Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности и тактика получения образцов для сравнительного исследования

one_butterfly 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.05.2021
Цель работы заключается в исследовании ряда процессуальных и тактических вопросов проведения следственного действия получения образцов для сравнительного исследования. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: – Дать определение понятию и рассмотреть виды образцов для сравнительного исследования. – Раскрыть особенности тактики получения образцов для сравнительного исследования. – Охарактеризовать фиксацию хода и результатов получения иных образцов для сравнительного исследования. Объектом исследования являются закономерности, характерные для системы организационно - правовых отношений, складывающихся в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений с использованием образцов для сравнительного исследования. Предмет исследования – закономерности, характерные для системы организационно–правовых отношений, складывающихся в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений с использованием образцов для сравнительного исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод познания реальной действительности, а также системный, ситуационный подходы, сравнительно-правовой, системно–структурный анализ, классификационные методики, анкетирование, интервьюирование, обобщение следственной и судебной практики. При написании курсовой работы учтены достижения криминалистики, уголовного процесса, криминологии, результаты социологических исследований, требования распоряжений, приказов и иных документов МВД России, итоги обобщения практики расследования по уголовным делам. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что с учетом современных научно-технических средств формулируются конкретные предложения и рекомендации, практическая реализация которых положительно отразится на результативности деятельности по расследованию преступлений. Источниками для написания работы послужили положения Конституции РФ, Уголовно–процессуального Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ, иных нормативных правовых актов, а также следственная и судебная практика. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка библиографических источников.
Введение

Актуальность данной темы исследования состоит в том, что эффективность раскрытия и расследования преступлений тесно связана с широким применением специальных познаний; они применяются, в первую очередь в форме проведения судебных экспертиз самых различных видов. В большинстве случаев при производстве судебных экспертиз необходимы материальные объекты для сравнения, иными словами - образцы для сравнительного исследования. Ими могут быть продукты жизнедеятельности человеческого организма либо продукты целенаправленной деятельности отдельного лица или группы лиц, либо иные объекты. В подавляющем большинстве случаев причиной отказа экспертов от дачи заключений и вероятных заключений является недоброкачественность представленных на экспертизу материалов, в частности сравнительных образцов. В связи с этим большое практическое значение для следователя и суда приобретает знание общих требований, предъявляемых к образцам для сравнительного исследования, и общих принципов их получения. В экспертной практике использование образцов для изучения известно достаточно давно, это связано с распространением в криминалистических экспертизах метода сравнительного исследования, проведение которого в некоторых случаях без образцов невозможно. В связи с их значимостью в процессе идентификации образцы получили процессуальное закрепление.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... § 1. Понятие, виды и особенности получения образцов для сравнительного исследования …………………………………………………… § 2. Тактика получения образцов для сравнительного исследования…... § 3. Фиксация хода и результатов получения образцов для сравнительного исследования……………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………......................................... СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ........................................
Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) http://www.consultant.ru 2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63–ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) http://www.consultant.ru 3. «Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174–ФЗ (ред. от 06.03.2019) http://www.consultant.ru 4. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.02.2007 №10 ФЗ) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // «Российская газета»- 09.02.2007. 5. Приказ МВД РФ № 334 от 20.06.96 г. «Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений» (с изм. от 18 января 1999 г.). 6. Алонцева Е. Ю. К вопросу о системе следственных действий по УПК Российской Федерации и УПК Азербайджанской Республики (сравнительно-правовой анализ) // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2015. – № 4. – С. 15–18. 7. Алиев М. А., Шахбанова Х. М. Система следственных действий в уголовном процессе // Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи : материалы международной научной студенческой конференции (Тула, 28–29 марта 2014 г.) / под общ. ред. И.Б. Богородицкого / Институт ИЗУ ВПА.– Тула: Папирус, 2014. – С. 14–15. 8. Арутюнян А.А., Брусницын Л.В., Васильев О.Л. Курс уголовного процесса / Статут, 2016. 9. Березин А. А. Защита прав граждан адвокатом в уголовном процессе. – М.: Статут, 2014. С. 160. 10. Брагер Д. К. Принудительное проведение освидетельствования и получение образцов для сравнительного исследования: отдельные проблемы // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 377. – С. 99–101. 11. Брусницын Л.В. О праве обвиняемого допрашивать показывающих против него свидетелей // Российская юстиция. 2016. N 1. 12. Венев Д.А. Независимость следователя: реальность или фикция? // Российский следователь. 2016. № 9. С. 10–12. 13. Головин, А. Ю. Криминалистическая систематика : моногр. / под общ. ред. Н.П. Яблокова. – М.: ЛексЭст, 2016. – С. 335. 14. Образцы для сравнительного исследования и тактика получения экспериментальных образцов : Учеб.-практ. пособие / Долженко Н. И.; Под ред. А. Г. Филиппова. - М. : Юрлитинформ, 2003. – С. 103. 15. Исаенко В. Н. Обеспечение допустимости результатов судебно-экспертного фоноскопического исследования // Законность. – 2014. – № 1. – С. 55–58. 16. Калюжный А. Н., Чаплыгина, В. Н. Проверка сообщений о преступлениях: пути совершенствования // Lex russica. – 2015. – № 7. – С. 37–42. 17. Костикова Н. А. Взаимосвязь качества сравнительных образцов голоса и речи человека и результатов фоноскопической экспертизы // Материалы 4-й международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях». – М.: Проспект, 2013. – С. 170–171. 18. Кудрявцева Ю. А. Вопросы получения образцов для сравнительного исследования в решениях Европейского Суда по правам человека и высших судебных органов России / Ю. А. Кудрявцева // Вестник ЮжноУральского государственного университета. – 2011. – № 27. – С. 42–48. 19. Назаркин Е. В. Оценка заключения эксперта и использование результатов судебной экспертизы по уголовным делам, связанным с учреждениями, исполняющими наказания // Журнал российского права. – 2015. – № 6. – С. 106–114. 20. Окень И. П. К вопросу о необходимости предварительного судебного контроля при получении образцов для сравнительного исследования // Евразийский юридический журнал. – 2011. – № 3 (34). – С. 100–103. 21. Пономаренко Е. В. Основания для принудительного получения образцов для сравнительного исследования / Е. В. Пономаренко // Вестник Воронежского института МВД России. – 2016. – № 2. – С. 99–106. 22. Плотников И. В., Хырхырьян М. А. Процедура получения образцов для сравнительного исследования. Пределы дозволенного // Адвокатская практика. – 2013. – № 1. – С. 15–16. 23. Рыжаков А. П. Освидетельствование. Личный обыск. Следственный эксперимент. Получение образцов для сравнительного исследования: научно-практическое руководство. – М.: Дело и Сервис, 2013.–С. 224. 24. Соколова О.А. Использование результатов экспертиз и исследований в раскрытии и расследовании преступлений. // Российский следователь. 2015. № 1. С. 5–10.
Отрывок из работы

§ 1. Понятие, виды и особенности получения образцов для сравнительного исследования Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает такое действие, как получение образцов для сравнительного исследования. Его правовая природа различными процессуалистами понимается по-разному. Одни специалисты относят данное действие к следственным в силу присущего ему познавательного характера, другие – к иным процессуальным, поскольку непосредственно в ходе получения образцов для сравнительного исследования доказательства не получаются, а данное действие представляет собой лишь средство получения данных для дальнейшего производства следственных действий. Более обоснованной представляется первая точка зрения. Получение образцов для сравнительного исследования – необходимый этап для производства судебной экспертизы. По общему правилу, предоставляемые эксперту образцы могут быть получены именно в ходе проведения данного действия. В постановлении о назначении экспертизы должно быть указано, в ходе какого действия получены данные образцы. Оценка заключения эксперта в обязательном порядке включает в себя определение законности способа получения представленных на экспертизу объектов. Соответственно, получение образцов для сравнительного исследования является необходимым элементом как производства других следственных действий, так и доказывания в целом. Таким образом, получение образцов для сравнительного исследования является необходимым элементом как производства других следственных действий, так и доказывания в целом. Вместе с тем получение образцов для сравнительного исследования представляет собой вспомогательное следственное действие, результаты которого имеют доказательственное значение не сами по себе, а в системной связи с итогами такого следственного действия, как судебная экспертиза. Образцы для сравнительного исследования бывают свободными и экспериментальными. Свободные образцы создаются не в связи с уголовным судопроизводством и существуют в готовом виде к моменту расследования. Поэтому для изъятия данных объектов производятся такие следственные действия, как осмотр, обыск, выемка и т.п. Экспериментальные образцы целенаправленно получаются именно в ходе расследования, при возникновении необходимости сопоставления с определенным объектом, которым, по обоснованному предположению следователя, оставлены изъятые следы преступления. Для их получения и создано такое следственное действие, как получение образцов для сравнительного исследования. Не считается получением образцов для сравнительного исследования изъятие объектов в ходе следственного осмотра (прежде всего – осмотра места происшествия), когда изымаемые объекты «оторваны» от носителя, которому они принадлежат, и исследуются прежде всего в качестве элемента осматриваемой обстановки. Подобные действия должны выполняться в рамках осмотра и фиксироваться в его протоколе. Конкретный перечень объектов, могущих быть образцами для сравнительного исследования, в законе не установлен. Такой подход представляется правильным в силу многообразия следственных ситуаций. В связи с этим следует с особой осторожностью относиться к предложениям закрепить в УПК РФ подобный перечень. Представляется, что его наличие лишь затруднит правоприменительную деятельность и при этом не окажет никакого позитивного воздействия на соблюдение прав граждан. Суть процедуры, предусмотренной ст. 202 УПК РФ, заключается в получении информации для сравнения ее с имеющимися (либо которые будут получены в перспективе) объектами, в первую очередь, в рамках производства судебной экспертизы либо исследовательской деятельности специалиста. Такое понимание законодатель закладывает изначально, разместив порядок получения образцов для сравнительного исследования в главе «Производство судебной экспертизы» УПК РФ, оговорив, к тому же, что этот процесс может являться частью судебной экспертизы и производится экспертом (ч. 4 ст. 202 УПК РФ) в рамках экспертного исследования. Законом определено всего два случая возникновения необходимости получения «образцов почерка или иных образцов для сравнительного исследования» (ч. 1 ст. 202 УПК РФ): - проверка возможности оставления следов (определенными лицами) в определенном месте; - проверка возможности оставления следов (определенными лицами) на вещественных доказательствах. Характерной особенностью результатов исследуемого следственного действия, является категоричность происхождения образца от определенного лица (или объекта). Это отличает его от результатов иных форм изъятия, например обыска, выемки, осмотра и т.д., когда принадлежность отчуждаемого объекта (предмета, документа, следов наложения и т.д.) только надлежит устанавливать в ходе расследования или проверочных мероприятий. Такая особенность существенно упрощает как сам процесс производства (отсутствие понятых либо обязательности видеофиксации, место следственного действия выбирает следователь, вплоть до экспертного учреждения по месту производства экспертизы и т.д.), так и допустимость доказательств, получаемых на основании этих данных. Таким образом, к исследуемому событию, каким бы оно ни было, процесс получения образцов для сравнительного исследования отношения не имеет, наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, не устанавливает. Он дает возможность закрепить происхождение некоего (интересующего) объекта – следа от конкретного (проверяемого) лица либо объекта. В этом заключается принципиальное отличие получения образцов для сравнительного исследования от иных следственных и иных процессуальных действий, в том числе экспертиз и исследований, в ходе которых могут быть изъяты либо идентифицированы объекты. Таким образом, получение образцов для сравнительного исследования — это самостоятельное процессуальное действие, заключающееся в получении экспериментальным путем у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего объектов, являющихся продуктами жизнедеятельности их организма или создаваемых ими, необходимых для сравнения с вещественными доказательствами в целях идентификации, или установления их родовой (групповой) принадлежности. Данное следственное действие представляется не простой процедурой как с криминалистической, так и с процессуальной точек зрения. ? § 2. Тактика получения образцов для сравнительного исследования Получение образцов для сравнительного исследования осуществляется на основании постановления следователя, о чем говорится в ч. 3 ст. 202 УПК РФ, также в данной норме указывается, что в необходимых случаях получение образцов производится с участием специалистов. Тактика получения образцов для сравнительного исследования по структуре и общим положениям схожа с тактикой следственных действий. Так в тактике получения образцов для сравнительного исследования выделяются этапы подготовки, рабочего этапа и заключительного. Как отмечает Н.И. Долженко, тактика получения образцов для сравнительного исследования состоит из двух ступеней, первая ступень включает в себя общие положения тактики проведения любых следственных действий, общие положения соблюдаются и получении образцов для сравнительного исследования. А ко второй ступени относятся особенности тактики получения образцов для сравнительного исследования. Так, например, к общим положениям тактики проведения следственных действий Н.И. Долженко относит: 1) Законность следственного действия. Данное положение предполагает, что получение образцов для сравнительного исследования должно проводиться по мотивированному постановлению следователя, в ходе получения образцов для сравнительного исследования должны соблюдаться нормы УПК РФ и других нормативных правовых актов, регулирующих проведение следственных действий и порядок хода и результатов их фиксации. Законность следственного действия также предполагает недопустимость действий, направленных на унижение чести и достоинства граждан, а также проведение следственных действий, которые могут угрожать жизни и здоровью граждан. Также законность следственного действия предполагает обеспечение его объективности, полноты и всесторонности. 2) Единство руководства при проведении следственного действия. Единство руководства заключается в том, что получение образцов для сравнительного исследования назначается по постановлению следователя и потому только следователь несет ответственность при получении образцов для сравнительного исследования, только следователь уполномочен составлять протокол получения образцов для сравнительного исследования, кроме случаев, когда получение образцов для сравнительного исследования осуществляет работник органа дознания по поручению следователя. В ходе получения образцов для сравнительного исследования следователь руководит действиями всех участников, фиксирует ход и результаты получения образцов для сравнительного исследования и оценивает полученные результаты. 3) Активность и целеустремленность следователя. Данное положение тесно связано с ранее указанными и отражается в том, что следователь руководит действиями всех участников и следит за процессом получения образцов для сравнительного исследования. И поэтому следователь должен проявлять активность в ходе получения образцов для сравнительного исследования, следователь выступает субъектом данного действия и от него зависит направление и результативность получения образцов для сравнительного исследования. Также данное положение выражается в применении следователем тактических приемов получения образцов для сравнительного исследования, что указывает на его активность. Целеустремленность же выражается в заинтересованности следователя достичь задач поставленных перед получением образцов для сравнительного исследования и отсеивании того, что не относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела. 4) Стадийность получения образцов для сравнительного исследования. Стадийность заключается в соблюдении определенной последовательности действий по получению образцов для сравнительного исследования. Как было указано ранее при получении образцов для сравнительного исследования выделяются стадии подготовки, рабочего этапа и заключительного этапа. Стадийность обеспечивает следователю добиться наиболее эффективных результатов при получении образцов для сравнительного исследования. 5) Ситуационность получения образцов для сравнительного исследования. Согласно данному положению, следователь должен быть готов к изменению обстановки и условий получения образцов для сравнительного исследования. Так, например, следователь должен предусмотреть поведение участников, изменения в погодных условиях и другие обстоятельства, которые так или иначе влияют на процесс получения образцов для сравнительного исследования. 6) Необходимость применения соответствующих технико-криминалистических средств. В некоторых случаях получение образцов для сравнительного исследования не только затруднительно, но и невозможно. Так, например, для получения образцов крови необходимо использовать медицинский стерилизованный шприц, каким-либо иным способом получить кровь для сравнительного исследования просто невозможно. В некоторых случаях применение соответствующих технико-криминалистических средств ведет к наиболее эффективному получению образцов для сравнительного исследования. Далее необходимо отметить, что Е.В. Пономаренко предложила классификацию научно-технических средств, используемых при получении образцов для сравнительного исследования в зависимости от целевого назначения: - средства непосредственного получения образцов; - средства предварительного исследования образцов; - средства фиксирования и упаковки образцов; - средства для фиксации процесса получения образцов. 7) Использование в необходимых случаях помощи специалистов, а также сотрудников органов дознания и других служб и подразделений ОВД. Как указывает К.С. Галкин, участие специалиста в получении образцов для сравнительного исследования существенно повышает результаты дальнейшей экспертизы, а иногда без такового участия ее проведение и получение достоверных выводов оказывается невозможным. Комментируя данное положение, следует отметить, что в некоторых случаях следователи при получении образцов для сравнительного исследования допускают ошибки, что может влечь неэффективность или утрату получения образцов. В некоторых случаях участие специалиста является обязательным, например, при получении образцов крови следователь не имеет право самостоятельно получить данные образцы. То есть для получения образов крови у лица для сравнительного исследования следователь обязан привлечь специалиста, который должен осуществить основные действия по получению образцов. Так К.С. Галкин предлагает различать формы участия специалиста: - криминалистическая; - техническая; - консультационная; - методическая. Далее следует выделить стадии получения образцов для сравнительного исследования и краткая характеристика данных стадий. Основные стадии уже были освещены ранее в данной работе, к ним относятся: 1) Подготовка к получению образцов для сравнительного исследования. 2) Рабочий этап. 3) Заключительный этап. Подготовка к получению образцов для сравнительного исследования включает в себя комплекс мероприятий, осуществляемых следователем после принятия им решения о необходимости получения образцов для сравнительного исследования, а также ограничивается тем моментом, когда следователь или иное лицо по его поручению производит действия по непосредственному получению образцов для сравнительного исследования. Так, например, Ю.А. Кудрявцева указывает на то, что подготовка к получению образцов для сравнительного исследования делится на два этапа: 1) информационная подготовка следователя к получению образцов для сравнительного исследования; 2) уточнение ориентирующих содержательных информационных моделей расследуемого события, тактической ситуации в начале рабочего этапа получения образцов для сравнительного исследования при непосредственном контакте следователя с источником информации. На стадии подготовки следователь должен уяснить цель получения образцов для сравнительного исследования; вид и количество образцов, которые необходимо получить; определить круг участников; место проведения; примерное время; определить необходимые технико-криминалистические средства, а также подготовить данные средства и другие необходимые вопросы. Цель необходимо уяснить, так как цель определяет все остальные элементы, указанные ранее. Цель определяется необходимостью проведения той или иной судебной экспертизы. Цель также определяет задачи, которые следователь должен поставить перед получением образцов для сравнительного исследования. Вид и количество образцов для сравнительного исследования следует установить для того, чтобы заранее знать какой конкретный вид образцов для сравнительного исследования, что определяется видом судебной экспертизы, для которой получаются образцы. Количество образцов необходимо определить для того, чтобы не получить образцов, которых затем будет недостаточно для проведения судебной экспертизы. Также не следует получать очень много образцов, так как затем может встать вопрос о месте хранения данных образцов. Круг участников следователь должен определить, так как следует вызвать данных лиц для получения образцов, а также определить роль каждого участника для себя и планировать процесс получения образцов для сравнительного исследования. Место и время проведения также необходимо следователю для планирования получения образцов. Местом, как правило, является кабинет, но также возможны помещения других зданий, так, например, получение образцов крови для сравнительного исследования может быть произведено в медицинском учреждении, где работает привлекаемый специалист. Следователь должен определить время начала и время продолжения получения образцов для сравнительного исследования. Время имеет значение для планирования получения образцов. Определить круг необходимых технико-криминалистических средств следователю необходимо для подготовки данных средств. Подготовка технико-криминалистических средств также осуществляется на стадии подготовки к получению образцов для сравнительного исследования. Рабочий этап получения образцов для сравнительного исследования включает в себя действия следователя или лиц по его поручению по непосредственному получению образцов для сравнительного исследования. Прибыв на место, где будут получаться образцы, следователь инструктирует всех участников, объясняет какое действие будет производиться и в чем роль каждого участника. Затем следователь лично или по его поручению иное лицо получает образцы для сравнительного исследования. Как указывает Н.И. Долженко, при получении образцов для сравнительного исследования помимо специальных приемов, могут быть полезными некоторые тактические приемы, используемые в ходе допроса. И приводит пример, установление психологического контакта с лицом, у которого получаются образцы для сравнительного исследования, а также стимулирование его положительных качеств и другие. В ч. 2 ст. 202 УПК РФ указывается, что при получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство. Таким образом, следователь должен особо четко соблюдать данное положение на стадии рабочего этапа. Это не указывается на несоблюдение данного положения на других стадиях, а рабочем этапе данное положение следует непосредственно применять. В некоторых случаях при конфликтной ситуации целесообразно получение образцов без ведома заинтересованных лиц. Так, например, если следователю необходимо получить образцы голоса и есть достаточно оснований полагать, что данное лицо откажется от проведения данного действия. Тогда следователь может допросить данное лицо с применением аудиозаписи и затем использовать полученную фонограмму как образец голоса для сравнительного. Образцы, получаемые для идентификационных исследований, следует получать как можно приближенные по свойствам со сравниваемыми объектами. Так, например, если обнаружить пригодные для исследования свободные образцы рукописи и подписи не удалось, изымаются экспериментальные образцы, которые выполняются специально для производства экспертизы. Эти образцы должны быть сопоставимы с исследуемой рукописью (подписью) по всем вышеуказанным параметрам. Их рекомендуется получать при помощи пишущего прибора того же типа, на бумаге, аналогичной той, что использована в исследуемой рукописи. Для отбора образцов производят диктовку текста, в который включаются слова или фразы из исследуемого документа, или рекомендуют испытуемому составить какой-либо документ (автобиографию). Знаки препинания не указываются, правописание слов не объясняется, пишущему предлагается писать так, как он считает правильным. Экспериментальные образцы почерка могут быть отобраны в условиях, максимально приближенных к предполагаемым условиям выполнения рукописи (подписи), что особенно важно для установления состояния писавшего, в любом виде и количестве, при их изготовлении можно наблюдать за процессом письма. Однако при их исполнении пишущий может попытаться умышленно искажать свой почерк. Для противостояния этому варьируют темп диктовки. Таким образом, рабочий этап включает в себя действия следователя по непосредственному получению образцов для сравнительного исследования. В ходе рабочего этапа могут применяться как общие, так и специальные тактические приемы. Конкретные тактические приемы определяются в зависимости от ситуации, вида и количества получаемых образцов и других обстоятельств получения образцов. ? § 3. Фиксация хода и результатов получения образцов для сравнительного исследования Заключительный этап включает в себя действия следователя по подведению итогов, фиксации хода и результатов получения образцов для сравнительного исследования, а также принятие от участвующих лиц замечаний и заявлений по поводу произведенных действий. О получении образцов для сравнительного исследования в каждом конкретном случае необходимо составлять документ, в котором будут зафиксированы ход и результаты этого следственного действия. Основной формой на данный момент является протокол, отвечающий требованиям ст. 166 УПК РФ. Для того чтобы протокол мог служить источником сведений об объектах, которые необходимы для производства специальных исследований, он должен удовлетворять определенным требованиям: 1. Составление протокола надлежащим лицом; 2. Безотлагательность составления протокола; 3. Полнота и объективность протокола; 4. Соблюдение порядка удостоверения протокола. Протокол составляется следователем на основании ст. 202 УПК РФ и в соответствии со ст. 166, 167 УПК РФ. Так в соответствии с указанными статьями протокол составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. В протоколе указываются: 1) место и дата получения образцов для сравнительного исследования, время его начала и окончания с точностью до минуты; 2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; 3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в получении образцов, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности. Протокол получения образцов для сравнительного исследования может оформляться как в ходе следственного действия, так и непосредственно после его окончания. Например, получение образцов крови осуществляется специалистом, а следователь в это время имеет возможность фиксировать ход и результаты следственного действия. Если же следователь получает образцы самостоятельно, протокол составляется после завершения следственного действия. В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Также возможна фиксация видео, аудио аппаратурой. Так, например, видеозапись является очень эффективным средством фиксации, потому что на видеозаписи просматриваются действия всех участников, что не допускает отрицания участниками на стадии судебного разбирательства некоторых обстоятельств. В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия. Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg