Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Административный надзор в области защиты прав потребителей

one_butterfly 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.05.2021
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией уполномоченными на то органами исполнительной власти надзорной деятельности в области защиты прав потребителей. Предмет исследования—материальные и процессуальные нормы, регламентирующие осуществление органами исполнительной власти надзорной деятельности в области защиты прав потребителей, а также практика применения таких норм. Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы исследования как индуктивный и дедуктивный. Также в ходе написания работы автором использовались системный, сравнительно-правовой и статистический методы исследования, метод анализа и синтеза правовых актов, а также принципы историзма и объективности. Методологическая основа Представлена системой различных общенаучных и частно-научных методов познания исследуемой проблемы. Степень научной разработанности проблемы. В процессе подготовки квалификационной работы были изучены труды российских ученых и практиков—специалистах в разных отраслях права. Так, общетеоретические вопросы темы освещались в работах административистов Бахраха Д.Н., Беляева В.П., Валеева Д.Х., Горшенева В.М., Зубарева С.М., Зырянова С.М., Козлова Ю.Н., Кармолицкого А.А., Лунева А.Е., Мартынова А.В., Назарова С.Н., Студеникиной М.С., Шориной Е.В. Проблемы защиты прав потребителей с цивилистических позиций исследовались: Земенковой О.М., Золотухиной Т.А., Левшиной Т.Л., Парцием Я.Е., Челышевым М.Ю., Эрделецким А.М. Анализ работ названных авторов свидетельствует о том, что наука активно включена в исследование тематики контрольно-надзорной деятельности и добилась значительных достижений в этом направлении. Однако приходится констатировать, что по ряду важных теоретических вопросов единство до сих пор не достигнуто. Нормативную базу квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации, действующее законодательство России и относящееся к теме подзаконные нормативные акты. Цели и задачи исследования. Цель магистерской диссертации состоит в том, чтобы исследовать механизмы государственного контроля и надзора в сфере потребительского рынка, выявить плюсы и минусы современного законодательства в этой области, высказать предложения по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей и практики его применения. Указанная цель предопределила следующие задачи исследования: - раскрыть понятие и признаки административного надзора в современном административном праве, отразив основные позиции ведущейся среди административистов дискуссии о соотношении понятий контроля и надзора; - изучить историю становления и развития нормативной базы осуществления административного надзора в области защиты прав потребителей; - проанализировать деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - выявить особенности правового статуса общественных объединений потребителей в аспекте их взаимодействия с органами исполнительной власти, осуществляющим надзор в области защиты прав потребителей; - исследовать процессуальный аспект реализации административного надзора в области защиты прав потребителей. Положения, выносимые на защиту: 1) Тезис о важности и для нормотворчества и правоприменительной практики достижения терминологической определенности в соотношении понятий «контроль» и «административный надзор». По существу этой проблемы в квалификационной работе разделяется позиция относительно понимания контроля и надзора как самостоятельных видов деятельности органов исполнительной власти. Бесспорно, эти виды деятельности имеют много общих объединительных черт. Но специфические признаки, каждого из названных видов (набор этих признаков анализируется в работе), их сущностные характеристики, а также их объем, взятые в своей совокупности, становятся именно тем критерием, который исключает вывод о тождественности понятий контроля и административного надзора. 2) На основе анализа правового статуса Роспотребнадзора и других органов административного надзора как части общей системы федеральных органов исполнительной власти, плюсов и минусов многочисленных проведенных в этой области перестроек сделан вывод о том, что для обеспечения стабильности в формировании самой системы продолжает оставаться актуальной реализация идеи о том, что концептуальные основы этой системы в целом (включая все федеральные органы исполнительной власти независимо от их типологии) должны устанавливаться федеральным законом. В настоящих условиях реализовать эту позицию было бы возможно при принятии федерального закона «О федеральных органах исполнительной власти». 3) В диссертации поддерживается наметившаяся тенденция (хотя еще и слабо выраженная) на передачу федеральных служб из ведения министерств в непосредственное ведение Правительства Российской Федерации, что должно помочь избежать возможности конфликта интересов между отраслевыми министерствами и федеральными службами при реализации ими своих полномочий, обеспечив тем самым независимость, объективность, а значит и эффективность административно-надзорной деятельности, осуществляемой федеральными службами. 4) Придавая большое значение деятельности общественных объединений потребителей в формировании государственной политики по защиты прав потребителей, в установлении более тесного взаимодействия с Роспотребнадзором при реализации им функций административного надзора, предлагается закрепить в специальном тематическом Регламенте Роспотребнадзора основные направления и формы такого взаимодействия, а также конкретизировать процедуры их реализации. 5) В развитие основных законодательных положений, установленных в сфере защиты прав потребителей, а также с учетом видового объекта посягательства и субъектного состава административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей обоснована целесообразность объединения всех составов административных правонарушений в этой сфере, разбросанных в настоящее время по разным главам Особенной части КоАП РФ, в одной новой главе Кодекса, дав ей наименование «Административные правонарушения, посягающие на права потребителя». Такой подход соответствует логике проводимых в стране мероприятий по систематизации и кодификации законодательства об административных правонарушениях. Структура квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования, представлена введением, двумя главами, объединяющие пять параграфов, заключением и списком использованных источников.
Введение

Актуальность темы исследования. Российская Федерация, являясь социальным государством, стремится обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни и свободное развитие человека. Такие положения Конституции Российской Федерации как право на жизнь, на благополучную окружающую среду, на охрану здоровья, подчеркивают, что потребитель (то есть лицо, которое приобретает товар, работу или услугу, а таковыми являются все российскими граждане), имеет право, чтобы приобретаемый им товар, предоставляемые работы или услуги соответствовали высоким требованиям, предъявляемым к их качеству. Потребности населения в различных услугах и товарах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики последние часто навязывают потребителям выгодные только для себя условия. При этом нередки случаи, когда сами товары, работы и услуги отличаются низким качеством, а иногда и просто опасны для здоровья. Поэтому отношения на потребительском рынке должны контролироваться государством, и именно государство должно принимать специальные меры, защищающие потребителей. Анализ ситуации на потребительском рынке свидетельствует, что созданный законодательством правовой механизм защиты прав потребителей еще не в полной мере обеспечивает эффективное решение задач, стоящих перед этим правовым институтом в условиях социально-ориентированной экономики. В этом законодательстве еще много пробелов, коллизионных и дублирующих норм, а также норм, нуждающимся для их правильного понимания в дополнительном уточнении. Поэтому потребность в совершенствовании законодательства очевидна. Особенно эта очевидность появилась в условиях форс-мажорных обстоятельств, связанных с пандемией коронавируса (COVID-19) в стране и мире. Но даже в самых экстремальных условиях при налаживании сложившейся ситуации следует избегать сугубо механического исправления лишь отдельных точечных недостатков. Законодательство о защите прав потребителей представляет собой сложнейший правовой комплекс, конструкция которого должна иметь внутреннюю логику, где каждый элемент, выполняя конкретную функцию, в их взаимосвязи был бы направлен на осуществление одной общей цели. В этих условиях стоит задача системного разрешения существующих проблем в рамках единой концепции административной реформы, важным направлений которой является повышение эффективности государственно контроля и надзора, упорядочение форм и методов реализации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 8 1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ 8 1.2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 14 ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 26 2.1 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26 2.2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ИХ АССОЦИАЦИИ, СОЮЗЫ): ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА 46 2.3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 1.1. Понятие и признаки административного надзора в современном административном праве Прежде чем перейти к характеристики правовой природе административного надзора необходимо дать определение самому термину «надзор». Однако, несмотря на довольно обширный объем литературы по поставленному вопросу задача эта не из легких. Камнем преткновения при ее решения до сих пор остаётся вопрос о соотношении понятий «контроль» и «надзор». В затянувшемся споре по поводу этих понятий можно найти ряд объективных причин, поскольку сами понятия являются многоаспектными и в реальной жизни так или иначе пересекаются. Здесь нужно иметь в виду те обстоятельства, что и контроль и, надзор могут совершенно справедливо рассматриваться как: функция управления; способ обеспечение законности в управлении; форма обратной связи между управляющим субъектом и управляемым объектом для получения информации, не располагая которой трудно эффективно руководить. Тем не менее возникает вопрос о том, всегда ли наличие объединительных черт у каких-либо понятий должно означать, что сами эти понятия тождественны? Правильный, с нашей точки зрения, ответ состоит в том, что такое происходит далеко не всегда. По крайней мере, по рассматриваемому нами вопросу в юридической литературе высказаны три разных позиции, а именно: 1)контроль и надзор—понятия тождественные; 2)надзор—разновидность контроля; 3)контроль и надзор—самостоятельные виды деятельности органов исполнительной власти в силу имеющихся особенностей каждого из них. Первую из названных трех позиций защищают, например, Ю.А.Андреева, А.П.Гуляев, А.М.Тарасов, Н.А.Погодина, Кудлинский М. Н. И др. . Свою точку зрения авторы аргументируют прежде всего тем, что сам законодатель использует данные термины как синонимы, не удостаивая ни надзор, ни контроль какой-либо спецификой. По мнению Ю.А. Андреевой и А.П.Гуляева понятия «контроль» и «надзор» хотя и рассматриваются в некоторых законодательных и других нормативных актах как различные, но какого-либо отличия в этих актах не просматривается». Особо следует отметить позицию М.Н. Кудлинского, который считает, что сама проблема разграничения понятий контроля и надзора в настоящее время потеряла свою актуальность. По мнению автора, ее решение было значимо в условиях советского периода в силу особенностей устройства государственного управления, линейной и функциональной подчиненности органам власти, когда акцент был смещен именно на надзор. Поэтому «надзор» и признавался более широким понятием нежели «контроль». Но поскольку на современном этапе этой проблемы не существует, постольку понятия контроль и надзор не следует воспринимать в качестве разных, не совпадающих видов государственно-властной деятельности. Позицию о том, что «контроль» по отношению к «надзору» является понятием более широким, в связи с чем его нужно трактовать как разновидность контроля, придерживаются такие ученые, как Д.Н. Бахрах, А.Д.Никитин, А.А.Пропостин, В.С.Пронина, Н.Г.Салищева, М.С. Студеникина, Е.В. Шорина. Представленная группа ученных соотносит контроль и надзор, как целого и части. В качестве основной черты административно-надзорной деятельности, предопределяющей впоследствии и другие ее признаки, называется то, что орган ее осуществляющий, проверяет не всю работу подконтрольного объекта, а сосредотачивает свое внимание только на выполнении им установленных правил и норм обеспечивающих условия для нормального функционирования данной отрасли управления. Поэтому административный надзор и характеризуется как ограниченный, суженный контроль. Кармолицкий А. А. выделяет в контрольной деятельности две составляющие: проверку исполнения и надзор . А.А.Пропостин и А.Д.Никитин предлагают определять административный надзор а как вид специфического контроля . А польский административист Е. Старосьцяка придерживается мнения о том, что контроль выступает в качестве служебной функции надзора . Как видно, разброс мнений даже среди специалистов, принадлежащих к одной группе, велик. И, наконец, третья теоретическая позиция состоит в том, что контроль и надзор, хотя и обладают некоторыми весьма существенными общими чертами, но в силу имеющихся особенностей каждого из них могут и должны рассматриваться как самостоятельные виды деятельности органов исполнительной власти. Основной референт в этом разграничении деятельности состоит в том, что контрольная функция имманентно присуща всем органам государственной власти, а функция надзора входит в состав специальной компетенции государственных органов. В числе работ, посвященных административному надзору, следует назвать статью Ф.С. Разаренова «О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении» . Автор, отстаивая самостоятельность административного надзора в качестве методологической основы своей позиции использовал такие признаки, как отсутствие организационной соподчиненности у субъектов надзора и поднадзорных объектов, а также разный объем компетенции и характер полномочий у самого субъекта надзора. На основе анализа предложенных критериев был сделан вывод, что административный надзор является самостоятельным организационно-правовым способом обеспечения законности в управлении и представляет собой систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и других нормативных актов, основанных на законе, осуществляемых органами управления по подведомственным им вопросам и направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, а также привлечение нарушителей к ответственности. Зубарев С.М. в своих работах отмечает, что контроль и надзор, будучи тесно связаны между собой в сфере государственного управления, тем не менее каждый обладает такой спецификой, что представляет собой самостоятельную форму администрирования. Важное объяснение этого тезиса автор находит в том, что сущность контрольной деятельности представлена ее управленческой природой, тогда как надзорной–правоохранительной. По мнению Зубарева С.М. административный надзор обладает следующими признаками: отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов; возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов; невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора; наличие специального объекта надзорной деятельности–исполнение физическими и юридическими лицами норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах; возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам; строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличие юрисдикционных полномочий; основными формами осуществления административного надзора является наблюдение и проверка, тогда как контроль обладает более широким арсеналом форм». К числу сторонников позиции о том, что контроль и административный надзор представляют собой два разных вида деятельности органов исполнительной власти, относится и автор настоящего исследования. Считаем нужным еще раз подчеркнуть наличие у этих видов деятельности многих общих объединительных черт. Однако, специфические признаки каждого из названных видов деятельности становится именно тем критерием, который исключает вывод о тождественности этих понятий. Таким образом, обобщенно разделительную линию между контролем и административным надзором можно провести, выделив их особенности: 1)По их содержанию. Деятельность органов контроля включает в себя проверку состояния подконтрольных объектов как с точки зрения законности, так и целесообразности принимаемых решений. Административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора. 2)По объему полномочий. Контрольные полномочия позволяют субъекту вмешиваться в оперативно-хозяйственную, производственную деятельность подконтрольного объекта с возможностью привлечения лиц, нарушивших служебную дисциплину к дисциплинарной ответственности. Надзорный органы ограничиваются проверкой соблюдения определенных правил (в том числе норм, технико-юридического характера, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных лиц к административной ответственности.) 3)По объекту. Административный надзор может применяться только в отношении юридических и физических лиц, не находящихся в организационном подчинении у органов надзора, и только по определенным вопросам, установленным в нормативном порядке. Поэтому административный надзор всегда является специализированным. 4)По методам их осуществления. Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. В то время, как контроль обладает более широким перечнем методов–заслушивание, проверка, обследование и др. 5)Административный надзор имеет в своем арсенале возможность использования мер административного принуждения. Причем как меры административно-предупредительные (например, объявление карантина), меры административного пресечения (например, запрещение продажи продукции по истечении сроков ее годности), меры административно- процессуального обеспечения( например, изъятие вещей, товаров и документов), так и административные наказания. Такими полномочиями контрольные органы не располагают. На основе обобщения перечисленных признаков административного надзора в диссертации предпринята попытка дать определение понятия специализированного административного надзора в области защиты прав потребителей как особого вида управленческой деятельности, осуществляемой специализированными субъектами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу соблюдения и исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований, закрепленных в законодательстве о защите прав потребителей, с возможным использованием комплекса мер административного принуждения в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных лиц к административной ответственности. 1.2. История становления и развития нормативной базы осуществления административного надзора в области защиты прав потребителей Изучение истории развития любого правового явления позволяет как избежать повторения уже совершенных ошибок, так и выявить позитивный опыт прошлого, что может помочь решить возникшие проблемы современности. Предложенная для исследования тема данного параграфа априори содержит в себе две составляющие, причем разной отраслевой принадлежности. Здесь речь идет как о становлении и развитии законодательства о сущности и реализации административного надзора (это сугубо административно-правовой срез проблемы), так и о становлении и развитии законодательства, касающегося защиты прав потребителя (это область межотраслевого регламентирования с преобладанием во многих случаях цивилистического подхода). В соответствии с этими двумя направлениями и изложен материал о нормативной базе по рассматриваемым вопросам. Еще в глубокой древности было положено начало зарождению отношения в обществе, связанных с потреблением, обменом, торговлей товарами и услугами. Первоначально все строилось на обычаях, которые представляли собой определенные нормы поведения в одинаковых ситуациях. С появлением государств, а вместе с ними и первых законов и кодифицированных сводов законов, некоторые обычаи, существовавшие внутри общин, приобрели статус общеобязательных правил. Например, уже в знаменитых законах Хаммурапи, закреплялись правила обмена товаров между людьми. В частности, в них говорилось, что обмен — это соглашение между сторонами, согласно которому права на товар переходят от одного лица к другому. Стоит отметить высокий уровень развития того времени, так как уже тогда законодательно закреплялось наказание за обсчет или обвес другой стороны. В то время наибольшего развития рассматриваемые отношения достигли в римском праве. Ему было присуще довольно проработанное для того времени законодательство, регламентирующее различные сферы жизни. В том числе это касалось отношений, связанных с частной собственностью и торговлей. С момента зарождения отношений купли-продажи одной из острых проблем стало ущемление прав покупателей, которое вытекало из принципа свободы договора. Это ставило потребителя в очень невыгодные условия, так как он мог влиять на цену и качество товара самостоятельно, в виду того, что он был экономически слобой стороной в данных отношениях. Устранить данную неспроведливость помог эдикт Диоклетиана, основной целью которого была борьба со спекуляцией и ростовщичеством. Наконец в империи было достигнуто установление единообразия цен и закрепление наказания за нарушения ценовой политики. Но у всего есть обратная сторона, в данном случаи это обернулось переходом части торговли в теневую экономику и огромным дефицитом товаров. При рассмотрении защиты прав потребителей в Римской империи следует обратить особое внимание на развитие таких норм, в которых говорилось о качестве товара и ответственности продавца за неисполнение установленных законом требований (например, продавец обязывался передать покупателю товар надлежащего качества., а в противном случае считалось, что он не исполнил свои обязательства. Нормы об ответственности продавца развивались постепенно. Первоначально его ответственность зависела от того, что было прямо обещано покупателю (обязанности считались неисполненными, если у товара отсутствовали именно те качества, которых продавец прямо обещал покупателю). Однако уже в Кодексе Юстиниана появилась норма, закрепляющая ответственность продавца за умышленное умолчание или сокрытие известных ему недостатков товара, то есть продавец обязан сообщить покупателю о недостатках товара, если таковые имеются. В связи с этим новый виток развития получили и способы защиты потребителем своих прав. Покупатель мог как потребовать отменить сделку (в таком случае товар возвращался продавцу, а деньги – покупателю. В случае, если деньги еще не были уплачены, покупателю прощался долг перед продавцом). Покупатель так же мог потребовать уменьшения стоимости товара соразмерно обнаруженным недостаткам. Для первого требования устанавливался срок давности в 6 месяцев, для второго - 1 год. В целом именно Римское право оказало наибольшее влияние на развитие института защиты прав потребителей, его положения в доработанном и измененном виде применяются во многих современных правовых системах. Говоря о становлении законодательства в области защиты прав потребителя, то его история становления уже была отражена в «Русской правде.» В ней регулировалась как продажа определенных товаров, так и способы защиты прав потребителей. В качестве примера можно сказать, что покупатель краденого товара должен был вернуть его законному владельцу, при этом он наделялся правом требовать от недобросовестного продавца возместить свои убытки. Так же наказуемо было, если продавец настаивал на отсутствии брака в своем товаре, хотя он был бракованный. Хронологические рамки формирования и развития законодательства о защите прав потребителей в Российском государстве представляют собой длительный период, который, ближе к сегодняшнему дню можно разделить на несколько этапов. Первый этап—дореволюционный. Его можно охарактеризовать наличием обширного правового материала, который в основном представляет собой научные разработки ведущих юристов того времени. Самыми известными, в тот период, представителями, которые оказали влияние на формирование российского законодательства о защите прав потребителей, являются работы В.О. Ключевского «Русский рубль XVI-XVIII веков. И его отношение к современности» , К.П. Победоносцева «Курс гражданского права» , С.В. Пахмана «Обычное гражданское право в России. Юридические очерки» . Следующим этапом является советский период. Вехой в истории применения советского законодательства о защите прав потребителей является комплекс работ таких юристов, как А.Ю. Кабалкина, В.А. Язева, Я.А. Куник. Через призму этих научных работ можно сделать выводы об общем состоянии правовой базы защиты прав потребителей и практики применения действующих правовых норм. До 80-х годов прошлого века отношения в сфере защиты прав потребителей регулировались преимущественно гражданским законодательством. В качестве примера можно назвать статью 246 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года , именуемую «Права покупателя при реализации вещей ненадлежащего качества», и статью 364 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанную как «Права заказчика в случае нарушения контракта подрядчиком». Правовые отношения продавца и покупателя регулировались многими нормативными актами, разной юридической силой, которые часто ставили продавца в привилегированное положение по отношению к покупателю. 1988 год ознаменовался принятием Закона «О качестве продукции и защите потребителей», который был попыткой советского законодателя разработать и применить специальное законодательство о защите прав потребителей. Однако стоит отметить, что только один раздел касался вопросов защиты прав потребителей. В 1991 году был принят другой революционный по тем временам нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в этой сфере, а именно Закон СССР «О защите прав потребителей». Его особенность прослеживалась в регулировании отношений не только с точки зрения обеспечения прав и свобод потребителей, но из-за изменений политической ситуации в стране и последующий распад СССР многие положения этого закона так и не были реализованы . Третий этап развития законодательства о защите прав потребителей ознаменовался глобальными изменениями в политической, экономической и, как следствие, правовой сферах нашей страны, положившими начало переходу к рыночным отношениям. В этот период изменчивой эпохи в мире юриспруденции также произошел переход к принципиально новой модели законодательства, имеющей вектор индивидуальных ценностей личности, гарантирующей защиту гражданских прав и свобод. Основой современного законодательства является основной закон, регулирующий данную сферу, а именно закон «О защите прав потребителей», принятый 7 февраля 1992 года .Принятие этого закона ознаменовало решение российского законодателя следовать инновационному курсу развития российского законодательства в рассматриваемой области. Новеллой стала не только возможность граждан защищать свои права и законные интересы, но и появления механизма реализации этих прав, что действительно важно. До настоящего времени в него были внесены поправки, которые по своему характеру относились к сегменту, как гражданско-правового, так и административно-правового регулирования. Так, например, стоит отметить поправки к закону, касающиеся уточнения основных направлений деятельности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителя, что напрямую связывается с определением круга и объема полномочий самих государственных органов административного надзора. Видоизменились также такие статьи закона, как: «Осуществление защиты прав потребителей органа местного самоуправления»(статья 44), «Права общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов( статья 45) «Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей» (статья 46)». Можно сказать, что в вопросах государственной политики постепенно был взят курс на создание системы органов государственного и общественного контроля, а также административного надзора, целью которых является создание оптимальных условий для устранения нарушений на потребительском рынке, реализации рыночных отношений в сфере обращения товаров, работ и услуг, а также для обеспечение защиты прав и законных прав и интересов потребителей. Говоря о практической значимости законодательства о защите прав потребителей, нельзя не отметить роль норм административно-правового характера и в таких законах, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , Федеральный закон от 30.03.1999 №52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Несмотря на значительный объем законодательных актов, нормы которых регламентируют общественные отношения, возникающие при реализации контрольно-надзорных функций в самых разных сферах государственного управления (включая, в том числе, и сферу взаимоотношений с участием потребителей), это законодательство в своей совокупности нуждается в дальнейшем совершенствовании. Такой вывод можно сделать потому, что в этом законодательстве: а) Много пробелов, коллизионных и дублирующих норм; б) Норм, требующих для правильного применения дополнительного толкования; в) Норм-требований, выполнять которые должны объекты контроля и надзора при конкретных проверках их деятельности со стороны контрольно-надзорных структур (причем очень часто требования устарели как морально, так и технологически); г) Велико и количество и самих контрольно-надзорных органов, что весьма затратно и для самого государства. В конце 2019 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект, которые в последствии не был приянт, но послужил началом для дальнейшего внесения поправок в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 24.04.2020) . В пояснительной записке к данному проекту федерального закона указывалось, что закон, регулирующий данную сферу, существенно обновлялся лишь четыре раза и отмечалось, что в настоящее время также имеется необходимость в системном обновлении. Одной из главных проблем реализации прав потребителей является низкая осведомленность населения о правах, которые им принадлежат в соответствии с действующим законодательством. Это отмечает и законодатель, утверждая, что потребитель имеет право на просвещение, а также образование в области прав потребителей. Действительно, нарушение прав потребителей зачастую происходит из-за того, что граждане не понимают сущность своих прав и правила их защиты. Хотелось бы обратить внимание на инструменты, которые бы позволили реализовать цели образования и просвещения в области защиты прав потребителей. В правовой оборот предполагалось ввести новую дефиницию – «национальная система защиты прав потребителей» и, согласно законопроекту, она должна была входить в систему понятий, содержащихся в преамбуле к Закону и раскрывается следующим образом: «совокупность правоустанавливающих норм, определенных данными нормами субъектов право применения и действий указанных субъектов, обеспечивающая условия для реализации и защиты прав потребителей в Российской Федерации». Национальная система защиты прав потребителей состоит из правовых норм трех блоков. В первый блок входят правоустанавливающие нормы о так называемых первичных субъектах право применения. Они являются первичными, поскольку именно от их работы зависит дальнейшее обращение граждан в органы исполнительной власти и суд за защитой нарушенного права. Законодатель впервые предпринял попытку обобщить нормы обо всех субъектах, имеющих отношение к реализации и защите прав потребителей в Российской Федерации. Среди них выделяются субъекты, занимающиеся производством, а также продажей товаров, оказывающие работы и предоставляющие услуги. Вторичную группу субъектов, образуют органы исполнительной власти, занимающиеся реализацией и защитой прав потребителей через рассмотрение жалоб и обращений, принятие предложений от потребителей: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждения, реализующие образовательные программы в контексте изменений в статье 3 Закон «О защите прав потребителей» 19-20 марта 2020 года № 2300-1, органы местного самоуправления, а также общественные объединения (ассоциации и союзы) . Особое место в национальной системе защиты прав потребителей отводилось суду. Национальная система защиты прав потребителей должна была бы заменить государственную и общественную защиту прав, что подчеркивает желание законодателя выстроить систему защиты прав потребителей с субъектами, которые взаимодействуют между собой в достижении единой цели – реализации и защиты прав и законных интересов потребителей. Это взаимодействие должно было бы внести ряд поправок. Например, статья 40, в соответствии с проектом изменений, дополнилась бы частью 6.1, согласно которой у органа государственного надзора совместно с общественными объединениями потребителей имеется право осуществлять в установленном порядке государственно-общественную аккредитацию юридических лиц и государственно-общественную аттестацию физических лиц, которые предлагают услуги в сфере защиты прав потребителей правового и экспертного характера.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 83 страницы
2490 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 87 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg