Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Федеральный бюджет – главное звено бюджетной системы РФ, его значение в решении общегосударственных задач

one_butterfly 504 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.05.2021
Объект исследования – федеральный бюджет Российской Федерации. Предмет исследования – федеральный бюджет Российской Федерации и его деятельность в направлении решения социально-экономических задач. Целью исследования является рассмотрение федерального бюджета, его роли в экономике и пути сокращения дефицита. В соответствии c сформулированной целью, в работе последовательно поставлены и решены следующие задачи: - изучить основные понятия и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации; - выделить основные функции и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации; - рассмотреть структуру федерального бюджета Российской Федерации; - проанализировать состав и структуру федерального бюджета на 2020 год; - выявить основные проблемы развития бюджетной системы и изучить основные перспективы их решения. Теоретической основой исследования являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматриваются федеральный бюджет Российской Федерации. Информационная база данной работы состоит из учебных пособий под редакцией: Афанасьев М.П., Баранова Л.Г., Косов М.Е., Лыкова Л.Н., Шуваева Е.В. и другие. Методы исследования. В процессе исследования использованы методы статистического, системного, сравнительного анализа, а также методы обобщения индукции и дедукции. Методология исследования составляют законодательные акты и нормативно-правовые документы, статистические материалы, приложения и годовые отчеты Росстат. Структура работы. Поставленные задачи обусловили структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассмотрены теоретические и нормативно-правовые основы бюджетного устройства Российской Федерации. Во второй главе проведен анализ состава и структуры федерального бюджета Российской Федерации. Текст изложен на 42 страницах и содержит 18 рисунков и 2 таблицы. Список литературы насчитывает 25 наименования.
Введение

Актуальность темы. Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Федеральный бюджет Российской Федерации – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации в форме федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и т.д.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ 4 1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации 4 1.2 Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 7 1.3 Структура федерального бюджета Российской Федерации 13 ГЛАВА 2. Федеральный бюджет и его роль в решении общегосудпрственных задач 18 2.1 Анализ состава и структуры федерального бюджета Российской Федерации на 2020 год 18 2.2 Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы Российской Федерации 22 2.3 Проблемы развития бюджетной системы в Российской Федерации и перспективы их решения 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 БИБЛИОГРАФИЯ 40
Список литературы

Нормативно-правовые документы 1. Бюджетный кодекс РФ: утвержден Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 24 ноября 2015 года № 205-ФЗ). 2. Налоговый кодекс РФ, часть 2: утвержден Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (в ред. ФЗ от 26 ноября 2015 года 224-ФЗ). 3. Федеральный закон от 7.10.2011 г. № 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год» 4. Федеральный закон от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) 5. Федеральный Закон 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) 6. Постановление Правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 275 “Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации” Учебная литература 7. Александров И.Н. Бюджетная система РФ: учебник – М: Дашков и К, 2017 г. 8. Афанасьев М.П., Основы бюджетной системы, Учебная литература. – М.: Издательство «ГУ ВШЭ» 9. Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова. – М.: ИНФРА-М, 2017 г. – 222с. 10. Биндасова Н.А., Погосян В.В. Инвестиции: Учеб. пособие / Н.А. Биндасова, В.В. Погосян. 2-е изд., перераб. и доп. Пятигорск, РИА-КМВ, 2015 г. 11. Бобкова О.В., Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В., Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика. 12. Буздалина О.Б. Теоретические аспекты повышения эффективности государственного финансового контроля за доходами федерального бюджета// Научныи? альманах No7(9), 2015 г. 13. Врублевская О.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учеб пособие для вузов. // О.В. Врублевская, Издательство: Питер - Санкт-Петербург, 2019 г. 14. Косов М.Е. Бюджетная политика России?скои? Федерации: проблемы и пути их решения// Экономика и предпринимательство. 2016 г. No 8 (73) 15. Лыкова Л.Н., Анализ тенденции? в бюджетно-налоговои? сфере России // сборник – Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2019 г. 16. Предеина Е.В. «Бюджетная система РФ: учебное пособие» 17. Финансы России 2018 // статистический сборник – под ред. Росстат 18. Хубаев Т.А., Бадова Л.К. Проблемы формирования доходнои? базы федерального бюджета// Экономика и предпринимательство No 4-1 Издательство: Редакция журнала «Экономика и предпринимательство», М. 19. Шуваева Е.В. Проблемы формирования доходов федерального бюджета// Альманах мировои? науки. 2015 г. No 2-4 (2). 20. Росстат, Оперативныи? доклад об исполнении федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов (январь – декабрь 2019 года)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ 1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране. Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д. Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия. В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики. Федеральный бюджет в стране играет огромную роль. В жизнеобеспечении системы государства он играет ключевое значение. К основным задачам федерального бюджета относятся: (см. рис. 1) Рис. 1. Задачи бюджета Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета. Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения. Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии. (см. рис. 2) Рис. 2. Стадии перераспределения ВВП 1. Образование доходов бюджета В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы. 2. Использование (расход) бюджетных средств Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы. В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер. За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др. Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране. Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. 1.2 Сущность и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов. Федеративное государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов. Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы. Бюджетная система РФ, согласно БК РФ, основана на следующих принципах: (см. рис. 3) Рис. 3. Принципы бюджетной системы РФ В Приложении 1 рассмотрены все принципы бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ). (см. рис. 4) Рис. 4. Структура бюджетной системы РФ Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов согласно ст. 11 БК РФ, разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственный внебюджетный фонд предназначен: (см. рис. 5) Рис. 5. Функции государственного внебюджетного фонда Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в определенном порядке, который устанавливается федеральным законом или предусматривается БК РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий (ст. 14 БК РФ). Бюджет муниципального района, (районный бюджет), и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта РФ, т.е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ). В соответствии с бюджетным Кодексом первый и второй уровни бюджетной системы РФ включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами. Важной чертой бюджетной системы бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов. 1.3 Структура федерального бюджета Российской Федерации Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ. В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением случаев, установленных БК РФ и иными федеральными законами. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ. Доходы Федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся: - федеральные налоги и сборы; - таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи - государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации; - часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации - доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; - иные неналоговые доходы. В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Кодекса, в доходах федерального бюджета, помимо перечисленных выше, учитываются также прибыль Банка России и доходы от внешнеэкономической деятельности. На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности: (см. рис. 6) Рис. 6. Классификация доходов бюджета по различным признакам Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят: (см. рис. 7) Рис. 7. Состав собственных доходов местных бюджетов Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: - от налога на добавленную стоимость; - от акцизов; - от налога на прибыль (доход) предприятий; - от подоходного налога с физических лиц. Главное назначение всех звеньев бюджетной системы - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов. Организация государственных расходов основана на следующих принципах: (см. рис. 8) Рис. 8. Принципы организации государственных расходов Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд. 1. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы. 2. Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Финансы, 35 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Финансы, 30 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Финансы, 34 страницы
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg