Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Организация и основные направления совершенствования налогообложение банковской деятельности» (на материалах ПАО АКБ «АВАНГАРД»

one_butterfly 2375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.05.2021
Предметом выпускной квалификайонной работы является система налогов, уплачиваемых банком в современной рыночной экономике России и пути совершенствования . Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогообложения банков в Российской Федерации на основе анализа действующей системы их налогообложения. В соответствии с целью выявлен ряд следующих задач: 1) изучить теоретические и правовые основы налогообложения на примере банка; 2) изучить механизм формирования налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и прочим налогам; 3) дать финансово-экономическую характеристику банка; 4) проанализировать состав и структуру налогов, уплаченных банком; 5) выявить проблемы в области налогообложения банка; 6) разработать направления совершенствования налогообложения банка. При написании ВКР использовались следующие методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчётно-конструктивный, абстрактно-логический. Информационной базой служили данные различных форм налоговой отчетности, Налоговый кодекс Российской Федерации, научные статьи, материалы сети интернет. Выпускная квалификационная работа состоит из введения. трёх глав, заключения и приложений.
Введение

Развитие нашей страны в направлении рынка влечет за собой реформирование всей системы государственного регулирования экономикой, повышая роль экономических рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты и соответственно понижая роль административных. Среди экономических методов регулирования экономикой особо важное место занимает налоговая система, которая в условиях бюджетного кризиса и острой нехватки ресурсов, может стать основным способом стимулирования развития экономики. Однако в настоящее время в этой области много нерешенных проблем и процесс совершенствования налоговой системы продолжается. Постоянные изменения налогового законодательства, а также формирование нового финансового, гражданского, административного, уголовного, процессуального законодательств внесли существенные коррективы в систему налоговых правоотношений, возникающих в связи с налогообложением предприятий и банков. При разработке различных методик по оценке совершенствования налогообложения банковской деятелньости использовались научные работы таких авторов как: Анисимов А.Л., Бакирова Р.Р., Башашкина Г.Ю., Белоглазова Г.Н., Бурдакова А.Ю., Иванов В.В., Костерина Д.В., Лаврушин О.Н., Лапшина В.А.. Проблема налогового администирования и пути ее решения затрагиваются в работах Шубина Я.А., Щербакова А.П., Трушникова А.Д..
Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3 1 Теоретические аспекты налогообложения банковской деятельности……. 5 1.1 Статус коммерческих банков в системе налогового администрирования…………………………………………………………… 5 1.2 Роль банков как посредников по уплате налога…………………………. 12 1.3 Особенности налогообложения банков, как субъектов налоговых правоотношений……………………………………………………………….. 19 2 Анализ особенностей налогообложения ПАО АКБ «АВАНГАРД» ……… 35 2.1 Организационно-правовая характеристика ПАО АКБ «АВАНГАРД» … 35 2.2 Общая финансово-экономическая характеристика ПАО АКБ «АВАНГАРД» …………………………………………………...... 40 2.3 Анализ состава и структуры налогов, уплаченных ПАО АКБ «АВАНГАРД» ………………………………………….…………. 46 3 Основные пути совершенствования налогообложения банковской деятельности …………………………………………………………………... 65 3.1 Современные проблемы налогообложения коммерческих банков ……. 65 3.2 Направления оптимизации налоговой политики ПАО АКБ «АВАНГАРД» ……………………………………………………... 70 3.3 Пути развития системы налогообложения банковской деятельности …. 79 Заключение …………………………………………………………………..… 87 Список литературы ……………………………………………………………. 89 Приложение А – Отчет и бухгалтерский баланс (РСБУ) …………………… 93
Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Эл. ресурс] / федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/?q=нк 2. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [Эл. ресурс] / федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322492 / 3. О налоговых органах Российской Федерации [Эл. ресурс] / федеральный закон от 21.03.1991 № 943-1 (последняя редакция). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49/ 4. Анисимов А.Л. О методиках оценки эффективности деятельности налоговых органов с позиции экономико-математического моделирования [Эл. ресурс] / А.Л. Анисимов, Ю. Б. Мельников // Известия УрГЭУ. - № 1. – 2017. – С. 78-90. – Режим доступа: http://jne.usue.ru/download/69/6.pdf 5. Аронов А.В. Налоги и налогообложение / Учебное пособие // А.В. Аронов, В. А. Кашин. – М. – Магистр – 2015. – 239 c. 6. Бакирова Р.Р. Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации [Эл. ресурс] / Р.Р. Бакирова, Б. Ф. Губайдуллин, Р. А. Хазиахметов, А. Ю. Шеина // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 2. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/41570 7. Башашкина Г.Ю. История налогообложения. Налогообложение в России до 1917 года [Эл. ресурс] / Г.Ю. Башашкина // Транспортное дело в Росии. - 2017. - №4. – С. 61-63. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-nalogooblozheniya-nalogooblozhenie-v-rossii-do-1917-goda 8. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / учебник и практикум для академического бакалавриата // Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая; под ред. Г.Н.Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М. – Издательство Юрайт – 2016. – 545 с. 9. Бурдакова А.Ю. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации экономики [Эл. ресурс] / А.Ю. Бурдакова // Актуальные проблемы налоговой политики: сборник XI Международной научно-практической конференции молодых налоговедов (Минск – Москва – Владимир – Калуга – Екатеринбург – Владивосток, апрель 2019 г.). – 2019. – С. 28-31. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/86761403/ 10. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации / Учебник и практикум для академического бакалавриата // ответственный редактор Гончаренко Л.И. – Москва – Издательство Юрайт – 2017. – 541 с. 11. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / учебное пособие // А. З. Дадашев – Москва – Вузовский учебник – ИНФРА-М – 2016 – 239 с. 12. Донцова Л.В. Учет, аудит и налогообложение в обеспечении экономической безопасности предприятий / т. 1 // Л.В. Донцова. – М. – Русайнс – 2017. – 512 c. 13. Евтушенко В.Ф. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений / В. Ф. Евтушенко; под ред. И. И. Кучерова. – 2-е изд., доп. – Москва – Юриспруденция – 2017 – 197 с. 14. Иванов В.В. Банки и банковские операции / учебник и практикум для академического бакалавриата // В.В. Иванов, под ред. Б. И. Соколова. – М. – Издательство Юрайт – 2018. – 189 с. 15. Касьянова, Г.Ю. ГСМ: нормы расхода, бухгалтерский учет и налогообложение / Г.Ю. Касьянова. – М. – АБАК – 2016. – 168 c. 16. Косов М.Е. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика. // Учебник / М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Н Эриашвили. – М. – Юнити – 2016. – 320 c. 17. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для академического бакалавриата / Т.М. Костерина. – Люберцы – Юрайт – 2016. – 332 с. 18. Крылов Д. В. Экономическая оценка организации налогового администрирования [Эл. ресурс] / Д.В. Крылов // автореф. дис. канд. экон. наук. - Ижевск, 2000. – 27 С – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000287521 19. Лаврушин О.И. Банковское дело. Современная система кредитования / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко. – М. – КноРус – 2017. – 264с. 20. Ломшина В. М. Возможности применения зарубежного опыта организации и проведения налогового контроля в отечественной практике [Эл. ресурс] / В.М. Ломшина, М.В. Панкратова // Вектор экономики. - №1. – 2018. – Режим доступа: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2018/1/taxes/Lomshina_Pankratova.pdf 21. Малис Н.И. Прибыль организаций: налогообложение и учет / Учебник // Н.И. Малис, Н.А. Назарова, А.В. Тихонова. – М. – Магистр – 2017. – 351 c 22. Мельникова Н.П. Налоги и налоговая система Российской Федерации. [Эл. ресурс] / Н. П. Мельникова // Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 317 с.— Режим доступа: www.biblio-online.ru/book 23. Мешкова Д.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации / Учебник для бакалавров // Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. – М. – Дашков и К – 2016. – 160 c. 24. Митрофанов Д.Е. Формы и виды кредитования физических лиц / Молодой ученый. – 2017. – №14. – С. – 388-390. 25. Мишарина М.В. Обзор методик оценки эффективности деятельности налоговых органов. Разработка авторской методики [Эл. ресурс] / М.В. Мишарина, В.А. Слобожанина // Студенческий: электрон. научн. журн. - № 3(23). – 2018. – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/23/97626 26. Монгуш Х.С. Правовое регулирование деятельности органов Федеральной налоговой службы [Эл. ресурс] / Х. С. Монгуш // Молодой ученый. — № 9 (247) – 2019. – С. 27-30. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/247/56916/ 27. Муравлева Т.В. Налогообложение банков / Т.В. Муравлева – Система ГАРАНТ – 2016. – 157 с. – ISBN5-472-01212-0 28. Оканова Т.Н. Налогообложение коммерческой деятельности / Учебное пособие // Т.Н. Оканова. – М. – Юнити – 2018. – 208 c 29. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение / Учебник и практикум для прикладного бакалавриата // В.Г. Пансков. – Люберцы – Юрайт – 2016. – 382 c. 30. Розанова Н.М. Деньги и банки / учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры // Н.М. Розанова. - М. – Издательство Юрайт – 2018. – 322 с. 31. Севек Р.М., Донгак О.А. Роль банковского кредита в условиях рыночной экономики / Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. – 2018. – №1. – 176-178 с. 32. Тавасиев А.М. Банковское дело / учебник для бакалавров // А.М. Тавасиев. – М. – Издательство Юрайт – 2016. – 647 с. 33. Трушникова А.Д. Состояние, проблемы и перспективы кредитования банками физических лиц в Российской Федерации / Научные записки молодых исследователей. – 2017. – №1. – 24-29 с. 34. Ширяева Н.М. Налогообложение и учет операций, осуществляемых на финансовом рынке РФ / учебное пособие // Н.М. Ширяева. – Рн/Д – Феникс – 2018. – 448 c. 35. Шубина Я.А. Проблемы информатизации налогового администрирования в России и пути их решения [Эл. ресурс] / Я.А. Шубина // Вектор экономики. – 2019. - №9. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/86761403/ 36. Щербакова А.П. К вопросу о сущности налогового администрирования и возможности его совершенствования на основе зарубежного опыта [Эл. ресурс] / А.П. Щербакова // Учёт и контроль. - №2. – 2020. – Режим доступа: https://gaap.ru/articles/K_voprosu_o_sushchnosti_nalogovogo_administrirovaniya_i_vozmozhnosti_ego_sovershenstvovaniya_na_osnove_zarubezhnogo_opyta/ 37. Щербинин А.Т. Проблемы повышения эффективности налогового контроля [Эл. ресурс] / А.Т. Щербин // автореферат дис. кандидата экономических наук. - Москва, 1997. - 23 с. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000081546 38. Яшина Н.И. Налоги и налогообложение. Практикум / Учебное пособие // Н.И. Яшина, М.Ю. Гинзбург, Л.А. Чеснокова. – М. – Риор – 2018. – 32 c. 39. Яшкова Н.В. История создания налоговых органов [Эл. ресурс] / Н.В. Яшкова // NovaInfo. Ru. - № 77. – 2018. – С. 227-230. – Режим доступа: https://novainfo.ru/article/14612 40. Налоги в России [Эл. ресурс] / Налоги в мире. – 2020. – Режим доступа: http://worldtaxes.ru/mihail-mishustin-nalogovyj-monitoring-eto-osnova-rasshirennogo-vzaimodejstviya-s-nalogoplatelshhikami/ 41. Новости [Эл. ресурс] / Федеральная налоговая служба. – 2020. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn57/news 42. Сайт ПАО АКБ «АВАНГАРД» [Эл. ресурс] / ПАО АКБ «АВАНГАРД». – 2020. – Режим доступа: https://www.avangard.ru/rus/ 43. Сайт «АВАНГАРД-АГРО» [Эл. ресурс] / Агрохолдинг «АВАНГАРД-АГРО». – 2020. – Режим доступа: http://avangard-agro.ru/
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты налогообложения банковской деятельности 1.1 Статус коммерческих банков в системе налогового администрирования Статус коммерческих банков как в экономической системе, так и в системе налогового администрирования не имеет четкого определения: банк, с одной стороны это коммерческая организация, осуществляющая деятельность для получения доходов, а с другой стороны, банк является важным составляющим звеном в налоговой системе. Налогообложение банковских операций осуществляется согласно НК РФ, Федеральному закону от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Необходимость использовать экономические инструменты регулирования экономики обусловливает стабилизацию экономической политики, которая основа на рыночных отношениях. Налоговая политика – основной инструмент, а также нелообложение банков в денежно-кредитной политике государства занимает особое место. Макроэкономическое равновесие, которое с одной стороны обеспечивает стабильно развитие банковской системы страны, с другой стороны перераспределяет денежные средства с одних субъектов хозяйства в другие на микроуровне, создает налоговое регулирование банковской деятельности. Основные налогооблагаемые операции коммерческих банков: 1) Валютные операции; 2) Кредитные операции; 3) Операции с ценными бумагами; 4) Операции с драгоценными метллами и камнями; 5) Трастовые (доверительные) операции; 6) Другие комиссионно-посреднические операции и услуги. Коммерческие банки платят обязательныеналогие, как и все субъекты хозяйства: 1) Налог на прибыль; 2) НДС; 3) Налоги, включаемые в расходы банка. Налог на добавленную стоимость. Операции и услуги реализуются банками по ценам (тарифам), которые увеличены на сумму НДС. Банковские операции освобождаются от НДС, за исключением операций по инкассации. Банковские операции, которые не облагаются НДС: 1) Кредитные операции; 2) Привлеченные денежные средства юридических и физических лиц во вклады; 3) Открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц; 4) Осуществление расчетов по поручению физических и юридических, в том числе банков-корреспондентов; 5) Кассовое обслуживание клиентов банка; 6) Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме; 7) Выдача банковских гарантий; 8) Привлечение во вкады и размещение драгоценных металлов и камней. Банковские сделки (услуги), которые не освобождаются от НДС: 1) Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 2) Выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих выполнение обязательств в денежной форме; 3) Доверительные операции; 4) Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; 5) Предоставление в аренду юридическим и физическим лицам специальных помещений или находящихся них сейфов для хранения документов и ценностей; 6) Оказание консультационных и информационных услуг; 7) Лизинговые операции. Операции банка, которые связаны с обращением денежных знаков, являющихся законными платежными средствами (кроме нумизматических монет), а также операции с ценными бумагами (кроме брокерских и других посреднических услуг освобождены от уплаты НДС. Облагаются НДС операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг. Налог на прибыль. К плательщикам налога на прибыль банков относятся коммерческие банки (их филиалы), имеющие отдельный баланс и счет; банки, получившие лицензию Банка России, Банк внешней торговли, Сбербанк России, специализированные банки, банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензию Банка России. Не являются плательщиками налога ЦБ РФ и его учреждения, предприятия, выполняющие банковские операции и сделки, не требующие получения его лицензий, консорциумы, ассоциации и иные объединения банков, образованные с целью координации деятельности. Налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль исчисляется за счет уменьшения суммы доходов (без учета НДС) на сумму расходов, включаемых в себестоимость оказываемых услуг. Полученная разница уточняется на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты деятельности. Номенклатура доходов и расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль, в целом соответствует составу доходов и расходов банка. В соответствии с положением Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери при расчете налога на прибыль не уменьшают налогооблагаемую базу отчисления в резерв на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности: 1) По кредитам, не имеющим обеспечения, кроме МБК депозитов; 2) Относящейся к первой группе риска и под учтенные банком векаселя; 3) По ссудам, которые выданы под гарантию Правительства РФ, субъектов РФ, огранов местного самоуправления или поручительство Минфина России. Виды доходов, которые непосредственно относятся к финансовым результатам: 1) Дивиденды и проценты, доходы от долевого участия (облагаются налогом у источника их выплаты); 2) Положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте, включая нереализованные курсовые разницы по открытой валютной позиции; 3) Присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки, доходы от возмещения причиненных банку убытков, включая выплаты, связанные со страхованием кредитных рисков; 4) Суммы, которые поступили от работников банка в возмещение убытков и расходов, понесенных банком по их вине; 5) Прибыль прошлых лет, которая была выявлена в отчетном году; 6) Доходы от реализации банком залога и заклада; 7) Возврат клиентами кредитов, которые ранее были списаны в убытки банка; 8) Другие доходы от операций, которые не были напрямую связаны с банковской деятельностью, включая доходы от реализации принадлежащих банку основных средств и иного имущества. Потери и расходы банка состоят из: 1) Местные налоги и сборы, относимые на финансовые результаты в соответствии с законодательством; 2) Присужденные и признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций ( кроме сумм, которые внесены в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством), а также расходы по возмещению причиненных банков убытков клиентам; 3) Не компенсированные за счет резерва на возможные потери по ссудам убытки от списания дебиторской задолженности индивидуальных заемщиков, по которой срок исковой давности истек, и другие виды, нереальные для взыскания; 4) Убытки по оперциям прошлых лет, которые выявлены в отчетном году; 5) Некомпенсированные потери от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или аварий; 6) Убытки, которые понес банк по фальшивым авизо; 7) Отризацительные курсовые разницы по операциям банка в иностранной валюте, включая нереализованные отриуательные курсовые разницы по открытой валютной позиции; 8) Убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены (просчеты, хищения, растраты по кассовым операциям, кроме валютных операций) 9) Убытки по иностранным операциям и валютным ценностям; 10) Судебные издержки и арбитрыжные расходы; 11) Принятые неплатежные и фальшивые денежные билеты; 12) Утрата ценностей при пересылке; 13) Суммы, выплаченные по претензиям клиентов; 14) Хищения, растраты и другие злоупотребления по инкассации и перевозке ценностей и по прочим операциям; Операции банков с ценными бумагами. Коммерческие банки получают разнообразные доходы от своей деятельности на фондовом рынке. В состав доходов, полученных от операций с ценными бумагами, входят: — процентные доходы по долговым обязательствам (облигациям, векселям); — доходы от перепродажи и переоценки ценных бумаг; — дивиденды и комиссии, полученные по операциям с ценными бумагами. Суммы начисленных и уплаченных процентов по собственным долговым обязательствам, выпушенным банком (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя), а также суммы отрицательной разницы (дисконта) между ценой реализации и номиналом обязательства включаются в состав расходов банка при исчислении налогооблагаемой базы налога на прибыль в размере ставки рефинансирования плюс 3%. Если при формировании уставного капитала банк реализует собственные акции по цене выше номинала, возникающая разница рассматривается как добавочный капитал и не включается в доход банка, подлежащий налогообложению. Расходы по организации выпуска ценных бумаг, в том числе расходы по подготовке проспекта эмиссии, изготовлению бланков, относятся на расходы банка. Дивиденды выплачиваются собственникам акций банка за счет чистой прибыли после уплаты налогов. «В срок 10 суток после объявления размера дивидендов банк должен представить в налоговые органы расчет по налогу на дивиденды, а в последующие пять суток — уплатить этот налог» . По ценным бумагам, которые приобрел банк, положительные курсовые разницы от их реализации включаются в состав доходов банка, а отрицательные – в состав расходов. Виды доходов банка по операциям с государственными ценными бумагами, которые полностью освобождены от налогов: 1) Доходы банка, которые были получены за работу в качестве посредника по размещению (ппродаже первым владельцам) государственных ценных бумаг; 2) Проценты, полученные по государственным ценным бумагам; 3) Суммы разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций с учетом переоценки, включая вторичный рынок. Доходы, получаемые банками в виде процентов и дивидендов по прочим ценным бумагам (акциям, облигациям, депозитным сертификатам и процентным векселям), облагаются у источника этих доходов по ставке 15% годовых. В состав доходов, которые были получены по операциям с иностранной валютой и валютными ценностями, входят: 1) Доходы от переоценки валюты; 2) Доходы от операций с драгоценными металлами; 3) Комиссия по обменным операциям и по операциям на валютных биржах. Все указанные виды доходов включаются в состав доходов при расчете налогооблагаемой базы налога на прибыль. Доходы в валюте подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях, и пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действовавшему на день получения доходов. Банки также уплачивают членские взносы биржам и комиссионные посредникам на фондовом и валютном рынках. Одна из главных функций налоговых органов — контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С этой целью данным органам предоставлен ряд полномочий по контролю за совершением налогоплательщиками операций по банковским счетам и вкладам. Объем этих полномочий различен по отношению к налогоплательщикам банка. Кроме поступления налогов от банковской деятельности, налоговые органы, контролирующие банки, интересуют: — сведения об открытии (закрытии) счетов организаций и индивидуальных предпринимателей, которые банки представляют в налоговые органы в соответствии со ст. 86 «Банковские счета» НК РФ; — сроки исполнения платежных поручений клиентов на перечисление налогов и инкассовых поручений налоговых органов (в соответствии со ст. 60 НК РФ банку на это дается один операционный день, следующий за днем получения поручения); — своевременное исполнение банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам организаций и др. 1.2 Роль банков как посредников по уплате налога Особое место в налоговом законодательстве отведено ответственности коммерческих банков за нарушение налоговых обязанностей. В частности, если банк открывает счет налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам этого лица и налагает на коммерческий банк штраф в соответствии с НК РФ. Если банк совершил действия по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа, то на банк налагается штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы налогов. В том случае если у банка имеется решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а банк исполнил его поручение на перечисление средств с этого счета, то это влечет взыскание штрафа с банка в размере 20% суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика. Неисполнение банком в установленный срок инкассового поручения налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточных денежных средств для уплаты суммы налога, включая пеню, влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Так же, как и с налогоплательщика, взыскание налоговых санкций с банков осуществляется только по решению суда. Полномочиями по проведению проверок, связанных с перечислением платежей в бюджет и внебюджетные фонды, помимо налоговых органов обладают органы федерального казначейства и пенсионного фонда. В настоящее время роль банков в экономике России очень велика. Ввиду того, какую важную роль отводят банкам в современной экономике, существует ряд норм, регулирующих их участие в процессе налоговых отношений, а именно: - возможность взыскания через инкассовые поручения или в судебном порядке неуплаченных сумм налогов и пени; - кредитные учреждения не вправе открывать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям новые расчетные и иные счета, если вынесено решение о приостановлении операций по существующим счетам; - банки обязаны в пятидневный срок выдавать налоговым инспекциям справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Получается, что банки выполняют особую роль в налоговой системе, ведь через банки пополняется государственный бюджет и объясняется это тем, что банки при взаимодействии с налоговыми органами одновременно могут выступать: - как налогоплательщик, исполняющий обязанности по уплате налогов; - как налоговый агент, в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых клиентам-налогоплательщикам, и перечисления в бюджет указанных налогов; - как контролер при выполнении обязательств по приостановке операций налогоплательщика по банковским счетам по требованию налоговых органов; - как посредник между государством и иными налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции организации, граждане и который может предоставить налоговым органам всю необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет налогоплательщиками. Таким образом, можно сказать, что коммерческие банки имеют особое положение в современной системе налоговых отношений и выступают как субъект, выполняющий контролирующие функции налоговых органов в отношении налогоплательщиков – клиентов банка при обеспечении своевременности и полноты поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Иными словами, коммерческие банки являются лицами, содействующими уплате налогов и выполняющие в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, коммерческие банки являются налогоплательщиками большинства налогов и по общепринятым правилам производят отчисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. С другой стороны, они являются посредническим звеном между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства – производят кассовое исполнение бюджета. Необходимо отметить, что правовой статус кредитных организаций, как посредников, не определен в нормативных актах, но, тем не менее, рассматривать банки только лишь как налоговых агентов и налогоплательщиков было бы некорректно. В системе налогового администрирования при проведении анализа роли банковских структур, у многих экономистов складываются разные точки зрения. Свое мнение высказывает Л.И. Гончаренко и определяет, что кредитная организация выступает как экономический субъект, который вовлечен в процесс выполнения налоговыми органами функций по контролю в отношении других организаций-налогоплательщиков по обеспечению своевременности и полноты поступления налоговых платежей в бюджетную систему РФ. Другую точку зрения в своей статье «Процессуальный порядок привлечения банков к налоговой ответственности» высказывает В.Е. Кузнеченкова и разделяет банки на две группы субъектов в процессе налогового администрирования по форме их участия: - в первой группе экономические субъекты налогового администрирования; - во второй группе экономические субъекты, оказывающие содействие при налоговом администрировании. Рассмотрев позицию В.Ф. Евтушенко , можно определенно сказать, что он приводит совершенно иную группировку экономических субъектов, участвующих в налоговых правоотношениях в зависимости от выполняемых агентских функций в отношении налогового права: - экономические субъекты, содействующие уплате и поступлению налогов и сборов в бюджет; - экономические субъекты, участвующие в налоговом администрировании: органы государственной регистрации, организации банковской системы. Свое определение дает профессор А.З. Дадашев и выделяет роль банков в системе налогового администрирования в определенном статусе посредников между налогоплательщиками и бюджетом государства, через которых осуществляются все платежи по сборам и налогам юридическими и физическими лицами в рамках проведения финансово-хозяйственной деятельности, а так же в самостоятельном статусе налогоплательщика по тем налогам и сборам, которые банки обязаны уплачивать где источниками данных выплат являются сами кредитные организации. Определенный статус посредника обусловлен тем, что банк обладает определенной информацией, которая очень необходима налоговым и таможенным органам для осуществления функций налогового контроля. Следует отметить, что особый статус организаций банковской системы при налоговом администрировании определяется следующим: - банковские структуры обязаны в полном объеме и в срок перечислять налоги в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации по поручению организаций-клиентов на безвозмездной основе, что противоречит принципам коммерческой деятельности. - на банки также Налоговым кодексом РФ возложены специальные функций, и их выполнение приравнивается к функциям органов Федерального казначейства, но в тоже время ответственность за неисполнение либо несвоевременное исполнение предписаний банк несет как коммерческая организация. В Налоговом кодексе Российской Федерации (ч. 1 ст. 86) есть прямое указание банкам на обязанность сообщать в налоговые органы информацию об открытии либо закрытии счетов, вкладов, об изменении реквизитов по счетам всех типов организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Данная обязанность заключается в том, что банкам необходимо передавать информацию в электронном виде в соответствии с порядком, который устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Данный порядок согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В этой же статье Налогового кодекса Российской Федерации установлен трехдневный срок, в течении которого банк обязан предоставить данную информацию в налоговый орган по месту своего нахождения. За нарушение этого срока банки несут ответственность в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Так же можно остановить на ст. 60 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной статьей банки обязаны выполнять поручения на перечисление налогов в бюджетную систему не только налогоплательщиков, но и налогового органа. При этом при наличии на счетах налогоплательщика денежных средств банк не вправе задержать исполнении поручения налогового органа. Особо хотелось бы отметить, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банк несет ответственность. Ответственность достаточно строгая. За неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года налоговый орган обращается в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. При невозможности исполнить обязанность по перечислению налогов со счетов, открытых налогоплательщикам в виду отсутствия денежных средств, банк обязан приостановить все операции по счетам, открытым в банке для обеспечения перечисления налогов (ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации) и сообщить в налоговый орган информацию об остатке денежных средств налогоплательщика на счете в банке, расходные операции по которому приостановлены. При этом все решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам, открытым в банке и переводов его электронных денежных средств принимается налоговым органом, предоставившим в банк требование об уплате налога, пени либо штрафа. Но не только неисполнение требования по уплате налогов влечет за собой приостановление всех расходных операций по счетам в банке, но также решение о приостановлении может быть принято в иных случаях: - непредставление этим налогоплательщиком налоговой декларации в течение 10-ти дней по истечении срока представления декларации; - неисполнение налогоплательщиком установленной пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что банки лишь содействуют налоговому администрированию, при этом являясь посредником, и только технически способствует поступлению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Однако, несмотря на сделанный вывод, не целесообразно рассматривать кредитные организации в одной группе экономических субъектов с таможенными и налоговыми органами, которые выполняют задачи публичности и открытости, либо определять их в группу с иными экономическими субъектами, которые просто выполняют налоговые обязанности в рамках действующего законодательства как налогоплательщики. Это определяется тем, что: - банки не являются органами, специально созданными для целей налогового администрирования; - банки подконтрольны налоговым органам в равной степени, как и налогоплательщики; - банки являются техническими помощниками для клиентов- налогоплательщиков при исполнении обязанностей по уплате налогов (осуществляют их связь с бюджетом). Рассмотрев различные позиций при определении роли банковского сектора в системе налогового администрирования, можно определенно сказать, что банки имеют двоякую роль: - банки являются самостоятельными объектами налогового администрирования, выполняя роль налогоплательщика, налогового агента и участника налоговых отношений; - банки также являются частью самого процесса налогового администрирования, и в данной роли их статус не подходит ни под статус налогоплательщика (налогового агента), ни под статус налогового органа. В заключение необходимо отметить, что правоприменительная практика системы налогового администрирования строится на том, что налоговые органы и кредитные организации, выполняя одну из важнейших фискальных функций для государства по вопросу поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, стоят на диаметрально противоположных позициях. 1.3 Особенности налогообложения банков, как субъектов налоговых правоотношений Участие банков в налоговых правоотношениях проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, банки как хозяйствующие субъекты являются налогоплательщиками и наделены соответствующими правами и обязанностями, предусмотренными ст. 21 и 23 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). В частности, налогоплательщик имеет право: получать от налоговых органов и других уполномоченных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов; получать копии актов налоговых проверок; обжаловать названные акты; требовать соблюдения банковской тайны и иные права. К обязанностям налогоплательщика относятся, в частности, следующие: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах; вести учет своих доходов, расходов, объектов налогообложения; представлять налоговому органу необходимую информацию и документы по требованию налоговых органов. Во-вторых, банки наделены правами и обязанностями налогового агента. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщик, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Налоги, 53 страницы
1325 руб.
Дипломная работа, Налоги, 114 страниц
2850 руб.
Дипломная работа, Налоги, 31 страница
372 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg