Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовой режим коммерческой тайны: проблемы правоприменения

one_butterfly 672 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.05.2021
Предмет курсового исследования – это нормы, регламентирующие правовой режим коммерческой тайны в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Целью данной курсовой работы является изучение правового режима коммерческой тайны как института предпринимательского права по действующему законодательству РФ. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи: - изучить нормативно-правовую базу, регулирующую правовой режим коммерческой тайны; - определить понятие и правовую природу коммерческой тайны; - обозначить сущность и значение информации в предпринимательской деятельности; - охарактеризовать общие правила охраны коммерческой тайны; - проанализировать ответственность за нарушение законодательства о коммерческой тайне; - рассмотреть способы защиты коммерческой тайны от разглашения, от незаконного получения и от незаконного использования; - выявить проблемы правоприменения в сфере коммерческой тайны. Степень разработанности темы. В работе использованы труды таких авторов как С. С. Алексеев, А. М. Васильев, А. Б. Венгеров, Э.П. Гаврилов, В.А. Дозорцев, И.В. Ершова, С.Я. Казанцев, В. П. Казимирчук, В.Н. Лопатин, С.Д. Петроченков, А.П. Сергеев, В.И. Ярочкин и мн.др. Методологической основой исследования послужили такие методы познания, как общенаучные и частнонаучные методы. Из общенаучных методов были использованы методы системного и комплексного анализа и формально-логический метод. Из частнонаучных - формально-юридический, структурно-правовой, метод толкования закона и технико-юридический анализ. Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Правовой институт коммерческой тайны является одним из важнейших атрибутов рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливаются колоссальные объемы различной информации, имеющей большое значение для получения хозяйствующим субъектом максимальной прибыли, предотвращения банкротства. В современных условиях жесткой конкурентной борьбы защита такой информации необходима для успешного развития предпринимательства и становления подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Актуальность темы курсового исследования обуславливается тем, что в условиях современного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного хозяйствующего субъекта, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими лицами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса. Отсюда вытекает актуальная проблема – реальная защита коммерческой тайны. К сожалению, сегодня вполне законным путем можно стать обладателем тщательно скрываемой информации. В качестве объекта курсового исследования выступают гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением правового режима коммерческой тайны в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Коммерческая тайна как объект исключительного права 5 1.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны 5 1.2. Сущность и значение информации в предпринимательской деятельности 10 Глава 2. Общие правила охраны коммерческой тайны 15 2.1. Обеспечение охраны коммерческой тайны 15 2.2. Ответственность за нарушение законодательства о коммерческой тайне 19 2.3. Конфиденциальность информации, переданной партнерам по договору 27 Глава 3. Способы защиты коммерческой тайны 30 3.1. Общие положения о защите информации 30 3.2. Способы защиты коммерческой тайны от разглашения 34 3.3. Способы защиты коммерческой тайны от незаконного получения 37 3.4. Способы защиты коммерческой тайны от незаконного использования 40 3.5. Проблемы правоприменения в сфере коммерческой тайны: по материалам судебно-арбитражной практики 42 Заключение 51 Список использованной литературы 53
Список литературы

Нормативные и иные правовые акты 1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 31.07.2020 : [принят Государственной Думой 21 октября 1994 года]. – Москва, 2020. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный. 2. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации : текст с изм. и доп. вступ. в силу с 31.07.2020 : [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года]. – Москва, 2020. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный. 3. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации : текст с изм. и доп. вступ. в силу с 13.08.2020 : [принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Москва, 2020. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный. 4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 31.07.2020 : [принят Государственной Думой 24 ноября 2006 года : одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года ]. – Москва, 2020. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный. 5. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 24.04.2020. – Москва, 2020. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный. 6. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах : текст с изм. и доп. вступ. в силу с 31.07.2020 : [принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года]. – Москва, 2020. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный. 7. Российская Федерация. Законы. Об инвестиционных фондах : текст с изм. и доп. вступ. в силу с 20.07.2020 : [принят Государственной Думой 11 октября 2001 года : одобрен Советом Федерации 14 ноября 2001 года]. – Москва, 2020. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный. 8. Российская Федерация. Законы. О коммерческой тайне : текст с изм. и доп. вступ. в силу с 18.04.2018 : [принят Государственной Думой 9 июля 2004 года : одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года]. – Москва, 2018. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный. 9. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : текст с изм. и доп. вступ. в силу с 08.06.2020 : [принят Государственной Думой 8 июля 2006 года : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года]. – Москва, 2020. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный. 10. Российская Федерация. Законы. Об инвестиционном товариществе : текст с изм. и доп. вступ. в силу с 27.12.2018 : [принят Государственной Думой 21 ноября 2011 года : одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года]. – Москва, 2018. – Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный. 11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 52 (ред. от 28 сентября 2010 года) "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" Учебная и научная литература 12. Алексеев, С. С. Гражданское право : учеб. / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин ; под общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект; Екатеринбург; Институт частного права, 2009. – 528 С. ISBN 978-5-98050-039-9. –– Текст : непосредственный 13. Гаврилов, Э. П. Вопросы правовой охраны коммерческой тайны / Э.П. Гаврилов. – Текст : электронный // Хозяйство и право. - 2004. - № 11. - С. 10. – ISSN : 0134-2398 14. Дозорцев, В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации.: сб. ст. / В. А. Дозорцев. – М.: Статут, 2005. – С. 228. - ISBN : 5-8354-0168-Х. –– Текст : электронный. 15. Коломиец, А. Коммерческая тайна как объект гражданского оборота. / А. Коломиец. – Текст : электронный // Хозяйство и право. - 2010. - № 6. - 48 С.- ISBN : 978-5-7253-1953-8 16. Лопатин, В.Н. Правовая охрана и защита права на тайну / В.Н. Лопатин. – Текст : непосредственный // Юридический мир. - 2010. - № 4. – С. 285. 17. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.Ю. Ожегов. – Москва ; АСТ, 2016. – 736 с. – ISBN : 978-5-17 83039-8. –– Текст : электронный. 18. Петроченков, С.Д. Статья 183 УК РФ: законодательная формулировка в ее историческом развитии / С.Д. Петроченков. – Текст : электронный // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. – 2017. - № 1. - С. 57-59. – ISSN: 2409-5990 19. Погуляев, В.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (постатейный) / В.В. Погуляев. – Москва : Юстицинформ, 2010. – 90 с. – ISBN : 978-5-7205-1035-0. –– Текст : электронный. 20. Сергеев, А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. / А. П. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – С. 676–678 – ISBN : 5-98032-051-2. –– Текст : электронный. 21. Ярочкин, В.И. Коммерческая тайна в условиях рыночной экономики / В.И. Ярочкин. – Текст : электронный // Интеллектуальная собственность. - 2000. - № 12. - С. 52. - SSN: 0201-7059 Материалы судебной практики 22. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 июня 2019 г. N 33-26791/2019. / [Электронный ресурс] Доступ: КонсультантПлюс (дата обращения: 10.10.2019) 23. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 23 марта 2015 г. по делу N 33-4126/2015. / [Электронный ресурс] Доступ: КонсультантПлюс (дата обращения: 10.10.2019) 24. постановление Суда по интеллектуальным правам от 6 ноября 2015 г. по делу № А56-5365/2014. / [Электронный ресурс] Доступ: КонсультантПлюс (дата обращения: 10.10.2019)
Отрывок из работы

Глава 1. Коммерческая тайна как объект исключительного права 1.1 Понятие и правовая природа коммерческой тайны За последние годы в процессе осуществления предпринимательской деятельности отечественные хозяйствующие субъекты, особенно предприятия-производители, все чаще сталкиваются с понятием коммерческой тайны. Большое значение имеет коммерческая информация о деятельности предприятия, незаконное получение и использование которой могут нанести не только материальный, но и моральный вред владельцу этой информации. Понятие «коммерческая тайна» настолько универсально, что затрагивает деятельность практически любого субъекта хозяйствования, поскольку обладание той или иной информацией позволяет увеличить доходы, а в случае ее «утечки» - понести неоправданные расходы. Прежде всего, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» определяет коммерческую тайну, как «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду» . Введение в законодательство нашей страны понятия коммерческой тайны зафиксировало право ее обладателя охранять свои интересы во взаимоотношениях с государством, другими субъектами рыночных отношений. Ключевой фигурой в системе правоотношений, складывающихся в сфере коммерческой тайны, является обладатель информации, составляющей коммерческую тайну. Согласно п. 4 ст. 3 Закона, это – лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении нее режим коммерческой тайны. Субъектами права на коммерческую тайну являются лица, которые занимаются коммерческой деятельностью – обладатели конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну, и их правопреемники. В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - это лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. Обладателями коммерческой тайны могут быть физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Правопреемникам информация, составляющая коммерческую тайну другого лица, становится известной в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании. Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации. Данный Федеральный закон является основным источником правового регулирования данного института, он усовершенствовал действующий правовой механизм защиты коммерческой тайны. Ряд исследователей, например, В. В. Погуляев, считают более правильным определение, которое предусмотрено в Федеральном законе «О коммерческой тайне». «Коммерческая тайна (…) представляет собой не разновидность информации, — пишет В. В. Погуляев, — а определенное ее состояние — конфиденциальность» . Однако, если обратится к общеупотребительному определению понятия «тайна», то точка зрения Погуляева окажется не совсем корректной. В соответствии с Толковым словарем русского языка С. И. Ожегова, тайна — это нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет . Исходя из этой дефиниции, следует признать более удачным определение Э. П. Гаврилова. Несмотря на то, что Закон разделяет понятия коммерческая тайна и информация, составляющая коммерческую тайну, Э. П. Гаврилов предпринял удачную попытку свести их воедино и несколько их упростить: коммерческая тайна — это любая не ставшая общедоступной информация, которая сохраняется ее законным обладателем в режиме коммерческой тайны . Сходного мнения придерживается и А. П. Сергеев. В Федеральном законе также приведено определение понятия «информации, составляющей коммерческую тайну, - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны». А. П. Сергеев приходит к выводу, что, будучи объектом интеллектуальной собственности, информация, составляющая коммерческую тайну, обладает рядом следующих специфических особенностей: 1) фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний; 2) ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности по сравнению, например, с патентоспособной информацией, виды которой четко определены в законе; 3) неограниченность срока охраны коммерческой тайны; 4) отсутствие требований о ее обязательной регистрации и официального признания ее охраноспособности . Из этого следует, что ее квалифицирующим признаком является наличие либо отсутствие установленного в отношении сведений режима коммерческой тайны, под которым понимается комплекс различных мер, принимаемых владельцем коммерческой тайны для обеспечения конфиденциальности соответствующих сведений (например, ведение учета лиц, получивших доступ к коммерческой тайне; регулирование отношений по доступу контрагентов к определенным сведениям на основании гражданско-правового договора). Представляется обоснованным считать, что коммерческая тайна должна рассматриваться в качестве правового режима информации. Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью хозяйствующего субъекта либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами. Содержание и объем этой информации, а также порядок ее защиты определяется руководителями субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям. Работники хозяйствующего субъекта и лица, заключившие гражданско-правовые договора, имеющие доступ к коммерческой тайне данного субъекта, принимают обязательство сохранять коммерческую тайну и без разрешения, выданного в установленном порядке, не разглашать сведения, ее составляющие. Таким образом, можно выделить требования к сведениям, в отношении которых может быть установлен режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям: • не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями; • имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам; • не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; • не отнесены в установленном порядке к государственной тайне (ч. 3 ст. 1 ФЗ «О коммерческой тайне»). Сведения имеют коммерческую ценность в случае, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду. Право на установление в отношении сведений режима коммерческой тайны принадлежит лицу, правомерно обладающему такими сведениями. Обладание сведениями является неправомерным в случае получения их с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания (ч. 4 ст. 4 ФЗ «О коммерческой тайне»). Режим коммерческой тайны считается установленным после определения состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, совокупности мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности (ч. 2 ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне»). Закон в ч. 1 ст. 10 четко определяет перечень мер по охране конфиденциальности информации, принимаемых ее обладателем. Он содержит такие меры, как: 1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; 3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; 4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; 5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Таким образом, исходя из вышесказанного необходимо отметить, что коммерческая тайна – это информация, режим которой установлен обладателем, документированная или зафиксированная на определенных носителях, касающаяся предпринимательской деятельности обладателя, представляющая для обладателя действительную или потенциальную коммерческую ценность, исходя из видения реализуемого им вида предпринимательской деятельности, стоящих перед ним целей, и не подпадающая под ограничения, установленные законодательством Российской Федерации. Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, распоряжении и пользовании в пределах, установленных собственником и законодательством Российской Федерации. В реальной ситуации коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поэтому всякая тайна является секретом, но не всякий секрет – тайной. 1.2. Сущность и значение информации в предпринимательской деятельности Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения своих целей и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите. Итак, информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления . Объем ее поистине необозрим, что делает первейшим условием работы с информацией вообще и правового регулирования, в частности классификацию информационных процессов, т.е. процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Классификация информации проводится в зависимости от целей ее освоения по различным критериям. С точки зрения правового регулирования важнейшим из них является доступность информации. По общему правилу, государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Правовое регулирование рыночных, предпринимательских отношений призвано гарантировать проведение этого правила на практике. Примером может служить Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Данный Закон обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: • наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; • гарантийный срок, если он установлен; • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); • и т.д. Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Исключение из общего правила об открытости и доступности информации составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную. По мере накопления опыта рыночных отношений требования к информации предпринимательского характера и механизм ее оборота конкретизируются, совершенствуются и обогащаются. Интерес представляет регулирование информации в одном из законодательных актов — Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». В нем имеется специальная гл. XII "Раскрытие информации о деятельности акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда". Федеральный закон определил для этих фондов четыре аспекта в работе с информацией: 1. требования к содержанию распространяемой или публикуемой информации; 2. информация, предъявляемая по требованию заинтересованных лиц; 3. информация, подлежащая опубликованию. Особо выделены объем, сроки, форма и порядок представления ими отчетности в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Следует отметить, что объектом коммерческой тайны является информация, которая может быть разделена на: • деловую; • научно-техническую (технологическую); • производственную; • финансово-экономическую; • иную информацию, в т.ч. составляющую секреты производства(ноу-хау). А также, по степени секретности она может быть: • строго конфиденциальной; • конфиденциальной; • не подлежащей огласке. Ранее в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ, информация признавалась одним из видов объектов гражданских прав, но теперь в данную статью внесены изменения, и информацию из нее исключили. В. А. Дозорцев в подтверждение высказывает точку зрения, «что вовсе не значит, что всякая информация является объектом гражданского оборота и соответственно гражданского права. Например, общедоступная информация, в частности информация, содержащаяся в опубликованных источниках как не была, так и не стала объектом гражданского права, она коммерческой ценности не представляет. Ценность для экономического оборота представляет только необщедоступная, конфиденциальная информация, и соответственно только она может быть объектом гражданского права» . Глава 2. Общие правила охраны коммерческой тайны 2.1. Обеспечение охраны коммерческой тайны Защита коммерческой тайны возможна только при условии построения надлежащей системы охраны. Важными элементами являются установление режима коммерческой тайны, принятие соответствующих локальных нормативных правовых актов, совершение действий технического характера. По моему мнению, Федеральный закон, в значительной мере, оказав влияние на сферу интеллектуальной собственности в меньшей степени повлиял непосредственно на предмет своего регулирования - внутренние и внешние отношения организации по сохранению конфиденциальности информации. Имея уже налаженную систему защиты информации, вряд ли потребуется ее сильно менять в целях приведения в соответствие с указанным Законом. При отсутствии же таковой ее построение лучше проводить с помощью компетентных специалистов. Под системой защиты информации понимают совокупность органов защиты информации (структурных подразделений или должностных лиц предприятия), используемых ими средств и методов защиты информации, а также мероприятий, планируемых и проводимых в этих целях. Об органах защиты информации Закон упоминает косвенно, указывая, что трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности, составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты… (ч. 6 ст. 11 ФЗ «О коммерческой тайне»). Рекомендуются следующие варианты организационных структур, ответственных за охрану коммерческой тайны: • создание самостоятельных структурных подразделений по охране коммерческой тайны (целесообразно в случаях, когда большая часть информации, принадлежащей организации, составляет коммерческую тайну); • включение в штатное расписание должностей специалистов по защите коммерческой тайны; • привлечение на договорной основе квалифицированных специалистов из других организаций в случаях, когда объемы информации, составляющей коммерческую тайну, невелики и создание структурных подразделений или образование отдельной должности в штатном расписании нецелесообразно. Согласно ст. 6.1 Закона права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 Федерального закона. То есть конфиденциальные сведения юридически становятся объектами правовой охраны с момента, когда в отношении них формально установлен режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны - это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые в целях обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну. На практике процесс выглядит несколько иначе. Для хозяйствующего субъекта основной целью является недопущение разглашения информации, а не применение мер согласно Закону и получение возмещения убытков после того как информация стала известна конкурентам. Цель принимаемых предприятием организационных мер - исключение утечки информации и, таким образом, уменьшение или исключение возможности нанесения предприятию ущерба, к которому эта утечка может привести. Согласно части второй ст. 10 Закона режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, совокупности мер, необходимых для обеспечения охраны их конфиденциальности. Перечень мер определен законодательством императивно; следовательно, принятие всех указанных в Законе мер является необходимым условием установления режима коммерческой тайны. Таким образом, напрашивается вывод, что необходимо определить, какие сведения и с помощью каких мер необходимо охранять от разглашения. Состав сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и меры, необходимые для сохранения ее конфиденциальности, закрепляются в Положении о коммерческой тайне организации. Положение о коммерческой тайне утверждается приказом руководителя организации и доводится до сведения работников. В Законе, а именно в ст. 5 указан перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. «Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений: 1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами». Указанный перечень носит открытый характер, поскольку федеральными законами могут быть определены иные сведения, которые не будут составлять коммерческую тайну. Следует обратить внимание на то, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать у лица, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, принять меры по охране конфиденциальности информации, а это лицо обязано данное требование исполнить. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав (ч. 4,5 ст. 14 ФЗ «О коммерческой тайне»). А также, обязательство о неразглашении коммерческой тайны работодателя необходимо возложить и на работников компании. В противном случае, ответственность за разглашение коммерческой тайны будет нести руководитель компании. Важным моментом является то, что руководитель организации несет персональную материальную ответственность за создание необходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны (ч. 7 ст. 11 ФЗ «О коммерческой тайне»). Обязанности по обеспечению сохранности коммерческой тайны и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации необходимо предусмотреть в трудовом договоре с руководителем организации (ч. 7 ст. 11 ФЗ «О коммерческой тайне»). 2.2. Ответственность за нарушение законодательства о коммерческой тайне За действия (бездействие), повлекшие незаконное ознакомление со сведениями, составляющими коммерческую тайну, или за незаконное использование этих сведений, а также за разглашение коммерческой тайны виновные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О коммерческой тайне»). Однако судебная защита коммерческой тайны по-прежнему связана со значительными трудностями по доказыванию причинно-следственной связи между разглашением сведений, ее составляющих, и наступившими убытками. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Поэтому гражданско-правовая ответственность наступает в виде возмещения убытков, причиненных обладателю коммерческой тайны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg