промышленной политикой понимается проводимая государственными органами управления долговременная линия действий, воплощаемая в виде системы предпринимаемых государством мер по поддержанию и развитию промышленного производства как стержневой части производственной экономики, от которой зависят все другие отрасли и социальная сфера.[10, с. 15]. Государственная промышленная политика представляет собой неотъемлемую часть общей государственной экономической политики, воплощающей социально-экономическую стратегию на длительную перспективу. В осязаемой перспективе цели промышленной политики России предопределены состоянием промышленности и экономики в целом, ресурсными возможностями, наличествующими факторами производства. Государственная промышленная политика характеризуется следующими целями:[22, с. 56]. 1. Достижение в ближайшие годы ощутимого подъема промышленного производства со структурой выпуска промышленной продукции, соответствующей внутренним потребностям страны и устойчивому спросу на внешних рынках. 2. Последовательное обновление технической базы производства с упором на использование прогрессивных ресурсосберегающих технологий, позволяющих в то же время достичь показателей качества, обеспечивающих конкурентоспособность продукции и возможность импортозамещения по ключевым позициям. 3. Достижение как можно более полного использования имеющегося ресурсного потенциала промышленного производства с учетом ограниченных возможностей полной замены парка оборудования. 4. Сосредоточение доступных инвестиционных ресурсов на тех прорывных направлениях, видах отраслевых производств, где имеются предпосылки и существует реальная возможность занять высшие мировые позиции (отдельные образцы вооружений, космической техники, энергоагрегаты, прогрессивные виды материалов, современные биотехнологии и др.). Развитию промышленности в России присущ ряд проблем таких как:[22, с. 65]. 1. В последние промышленная политика России находится под мощным прессингом финансовых, экологических, природно-ресурсных, социальных, военно-политических ограничений. Эти ограничения порождены внутренними и внешними факторами социальной природы, положением России в мировом экономическом сообществе. Учет таких ограничений, возможное сужение зоны их действия, а также частичное или полное снятие представляют важнейший компонент государственной промышленной политики. 2. Инвестиционный фактор оказывает сильное влияние на промышленную политику ввиду ограниченных возможностей наращивания государственных капиталовложений в промышленность. 3. Ограничения, обусловленные недозагрузкой производственных мощностей. Загрузить простаивающий производственный аппарат очень трудно, так как это требует значительных вложений капитала на модернизацию производства. 4. Неудовлетворительная возрастная структура и высокая степень физического и морального износа основных средств производства в российской промышленности требуют от государства участия в модернизации промышленно-производственного аппарата и стимулирования его обновления хозяйствующими субъектами. 5. Неудовлетворительная возрастная, воспроизводственная структура парка промышленного оборудования не может быть изменена радикальным образом не только в силу инвестиционных ограничений, но и в связи с явной недостаточностью проектно-конструкторских и технологических разработок и слабой машиностроительной базой. 6. Природно-экологические ограничения связаны с истощением используемых в промышленности природных ресурсов и промышленным загрязнением окружающей среды. Таким образом, мы видим существенные недостатки развития промышленности в России. Решением этих вопросов и призвана заниматься государственная промышленная политика. Государственная промышленная политика решает такие проблемы развития производства в России как:[12, с. 314]. Так как приток финансовых ресурсов в федеральный, региональный и местные бюджеты не может быть увеличен посредством ужесточения и без того тяжелого налогового бремени, в распоряжении Правительства остаются следующие возможности ослабления инвестиционных ограничений: ? повышение уровня собираемости налогов при сохранении величины налоговых ставок за счет уменьшения уклонений от уплаты налогов; ? реструктуризация внешнего долга, снижающая нагрузку на бюджет и освобождающая часть бюджетных средств для вложения в развитие производства; ? активизация внебюджетных инвестиционных источников внутри страны за счет корпоративных структур и сбережений населения; ? продажа неэффективно используемых имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности; ? привлечение иностранных инвестиций. Решение проблемы обеспечения промышленности производственными мощностями. Видится посредством лучшего, более полного использования имеющегося оборудования, продолжения частичной закупки приборов и промышленного оборудования за рубежом (на что у многих крупных российских промышленных корпораций есть собственные средства), а также выборочного осуществления проектов производства прогрессивного оборудования на предприятиях машиностроительного, в том числе военно-промышленного комплекса с привлечением средств предприятий, отраслей, обладающих инвестиционными возможностями. Таким образом, можно заключить, что государственная политика в области развития промышленности в первую очередь основана на стимулировании инвестиций. Государственные инвестиции характеризуются следующими особенностями: 1. Решение проблем развития отрасли и региона, направленных на обеспечение полной занятости; 2. Предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности: ? содействие профессиональной ориентации и трудоустройству; ? социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта; ? оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов; ? производство и (или) реализация медицинской техники, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; ? обеспечение культурно-просветительской деятельности; ? предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам; ? содействие вовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных групп граждан; ? профилактика социально опасных форм поведения граждан; ? выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Также государственные инвестиции имеют ряд признаков, не позволяющих смешать между собой понятия социальное предпринимательство с понятием корпоративной социальной ответственности и социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО): [13, c. 45]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Политология, 49 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Политология, 36 страниц
432 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg